В 87 году на леднике Бивачный разбили свои лагеря сразу четыре сборныe, участвующие в Чемпионате СССР. В классе траверсов заявились узбеки, казахи и свердловчане. Живые и мертвые. (Альпинизм, Бивачный, чемпионат ссср, лавины, сборная Узбекистана 1987г.)

Ура! Мы все-таки успели до начала сезона! Пользуйтесь на здоровье!
Вчера на сайте Федерации Спортивного Туризма России (http://www.tssr.ru/www/phportal/docs/mountain/pereval) выложили классификатор перевалов с обновленными главами по Центральному Тянь-Шаню, Матчинскому горному узлу и узлу Такали.

Одержимость скалами: Интервью с Дейвом Грэмом (Скалолазание, dave graham, Дейв Грэм, interview, bigwall masters, big wall)
Фото: bearcammedia.com

Дэйв всегда довольно сильно отличался от других профессиональных скалолазов, которые постоянно появлялись на обложках скалолазных журналов и охотно давали интервью. Несмотря на то, что Дейв очень открыт, дружелюбен и словоохотлив, он все-таки в меньшей степени открыт сообществу и в большей - сосредоточен на себе.

На выходные в середине апреля у меня были совсем другие планы. Но когда я узнала, что на BigWall Masters 2016 едет Дейв Грэм, с которым я смогу пообщаться, у меня просто не осталось вариантов. Мало того, что это один из самых ожидаемых скалолазных фестивалей сезона, так еще и реальная возможность «прикоснуться к легенде»! Накануне интервью были сомнения, а вдруг общение не задастся. К счастью, оказалось, что Дейв совсем не против поговорить о вещах, которые имеют для него значение.

Памир 1987. Памяти Николая Плетнёва (Горный туризм)

В начале этого года у меня, наконец-то, дошли руки до сканирования слайдов, снятых во время нашего похода по Памиру в 1987 году, и, естественно, появилось нестерпимое желание поделиться картинками с друзьями-товарищами. После некоторых усилий удалось восстановить интернетные связи с разбросанными по всему северному полушарию доселе здравствующими участниками, и мы стали активно общаться, рыться в памяти и вспоминать, казалось бы, давно забытые детали нашего путешествия.

А шестого апреля Гаврилыча, дяди Коли, руководителя нашего похода, друга и товарища, не стало.
....................................................

Опять о КПК, шлямбурах и чистоте стиля (Альпинизм)
Двенадцать лет назад Владимир Могила и Алексей Жилин очистили от шлямбуров (анкеров) один из популярнейших маршрутов в Крыму "Кант по канту" (КПК) на Форканте. Поднялась буча: что будет, люди начнут убиваться по одиночке и коллективами, варварами уничтожен красивейший маршрут, и пр. и пр. Тогда я написал эту статью. Сегодня она еще актуальнее: в головах новых членов сообщества все чаще альпинизм ассоциируется со спортивными мультипитчами, виаферратами, гидами, коммерческими восхождениями. В продолжающемся обсуждении статьи Виктора Чайки один добрый человек Константин на мои мысли о сути альпинизма сказал: "Вы, Михаил, из тех суровых дядек, которые считают, что владелец авто сам должен в отпуск у себя в гараже уметь перебрать движок." Я хотел что-то долго и много объяснять, но вспомнил, что уже писал об этом двенадцать лет назад:

Двадцать семь лет назад в 1989 году в эти дни подходила к концу вторая советская гималайская экспедиция на Канченджангу под руководством Эдуарда Мысловского и Валентина Иванова. Был пройден траверс всех четырех вершин, 28 участников совершили 85 подъемов на вершины Канченджанги. Ниже текст из книги Валерия Хрищатого "Мы растворяется в стихии".

42 книги о горах, которые мы прочитали и рекомендуем вам! (Альпинизм, горы, список литературы, читаем книги, outdoor, альпинизм, скалолазание)
Пять книг с этого фото в обзор не вошли не потому, что их читать не стоит - просто уже не влезли!!!

Я не люблю модный нынче формат "10 самых смешных фильмов" или там "7 самых жутких причесок". Конечно, я немного лукавлю, но, задумав книжный список, я знала, что ни числом 10, ни даже числом 20 дело не ограничится. Поэтому очень благодарна Элине Захарян за то, что она разделила со мной бремя сбора информации.

Итак, для тех, кто как раз подумывает, что же почитать, мы предлагаем множество классных вариантов. К сожалению, далеко не все они переведены на русский, так что у читателей, владеющих английским, выбор будет больше!

UPD: Это не список в стиле "это должен прочитать каждый" или там "классика горной литературы". Мы здесь просто делимся интересным, так что прошу держать себя в руках. Спасибо за понимание.

Часть 2-я, основная.

(первая часть здесь)

Вчера я купил мясо в, отнюдь, не самой дорогой точке Москвы - в «Мясном ряду» около трамвайной остановки на Войковской. В «угловом» на Соколе мясо значительно дороже.
В прошлом году я купил мясо на кости, а сейчас решил приобрести чистого мяса по цене 505 рублей за килограмм. Мясо на кости, по 380 рублей за кило, на прилавке тоже присутствовало, но разница в 125 рублей не окупала всех этих косточек и жилок, которых там было предостаточно. Всего за 6345 грамм чистого мяса я заплатил 3200 рублей.
Как я варил мясо в апреле 2016 г. (Горный туризм)
Пришел домой и положил мясо в морозилку, подмороженное мясо легче резать, контролируя при этом размеры мясных кусочков.

Утром в субботу 16.04.2016 я достал мясо из морозилки, помыл, дал чуточку отойти от мороза и приступил к его порезке.

Как я варил мясо в апреле 2016 года (Горный туризм)
15 лет назад я написал рассказ «Как я варил мясо» /1/. За 15 лет техника и понимание этого процесса значительно выросли. Пора отразить сей прогресс в новой статье. :)

Часть 1. Подготовка сала.

Вчера я сгонял на велике в Тушино и на рынке в торговом центре «Праздник» сторговал на 500 рублей 3 кг 700 г свиного нутряного жира. По сравнению с обычным подкожным салом нутряной жир обрабатывается значительно проще.

Если друг оказался не вдруг... (Альпинизм, альпинизм шамони йосимити)
В последнее время поднялась на риске тема с поисками напарников для походов и восхождений.
С позволения сообщества добавлю свои пару центов.

Несколько лет назад я оказался в забавной ситуации. Мы переехали с семьей в Шамони, сняли шале, и, сидя на своей терраске, глядя на Монблан, попивая божоле, я осознал что ходить то мне по всему этому великолепию не с кем. Мои постоянные друзья-напарники вполне способны выбираться ко мне примерно раз в год, а мне то надо каждую неделю.

"Замерзший водопад вызывает восторг в душе и мурашки вдоль позвоночника от предстоящего приключения." (с)21
ФОТОочерк еще одного участника поездки в долину Чулышмана за ледопадами (март 2016, Ледолазание/drytoolling, тфа, водопады Алтая, ледолазание, Бауржан Какиев, темерев, Мартынова Алена, копытов)

Ниже стопятьсот фото! Я предупредил...

Тренировки на кампус-борде (Скалолазание, скалолазание, Перевод)
Интересный материал о тренировках на кампус-борде, автор - Уилл Энглин, скалолаз и тренер из Колорадо. Его блог - https://willanglin.squarespace.com/
Переводчик будет крайне признателен за указания на неточности и ошибки.

Из цикла "Записки альпинисткого врача"

Из цикла Записки альпинистского врача.

Одиночный лыжный поход на плато Маньпупунёр 2015-2016 (Туризм, подкорытов, одиночный поход, андрей подкорытов, северный урал, перевал дятлова, лыжный туризм)

Поход отличился повышенной концентрацией незапланированных сложностей. Поломка дуги палатки, поломка горелки (совсем), отказ спутникового телефона (не совсем), лишение внутренних перчаток, отсутствие следа на выходе при большом количестве снега и отсутствие варианта выброски. И всё бы ничего, но вот не повернувший меня вовремя назад телефон и перчатки вкупе с окружающими не оставляющими шансов не фотографировать супер-видами при холодах и очень злом ветре сделали своё дело - подморозился. При отсутствии дороги от населёнки до точки выброски и обморожениях после трёх суток ожидания и снегоходов МЧС дело дошло до вертолёта.

Общая идея похода

Я родился и вырос на Южном Урале (Таганай, Тургояк, Иремель, Нургуш, Зигальга – это всё моё, родное). Внятно отсмотрел Приполярный Урал (лето 2011, зима 2015). Средний Урал мне пока не очень интересен по рельефу. Непростительными белыми пятнами оставались Северный Урал и Полярный Урал. Про Полярный Урал слышал много сомнительных (для меня) отзывов - плоско, прохладно, зло и продолжительно дует, довольно однообразно (да, есть Пайер, но до него же нужно добраться). А вот Северный Урал оставался неотсмотренным лакомыми куском. В новогодние праздники 2013-2014 года сорвалось моё участие с уральской группой в лыжной тройке на плато Маньпупунёр. С тех пор скальные исполины хребта Маньпупунёр зазывали и манили.

Ниже длинный материал с кучей картинок

"Написал небольшую статью на «голодную» тему. Думаю, что для скайранеров, да и других экстремалов статья будет интересна. Тем более, что наши альпинисты и горные туристы, и не только они, периодически попадают в "голодные ситуации". А в тренировочном режиме описываемые методики дают прирост результатов".

Хибинский микст. Гайдбук к зимнему сезону 2015/2016 (Ледолазание/drytoolling, хибины, драйтулинг, кировск, городская щель, юкспор, скальное, бастион вудъявра, путеводитель)

Отличается от прошлогоднего путеводителя добавлением 17 новых трасс под нижнюю страховку и одного мультипитча. В комплектации - новые красивые фотографии.

Спустя год после похода все же переборол лень и написал отчет. 27 декабря 2014 - 11 января 2015, Северная Африка, Королевство Марокко, поход по одной из горных систем Атласских гор.
Новый год в Королевстве Марокко. Горы Анти-Атласа, 2014-2015 год. (Горный туризм)