Друзья, я хочу попытаться скомпилировать информацию о восхождениях на Эльбрус с целью раскрыть недостающие аспекты в подготовке и тактике восхождения на эту гору. Главная задача - сформировать эффективный информационный пакет для будущего восходителя, акцентировать внимание в правильных местах, обозначить ключевые моменты и затем распространить его по виртуальным и бумажным ресурсам.

В предстоящем материале планируется раскрыть следующие вопросы:
- подготовка к высотному восхождению
- особенности классического маршрута на Эльбрус
- некоторые аспекты психологии восходителей
- система коммерческих туров на Эльбрус
- информация о произошедших несчастных случаях и их возможных либо установленных причинах
- инфраструктура Приэльбрусья

Я знаю, что в разном виде советов на эту тему - пол-интернета. Тем не менее, считаю, что этой инфы либо недостаточно, либо в ней смещены акценты, либо она предвзята. Я хочу попытаться дать максимально всестороннее представление о тактике восхождения и донести ее не в виде сухой статистики или страшилки, а просто дать как можно больше полезной инфы. Это должно читаться легко, быть информативным и интересным.
Кому интересно - присоединяйтесь, будем вместе рыть носом :)

Поскольку не имею возможности вести тему параллельно сразу на многих сайтах, то приглашаю к обсуждению по одному из следующих адресов:
email: elbrus_hut@mail.ru
VKontakte

Комментарии здесь, разумеется, тоже читаю.

Давно хотел себе парочку Quark'ов от Petzl.
Прошлой зимой даже получилось полазить с ними и сравнить с BD Viper, Cassin X-Alp, Cassin X-Ice, Grivel Air Tech Evo (хоть и просто ледоруб)...
Petzl Quark оказались лучшими: легче и точнее входили в бутылочный лед, линзы практически не выкалывали.
И я уже приготовил деньги, чтобы купить их, как вдруг...

Вопрос о ледовых инструментах для альпинизма. (petzl, quark, grivel, quantum tech)

А что поют в горах сейчас? (Альпинизм, песни, агафонов)

сейчас не все песни известны повсюду, как прежде.
ПОэтому предлагаю знатокам поделиться: что поют на ваших сборах, в лагерях, экспедициях?

Съёмка довольно старая. Нечастые кадры благополучного исхода при попадании в лавину. На Дальних Югах. Комментариев, я думаю, здесь не требуется.

Ретро. Далекие 70-е. Песни, которые мы пели.
Музыкальный слух у меня никакой. Голос и того хуже. В те далекие 70-е у костра петь я старалась шёпотом. Но у меня сохранился блокнот с названием «Песни». Песни, которые мы пели. Вот некоторые из них:

Стал тяжелей на подъемах рюкзак,
Врезался лямками в плечи жестоко,
Это ты сделал еще один шаг
К цели далекой, к цели далекой.
Эй, погодите, не нойте усталые плечи.

Этих шагов еще тьма впереди,
Сам себе выбрал ты путь необычный.
Стискивай зубы и дальше иди
Шагом привычным, шагом привычным.
Эй, погодите, не нойте усталые плечи.

Пережить последнее великое гималайское восхождение... (Альпинизм, гребень мазено, rick allen, рик аллен, сэнди аллан, sandy allan, mazeno ridge, нанга-парбат, гималаи, экспедиции, горы)
Сэнди и Рик в базовом лагере после восхождения. Фото © guardian.co.uk

Британская "Гардиан" в ноябре опубликовала статью Питера Бемонта с громким заголовком о последнем великом восхождении в Гималаях.
Не могу поручиться, что оно последнее. И все же прохождение британцами гребня Мазено гиганта Нанга-Парбат - это претендент на будущий Piolets d'Or! Причем, один из основных.
И на финише года я таки публикую перевод этой статьи!

Дюльфер по-австрийски. (Альпинизм, спуск по веревке, страховка, тактика)
Продолжая «чёс» австрийского альпинистского журнала «bergundsteigen», представляю перевод статьи Петера Платнера и Вальтера Вюртля из третьего номера за этот год, посвященной организации спусков при альпинистских восхождениях. Хотя некоторые предлагаемые авторами приемы могут кому-то показаться на первый взгляд и не вполне рациональными, опыт столь матерых гидов-инструкторов, «съевших на восхождениях не одну собаку», весьма интересен для ознакомления.

Гайдбук Зуб Морчеки (Скалолазание, зуб марчеки, скалолазные маршруты, путеводитель, нефедов, венто, vento)

Путеводитель по скалолазным маршрутам.

Зимнему солнцу Крыма посвящается.

Давненько я не писала тестовых статей. Все как-то не хватало времени в предновогодние месяцы.
И вот, наконец, все активные поездки и запарки с работой закончились. Сижу тихонько в деревне, только что вернулась из леса после лыжной прогулки. Тепло, печка. Открываю Фэйсбук, и вижу сообщение Леши Лукашенко, что в Питере люди сидят без отопления и горячей воды.

Вот ведь, говорили умные люди, что перед концом света надо запасаться свечками, батарейками, дровами и прочими согревающими девайсами и жидкостями :))) Не верили?

Руки в тепле, голова…  Про перчатки и рукавички в преддверии новогодних каникул (redfox, перчатки rozary, рукавицы paradise ii)

Куда приводят мечты (Альпинизм, сотник, ленина, безенги, крым, хибины)

На дворе декабрь. Как и в предыдущие годы, это время осмысления прожитого, попытка понять в какую сторону развивается твоя линия жизни и определение вектора на будущее.

Мы вернулись в Москву 22 декабря.
Прежде всего, о состоянии снега в Безенги. Снега мало, лавинной опасности почти нет, но когда мы уезжали (20 декабря), прогноз предвещал сильные снегопады, ураганный ветер и очень низкие температуры. Прогноз для района Безенги был получен от Алия Хусеевича, причём он любезно потратил время и просмотрел дополнительно несколько независимых метеорологических сайтов.

Баланс тепла получился, а вот улитка  заартачилась… Тестирование снаряжения для зимнего альпинизма. (безенги, зима, снаряжение, нпф баск, михаил лебедев)

Теперь об итогах наших испытаний.

Маттерхорн, пожалуй одна из самых узнаваемых вершин Альп. Швейцарцы так гордятся им, практически на каждом углу можно встретить профиль Маттерхорна. И действительно гора впечатляет. Возвышаясь над Церматтом, он притягивает к себе взоры. Соседние вершины, как бы, преклоняясь перед его мощью расступились, оставив Маттерхорну в одиночестве властвовать здесь.

Восхождение на Маттерхорн по гребню Фурген (Альпинизм, гребень фупген, matterhorn, furggengrat)

Мой весенний пост пропал из ленты, потому что я не указала рубрику. Попробую возродить его - глядишь, кому пригодится

Висячий ледник

Пишет AVK, 25.12.2012 20:30

Предыдущая публикация о К2
В настоящей главе Стив Свенсон описывает события лета 2008 года, когда в течение нескольких дней на горе погибли 11 человек.
А также эта глава задает читателям вопрос об ответственности каждого восходителя на горе за то, что там происходит.
На Риске была статья о тех событиях. В комментариях подробно описываются несчастные случаи и представлены качественные фотографии.
К весне 2012 года на 306 взошедших приходится 81 смерть.

Часть 2

Немногие обращали внимание, насколько изменился рельеф K2 (речь идет об изменениях с первых восхождений до 2008 года – прим. переводчика). Даже в ранних рассказах колоссальные сераки над кулуаром «Бутылочное горлышко» казались висячей угрозой. В 1939 году Висснер (Wiessner) и Пасанг Лама, пытаясь избежать опасной зоны, лезли по скальной стене на левой стороне вершинной пирамиды. В 1954 году Лачеделли и Компаньони боролись с обледенелыми скалами немного левее кулуара. Но снежный склон «Бутылочного горлышка» был легче, и следующие восходители по маршруту Абруццкого использовали этот путь, несмотря на риски.

Висячий ледник (Альпинизм, к2, бутылочное горлышко, трагедии 2008 года)

Маршрут Абруццкого

Бахчисарай. DryTooling маршруты - Гайд (Ледолазание/drytoolling, драйтулинг, крым, кровавая балка, турецкий грот)

Кровавая балка и Турецкий грот.
Гайд от Сипавина Валентина.

С грудничком вокруг Аннапурны или что делать с ребенком целый месяц в Непале. (Горный туризм, грудной ребенок, аннапурна, трек)

Путешествие было совершено в октябре-ноябре 2012 года. На фото наша семья: Михаил, Роза и Мирра Самарины. Перевал Торунг Ла Пасс. Высота 5416 м.

Журнал Alpinist весной опубликовал масштабную хронику восхождений на К2 от начала и до наших дней: The Mountaineers Mountain. Автор статьи - Стив Свенсон.
Две главы, посвященные самым трагическим страницам истории К2 в сезонах 1986, коим Стив был свидетелем, и 2008 годов, мы перевели и публикуем (в двух частях).
Также в материал включен рассказ Пшемо Пясецкого о прохождении маршрута Magic Line.
Перевод: Александр Калашников. Редактор: Елена Дмитренко.

Часть 1.

Что такое разумное стремление? Есть вершина, на которой жажда удовлетворения амбиций может настолько выйти за рамки разумного, что скатится к навязчивой идее; когда зацикленность на результате гонит человека за черту, после которой разумная осторожность должна была бы повернуть его назад, - если предположить, что в данной ситуации выживание становится столь же важным, как и достижение конечной цели.
Том Холзель и Одри Солкелд, «Тайна Мэллори и Ирвина», 2000

Опаленные солнцем. (Альпинизм, трагедии 1986 года, magic line, к2)

(водо-) Ледопады Алтая (Альпинизм, ледолазание, темерев, текелю, аккемские водопады, чулышман, акташ, шинок)

Писал для журнала Риск зимой 2012. Но представить в сети собранные данные просто обязан.