Правила восхождений на Эльбрус

Пишет skvoznik, 13.01.2013 00:28

Друзья, я хочу попытаться скомпилировать информацию о восхождениях на Эльбрус с целью раскрыть недостающие аспекты в подготовке и тактике восхождения на эту гору. Главная задача - сформировать эффективный информационный пакет для будущего восходителя, акцентировать внимание в правильных местах, обозначить ключевые моменты и затем распространить его по виртуальным и бумажным ресурсам.

В предстоящем материале планируется раскрыть следующие вопросы:
- подготовка к высотному восхождению
- особенности классического маршрута на Эльбрус
- некоторые аспекты психологии восходителей
- система коммерческих туров на Эльбрус
- информация о произошедших несчастных случаях и их возможных либо установленных причинах
- инфраструктура Приэльбрусья

Я знаю, что в разном виде советов на эту тему - пол-интернета. Тем не менее, считаю, что этой инфы либо недостаточно, либо в ней смещены акценты, либо она предвзята. Я хочу попытаться дать максимально всестороннее представление о тактике восхождения и донести ее не в виде сухой статистики или страшилки, а просто дать как можно больше полезной инфы. Это должно читаться легко, быть информативным и интересным.
Кому интересно - присоединяйтесь, будем вместе рыть носом :)

Поскольку не имею возможности вести тему параллельно сразу на многих сайтах, то приглашаю к обсуждению по одному из следующих адресов:
email: elbrus_hut@mail.ru
VKontakte

Комментарии здесь, разумеется, тоже читаю.

Я в свое время попытался опубликоваать рекомендации по подготовке и прохождению для известных мне маршрутов на Эльбрус. Потом пожалел об этой попытке. Люди либо воспринимают такие рекомендации как четкую инструкцию для всех и в любой ситуации, либо вообще не воспринимают.
Возможно, Вам повезет больше. Удачи!

Спасибо! Если у вас остались наработки - буду признателен, если пришлете в личку или на мыло выше.
Вообще, это крайне трудная задача - попасть в мозг, который не особо хочет слушать. Но мы попробуем...

Поищу, когда вернусь. Но там довольно специфический подход был - рекомендации для руководителей групп.
Главная проблема оказалась в том, что люди читают рекомендации и считают, что если действовать по ним - Эльбрус становится ниже, теплее, легче и ближе. Возможно, Вам удастся это предусмотреть и предотвратить.
Но я на данный момент считаю, что для общедоступной публикации нужнее "страшилки".

Приветствую! Рекламе в Интернете и болтовне счастливчиков, спустившихся с Горы, но не понимавших, во что они могли вляпаться в случае отсутствия удачи, надо что-то противопоставить, и почему бы это не начать делать здесь, где концентрация опытных людей достаточно высока. Также рад вашей инициативе как конкретного индивидуума, к тому же, обладающего каким-то немалым опытом. В упор не понимаю, почему слова десятков людей об опасностях не могут кому-то помочь? Ну, один попадется особенный дурак, зато 10 незнаек, возможно, спасти удастся.

Риск читают далеко не все потенциальные восходители Эльбруса. Без разницы, на каком ресурсе - я их предложил их несколько, включая этот пост - главное, в итоге получить хорошую компиляцию. То, как она в итоге будет написана - половина, если не большая часть дела. А обсуждать - пожалуйста, для того и пост.

Риск читают далеко не все потенциальные восходители Эльбруса.
***
Давайте это исправлять делами. По Горе пока нормальных материалов я не встречал. Также придется делать больше, чем вам кажется. Простой компиляцией не обойтись. Одни отойдут от Приюта на 300 метров и пропадут. Другие - как сейчас зимой, ребята посерьезнее меня... Надо варианта три.

А) - прогулки ниже Пастухова для "нулей", а также подготовка оных же для последующего обращения к гидам.

1. Как самостоятельно подготовиться за зиму, чтобы потом идти с гидом летом;
2. Где и как на склонах Горы можно погулять относительно безопасно, если не калека, имеешь опыт походов в горах, хотя бы годом ранее, и хорошо переносишь высоту;
3. Список жестких предупреждений: куда нельзя вообще ступать ногой и почему, с примерами.
4. Общие понятия об опасностях в горах применительно к этой Горе. Грубо говоря, что можно получить, уйдя за 100, 200, 300, 500, 1000 метров от канатки или от Приюта, если туда на ратраке заехали, в течение какого времени и с каким результатом.

Б) - восхождения летом в группе,
В) - зимой.

Сдается мне, у нас грамотности с этим маловато. Начать надо с пункта "А", при мне одна такая группа поимела НС и чел улетел с Косой. Я ко стыду своему думал, что они знали, что делали, когда перли наверх в зону снегопада. Без ледорубов, палок и приличной одежды...

P.S. Надеюсь, тут будут писать опытные люди, а не только один skvoznik, окруженный энтузиастами по типу меня с опытом ниже плинтуса.

Если человеку говорить, что ездить на машине опасно, что можно сбить прохожего, попасть под грузовик, въехать в столб... в самом лучшем случае, она может сломаться, перестанет ли человек пользоваться автомобилем или будет ли меньше его хотеть?

Другое дело, если вы будете описывать, как ездить на авто, как не въехать в столб и т.д. Так вы можете спасти одного незнайку, но десять дураков никуда не денутся )))

Шутки шутками, но я уверен, что те, кто не попал в передрягу из спускающихся, четко представляли, во что они могли вляпаться. Не менее четко, чем все автомобилисты, велосипедчики и прочие рискующие )))

Отдельно обращаюсь с просьбой содействия к владельцам статистики и разборам НС на Эльбрусе, а также к владельцам/админам сайтов - насчет будущего размещения на своих ресурсах.

Ничего не поможет, к сожалению....

Единственный выход, чтобы спасти жизни, это строить полноценный приют на седловине.
Это самый дешевый способ, потому что изменить стркутуру МЧС и спас.отрядов, будет дороже, и гос. на это не пойдет...

При правильном подходе, найти несколько десятков миллионов не проблема.
Под полноценным приютом , понимаю сооружение на 15-20 человек, со всем неообходимым.
И пусть все кому не лень, его используют.
Как организовать оплату, это решаемо, это детали...
Лучше взять с человека тысячу- 5000 рублей, но пусть он останется живым....
Хотелось бы, чтобы ФАР была инициатором этого проекта....

Если уж замахиваться на строительство масштабного приюта на седловине Эльбруса, то оптимально это делать за средства, которые нацпарк "Приэльбрусье" будет взимать с восходителей.
Для этого имеет смысл законодательно обязать нацпарк выделять средства на строительство приюта, проведя через Думу соответствующий закон при содействии ФАР.
В случае законодательного закрепления статьи расходов на строительство приюта у контролирующих финорганов будет веское основание скрупулёзно проверять расходование денег, собранных нацпарком.

Ничего не поможет, к сожалению....

Боюсь, в этих словах сермяжная правда, особенно для тех, кто в хорошую погоду сходил на вершину. И неоднократно. Знания приходят только с опытом,а примитивное осознание горы приходит со страхом. Сужу по себе. Впервые Эльбрус «с другой стороны» осознал уже будучи перворазрядником, в инструкторской школе. Недалеко от бочек, в 50-70 шагах от бочек, в трещину со снегохода упали девочка и мальчик. Так получилось, что мы тогда отводили на Приют 11 мальчика из Комсомольской Правды для интервью с гималайцами. И по дороге вниз участвовали в «мероприятии». Мальчика мы вытащили и вроде спасли, а девочку нет. Было очень жутко, мы ничего не могли сделать, когда топор попадал в ее тело, оно уже было как деревянное. А когда я первый начал вырубывать, - девочка еще стонала. Но так вклинилась в трещину, что была ниже на пол метра вибрама, который упирался в края трещины. И при рубке льда, свое тело вклинивалось в трещину, что через пять минут были мокрыми не только пуховка, но и трусы. Сама трещина была очень глубокой, в верхней части расширялась до 4 метров, но дырка, куда провалилась девочка была около метра. Не буду описывать дальнейшее… Но это был переломный момент в моей «безбашенности» на Эльбрусе.

Вот это правильный пример, плюсую. А-то я уже устал объяснять новичкам, почему 9 из 10 не возьму в мае на сам Эльбрус с севера. Один вообще просил со сноубордом пойти, чтобы потом с вершины скатиться! Он поднимался уже по классике с юга по тропе, потому думал, что и с севера в мае так же легко будет.... А о том, что там дико, куча трещин и разломов, он как-то даже не подумал и очень удивился, когда я ему это описал.
Абсолютное большинство восходителей-новичков, которые сотнями идут на вершину летом, даже не знают про такой сайт, как Риск.... Сам, когда первый раз в 2006 году пытался взойти на Эльбрус, понятия об этом сайте не имел. Но, пока шли до АЛП наслушались от проходящих групп печальных историй.
Хотя, если подобная статья спасёт хоть одного чела, то есть в ней смысл.
Кстати, как был я противником любых хижин на седловине, так им и остаюсь. Не надо давать людям лишних туманных надежд, которые сподвигают их на излишний риск при восхождениях. Лучше готовиться надо к экстремальным условиям и ситуациям. Один из моих участников лыжного похода этого года на Ю.Урал специально все 9 ночёвок спал в самопальных убежищах, даже в те 2 ночи, когда было -33 и -34. Хотя все остальные спали в палатке с печкой. Так он готовился к возможным ЧП в последующем лыжном походе на Полярный Урал этой весной. С такой подготовкой ему не страшны не холодные ночёвки в тундре, не холодные ночёвки на седловине Эльбруса.

А в каком году случилась эта история, когда парень с девушкой провалились со снегохода в трещину?

undefined

Увы, не могу разделить вашего оптимизма...Лучше взять с человека тысячу- 5000 рублей, но пусть он останется живым....
во-первых, надо признать факт, что подавляющее большинство лезущих на Эльбрус не готово платить за свою безопасность. а кто готов - берет опытного эльбрусского гида.
очень много людей из восточной европы, которые не хотят платить за безопасность...

во-вторых, альпинисты "с опытом" часто переоценивают это самый опыт. не понимая, что Эльбрус - это высокая и опасная гора, она опасна и для третьеразрядника и для МС с гималайским опытом. Вот сколько процентов претендентов на вершину серьезно в это верят?

P.S. Я буду помогать Диме с этим проектом. И, в частности, буду собирать рассказы этих самых МС, чудом выживших на Эльбрусе.
Или случаи, когда ОЧЕНЬ опытные альпинисты погибли на Эльбрусе.
ОТдельная моя скорбь - о гибели Сан САныча МИхайлова 8 мая 2005 г. при восх на Эльбрус Восточный. В группе были также Першин (ЗМС, многократный чемпион и призер СССР и России) и Тимофеев (МС, "Снежный барс", участник 5 гималайских экспедиций)

Про МИхайлова:
"...Более 20 лет был тренером сборной команды Уральского военного округа по альпинизму и более 15 лет - тренер сборной команды Свердловской области в высотном классе. За эти годы команда области пять раз становилась чемпионом страны и шесть раз - призером национального чемпионата.

Организовал и провел более 30 экспедиций для прохождения новых проблемных маршрутов в горах Памира, Тянь-Шаня, Кавказа, Альпах и Гималаях, в том числе совместно с С.Ефимовым - на пятую вершину мира, МАКАЛУ (8463м). За восхождение на эту вершину по западной стене в 1997 году, команда Свердловской области, первая в истории отечественного альпинизма, была удостоена высшей международной премии в альпинизме - "Золотой ледоруб".

Хотели страшилки?
Вот что будет, если на седле будет большой приют

Из этих предполагаемых 15-20 ночующих в Приюте на седле. в случае длительной непогоды ( полная jопа 3-4 дня)
- 5 умрут от сердечной недостаточности,,
- 5 умрут от обострения хронических заболеваний,
- 5 пойдут в непогоду, из них дойдут живыми только один,
- 5 останутся в приюте ждать погоду, и только на пятый-шестой день,
озлобленные на весь мир. голодные, холодные. грязные и проклиная себя и все человечество. спустятся вниз.

Чтобы и эту проблему решить, тогда метро (туннель, бобслей ) надо от самой вершины строить.

В горы надо ходить
- безопасно.
- зимой только в группах.
- с беспрекословным авторитетом руководителя (инструктора. гида)
- знать прогноз погоды
- иметь аварийный вариант спуска, отступления
- иметь храбрость повернуть назад
- иметь хоть какую то гарантированную связь
- иметь регистрацию в МЧС
- иметь GPS и уметь им пользоваться
- иметь хорошую экипировку
- иметь навыки выживания, оказания первой помощи
- иметь в голове страх и ответственность перед друзьями, родными. клубом, ФАР, перед детьми и родителями.

Ранее уже указывал в теме про Эльбрус, имею опыт восхождений на Эльбрус,
из них четыре раза в мае, одно в январе.
При мне пропали без вести или погибли минимум три человека
На скале с мемориальными табличками на Приюте одиннадцати - имена двух сургутян, два КМСа.
Погибли в 1995 году, недооценили ситуацию, рвались на вершину в честь 50-летия Победы,
были брошены местным гидом в пургу, Бог ему судья, ( непогода 3-4 дня подряд),
сбились с пути и просто замерзли на спуске в трупосборнике, без единой травмы.

Читайте записки А.В. Пастухова. Как он выжил на спуске с Эльбруса.
Попрошу рисковчан опубликовать ссылку на этот пост.

surgut, спасибо за вклад. Если кинете какие-то ссылки или добавите ключевых слов для поиска разных аварийных ситуаций - буду признателен.

А я думал под полноценным приютом на пяти тысячах понимается дом с бароконтролем;) тогда эти десять не помёрли б.

спасибо

Как бы то ни было, необходимость анализа ситуации касаемо Эльбруса давно уже назрела. И ощущение это с каждым чп только укрепляется. Причем анализа не только спортивной что называется части, но и всех сопутствующих, инфраструктурных и прочих аспектов. Хотя... может это просто лишь "первая ласточка" - результат той самой перестановки на новые рельсы в спорте и в частности в альпинизме (которые мы периодически бурно обсуждаем), и брать надо выше, и копать глубже - в основы. Но разбираться надо

правило первое и главное: - не лезть одному!!

Попробуйте втолковать курящему или пьющему что это вредно.Примерно тот же случай.Дефицит времени и средств в большей мере заставляет людей нарушать Правила.Большинство знает и про трагедии и как правильно ходить и в чем.Но есть надежда что польза будет.Хотя-мы скаковые лошади азарта,на нас еще немало ставят карт,и пусть мы завтра рухнем после старта,то будет завтра,а впереди азарт...

потому и бессмысленна эта затея - создать "правила восхождения на Эльбрус"

есть общие правила поведения в горах:и для новичков и для опытных.
Эльбрус это или горка высотой в 1000 метров - не имеет значения.

только беда Эльбруса, что подход к нему оч доступен и со стороны выглядит достаточно просто и безобидно (((((

потому и не будут действовать рекомендации. Даже вред скорее всего будет

> есть общие правила поведения в горах:и для новичков и для опытных.

Чего вы не учитываете - это психологии потребителя, а она есть. Вообще, вся информация обо всем уже существует. Но покупаете вы (условно) Colgate, "Веселый молочник" и "Snickers" среди огромного, на самом деле, выбора аналогов.

Насчет большого полноценного приюта на седле имхо у него будут те же недостатки, что у нынешнего.

Только больше, соответственно бОльшим размерам. Имхо.
Больше неготовых людей будет идти наверх, в расчете на приют.
Появится множество людей, идущих только на седловину , переночевать в приюте и полюбоваться видами.
( и акклиматизация у них будет еще хуже)

имхо постоянный небольшой (4 чел) спасотряд из отлично акклиматизированных и подготовленных альпинистов на приюте 11 был бы очень полезен.

Например спасотряд "Баск"
Или "Редфокс"
Или общий- "баск-редфокс"

это не так дорого, и реклама прекрасная для тех, кто это сделает.

я - против большого приюта на седловине и продвигать эту идею не буду.
В плане безопасности попробую сделать что _мне_ по силам - вот эту информационную компиляцию, и буду признателен за любую инфу, ссылки и рассказы по теме.

А я бы "за" метеостанцию на седловине с ретранслятором вниз, плюс опрос соседних метеостанций, плюс оплата профи в Интернете за корректный прогноз (сноуфоркаст снегопады на полдня просто не замечает), да за популяризацию GPS и носимых средств связи. Не секрет, что без горячей "лубви" с Госсвязьнадзором раций не получишь, а мобилки имеют свои ограничения (их сигнал идет больше по прямой, чем метровые волны, поэтому раньше заканчивается связь). Также на хижине полезно иметь связь и какую-никакую аптечку. Все же без лекарств ходят, крутые.

Еще на Пастухах не мешало бы хижину иметь, там немало замерзших находят.

Бог услышал мои молитвы.

Спасибо Вам "skvoznik", что Вы решили написать такую статью.
"laska3" (он же Стас) и я тоже вынашивали планы написать что-то подобное, так как нет пока в одной статье объединённой информации по Эльбрусу.
Я готов сотрудничать с Вами по любому вопросу, который Вы мне поручили бы. На данный момент я уже достаточно хорошо усвоил, что такое подготовка (физическая) к восхождению на собственном опыте - 4 недели воплощаю в жизнь ПЛАН подготовки к фестивалю "Red Fox Elbrus Race". При помощи электронной почты лично общался с составителем этого плана подготовки, получил пояснения и рекомендации к тренировкам.

То что в итоге получится в окончательной статье, можно будет в мае этого года испытать на мне))) я как раз новичок, который собрался на Эльбрус.

Из наработок для статьи:
- физическая подготовка
- психологическая готовность
- снаряжение и навыки его использования
- акклиматизация
- тактика самого восхождения поэтапно
- обзор известных НС
- выживание при попадении в аварийную ситуацию или при НС.
это не исчерпывающий список, а только то, что сразу вспомнилось сейчас.

Бог услышал мои молитвы......... Из наработок для статьи:
****

Вы все надеятесь что то вычитать , не пойму, что.
Ничего там нет и нечего вычитывать .

Это все равно как заниматься сексом по телефону, и ждать детей
Может и будут, но не Ваши:)

Ходите в горы с понимающими людьми и не морочьте себе голову "статьями".
Чтоб понять , что там написано, тоже опыт нужен.

тут пишут что у ребят с которыми беда случилась, был высотный опыт.
неужели они не знали тех банальностей. которые можно написать?

разве в этом дело?

и ничего вы с Эльбрусом не сделаете.
протянете трос до седловины, люди начнут в лоб ходить, вот и все.

и будет тоже самое или хуже тк людей только прибавится.
Горы объективно опасны.

Собственно, будь иначе. они и нафиг были бы не нужны.

Я знал МС по альпинизму. который на Эльбрусе 5 человек положил.
Думаете, он не смог бы написать хорошую статью про правила безопасного восхождения?...

где вы предлагаете искать "понимающего человека", и, главное, как определять что он понимающий?

++тут пишут что у ребят с которыми беда случилась, был высотный опыт.
неужели они не знали тех банальностей. которые можно написать?++
А вот представь себе, не знали. Я тут немного поспорил с девушкой, которая ходила раньше на восхождения с Павлом, по поводу акклиматизации. Сослался на "правило 500 метров" Лебедева. Оказалось, она про это правило ничего не слышала и статью Лебедева не читала. Поблагодарила за ссылку, обещала непременно прочитать. Я так полагаю, и сам Павел не читал и не слышал.

Вы ещё и психологическую сферу в горах писать хотите? ... How come?!!))))

я писал давно статью еще на МРУ, сейчас написал на лепру еще одну. Можешь использовать с ссылкой на мой сайт. Могу итог на моем сайте тоже опубликовать с ссылкой на тебя.

кинь сцылку плиз, обязательно прочитаю

На маунтин в общем форуме целая тема есть "Вопросы и ответы по Эльбрусу". Она прикрепленная, висит в самом начале. Там до фига информации.

гугль

Извините, что вклиниваюсь. Уже не первый раз по Эльбрусу прочел, что в р-не седловины нет моб.связи. Есть ли возможность внизу (не обязательно на горЕ) установить доп. оборудование, чтобы такая связь появилась?

технически, если поставить ретранслятор на Чегете, связь должна быть. Сколько такой проект стоит и реально ли его поддерживать не в убыток - вопрос...
Стоит подумать над пассивным ретранслятором в р-не седловины. А на краю седла, при выходе на "косую", связь вроде норм и мобильная и радио

С точки зрения оперативности лучшим вариантом было бы использование радиосвязи.Если поставить репитер на Чегете,то связь со спасателями практически была бы возможна почти на 100% и с седловины.Причем не нужно ждать вызова и соединения.Включил и говори.К тому же можно было использовать даже безлицензионные "мыльницы".Но лучше использовать частоты близкие к нынешней рабочей спасателей.Да и репитеры промышленные есть и используются в горах.Проблема только с госсвязьнадзором.На этих частотах добивает даже "из-за угла",а не только на прямой видимости.Радиостанции работающие на частоте спасателей купить сейчас без проблем.Причем вовсе не нужны "навороченные".Попроще.Стоимость в районе 50 "бакинских".Желательно с отсеком в который можно установить обычные батарейки.И не вестись на всевозможные "крутые литиевые" аккумуляторы.Литиевые после замерзания,за редким исключением, можно выбросить.Никелевые,отогрев,могут еще поработать.Хотя потеряют часть емкости.Единственное,при перевозке,у таких станций желательно разделить основной блок и батарею в разные места,дабы не провоцировать работников милиции.Хотя ежегодно пересекая несколько раз границу,за более чем 20-и летний срок при досмотре ни разу не возникало вопросов.

Связь есть. Правда не всегда стабильная.

Из наработок для статьи необходимо учитывать погоду...
Погода на Эльбрусе:http://www.mountain-forecast.com/peaks/Mount-Elbrus/forecasts/5000
И тут: http://www.snow-forecast.com/resorts/Mount-Elbrus/6day/top

Трагедия на Эльбрусе: http://www.poxod.ru/narration/elle/p_elle_tragediianaertc_a.html
Очень поучительная статья. Автор: Михаил Афанасьев, г. Москва: http://www.mountain.ru/world_mounts/pamirs/2004/lenina_afanasiev/index.shtml

Этот источник прогноза надежен очень условно, поскольку использует только глобальную модель погоды, без уточнения по ближайшим метеостанциям. Говорят, спасатели в Терсколе используют именно его, за неимением других. Видимо, поэтому пару лет назад, отсиживаясь зимой в пургу на приюте несколько дней, мы ежедневно звонили спасателям узнать прогноз и он не сбывался.

спасатели действительно используют именно его. В первый сезон экспедиции он давал очень точный прогноз, в другой - часто ошибался :(
Имеет смысл дать некоторую инфу о прогнозах вообще - что надо смотреть и соседние дни. Если в прогнозе - непогода и окно, то велика вероятность непопадания в него, а если на всю неделю показывает что-то одно, то так оно и будет, скорее всего.

Все обсуждение похоже на тему- как запретить курить и никого не ущемить...
Друзья!
Ну нникто не будет вас слушать и читать- как пример это попытки запретить курение и алкоголь...
Не надо ничего придумывать.
Большой приют, лучше платный спасет ситуацию...
Даже если там кто-то погибнет, остальные не будут рисковать своими жизнями (конкретно спасатели) для решения сложнорешаемых проблем....
Все остальные способы (запретительные) ничего не дадут...
Вы же сами все знаете...
Опять простой пример- как гибло 30000 на автодорогах, так и гибнут...
К сожалению, это общая ситуация в стране, которая 20 лет никому не нужна....

Я конечно "зеленый" - раз летом по класике, правда сам, но с нормальнокй походной аклиматизацией на 4к.

Относительно приюта на седловине наверное тут правильно написали, народ то начнет пороть фигню. А высота то 5300 никуда не денется.

Относительно вообще полезности темы. Я категорически ЗА. Дураки были, есть и будут...везде.
А вот думающему нужно дать источник информации. Мне например что то подобное бы не помешало в прошлом году.
С того что я видел показалось что половина восходителей и не слышала слово "аклиматизация".
Двум полякам в Пятигорске пришлось обьяснять что надо сделать более умереный график аклиматизации (еще раз встречал их на спуске, кажись послушали, и надеюсь нормально сходили).
Так что мануал думаю полезно начинать с установок приблизительно "что бы с большой вероятностю удачно подняться на Эльбрус и не менее удачно с него спуститься Вам нужно выделить минимум х-у дней. Если Вы не хотите выделять сколько времени на восхождение а намеренны сделать все быстрее, то дальше тоже можно не читать, времени то у Вас мало"
И первым разделом объяснить "скрытую" опасность технически несложного маршрута.
А далее аклиматизация. Но как написать коротко и доходчиво я не знаю (а люди готовы просырать год за годом на попытки взойти, и отступающие как потом говорят "через погоду" не могут почитать полчаса-час про аклиматизацию).
Какие то рекомендации и графики "минимальный" "оптимальный" давать все равно прийдеться, но как то вдалбывать про индивидуальные данные организма тоже нужно, и что читатель таки з большой вероятностю не уникум, а даже если и так то аклиматизироваться все равно нужно адекватно.

Дураки были, есть и будут...везде. А вот думающему нужно дать источник информации. - Информации и так вагон, и найти её с помощью любого поисковика не проблема. Можно добавить ещё, как это предлагает автор темы, но на количество (и качество) дураков это не повлияет.

Про акклимуху: да все более чем просто. Заходишь на сайт, где предлагают гидскую услугу на Эльбрус.
Уважаемые конторы на своих сайтах оч тщательно прописывают каждый день акклимухи: какая высота набора каждый день, высота ночёвки и тд.
Неленивый инфу найдет без проблем.
Ленивый стонет и просит :-дайте, дайте мне инфу, соберите ее для меня..
Неумный считает, что с помощью такой собранной кем-то инфы он сможет спокойно"сам" сходить на 5000 будучи новичком в горах
Не вижу смысла собирать пособие для ленивых и неумных

я как раз новичок, который собрался на Эльбрус...и я тоже вынашивали планы написать что-то подобное

Не надо откладывать.
Книга "Советы, как подняться на Эльбрус, от человека, ни разу на нем не побывавшего" будет иметь бешеный успех.
Будете говорить с читателем на одном языке.

Отличная идея, рекомендую срочно запатентовать... Свезло так свезло, ни разу на Эльбрусе не побывавшему!

Да много есть таких, очень авторитетных в альпинизме, людей.

Друзья, прошу поделиться следующей информацией:

Фотографии - которые можно будет разместить в материале, на следующую тематику:
1) Любые участки маршрута на Эльбрус и около него в разную погоду. Особливо в непогоду.
2) Фотографии состояния ледника, скал и сбросов в районе марштутов
3) Фотографии спасработ или иных проблемных ситуаций. Разумеется, с разрешением использования.
Оптическое разрешение - чем больше, тем лучше.

GPS-координаты следующих точек:
- "Бочки"
- Ледовая база
- Приют-11
- Начала и окончания скальных гряд, идущих к Пастуховым
- Нижняя и верхняя точка скал Пастухова
- начало "косой полки"
- окончание "косой полки" и выход на седловину
- место разделения троп на Западную и Восточную (вроде бы оно меняется?)
- старая хижина, фумарола и новый приют
- вершины Эльбруса
Требуются широта, долгота, высота и дата фиксации. Напишите, пользовались ли вы ими для выхода на эту точку и насколько успешно. Укажите, по возможности, подробно, в каком точно месте была сделана фиксация. Очень приветствуется указать, сколько спутников было активных в момент снятия точек. Не знаю, умеют ли это GPS...
Мы (экспедиция строительства приюта) делали эти точки, хотелось бы сравнить и уточнить актуальность.

Спасибо.

Ой, это запросто: достаточно посмотреть на изображение между этим текстом и до слова " шо видите?"

Шо видите?
Вот в непогоду будет именно так))))

я ваш юмор уже примерно понял, но данная ветка для конструктива. Спасибо за понимание.

Ща народ засыпит:

7 мая 2005, спуск с Восточной, успеть бы до Пастухова:

Успели, от Пастухова на карчках по следам ратрака до гряды, мело мля!!! ног не видно...

9 мая 2005, тяжелый день потери...

9 мая 2010

Отличные фото

Пусть засыпает, места не жалко. Спасибо. Потом будем выбирать наиболее показательные.
Про тяжелый день потери - можно подробнее?

нашел в тырнете
и это еще не полная "жопа"

Приют 11 -- 43 18`50"C 42 27`33.3`B

Но лучше поставьте "Планету Земля" и потыкайте сами. Район должен лучше отложиться в Вашем сознании.

elbr

Я думаю, очень полезны будут воспоминания о первом восхождении на Эльбрус людей, у которых уже есть приличный опыт. И их оценка своего восхождения или советы.
Я начала осознавать, что в моем первом восхождении не все было правильно (ходили с группой после полноценного похода) только спустя несколько лет и более серьезных походов. Если интересно, вышлю воспоминания на мейл.

Интересно. Опишите ваши походы (характеристики хотя бы) и ваши впечатления от Эльбруса... Можно в отдельном посте. Спасибо.

Поход после которого взошла на верх был 1к.с. Впечатления от Эльбруса были замечательные - восхождение в августе, тепло, погода ясная.
Понимание ошибок пришло после 4к.с.
Но на отдельный пост думаю не потянет, так пара советов новичкам чего не надо/надо делать на восхождении.
Самой главной ошибкой считаю, что шла до косой полки без кошек. Причина - не было тренировок с кошками (нашей группе не достались) соотв. я знала как их одевать, но не знала на каких склонах применять. Если бы мне не указал участник из нашей группы на мою ошибку - пошла бы без кошек дальше и не факт, что дошла бы. А до полки добралась благополучно только благодаря чьим-то следам, которые шли небольшим серпантином и соотв. ногу я ставила почти ровно. Сейчас вспоминаю и сама поражаюсь как не улетела. Поэтому совет №1 летом кошки одевать от верхних скал Пастухова.
Еще я шла с палками (ледоруб был на рюкзаке), подниматься с ними комфортно, но в случае срыва они не помогут. Палки брала на прокат, не телескопы, поэтому на спуске они очень мешали, хорошо было кому одну отдать. Так что если брать палки, то только телескопы.
Далее, оделась очень тепло, но с выходом солнца стало жарко. Снятую одежду деть было некуда (рюк был микроскопический) пришлось засунуть в пакет и нацепить на ледоруб, прикрепленный к рюку. Идти было неописуемо приятно. :) Повезло, что вскоре девушка из моей группы повернула вниз и забрала вещи в свой (большой) рюкзак. Вывод: штормовой рюкзак должен вмещать возможно лишнюю одежду. Ну или оставить её на склоне нах.
Ещё новичкам выходить желательно пораньше. Наш руковод хотел сначала в час ночи, затем передумал и вышли в три. Результат - группа из наших сборов 4к.с. вышла на час позже, обогнали меня после верхних скал. На седловину я пришла в 12, а они уже отправлялись на вершину после отдыха. Мне сказали на подъем 2 часа, на спуск 1, а вниз уходить максимум в 15-00. Мне нужно было идти сразу, но сил не было. Повезло, что подошел (с восточной вершины) руковод из 3 к.с. наших сборов и мы пошли на верх. Иначе мне идти было бы не с кем, а погода начинала немного портиться (усиливался ветер). Правда ранний выход тоже череват. Я-то не спала с часу (легли в 22.00), переживала, думала все-же выйдем раньше. Результат - на первой же передышке на косой полке почувствовала, что засыпаю. Решила идти без сидячих перекуров. В продолжение следующая ошибка.
Хотела отдохнуть сидя перед поворотом на седло, но подойдя ближе, увидела, что дальше спуск. Ну фиг ли сидеть когда дальше вниз? Пока "спускалась" так угробилась, что первый раз за подъем пришла мысль на верх не идти. Только недавно узнала, что от косой полки до седловины на самом деле подъем! Вывод - нужно правильно распределять отдых.
Еще, тогда мне дали полезный совет - считать шаги. 100 шагов - остановка. Я шла 100 до косой полки, 50 до седловины и 25 на верх, но это сугубо индивидуально. Это очень помогает тем, кто еще не изучил свой организм на высоте. Не даёт загнаться. К примеру через 5 лет после того восхождения я поднималась по Ачкерьякольскому потоку. Догоняла группу и вместо их 2-х, 3-х сидячих перекуров у меня был один. Вроде вон туда дойду, там удобней, а там ещё удобней и т.д. Результат - не дойдя до 5000 поняла, что в контрольное время не уложусь (сдохла конкретно) и устроилась загорать в ожидании остальных. Вывод - лучше считать шаги, чтоб не выработать резерв раньше времени.

Но это так, мелочи про летние восхождения.

Я тоже думаю, что будут полезны. Много информации - лучше, чем мало информации, а об успешных и легких восхождениях и так ее полно.

Фото не моё, скачал не помню откуда, автор писал что снято телевиком с Чегета

А это мои, снятые в разные годы

снято 2 недели назад после восхождения, виден весь путь от приюта 11 до седловины. К сожалению, сайт не позволяет выложить фото в лучшем качестве

Ну, у меня она открылась во весь экран. Если есть в лучшем качестве - добро пожаловать в мейл. Спасибо.

Новички на Эльбрусе не дураки.Забег на Западную от Азау -4 часа.В одиночку ,в мае -траверс двух вершин с уходом в Хурзук.На одной ноге с Севера залез. Группа детей с святым отцом зашла,инвалиды -спинальники и т.д.Так чем я хуже? Доеду на ратраке до Пастухова,а там всего -ничего.

эта проблема действительно есть.
реклама бравых мероприятий противоположным концом лупит по мозгам тех, кого гора уже манит, но которые про нее ничего не знают.
каждый сентябрь во время забега слышу от таких людей вопросы, когда еду на канатке: а я смогу подняться на Эльбрус?
Стараюсь отвечать так, чтобы спрашиваюший понял, что восхождение требует серьезной и длительной подготовки.
Многие пожимают плечами - они ведь не поднимались выше БОчек, они видят дорогу, дальше - ратрачные следы, видят бегунов в кроссовках...

Лена, я в таких случаях привожу пример с тяжелой атлетикой. Попробуйте поднять штангу 30 кг, а после 150 кг. Многие, у кого нет проблем с головой, понимают.
Всегда будут люди, которые будут переоценивать свои силы. При этом поймав горняшку, в стадии эйфории. Разруха прежде всего в головах.

Да, перестаньте уж на "Группа детей с святым отцом" бросаться, - он и сам гляциолог бывший, отнюдь, не новичок в горах, а еще в группе той парочка взрослых альпинистов с очень солидными разрядами была

Не стоит говорить, что невозможно толком рассказать про опасности гор. Эта книжка вполне себе аргумент.

ИМХО (на всяк случай ещё раз: ИМХО!) виновниками происходящего являемся только мы сами, и никто другой. В условиях, когда когда-то существовавшие некие "контроль" и "регулирование", а также и естественная "более слабая бюджетная ситуация" сменились более или менее широкой доступностью определённых видов спорта (туризма), лишённые какого-либо самокритичного и подробного анализа отчёты типа "первый раз на Эльбрусе и вообще в горах, погода полный писец: колотуха, валит снег и ничего не видно - но всё равно дошли и выжили, всё жирок и заипись" (ахтунг: утрирую, но только слегка) не только стимулируют всё новые и новые массы на "подвиги", но и отодвигают опасность гор (а также и природы в целом) на задний план. Отодвигают активно и - особенно, благодаря интернету - массово. В результате у людей В МАССОВОМ ПОРЯДКЕ полностью отшибает два основных (имхо) правила, связанных с горами:

● В горах опасность для человека существует всегда и везде, независимо от высоты, на которой этот человек находится, а также от времени года.

Здесь приведу пример, очень хорошо подтверждающий это правило: несколько лет назад, в Швейцарии, в середине лета, в жару, на небольшой высоте (всего-то 1800 метров), в условиях, когда нигде в поле зрения не видно какого-либо снега или склонов, угрожающих камнепадом, погибают 2 человека от лавины. Где-то на высоте срывается небольшого размера "доска", которая развивает скорость, достаточную, чтобы "пробить" узкую лесополосу. На выходе из этой лесополосы эта доска уже ободрана и скорость её значительно снижена - однако, своим краем она задевает людей, идущих по тропе. Получив удар, люди падают с тропы в находящийся в паре метров ниже ручей. И погибают вследствие черепно-мозговых травм, полученных при контакте с валунами в этом ручье.

● Если ты решил соревноваться с природой (к коей мы отнесём совокупность метеорологии и геологии), то ты уже проиграл.

Природу победить невозможно - она сильнее человека, намного сильнее. И не только сильнее, но и менее предсказуема, что неминуемо снижает шансы хоть как-то обыграть её. Если в тяжёлой битве с этой природой тебя не забрала старуха с косой, то это чистой воды везение, заключающееся только в том, что вероятность этого везения ничтожно мала. И если ты в своём отчете не описал "лишений", которым ты был подвергнут в процессе твоего соревнования с природой (читай: старухой), то ты реально подставил тех, кто будет читать твой отчёт. Причём так подставил, что они могут погибнуть. А зачем писать? - никто не погиб, значит, всё жирок. Однако, в интернете сплошь да рядом видно отчёты, только при внимательном прочтении которых можно почувствовать реальный и большой риск для человеческой жизни - но этот риск не только сдвинут на задний план, но иногда и целенаправленно скрыт с одной-единственной целью - выглядеть "профессионально". И ведь никому невдомёк, что именно в таких внешне выглядящих "профессиональными" героических отчётах в неявной форме присутствует непрофессионализм.

Насчёт приюта-бивака неверху: мне кажется, что какие-либо ограничения или даже размышления на тему этих ограничений, будут, скорее всего, бессмысленной потерей времени, поскольку будут являться не чем иным, как борьбой с человеческой натурой. Её, однако - как и природу - не победить. А посему не надо даже пробовать бороться с ней, это глупая затея. Даже в Альпах - то есть там, где вроде бы всё продумано, и головки работают более или менее законопослушно - несмотря на наличие на некоторых биваках щита "Для экстренных случаев" всё равно в этих биваках люди ночуют в "плановом порядке", и среди этих людей встречаются даже убелённые сединами бывшие работники служб, имеющих прямое отношение к горам. И тот факт, что никто в Альпах не предпринимает каких-либо "ограничительных мер", свидетельствует о том, что люди прекрасно понимают бессмысленность борьбы против человеческой натуры.

Отличием бивака на Эльбрусе от альпийских биваков может быть только массовость Эльбруса. И именно это обстоятельство и является как для Эльбруса, так и для размышлений о каких-либо ограничениях посещения бивака на нём, решающим и отягчающим одновременно: дело в том, что человек, задумавший разработать "ограничения" посещения бивака, в действительности будет вынужден заниматься не регулированием посещения бивака, а.... регулированием туристических потоков в регионе Эльбруса. А эта задача, насколько я её себе представляю, в данный момент вряд ли поддаётся решению. Се ля ви.

Второй пункт очень четко выразил мысль, которую у меня не получалось. Масса однобоких отчетов, помноженная на количество, создает иллюзорное впечатление, что только раз-два в год происходят НС, а в остальных случаях все _идеально_, но это ведь не так. Объективность состоит ни в том и ни в другом по отдельности, а в том числе и в каждом мимолетном "косяке", который завершился благополучно. Даже простой вопрос акклиматизации... на мой взгляд, ОЧЕНЬ много людей туда идут без достаточной акклимухи, без запаса прочности не только на того парня, но и на себя. Но все эти волею звезд зашедшие люди никогда не пишут об ошибках, в лучшем случае "меня плющило, но я победил". В итоге, из всей сферы опасностей, личных ощущений, мыслей и решений, которые предстоит испытать в восхождении, человек нередко знает только немногие из них. В идею "не ходи на гору" мало кто поверит, покуда в инете столько успешных отчетов. Но в более-менее профессионально описанную обстановку, может, и вникнут. "Не ходи на гору" - ПОЧЕМУ? Если ты инструктор, ты можешь рассказать или давануть авторитетом. А если нет возможности всем рассказать лично? Потому что вот так выглядят закрытые трещины под тропой, вот так люди ждут спасов, потому что пошли без веревки, вот закрытая трещина в 30 метрах от бочек, вот видео про непогоду на Эльбрусе, вот такие зоны ледников и сбросов справа и слева от тропы - и так далее.. не придирайтесь к перечисленным пунктам, это навскидку и еще не обдумано. Могу лишь сказать, что ни разу не видел глазами карту классического маршрута с координатами точек и с раскрашенными зонами. Почему туда не ходить? Там же ратраки ездят и бордеры катают? Да, ездят и катают, но они ездят и катают вот по _этому_ рельефу, и однажды в том месте, где катали, одного человечка долго доставали...
Надо серьезно думать над тем, в каком виде подавать инфу и с каким посылом. Это очень важная задача...

про бордеров. БОрдер неширокую трещину переедет и не заметит. Ратрак тем более, а пешеход - провалится.

про акклимуху: у меня она была вроде как идеальна, про то, как идти, как дышать на высоте слышала (почти все мои друзья неоднократно были на Эльбрусе), читала...
Но вот не помогло это. Я сделала ошибку в том, как дышать..... , совершенно неожиданную ошибку для меня.., и меня плющило целый час, а в норму пришла за пару минут. И помогло именно присуствие рядом опытного человека. Какую ошибку сделала и как из нее вышла - не буду сейчас писАть...
И так по каждому пункту.
Невозможно научиться ходить в горы по книжкам и по интернету. Только многократное и частое пребывание в горах, только хождение там с более опытными людьми, опыт, накапливающийся постепенно, небыстро... годами. Только это научит безаварийному хождению в горы. Или , если хочется прям ща, то с гидом или руководителем группы, с очень опытным человеком..

попытки собрать советы по интернету - только вред и риск для жизни неопытных и малознакомых с горами туристов.

чуть про себя скажу. Я 20 лет своей жизни постоянно была в горах. Первые шаги там,в горах выросла. Сначала отец водил, потом турклуб. Но это все было среднегорье
Потом 10 лет опыта сноуборда - это зимние горы.
Но у меня большой перерыв именно в хождении в горах.. мало того- сейчас хочется ходить на высоту и я понимаю, что очень многого не знаю. Я сейчас начинаю заново , вспоминать. учиться, учиться, учиться.. хотя у меня есть и чуйка и некий опыт выживания и природная приспособленность к горам и тд

Почему так ?
Да потому, что очень серьезно отношусь к горам, дисциплинированно.. с младенчества к этому приучена. Мож потому у меня до сих пор ни одной травмы в горах, ни одного трабла!!

А вот попытки учиться опыту по интернету - для меня дикость! Страшная, опасная дикость.

Ребята, берегите спасателей. Ваша безответсвенность - риск для их жизней

Показать комментарий

++Отличием бивака на Эльбрусе от альпийских биваков может быть только массовость Эльбруса.++
Есть гораздо более существенная разница. На Эльбрусе - 5300, на такой высоте можно доночеваться до отека мозга. А в Альпах какой самый высокий? Вряд ли выше 4000 найдется.
Трудно умереть именно в результате ночевки.

Опять как в лужу.
Навскидку - приют Валлот на Монблане - на 4200м. Вполне приличный и намного лучше Редфоксовского на седловине.

Хотите впечатления человека, имеющего кой-какой опыт и впервые пошедшего на Эльбрус?
Рассказываю...

Идет 1987год...май месяц, ежегодная Альпиниада (или Эльбрусиада), масса народу...
Параллельно идет отбор в молодежную сборную на Канчу, на котором присутствовал...

Высотный опыт- Маркса -6723м(85г), Кызыл-Агын- 6679м(86г), Корженевской 7105м (86г), Коммунизма 7495м (86г).
Зимний опыт- Музджилга (до 5500м) декабрь 85г, Двузубка (Дугоба) декабрь 86г, Св.Корея (Ала-арча) февраль 87г.
Помимо этого летние сборы.
В общем достаточная накопительная акклиматизация, постоянные тренировки и сборы.

Заехали в Терскол где-то 26-28 апреля.
2-3 дня внизу, всякие зачеты, тренировки на скалах Азау.
Выезд на Мир- выход до скал Пастухова и вниз.
День внизу.
Снова наверх- забег от Мира до приюта 11...ср. время минут 35-40...
Спсук вниз.
Подъем наверх на мир.
Прогулка до Гарабаши.
Выход 05.05.87г.- в 5-00 с Мира на восхождение.
Спуск на Мир в 14-00.
И вниз в долину.

Ощущения от восхождения- очень холодно и ветренно.
Несмотря на достаточно активную акклиматизацию, большую накопительную акклиматизацию и здоровый образ жизни -:)
физиологические ощущения как от высоты в 6000-6500....
Высоту переношу хорошо, поэтому был удивлен...
Физически и технически проблем не возникало.
Возраст - 26 лет.
Ставлю свой Эльбрус в один ряд с другими высотными восхождениями!!!
Достойная высотная гора!

Say, странные ощущения. Ну тяжело идти первый раз в сезоне, но и только. Идёшь ведь без акклиматизации. А на Памире дней 10 проходит пока на гору выдвинешься. В этом вся и разница. Второй раз в сезоне на Эльбрус уже поднимаешься с песнями. И никаких 6000-6500.

А хотите впечатления человека, не имеющего никакого опыта и впервые пошедшего на Эльбрус?........Идет 1990год...май месяц, Эльбрусиада, масса народу.... Высотного опыта никакого.....Приехал с друзьями альпинистами в альплагерь Адырсу 28-29 апреля....Прогулка в Терскол(на автобусе)....Прогулка к Шхельдинскому леднику....Прогулка к Джану...Непогода-Эльбрус закрыт....Выезд группы в Азау-Эльбрус закрыт(пропали француз, японец и еще кто-то)...Второй выезд-подъем из Азау на Приют-11. Навстречу спускают погибших из Ленинграда......05.05.90г.вечером подъем на Приют-11 для ночевки..... В 2-00 выход на вершину. Группа 22 человека-разрядники, КМС, МС, и я.......Взошли 12человек...... На спуске помогаю друзьям транспортировать с седла двоих(им очень плохо).....Спуск в Азау в 15-00.....Ощущения от восхождения - мерзли пальцы ног(ботинки вибрам ВЦСПС и шерстяной носок)...На вершине к носу прилип фотоаппарат...Физиологические ощущения от высоты сравнивать было не с чем......Возраст-37лет...Так я пришел в альпинизм....Люблю эту гору! Ходил на нее со всех сторон, с напарником и в одиночку. Прошу сей опус принять с должной мерой иронии.

Я думаю, сайт может быть очень полезен. С удовольствием бы воспользовалась им впоследствии. Ув. Южнейка, всех дураков вы не убережете, естественный отбор никто не отменял, но кто-то всё же спасется - оценив опасность, пересмотрев тактику восхождения. А по поводу книг вы не правы, они не заменяют гор, но помогают в описании маршрута, например. Ведь есть книги с описаниями маршрутов скальных, где чего находится, какая зацепка и какой камень. И ими пользуются, не брезгуют. А массовый пиар сайта с распространением благих намерений проводить через соцсети и соответствующие группы гидов и коммерческих фирм, а также кружков по интересам. Кстати, тут и гиды с фирмами проверку на вшивость пройдут - кто откажется разместить ссылочку на сайт, тот каг бе замалчивает...;-) (вспомним страху-нет.ком). Сайт можно сделать предостерегающе-осведомительного характера - о том, что там есть и какая жопа бывает. Большими буквами.

Показать комментарий

Ув.yuzhneika ! Если ты уже отдохнула от отдыха на Чегете, пожалуйста выходи на работу. Перечитай внимательно все, что ты написала в этот пост--не надо одно и тоже повторять
много раз. Твоя упертость похвальна ,но... не засоряй пост.
Ты сказала-тебя услышали,а продолжать начатую тему или нет-решать автору

Показать комментарий

Это как 10 заповедей. Часто те, кто изучает Библию,их нарушает. И наоборот, те кто Ее никогда не читал, живут по этим заповедям. Нужны наверное не правила, а скорей обширный информационный материал. А там каждый решит сам для себя, что ему нужно. Понимающие учатся на чужих ошибках, непонимающие на своих, а дураки(извините) вообще не учатся.

Я уже 10 раз пожалел, что назвал это "правилами...", и описание идеи вышло, вероятно, слишком амбициозным. На самом деле речь и идет об инфоматериале, о подборке. Никаких хитрых или новых для опытных людей вещей там не будет. Даже просто "памятка", я считаю, будет иметь хоть какую-то пользу. Результат потом представлю на суд опытных людей, чтобы как раз избежать излишне проскользнувшего оптимизма или менторства в тексте.

Показать комментарий

На суд и малоопытных, пжлст, Джим.
В общем, нам здесь, на сайте - дабы каждый имел возможность внести свои корректировки и успокоиться :)

Как бы все написано, учить наизусть:

++Как бы все написано, учить наизусть:++
" 5.1. Восхождения и выходы в высокогорную зону в АМ разрешаются только
при наличии на месте восхождения ответственного за безопасность (ОБ), утвержденного приказом организации, проводящей АМ
5.1.1. ОБ должен иметь квалификацию не ниже КМС и звание инструктора-методиста по альпинизму не ниже 3 категории, жетон «Спасательный отряд» или жетон «Спасение в горах»"

Пусть это учат наизусть участники АМ. А остальным-то зачем?

alvd - чтобы подольше пожить.

ещё раз, зачем не участвующему в АМ человеку их внутренние тараканы?

Для людей, не участвующих в АМ, эта информация на продолжительность жизни в принципе повлиять не может.

имхо. как то реально повлиять на ситуацию, чтоб не перлись все подряд, может только администрация нацпарка.

И, могли бы, фирмы, которые водят людей.
У них опыт, у них гиды, опять же деньги какие то есть.

Совместно они могли бы что то придумать.
Но, похоже, пока их это не интересует.

И их тоже можно понять- у них- свои клиенты и нафиг им дополнительная головная боль.

Тут писали, что у погибшего был первый разряд.
Ну и какие специальные правила надо придумать для перворазрядников?
Какие статьи для них специальные писать?
Чего такого они не знают?

Человек рискнул и проиграл.
И ни с каким недостатком информации это не связано.

хрону: Это связано с недостатком воспитания.

Я не утверждаю, но скорее мысли вслух-размышление.
Если бы их было бы не 3 человека, а 5-6, то возможно парень был бы жив.
Все же должно быть некоторое кол-во человек в группе -некая критическая масса, ниже которой любой случай становится фатальным((,
Эльбрус ; особенно зимний -из этой категории.

***

Правила туризма и альпинизма этот вопрос четко регламентируют.

Но нет способа заставить людей их соблюдать.

Я когда то с женой с севера ходил, вдвоем.
Еще когда там небыло никаких хижин и вообще ни одного человека.

Одни суслики, тысячами.
Если что, пришлось бы сусликов звать на помощь, больше некого.:)

Вот это моё размышление-вопрос - он к Хрону, Грекову, Гоблину и к другим профи; не к теоретикам по чужому опыту

зачем постоянно педалировать тему первого разряда, если известно, что этот первый разряд закрыт спринтерскими прыжками за два года - в сумме за несколько недель - и по сути является чистой формальностью. ибо невозможно за несколько недель набраться горного опыта. правда, говорят, что был еще туристский оыт - но, видимо, тоже весьма скоротечный.

Был длинный поход по Алтаю. Нитку в точности не знаю, но было восхождение на Белуху.
Не так уж мало для Эльбруса.

Про группы не менее 6 человек. Так бывает, что они все и страдают. goblin вот писал, сколько иранцев свалилось с горняхой на Раздельной. Так из этого напрашивается противоположный вывод: чем меньше группа, тем меньше жертв, а значит - "лучше" результат (из двух зол выбирают меньшее). Я не спорю ради спора, просто для меня очевидно, что этот вопрос следует обсудить подробнее. Если бы больше народу с недостатком опыта ушло бы на восхождение, стало бы от этого безопаснее или нет? У двух малоопытных участников шансы получить проблем на голову - ИМХО, выше, чем у одного. То есть, если бы численность группы увеличивать, сохраняя пропорции участия людей разной опытности, то ни к чему хорошему сие бы не привело? Поправьте диванного альпиниста, буду признателен.

/текст скорректирован после камента alvd/

++Лебедев раскопал (выше), что у Александры был опыт ПВД, не знаю, так это или нет..++
Он недокопал. Они вместе ходили на Алтай с Белухой. Это не совсем и даже совсем не пвд.

ОК, вправду "совсем не", я поправил себя, доверяя вашему источнику. Но я попросил, в-общем, логику оценить, так что вопрос остается открытым, и я его даже сформулирую получше (надеюсь):

что важнее - большая численность группы 6 человек или более высокий профессионализм участников в меньшей группе, скажем, 3 человека?

Вообще грустно: кажется мы имнно этих ребят видели, когда они акклимуху на Балду Чегетсую ходили......
Весело шли, бодро..

Вообще грустно:

А что делать?

Всегда такое случалось и будет случаться.
Ничего мы тут не придумаем.

эт да.

Еще вопрос- размышление.. и опять только к профи-альпинюгам.

не рановато-ли в 23 руководство на зимний Эльбрус?
все-же , КМК, должен быть наработанный опыт .. , житейский опыт, должна быть наработана "чуйка" и тд..
В 23 года... все-же... , все-же...
????

Правильно, раньше 50 там вообще делать нечего, - в 23 надо что-то более серьезное ходить

вот-вот. 23?

Александр, что задача до конца нерешаема - факт, ибо в постановке заложено глубокое противоречие. Но разными людьми и группами людей сделано много как в ту, так и в другую сторону. Это и есть поле для действий.

Уважаемый Сквозник!

Мне кажется, чтобы Ваш проект осуществился, его надо сделать в форме Вики-Эльбрус.
Хорошо бы, если он будет размещен на Риске. У Риска высокий рейтинг, и в поисковиках этот Вики-Эльбрус будет появляться сразу.
Если на Риске, тогда нужна техническая поддержка от Риска, конечно.

Вы, как автор идеи, продумываете структуру и предлагаете ее к наполнению рисковчанам. Можно даже в форме конкретных вопросов: Как подготовиться к Эльбрусу? Опасности Эльбруса? Участки маршрута восхождения? и пр. Это тоже будет помогать людям находить информацию через поисковики.

Постепенно структура будет усложняться, а содержание - совершенствоваться.
Главное - чтобы каждый человек, который хочет поделиться своим опытом, коротко описывал что-то конкретное (в определенном разделе). Посидел 5-10 минут - какой-то вопрос раскрыл. Появилось свободное время - другой вопрос раскрыл. Это гораздо проще, чем сочинять цельное повествование обо всех аспектах.

В общем, даешь Вики-Эльбрус!!!

По-хорошему, с моей точки зрения, следует совместными усилиями профи сделать убойный документ и развесить его по всему интернету, не только на риске. Чтоб фраза "памятка восходителя на Эльбрус" немедленно вызывало конкретную ассоциацию, да и по Терсколу в нужных местах положить в разном виде. И чтоб ее подписало куча авторитетных людей. Собственно: 1) фактическая инфа по Эльбрусу 2) описание разных возможных опасностей 3) информационная кампания, можно аргессивная. Ибо работает как миленькая - сколько народу нынче прибретают какой-то девайс, дарящий безопасность, не столько из-за своего реального понимания обстановки, но потому что тренд.
Далее, эта идея - не ответ на этот произошедший конкретный НС. Кроме этой трагедии, есть часто непонимание, куда люди идут. И если ставить задачу как "дать субъекту А инфу по проблеме Б", то это делается о-бу-чением. Правильно - в клубах, на собственном опыте, где угодно. Ученье - свет, блин.
В реальности пока не нашлось особо желающих присоединиться, поэтому, с большой вероятностью получится простой документ с некоторыми данными, надеюсь, неплохо задизайненный и доступный 24/7.
Вопроса где развесить результат щас не стоит - вешать нечего.

В реальности пока не нашлось особо желающих присоединиться
***
Прогресс есть. Уже стали обсуждать без матюгов. Когда дойдет до текста, который будет опубликован на Риске, посыплются правки, можно быть уверенным.

оступился человек, разбился.
Никто не гарантирован от этого.

А понаписали глубокомыслия всякого.
вот сочиним совместно толстую книгу, и лед станет не скользкий.

Прямо фатализм какой-то. Знаю человека сходившего больше 100 раз на Эль. И не работают ваши законы больших чисел, не оступается.

Прямо фатализм какой-то.Знаю человека
****
что не так?
Разве кто то гарантирован от этого?
И КМСы бывает, оступаются и улетают, и мастера вот на Домбайской двойке погибли не так давно.
Я по ней провел жену на костылях, а они- погибли.

и что, это о чем то говорит?
Просто людям не повезло. не в то время не в том месте оказались.

Чокка Залиханов? )

Вики-Эльбрус замечательная идея!
А сколько будет стоить создание такой площадки( ресурса) ?

А что вы там будете писать? 5-6 простых маршрутов на Эль в описании уложатся на 2-3 странички, ну добавите треки под GPS. Добавите кучу фоток. Всего этого и сейчас полно в нете. Вся тактика восхождения уложится в десяток строк. А что дальше? Описывать впечатления новичков? Вот под этим камнем меня скрутила горняшка, а под тем я сыграл арию риголетто? А у другого и камни будут другими. Нулевая идея, как и идея с памяткой по впечатлениям новичков (на Эльбрусе).

+1000

Для Сквозника - документ сделать гораздо сложнее. В документе, даже в "Памятке", каждое слово должно стоять на своем месте и трактоваться однозначно.
В документе нет места примерам, фотографиям, трекам, смешным и трагическим историям. Это все должно быть в такой виртуальной энциклопедии, продукте коллективного нашего разума.
Вики-Эльбрус еще удобен тем, что его не надо штудировать от корки до корки в поисках нужного именно тебе фрагмента. Сразу идешь по гиперссылке в нужный раздел и там уже ищешь.
Подумайте! Ваша роль будет самая важная - разработать структуру. Риск предложит технологическую платформу. А мы все камешек за камешком наполним содержанием.

++каждое слово должно стоять на своем месте и трактоваться однозначно. ++
Читайте законы Мерфи. Всегда найдётся человек, который поймёт всё наоборот.

Идея создания подобной памятки прекрасна и нужна.Но я перечитав все вышенаписаное подумал,что все это будет касаться классического маршрута с юга!А как же с севера,восток,запад.Может есть смысл тогджа разбивать на 4 части и описывать все нюансы по направлениям с четырех сторон?Или это будет как-то обобщено?

У меня есть энтузиазм, но не хватает знаний. У спасов и гидов есть знания, но нет мотивации. Но потихонечку будем складывать, авось че построится :)

Эти "правила" , которые мы тут обсуждаем, давно известны.
Это просто правила альпинизма и горного туризма.

Дать горожанину прочные базовые навыки альпиниста или горного туриста,
привить ему менталитет альпиниста или горного туриста,
ни при помощи одной статьи, ни при помощи сотни статей или сайтов невозможно.

+100

+1500

---Поддерживаю южнейку и хрона. Идеи Сквозника считаю утопическими и популистскими. Никакой пользы от его затеи не будет.---
Но вреда однако тоже никакого))

*Никакой пользы от его затеи не будет...*

Поверьте: я, ни разу не бывавший на Эльбрусе, хотя и не новичок в разных горах, был бы только рад, если бы перед возможным восхождением, особенно с участниками, имел возможность получить адекватную и объективную инфо по горе, ее особенностям и маршруту. К примеру, знаю случаи, когда даже на нашем "домашнем" полигоне, Чимгане, россияне (и не только) плутали - дай бог. К примеру - Саша Кашевник в ноябре 91-го, на чимганской 3Б ("уши") чуть не три дня "рубился" с участниками, забурившись правее ее , в непогоду, на отвесы. Что говорить о таком своенравном "монстре", как Эльбрус, да еще зимний... Побольше да посвежее инфо о маршруте - это же азы.

Новичкам на Эльбрусе, хотя бы даже и не новичкам в горах, я категорически советую не ходить без гида. Хотя я слышал о случаях когда гиды бросали клиентов, я таких гидов не знаю, и никто их имен не называет. Подавляющее большинство новичков, из которых некоторые вообще первый раз в горах, успешно восходит с гидом, если физическая форма позволяет. Гид знает гору, все ее капризы и опасности, он знает в каком состоянии тропа до вершины в день восхождения (спросил у того, кто сходил вчера), есть ли там лед, трещины и т.д.
Надо ли брать гида альпинисту-разряднику? Хороший вопрос...
ИМХО в спортивной (некоммерческой) группе руководителем ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть человек, бывавший на горе несколько раз и хорошо ее знающий.
Зимний Эльбрус - это экстрим. Не могу понять зачем нужно ходить на гору зимой. Тут никто не застрахован. И все же, и зимой с гидом надежнее. Есть примеры успешных восхождений. Вот, к примеру, 1 января 2011г. гид Евгения Прибыльцова с клиентом взошли на восточную вершину с севера и благополучно спустились.

Свежая "инфа" может быть получена только от ходивших в ближайшие несколько дней в период устойчивой погоды. Пришла непогода, всё изменилось. "Инфа" стала бесполезной.

Вопрос к гидам :)
Вы готовы дать инфу, сколько успешно взошло с вами, сколько развернулось и сколько было НС? Wildrain?
Есть мысль сделать форму ввода для людей, сходивших на гору. С возможностью указать гида (инструктора), дату восхождения, причину неуспеха, возможные НС или опасные ситуации, ну и отзыв. Надо подумать :)

могу приблизительно в целом, по годам труднее. Меня в твоей форме не будет вообще, так как русских клиентов я водил от силы десять человек из двух тысяч в целом.

Я тебя лично там заведу =) кстати, спасибо за идею интернационализации странички ;)
А чтоб два раза не вставать - можешь прям тут приблизительно в целом, не по годам? С проблемами по-чесноку.

Ну кто же это в состоянии запомнить? Разве что Штирлиц. Ну будете вы знать, что при хорошей погоде заходит 70%, с хорошим гидом 90%, в плохую погоду 1%. Что это вам-то даст? У меня был случай, когда летом в условиях плохой погоды из всего набитого людьми приюта 11 на вершину сходил я один с двумя старичками из Австрии. Остальные все отвалили с перемычки. Вот случай описан. Описание ничего не даёт к пониманию, как это сделать. А сделать это можно только при наличии опыта многократных восхождений в различных погодных условиях, умения ориентироваться в условиях плохой видимости (GPS тогда в помине не было), понимания погоды ну, и наверное некого чутья. Формализовать эти знания и вложить в голову новичка невозможно. Пустая затея.

Причем тут это? Вы перечитайте тред, я НЕ собираюсь учить ходить на гору. В данном комменте речь идет о рейтинге гидов, их стилю вождения и о безопасности. К примеру, если в какой-то конторе % заходов на вершину меньше, чем у другой, значит, стоит пересмотреть программу акклимухи или политику партии. Спрашивая инфу у Сереги я хочу узнать, насколько искренне он, как гид, поддерживает безопасность и всесторонне информирование, и если у него все хорошо, то скрывать вроде как нечего.

Самое большое кол-во взошедших. . (это не мое мнение- а мнение ПЭсских-же) - у ИКОМа..
Шаман - говорят))))) , знает как погоду нашептать))))))
но он обычно водит не за 7 дней, а за 10. Не спешит)))

Еще из оч надёжных гидов - это Кирилл Анисимов и гиды, с которыми он сотрудничает http://www.snowadventure.ru/programs/summer, Елизабет Паль (я как раз с Лизой ходила), Байдаевы, Паша 13.. ,
вроде как гиды с 7 вершин и с Альпухи. Конторы серьезные.. Хорошо если кто даст отзывы по конкретным фамилиям
это навскидку.. ЗНаю еще несколько местных гидов - надёжных- , но по именам, в лицо.. .. К сожалению фамилий не помню, но есть телефоны.

кто может - продолжите список. .. если есть желание поделиться с кем вам было комфортно ходить или кто обладает инфой.

Спасибо, я с удовольствием свяжусь со всеми перечисленными гидами и спрошу у них статистику. Ответят - выложу на сайт. Обнаружится обман - тоже выложу на сайт. Ну, а отзывы и субъективные оценки будут давать клиенты.

вот тебе сайт Игоря Комарова

про статистику. Ее тебе могут дать только официальные конторы типа АЛьпухи и 7 вершин.
Гиды, работающие самостоятельно, .. вряд ли станут давать ее в "СМИ".. Сам понимаешь - расчет идет наличкой..... ..

Тебе есть смысл и единственный вариант как раз собрать что-то вроде рейтинга от клиентов и от прочих сторонних лиц))))
но смотри.. как бы соблазны от фирм тебя не "совратили " бы))))))

Статистика успешных восхождений - вещь лукавая. Если фирма в стремлении улучшить статистику, пренебрегает безопасностью, то это не есть хорошо. Да и правду тебе никто не скажет. К чему привело желание улучшить статистику восхождений на Эверест Роба Холла, читайте в книге Дж.Каракауэра "В разреженный воздух".

Владимир Миланов.

У нас есть общий знакомый гид Паша. Часть пути на Гору прошел с ним за компанию.

Наконец-то у вас с yuzhneika нашлось хоть что-то общее кроме необдуманных комментов с обеих сторон :-)
Как от любви до ненависти, так и наоборот :-)

угу.. "за компанию"... )))))
представляю как он был щастлив...
но Паша - да- он добрый и очень вежливый человек.
Надеюсь ты потом ну хоть немного проставился?))))

По теме основного поста.

Тема всплывала вот тут и еще много где.

Относительно ЛЕТНЕГО Эльбруса могу процитировать себя-премудрого (ха-ха-ха):
1. Как правильно:
1.1. Найдите опытных людей, которые возьмут Вас с собой на восхождение. Пройдите акклиматизацию и снежно-ледовые занятия с ними. Слушайте и выполняйте их рекомендации.

1.2. Если таких людей не найдете... все равно см п.1

2. Как неправильно, но восходят:
2.1 ( !!! ) НЕОБХОДИМЫ хороший напарник/группа, который не бросит тебя одного на спуске.
2.2. ( !! ) Нужна хорошая акклиматизация и здоровье
2.3.( !! ) Связь со спасателями (моб. телефоны с прописанным телефоном спасслужбы и телефонами "группы поддержки") (!!).
2.4.Идти с Юга - там много народу и спасатели.
2.5.Теплые ботинки (крайне желательно для новичка - двойные) и нормальные кошки
2.6.Ледоруб
2.7.Тренировкка по использованию кошек и ледоруба.
2.8.( !!) GPS + зап. батарейки, трек писать обязательно!
2.9.Балаклава, тонкие перчатки + верхонки, очки солнечные, крем от солнца - разумеется
2.10.Термосы с горячим сладким чаем - по литру на физ лицо
2.11.Пуховка( хотя бы положенная в рюкзак)
2.12.На группу - 1 веревка (хотя бы 20м), 3-4 ледобура
2.13.Беседка , пару карабинов и самострах (3 м веревки, или петля) на брата.
2.14 ( !!! ) КРАЙНЕ ВАЖНО Пятнадцать-ноль-ноль - точка возврата! В 15:00, где бы Вы ни были, Вы должны идти ВНИЗ! Это железно.
Далее, наверное, необходимы инструкции из НП1 типа
-- Держаться вместе, не разбредаться
-- Не отправлять вниз, или вверх, людей поодиночке и вообще - делится на подгруппы в самых крайних случаях
-- При попадании "в невидимость", или в буран - связаться, чтобы никто не потерялся.
-- Контролировать состояние каждого члена команды - цвет лица ( насколько это возможно), походку, речь.
-- Больные (ходячие) спускаются вниз пристегнутыми на короткий поводок к самым здоровым, если, конечно, спуск идет по снегу. На ледовых пятнах нужно использовать основную веревку для подстраховки больного.
--------------
Как мне кажется, если у человека возникает вопрос к форуму "Как взойти зимой/в межсезонье", такой человек точно не готов к этому, ответ должен быть - НЕ ХОДИТЕ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ.

Все вышеперечисленное - мое очень Humble opinion

Как насчет по пунктам все рассказать? Не лично к вам, а вообще к способным что-то конкретное вставить и по делу.

п. 2.8. писал сегодня в посте про зимний Монблан, можно меня поправить/дополнить, в спутниковой навигации соображаю. Кстати, остается открытым вопрос навигации при поломавшейся приблуде. Это, скорее всего, только приметы, описанные подробно.

п.2.10: фрутилад - лучшая еда, практически натуральная (спрессованные перемолотые сухофрукты оптимальной влажности и вкуса, не сильно кислые и т.д.). Меня (простите за впечатления новичков) от него не тошнило. Стоят батончики рублей по 30, есть аналоги по 20, лежат в аптеках и некоторых супермаркетах. Штуки 3 на человека можно взять. Питье. Можно нести в 2 поллитровых бутылках с "поилками" в карманах жилетки, которую одеть под верхнюю одежду, или хотя бы сунуть в рукава. Сам так делал, все в группе живы-здоровы.

И остальное в том же духе...

Точка возврата в крайнем случае-13-00 и ни минутой позже. Обычно в договоре оговаривается

это с какой горы?

Точка возврата зависит от погоды. При стабильной погоде она считается просто. Делите ваше время подъёма на два и отнимайте эту цифру от времени наступления темноты.)))

Точка возврата в крайнем случае-13-00 и ни минутой позже.

Это видимо зимой?

Приглашаются веб-дизайнеры и верстальщики, готовые помочь.
Также приглашаются желающие дать денег на перечисленное и на поддержку сайта (программить буду сам, бесплатно). Имена спонсоров на сайте не указываются. Рекламы не будет. Просто возьму ваше бабло и вложу в сайт. Не понравится результат на момент релиза - верну.

Готов скинуться на поддержку сайта как только он появится в сети.

учту, добавлю кнопку "дать денег"

Страничку с описанием целей и задач можно повесить через 15 минут. Цена хостинга 2000руб/год. А вот нужно ли кому это или нет, можно будет увидеть месяца через 3-4 по посещаемости. Вот на это всё бабло и уйдёт. Деньги невозвратные...

а на что деньги то? если программирование бесплатно?
сделай стандартный на вордпрессе, только картинку вставить. к нему галерею nextgen.

Ну вот.. Спутала Катя парню планы))))))

человек уже кнопку придумал "дать денег"

ну поинтересуйтесь, сколько стоит более-менее приличный дизайн страниц на 10 и сколько верстка к нему. На чужих движках не пишу, делаю с 0. Если есть желающие сделать собственноручно дешевле или бесплатно - ради Бога, я только за.

спасибо

Дельные советы, по-моему, спасибо!

пара страшилок:

Космический турист

ну и классика - никто еще не вспомнил ? :)

Как погибнуть на Эльбрусе - инструкция для любителей экстрима

первую не читал, зачет!
автор видимо проникся ситуацией до печенок

Космичский турист - отличный пост!
Однозначно рекомендую читать всем, собирающимся на Эльбрус. Как новичкам, так и бывалым и бывавшим на Эльбрусе.

Народ, призываю к прекращению холиваров. Давайте по существу вопроса. Свое личное отношение ко мне можете высказать в привате. Хорош, в самом деле. Постараюсь собрать разные тезисы относительно Эльбруса и потом можно будет обсудить, насколько они верны и однозначны. Кто боится негативного воздействия инфопакета - выскажетесь по его готовности и выносу на обсуждение.

Так что по существувопроса , если сам вопрос точно не сформулирован???)))))
Ты же путаешься в идеях.

Изложи уж более точно и конспективно цели и задачи.

Уж гиды подтянулись... Больно им идея ваша о рейтинге гидов ("коллекция реальных отзывов"), видимо, понравилась! Воплощайте, автор! Это будет явным трендом, на манер того ресурса про альплагеря, который недавно открылся.

Ооо, просвети, Антон, что за новый ресурс )

alplag.com, по-моему своевременный ресурс, хоть и в зачатке

Собственно, задача свелась к нормальному описанию известных вещей, собранному в одном месте.
Никаких прорывов не будет, но в силу предполагаемой полезной информативности и непредвзятости (надеюсь) рассчитываю, что ресурс будет востребованным для разных групп восходителей. Ну, прогноз погоды же многие смотрят - и умные и не очень.
Насчет "это бесполезно" можно не утруждаться. Тем, кто уже помогает или выразил готовность - спасибо, будем на связи.
Будут новости - напишу сюда.

зы: любой человек ошибается, и возможно, идея или реализация еще несколько раз изменится. И не надо ждать чего-то офигительного. Посмотрим, как пойдет.

Так этот ресурс можно смотреть в процессе наполнения? Как предполагается дополнять, исправлять и т.п.?

Его пока нет и появится вряд ли раньше, чем через несколько недель. Сейчас я обозначил ряд тезисов, которые надо раскрыть. Затем ищу по ним информацию или пишу от себя то, что знаю. Затем буду работать над текстом, над его подачей - чтоб избежать предвзятостей в ту или иную сторону и сделать удобочитаемым, похожим на беспристрастную справочную информацию. Только потом - выкладывать на обсуждение, в том числе здесь, а также согласовывать с авторитетными людьми. Т.е., моя функция - собрать и предоставить уже имеющуюся инфу, а не учить по интернету ходить в горы.

Кстати, если уж предполагается это все собрать на веб-ресурсе - прогноз погоды там будет совсем не лишним.
Надо только подобрать максимально корректный.

выложу тот же, что юзают спасатели - сноуфорекаст (если означенный сайт дает информеры), можно в качестве дополнительного и гисметео. Объективность насчет погоды заключается в том, что точных прогнозов не существует. Опытные на Эльбрусе люди с хорошей точностью могут прогнозировать метеоусловия, остальные используют информеры и знание о том, что на них полагаться нельзя.

Ок, удалено. Здесь была просто ссылка на материал об успешном восхождении на Эльбрус новичков и мое мнение... Но см. комменты ниже.

Это чтобы масла в огонь подлить? Даешь 800 сообщений в ветке!!!

Ну зачем Вы так? :( Я вовсе не думала подливать масла в огонь, просто автор, как мне показалось, просил давать ссылки на полезные материалы...

всех комментов не осилила.

Поговорить захотелось?
А написали
wealen 16:00 04.02.2013 ответить +1
Большая просьба перенести выяснение отношений в личку. Заранее спасибо. :)

для того чтобы не отвлекать людей от ЭТОЙ вашей флудильни?

Я просто дала ссылку на интересный (с моей точки зрения, конеш) материал. Все лучше, чем видеть Ваши с Южнейкой препирательства. :/

Всем остальным: Извините, что вмешалась. Больше не буду.

Други, плиз, не спорьте о моей компетентности - она не высокая, но и не нулевая, и искать эту истину незачем. Кроме того, мне помогают люди с хорошим опытом, а к некоторым я еще обращусь сам. Незачем ругаться из-за того, чего еще нет: результата. Ваша критика честно услышана и принята во внимание, но между собой вам ругаться не стоит - решения буду принимать я сам. Просьба к каждому: не отвечайте войной на войну. Разум победит :)
Кто хочет поделиться материалами или критикой - это можно сделать в личке.
Дело идет, но медленно - последние 2 недели был крепко занят работой.

Друзья! Приношу искренние извинения. У меня сложилась ситуация, когда нужно много-много работать по работе - чем сейчас и занимаюсь. Думаю, это продлится еще достаточно долго - может, месяцы. Идею создания ресурса по-прежнему считаю нужной и рассчитываю до нее добраться. Сожалею, что временно вынужден слить этот порыв. Если займется кто-то другой и нужно будет содействие - помогу чем смогу. По вопросам можно писать в личку.
С уважением, Дмитрий Гурьянов.

Всем привет!
Я готов продолжить задуманное и прошу вашей помощи – профессиональных советов и критики. Еще раз очерчу суть идеи: создать интернет-ресурс, где будет опубликован некий «стандарт» наиболее безопасного восхождения на Эльбрус. Понятно, что альпинизму по интернету не научишь, также понятно, что даже у профессионалов взгляды на одни и те же вопросы (напр., акклиматизацию) могут различаться, поэтому сделать всеобъемлющий документ на эту тему невозможно. Но возможно обозначить некоторые бесспорные аспекты. С помощью мнений и опыта профессионалов, сделав достаточно продуманный документ, я рассчитываю что, хоть его не будет читать и исполнять каждый второй, часть будущих восходителей будут хотя бы оглядываться на него. Для этого он должен быть сделан очень хорошо и подписан как можно большим количеством авторитетных людей (в соответствующем разделе).

Из всех многочисленных мнений и утверждений относительно Эльбруса следует поместить на сайт самые бесспорные и выверенные. Если обсуждение будет достаточно конструктивным, мы сможем лучше оформить мнения в правильные фразы.
Cайт будет представлять из себя текст-памятку на главной странице, где в краткой форме будут перечислены ключевые моменты по подготовке и процессу восхождения на Эльбрус, а также пояснительные статьи по ним – отдельно. Все это должно отвечать на вопрос "как наиболее безопасно сделать восхождение в приемлемый срок", учитывая, что читатель-новичок уже туда собирается.

Вчера набросал самый первый, очень сырой вариант, и наверняка упустил какие-то одни вещи и неверно описал другие – здесь, собственно, и нужен ваш коллективный разум, дорогие альпинисты, гиды, знатоки Эльбруса, психологи, врачи и другие профессионалы. Пожалуйста, рассматривайте это как коллективный труд и вносите лепту. Уже в этой теме на риске дали несколько советов и ссылок - буду снова читать воплощать их постепенно, но быстро не смогу, у меня тоже есть работа :)

На сайте планируются также разделы:
1) Главная - несколько параграфов с простыми тезисами относительно подготовки и совершению восхождения на Эльбрус
2) Статьи – более развернутые пояснения к тезисам, перечисленным на главной странице
3) Список подписавшихся – здесь хотелось бы иметь как можно больше автографов авторитетных людей и профессионалов
4) Гостевая – отзывы
Дизайна на данный момент нет, закажу после формирования контента, так что пока – в текстовом виде.

Сайт не будет рекламировать какие-либо коммерческие структуры, которые могут прямо или косвенно повлиять на выбор клиентом гида, туроператора, снаряжения и т.п. Если дойдет до рейтинга туроператоров - обсудим потом отдельно, но до этого далеко. Упоминания госструктур, общественных некоммерческих организаций - наверное ок, но все равно будет решаться в каждом конкретном случае. Зарабатывать каким-либо образом на сайте не собираюсь, но если кто-то хочет помочь оплачивать хостинг или дать денег за красивые глаза - возьму, но рекламить или упоминать на сайте все равно не буду :)

Итак, прошу вас начать обсуждения, критику, и, что самое желаемое – собственно помогать создавать правильное содержимое. Оценки «это срань» и не принимаются как неконструктивные. Видите недостаток? Исправьте, дополните, напишите профессионально - неважно, из чьих уст будет звучать истина.
От вас хочется как тезисов, так и пояснительных статей. Если уже имеется хорошая статья в интернете - давайте линк, будем читать и думать, достаточно ли она объективна, чтобы выложить к нам.

Для пущей структурированности мнений предлагаю такой формат: в комменте первой строкой пишете тему, ниже - тезисы, например:
Снаряжение
Личное: «кошки» (должны быть совместимы с типом обуви и настроены под нее), ледоруб или треккинговые палки.
На группу: две страховочные системы, веревка от 30 м, несколько карабинов, 2 ледобура

после чего все желающие обсуждают ваше предложение в вашей ветке.

Вот ключевые темы, которые должен затронуть наш сайт (на главной - в виде кратких тезисов, в "статьях" - подробности):
1) Подготовка к восхождению - физическая и моральная
2) Описание маршрута, участков, фотки, координаты
3) Снаряжение и экипировка и другое, что нужно брать с собой
4) Погодные условия
5) План-график восхождения (время достижения ключевых точек, время прохождения участков)
6) Действия в аварийной ситуации и взаимодействие со спасательной службой
7) Статистика и причины НС на Эльбрусе (инфа из официальных источников)
8) Дополнительная информация
9) Разные фото- и видеоматериалы
10) Ссылки на внешние статьи

Поехали: http://elbrushint.ru/
PS: фотка Эльбруса, нитка маршрута и GPS-координаты точек скоро будутю

Вообще-то, энное время назад уже были созданы группы для обсуждения, и, если вы будете высказываться там, мне будет легче держать все в одном месте:
Вконтакте
Но если лень - пишите и здесь, чо.
pps: robinsya, вы не против, что тут обсуждаю другой сайт?

на мой взгляд в составе такого ресурса непременно должна присутствовать статистика НС, желательно подробно, отдельным разделом. Чтобы знали куда идут

п.7 :)
Только официальная инфа, и, возможно ссылки на обсуждения. Своих оценок не добавляем.

отправил в личку

Наконец-то!

Добавлены координаты ключевых точек маршрута. Если есть замечания - пишите. Вставлю гугль-карту туда же. GPS-трек тоже, наверное, потом выложу.

Ищу следующую информацию: зоны покрытия сотовых операторов (Билайн, Мегафон, МТС) на протяжении маршрута с юга. Пожалуйста, у кого есть такие собственно проверенные сведения - расскажите, насколько стабильной была связь на следующих участках:
1. Бочки - седловина
2. Седловина
3. Подъем от седловины к плато Западной вершины
4. Подъем от седловины к плато Восточной вершины
5. Плато Западной вершины
6. Плато Восточной вершины
7. Западная вершина
8. Восточная вершина
Укажите оператора, примерные год/месяц и вашу оценку качества связи: «отсутствует», «редко», «часто», «стабильная». Если считаете нужным добавить пояснения - пожалуйста. Если знаете только про один участок - тоже польза.
Спасибо!

Могу только про одну точку сказать:
Август 2012г.
Оператор:Мегафон-Поволжье(в роуминге)
Место: плато восточной вершины.
Качество:редко
То есть отправил 2 смс и один звонок совершил.Отошел на 20 метров и связь пропала

Руководитель восхождения

Руководитель потенциально безопасного восхождения на Эльбрус должен, по моему мнению, обладать следующими прекрасными талантами:

• Знание маршрута восхождения и прилежащих территорий, их ключевых точек, потенциальных опасностей рельефа, нормального временного графика прохождения участков маршрута
• Опыт нескольких высотных* восхождений и длительного пребывания на высоте в разных погодных условиях
• Умение ориентироваться на Эльбрусе в условиях отсутствия видимости (с приборами навигации и без них)
• Умение контролировать погодную обстановку, темп движения группы, правильность техники передвижения, следование графику восхождения, использование снаряжения и экипировки, атмосферу и взаимоотношения в группе, также способность прогнозировать развитие и изменения перечисленных аспектов и предотвращать опасные ситуации
• Способность оценивать состояние здоровья, степень физ. подготовки и акклиматизации участников группы
• Понимание возможных отклонений от плана восхождения и наличие вариантов действия для них
• Способность создать открытую, доверительную атмосферу в группе, завоевать авторитет участников, настроить их на предстоящее мероприятие и добиться правильного понимания приоритетов
• Понимание собственной ответственности за жизнь и здоровье всех участников
• Понимание вероятности наступления таких условий на Эльбрусе, при которых невозможно сохранить жизнь и здоровье всех участников
• Способность обоснованно отказать участнику(-ам) в восхождении
• Знание особенностей климата на Эльбрусе, динамики изменения метеоусловий, признаков перемены погоды
• Знание стадий развития горной болезни и многообразия ее симптомов, способность оказать доврачебную и медицинскую помощь при ее разных стадиях, в том числе, при отсутствии возможности оперативно спуститься вниз
• Организация передвижения группы в связках по леднику
• Извлечение пострадавшего из ледовой трещины силами неподготовленной группы
• Транспортировка одного неподвижного пострадавшего (в т. ч. создание носилок или волокуши из подручных средств) от седловины до скал Пастухова силами неподготовленной группы
• Оказание первой доврачебной и медицинской помощи при травмах (+ наложение шин и фиксацию), нарушениях деятельности сердечнососудистой системы (+ сердечная недостаточность и ее осложнения), критических стадиях горной болезни (+ отеки легких, мозга), в том числе, при отсутствии перспективы скорого сброса высоты и возвращения в лагерь
• Организация выживания группы в течение суток и более, включая ночной период, на высотах 5000-5500 м при ураганном ветре, отсутствии видимости и температуре до -30С (для летнего периода), с учетом физической усталости, горной болезни и деморализованности участников группы
• Организация безопасного передвижения группы в условиях, описанных выше
• Способность прекратить восхождение группы и начать спуск, также обосновать их, при наличии серьезной угрозы (признаки ухудшения погоды или самочувствия участников, нарушение графика восхождения, другое)

Падежи и слог подправлю позже. Принимаются мнения по существу.

В предисловии - заменить "талантами" на "навыками"
п.3 - заменить "отсутствия" на "ограниченной"
п.п.14,15 - заменить слово "неподготовленной" на слово "конкретной". Неподготовленная группа на Эльбрусе - уже предпосылка к ЧП и НС. А рук. должен знать и понимать что он может и будет делать в критической ситуации силами остатков группы.

"талантами" - это я чисто тут острю )
п.3: ок
пп. 14-15: тогда просто группы - понятно, что этой группы

3-ий пункт с конца:может исключить его совсем как нежелательный,поскольку он противоречит всем остальным в целом!!?звучит уж очень устрашающе!:)

Может стоит добавить в аксессуары фонарик?..с запасными батарейками...

Все эти пункты про руководителя сводится к одному: руководитель обязан иметь опыт, навыки и подобрать группу, соответствующую предполагаемому маршруту.
Опыт нескольких высотных* восхождений и длительного пребывания на высоте в разных погодных условиях Это вообще интересный пункт. Вы о гидах или самостоятельных группах пишите? В туристских группах, идущих на Эльбрус в конце маршрута таковых руководителей почти не встретить. Или для того, чтобы сводить группу на Эльбрус, сначала надо подняться пару раз на п.Коммунизма и Победу?
Вообще, большинство этих пунктов описывают какого-то сверх крутого руководителя для восхождения на Эльбрус. Например этот пункт: Организация выживания группы в течение суток и более, включая ночной период, на высотах 5000-5500 м при ураганном ветре, отсутствии видимости и температуре до -30С (для летнего периода), с учетом физической усталости, горной болезни и деморализованности участников группы Откуда у среднестатистического руководителя такой практический опыт? Из знакомых мне руководителей, которые ходили не выше Эльбруса, но бывавшие на нём по несколько раз такого опыта ни у кого нет. Если руководитель опытный и грамотный, то он не допустит подобных ситуаций, а если нет, то и смысла для него в подобных рекомендаций нет, имхо.

Помнится, в книжке Алексеева по Приэльбрусью начала 80-х, для траверса полей Эльбруса к руководителю предъявлялись повышенные требования. Примерно также и здесь. ИМХО, Эльбрус сильно отличается от остального Кавказа (примерно как Москва от России), и это надо понимать не только и не столько теоретически. ИМХО, кроме названных Вами семитысячников, которые требовательнее, чем Эльбрус, в Азии есть много 5ти-6ти тысячников, на которых идётся легче, чем на Эльбрусе. И получить опыт выживания лучше сначала на них, чем на Эльбрусе.

А как быть тем, кто ходит только на Кавказ? Например, Миша Голубев, кроме Кавказа ни в каких горах больше не бывавший, но бывавший несколько раз на Эльбрусе? Знаю ещё несколько руководов. Что, для того, чтобы сводить людей на Эльбрус летом с юга по тропе надо обязательно предварительно ехать в Азию? Все, кто участвует в забегах тоже сначала едут восходить на азиатские вершины? Я не передёргиваю, а действительно удивляюсь подобному подходу. Если руководитель может хорошо организовать маршруты и акклиматизацию группы на всём Кавказе, то и при восхождении на Эльбрус у него проблем не должно возникнуть.

Повторяю, если человек допускает вышеописанные ситуации на Эльбрусе, то это хреновый руководитель, другого мнения не имею.
Вот вот!Я выше писал об этом! Такого просто не должно быть в принципе!Ни у коммерческих,ни у клубных групп

Очень мало видосов Эльбруса в плохую погоду.
Вот парочка жизнеутверждающих из экспедиции 2009 года (Мартьянов, Кузнецова, Михайлов, Болышев)

14 июля 2009, седловина

Лагерь 5300

парни вышли по веревке к месту, откуда есть радиосвязь

Дабы не плодить темы,спрошу тут кратко: дайте свой график аклиматизации для восхождения с севера,а точнее страт с Джилы-Су/Поляны по дням из собственного опыта.Как пример (в скобках высота в метрах):
1.Приезд на поляну.Ночевка (...м)
2.Аклиматизационный выход к "грибам" (....м.)
3..... и .т.д до спуска с вершины И пожалуйста без спама.Спасибо!:)