Страшная правда высоких категорий
Жаркие обсуждения о допустимости или недопустимости шокирующих фотографий в статьях по безопасности в горах навели меня на далекие и приятные воспоминания 11-летней давности. Тогда я и мои друзья решились на чумовой проект, и всё это было для нас впервые, поэтому я очень боялся...
После реализации я написал несколько статей и прикрепил их к отчету. Уважаемый рецензент обвинил меня в том, что я зомбировал участников смертью. Вот, какой текст (1999 г.) произвел на него столь негативное впечатление.
Итак рассказик:
Страшная правда высоких категорий.
“Полностью сумасшедшая затея удалась!” – так озаглавлен мой плакат с картой “Памирского марафона”, который в апреле 1999 года я вывесил в нашей штаб-квартире – Турклубе МАИ и с которым я так люблю выступать на встречах. Последнее слово в заглавии дописано после похода. Что касается первых трех, то это не бравада, а скорее самокритика. В апреле маховик подготовки к походу был полностью раскручен, все мосты сожжены, и я ходил слегка ошалевшим от неизбежности скорого выполнения сверхзадачи. Я по-настоящему сомневался, действительно ли этот маршрут при определенных условиях можно пройти до конца, или у меня что-то сдвинулось в голове, и я потерял чувство реальности? Затея была сумасшедшей сразу по нескольким признакам.
Во-первых, маршрут проходил во внутреннем Памире на территории Горного Бадахшана, по существу, не контролируемого официальными Таджикскими властями. Уже только это для некоторых людей может служить признаком сумасшествия, хотя я и не согласен с этим. Более того, при вынужденной эвакуации из точек на значительной части маршрута мы попадали в Ванчскую долину, полностью контролируемую отрядами самообороны, которые равнозначны, для многих, отрядам боевиков.
Во-вторых, перед участниками похода ставилась дерзкая, или даже, наглая задача. Видите ли, нам было мало подняться на “семитысячник” и не обмороженными спуститься в базовый лагерь. Нам даже мало подойти к вершине, взойти на нее и счастливыми спуститься с гор в автономном походе. Нет, надо, спустившись с вершины, пройти еще 170 километров через несколько перевалов, по пути совершить первопрохождение “тройки А”, перебродить Беляндкиик и Зулумарт и примерно на сороковой день похода подняться еще на один семитысячник! Думать серьезно о таком походе это признак сумасшествия в глазах уже подавляющего большинства.
В-третьих, участникам похода предстояло прожить в горах более месяца с сознанием того, что для эвакуации группы с полностью здоровыми участниками может потребоваться около недели. А эвакуация со сломавшим ногу участником может обернуться беспомощным созерцанием его медленного угасания. А ведь сломать ногу, будучи под тяжелым рюкзаком, так легко на любом из десятка тысяч ежедневно попадающихся камней! А уж о падении в ледниковую трещину и говорить не приходится. Поэтому от этого маршрута попахивало смертью. И надо быть сумасшедшим, чтобы длительное время переносить такой запах.
Мои мысли о смерти, озвученные на собрании группы, как-то особенно возбудили членов команды. Реакция была неоднозначной. Некоторые разозлились, другие расстроились. И первые, и вторые запретили мне говорить об этом впредь. “Я еще молодой и умирать не собираюсь!”, - резко сказал один из участников. Да кто же собирается? Может оказаться, что просто придётся. Лично меня особенно угнетала специфическая для нашего маршрута преобладающая вероятность именно длительной и мучительной смерти и даже не моей, а одного из членов команды. В “стандартной шестерке” с множеством крутых и опасных мест проще: там шлепнулся участник, и труп готов. А вот видеть процесс в течение нескольких дней – это круто!
Прав был Сергей Стрыгин, когда в особых указаниях на нашей “маршрутке” расписал порядок захоронения погибшего участника. Все это надо каждому прочувствовать и пережить до отъезда, чтобы выйти на маршрут холодным и спокойным как танк. Или же остаться дома. Тогда и деньги будут сэкономлены, и безопасности в группе будет больше.
Конечно, мысли о смерти для юных особенно противоестественны. Я хорошо помню, как в 1981 году Никита Степанов, показав в Турклубе МАИ слайд с трупом Миши Вьюнова на пике Коммунизма, сказал: “Он очень сильно устал”. Тогда мне было 26 лет, и я расценил подобный комментарий как проявление высшего цинизма. “Буду руководить всегда сам и никому не позволю утомить меня таким образом”, подумал я. Это и определило мой нестандартный путь в спортивном туризме. С 1981 года я ни разу не ходил участником. С каждым годом я “матерел” и мое отношение к вопросу о смерти изменялось. Теперь я уверен, что нужно серьезно задумываться о смерти именно для того, чтобы вернуться из похода живым.
Приведу простой и до безобразия утилитарный пример. Как-то раз, когда до отъезда из Москвы осталось не более трех недель, я разозлился на легковесное отношение к своим обязанностям врача и завхоза. На упрек, что они тянут с обсуждением наших общих проблем, они сослались на какие-то личные дела, связанные то ли с работой, то ли с аспирантурой. “Дурашки”, - подумал я, а вслух сказал: “На что вы тратите драгоценное время? Зачем вам аспирантура, если вы не вернётесь домой? Вероятность несчастного случая в этом походе около трети (тогда у нас не было еще спутниковой связи, и я был настроен особенно пессимистично). Нас девять человек, поэтому каждый из нас играет в русскую рулетку с 27-зарядным револьвером. Так не лучше ли потратить всё оставшееся время на установку барабана с сотней мест для патронов? Каждый час наших усилий по подготовке похода оценивается некоторым количеством дополнительных шансов остаться в живых! Теперь вы понимаете, что означает сейчас предельная концентрация и сосредоточенность на подготовке к походу?”.
Дорогие мои участники, простите меня за столь экспрессивные методы воздействия на ваше сознание. Я бесконечно рад, что вы сейчас все живы и здоровы. Победителей не судят, в том числе и руководителей. А статистически проверить правильность моих действий невозможно, потому что такие походы удаются один раз в жизни. Надеюсь, вы все-таки поняли простую и печальную истину, что с юношеским мировоззрением необходимо распрощаться каждому, кто всерьез собирается в экстремальный памирский поход.
24.09.99
На картинке-заставке рисунок Курта Воннегута к своей повести "Завтрак для чемпионов".
288
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
5.3. Резкое неприятие вызывает использованный руководителем метод психологической подготовки участников к походу на грани выносливости, который, по существу, сводился к зомбированию участников похода страхом смерти и её неизбежностью в подобных походах (том 1, стр. 77, 78). В этой связи следует напомнить, что туризм возник и успешно развивался на базе жизнеутверждающих принципов и явился одним из наиболее эффективных способов как физического, так и духовного воспитания людей, позволяющего ненавязчиво, естественным образом, привить человеку высокие нравственные и моральные качества, а также повысить степень его устойчивости от внешних воздействий в нашем всё более урбанизирующемся обществе.
но, думаю, мимо аудитории...
те, кто "был там и делал это" и так всё знают,
а те, кто витает в розовых облаках - все равно ничего не поймут. единственное лекарство - смерть друга, ну или собственная.
Любая сверхзадача требует сверхмобилизации. Но, чтобы понять, что это такое, надо хотя бы "постоять рядом" со сверхзадачей. Не у всех есть желание это делать, в отличие от желания поговорить...
Ваш метод - почти то же самое :-) Одобряю.
А те, кто уже так делает, просто поставят лишний раз "спасибо".
"Помни о смерти" - с этого по серьёзному начинается любая религия и нравственность.
При СССРе принималась смерть во имя идеалов коммунизма и т.п.
Размышления об этом вне комм/идеологии рассматривались как ересь,
т.к. такие мысли ведут к религии, потому что мимо вопроса смысла жизни не проходят,
а это очень непростая тема -
для большинства - ТАБУ, они не примут это ни душевно, ни интеллектуально.
Им хочется драйва, и чтобы "у меня всё было, и за это мне ничего не было".
Вот и счас вытащили тему о каких-то фотках, которая выеденного яйца не стоит и трут-трут...
Если по серьёзному, то дело не в фотке, а в том, что поляк не захоронен!
"Прав был Сергей Стрыгин, когда в особых указаниях на нашей “маршрутке” расписал порядок захоронения погибшего участника"
Вот взять и опубликовать ЭТО!
Думаю, пользы будет больше, чем призывы и морализаторства.
Передаю прямую речь:
- Папа, а наш кот уже думал о неизбежности грядущей смерти? И если да, то уже успел смириться?
Уверен, что да. Прыгать со шкафа мне, спящему, на мою спящую спину, может только глубоко смирившийся кот.
Маша привела какие-то непостижимые для простых сантехников рассчёты. По ним выходит, будь он человеком, ему было бы 10 лет. А Маше только 8. Поэтому сама она успела лишь осознать, но пока ещё не приняла. Но планирует в ближайжий месяц"
(С) http://pesen-net.livejournal.com/?skip=60
Они приходят с новыми ветрами.
И ангелы верховные поют
"Осанну" молодыми тенорами...
Уникальность "Пам. марафонов" ,они не исчезнут бесследно.
Спасибо!
Это нормально. В начале ходишь двойки, тройки. Потом пятерки, шестерки, потом это же, но без веревки.
Чем выше цель, тем больше вероятность купить билет в один конец. Не надо требовать от всех это понять сейчас, возможно придут к этому позже. И потом кто сказал, что всем надо быть самураями.
как и вы хожу в горы с 1966
Более опасного мероприятия у меня потом никогда не было.
Сорок два дня я ежечасно рисковал получить в буреломах тайги травму, встретить агрессивного человека, пасть от зубов зверя или банально замёрзнуть во сне...
В двадцать два года я понял, что такое быть плечом к плечу со смертью...
С тех пор НИКОГДА не ходил в одиночку.
"Я получил, все что хотел, но за это мне пришлось отдать все, что у меня есть..."
Книга есть?
С уважением Николай П.
Заинтересуетесь, найдёте на моей ленте.
http://www.risk.ru/users/old-vix/10351/
экстремальных походов, делают это тоже добровольно... В этой связи мне на всю жизнь запомнились слова маститого инструктора на занятиях
по теории восхождений в альплагере лет эдак 40 назад... "...не думайте, что эти правила созданы ради правил... эти правила написаны кровью...". Всё так, но -- правила правилами, а роковых случайностей, как говорится, никто не отменял... это -- отдельный разговор.
Но ещё есть и человеческий дух с его зачастую неожиданными, если не сказать -- необъяснимыми порывами. Именно ПОРЫВ иногда берёт верх над всеми резонами разума и даже над основным инстинктом, инстинктом самосохранения... Думаю, даже уверен, что какая-то дозированная часть ПОРЫВА всегда присутствует в осуществлении ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ мероприятий, поэтому понятны и "Памирский марафон"
команды Лебедева, и одиночный поход через Сихотэ-Алинь уважаемого мною г-на Old- Vix (видимо, близкого мне по возрасту и увлечению живописью)...всё тоже т а к.
Но мне запомнился пример проявленного ПОРЫВА, который иначе как просто безрассудством, трудно восприять и ощутить разумом...
Этот случай был описан в одном из Ежегодников Советского Альпинизма в начале 70-х годов. В экспедиции по восхождению на пик Коммунизма
(не помню, в каком году это было), которую возглавлял наш известный мастер Кирилл Константинович Кузьмин, был завхоз, имя не помню, а фамилия -- Кассин. Когда команда ушла на штурм, в базовом лагере осталась группа поддержки и завхоз. Вернувшись с восхождения, группа не обнаружила Кассина в лагере... двух-трёхдневные поиски не дали результата... Сейчас точно не помню, но, по-моему, только через год другая команда, взошедшая на пик Коммунизма, нашла на ВЕРШИНЕ записку примерно такого содержания (по памяти) : " Спасибо жене и
моим детям, спасибо Кириллу Константиновичу, спасибо всем, кто дал мне силы совершить это -- покорить вершину пика Коммунизма..."
Конечно, даже тело не было найдено...
/шесть разделов 23.04 – 1.07.2008 г./