Страховочные устройства: проблемы и решения.
Снова и снова, из-за ошибок страховки, в альпинизме и скалолазании происходят тяжелые аварии. Чтобы противодействовать ошибкам «человеческого фактора», были разработаны полуавтоматические страховочные устройства, часто называемые «автоблокирующими», но они, в свою очередь, вызвали новые проблемы. Немецкая комиссия по безопасности информирует о произошедших авариях и обсуждает достоинства и недостатки страховочных устройств разного типа.
Вручную или автоматически?
Какое страховочное устройство лучше всего? Обсуждение этого вопроса – настоящая религиозная война. Одни горячо ратуют за полуавтоматы – такие как Cinch или Grigri, другие яростно выступают против, считая такие устройства источником аварий. Действительно, только за 2009/2010 годы DAV зафиксировала 7 аварий при страховке через Cinch, не говоря уже о многочисленных авариях с гораздо более распространенным Grigri. Тем не менее, трагические случаи происходят и при страховке через традиционные динамические устройства – восьмерки, стаканы и HMS (узел УИАА). Сколько таких аварий удалось избежать, благодаря использованию полуавтоматов, просто невозможно установить. Для лучшего понимания преимуществ и недостатков этих классов страховочных устройств, напомним особенности их работы.
Полуавтоматические страховочные устройства останавливают или притормаживают падение независимо от силы страхующего. По требованию стандарта УИАА, такие устройства, должны срабатывать, даже если страхующий рефлекторно выпустит веревку из рук, например, из-за столкновения со скалой при рывке или попав под камнепад. И все же, для надежной страховки через полуавтомат, не рекомендуется выпускать из рук страховочный конец веревки. (Кстати, ни одно выпускаемое на сегодняшний день полуавтоматическое страховочное устройство не сертифицировано на соответствие упомянутому стандарту УИАА-129). У большинства полуавтоматических устройств блокировка срабатывает при быстром проскальзывании веревки или резком ее рывке. Если сильный рывок отсутствует, например, при большом трении веревки о рельеф или удержании рукой входящей в устройство ветви веревки, то блокировка может и не сработать. В этих случаях для ее срабатывания необходимо с некоторым усилием держать тормозящей рукой страховочный конец веревки, выходящий из устройства.
С другой стороны, слишком легкое срабатывание блокировки становится неудобным на практике, если необходимо быстро выдать веревку лидеру, например, при вщелкивании в промежуточную точку страховки. В этом случае необходимо кратковременно отключить блокировочный механизм, что при неправильной технике работы с устройством, может легко привести к аварии. Поэтому, для нижней страховки через полуавтоматическое устройство жизненно важно владеть техникой быстрой выдачи веревки, позволяющей при срыве лидера в этот момент надежно остановить падение.
Работа динамических страховочных устройств – таких как восьмерка, «стаканчик» или HMS, очень сильно зависит от силы страхующего. При определенных обстоятельствах, удержать сорвавшегося лидера возможно, только обладая сильной хваткой рук. Особенно опасно сочетание использования слабым страхующим тонкой веревки и страховочного устройства с небольшой степенью торможения!
Кроме того, эффективная страховка для большинства динамических устройств зависит и от положения тормозящей руки (например, при страховке через «стакан», размещенный на беседке, тормозящая рука должна находиться ниже страховочного устройства). Опытный страхующий может регулировать положением руки степень торможения для того, чтобы быстро выдать необходимую длину веревки или мягче удержать срыв легкого лидера. Но в итоге страхующий все равно должен вернуть тормозящую руку в правильную позицию, даже если рывок страховочной веревки поднимает его вверх или бросает на стену. Если страховочный конец веревки будет выпущен из руки или степень торможения окажется, из-за неправильного положения тормозящей руки, слишком мала - авария неизбежна.
Статистика использования страховочных устройств.
В 2009 году DAV и спортивный институт г. Кельна провел опрос 1038 немецких альпинистов и скалолазов. Итоги: 92 % опрошенных используют динамичные устройства страховки, в том числе: 56 % предпочитают «стаканы», 25 % - узел УИАА и 15 % восьмерку. Лишь 8 % опрошенных используют полуавтоматы (7 % Grigri, и 1 % Cinch). Интересно, что 55 % скалолазов учились страховать через узел УИАА. Полуавтоматы используются в основном, тремя группами пользователей:
·Люди, опасающиеся допустить ошибку, особенно случайно отпустить страховочный конец веревки (неопытные страхующие, дети и юноши).
·Страхующие, которые намного легче своих партнеров. Их очень сильно подбрасывает рывком при срывах. Часто более легкие страхующие имеют небольшую силу рук и при использовании полуавтоматов, они могут сконцентрироваться на точной работе с веревкой, без необходимости изо всех сил стискивать ее рукой.
·Люди, страхующие партнеров, часто зависающих для отдыха на промежуточных точках страховки. Комфорт блокирующихся страховочных устройств в этом случае весьма ценен.
Примеры аварий из-за неправильного использования страховочных устройств.
·При спуске «парашютиком» с использованием «стакана», страхующий не удержал скалолаза и уронил его с высоты 8 метров на пол зала. Рука страхующего, держащая страховочный конец, находилась выше устройства. Скалолаз получил тяжелые переломы ног.
·В DAV отмечено 2 случая, в которых степень торможения «стаканчика» оказалось недостаточной, несмотря на правильное положение рук при страховке: В одном случае падение удалось лишь слегка притормозить, но не удержать полностью, в другом, из-за использования тонкой веревки при спуске дюльфером, катастрофы удалось избежать лишь благодаря самостраховке прусиком.
·В трех случаях, страхуя через «стаканчик» или узел УИАА, страхующие девушки роняли своих более тяжелых партнеров на пол на скалодромах.
·Используя узел УИАА, страхующий защемил себе пальцы между веревкой и карабином и выпустил страховочный конец веревки. Перехватив рефлекторно веревку выше узла, он все же смог несколько затормозить падение, но при этом обжег руки. Скалолаз, упав на пол зала, отделался легкой контузией.
·В ряде случаев, благодаря использованию полуавтоматических устройств, удалось избежать тяжелых травм. Пример: скалолаз сорвался с высоты 13 м над землей. Намного более легкий страхующий стоял слишком далеко от стенда, и рывок веревки бросил его на стенку. При этом он полностью выпустил из рук страховочную веревку. Благодаря сработавшей блокировке Cinch`а, сорвавшийся скалолаз, пролетев почти до земли, отделался легким испугом, а страхующий при столкновении со стеной лишь разбил себе нос.
·В 2009 году дважды отмечались падения из-за прижатия рычага Grigri в момент выдачи веревки. Оба упавших получили переломы ног.
·За 2009 и 2010 года в DAV отмечено 7 аварий при страховке через Cinch, причем при участии очень опытных людей. В некоторых случаях устройство не заблокировалось, хотя выходящий из устройства страховочный конец и контролировался рукой. Страхующие получили ожоги рук, упавшие – переломы ног и позвоночника.
Анализ причин аварий
Сотрудник цюрихского альпинистского клуба „Gaswerk“ Вальтер Бричги провел наблюдение за случайно выбранными 180 страхующими различной квалификации. Итог исследования оказался настораживающим: 50 % скалолазов страхуют с ошибками! Наблюдаемые отчасти неправильно работали со страховочным устройством, отчасти на доли секунды выпускали страховочную веревку из рук. Кроме того, обнаружилось, что наблюдаемые или все время страховали правильно, или раз за разом повторяли свои ошибки. Человек оказывается рабом своих привычек и по отношению к технике страховки.
Проанализировав произошедшие аварии, Бричги пришел к выводу, что ни одну из них нельзя объяснить тем, что страхующий просто «прозевал» срыв напарника. Причины лежат, скорее, в ошибочном использовании страховочных устройств. С одной стороны, это происходит из-за недостаточных знаний, с другой – из-за усвоенных ошибочных привычек, таких как полное освобождение страховочного конца веревки или недостаточно надежное его удержание.
Выводы Вальтера Бричги:
· В основе безопасной страховки лежит правильная работа со страховочным устройством.
· Одного внимательного наблюдения за напарником на маршруте недостаточно.
· Выбор страховочного устройства играет второстепенную роль.
По оценке Бричги, по меньшей мере, треть начинающих учится технике страховки у своих друзей. При этом важно не только компетентность обучающих, но и их количество. Двоих человек – скалолаза и страхующего – однозначно, слишком мало! Для контроля и подстраховки новичка - страхующего обязательно требуется еще один человек. Обучение хорошей технике страховки требует немалого времени и пока не выработается безошибочная реакция, в том числе, в стрессовых ситуациях, контроль и исправление погрешностей в технике необходимы. По понятным причинам, лезущий трассу скалолаз не в состоянии непрерывно контролировать действия своего страхующего.
Комиссия по безопасности DAV убеждена в том, что сократить число аварий в горах и на скалодромах можно прежде всего осознанием опасностей ошибок при страховке и качественным обучением технике страховки. К таким же выводам, независимо от DAV, пришли и преподаватели итальянской школы альпинизма CAI. Комиссиями по безопасности этих школ в сети опубликованы видеоуроки, демонстрирующие приемы работы с страховочными устройствами.
Три правила безопасной страховки
Вальтер Бричги сформулировал три правила, которые всегда должны соблюдаться для надежной страховки:
·Правило торможения рукой: как минимум, одна рука должна всегда охватывать страховочный конец веревки, выходящей из страховочного устройства, по меньшей мере, тремя пальцами. Это правило в полной мере справедливо и для полуавтоматов.
·Правильная механика торможения: в процессе страховки должно обеспечиваться нормальное функционирование страховочного устройства. Веревка должна быть правильно заправлена в устройство, тормозящая рука должна находиться в соответствующем положении. Например, для «стаканчика», при нижней страховке тормозящая рука должна находиться ниже устройства.
·Правило рефлексов: естественные рефлексы человека не должны угрожать функционированию страховочного устройства.
Эти три правила можно сравнить с правилом трех точек опоры, например для трехногого стола. Ни одну из опор нельзя убрать, иначе стол упадет. Если не соблюдается одно из правил страховки, рано или поздно произойдет авария с человеком.
Логика трех правил позволяет, как под микроскопом, изучить страховочное устройство и технику работы с ним. При этом важно рассматривать все ситуации – выбирание и выдачу веревки, быструю выдачу веревки для вщелкивания в промежуточную точку страховки, спуск. Если одно из правил не соблюдается хотя бы в одной ситуации, необходимо пересмотреть технику работы или поменять само страховочное устройство.
Пользуясь этой логикой, рассмотрим далее различные модели страховочных устройств.
Полуавтоматические страховочные устройства.
Комиссия по безопасности DAV в 2010 году провела сравнительные испытания восьми самых распространенных моделей полуавтоматических страховочных устройств и представила свои выводы. Для большей наглядности здесь представлены также видеоролики, наглядно демонстрирующие приемы работы с этими страховочными устройствами.
Grigri: классика для знатоков
Рис.1
Благодаря огромной популярности, Grigri можно назвать «королем полуавтоматов». Аварии при страховке с этим устройством довольно часты, но если сопоставить их число с частотой применения, Grigri – не выделяется из общего ряда полуавтоматов.
Опасности: Устройство чувствительно к ошибочным рефлекторным действиям как при быстрой выдаче веревки лидеру, так и при спуске. Из-за фиксации блокировочного механизма (полного нажатия рычага), произошло уже немало аварий, в том числе, с весьма опытными скалолазами. Без дополнительного торможения страховочного конца веревки рукой, при маленьких падениях и большом трении в оттяжках или о рельеф, устройство блокировки не срабатывает, так как для этого надо преодолеть значительное сопротивление пружины рычага. Таким образом, правильная техника работы довольно сложна и не очень понятна интуитивно.
Типичные ошибки страховки с Grigri:
Рис.2
При спуске «парашютиком», страхующий слишком сильно нажимает на рычаг. Скорость спуска резко возрастает и человек рефлекторно еще сильнее рвет рычаг на себя, полностью разблокируя устройство. К сожалению, Grigri конструктивно подвержен паническому рефлексу. Другая ошибка – выходящий конец веревки не перекинут через щечку устройства, что сильно снижает степень торможения. Сочетание этих ошибок приводит в лучшем случае, к ожогу руки страхующего. В худшем случае, страхующий отпускает веревку, обжигающую ему руку и продолжает рефлекторно давить на рычаг. Последствия ясны.
Рис.3
На рис. 3 показано неправильное положение Grigri. В горизонтальном положении его держать нельзя, так как натянувшаяся при рывке веревка не поворачивает рычаг, и устройство не блокируется. Чаще всего такое положение получается, если карабин Grigri присоединен к беседке параллельно страховочному кольцу, подобно связочной веревке. Хотя в инструкции и указано, что карабин должен присоединяться только к страховочному кольцу беседки, это правило порой опрометчиво нарушается.
Другой источник проблем – при нижней страховке через Grigri довольно трудно быстро выдать веревку, Для облегчения жизни несознательные страхующие сжимают устройство в кулаке, постоянно удерживая блокировочный рычаг, как показано на рис. 3. При срыве, рука держащая Grigri рефлекторно сжимается, не давая сработать блокировке…
Чтобы ослабить действие панического рефлекса, ранее предлагалось в момент выдачи веревки, нажимать на рычаг лишь одним пальцем или ладонью, как показано на рис. 4. Однако первое правило – торможения рукой, при этом нарушается. Хотя бы на короткий момент, но рука не удерживает страховочный конец веревки, выходящий из устройства. Если срыв произойдет в этот момент, перехватить веревку практически невозможно.
Рис. 4
Более рациональный способ удержания Grigri показан на рис. 5. Страховочный конец постоянно удерживается в руке, блокировочный рычаг придерживается большим пальцем правой руки. Предложенный несколько лет назад этот «самодеятельный» способ (немцы называют его «метод Gaswerk») в настоящее время рекомендуется и изготовителем – фирмой Petzl.
Рис.5.
Демонстрацию приемов страховки через Grigri можно увидеть на роликах:
DAV
и CAI
Итог: Устройство достойно рекомендации при условии достаточной практики спуска «парашютиком» и работе методом „Gaswerk“ при нижней страховке. При правильной работе, это – вполне надежное страховочное устройство.
---------------------------------
Cinch: - не для чайников!
Рис. 6
7 аварий при страховке Синчем за год при относительно небольшой распространенности – это слишком много для случайности. Все аварии были вызваны ошибками при использовании устройства. Это можно объяснить коварной механикой работы с Cinch и опасной рекомендацией в инструкции производителя.
Опасности: поскольку при выдаче веревки для нижней страховки спусковой рычаг не используется, выдать веревку можно только в «открытом» положении устройства. Если держать Синч так, как показано в руководстве (рычаг с правой стороны и устройство находится ниже точки подвески), как показано на рис. 7, прямолинейное прохождение веревки сокращает трение почти до нуля. Даже при отчетливом рывке веревки, блокировки не происходит.
Рис. 7
До блокирования не доходит, даже если тормозящая рука придерживает страховочный конец веревки, как показано на рис.8! Страхующий при срыве в лучшем случае, отделается ожогом рукм, в худшем - «уронит» напарника.
Рис. 8
Устройство может блокироваться только если точка подвески находится ниже пустотелой оси Синча, или нагруженный конец веревки проходит перпендикулярно спусковому рычагу, как показано на рис. 9.
Рис. 9
Для страховки через Cinch, рекомендуется подвешивать его на беседку рычагом налево и удерживать его развернутым на 90 градусов, как показано на рис. 10. Веревка выдается при этом в левую сторону.
Рис. 10.
В режиме спуска трение веревки в устройстве очень незначительно, поэтому нужно рекомендовать дополнительный перегиб тормозного конца веревки через карабин.
Страховка через Cinch показана на видеороликах:
DAV
и CAI
Вывод: Очень сложное в работе устройство, имеющее высокий потенциал для аварий. Cinch крайне чувствителен к ошибкам при его использовании, поэтому его можно рекомендовать только после хорошей практики страховки.
----------------------------------
Eddy: идеально подходит для верхней страховки.
Рис. 11
Очень массивное устройство со сложным механизмом. Явным достоинством является «антипанический» механизм, не дающий возможности полного разблокирования при нажатии на рычаг «до упора». Веревка выбирается через «eddy» без всяких проблем, но быстро выдать ее довольно затруднительно.
Опасности: Для работы с устройством нужна некоторая практика. Для быстрой выдачи веревки, устройство плохо приспособлено, так как при этой операции одной рукой надо вытягивать веревку, другой удерживать блокировочный рычаг, а чтобы при этом еще и надежно контролировать выходящий из устройства конец веревки, нужна третья рука. Поэтому возможность ошибочного обслуживания очевидна.
Страховка через Эдди демонстрируется на видео:
DAV
и CAI
Вывод: Превосходное устройство для верхней страховки, подходит даже для детей и начинающих. Для нижней страховки устройство плохо приспособлено, так как или должен нарушаться принцип удержания веревки рукой, или страховка иногда становится крайне неудобной.
----------------------------------------------------------
Sum: сложен и коварен в использовании.
Рис. 12
Мало распространенное устройство. Из-за слабой пружины блокировка срабатывает уже при незначительной силе тяги. Поэтому быстрая выдача веревок толщиной более 10 мм, становится неудобной.
Опасности: Чтобы выдать веревку, страхующему нужно вытягивать ее по направлению к себе, удерживая при этом устройство в горизонтальном положении. Если повернуть устройство вертикально, блокировка при рывке веревки не срабатывает. Устройство обязательно должно иметь возможность свободно вращаться в карабине, иначе, при перекосе Sum в карабинах некоторых форм, блокировка перестает работать. Кроме того, к аварии может привести положение устройства поперек карабина, приводящее к нажатию на блокировочный рычаг. При выдаче веревки, открытие блокировочного механизма может привести к авариям, обусловленным паническим рефлексом. Эти опасные моменты показаны на видео:
Страховка через Sum демонстрируется на видеоролике DAV
Вывод: Из-за неочевидных тонкостей устройство потенциально опасно. Рекомендовать Sum можно только для опытных страхующих.
-------------------------------------------------------
Zap-O-Mat: креативный концепт
Рис 13.
По принципу действия, Zap-O-Mat очень похож на страховочное устройство Sirius фирмы TRE (в настоящее время Sirius выпускается фирмой Kong), но работает только с одинарной веревкой. (Оба устройства действуют по принципу «пластины гида» - за счет прижима входящей ветви веревки выходящей ветвью – прим. пер.) Особенность Zap-O-Mat в том, что порог срабатывания блокировки можно переключать, приспосабливая устройство к диаметру используемой веревки: толстая веревка – большое усилие срабатывания, тонкая веревка – малое усилие.
Опасности: сработает ли блокировка, зависит от позиции тормозящей руки. При использовании Zap-O-Mat тормозящая рука должна находиться ниже устройства, хотя производитель и допускает другую возможность. Чтобы выдать веревку, нужно потянуть устройство на себя, вследствие чего оно является подверженным авариям, обусловленным паническим рефлексом.
Страховка через Zap-O-Mat демонстрируется на видеороликах DAV:
1
и
2
Вывод: Некоторая зависимость от человеческих рефлексов и необходимость установки порога срабатывания требуют времени для освоения приемов безопасной работы. Приемлемое устройство для опытных страхующих.
-----------------------------------------------
Nine: много шансов ошибиться
Рис. 14
Мы тестировали прототип, предоставленный фирмой Salewa, который, впрочем, соответствует серийному устройству, выпускаемому в настоящее время. По принципу действия – стопорению веревки в клиновидной щели, Nine очень похож на Logic фирмы Cassin. На первый взгляд, устройство кажется примитивным, но на самом деле, все обстоит не так просто.
Опасности: уже заправка веревки в устройство вызывает некоторые затруднения. Мы насчитали 7 возможных вариантов заправки, причем некоторые из них являются опасными. Даже если заправка произведена правильно, остается вероятность того, что во время страховки веревка займет опасное положение, резко снижающее степень торможения. Если нарушается принцип торможения рукой, блокировочная функция срабатывает только случайно. В нашем испытании на способность к самоблокировке Nine сработал только после проскальзывания через устройство 176 см веревки. Способность к блокировке зависит также и от положения тормозящей руки. При разблокировании устройства степень торможения меняется очень резко, что является проблемой при переходе от страховки к спуску.
Страховка через Nine:
Вывод: Из-за перечисленных проблем, «девятку» можно рекомендовать только после длительной практики.
------------------------------------------------
Click-Up: функционирование зависит от используемого карабина
Рис. 15
Это – самое новое страховочное устройство из всех, рассматриваемых здесь. Страховка через Click-Up производится точно так же, как и через обычный стаканчик. Благодаря высокому усилию, необходимому для срабатывания блокировки, выдача веревки происходит без всяких проблем. Конструкция и исполнение устройства очень хороши, и работа с ним оставляет приятное впечатление.
Опасности: Из- за того, что блокировка срабатывает только при сильном импульсе, соблюдения правила торможения рукой особенно важно! Если тормозящая рука находится выше устройства, блокировочный механизм не срабатывает. Функционирование устройства зависит от применяемого карабина. При использовании сильно изогнутых D-образных карабинов блокировка не работает. Если карабин слишком тонок, при сильных рывках устройство заклинивается намертво и разблокировать его можно только после разгрузки. Поэтому при страховке должен использоваться только рекомендованный производителем карабин, идущий в комплекте с устройством.
Страховка через Click-Up демонстрируется на роликах:
DAV 1,
DAV 2
и CAI
Итог: К сожалению, функционирование устройства сильно зависит от формы и поперечного сечения карабина. При условии применения с рекомендованным карабином мини-HMS, Click-Up можно рекомендовать всем группам пользователей.
------------------------------------------------------
Smart: почти идеальное устройство.
Рис 16
Конструктивно Смарт очень прост и похож по принципу действия на описанный выше Click-Up. Карабин при рывке перемешается в щели и заклинивает выходящий конец веревки. По такому же принципу работают страховочные устройства Yo-Yo фирмы Camp и SRC фирмы Wild Country.
Усилие протравливания веревки через заблокировавшийся Смарт всего 60…90 кг. При большом трении веревки в карабинах промежуточных точек устройство блокирует веревку автоматически. Однако, учитывая малое усилие протравливания, удерживать страховочный конец тормозящей рукой необходимо, особенно для тонких веревок.
Для выдачи веревки и спуска напарника, надо приподнять «хобот» устройства.
Опасности: необходимо тщательно следить за соблюдением правильной позиции рук. Если тормозящая рука находится выше устройства, Смарт не блокируется. При нарушении правила торможения рукой, устройство срабатывает только после очень большого проскальзывания веревки. Smart надежно функционирует только при использовании с овальными карабинами HMS традиционной формы. При работе с D-образными или облегченными HMS карабинами малого сечения, степень торможения становится слишком мала! Удобство спуска сильно зависит от диаметра используемой веревки и отчасти, формы поперечного сечения карабина. В некоторых случаях, спуск весьма некомфортен.
Страховка через Смарт показана на видеороликах:
DAV 1,
DAV 2
и CAI
Итог: Конструкторы Smart приняли во внимание необходимость интуитивного обслуживания и учитывали человеческие рефлексы, так что устройство мало чувствительно к ошибкам страхующих. Из-за зависимости степени торможения от используемого карабина и трудного дозирования усилия при спуске, устройство, к сожалению, не идеально, но в данный момент Smart можно считать самым безопасным устройством из рассмотренных нами.
Характеристики всех протестированных устройств представлены в таблице.
Примечания к таблице:
1. Устройство не блокируется полностью, а лишь многократно увеличивает усилие ручного торможения, поэтому не является полноценным полуавтоматом, (производителем устройства об этом не сообщается).
2. Для оценки, мы пользовались прототипом устройства, предоставленным изготовителем.
3. Указанный на устройстве диапазон диаметров веревок 10-11 мм, но согласно руководству по эксплуатации, допустимо использование более тонких веревок, диаметром до 9,7 мм.
4. Устройство имеет переключатель усилия срабатывания на 2 положения. Для тонких веревок нами использовалось положение малого усилия срабатывания, для более толстых – положение большого усилия.
5. Измерялось протравливание самой тонкой веревки, допустимой руководством по эксплуатации соответствующего устройства, при падении груза массой 88 кг с высоты 2 метра без удержания веревки рукой. (Smart , Zap-O-Mat, Click-Up, Nine, Eddy, и Sum испытывались с веревкой Beal «Joker» 9,1 мм; Grigri - с веревкой Beal «Booster» 9,7 мм; Cinch - с веревкой Beal «Stinger» 9,4 мм).
6. Устройство очень чувствительно к условиям срыва. При малом трении (верхней страховке, малом числе промежуточных точек), без притормаживания страховочного конца веревки рукой, эффективность очень мала и устройство не останавливает падение. Напротив, при нижней страховке и наличии промежуточных точек, падение надежно останавливалось устройством даже без удержания рукой страховочного конца веревки.
Испытания: (расшифровка оценок: ++ очень хорошо, + хорошо, +/- средне, - плохо,
-- очень плохо).
7. Удобство в эксплуатации: Сопротивление при быстрой выдаче для новой веревки 9,1 мм и старой веревки 10,3 мм.
8. Спуск «парашютиком»: Поведение устройства при использовании самой тонкой допустимой руководством веревки.
9. Сила удержания: Для двух разных веревок измерялась сила протравливания через заблокировавшееся устройство.
10. Функция автоблокировки A: Останавливает ли устройство падение при верхней страховке без удержания веревки рукой (при нормальном трении веревки)?
11. Функция автоблокировки Б: Останавливает ли устройство падение при нижней страховке при выходе на 1 м над точкой страховки без удержания веревки рукой, и насколько велико при этом проскальзывание веревки через устройство до его блокирования?
12. Сложность быстрой выдачи веревки: Насколько сложно быстро выдать веревку через устройство, используя рекомендованный изготовителем способ?
13. Зависимость от удержания веревки рукой: Насколько вероятно выпустить из руки веревку (A) и насколько фатальны последствия этой ошибки (B)?
14. Предрасположенность к рефлекторным ошибкам: Насколько устройство восприимчиво к рефлекторным действиям пользователя, например паническому нажатию блокировочного рычага?
15. Предрасположенность к ошибкам тормозного механизма: Насколько восприимчиво устройство к ошибочному положению тормозящей руки или неблагоприятному положению самого устройства?
16. Зависимость от используемого карабина: Насколько функционирование устройства зависит от формы и диаметра прутка карабина.
17. Целевая группа: A = начинающие, G = опытные, E = эксперты, J = дети и юноши (10-16 лет).
Выводы:
Поскольку «чилавеку свойствинно ашибацца», идеальное страховочное устройство должно быть полностью автоматическим. Проект такого автомата, созданный творческим гением художника и альпиниста Георга Зоера, показан в эпиграфе к этой статье. Увы, пока производители могут предложить лишь полуавтоматы, зависящие от действий и ошибок пользователя. Поэтому, остается лишь дать полезный совет: «Учите матчасть и будьте бдительны!»
Источники:
halbautomatische_sicherungsger_te_teil_1_und_2
Panorama DAV №4, 2006: «GriGri & Co»
Panorama DAV №3, 2003: «Sicher Sichern»
Videothek "Sicher Klettern"
GRIGRI - Belaying techniques by Karin Sterky
Tech Tip - Sport - A Faster Belay
351
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Для статистики добавлю о себе: на скалодроме пользуюсь восьмеркой, в горах корзинкой. К механике (особенно к гри-гри) испытываю крайнее недоверие, хотя с отрицательными случаями использования не сталкивался и скорее это просто предубеждение.
А, ну да, чуть не забыл -- с Новым Годом!
Ответ прост — через восбмерку веревка легко идет в обе стороны, так что удобно в нужный момент выдать или наоборот подтянуть человека на стенке. А через корзинку (привык стакан именно так называть) веревка идет с гораздо бОльшим натугом. Более того, у меня вес не сильно большой (62 кг), так что даже на больших уклонах если я остановлюсь, и отпущу руки вообще, то корзинка или не сдвинется или поедет, но очень медленно. На восьмерке если я отпущу руки — улечу со свистом. Само собой пруссик я вяжу, но речь о том, что через корзинку веревка проходит туже и медленнее, чем через восьмерку, так что спускаться на корзинке мне гораздо спокойнее, а вот страховать на скалодроме проще через восьмерку.
Спасибо !!!
Жаль, что автор уделяет мало внимания диаметру используемой верёвки, это очень важный фактор в выборе страховочного устройства.
Спасибо!
художника и альпиниста Георга Соджера
Для переводчика такого обширного материала с немецкого языка - неожиданная транскрипция имени Sojer. Это специально? ;)
- Не, проглядел. Я ж написал, что «чилавеку свойствинно ашибацца» :-(
Спасибо за замечание, Игорь, - я поправил. А как правильнее: Сойер или Зойер?
Чисто - помощь в наведении глянца. Еще раз - спасибо.
"(неопытные страхующие, дети и юноши)"
имеются в виду не юноши, а подростки.
Очень интересно и важно.
Интересно каких рефлексов вы собираетесь добиться на чуркодроме?
это все равно как взять белые кристаллы и, только попробовав, понять - соль это или сахар.
___________________________________________________
Минусовать правильную фразу некорректно. Но...
Если пишите такие тривиальности неплохо было бы приложить список адресов чуркодромов в СНГ.
За четверть века в альпинизме ни одного живьём не видел.
А статья действительно стоящая чтобы народ провел ,,работу над ошибками,, и исправил их.
Плохо, что их нет. Ни одно хитроумное устройство (за исключением нарисованного Георгом Сойером:-) не заменит рефлексов, полученных при ловле внезапно сорвавшейся чурки.
Статьёй я доволен, так как статистика, приведенная в ней, подтвердила мою правоту относительно приверженности динамическим устройствам страховки.
Конструкция работает до сих пор, настолько хорошо была сделана.
Она весьма отличается от всех остальных "чуркодромов" того времени. Вес груза (бидон с цементом) - порядка 80 кг, высота сброса - ок. 10 м.
Веревка идет к страхующему (рывок вверх и\или вбок, со свободным полетом бидона), который может пробовать задержание в самых различных вариантах - напрямую, через 1-2-3 карабина (в шлямбурах на камне рядом со штангой "чуркодрома")
Немаловажный элемент - самостраховка страхующего. Обычно человека с первого рывка "выдергивает" со страхующей веревкой. Сразу становится понятно, какая нагрузка может быть на срыве и чем закончиться
Уже лет 20, как в альплагерях отсутствует этот тренаж, однако люди страховали, страхуют и будут это делать. Чаще нормально, реже плохо. Но дело не в наличии или отсутствии чуркодрома, а в методике обучения страховке в принципе и в адекватности перфомеров. Мне кажется, вы сознательно загоняете беседу в угол, говоря, что без чуркодромов все роняют партнеров . Поэтому не имеет смысла беседа. стройте себе чуркодром и тренируйтесь.
Правильно думаете. Если обладаете цифрами статистики, что эти перфомеры готовились на чуркодроме и они молодцы, а эти тренировались иначе, и они не молодцы, тогда я с вами соглашусь, а так, это просто слова. Еще раз повторюсь, что уже десятки лет люди обходятся без этого и гораздо лучше. Разве этого мало?
Если говорить об страховке на скалодромах, а в статье мне показалось, в основном об этом и идет речь, то это совсем не тренаж ловли чурки.
Новички на скалодроме у меня начинают с того, что один приподнимается на метр и спрыгивает, а второй пытается его словить. И так, до получения удовлетворительного результата. Как правило, на это уходит с полчаса. Это верхняя страховка.
В горах все иначе. Срыв первого с нижней страховкой - это ЧП. Это редкость, в которой мало кто участвовал, а значит опыта нет ни у кого.
Как ни странно, но и при отсутствии опыта, удается иногда словить человека. За счет динамических свойств веревки - это раз. И за счет великого нежелания видеть труп партнера - это два.
Таким образом у его напарника есть всего 2 момента, когда реально имеет значение как он страхует. Сумел все сделать 2 раза правильно - молодец. Не сумел - кому-то будет бо-бо.
Чуркодром ничего не обещает. Он просто дает попробывать, что такое срыв не расходуя напарника... ИМХО это на пользу.
Статья замечательна уже тем, что позволяет понять на что можно расчитывать при применении таких устройств, если ваш страхующий, мягко говоря, не ездил в Безенги.
Это правильный совет!
Выскажу крамольную мысль, на основе собственных наблюдений.
Место опыта: скалодром в зале.
Условия: на полу мат, в двух метрах выше 1 стационарный крюк, еще через 1,5 метра второй стационарный крюк.
Веревка - коломенская, типа динамика. Я бы назвал - жесткая динамика.
Задача страхующему - удержать упавшего просто руками в перчатках, через восьмерку, через карабин.
Задача падающему - прыгнуть от уровня первый крюк у пояса, второй крюк у пояса, второй крюк на уровне колена, второй крюк сантиметров на 50 ниже уровня стоп. (наибольшее превышение над точкой страховки было 1-1,5 метра)
Страхующие отлавливались в зале. Легче всего ловятся молодые девушки. Молодые крепкие парни подтянулись значительно позже, вняв различным угрозам. Старперы хаяли методику издали, не решаясь принять участия.
Прыгуны, после некоторых уговоров, стали выстраиваться в очередь.
Система была опробована на двух инструкторах, которых уже было не очень жалко. Вес - 85-90 кг.
Выводы - ловить просто в перчатках довольно трудно. Особенно на короткой дистанции, т.е. при прыжке от первого крюка. Но при натренированности, можно. У инструкторов с трудом получалось, у остальных проблематично.
Через восьмерку легко, но неинтересно. Жесткий рывок и страхователя бросает носом в стену. Попробовав, все от этого метода отказались.
Наиболее простым оказался метод страховки через карабин. Довольно быстро, даже небольшие девочки стали успешно ловить партнеров. На закуску ловили 85 кг инструктора. В среднем человеку достаточно 10-15 тренировочных прыжков для осознания, что и как надо делать. Учитывая жесткость веревки, приходилось чуть протравливать. Условием успешной ловли являлось, чтобы страхователя не кинуло вперед. Не должен был сойти с места. А падающий субьективно оценивал мягкость задержания. И конечно, чтоб до земли не долетел.
Плюс ко всему - у прыгунов падение стало осознанным.
Закончилось все тем, что с обратной стороны стены зала отвалилась штукатурка. Пришлось прекратить разрушать скалодром.
По поводу тренировки рефлексов вслед уважаемому shelan осмелюсь предложить ещё одну "крамольную" методу, хотя я думаю, что ничто не ново под луной.
Страхующий располагается на шведской стенке, верёвка от страхующего идёт через карабины, подвешенные с пом-ю петель на той же шведской стенке. Инструктор выбирает верёвку, имитируя движение первого. Два жеребца по команде инструктора развивают с места третью космическую и создают нехилый, кстати, рывок))
Достоинства - лего отрабатывается масса способов страхования, расположения страхующего относительно станции, встёгивания самостраховки етс.
Недостатки - ну, имитация, конечно, страхующий должен честно не смотреть на "тягловую силу".
Для начала вполне достаточно попадать партнеру с верхней страховкой на различных типах страховочных устройств. Только не применяйте при этом статические дубовые веревки, так как молодежь однозначно проголосует за простую восьмерку, так как в нее веревка быстро простегивается и выстегивается.
Но зато когда научите правильно... У меня сын в 12 лет на скалах страховал меня через Гриню, укрепленную дереве имея вес раза в три меньше чем у меня.
А что делать если рядом другого партнера нет - учить страховать молодежь.
У нас в группе 14 человек, которые давно дружат, вместе занимаются и ходят в разных сочетаниях, и я могу точно сказать, что некоторых ребят я буду страховать только если не будет иного выхода, потому что я их не чувствую, но при этом есть один парень, с которым мы обычно идем в связке, с которым мы именно чувствуем друг друга (более точного слова не смогу подобрать). У нас примерно одинаковая комплекция, хоть и он потяжелее на 10 кг, так когда он встегнут в другой конец веревки (и не важно, скалодром это, ледник или горы), я его чувствую лучше, чем, простите, жену в постели. Даже если мы не смотрим друг на друга или не видим — я точно «знаю» что он делает и как. Даже на гребне если будем спиной друг к другу я нутром почувствую, что надо отпрыгнуть или зарубиться, едва у него только начнут колени сгибаться. Аналогично и он меня чувствует. Удивительное и непередаваемое ощущение, которое, полагаю, многим тут знакомо. Даже жена завидует — с ней в связке мы так друг друга не чувствуем. Благо у нее есть подруга, с которой они так же «чувствуют» друг друга.
Так что чурки чурками, но есть в нашем деле еще какая-то сверхестетсвенная магия, позволяющая двум людям, соединенным веревкой, чувствовать себя единым организмом и это фантастическое переживание, которое я больше нигде не испытывал. =)
А для страховки других необходимо применять только проверенные на практике устройства страховки:)
«Надеемся только на крепость рук
На руки друга и вбитый крюк
И молимся чтобы страховка не подвела»
Таким образом у его напарника есть всего 2 момента, когда реально имеет значение как он страхует. Сумел все сделать 2 раза правильно - молодец. Не сумел - кому-то будет бо-бо."
To Chuh"Я в курсе. Вообще в альпинизме срываются редко, особенно если не борятся за чистый стиль. "
Интересно, откуда вы решили, что в альпинизме срываются редко? Это ваш личный опыт или со слов чьих то?
Вот вам пример, если уж опираться на чужой опыт( типа Ули Штек), в 1991 году команда СКА13, там были Володин Виктор, Тимме Егор и ещё некоторые знаменитые людей. Шли на в. Блок, платформа и несколько дней работы. Так вот за эти несколько дней, Володин, срывался и пролетал метров 10-15 раза четыре, также и Тимме. и называлось это "технический срыв". Это я к тому, что ваше утверждение ошибочно.
Мне кажется Вы и на чуркодроме то не занимались, ибо не говорили бы, что там можно тренировать ГЛУБОКИЕ срывы. Так как чуркодромы максимум, что могли предоставить это 80кг на 10м., так называемый тест УИАА.
Но и это не главное, на нормальных чуркодромах было ещё одно устро-во, Вы просто должны его назвать, так как ВЫ, человек знающий. Я уже давно не альпинист и имею очень маленький опыт в сравнении с Володиным Тимме и даже Штеком, но падал на болшую глубину более 15 метров три раза, и скажу Вам, что если бы напарник страховал через любой "автомат", а не просто через Восьмерку, то травм было бы больше. И чуркодром тут не помогает уверяю Вас.
ChuhТаким образом у его напарника есть всего 2 момента, когда реально имеет значение как он страхует. Сумел все сделать 2 раза правильно - молодец. Не сумел - кому-то будет бо-бо."
И тут вы не правы, значение имеет каждый миг, когда вас страхует ваш напарник, а если он только два раза должен страховать вас качественно и правильно, то я вам не завидую. "БУ-Бу" быть.
За несколько дней четыре раза пролетал 4—6 этажей? Это, простите, как? Можно хоть немного подробностей про такие полеты? Как организовывали страховку? И как он вообще после этого себя чувствовал (переломы / ушибы)?
Я не в плане троллинга и изедвки, но уж очень цифры лихие в вашем примере.
Полеты на 60 метров - конечно, реже, и в 99% случаев по глупости несусветной, но тоже случаются, без особых последствий.
Из личного опыта - 60 метров летал несколько лет назад в Европе, страхующий меня тогда Valentin не даст соврать. Полетам в 10 м - несть числа, просто вылетевшая точка на А3 даст такой результат, если не больше.
Вот только восьмерку - ну его на фиг. =)) В горах - имхо, только "стакан", не важно какой модификации.
Главное чтобы НЕ "АВТОМАТЫ".
Врагу не пожелаешь глубокого полета с жестким уловом "автоматом" =)
А как насчет возможности зафиксировать нагруженную веревку?
Не надо единичные случаи и легенды рассматривать в контексте изучения методов страховки.
Исключения только подтверждают правила.
Если та масса людей, которая в нынешние времена толпится на тройках, начнет летать на 15 метров, в альпинизме никого не останется.
Среднестатистический альпинист, прошедший несколько пятерок, (а после пятерок, это точно альпинист, с опытом, и уметь должен все) летал 1, или два раза. Это из собственного опыта и опыта окружающих. И если, после полета на три метра. не говоря уж о 15, его посылают опять первым - это жестоко, психологически.
Да, наверное, есть команды, в которых при прохождении сложных маршрутов имеет место быть частые технические срывы. Процент таких команд, в общей массе занимающихся альпинизмом невысок. И если у них обходится без травм - это действительно опыт высшей категории.
И, конечно, спасибо автору за хорошо подготовленный интересный материал.
Если говорить о местах, которые вам должны быть знакомы, то на Форосе, маршрут Семерка, до 92 года, там в "Ножке" самого карниза "семерка" лежала плита, метра полтора длиной, я её поднял и улетел с ней и повис на уровне дерева, которое растет в щели на маршруте. Надеюсь вы понимеете меня и ориентируетесь в том маршруте. Вот вам метры полета, считайте.
Или на "левом Ромбу", полет из под первого маленького карниза до станции у тонкого дерева. в тот раз вообще все прошло без проблем со здоровьем, хотя срыв произошел совсем неожиданно. хотя места там совсем даже не вертикальные и тем более не нависают.
С Пашей Киричеком я знаком 20 лет. Его мнение такое: риск для здоровья и жизни при срыве на15-20м велик и на него идут те спортсмены, которые хотят что-то серьёзное выиграть. Для тех, кто ходит в горы "для души и тела", такой риск недопустим.
1- линия страховка-самостраховка ( устойчивость страхующего). С этим проблемы на стене.
2.- через 3- 4 положенных первым промежуточных точек надо думать о том, чтобы выстегнуть веревку из "тормозухи"
у меня образовалось несколько вопросов - на понимание.
5. Измерялось протравливание самой тонкой веревки, допустимой руководством по эксплуатации соответствующего устройства, при падении груза массой 88 кг с высоты 2 метра без удержания веревки рукой. (Smart , Zap-O-Mat, Click-Up, Nine, Eddy, и Sum испытывались с веревкой Beal «Joker» 9,1 мм; Grigri - с веревкой Beal «Booster» 9,7 мм; Cinch - с веревкой Beal «Stinger» 9,4 мм) - нет ли схемы испытания? фактор рывка и т.д.
9. Сила удержания: Для двух разных веревок измерялась сила протравливания через заблокировавшееся устройство. - в таблице непонятные цифры, которые плохо подходят под это описание -например для смарта 60-80 кг да и 300-400 на другиж тоже не совсем совпадают с результатами других тестов
11. Функция автоблокировки Б: Останавливает ли устройство падение при нижней страховке при выходе на 1 м над точкой страховки без удержания веревки рукой, и насколько велико при этом проскальзывание веревки через устройство до его блокирования? - довольно странный тест - почему именно на 1 метр? потому, что это самый сложный вариант? или почему - есть мнение?
При малом трении (верхней страховке, малом числе промежуточных точек), без притормаживания страховочного конца веревки рукой, эффективность очень мала и устройство не останавливает падение. Напротив, при нижней страховке и наличии промежуточных точек, падение надежно останавливалось устройством даже без удержания рукой страховочного конца веревки. - не совсем понятно влияние трения в промежуточных точках на работу устройств. не поясните?
Ps а статью надо былобы назвать "Полуавтоматические страховочные устройства.......". Былобы точнее.
Еще раз спасибо
Это Вам непонятно или Вы на правах "лучшего курсанта" проверяете качество усвоения материала остальной аудиторией?
По требованию стандарта, проскальзывание веревки до остановки груза в таких условиях - не более 1,5 м.
Таким образом, Смарту и Девятке как автоматам - незачет.
п. 9. - очень похоже на другое требование УИАА-129:
Устройство должно сползти под нагрузкой 2 кН не более, чем на 30см.
Гри-гри, кстати, травит под нагрузкой около 4 кН. Об этом сообщалось в старой версии инструкции и данные испытаний это подтверждают.
>влияние трения в промежуточных точках на работу устройств
Это примечание относится к Смарту. Мое впечатление - по степени торможения это промежуточное устройство между "стаканами"-"корзинками"-восьмерками и действительными жестко блокирующими веревку устройствами. При большом трении вы ведь можете вообще не почувствовать срыв на классической восьмерке.
>"статью надо бы назвать "Полуавтоматические страховочные устройства.......".
Вообще, вы правы, но поскольку есть задумка написать продолжение про неатоматические железки, я решил оставить так.
С наступающим НГ!
Совершенно очевидно, что схема и предмет испытаний были несколько иными.
Поэтому наиболее надежно страховать руками мягко, иметь для протравливания 1 метр веревки и закрепленную остальную часть. Если не хватило протравливания , то бросит на стену с свободными руками.
Такого в моей практике за более чем 40 лет не было.
Веревка хорошо закрепляется французким схватывающим с кольцом.
Этот узел придумали немцы ГДР еще в 75 году, но поставили кольцо от кошки.
Для улучшения расслабления узла мы используем кольца диаметром как в старом абалаке.
Сейчас дюралевые кольца такого диаметра, но более удобные, продают для организации продергивания веревки после спуска. Это дешево и очень надежно. Держит не только веревку, но и трос 6 мм.
Такое страховочное устройство с лентой вместо репшнура я испытывал еще на страховочном стенде в а-л. Домбай. Отряд разрядников оно выдержало, но ленту пришлось заменить. Сейчас таким устройством меня страхуют новички на восхожденииях.
С надёжностью страховки руками согласен полностью. Но для кого она надёжней. Сам имею опыт торможения руками, на двойной верёвке, без каких-либо устройств грузов до 300кг после динамического рывка с 3-х метров в промальпе. На горе всегда можно найти рельеф для увеличения трения. Только в каждом отдельном случае это импровизация(мастеркласс!).
Тормозные устройства нужны для применения в основном в массовом спорте, т.к. они имеют высокую дуракозащищённость. Ещё они могут помочь в состояниях близких к полному физическому изнеможению.
То что Вас новички на восхождениях страхуют руками не есть показатель. Когда знаешь, что со страховкой никто не справится как надо всё равно идёшь как при соло - без права на ошибку.
Не могу согласиться.
Сохранение снаряжения в исправном состоянии - это часть безопасности.
Чем больше метод портит веревку, тем в более дальний угол нужно его задвигать.
У меня создается все более четкое ощущение, что появление все более сложных и дорогих устройств страховки (и спуска :)) это больше коммерческое явление, нежели чем забота о безопасности.
Не только у тебя:-) Так считают 92% альпинистов. В статье дана статистика использования страховочных устройств.
Безопасность страховки до сих пор нерешенный вопрос, все существующие схемы и устройства имеют в разных ситуациях серьезные недостатки, а статистики срывов во общем-то мало(для статистики), так что попытки создать более совершенное устройство будут и дальше
__________________________________________
Взаимно.
Хотя большинство руководителей альпбаз думают так же как вы.
Больше всего верёвку портит метод обучения на чуркодроме. Вот его и задвинули в самый дальний угол.
В коммерции вы тоже не сильны. Спрос рождает предложение, а не наоборот.
Хотите знать откуда такой большой спрос на устройства. Элементарная экономика.
По статистике из 10-ти новиков разряд выполняет один. На каждом последующем этапе отсев такой же. Пашто учить всех новичков страховке на высоком уровне. Пусть покупают себе гриню и учатся друг на друге пока не отсеятся. Для учебных занятий устройства вполне обеспечивают надлежащий уровень безопасности. С оставшимися старшими разрядниками провести мастер-класс нет проблем и без чуркодрома.
Конечно будут.
Только с безопасностью этот процесс имеет мало общего.
Альпинизм, это искусство.
Потому что многообразие ситуаций рождает не меньшее многообразие методов преодоления их.
Для сравнения - художник, нарисовав самую прекрасную картину, этим не прекратит рисование.
Пашто учить всех новичков страховке на высоком уровне.
И верно - незачем.
Их не учат на начальном этапе.
После второго разряда они ходят сами, и забывают, что надо было бы научиться страховать.
И не страхуются, и не страхуют.
В результате мы имеем НС на простом рельефе буквально во всех группах альпинистов.
Наличие восьмерок, гриней и другого железа как-то находится в далекой от безопасности области.
Смею высказать крамольную мысль, что веревки, сбрасывая при неумелом пользовании камни, побили больше людей, чем спасли.
Это не значит, что надо перестать ими пользоваться.
Это значит, что надо научиться ими пользоваться.
Для меня удовольствие забраться повыше и свесить ноги :))
И еще удовольствие, когда разгоряченному от ходьбы в лицо снег бьет.
Или за шиворот вода льется. Так приятно холодит!
А покалывание от замерзших пальцев вообще трудно в другом месте получить.
В ДДС (не помню кто именно - Ласточкин или Лукьянчиков) рекомендовал вдевать карабин не в кольцо беседки, а в два кольца, на которых оно держится. Говорил, что так надежнее. Страховал через Petzl Reverso, но думал, что это относится ко всем устройствам.
Но выше говорится, что Grigri нужно вдевать в карабин, лежащий в горизонтальной плоскости (чтобы сами устройство было вертикально ориентировано). Таким образом, карабин нужно вдевать в вертикальное кольцо обвязки, а не 2 горизонтальных кольца.
Поясните, как же нужно вдевать Grigri, Reverso (и шайбы) и классическую восьмерку.
Правльно ли я понимаю, что восьмерка должна быть горизонтально ориентирована, а Grigri и Reverso (и им подобные) - вертикально?
Желательное расположение восьмёрки – горизонтальное, но при вертикальном расположении тоже можно дюльферять, а страховать неудобно. Насчёт Grigri и Reverso ничего сказать на могу. Я ими не пользуюсь потому, что у меня выработаны спинномозговые рефлексы для динамических средств страховки, которые меня не подводят (и средства, и рефлексы).
И все призводители обвязок рекомендуют страховочно/спусковое устройство встегивать в силовую петлю, а на в две петли. Это связано как с правильной позицией страховочного устройства, так и с правильным распределением нагрузки на карабин - при прощелкивании карабина в две петли карабин часто грузится поперек или поперек и за муфту, что опасно.
Там и расположение схватывающего узла при спуске показано.
Веревку основную нужно ввязывать в эти две петли? И самостраховку тоже можно ввязывать в две горизонтальные петли? А все карабины должны крепиться на силовой петле, я правильно понял? Если нет, поправьте!
Веревку можно ввязывать в две или в силовую петлю- разницы никакой.
Самостраховку beal рекомендует тоже за петлю ( только надо помнить что дейзи чейн - НЕ самостраховка, а самостраховка для ИТО).
Просто чтобы держать реверсо выше , его приходится вешать на дополнительной оттяжке.
Летом столкнулся с тем, что на перильной веревке со смещенной оплеткой в местах утолщения Реверсо не работал (просто по толщине не проходила веревка) и приходилось его снимать и переходить на карабин. Также, говорят, проблемы могут возникнуть на обледенелой веревке.
Вентовкая копия АТХ-ХР - вполне качественная.
А веревки с таким смещением оплетки стоит отбраковывать - говорить о ее динамических свойствах уже не приходится.
Проблемы бывают и на восьмерках- смотря, как обледенеет.
Первый пункт -- как Сергей и сказал, когда есть точка для крепления в режим автоблокировки -- принимать второго бешено удобно. Особенно на водопадном льду -- где лезут долго, а выбирать полезно в натяг, дабы второй не улетел от ледорубов и ледобуров :) (Так что ATC на мой взгляд лучше версии Guide)
Реверсо -- хорошо работает на "толстой" (в моем случае 10mm :) ). Зато вставлять двойную 8.5 страшно, хотя формально по инструкции можно -- но я бы так не делал. (А, ну и разблокировать при приеме второго довольно сложно)
Реверсо3 -- отлично работает на тонкой веревке. Но вот 10мм хотя и влезает тормозится так, что уже начинает раздражать (на дюльфере приходится чуть ли не запихивать тормозной конец в спусковуху с силой :) )
ATC-XP (версия Guide я думаю работает также + возможность автоблокирующегося режима) -- хорошо работает на всем спектре от 8.5 до 10. Толще веревок нету -- есть только заледеневшие (заледеневшие влезают и тормозятся нормально).
Людей нужно тренировать. Человек, ездящий на одном обороте двойной веревки вокруг карабина (без UIAA) быстрее разберется с паническими рефлексами, в отличие от любых прочих.