В ледовом хаосе Чимгена.

Пишет Leb, 18.09.2011 19:21

В ледовом хаосе Чимгена. (Альпинизм, комплексная экспедиция маи на китайский памир, кызылсель, китайский памир, конгур, маи)

Краткий отчет об экспедиции - ну совсем не пишется! Ну не идет - и всё тут.
А вот маленькие, но яркие эпизоды... Вот почему то именно их вспоминать приятно.

Наша акклиматизация перед восхождением на Музтаг-Ату включала (по плану) два восхождения на шеститысячники - на пики Кызылсель (6525) и Кокосель (6858). К началу траверса пика Кызылсель мы подошли с востока по леднику Южный Чимген. Там фантастический ледопад. Очень красивый, один из самых-самых в Кашгарских горах.

Место это находится к югу от Конгура (7719). Когда говорят о южных склонах Конгура или о маршруте на эту вершину с юга, то чаще всего имеют в виду его юго-западную сторону, которая легко достижима от озера Каракёль. А вот его настоящую южную сторону со времен Клармонта Скрина (1924) видело исключительно мало людей. Китайцы крайне неохотно выдают иностранцам разрешения на посещение этого района.

Однажды я обсуждал эту проблему со Львом Иоффе, и он рассказал, что к юго-востоку от Конгура живут потомки кушан, которые стоят на традиционных ценностях, недоброжилательно относятся к современным властям и к приезжим иностранцам. Поэтому путешествовать там опасно.

Это было в 2002 г. Приехав домой, я потом долго разбирался, кто такие кушаны и кто их потомки. Похоже, что потомков у них не осталось, или наоборот, к потомкам их можно отнести добрую половину населения Центральной Азии. Что касается Клармонта Скрина, то описывая свои путешествия к востоку от Конгура, он писал исключительно о киргизах. Мне тоже кажется, что это киргизы.

Но ведь где-то Лев о кушанах вычитал... Интересно, где?

Пару лет назад киевский турист Дмитрий Шаповалов полностью пересек всю эту область и выехал на восток к пустыне Такла-Макан, к Янгигисару. Свое путешествие он закончил в полицейском участке, откуда его с трудом вызволил его кашгарский туроператор. Вот такой риск там действительно существует.

В летовке Согато, которая расположена недалеко от места слияния ветвей ледника Чимген, киргизы очень гостеприимны.

Более того, они меня помнят. "Это тот русский, который приходит снизу, и каждый раз уходит в никуда и не возвращается", - наверно как о так они обо мне говорят, ведь выхода из камер ледника Чимген, с точки зрения простого человека, не существует.

А вот внизу, на подходе к леднику Чимген мы подверглись "агрессии". Нас атаковали байкеры. Всё мужское население самого верхнего кишлака село на мотоциклы и окружило нас, потребовав предъявить паспорта.

Паспорта мы им предъявили и сказали, что идем фотографировать южные склоны Конгура. Они отпустили нас, но что то мне подсказывает об исключительной удачности нашей легенды. Почти уверен, что они ждали нашего возвращения, чтобы сдать нас в полицию.

Но не дождались - траверс Кызылселя (6525) открывал нам дорогу в совершенно иную горную область...
Конечно же это никакая не агрессия, думаю, что староста кишлака просто исполнил навязанные ему полицией обязанности.

Однако вернемся к горам, вот он какой Конгур с юга:

А вот, где всё это находится. На карте указаны даты наших ночевок. Все последующие фотки относятся к красному фрагменту трека, то есть к 5 августа. Так мы отпраздновали прибытие группы Волкова в Китай ! Ура!

Впереди пик Кызылсель (6525), а на переднем плане - ледопад южной ветви ледника Чимген.

Пройти то надо всего ничего - от подножия до осыпи над скалами:

Всё ближе, ближе...

И вот началось.

Сначала лестница из ледовых стенок:

Потом входим в котлы.

* Котлы - это широкие разломы ледника, дно которых покрыто обломками льда.

Стены у котлов не монолитные, а состоят как бы из ледового конгломерата.

Это гиблые места. В котлах всё подвижно. Сверху падает лед, и под ногами в любой момент может разверзнуться трещина.

Наконец, в лучах уже заходящего солнца мы увидели, что вот-вот выйдем на осыпь...

Ледопад прошли: Андрей Жаров, Иван Жданов, Юрий Максимович, Андрей Лебедев (рук.), Алексей Тимошенков, Игорь Штык. Это было 2-е прохождение. Первое прохождение осуществлено летом 2000 г. командой МАИ в составе: Андрей Лебедев (рук.), Отто Чхетиани (зам. рук.), Илья Геров, Борис Малахов и Пётр Рыкалов.

Фото Андрея Жарова и Ивана Жданова (3 фото, отмеченные сверху звездочкой *).

Комплексная экспедиция МАИ на Китайский Памир.
Благодарим компании Marmot, Black Diamond и День Сурка за огромную поддержку в организации экспедиции.

Ссылки:

1. А. Лебедев. Краткий отчёт о комплексной экспедиции МАИ на Китайский Памир летом 2011 г.

я этим кыргызам, Андрей, в 2005 высылал фото :).Адреса точного не было, писал в конце получателя: "Аксакалу айыла Согато" английской транскрипцией и просил поделить честно "ак ниетту". Может все же дошли фото, раз гостеприимные и помнят?
А ледопад -знатный.

Андрей !
А на каком языке вы с ними объяснялись ? Просто интересно, как вы поняли, что они требовали паспорта, а вы им объясняли про фото южных склонов. Поделитесь опытом. Просто интересно, поскольку регулярно попадаю в такое же.

На языке жестов + 20 киргизских слов, которые мы знаем + 20 английских слов, которые знают они.

В общении с властями разных мастей мы включаем дурачка и тянем время, пытаясь отделаться сначала простыми документами, а уж потом выкладывая поочередно разные более сильные бумаги. В момент, когда они начали показывать свои паспорта (т.е. карточки с индивидуальным номером), мы поняли, что дурака валять больше не стоит, и начали доставать паспорт Тимошенкова. Доставали его из рюкзака долго и трудно и потом долго распаковывали его, отдирая скотч (он был герметично упакован).

В результате этим и ограничились. Других паспортов уже не потребовалось. :)

Про фото еще проще. Я тыкал пальцем сначала в фотик, а потом в Конгур и приговаривал: "фото, фото...". :)

:-)
Да, доказано экспериментально. Работает.
Кстати, последовательность действий - "дурак", ..., "важные бумаги", пожалуй, самая правильная. Обратная последовательность работает хуже.

Круто! Мощно. А фотки... Ждем с нетерпением полного отчета и СЛАЙД-ШОУ!!! =)