Ой, Вань, смотри...
На прошлой неделе почему-то мне опять попались в руки пара книг о нем, прочла с удовольствием хоть и не в первый раз.
Делюсь некоторыми выдержками, для напоминания, для обзора, да и вообще просто, так захотелось.
Здесь много буков. Готовьтесь.
Думая, как же лучше составить этот непростой материал, выбор пал так:
из опубликованных событий жизни все ноябрьские фрагменты, может быть, было бы лучше выбрать не ноябрь, а июль, но тем не менее…
вот что вышло:
17 ноября
но, 43 года назад (в 1967 году) состоялась премьера спектакля "Пугачев" с Высоцким в роли Хлопуши.
Всякая роль Высоцкого в постановках Театра на Таганке была неожиданной: неожиданной, что он ее играет; неожиданной, как он играет; неожиданной по успеху — восторженному приему зрителей. В 1967 г. он имел огромный успех в роли Хлопуши в драматической поэме Есенина «Пугачев»
К.В. Рыжов
В один из вечеров гостей Московского кинофестиваля, среди которых была и Марина Влади, привели в Театр на Таганке. Шел спектакль "Пугачев" с Владимиром Высоцким в роли Хлопуши. Марина была потрясена игрой Высоцкого. После спектакля в ресторане Марина Влади и Высоцкий оказались в одной компании.
1967-осень, выход кинофильма "Вертикаль" (режиссеры С. Говорухин и Б. Дуров)
с Высоцким в роли радиста Володи, с песнями Высоцкого.
6 ноября 1968 года
Директору театра на Таганке
Дупаку Н. Л.
Заявление
Я считаю, что сегодняшнее мое выступление на сцене в роли Хлопуши – просто
издевательство над моими товарищами и над зрителем. Ничего, кроме удивления и досады,
моя игра не может вызвать. Я нахожусь в совершенно нерабочем состоянии. У меня нет
голоса. Я прошу принять срочные меры по вводу новых артистов на роли, которые играем я
и Губенко. В противном случае наступит момент, когда мы поставим театр в очень трудное
положение.
Высоцкий.
1970, 1 декабря – состоялась регистрация брака с Мариной Влади.
Дай Бог нам всем быть так преданным своим идеалам.
«Владимир, или Прерванный полет» очень эмоциональная книга.
29 ноября 1971, - вышла в свет премьера спектакля "Гамлет" в Театре на Таганке с Высоцким в главной роли.
Подробнее про «Гамлета». «Гамлета» репетировали два года.
«У меня был совсем трагический момент, когда я репетировал Гамлета. Почти никто из окружающих не верил, что это выйдет. Были громадные сомнения, репетировали мы очень долго. И если бы это был провал, это бы означало конец не моей актерской карьеры, потому что ты можешь, в конце концов, сыграть другую роль, но это был бы конец для меня лично как для актера, если бы я не смог этого сделать. Но, к счастью, так не случилось. Но момент был... прямо как на лезвии ножа. Вот я до самой последней секунды не знал, будет ли это провал или это будет всплеск. "Гамлет" - бездонная пьеса».
Съемка ТВ г. Грозного, 1978 г.
" ...Гамлет - любимая роль. Нелегко она мне далась, да и теперь выкладываешься каждый раз на пределе. Иногда, кажется: нет, это в последний раз, больше не выдержу... Я не играю принца Датского. Я стараюсь показать современного человека. Да, может быть,- себя. Но какой же это был трудный путь к себе!.."
"Комсомолец Татарин" 16.10.1977.
В 1973 году состоялась первая поездка за границу (Франция).
1975 год.
Из книги Марины Влади:
«Семьдесят пятый год. Мы в дороге к Южной Америке. Первая посадка в Мадриде. Франко еще у власти. Аэропорт похож на все остальные, и, если бы не какая-то поломка в моторе самолета, это была бы обычная посадка. Мы едем в Мексику в компании Клодины - знакомой актрисы.
Шесть часов мы ждем в аэропорту, пока починят самолет, и все это время Клодина уговаривает нас лететь другим рейсом. Она так нервничает, что мы соглашаемся. Пассажиры садятся в самолет, и мы остаемся одни. Наши места забронированы на завтра. В аэропорту не осталось ни полиции, ни таможенников - уже очень поздно. Карабинер, который провожает нас к выходу в город, бросает рассеянный взгляд на все три паспорта и говорит: "До завтра. Буэнасночес".
Мы удачно проскочили, учитывая то, что у тебя нет визы в Испанию. Мы здесь как бы контрабандой. Этакие сбежавшие школьники. Все тебе нравится: старый город, где мы ужинаем, гуляющие люди, вышедшие подышать после жаркого дня, ресторан "Фламенко", где мы сидим до самого утра и слушаем песни.
Гортанные звуки испанских песен очень похожи на цыганский романс. Я с трудом увожу тебя оттуда, чтобы успеть поспать хотя бы несколько часов, прежде чем осмотреть завтра Прадо.»
«Мы возвращаемся в аэропорт и, немного нервничая, сразу направляемся с паспортами в руках к полицейскому посту. Наша подруга, хорошо говорящая по-испански, проходит первая. У полицейского глаза лезут на лоб: ни в одном из паспортов нет нужной печати. Для нас, француженок, это не имеет большого значения, но твой паспорт - весь красный, с серпом и молотом - просто жжет ему руки. По его обезумевшему виду мы понимаем, что сейчас начнется скандал, и, говоря все хором, пытаемся объяснить, что сломался самолет, что было поздно, что нам срочно нужно в Мексику. Мы так стараемся, что ошалевший карабинер, оглядевшись вокруг, вталкивает нас в зону вылета и вполне логично шепотом делает вывод: "Нет визы на въезд - нет и визы на выезд".»
Кстати, этот рассказ Влади напоминает одно из приключений наших нынешних всем известных путешественников… :)
Вадим Туманов.
«Он схватил два листа бумаги и предложил: «Давай напишем по сто человек, кто нам неприятен».
Мы разошлись по разным комнатам. Свой список он написал минут за сорок, может быть, за час, когда у меня было только человек семьдесят.
Шестьдесят или семьдесят фамилий у нас совпало. Наверное, так получилось оттого, что многое уже было переговорено. В списках наших было множество политических деятелей: Гитлер, Каддафи, Кастро, Ким Ир Сен, только что пришедший к власти Хомейни... Попал в список и Ленин. Попали также люди, в какой-то степени случайные, мелькавшие в эти дни на экране. Что интересно – и у него, и у меня четвертым был Мао Цзэдун, четырнадцатым – Дин Рид.»
1977
Из книги Марины Влади:
Из американского концерта:
"Я думаю, - говорит он еще, - что поэзия не знает границ, что проблемы, которые меня волнуют, точно так же волнуют всех других. Я хотел бы, чтобы люди узнали еще одну грань творчества в моей стране - авторскую песню. Я хотел бы также надеяться, что языковой барьер не будет слишком большим препятствием для понимания. Больше всего я люблю петь для моих друзей, на суд которых я выношу каждую новую песню. Здесь я тоже надеюсь найти друзей.
Любому артисту необходимо работать для людей, постоянно открывая для себя новое повсюду в мире. Мой театр приедет в ноябре в Париж. Я надеюсь, что когда-нибудь мы приедем в Мехико".
Этот текст настолько не нуждается в комментариях, что передача проходит без интервью. Ты поешь, как всегда, не щадя сил. И телефонная станция телевидения буквально разрывается от звонков восхищенных зрителей. За часы завоевал публику всего Мехико.»
«В западной части Карибского моря у полуострова Юкатан, мексиканском острове Козумель (Cozumel), – он пребывал в чудесном расположении духа. В свои тогдашние 39 лет в письме к Бортнику он дурачится, как мальчишка:
"А знаешь ли ты, незабвенный друг мой Ваня, где я? Возьми-ка Ваня, карту или, лучше того – глобус! Взял? Теперь ищи, дорогой мой, Америку... Да не там, это, дурачок, Африка. Левее!.. Вот... именно. Теперь найди враждебный США! Так. А ниже – Мексика. А я в ней...
Здоровье моё без особых изменений, несмотря на лекарства и солнце, но я купаюсь, сгораю, мажусь кремом и даже пытаюсь кое-что писать. Например:
Чистый мёд, как нектар из пыльцы,
Пью и думаю, стоя у рынка:
Злую шутку сыграли жрецы
С золотыми индейцами Инка.
Они, дураки, предсказали, что придёт спасатель с бородой и на лошади. Он и пришёл Фернандо, который Кортес со товарищи. И побил уйму народу – эдак миллионов десять. Прости, Ванечка, за историю с географией..."
http://v-vysotsky.narod.ru/statji/2003/Vysotsky_v_LatAmerike/text.html
Высоцкий дает много концертов в Париже. И в этом же году выходит третья французская пластинка Высоцкого - "Натянутый канат".
«Венгрия, конец семьдесят седьмого года. мы должны снять единственную нашу с тобой сцену в фильме. Режиссер Марта Месарош дает тебе маленький эпизод. Мы оба рады - ведь мы еще никогда не снимались вместе. Но вскоре это становится не так весело, потому, что у тебя только два дня свободных, а нелетная погода отнимает у нас еще и ночь. Мы уже много недель не виделись. За это время столько всего накопилось...
Ровно в пять тридцать поезд подходит к вокзалу. Я в шубе, но страшно мерзну, может быть, просто не выспалась. Я вижу тебя в конце платформы - бледного, с двумя огромными чемоданами, которые я не узнаю. Ты улыбаешься мне и в отчаянии киваешь на потрясающей красоты негритянку, которая выходит из вагона следом за тобой. Она - из джазовой группы, приехавшей на гастроли в Будапешт. Вы с ней целую ночь проболтали в поезде. И конечно, ты не в силах сопротивляться женскому очарованию! Мне все же удается изобразить улыбку, и, так и не обняв тебя, я иду рядом в компании этой красавицы до дверей вокзала.»
Из книги Марины Влади
1978, ноябрь - участие в альманахе "Метрополь".
Из книги Марины Влади:
«Мы в Париже, это семьдесят восьмой год. Я смотрю по телевизору передачу об охоте на волков с вертолета. В фильме, снятом в Сибири, показано, как уничтожают стаю волков. Обезумевшие животные стараются зарыться в снег, поднимают искаженные отчаянием морды к ревущим машинам, откуда дождем льется смерть. Вскоре снег покрывается длинными кровавыми дорожками. Почти никто не уцелел в этой бойне.
По телефону я пересказываю тебе фильм. Ночью ты пишешь песню "Охота с вертолета" - продолжение и в каком-то смысле заключение "Охоты на волков".»
1979
Из книги Марины Влади:
«Однажды вечером ты возвращаешься поздно, и по тому, как ты хлопаешь дверью, я чувствую, что ты нервничаешь. Я вижу тебя из кухни в конце коридора. Ты бросаешь пальто, кепку и большими шагами направляешься ко мне, потрясая какой-то серой книжкой. "Это слишком! Ты представляешь, этот тип, этот француз - он все у меня тащит! Он пишет, как я, это чистый плагиат! Нет, ты посмотри: эти слова, этот ритм тебе ничего не напоминают? Он хорошо изучил мои песни, а? Негодяй! И переводчик мерзавец, не постеснялся!"
Мне не удается прочесть ни слова, ты очень быстро пролистываешь страницы. Потом начинаешь ходить взад-вперед по квартире и, ударом ладони подчеркивая рифмы, ты цитируешь мне куски, которые тебя больше всего возмущают. Я начинаю хохотать, я не могу остановиться. Задыхаясь, я наконец говорю, что от скромности ты, по-видимому, не умрешь и что тот, кто приводит тебя в такое бешенство, не кто иной, как наш великий поэт, родившийся почти на целый век раньше тебя, - Артюр Рембо. Ты открываешь титульный лист и краснеешь от такого промаха. И, оставив обиды, ты всю ночь с восторгом читаешь мне стихи знаменитого поэта.»
Ноябрь восемьдесят пятого года. Мне только что сообщили, что памятник
установлен.
М. Влади
Юрий Любимов
О его мощи я вам приведу один случай. В выходной день мы приехали на КАМАЗ всем театром. Вышли и пошли по улице в дом, где мы должны были жить. Все строители открыли окна - улица длилась километр - выставили магнитофоны - и звучали весь километр его песни на полную мощь. И он шел по городу, как Спартак. Вот какова сила этого таланта, и вот почему он вызывал, конечно, раздражение многих мелких людей.
"Я не пишу для определенной категории
зрителей, - говорит он, - я стараюсь затронуть душу людей вне зависимости от их возраста, профессии, национальности. Я не люблю легких песен. Я не люблю, чтобы на моих концертах люди отдыхали. Я хочу, чтобы моя публика работала вместе со мной, чтобы она творила. Наверное, так установилась моя манера. Моя песня - это почти крик".
Выступления Владимира Высоцкого в ноябре с 1969 -1979
не претендуя ни на какую статистику, а обзорно, так сказать штрихи, из сохранившихся (в основном московских) публикаций о концертах Высоцкого.
Алтай. Перевал имени В.С.Высоцкого
Сложная тема, сложное отношение, все так сложно... и, одновременно, а чего тут, все понятно. Судьба человека, гениального человека.
Такие люди есть ли сейчас?, пожалуй, не возьмусь назвать имен среди авторв-исполнителей, но среди альпинистов да, пожалуй есть гениальные по силе, по отношению с миром люди. Они умеют предвидеть умеют тонко чувствовать изменяющуюся ситуацию, «формулы успеха» у них у каждого своя, но, наверное, какая–то есть формула, единая для всех. Только кто-то ее чувствует тонко, а кто-то вовсе не замечает. В одной из замечательных книг о восхождениях было написано:
«спросят: как перейти жизнь?
отвечайте: как по струне через бездну –
красиво, бережно и стремительно»
Листы сада мори.Зов.
243
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
А те, кто решит, что это спам - они смотрели невнимательно)))). Третья фотография.))))))
На Риске с...и продают...
Специально дал ссылку на Платова, думал, почувствуете разницу. Не почувствовали, жаль. Отсутствие соизмерения стало проблемой общества.
Высоцкий наркоман и алкоголик, и жизнь кончил на этом. В Вашем хоре восхвалений что-то неестественное и оскорбительное для самого Высоцкого и для светлой части его творчества. Нормальные ценители понимают, что часть эта не такая большая, как это раздуто теми, кто решает свои задачи, используя нездоровый ажиотаж вокруг его творчества. Даже не творчества, а имени, приглядитесь повнимательнее.
Как и Сахаров с Солженицыным, не был он ни совестью страны, ни пророком. Жил, пел, закладывал за воротник, наркоманил. Совершенно хамским образом насмехался над обывателем, фиглярствовал. Ничего особенного, все как обычно.
Комментируемая статья- спам на сайте, позвольте мне высказаться так. Заметьте, я первый не начинал.
А насчет хижины- не пойду, чтобы не создавать проблем для настоящих работников. Буду сидеть дома в тулупе на печке.
С уважением Карпов Анатолий Григорьевич
Кто Вы такой и где мы находимся, чтобы Вы предлагали мне уйти?
С уважением Карпов Анатолий Григорьевич
это не приглашение к дискуссии.
Раздражаете - констатация факта
Уйдите - просьба
Пожалуйста - попытка остаться вежливым, несмотря на эмоции.
Мне жаль, что Вы заморачиваетесь по такой мелочи, как отношение Карпова к фигляру, алкоголику и наркоману. Плюнули бы Вы и не портили себе настроение из-за того, что у кого-то другой взгляд на Вашего обожаемого. Ведь нам, альпинистам, такое не к лицу.
Уйдите- еще раз спрашиваю, кто Вы такой, чтобы предлагать мне такое? Представьтесь, может, я уйду из уважения к Вам, или испугавшись Вас.
"попытка остаться вежливым, несмотря на эмоции"- какой, Вы, однако, сердитый...
Карпов Анатолий Григорьевич
отдали бы целую пачку трезвенников.
Я бы даже некурящих трезвенников отдал, даже парочку семьянинов впридачу.
ЗЫ (я сам-не курю-бросил) :))
И я не курю с 8 марта 1986г. Перебрал в иглу с приятелями.
Я не заморачиваюсь на ваше отношение к человеку, на песнях которого вырос я и многие другие. Мне абсолютно все равно как вы к нему относитесь. Не надо плевать на чужую светлую память. Вас ведь никто не просит его любить. Побудьте где-нибудь в сторонке, может тогда вас примут за образец трезвого и мудрого альпиниста.
теперь про "представьтесь". даже если допустить мысль, что я хожу и представляюсь каждому неприятному мне человеку, с чего вы взяли, что "Карпов Анатолий Григорьевич" в инете что-то большее, чем Анонимов Аноним Анонимыч? Воспользуйтесь яндексом для интереса хотя-бы, уверяю вас мое короткое Dreki, которое вы даже прочитать не можете не исковеркав, говорит гораздо больше, чем ваше ФИО
>С уважением Карпов Анатолий Григорьевич
"- Я воевать не пойду никуда! - вдруг хмуро тявкнул Шариков в шкаф. " - Вы анархист - индивидуалист? - спросил Швондер, высоко поднимая брови.
- Мне белый билет полагается, ответил Шариков на это... "(C)
Вы поступаете хуже, рассуждая о том, чего не понимаете,
в кампании людей, которым это слушать противно.
Минимальное хотябы чувство меры и такта должно быть даже у абсолютных трезвенников.
Вы хотите мне растолковать, что на http://www.risk.ru/users/n-shy/13743/#c111040 собирается своя компания, или, по крайней мере, по приглашению?
Я достаточное количество лет отзанимался альпинизмом, совершил достаточное количество восхождений разных, в том числе и достаточных категорий сложности, проплыл на парусно-весельной лодке по Волге и водохранилищу достаточное количество километров. Я считал, и сейчас считаю, что этот сайт в том числе и для меня, тут все могут свободно высказать свое мнение по любому вопросу тематики сайта, не так ли, уважаемые Хрон и КостиНа?
Алкоголик и наркоман не может считаться нормальным человеком, это общественно опасная личность. В силу своей ненормальности он может оказать нездоровое влияние на окружающих, нормальным людям его надо сторониться. Нельзя пропагандировать его самого, его творчество. И уж тем более, на Риске. Я корректно и сдержанно высказываю свое мнение, непонятно, почему Вам это не нравится. Хвалить ненормального человека большее зло. Почему бы Вам и Вашей компании не переместиться на другой сайт, где на мешают восхищаться Мейерхольдом с его ненормальной ориентацией, продажным Сахаровым и лживым Солженицыным, и не делать замечания в некорректной форме незнакомому человеку.
С уважением Карпов Анатолий Григорьевич
********
Ты их в дверь, они- в окно :))))
И наркоманов тоже.
Если бы они были такими как Высоцкий, ну хоть бы большинство, так за алкоголизм и наркоманию в нашем обществе бы премию выдавали. И записали бы в вид спорта не хуже альпинизма.
Вспомнился анекдот:
- Друзья! Я Гей!
- А ты что, поешь как Элтон Джон?
- Нет...
- Может, как Боря Моисеев?
- Нет...
- Э, батенька, тогда ты пидар...
Алкоголиков, многоженцев, наркоманов.
А вот добродетельных трезвенников среди талантов и гениев что то не припомню.
Если взял я гитару в руки,
Я о многом тебе расскажу
И любви нашей трепетной звуки
На мелодию я положу.
Расскажу о друзьях моих лучших,
О подругах ,слегка нараспев ,
И в глазах твоих ревности лучик
Задрожит, убежать не успев.
Расскажу о Высоцком Володе,
Окуджавские песни спою...
Как любили их в нашем народе!
И я тоже любил.И люблю!
Если взял я гитару в руки,
Я уйду от житья суеты.
Вспомнив речи ,свиданья,разлуки,
Потихоньку раскроешься ты.
У тебя, моей нежной и милой,
Засверкают слезою глаза.
Вдохновлённый такою картиной,
Я небрежно откинусь назад.
Ты забудешь печали, сомненья,
Ты за песней моею пойдёшь
И, как молнией,как озареньем,
Поцелуем меня обожжёшь.
Если взял я гитару в руки,
Для тебя и меня ,как эфир,
Улетучатся скуки и муки,
И любовью наполнится мир!
Ю.Евсеев. 2009г.
Спасибо!
Спасибо!
И зубы скалить по всякому поводу он был мастер еще тот...
"кто не знает прошлого, у того нет будущего"
как-то так:) Спасибо
*
да с чего Вы взяли, что он сломался?
он жил как жил.
Меня сомненья - черт возьми! -
Давно буравами сверлили:
Зачем мы сделались людьми?
Зачем потом заговорили?
Зачем, живя на четырех,
Мы встали, распрямили спины?
Затем - и это видит бог -
Чтоб взять каменья и дубины.
Мы умудрились много знать,
Повсюду мест наделать лобных,
И предавать, и распинать,
И брать на крюк себе подобных.