Одиночный лыжный поход на плато Маньпупунёр 2015-2016

Пишет Андрей Подкорытов, 01.03.2016 23:56

Одиночный лыжный поход на плато Маньпупунёр 2015-2016 (Туризм, подкорытов, одиночный поход, андрей подкорытов, северный урал, перевал дятлова, лыжный туризм)

Поход отличился повышенной концентрацией незапланированных сложностей. Поломка дуги палатки, поломка горелки (совсем), отказ спутникового телефона (не совсем), лишение внутренних перчаток, отсутствие следа на выходе при большом количестве снега и отсутствие варианта выброски. И всё бы ничего, но вот не повернувший меня вовремя назад телефон и перчатки вкупе с окружающими не оставляющими шансов не фотографировать супер-видами при холодах и очень злом ветре сделали своё дело - подморозился. При отсутствии дороги от населёнки до точки выброски и обморожениях после трёх суток ожидания и снегоходов МЧС дело дошло до вертолёта.

Общая идея похода

Я родился и вырос на Южном Урале (Таганай, Тургояк, Иремель, Нургуш, Зигальга – это всё моё, родное). Внятно отсмотрел Приполярный Урал (лето 2011, зима 2015). Средний Урал мне пока не очень интересен по рельефу. Непростительными белыми пятнами оставались Северный Урал и Полярный Урал. Про Полярный Урал слышал много сомнительных (для меня) отзывов - плоско, прохладно, зло и продолжительно дует, довольно однообразно (да, есть Пайер, но до него же нужно добраться). А вот Северный Урал оставался неотсмотренным лакомыми куском. В новогодние праздники 2013-2014 года сорвалось моё участие с уральской группой в лыжной тройке на плато Маньпупунёр. С тех пор скальные исполины хребта Маньпупунёр зазывали и манили.

Ниже длинный материал с кучей картинок

При планировании маршрута у меня не было никакого отдельного интереса к перевалу Дятлова. Было два варианта – заброситься сразу в Трёхречье, погулять в районе хребта Маньпупунёр, и из Трёхречья же выброситься. Это было бы сильно удобнее в смысле съёмки самого хребта Маньпупунёр, но совсем слабо в смысле самого маршрута. Вторым вариантом был какой-то линейный маршрут, который бы включал хребет Маньпупунёр. Стандартным для данного района маршрутом является траверс Главного Уральского хребта с юга на север от перевала Дятлова до хребта Маньпупунёр или наоборот. Хотелось немного спорта, поэтому выбор пал на линейный маршрут. Как альтернативу рассматривал маршрут от Маньпупунёр на север до плато Торрепорреиз.

Маршрут, километраж, цифры

Нитка маршрута (курсивом заброска): Ивдель - Бурмантово - Ушма - база Ильича – пер.Дятлова – р.Лозьва – г.Отортен – траверс Главного Уральского хребта (г.Моттевчахль – г.Яныгхачечахль – г.Янывондерсяхал – г.Печерья-Таляхчахль) – р.Печора – хр.Маньпупунёр – р.Печора – пер. в долину притока р.Янысос – р.Янысос – р.Луцоулья – Трёхречье.
На активной части маршрута провёл 12 дней, перед этим весь день была непростая заброска: от Ивделя до Бурмантово уазик шёл 2-3 часа, на отрезок (Бурмантово – Ушма – изба База Ильича - изба к западу в 5 км) ушло 12 часов на снегоходе. По окончании активной части маршрута было 3 дня ожидания транспорта в точке выброски (Трёхречье, слияние рек Луцоулья, Бол.Сосьва и Котлия). На активной части было 10 холодных ночёвок в палатке, 2 ночёвки в избах с печкой. Честный километраж активной части маршрута составил 120 км. Маршрут на карте с точками ночёвок:

Карта-схема маршрута с ночёвками.

Вес всего снаряжения (без учёта одежды и пуховки, которая была на мне) составил около 42 кг (с лыжами и палками). В итоге на маршруте в санях и в рюкзаке было что-то около 40.
Температура бОльшую часть времени была -22С..-25С (днём чуть теплее, вечером и ночью - холоднее). Разок днём на солнце теплело до -17С. Пару дней было совсем прохладно, -30С. В целом, я бы сказал, что по погоде на маршруте было холодно, но не холодно-холодно (в долинах рек рядом с хребтом бывает -45). Цифры -25С…-30С совершенно по-разному ощущаются в лесу и на открытых участках хребта выше зоны леса.

Автопортрет. Вершина горы Отортен. Главный Уральский хребет. Северный Урал.

Активная часть началась 29-го декабря 2015 г. Изначально планировал выйти в Трёхречье вечером 7-го января 2016, т.к. рассчитывал на отъезд 8-го утром с большой группой из Ижевска (через перевозчика узнал о них). Трёхречье – это законсервированная база геологов, где раньше добывали золото. Сейчас работы не ведутся, геологов нет, на базе только сторож с напарником. В районе есть другие работающие базы, до которых геологи зимой делают дорогу. Никто не обещал, но были ожидания, что дорогу до Трёхречья сделают вездеходами до Нового года. Группа из Ижевска также на неё рассчитывала (они планировали заброситься до Трёхречья, погулять в районе хребта Маньпупунёр и уехать из той же точки). Забрасываясь на свой маршрут 28-го декабря 2015 г, я планировал держать связь со связным и быть в курсе ситуации с дорогой. Из-за проблем со связью я вовремя не узнал от связного об отсутствии дороги.
По факту в Трёхречье вместо 7-го вышел 9-го января вечером (конец активной части). 12-го января поздно вечером был в больничке Екатеринбурга.

Плато Маньпупунёр. Северный Урал. Коми.

Безопасность и средства связи, проблемы со связью

Пренебрегать возможными проблемами на маршруте нехорошо (плохо), поэтому в походе использовалась уже ранее неоднократно (Приполярный Урал, Плато Путорана) отработанная схема дублирования каналов связи и крепкая дружба со связным. В наличии был телефон спутниковой связи Iridium 9555 c запасной батареей (двусторонний канал связи), а также спутниковый трекер SPOT GEN3 (односторонний канал связи). На время похода плюс 3 дня была оформлена страховка.
Использовался спутниковый навигатор GPSmap 62 с загруженными растровыми картами района (Генштаб) и треками/точками походов прошлых лет. Кроме того, был хороший набор распечатанных и заламинированных бумажных карт.

Плато Маньпупунёр. Северный Урал. Коми.

По приезду в г.Ивдель Свердловской области я как большой зарегистрировался в местном ПСО (Поисково-спасательный отряд г. Ивделя, это не МЧС, а дублирующая региональная структура). Спасателям были оставлены все материалы похода.
Связной был в курсе всех планов, знал детали маршрута, имел все карты маршрута, контакты перевозчиков и спасателей, наблюдал на интерактивной карте точки с трекера и вообще был большим молодцом (поход был в Новогодние праздники, ага).
В Бурмантово местные предупреждали, что охотники на хребте видели небольшие стаи волков. В это время волки ходят за стадами оленей в горах. Для спокойствия у меня был с собой перцовый антимедвежий газовый баллон, выстрелы Сигнал охотника и два фальшвеера.

Главный Уральский хребет. Северный Урал

В первый ходовой день спутниковый телефон работать не захотел – не мог найти сеть. Сначала я списывал это на высокие деревья в зоне леса с большим количеством снега на ветках. В последующие дни, на открытых местах выше зоны леса, ничего не менялось. Трекер работал, я двигался по маршруту с расчётом всё же заиметь связь, подозревая временные проблемы в сервисе Iridium (перебои уже случались в походе по плато Путорана). Увлёкся. Впервые связь появилась ночью с 5-го на 6-ое января 2016, я был уже в районе хребта Маньпупунёр. Дозвонившись до связного, успел договориться, что я выхожу в Трёхречье, а он ищет вариант выброски оттуда. В последующие дни связь периодически то появлялась, то пропадала. Уже в Трёхречье сторож Фёдор подтвердил, что связь бывает нестабильна – при звонках с трубки связь у него тоже периодически пропадала. Озадачен. После похода спрашивал у местного снегоходчика - он не испытывал проблем со связью Iridium в том районе. Компания, предоставившая спутниковую сим-карту, также сказала, что перебоев в сервисе не было. С другой стороны, есть мои многодневные попытки выйти на связь, есть подтверждение сторожа о периодических проблемах. При этом же есть заключение о полной технической исправности моего аппарата (сдал на экспертизу после похода).

Плато Маньпупунёр. Северный Урал. Коми.

Мне сложно придумать более наглядный пример актуальности спутникового трекера в автономном походе: при неработающем в течение первых 8 дней спутниковом телефоне мой связной наблюдал точки с трекера на карте и как-то понимал, что у меня всё как-то относительно нормально и по плану (маршрут идётся). Также убеждаюсь уже во второй раз (летом 2015 также были перебои со связью), что ни спутниковый телефон, ни трекер – это не панацея. Всё может отказать (и успешно отказывает), поэтому: во-первых, желательно дублировать каналы связи; во-вторых, надо тщательно оговаривать со связным различные варианты развития ситуации, связанные с отказом тех или иных средств связи. В случае трекера можно условиться о смысловом значении тех или иных комбинаций стандартных типов сообщений.

Раскладка и режим питания

Следуя намеченному в предыдущем походе (http://www.risk.ru/blog/206053) пути повышения просветлённости и соответствующего уменьшения раскладки, заложил суточную норму в 400 грамм (по плато Путорана летом 2015 ходил на 460 гр, ощущал хороший запас прочности - можно сказать, маялся от переедания).
Запланированная раскладка:
Утро: мюсли (40 гр), сыр (30 гр), сладкое (30 гр), всего 100 гр
Обед: кашка (45 гр), сало (50), сухари (30), всего 125 гр
Ужин: 1.5 кашки (45*1.5=70 гр), сухари (25), сладкое (40 гр), всего 135 гр
Сахар 40 гр в день
Итого, в сутки: 100+125+135+40=400 гр
Поломка горелки сделала своё дело, фактическая раскладка получилась меньше запланированной. И всё же к концу похода осталось 8 кашек, 150 грамм сахара и корочка с остатками сала грамм на 40-50 (берёг).
Сложно посчитать аккуратно, но примерно в среднем прошёл на 340-350 граммах в сутки. Некоторые дни было сильно меньше, это – средняя цифра на весь маршрут. Не то чтобы прямо сильно мало, но совсем без горячего по два дня подряд идти всё же тяжеловато. Мюсли отлично заливаются холодной водой. Получается вполне неплохо. Сухие мюсли тоже можно есть. Но с водой интереснее. Кашки быстрого приготовления при добавлении холодной воды не очень быстро и не очень готовятся, но в целом это тоже не самый большой ахтунг. Не сказать, чтоб очень вкусно (вообще не вкусно). Хотя отсутствие горячего чая или просто воды вообще доставляло куда больше неудобств, чем не самая правильная пища. Кашки рекомендуется брать правильные, без гадости: Ясно солнышко.

Главный Уральский хребет. Северный Урал.

Сыр брался в порядке хитрого эксперимента. Он, разумеется, замерзает и дубеет, ножом нифига не режется. Заранее на куски его не делил. На маршруте приходится большой кусок скаблить зубами, отгрызая каждый раз какие-то крохи. Это довольно неудобно (ещё губы на холоде трескаются, кровят). Чтобы за утренний приём пищи таким образом соскаблить 30 гр – это надо очень постараться. Получается это медленно и довольно нудно. Надоедает, челюсть устаёт, да и потребность в сыре глушится раньше. В итоге, сплошная экономия – так можно скоблить его ещё и на обеденном перекусе и вечером, не выходя за рамки раскладки.
Вечернее сладкое было представлено фруктово-ореховым батончиком Fit&Fruit, утреннее – фруктовым батончиком Фрутилад.

Плато Маньпупунёр. Северный Урал. Коми.

В последние 2 дня выхода были только каши и сало. На куске сала про запас оставлял корочку, вспоминая моряков на плотах, евших сапоги. На маршруте мне казалось смешным и неприличным, что в обычной жизни я не ем корочку сала. По выходу в Трёхречье корочку презрительно выбросил (после нескольких довольно плотных приёмов пищи).
Скудная раскладка компенсировалась правильными супер-травками: чабрец и сушёная облепиха. И сам чай, разумеется, чисто травяной в пакетиках (липа, мята, гибискус). Был бы большой крутяк, если бы как-то придумать управляться в походе с Иван-чаем (Копорский), но в пакетиках он не тру, а заваривать рассыпной в термос или в чашку на холоде неудобно. Давно проникся идеей травяных чаёв и перешёл на них (рекомендую). Чёрный/зелёный – редко или в гостях. Чёрный/зелёный из-за наличия кофеина вызывает обезвоживание (условная прикидка: выпиваем 200 мл, а с потом, дыханием, мочой и через кожу выходит 250 мл). В непростом походе это особенно критично. Чтобы не ломать копья - да, у зелёного и чёрного есть свои интересные свойства, временами надо вносить разнообразие. Но про обезвоживание, если прочувствовал на себе переход к травяным чаям, уже даже ни с кем не дискутирую – бесполезно и незачем. Так что спорить не буду, пробуйте и выбирайте себе подходящее. По облепихе как чайной добавке я отдельно пропёрся летом 2015 года после марафонской дистанции. Предыдущие 6 или 7 марафонов заставляли меня недели 2 после забега ходить как инвалиду на негнущихся ногах. После крайнего же марафона я в течение получаса после финиша выпил из термоса 1.2 литра горячего сладкого травяного чая с хорошей порцией облепихового варенья. Это было реальное волшебство – уже вечером того же дня я спокойно ходил, ноги не болели и не гудели. В последующие дни тоже всё было супер. С тех пор я понял, что облепиха – это очень круто в смысле восстановления сил. Недавно нашёл в продаже сушёную облепиху в баночках по 70 грамм (BioniQ), теперь регулярно закидываюсь.

Автопортрет. Главный Уральский хребет. Северный Урал.

В раскладку закрался дурацкий просчёт – я второпях заложил кашку на обед, хотя обеды планировались сухими с питьём из термоса. Иногда эти освободившиеся кашки по половинке добавлялись вечером. Из-за сложностей с горелкой раскладка и режим питания сильно поменялись, так что совсем аккуратно посчитать тяжело.
После поломки горелки стало непросто с водой, т.к. делать костры утром и вечером не было возможности. Схема такая. Хорошо было найти открытую воду, напиться и набрать в литровую бутылку. В середине рюкзака к ночёвке часть воды замерзает, жидкими остатками можно залить кашку или просто их выпить. На ночь бутылка вставляется во внутренник из-под сапог Baffin и суётся между бёдрами внутри спальника (внутренники надо как-то сушить). К утру в бутылке достаточно воды, чтоб попить и залить холодной водой мюсли. Как минимум раз в два дня всё же приходилось делать костёр, чтобы заполнить термос чаем с супер-травками. Днём на перекусе экономно расходовал чай из термоса. Но в целом, конечно, жидкости не хватало.

Плато Маньпупунёр. Северный Урал. Коми.

50 грамм сала на обед было явно много, я с ним не справлялся. За 2 дня до выхода в конечную точку у меня оставалось грамм 200 сала (треть всего взятого сала). Почти целиком его доел во время непростого выхода по реке Лоцоулья в последние 2 дня. Есть мнение, что сало было бы лучше заменить сухофруктами. Думаю. Мне не по пути с оголтелыми травоедами, но в режиме соло-похода по непростым местам мясное не очень лезет.
Сколько за поход ушло веса узнать не получилось, т.к. в течение трёх дней ожидания в Трёхречье я не очень бодро передвигался, но был очень активен и инициативен за столом.

Заброска

28-го декабря 2015 г весь день была заброска. В районе двух часов (или больше) на УАЗике добирались из Ивделя до Бурмантово. Со слов местных, в этом году до Вижая и до Бурмантово была удивительно хорошая дорога, обычно хуже. Далее планировалась заброска на буране в район базы Ильича (это просто название большой избы на берегу р.Лозьва). Вся моя снаряга, я сам и запас топлива в канистрах для бурана были размещены в санях-волокушах, которые тянул буран. Перевозчиком был местный манси. Одним бураном шли долго и тяжело, было много свежего снега, снег с веток тоже был весь наш. Несколько раз на просеке слетали в сторону, в рыхлый снег, канистры из саней разлетались, приходилось вдвоём вытаскивать буран. Изначально планировалось два снегохода, но по типичным для местных причинам второй буран задержался. Около 19-00 была остановка в Ушме. Согрелись. Манси накормили супом из лося (в конце похода об этом жалел). За ужином познакомился с Владимиром Кулагиным из Тольятти, который путешествовал в тех местах на своих ездовых собаках (аляскинские маламуты). Интересный формат. В одном доме с нами ремонтировался водитель вахтовки, провалившейся и застрявшей в реке рядом с деревней. Когда мы поехали на буране дальше, в темноте не было видно границ зоны поломанного льда. Буран провалился под лёд, место брода было неглубокое, но в сани тоже залилась вода. Я сбегал обратно в деревню и попросил мужиков помочь выдернуть буран. Выдернули его тросом, человек 5-6 (тянем-потянем). Поехали дальше. Нижняя часть рюкзака и одна из сторон были мокрые, сразу оледенели. Первые дни было неудобно, но не критично.

Плато Маньпупунёр. Северный Урал. Коми.

Эта ситуация прошла хорошо – привычка паковать критичные вещи в гермомешок в любое время года отработала на ура, предохранив от нехороших последствий (мокрый спальник на холодных ночёвках в -25С – это плохо). Около 01:00 были у базы Ильича, зашли посмотреть. К 02:00 ночи меня добросили до след-ей небольшой избы, километрах в 5 выше от базы Ильича в сторону перевала Дятлова (на запад). Дальше манси ехать не мог, иначе бы он просто не успел вернуться в Ушму к нужному времени. Первая ночёвка была в этой избе, по-быстрому затопил печь, немного поборолся с оледенелыми стенками рюкзака (бороться до конца не было дров и времени). Обычно групповые туристы начинают маршрут к перевалу от брода через р.Ауспия (брод расположен южнее базы Ильича километров на 6-7), двигаясь вдоль реки или по реке. Туристы-снегоходчики обычно начинают от базы Ильича, т.к. оттуда есть просека в сторону перевала. В этом году было очень много снега, вдоль Ауспии следов не было, поэтому принял решение начинать от базы Ильича с надеждой на буранку.

Перевал Дятлова

В этом абзаце не будет никакой жаркой сенсационной херни, до которой так падки журналисты, ни разу не побывавшие в лесу, но желающие увеличить число просмотров своих постов. Перевал Дятлова – это н/к (некатегорийный) перевал, не представляющий никакой сложности в смысле рельефа. Да, там обычно сильно дует, и да – там очень злой ветер (очень большая разница с просто сильным ветром). Но примерно также сильно дует и на других открытых местах Главного Уральского хребта. Просто, по хребту обычно никто не ходит, а на перевал идут и едут толпами. Да простят меня все те, кто пытался/планирует сыграть на каком-то ореоле зловещей мистичности этого места (коммерческие походы, походные сериалы, экспедиции, снегоходные туры и пр.). Спекуляция на теме этого перевала идёт много лет, есть общества памяти, проводятся конференции, есть куча исследователей, которые периодически заявляют, что раскрыли тайну перевала Дятлова. Среди исследователей есть и такие, которые ни разу не были зимой на этом перевале, но рисуют схемы, выдвигают версии и активно кормят этой инфой голодных журналистов. Версии – одна другой интереснее.

Склон горы Отортен. Главный Уральский хребет. Северный Урал.

Про непростое место – да, тут есть о чём говорить, но это касается в целом горы Холатчахль, а перевал Дятлова – всего лишь перевал через один из её отрогов. Этимология многих названий природных объектов и их перевод с местных языков отражает отношение местных жителей (как правило, националов) к тем или иным местам, выработанное в течение сотен (тысяч?) лет. Таких примеров очень много. А перевал Дятлова просто стал брендом, на который клюют искатели горячего.
От базы Ильича в сторону перевала был не слишком занесённый буранный след. Без него был бы сильно долгий подход. На первую холодную ночёвку встал в 1.5 км от границы зоны леса. Свежими силами вырыл замечательную костровую яму, положил начало костру и стал устанавливать палатку. Звёзды той ночью подвисли как-то неудачно, впервые в жизни сломал дугу палатки. Предусмотрительно взятый рем.набор к палатке содержал кусок трубки нужного диаметра. Место поломки было неудобным – между местами соединения двух дуг. Ковырялся довольно долго, пытался избежать разрезания резинки, которая идёт внутри дуг. Не нашёл варианта, разрезал резинку, надел трубку, завязал резинку, замотал трубку скотчем. Длина сложенного набора дуг стала равна длине двух исходных колен дуг, по этой причине палатка перекочевала из рюкзака в сани-волокуши. С дровами, как и писали в отчётах, всё плохо (они не горят). На первом месте был ремонт палатки, закончил уже поздно ночью, разумными усилиями костра не получалось, пришлось приготовить на горелке. Отбился часа в 04.
На границе зоны леса буранка терялась, но снег уже был плотным и почти держал, шлось нормально. Перевал Дятлова я прошёл на второй день активной части, 30-го декабря 2015 года, безо всяких сложностей. Да, на нём сильно дует. В районе седловины скинул рюкзак, надел пуховку, сделал несколько кадров.

Перевал Дятлова. Северный Урал.

Это перевал Дятлова. Вот про это плоское место газетные писаки и пиарщики снегоходных экспедиций сочиняют заголовки со словами “покорять”, “штурмовать”, “восхождение” и пр. Думаю, мой 10-летний племянник это место пробежит коньковым ходом за 10 минут и не заметит.
На спуск пошёл в пуховке под рюкзаком, т.к. снимать её желания не возникло. Да, выше зоны леса в пургу с большим удовольствием идётся в пуховке и под рюкзаком. И не очень-то жарко.

Путевые заметки

Во время подготовки и изучения отчётов предыдущих лет удивлялся регулярным замечаниям про качество дров на той или иной стоянке. На первой же ночёвке в палатке убедился: с дровами часто беда. Находишь сушинку, пилишь/колешь, жжёшь щепочки, потом подкладываешь покрупнее, потом машешь, ещё крупнее... Пока машешь – отлично горит. Перестал махать – не горит. Сухие, хвойные породы – и не горит. Ну, как-то там вот такие места. Однажды в одном из пеших групповых спортивных походов я наблюдал, как два (или даже три) кандидата в мастера спорта по спортивному туризму в течение полутора часов пытались приготовить обед при сырой погоде. В итоге это как-то получилось, но было очень долго и очень проблематично (и, кажется, не очень вкусно). Дрова не горели (не из-за капающего дождика, они просто не горели). После этого я аккуратен и сдержан в разговорах с диванными туристами, которые советуют научиться разводить костёр, пользоваться компасом и пр. Бывает всякое, сам не столкнёшься – не поверишь.

Плато Маньпупунёр. Северный Урал. Коми.

Когда в групповых походах за дровами идёт целая команда, набрать разных сушин не сложно (эта не горит – берём другую). Одному – сложнее, всё упирается во время. У меня в этом походе вечер с готовкой на костре оказался дикой роскошью именно в смысле временных затрат. Принести дрова, наколоть, выкопать хоть какую-то костровую яму, убедиться в том, что дрова - не дрова, поискать альтернативных хвойных веточек (которые горят отлично, но прогорают очень быстро), потанцевать с бубном вокруг очага – всё это очень долго. Поэтому костёр был далеко не каждый день, даже для минимальной готовки. С обморожениями все действия (поставить палатку, снять лыжи/снегоступы, выкопать яму, посмотреть в карту, подкрепиться и пр.) стали сильно медленнее, т.к. нужно было периодически останавливаться и отогревать руки.

Главный Уральский хребет. Северный Урал.

Спустившись на северо-запад от перевала Дятлова к р.Лозьва, попробовал было идти по реке. Закопался, по реке очень медленно. Решил подняться в лоб на один из отрогов севернее. Камус на этом подъёме зарулил. Верхнюю часть отрога прошёл уже по темноте. Новый год пришёлся на ночёвку на подходе к горе Отортен. На маршруте про Новый год даже не вспомнил, слишком много было бытовых дел на стоянке. Этим же вечером (вечер третьего активного дня) обнаружил проблему с горелкой (мультитопливная MSR Universal): похерилось большое уплотнительное кольцо, за счёт которого достигалось герметичное крепление насоса к металлическому баллону с бензином. Давление в баллоне не держалось, на бензине готовить стало нельзя. С собой был НЗ – два баллона зимнего газа (один с заявленной температурой работы до -15С, второй – до -20С). У меня почти всегда было прохладнее, при температуре в районе -20С или чуть холоднее за всё время удалось дважды вскипятить воду на газу. Остальное время было существенно холоднее, газ работать не хотел. Почти полные баллоны вынес в Трёхречье, оставил сторожу.

Хорошо погулял на вершине горы Отортен.
Вершина горы Отортен. Главный Уральский хребет. Северный Урал.

Правильное место. Уже по темноте спустился к подножию, где оставлял рюкзак, и ушёл на север по оленьей тропе западнее горы Моттевчахль. Отортен подарил оленьи рога, пополнив мою и без того серьёзную коллекцию рогов северного оленя (у меня это вместо “коллекции лютневой музыки 16-го века”(с)). Правда, рога кое-что весили, но это не обсуждалось. На р.Лоцоулья ещё находил лосиные рога, маленькие, но тяжеленные. Смалодушничал - на всякий случай точку на навигаторе поставил, но рога выкинул на берег, взять не взял, уж больно плавно шлось.
Костры были не каждый день, т.к. на них уходило очень много времени (яма+дрова+танцы с бубном, чтоб негорящие дрова как-то горели). Как-то раз при поздней постановке лагеря и долгих упражнениях с костром отбился только в 05 утра.

Портал. Главный Уральский хребет. Северный Урал.

Много холодных ночёвок подряд в -25С – это довольно специфично, но не смертельно. Много времени тратится на то, чтобы правильно уложиться внутри палатки. Утром на всех внутренних стенках палатки изморозь. Начинаешь двигаться, всё это добро сыпется на лицо, чем очень бодрит. Правильный синтетический спальник+правильный коврик (см.далее фидбэк по снаряге)+адекватный ночной набор спальных носков=можно жить без печки длинный поход, но без задора.

Склон горы Отортен. Главный Уральский хребет. Северный Урал.

На 8-ую ночёвку (р.Печора) пришёл сильно поздно, отбился спать только в 5-30. На следующий день собирался идти непосредственно к столбам Маньпупунёр, поэтому был запланирован ранний подъём. Уже не помню, как я там хитро посчитал, во сколько надо встать, но на сон получилось 50 минут. Это было чересчур оптимистично, подняться по плану не удалось. Встал в районе 9-00.
Непосредственно на плато Маньпупунёр решил немного подраздеться для промо-кадра. Уж слишком много вещей от Сэтилы на мне было:

Хребет Маньпупунёр. Автопортрет. Северная магия одежды фирмы Satila на плато Маньпупунёр: лютый холод в -30С и злой ветер Северного Урала не могут прорваться сквозь супер-шапку, нано-тельняжку и промо-футболку производства Satila (волшебству также способствуют невидимые на снимке кинетические носки, трусы и кальсоны от Satila).

При злом ветре бегать туда-сюда для нескольких дублей не очень просто, а ещё страшно за камеру на штативе (может опрокинуться ветром).
На хребте Маньпупунёр была незапланированная спонтанная ночёвка в домике заповедника (вторая их двух тёплых за поход). Была печка, дрова - короче, рай. Предыдущие несколько часов съёмки была сильно злая пурга, руки сильно плохо замёрзли. Я снимал до предела, после которого уже ясно вырисовывалась иллюстрация из какой-то сказки (царь или кто-то другой был сильно жаден до золота, оно начало сыпаться на него сверху, он в нём сидел и кричал “Ещё, ещё!”, его постепенно засыпало и в итоге засыпало совсем, наглухо). Вечерний свет ещё был, но снимать мне уже точно было нельзя (гитара, фортепиано – это всё же очень здорово). В домике печка разошлась (она там прямо могучая), пошло тепло. Я был продрогший, с красной обмороженной мордой, нехорошими пальцами и накопившейся за несколько дней усталостью. Кайфуя у печи, достал mp3-плеер и наушники, включил наугад, а там - песня "Крепитесь люди, скоро лето" Олега Митяева. Ух, вот было прямо в яблочко! Не смогу пересказать и десятой доли того нереального дзена, который свалился на меня там у печи. Вот такие ключевые моменты остаются в голове после похода, а не холод, голод и жесткач.

Плато Маньпупунёр. Северный Урал. Коми.

Для ночных снимков исполинов Маньпупунёр, к сожалению, не было погоды. Это нормально. Многие побывавшие на Маньпупунёр вообще почти не видели самих столбов из-за пурги. Я их, вроде, как-то всё же хорошо подрассмотрел.

Обморожение и эвакуация

На одной из первых ночёвок я лишился основных внутренних перчаток. Мне не очень понятно, почему многих любопытных дико интересует, как именно это произошло. Они в любом случае далеки от этого и вряд ли поймут ситуацию. Запасов тёплых рукавиц было достаточно, а ещё одного внутреннего слоя перчаток не оказалось. Просчёт. Вообще, отказать/похериться в одиночном походе может любой элемент снаряги. Задублировать всё - просто невозможно. Нельзя взять второй спутниковый телефон, второй навигатор, второй трекер, второй спальник, вторую горелку и т.д. Да, вторые перчатки взять можно. Вторые рукавицы взял, перчатки – нет.
Причиной обморожения рук послужило сочетание неуёмной фотосъёмки на верхах хребта при отсутствии внутреннего слоя перчаток и длительное движение по верхам в тёмное время суток и пургу с периодической необходимостью работы с навигатором.
Повторюсь: тёплых рукавиц было несколько, но в них нельзя работать ни с камерой, ни с навигатором, ни с какими другими девайсами. В них нельзя поставить палатку, застегнуть замок, открыть клипсу и пр.

Автопортрет. Главный Уральский хребет. Северный Урал.

Повторюсь ещё раз: перевал Дятлова не имеет к обморожению и вертолётной эвакуации никакого отношения.
Не люблю предположения в стиле “если бы бабушка была дедушкой…” (а все мы помним, что бы тогда было), но очень думаю, что основной вклад в обморожение рук внесла фотосъёмка. Хорошо помню, как в один день застрял на пологом плато хребта и 2-3 часа снимал там до темноты, несколько раз доводя руки до неприличного состояния с последующим невнятным отогреванием. Остальное – наложилось и усугубилось в последующие дни. Полученные обморожения рук никак не связаны с холодными ночёвками. По ногам – описано далее.

Плато Маньпупунёр. Северный Урал. Коми.

Дозвонился до связного только 5-6 января 2016 г., был уже в районе хребта Маньпупунёр. Узнал об отсутствии варианта выброски – дорогу так и не проложили, группа из Ижевска туда не забросилась. Это означало отсутствие следа по рекам на выходе и отсутствие варианта выброски. С руками уже были проблемы, до Трёхречья оставалось около 30 км, возвращаться по хребту на юг обратно смысла не было. Договорился со связным, что выхожу по плану в Трёхречье, а он ищёт вариант выброски.

Главный Уральский хребет. Северный Урал.

В этом году в тех местах было аномально много снега. По этой причине вместо полутора дней на последние 30 км. маршрута у меня ушло 4 дня. Шел по рекам по следам лосей. Отмороженные руки не позволяли полноценно работать палками, это тоже слегка замедляло. Спускаться с хребта Маньпупунёр начал около 16-00 6-го января 2016. У Печоры собрал лагерь, ночевать решил дальше, выдвинулся в направлении перевала севернее горы Печерья-Таляхчахль. За ночь прошёл перевал и спустился по р.Янысос до места в 2 км севернее впадения реки Янысос в р.Луцоулья. Река Янысос была вскрыта, берег плохой, идти приходилось лесом по склону. Утром решил уже не ложиться, пошёл дальше. Впадение р.Янысос в р.Луцоулья довольно мерзкое – много открытых проток, пухляк, поиски обходов и снежных мостов. К позднему вечеру по р.Луцоулья прошёл всего 2-3 км от впадения р.Янысос. К этому моменту не спал уже часов под 40. Стал ставить лагерь. Башка уже работала плохо, опасное состояние. Не сумел себя заставить проделать традиционную довольно долгую процедуру переодевания и обустройства спального места, залез в спальник в обуви и отрубился. Именно на этой ночёвке подморозил ноги. После 40 часов движения в Баффинах было много конденсата, который за ночь проявил себя. Ранее на всех ночёвках при температуре до -30 всё было замечательно.

Плато Маньпупунёр. Северный Урал. Коми.

Следующие два дня шёл по р.Луцоулья, 8-го января прошёл 5.5 км (это по карте, реально гораздо больше из-за петляния по следам и обходов открытой воды), 9-го января 6.5 км (это по карте, реально гораздо больше из-за петляния и челнока). Река по большей части была закрыта, много следов лосей по льду и рядом вдоль реки. Часто были следы провалившихся сквозь лёд лосей. Выбирал как идти. Без следов лосей на лыжах проваливался примерно по колено, со следами – меньше. Последние 5 км до Трехречья шел челноком – сначала тропил без рюкзака, потом возвращался за рюкзаком.
Реку Луцоулья запомнил хорошо – уж больно долго и непросто по ней шёл. Когда закопался на выходе и шёл по спасительным следам лосей, было стыдно и неловко за то, что во время заброски снегоходом 28-го декабря вечером в Ушме ел вкусный суп из лося. Некрасиво получилось с лосями. Вот как-то так шлось 8-го января:

Автопортрет. Река Луцоулья. Северный Урал. Коми.

Вышел к Трёхречью вечером 9-го января в 22-00. С выброской не получалось, т.к. при отсутствии дороги нужна была комбинация грузового авто и снегохода. В долинах рек у подножия Уральского хребта бывает до -40С и холоднее, многие перевозчики просто не хотели рисковать ехать так далеко. Обмороженные руки беспокоили, нужных лекарств на базе не оказалось, нашёл только левомеколь и наложил термостатические повязки. На следующий день боль в обмороженных местах усилилась, меня беспокоило полное отсутствие лекарств и медицинского осмотра. Когда 10 января вечером (через сутки ожидания) сорвался вариант с одним из перевозчиков (он собирался ехать, но в итоге не сумел найти снегоход), я через связного обратился в Ивдельский ПСО за помощью с выездом. Связной объяснил им, что я с обморожениями не могу добраться до врачей. После некоторого согласования Ивдельский ПСО выслал отряд за мной. Я считал, что дороги до Трехречья нет только последние 20-30 км. Оказалось, что дороги нет вообще после Бурмантово (около 150 км от Трехречья по просекам). Спасатели из Ивделя Иван Моор и Константин Привалов больше суток пробивались на снегоходах до меня по целине. Приехали они примерно в 12-13 12 января. Оценив мое состояние, они приняли решение, что везти меня 150 км на буране в -30С нельзя. Я и сам не хотел ехать, так как руки и ноги мерзли и болели сразу по выходу на холод. Спасатели позвонили диспетчеру Ивдель, объяснили ситуацию и запросили вертолет на эвакуацию. Примерно через 1 час вертолет подтвердили и сказали готовить площадку к приему. Около 18.00 12 января прибыл вертолет МИ-8 от авиационного спасательного отряда МЧС г. Екатеринбурга с медиками из медицины катастроф.

Плато Маньпупунёр. Северный Урал. Коми.

Где-то на этапе передачи информации внутри МЧС произошло небольшое искажение условий на точке: прилетел очень серьёзный борт с крутейшей командой, способной независимо от рельефа с зависнувшего вертолёта на лебёдках поднимать пострадавших. Хотя ивдельские спасатели по телефону при мне говорили диспетчеру, что на точке есть оборудованная вертолётная площадка с костровыми бочками по углам, они обещали укатать её буранами и подготовить подсветку.

В комментарии на сайте больнички я упоминал слабое оснащение ПСО г.Ивделя. В сети нашлись те, кто увидел в этом какую-то претензию. Претензии нет. Поскольку вся история вылезла в новости и получила огласку, я сделал попытку привлечь к этому моменту внимание: парни работают в очень тяжёлых условиях, а оснащение их службы (личная одежда, личный навигатор, отсутствие связи) не идёт ни в какое сравнение с федеральной службой МЧС. Оставил им бумажные карты района (У них нет бумажных карт района. Бумажных карт, Карл!). Кстати, щедро дававшие интервью журналистам начальники ивдельских спасателей сидели в Бурмантово, на буранах до Трёхречья больше суток 150 км пробивались только двое упомянутых парней.
В ГКБ №40 г. Екатеринбурга была диагностирована 2 и 3 степень обморожения конечностей. Основные проблемы были с руками, по ногам – проще.
Про носилки в аэропорту Екатеринбурга - говорить и комментировать не могу, есть причины.

Снаряжение, фидбэк

Лыжи
Fischer E109 Crown Xtralite .Супер-опытные лыжные туристы рекомендовали именно этот вариант. Лыжами очень доволен. После покупки слегка посматривал в сторону Fischer S-Bound 98 и S-Bound 112. Они ощутимо шире, но и ощутимо тяжелее. Будут ли они лучше всплывать в сильном пухляке – не ясно, а проваливаться будут все одинаково. Возможно, Е109 – это самый крутой универсальный вариант для спортивного лыжного туризма. Или, как минимум, очень интересный вариант. Крепления были тросиковые Вертикаль-С №4. Насечка отрабатывает очень круто, по холодам (-20С…-30С) ни разу не было мысли заиспользовать мази. Ранее был опыт лыжной 3-ки по Кузнецкому Алатау на окантованных пластиках Karhu с насечкой. Karhu были ощутимо уже, а насечка там практически не работает по сравнению с E109.

Камус
Первый раз задружил с камусом. Купил на отрез (Сontour). Удивила стоимость фурнитуры (крепёжки на носок и на пятку). Было два хороших подъёма в зоне леса, где камус очень круто отработал. При этом температура была в районе -20С или чуть холоднее. Когда попытался заиспользовать камус в третий раз при температуре в -25С – на одной лыже он прилип, на второй не захотел (провис между носком и пяткой). Я как-то попытался его всё же придавить и приклеить к скользяку, после чего аккуратно попробовал идти. Через несколько минут камус соскочил, клейкая поверхность была в снегу и вообще не липла. Больше я его не доставал, т.к. липкости не прибавлялось, теплее -25С почти не становилось. Противоречивое впечатление. Идти с камусом в гору с хорошим уклоном – песня. Танцы с бубном при его натягивании на лыжу и снятии – раздражает. Нежелание камуса липнуть при -25С и ниже – вызывает вопросы. Отсутствие возможности вернуть камусу липкость после контакта со снегом в режиме холодных ночёвок без печки – пугает. В общем, камус – это круто. Но геморрой. Но круто. Но… (каким словом закончить ещё не определился). Предполагаю, что будет мнение, что куплен был дешёвый камус, поэтому было так, как было. Так что теперь – брать камус за десятку? Будет липнуть и в -30С? Как-то не до конца пока верю. К тому же, у меня лыжи за 12 тысяч, и вешать на них камус за десятку мне слегка претит.

Обувь
Цыганский набор в виде кучи правильных носков, треккинговых ботинок, подбахильников и бахил по теплоте и надёжности меня устраивать перестал. Решил задружить с экспедиционной обувью типа Baffin, т.к. слышал много хороших отзывов от знакомых опытных лыжных туристов. Выбрал Baffin Selkirk (серия Epic). Доволен. Основная сложность с моделями этой серии и более тёплыми (для Epic заявленные маркетинговые значения предельной температуры комфорта в движении до -60С, -70С) была связана с шириной ботинка – я долго ходил по отделам с колодкой тросикового крепления Вертикаль-С №4 максимального размера и примерял. Выбранная модель входит нормально. Запаса для бахил уже нет, но с такой обувью они и не предполагаются.

Трекер
Использовал спутниковый трекер SPOT GEN3 (http://www.findmespot.com/). Нареканий нет. Сильно рекомендую как резервный односторонний канал связи в дополнение к спутниковому телефону. Ценник за сервис нерукопожатный, подписка возможна только на год, базовый тариф стоит $165. Есть куча каких-то дополнительных опций и приблуд, которые будут дороже. Особенность: есть ссылка на карту, на которой отображаются все точки. А есть письма на указанный адрес (это не обязательно, можно настроить), в которых приходит только одна текущая точка, проставленная руками. Смотреть одну точку без остальных неудобно. Устройство работает с литиевыми батарейками либо с NiMH аккумуляторами. Батарейки при ручном проставлении точек тратятся очень медленно. Большую часть похода ставил точки руками, под конец уже было понятно, что запаса хватает (у меня был запасной комлект из 4 литиевых батарей), включал автоматический режим проставления точек.

Чуни
Уже второй лыжный поход использую пуховые чуни от Red Fox. Очень доволен. Размер взят с запасом, внутрь можно влезать в хорошем наборе правильных тёплых носков.
Шейная повязка
Bask neck geiter. Удобная штука.
Лавинная лопата
Каким бы тяжёлым ни был ходовой день, когда брался за работу лавинной лопатой (выравнивание площадки под палатку, костровая яма и пр.) Black Diamond Deploy 3, первые минут 5 получал реальное удовольствие. Уж больно удобная штука. Начиная с 6-ой минуты, конечно, копаться уже надоедало.

Автопортрет. Плато Маньпупунёр. Северный Урал. Коми.

Пуховка
Куртяха была BASK Valdez V2 (производства старого доброго Баска с голубыми лучиками, куртка от нового живого Баска чуточку отличается). Крутяк. Но в -25С…-30С в статике уже обязательно утепляться, куртка какая-то полуальпинистская, поэтому её одной на термобельё+слой тёплого флиса/софт-шела сильно не хватает. Я утеплялся жилетом Баска же http://www.bask.ru/catalog/syntheticwear/syntheticjackets/152652/. К сожалению, в ассортименте живого текущего Баска такого жилета я не нахожу. Получается хорошо. “Пуховка” пишу по привычке, утеплитель, конечно, синтетический.
Палатка
Bask Clif. Ночевал в этой палатке зимой на Южном Урале (Таганай, Иремель), в Канадских Скалистых горах и на Приполярном Урале. Число летних/осенних ночёвок в этой палатке и их география уже почти неисчислимы. Летом на одного тяжеловата. Отличный вариант для зимнего похода с холодными ночёвками на одного. Вообще-то, это двушка. Но в серьёзные холода внутри будет дико тесно. Основная проблема – это конденсат на стенках по утрам. Если пытаться вдвоём ночевать, то оба спальника будут касаться неприятных стенок с изморозью. Хотя, несколько раз я ночевал в этой палатке зимой на Таганае вдвоём с отцом при температуре -25С..-30С, и это было не так страшно. Просто, тогда не стоял вопрос длительного многодневного похода и к конденсату на стенках было другое отношение. Одному – нормал, раздолье.

Спальник
Для многих это будет, наверное, очевидно. На всякий случай пропишу. Пух требует регулярного тщательного просушивания. В формате похода с печкой – это делается, в высокогорье без печки – тоже возможно с нареканиями. При холодных ночёвках в стандартных условиях длительных лыжных маршрутов – это совсем не вариант. Использовать надо только синтетику. Это касается и пуховок (тёплых курток), и спальников. Спальник с каждой ночёвкой становится всё более волглым. Конденсатник (доп.слой лайтового спальника или просто покрывала), на мой взгляд, не решает этой проблемы (хотя, наверное, чуточку смягчает). Утром после сна спальник влажноват, а после ходового дня перед ночёвкой смёрзшийся спальник приходится упорно “разрывать”. Пух при этом сильно теряет свои свойства. Синтетика – теряет ощутимо в меньшей степени.
Во время двухнедельного соло-похода на снегоступах в Скалистых горах Канады в 2013 году я сталкивался с проблемой пухового спальника. У меня тогда был пуховый Marmot NeverSummer (типа такого https://marmot.com/products/details/never-summer-new, только предыдущая версия модели, потяжелее). Через несколько ночёвок спальник тогда совсем просел по теплоте.

Главный Уральский хребет. Северный Урал.

В данном походе спальник был Marmot Cloudbreak 0 (https://marmot.com/products/details/cloudbreak-0), самый тёплый из серии синтетических у данного производителя. Он появился не так давно, детальные результаты теста по стандарту EN ещё не доступны (я связывался с производителем), указано значение температуры предела комфорта (-18С). По аналогии данного значения с другими зимними спальниками, температура экстрима для этого мешка примерно -37С..-39С. Спальник крутой, я очень доволен. Единственным нареканием (довольно существенным) является отсутствие внутренней утяжки на шее. Это странно, т.к. для куда менее тёплых спальников её делают, а для топовой синтетики – её не оказалось. В качестве конденсатника у меня был лёгкий 500-граммовый летний спальник Halti.
Коврик
Основной коврик был Therm-a-rest RidgeRest Solar (длина Regular). Насколько мне известно, это самый тёплый из ненадувных ковриков этого супер-производителя (надувные коврики зимой – это для очень смелых ребят, мне с надувными страшно, да и цены на них непонятные). В дополнение был ещё лайтовый тонкий коврик толщиной примерно 3-4 мм. Этого мне хватало за глаза и за уши. Опытные лыжные туристы озвучили мне такой тезис: в зимний поход с возможными холодными ночёвками любыми комбинациями слоёв надо набрать на коврике 2-2.5 см толщины. И при правильном спальнике всё будет хорошо. Я очень проникся этим тезисным советом. Как сравнительная альтернатива, в Интернет есть монографии/трактаты от Комбрига, в том числе и про спальники, палатки, коврики и многое другое. Наверное, он очень крутой и опытный, но мне, к сожалению, не удалось дочитать ни одну из его статей (у меня нет столько времени, уж больно длинно и смахивает на диссертацию).

Рекомендации и не рекомендации

По возможности не рекомендую ночевать в окрестностях гор Холатчахль и Печерья-Таляхчахль, а также их отрогов, так себе места. Обсуждать это не буду, иначе стервятники опять налетят, переврут, перевернут, додумают и сляпают новые сенсационные статьи. Просто рекомендация. Хорошие места - это гора Отортен и сам хребет Маньпупунёр. Ну, на хребте с палаткой стоять нехорошо, а вот на Отортене - в самый раз. На вершине Отортена много каменных останцев, вокруг них надувает много снега, можно найти ниши, правильно там окопаться под палатку, и будет неплохая защита от ветра в правильном месте:

Вершина горы Отортен. Главный Уральский хребет. Северный Урал.

Выше зоны леса, на открытых местах Главного Уральского хребта часто встречалась такая подстава. Кажется, что торчат заиндевевшие небольшие ёлочки, а на самом деле из-под какого-то толстенного слоя снега торчат самые верхушки довольно приличных ёлок. В радиусе полуметра от этих ёлочек проваливаешься в пустоты вокруг ствола. В лыжах опасно, т.к. при плохом варианте стопой можно уйти в яму, а носок и пятка лыжи будут по краям, можно поломаться. Опасно. В снегоступах и ногами тоже опасно, т.к. можно просто довольно глубоко провалиться и травмироваться.

В случае нетривиальной выброски крайне желательно брать страховку с большим запасом по времени. У меня была страховка с обычным запасом по времени - плюс 3 дня от планируемой даты выхода с маршрута. Этого оказалось недостаточно.
Обязательно маску на лицо, а лучше две (за день она обледеневает, при холодных ночёвках не успеваешь просушить).
Дельный совет дал Константин Герасимов из вертолётного отряда спасателей Екатеринбурга – полезно иметь в кармане каталитическую грелку, экономно работающую на топливе для зажигалок.
Связной (Евгений Подкорытов, брат) в течение похода отработал очень грамотно. По итогам сделал пару важных замечаний:
1. Ссылка на карту с точками спутникового трекера по умолчанию выглядит очень длинной, я оставлял спасателям бумажный листок с этой ссылкой-портянкой. Нужно быть очень упорным мужиком, чтобы набрать её с листа без ошибок. Ссылки нужно укорачивать и сообщать заинтересованным лицами уже короткие (в Интернет есть специальные сервисы).
2. Внимательно проверять координаты, которые берутся с использованием карт в Интернет. Часто сервисы интерактивных карт выдают не координаты запрашиваемой точки, а координаты центральной точки региона, который отображается на карте при поиске нужной точки. Поэтому все числовые координаты проверяем перед использованием и отправкой кому-либо. У связного на этапе взаимодействия со спасателями была как-то подстава с координатами от сайта maps.yandex.ru, который вместо координат запрашиваемой точки выдал координаты примерного центра Ханты-Мансийского автономного округа.

Пурга в СМИ

Я посмотрел, что такое пурга и злой ветер на Северном Урале. Местами было сильно непросто. Но пурга в СМИ уже после похода оказалась гораздо страшнее. Потерял веру в адекватность, честность, порядочность и здравый смысл в отношении журналистов с телеканалов и Интернет-изданий. Вот наиболее тупые и запомнившиеся заголовки статей:
“Спасатели в шоке от вида обмороженного туриста с перевала Дятлова”
“Миасский турист-экстремал чуть не погиб на перевале Дятлова”
“Чудом выживший турист рассказал, что с ним случилось на перевале Дятлова”
“Фотограф из Миасса чуть не замерз на перевале Дятлова”
“Миасец, выживший на перевале Дятлова, рассказал историю спасения”
“На перевале Дятлова едва не погиб турист из Миасса”
“Выживший турист рассказал о спасении”
“Едва не погибшего на перевале Дятлова туриста эвакуировали вертолетом в Екатеринбург”

Хочется спросить авторов - парни, где вы наковыряли эту хрень?! Друг у друга в носах? Ключевое слово во всех заголовках это “перевал Дятлова”. Немного информации: от точки моей эвакуации до перевала Дятлова по прямой примерно 45 км, а по реальному маршруту по хребту - около 80 км. До плато Маньпупунёр (куда был поход) от перевала Дятлова по прямой около 60 км, а по реальному маршруту по хребту - около 70 км. И ладно бы это было только в первый период недостатка информации, но с 13 января (я был в Екатеринбурге 12-го вечером) от меня была доступна развёрнутая инфа с деталями происшествия. Ей воспользовались далеко не все, ещё с неделю любители жареного продолжали нагнетать про перевал.

Главный Уральский хребет. Северный Урал.

Очень здорово, что родственники через связного были в курсе о реальной ситуации и не реагировали на вбросы СМИ. Если даже в таком простом вопросе, который далёк от политики, от национальных и экономических вопросов СМИ не могут не хотят излагать информацию правдиво, то что уж говорить про освещение по ТВ и в рунете острых и проблемных вопросов? Я живу без телевизора с 2004 года, поэтому никаких особых перемен у меня произойти сейчас не может, но на тех, у кого телевизор есть, я теперь смотрю с куда большими жалостью и сочувствием. После похода совсем перестал читать новости в Интернет. Очень нравится. Рекомендую.

Вершина горы Отортен. Главный Уральский хребет. Северный Урал.

При мне в пресс-службу больнички Екатеринбурга звонили с первого канала и спрашивали, когда будет мой коммент. Коммента дождались, но он, видимо, не понравился, потому что в эфир вышла захватывающая история про то, как дурачка сняли с “большого дерева” (с перевала Дятлова). По рен-тв и звезде тоже было всё в таком духе, чуваки сознательно игнорировали детали происшествия от меня (http://gkb40.ur.ru/web/andrei_podkoriitov__patsient_ojogovogo_otdeleniya_) и от МЧС (http://www.mchs.gov.ru/dop/info/smi/news/item/5628747/), играя на сенсационных заголовках и популярной раскрученной теме таинственного перевала. Это понятно – про чудо-спасение с перевала Дятлова говорить на всю страну интересно, а реальные детали ситуации оказались довольно прозаичны. Что такое первый канал и lifenews – это понятно, и поэтому их поведение не удивительно. Со мной связалась продюсер телеканала дождь, попросила прокомментировать для их эфира фильм Выживший (реальность и правдоподобность сцен и съёмок). Поговорили, я объяснил, что пообщаюсь только в том случае, если они при этом покажут мой коммент про всю ситуацию с вертолётом. Продюсер согласилась и обещала, что всё будет в лучшем виде. Уж слишком уныло мне было читать и смотреть всякую хрень, хотелось чуть-чуть внести правды, была надежда, что дождь – другой, что дождь – это не lifenews и не первый канал. Оказалось, что дождь – совершенно такой же лживый канал. Из моего коммента в эфире показали какие-то бессвязные обрывки, из которых ничего не понятно, зато акценты расставили на свой лад. Про ведущую (Собчак) и формат передачи мне тоже ничего заранее не сказали. В общем, все телеканалы одинаковые. А слово “порядочность” для продюсеров и журналистов незнакомо. Пожалел, что связался. Зарёкся.

Плато Маньпупунёр. Северный Урал. Коми.

Даже газета в моём родном городе (“Миасский рабочий”) не захотела слушать деталей и напечатала всё в общем стиле (про перевал Дятлова). Вторая местная газета (“Глагол”) попыталась было сделать вид, что согласовывает со мной материал, но в печать вышел текст практически без учёта моих правок – они тоже не смогли отказаться от лакомого заголовка про перевал Дятлова. Стыдно, товарищи.
Lifenews ещё отличился воровством фотографий и проставлением на них своих копирайтов.

Склон горы Отортен. Главный Уральский хребет. Северный Урал.

Какая-то газета, связанная с МЧС, обратилась с просьбой согласовать текст материала. Я поправил текст, отправил. Вышел в номере почему-то другой текст, где согласованные со мной слова была разбавлены фантазиями автора. Я искренне не понимаю, зачем они домысливают и придумывают вымышленные детали. Чтобы хоть что-то внести от себя? Так зачем придумывать? Это же не фантастика, это про живых людей, которым может нравиться или не нравиться та или иная выдумка…

Вершина горы Отортен. Главный Уральский хребет. Северный Урал.

Один крендель (корреспондент главного Интернет-портала Екатеринбурга e1.ru) попросил прислать ему фотографии с маршрута. После прочтения их материала я довольно раздражённо спросил, нахрена они опять пишут в заголовке про перевал Дятлова, хотя опираются при этом на мой комментарий с сайта больнички. Он ответил дословно так: “99 процентов наших читателей там не были. Для них это романтика и приключения. Для вас я думаю тоже.” . О как. Видимо, примерно также рассуждают авторы остальных глупых заголовков и статей. Романтика и приключения…

Перевал Дятлова. Главный Уральский хребет. Северный Урал.

Единственной адекватной реакцией на мой запрос об изменении/удалении/опровержении недостоверных материалов был оперативный и вежливый ответ от телеканала Звезда – два поста с выдуманной информацией про эвакуацию с перевала Дятлова они с сайта удалили. Респект.
Градус моего недовольства в адрес СМИ, наверное, слегка завышен. Признаю. Но с этим непросто бороться, т.к. я устал объясняться со знакомыми, которые посмотрели новости.
И да – были Политковская, Бузина и пр., были и есть такие Люди среди журналистов. Я про них знаю и помню, но сейчас говорю о 99.99% других, которые ковыряют друг у друга и набрасывают на вентилятор.
В начале января в районе горы Отортен был найден мертвым турист в палатке. Найден он был примерно в 20 км к северу от перевала Дятлова. Насколько известно мне, это чуть восточнее перевальной седловины между притоками рек Тумпья и Сульпа. Как бы перевал Дятлова опять не при чём. Но находчивые журналисты придумали заголовки в стиле “Группа нашла труп на перевале Дятлова и пропала”. Насколько мне известно, у группы из Перми был спутниковый телефон, они периодически выходили на связь, экономя батареи (нормальный и единственно возможный вариант использования спутника в длинном походе). Какие-то диванные ребята где-то в комментах к новостям не преминули заметить, что, дескать, туристы эти - дураки, раз выключали телефон и экономили батареи. Видимо, эти ребята живут с айфонами (от розетки до розетки) и не очень понимают, как можно 2-3 недели без подзарядки пользоваться спутниковым телефоном, время работы которого в режиме ожидания при комнатной температуре - ну часов 40 от силы.

Критика

Я готов к конструктивной критике. Хочется упомянуть, что критика в стиле “Одному ходить нельзя, т.к. это очень опасно” не является конструктивной, это на уровне каравана и собак. Люди ходили и будут ходить так, как хотят и считают нужным (у нас полстраны курит и бухает, старательно приближая свою кончину; число смертей, прямо или косвенно связанных с алкоголем и никотином – запредельное, но никто не говорит этим людям, что они очень рискуют и что так жить нельзя). При этом, безусловно, правила проведения спортивных лыжных походов – в целом очень полезны и целесообразны, я с ними стараюсь дружить.
Также отмечу, что вопрос фотосъёмки замерзающими пальцами на ветру выше зоны леса – это не вопрос планирования похода, это вопрос несдержанности в смысле фотографии.
За прошедшее после данного похода время заметил странную вещь: чем дальше люди от спортивного туризма, тем с большей уверенностью они считают, что должны (просто обязаны) мне дать безценный совет или сделать замечание типа “заканчивай с экстримом”, “ты слишком рискуешь”, “так ходить нельзя” и т. д. Зачастую их опыт взаимодействия с природой ограничен шашлыками. Думаю, будет правильно сравнивать опыт критиков с моим опытом:
- Спортивный туризм: Лыжн. 4У Приполярный Урал 2015, Лыжн. 3У Кузнецкий Алатау 2012, Пеш. 3У плато Путорана 2013, Пеш. 5У Камчатка 2012, Пеш. 5У Приполярный Урал 2011, Пеш. 4У Восточный Саян 2010, Горн. 2У Кавказ 2009, Пеш. 3У Западный Саян 2008, Горн. 2У Северный Тянь-Шань 2007, Горн. 1У Алтай 2006,
- Одиночный трёхнедельный поход по плато Путорана 2015,
- 3 двухнедельных одиночных похода по Скалистым горам в Канаде 2013 (январь на снегоступах, июнь, сентябрь),
- многочисленные зимние холодные ночёвки на Южном Урале (Таганай, Иремель),
- недельная летняя прогулка по Заполярной Швеции 2014,
- многочисленные ПВД по Южному Уралу.

Критику хотелось бы видеть вместе с походным опытом автора критики.

Я дружу с руководством фирмы Сэтила (Satila) (Вадим Васильев, Евгений Орлов), это очень опытные лыжники, за плечами у них грандиозный Транспамирский зимний лыжный поход 1994 года (30 суток, протяжённость 480 км, высоты 4000м средние и до почти 6000м, поход заявлялся как 5-ка, де факто - выше). И если вот такие люди мне говорят что-то типа “здесь ты не прав, а вот здесь ты погорячился”, я стою, опустив глаза, и молча мотаю на ус. Если же критика исходит от людей, чей опыт сравним или меньше моего (или которые просто не знают деталей) – на мой взгляд, корректнее использовать формат обсуждения, а не критики.

Главный Уральский хребет. Северный Урал.

Где-то в комментариях к новостным постам отметились диванные туристы с советами типа “пусть научится ходить по компасу”. Я дорого отдам за то, чтобы посмотреть, как они ходят по компасу в тёмное время суток по верхам (выше зоны леса) Главного Уральского хребта в пургу при практически полном отсутствии видимости окружающего рельефа (кстати, компаса у меня было два). Ориентирование стоит на ориентирах. При их отсутствии (видимости 2-3 метра от налобного фонаря с полусевшими батарейками) – полная беспомощность. Пару раз пробовал такую штуку: компас в руке, смотрю на него и стараюсь держать выбранное направление, двигаюсь метров 100, потом гляжу в навигатор и с досадой вижу, что отклоняюсь уже через 25-30 метров после начала движения. Фонарь с новыми батареями светит заметно лучше, держать направление проще, но при коротком световом дне мне приходилось очень много ходить по темноте, часто с фонарём, запаса батарей могло не хватить, если использовать их только на самом полном заряде. Один знакомый лыжный турист (он сильно опытнее меня) по поводу безлески на Полярном Урале говорил так: в сильную пургу там часто тупо лежат в общей палатке с положенным центральным колом, периодически посылая наружу космонавта с лопатой для предотвращения полного задувания палатки снегом. Ничего другого в такую погоду там сделать нельзя. Применительно к Северному Уралу - возражения о том, что в пурговую погоду по верху не ходят, а спускаются до границы леса, конечно, справедливы, но они, скорее всего, поступят от групповых туристов, у которых всегда есть в распоряжении тропильная машина той или иной мощности (6-15 человек). А нам двоим (я тропил за двоих) этот маршрут по лесу в разумные сроки было не пройти.

Склон горы Отортен. Главный Уральский хребет. Северный Урал.

Ещё один умник посоветовал так: “надо было надевать на руки носки”. Источником информации для него были какие-то левые новостные посты, в которых я то ли потерял, то ли съел, то ли закопал, то ли выбросил все свои перчатки, варежки и рукавицы. Посоветую ему впредь не верить СМИ и сдерживать свои идеи, сгенерированные в условиях недостатка информации. Помимо прочего у меня были канадские супер-тёплые супер-рукавицы MEC c мембраной Gore-tex. Я не уверен, что автор совета про носки когда-либо держал в руках что-то подобное.
Ещё мне советовали привязывать варежки (как у детей) и много чего другого интересного и оригинального.

Итого

Северный Урал чуть-чуть отсмотрен, но интересностей там ещё достаточно. После маршрута осталось много непростых впечатлений и ощущений, о значительной части которых я писать не могу. Про такое не пишут (речь не про обморожение и не про эвакуацию). Это слегка печалит.
На маршруте запала мысль, размышлял – есть ли вариант отдыха суровее, чем лыжный туризм. Как-то не знаю. Как выглядит рай в непростом лыжном туризме? На маршруте у меня было много разных вариантов, но в Трёхречье я понял, что это: борщ, макароны по-флотски, оленина, свинина с картошкой, сухое молоко, хлеб, сливочное масло, сахар и горячий чай без ограничений. Запланированное время маршрута даже на ужатой раскладке шлось вполне нормально. Правда, горячей жидкости, конечно, не хватало. А вот в лишние внеплановые два дня выхода настрой уже сбивался, полезли нерукопожатные мысли про гастрономию и мамины пирожки с капустой. Будем бороться.

Оригинал материала (3 части, тот же текст, картинок чуть больше):

Спасибо. Интересная история и хорошие фотографии.

Фонарик с выносным батарейным блоком, спрятанным под одеждой, может очень серьёзно сэкономить батарейки.

Можно попробовать одиночный траверс Безенгийской стены, например.

Корректно ли напрямую сравнивать альпинизм с лыжным туризмом? Тогда надо привести к общему знаменателю, т.е. отсечь техническую сторону. Иначе очевидно, что прямое сравнение невозможно. Ну и всякие супер-траверсы и восхождения не делаются по 2 недели. Разный формат жесткача. Какой жесткач в итоге сильнее - не знаю (я не альпинист).

В принципе как раз делаются раз , делаются два
Там правда в первом случае 12 дней а не две недели, но вполне сравнимо, во втором - 15. В одиночку может и больше времени займёт.
Также попадался отчёт о лыжной алтайской пятерке, частью которой был траверс Маашей-Баши (3А если не ошибаюсь). так что граница на самом деле размытее, чем кажется.

Спасибо. Написал как крик души.
Достойно сходил, жаль концовку смазал
Начсет камусов, ну не липнут они на морозе.
Клеишь по половинке лыжи в палатке, где прогреваешь сперва лыжу с камусом
Попробую найти приспособление для них и выложить фото тут

Можно брать механические камусы. Хотя скользят они хуже. Но мы с Вами нарушили требования автора к критикам.

Так ведь при холодных ночёвках ничего не прогревается. Тогда без вариантов?

Спасибо. Хорошо, что все так подробно описали и маршрут и пену в СМИ. Пены было действительно много и на всех каналах.
Фотографии замечательные, тем более зная теперь какой ценой эта красота получена.

По снаряжению, на мой взгляд, кое-какие ошибки были. И есть кое-какие рекомендации, особенно с учетом опыта обморожений. Но это будет критика. А весь свой лыжный походный опыт публиковать здесь я не хочу. Поэтому конкретизировать ничего не имею права.
А возмущаться журналистами - это все равно, что возмущаться морозом или ветром. У них такая работа - чушь нести. Нас они всей группой в свое время почти похоронили по центральным каналам и газетам.

Не утрируйте. Речь шла на про оголтелых критиков с непреклонной позицией. Здравые расуждения, рекомендации и советы буду рад услышать. Можно без перечисления опыта. Написал про требования опыта, чтобы сразу отсечь массу диванных чуваков, которые во всём разбираются (как страной управлять, как ходить в лыжные одиночки, как делать восхождения на десятитысячники...). Буду рад рекомендациям, т.к. у меня много пробелов, не скрываю. Жду.

Через пару часов доеду до работы - начну писать подробно.

Ну, поехали. То, что сходу заметил.
1) Перчатки-варежки-рукавицы. Предмет критичный. Значит, должны быть либо взаимозаменяемы, либо дублированы. Потому что продалбываются регулярно. Резинки от трусов на каждой штуке, которая может быть наружной - это не издевательство, а технология. С кольцом на локоть. И никуда не улетит и не упадет в снег. После обморожений это для Вас будет особо критично!
2) Горелка. Предмет критичный. Значит, лучше сдублировать. Санки этот доп. вес снивелируют. И ремнабор горелочный - must have! В нем инструменты для разборки-прочистки-сборки и запасные прокладки все!
3)Камуса. Можно взять не клеевые, а механические и не мучаться. Но на спусках катиться будет хуже. Зато легко снять-одеть.
4)Костер. Зачем яму рыть? Легче всего взять костровую сетку. Если нет рядом деревьев - можно на палках растянуть. Экономия сил огромна. Накрайняк можно спилить и кинуть 2-3 бревнышка и на них уже разводить.
5)Дрова. Если хвойные, сухие и не горят - обычно, либо растут на болоте, либо лиственница. Оба варианта можно определить и не мучаться.
6)Насчет трекера - весьма удачная добавка к телефону. И, да, подача сигнала SOS через него возможна. И это надо учитывать. О проблеме с телефонами IRidium слышу во второй раз. В первый они ссылались, на то, что телефон жестко завязан на первый спутник с которым связывалась данная симка. ИМХО - лапша на уши, но кто знает. Проблемы с Турайей бывают ежегодно. Это надо учитывать.
7) Сложно что-то указывать человеку, который шел 40 часов. Но ложиться в обуви - нельзя! И точка!
Ну, и в целом. В целом для соло должен быть большой запас прочности. А район сам по себе очень жесткий по климату. Там солисту ошибаться - критично.
По поводу раскладки - у Вас очень специфический подход, похоже, жестко завязанный на некоторые свойства лично Вашего организма. Далеко не всем может подойти.

Спасибо! Хороший отчет. В основном, все правильно делалось. На журналистов бессмысленно дуться.

Жестокое испытание себя... Но, Мать-природа всё-таки отпустила живым и почти здоровым, значит счастливчик. Фотки отличные, спасибо.
Да, сыр, сало и т.д. однозначно надо заранее нарезать не только кусками на все дни, но и каждую дневную порцию, предварительно отогрев на теле при ночёвке, нарезать мелкими порциями, чтобы не тратить на это силы и время на маршруте.
В такие походы горелки надо брать минимум две, а лучше бензиновый примус, наверное.
Одежду лучше брать, как капусту, больше слоёв, вместо меньшего числа одежды (например, три поларки, типа сотый и пару двухсотых, вместо одного трёхсотого), чтобы можно было лучше регулировать толщину, а заодно и менять, при необходимости. То же касается и штанов. Обувь лучше в соло походе брать со сменкой (мало ли что при таком морозе может случится...) Само собой, это не отменяет наличие бахил (если ботинки не двойные, хотя и с ними можно взять, на всякий случай).
Маску брать в лыжные походы обязательно, тем более, если идёшь один! Руковицы, верхонки, варежки и т.д. лучше на верёвочке или резинке, чтобы не терять.
На носках не экономить, разумеется!
Обязательно брать с собой снежную лопать, чтобы в случае поломки палатки рыть пещеры. Лучше научится делать всевозможные укрытия из подручных средств (пещеры, норы, иглу, шалаши и т.п.), а так же ночёвки у нодьи и т.д.
Помимо камусов надо в лыжном походе иметь пару кусков верёвки 6-9 мм для намотки на лыжи. Они точно будут держать на уральских склонах в любой мороз. Мы именно так и ходим по Уралы на лыжах по любым склонам.
Кажись пока всё, что хотел упомянуть. Ах, да, сам бы никогда в такой поход один не пошёл бы.
Ну, опыт мой скромный, около трёх сотен 2-4-х дневных пешеходных и лыжных походов по Жигулям, около тридцати (может уже больше, давно не считал) по Уралу (треть из них лыжные), 31 горный поход по Кавказу (во все сезоны: летом, весной, осенью, зимой, три похода были одиночные). Примерно в 90-95% был руководителем.
Чуть не забыл, с компасом ходил в любую погоду, без видимости, хоть по Жигулям, хоть по Уралу, хоть по Кавказу, без проблем :) Навигаторами вообще пользоваться не умею ;))

Спасибо.
Две горелки/примус - всё же тяжеловато. Всё ведь не задублировать.
По одежде и слоям - согласен. У меня с одеждой нареканий не было, всё ровно (кроме перчаток).
Бахилы были, на стоянках пользовался.
Маска тоже была, но лучше две на холодный режим (писал, не просушивается).
Ничего не терял. Рукавицы и верхонки на верёвочках были, это стандартно.
Без лопаты там делать нечего, это закон.
По укрытиям - да, неплохо бы заиметь опыт.
Репшнур, конечно же был, намотать вместо камуса мог (на Приполярном мотался).

Не соглашусь про "всё не задублируешь". Если уж идти в одиночный лыжный поход в даль от людей, с сомнительной поддержкой МЧС и с сомнительной связью, то именно всё надо дублировать. Это моё мнение, а вам решать самому. И горелка или примус - это не тот вес, на котором стоит экономить. Если уж вес был 40 кг (кстати, что-то многовато на столько дней...).
Посуду в такой поход тогда надо брать соответственную, чтобы можно было и на горелках/примусах использовать, и на костре (универсальную, без покрытий, радиаторов, чтобы в случае поломки горелок можно было бы и на костре готовить). Это даже не столько для вас, сколько для всех, кто собирается в подобный поход.

На Урале в тех краях (Качканар и севернее) находят много какие руды. Соответственно, магнитное поле может капитально петлять.

На генштабовской 5-километровке того района магнитное склонение указано и скачет довольно сильно вдоль маршрута в диапазоне от 13 до 20 градусов. А в районе Трёхречья вообще нестабильно для подрайона - указано не одно значение, а сразу диапазон от 13 до 18 градусов.

На счет камуса: посмотрите интересный (и бюджетный) вариант http://angara.net/forum/t99163?p=0
Кстати, нет клея и связанных с ним проблем.

Крутяк! Спасибо.

Хороший поход, спасибо за информацию. Тоже думал о таком в далёком будущем.
По поводу еды. У нас на Чукотке есть замечательный национальный продукт - мантак. Это кожа с салом кита.

На фотографии он в центре между сыром, который хоть и нарезан, но есть (грызть) всё равно неудобно, и варёной нарезанной олениной, которая вообще в лёд превратилась (= Ради эксперимента пробовал делать порции для похода, но без разогрева плохой вариант.

Так вот, помимо того, что мантак вкусный, и питательный, у него есть замечательное свойство: он не превращается в лёд на морозе. То есть он вроде как замёрзший, но пластичный. Но на материке такой, естественно, не достанешь. Его и на Чукотке не так легко добыть.

Спасибо. Может и я когда-нибудь запробую мантак.

Спасибо! Классный маршрут, классный рассказ!

По перчатками. На мой взгляд дублировать стоит все, что непосредственно контактирует с телом, потому как оно не только может по теряться, но ещеи мокнет, что тоже сулит обморожения. Вообще понимаю, что постфактум всем сразу понятно, что перчатки стоило взять вторые, но я обычно дублирую почти всю одежду кроме ветрозащитыи пуховки. Идея такова: пока ты здоровый и тебе тепло,ты можешь успешно тащить и работать на маршруте.

По поводу бензиновой горелки: её всегда лучше брать с полным ремкомплектом или не брать вообще. Я несколько раз попадал в походе на замену прокладок. Они теряютя, рвутся, рассылаются, ещё могут ломаться элементы бензопровода, а также безвозвратно засоряться форсунки,фильтры и т.д. Вообще бензиновые горелки без полного ремнабора - всегда кандидата мусор. И цена или производитель на это мало влияют.

Ничо себе! Вот это рассказище. Прямо экспертная оценка. Спасибо автору за этот рассказ, который хочется перечитывать и иметь рядом в качестве руководства для подобных мероприятий.

Андрей, спасибо за хороший отчет! Прочитала просто на одном дыхании! Мороз по коже местами просто от написанного, представляю как было в реале! Для таких мероприятий нужна конечно прежде всего огромная сила духа и видимо Вы ей обладаете! Здоровья Вам и новых хороших безопасных маршрутов (с учетом выводов по ошибкам))). Ну и фото конечно потрясающие!!!!

Ольга, благодарю за отзыв.

И да - по поводу СМИ. Давно конечно знаю о том, что переврут все даже там где казалось бы и ловить то нечего в плане рейтингов и прочего. НО! Все в этом мире взаимосвязано. И до тех пор пока каждый из нас не станет человеком разумным/осознанным и не научится просто трезво смотреть на жизнь, а не покупаться на громкие названия и прочее - спрос будет рождать предложение.

Скажу круто, но просто и честно. Можешь не принимать(скорее всего обругаешь меня)- тебе жить.
Рюкзак слишком перегружен.
Если снаряжение ломается, значит руки кривые.
Костёр надо уметь разжигать.
Не гонись за славой.

Сам неоднократно ходил по арктической пустыне, тундре и лесотундре в одиночку без палатки, без примуса, без термоса. Встречал ребят (и девчат) покруче. Спасибо учителям.

Можно поподробне про арктическую пустыню?
Есть ли ссылка на отчеты?
Очень интересно, как ходить в одиночку без палатки и примуса.

Привет, Сергей Вязьмитинов!
Я отчёты не писал (в одиночку - это же не спортивный категорийный поход), инфа понемножку разошлась в редких газетных статьях. Был знаком с некоторыми асами, такими, как П.И. Лукоянов (участвовал в "маленьких" с ним мероприятиях). Поищите его отчёты. Безмерно ему благодарен.

Насчёт "как ходить в одиночку без палатки и примуса" - лучше в личку. Главное - хорошо продуманная тактика и, конечно, уметь ночевать в снегу. Всему этому в нашем турклубе учу (теория и практика) по программе школы НТП.
Пишите.
Удачи!

Очень интересный отчет-описание происходившего.
Если нужно указывать опыт - он ест в профиле)
Не раз тоже сталкивался с трактованием в СМИ и так же как и вам не удалось толком ничего изменить. Сложилось стойкое впечатление, что там не "подают информацию", а клепают "громкие заголовки", а после их выпуска уже все равно, нужно делать больше заголовков...
По возможным рекомендациям:
1)Можно попробовать вместо/в дополнение подшлемников/ошейников использовать бафы/хеды/аналоги. Они обычно меньше весят и более универсальные. Так можно защитить всю поверхность головы в ветер. И под шапку, и на шею, и как сухую шапку наночь... При обледенении от дыхания их можно провернуть или поменять на другой... Но это конечно дело привычки и удобства.
2) Что бы спальник дольше оставался сухим можно брать с собой конденсатник. Это такое тоненькое одеяло, которое ночью стелится поверх спальника. Оно во первых выносит точку росы от вашего спальника, а во вторых защищает спальник от инея, который падает с полога палатки утром. Сушится на ветру за пару минут. Кажется - что это дополнительный вес, но на самом деле оно весит достаточно мало, сопоставимо с весом влаги в спальнике без него. Но даже при таком же весе вы спите в сухом спальнике.
3) Выше уже говорилось про костровую сеточку. Сильно сокращает затраченные усилия.
Все остальное на первый взгляд дело вашего выбора, привычки, выбранной тактики. Да есть варианты конечно, но это уж не рекомендации по улучшению, а просто накидывание вариантов как можно по другому... И в таком случае нужно будет уже более досконально изучать ваше снаряжение и стратегию.
Спасибо за Спот и прочие рекомендации.

1. Спасибо, дельно. Попробую подружить с этими штуками.
2. Про кондансатник я в курсе. У меня он, конечно, был. Описано. Понимаю, что текста много и многие пропустили в рассказе раздел фидбэка по снаряге. И всё же мне кажется, что на 100% конденсатник проблему волглого основного спальника не решает (в длинном холодном походе). Но что он полезен - тут безспорно.
3. С сеткой хотелось бы познакомиться. Подозреваю, бывают разные. Буду благодарен за фотографии каких-то вариантов.

костровая сетка - см. книжку Питание в туристском путешествии. Москва, Профиздат, 1986. фото на странице 128

Проще и легче всего даже не сетка, а стальной лист толщиной 0.1мм с отверстиями. На один недлинный маршрут можно даже тоньше. Распорки для облегчения можно любыми палками на месте заменять. Трос - 2мм хватит.

Супер! А можно подробнее про фототехнику и особенности съемки?

Набор такой:
-EOS 5D Mark II
-EF 17-40
-EF 24-105
-EF 70-200
-бленды для всех объективов, для 70-200 ещё плюс отдельный жёсткий чехол
-на каждом объективе защитный фильтр+с собой несколько других фильтров (полярики)
-штатив Benro (какой-то середнячок, не очень лёгкий, алюминий+магний, вроде)
-2 фильтра-пластинки Cokin (градиентные)
-примерно 8 аккумуляторов для камеры
-какое-то большое количество карт памяти CF на какое-то огромное количество гигов
-груша, салфетки, бутылёк с жидкостью для оптики
-программируемый пульт с тросиком
-панорамная приспособа (L-plate и Nodal rail/Nodal slide)

Ну и казалось бы мелочи типа чехла для штатива, сумки для камеры, чехлов для объективов, ремень для камеры, защитный пакет для объектива, батарейки для пульта и пр. тоже дают суммарно некислую прибавку по весу.

Особенности съёмки - не знаю как писать, много всего. Ну понятно, что внутренний слой перчаток должен позволять работать с камерой. Камера часто была в крови от носа, т.к. пока прицеливаюсь - на холоде нос прилепает к ней. Вопрос конденсата при холодных ночёвках не стоит, но есть похожие штуки. При быстрой смене погоды тоже что-то подобное происходит. И ещё, на холоде, на поверхности фильтра/объектива появляется неприятный заиндевевший слой. Он счищается, но если это делать неаккуратно, то стекло чуть нагревается и опять намерзает всякая хрень. Бывает простое запотевание линзы, возможно изнутри объектива. Тут только ждать. Если свет уходит, меняем объектив на тот, который пока без такой проблемы. А потом уже как-то осторожно без спешки приводим его в порядок (или сам одумается). Когда свистит злой ветер, смена объектива чуть нервная, т.к. надо ничего не потерять, не уронить и сделать это побыстрее. И всё равно много лишнего залетает в камеру, потом на всех снимках чёрные точки приходится чистить.

Ещё раз спасибо за пост, он просто отличный! А какую жидкость для оптики применяете?

Вот который раз читаю твой пост, круто! Молодчина! О таких людях как ты нужно в школах детям рассказывать и в пример ставить.
Ещё для себя отметил, что сей момент это пост с наиболее полезными и конкретными комментариями наверное вообще на всём РИСКе )))))
Удачи, Андрей!

Наверняка получит еще один "Хрустальный пик" по номинации "походы" в этом году. А если по делу - наглядная демонстрация, что в таком мероприятии даже незначительные ошибки и случайности, которые в группе будут незаметны, в соло ставят человека на грань выживания. Даже в несложном технически маршруте. Риск в таком походе весьма велик.
Поэтому такие мероприятия надо детям в пример ставить? Чтобы ходили именно в такие походы? Набралось много лишних детей?

Про "Хрустальный пик" тоже подумал ))) Синхрон )))
Про школу... Ну что вы в самом деле... Будто не знаете какими "героями" сейчас кормят детей?!
В моё время мне про Гагарина и Гастелло рассказывали, про Матросова... Нам закладывали в сознание, что ради великой идеи, можно и жизнь отдать.
А теперь, думаю пришло время говорить о том, что не за мерсами и феррарями нужно гнаться по жизни, а в первую очередь стать человеком, себя знающим. Человеком, который сам ищет ответы на вопросы по жизни. Человеком, который идёт на контакт с матушкой природой и тем самым познаёт себя, свои возможности и пределы.
Я об этом...

Благодарю. Про школу ты, конечно, погорячился.

Да, и если не трудно, подробнее про 6-7 кило фотоотехники (аппаратура)? Сам потихоньку ныряю в этот процесс...

см. выше

тоже вопрос про фототехнику - объективы со стабилизацией картинки не замерзали?
Или IS был выключен?

И еще вопрос - была бутылка для топлива которого производителя? Primus?

Стабилизацию выключаю.
Бутылка была родная для горелки, т.е. MSR.

По Баффинам вопрос. Отмокали ли в итоге на протяжении похода? Брали ли для них доп вкладыши? И при таком морозе как нога в них?

Между вкладышем и внешним сапогом образуется много конденсата (изнутри внешнего сапога). Внутренники слегка влажные после ходового дня, сушить обязательно. Мне хватало просушки вкладышей внутри спальника между ногами (правда, мешает слегка, тесновато в спальнике). Доп.вкладышей не брал. Вроде бы, обхожусь без них. Я брал с запасом размер, чтоб было свободно в правильной комбинации носков. Всё хорошо на морозе. По крайней мере, в динамике. На стоянках использовал ещё бахилы сверху.
Ноги у всех разные, надо пробовать и искать вариант под себя.
Да, коненсат внутри внешнего сапога остаётся, с ним я не боролся, сушил только внутренник. Но он не мешает, если к утру внутренник подсушен.

Когда работал на буровой мы зимой ходили в баффинах (тяжелые они очень= ) ), по рекомендациям одевали их либо на голую ногу или на тонкий синтетический носок. Иначе смысла в них нет, в -45 нормально было работать. Внутренний вкладыш отводит влагу через себя наружу.

По варежкам ситуация решается закупкой в спец одежде,"Эвенки" 1 очень теплые, под них тонкие перчатки поддеть можно, верхонки если совсем хардкор с погодой или снег липнет. Для меня такой набор суперкомфорт.

Про газ можно купить что нить мелкое запасное на алиэкспрессе. Сам таскаю с собой везде 2 горелки. Мультитопливные не прижились, отзывы были плохие о них от ребят из Североуральска. Предпочитаю газ.

ПС
Спасибо вам за подробный отчет (манит то место очень) маршрут теперь понятен более чем.

Извиняюсь, невнимательно читал.... Мы сами используем Норфин. Близзард. Похожие и проще. По работе неплохи, особенно когда новые. Но при минус 25 больше двух недель не пользовались....

Могу научить автора шаманскому ритуалу проклятия прессы. В следующем походе на перевале Дятлова он это может устроить. 10% прибыли от шумихи мне, так как режиссуры там немеряно будет.

p.s. Спасибо за охрененные фотки, за то, что живой вернулись, а с избытком фототехники и недостатком насущных вещей это вы бросьте. Тело собирать тяжелее будет.

Прекрасный рассказ!!! Героический поход! Уважуха)

Настоящий рассказ, искрений.. который ничуть не портит бесхитростная реклама.Фото реально шедевры.Заряд искрености ,ставит на две головы выше других текстов,как в серой гальке ..блестит жемчужина.

Благодарю за отзыв. Про Сэтилу - это не реклама, это личный фидбэк и дружеская помощь по собственной инициативе. Я лично знаю производителя. Коммерческого интереса у меня нет, мне не платят. Пусть эта помощь будет вопреки армии блогеров, которых кто-то спонсирует и которые в месяц выпускают по 50 обзоров нужной снаряги.

В отношении сатилы- купил термоштаны свальбард, так называемое кинетическое белье - через две недели, оно свалялось и покрылось катышками и ничего не сделаешь- единственная вещь от сатилы и такое

Про Сэтилу - присоединяюсь с позитивным отзывом! - пользуемся более 10 лет и в\на разных краях и высотах разными поколениями ее продукции: шапки, варежки, нательное белье, маски.

Действительно"армия блогеров" и журналистов ,порождающая информационную "блевотину" соединение алчности и серости,с мелкими вкраплениями реальности))).Может быть,отстраненость от информационого поля(телевизора) дает шанс,прикоснутся к фантастическим картинам? В любом случае,спасибо.Это необычно и ярко.

У меня опыта, конечно, поменьше, но он другой. По этому, позволю себе добавить свои мысли по поводу снаряжения.
1. Палатка - взгляните в сторону vaude hogan ul. Мне довелось пользоваться версией Argon, она самая мелкая из серии. Если к ней приклеить юбку из нейлона, то, во первых, не нужно будет копать яму, достаточно просто утоптать в лыжах снег. А во вторых, внутри, когда вылазишь из спальника, даже в -40, становится достаточно тепло, чтоб неторопливо одеться.
2. Лыжи. В нашей новосибирской провинции и по сей день практически все туристы ходят на фанерной Вятке и подобных лесных лыжах. Они легче, они меньше скользят, и, подозреваю, меньше проваливаются. Да, на насте они неудобны, но там где это критично - мотаются тормозилы, а дальше идешь как на снегоступах. Но для соло похода и они не достаточно удобыны, тут стоит посмотреть на опыт охотников - они ходят на лыжах шириной от 15см. И прекрасно тропят в одиночку. Еще, лесные лыжи + крепы + ботинки(с резиновыми галошами и бахилами) + палки весят 6-7 кг. Мне кажется, это несколько меньше пластиковых аналогов.
3. Костровая яма. При нормальном костре она сильно парит. В вашем случае, видимо, такой проблемы небыло. Тогда тем более стоило разводить костер на нескольких бревнах. Мы обычно использовали три - четрые штуки по 15 - 20 см в диаметре и метра полтора - два в длинну. Этого хватало чтобы приготовить ужин на 7 человек, да еще посидеть у костра. Костровая сетка тоже хорошо, но ее придется делать самому, ибо обычно они имеют избыточный размер и вес. Костровой тросик тоже стоит сделать самому. Кстати, какая была глубина ямы? Возможно, проблема была в доступе кислорода к дровам, углекислый газ тяжелее воздуга, он в яме скапливается.
4. Горелка. Уплотнительное кольцо между балоном и насосом - самая легко заменяемая вещь. Веревочка, резинка от трусов, кусок полиэтилена, да даже ниток можно было попробовать намотать. В примусах вообще для этих целей аллюминиевое кольцо используется, оно прекрасно деформируется и плотно закрывает зазоры. Вам стоит попробовать сходить реммастером в групповые походы. Вы ведь соло турист, должны быть мастером на все руки.

А в остальном я поражен. Не думал, что это возможно - прожить две недели в достаточно холодных условиях, без теплых ночевок, зачастую без горячей еды, да еще и на такой скудной раскладке.

Благодарю за дельные рекомендации.
1. Хороший вариант, но всё же разница в цене почти 2.5 раза. Ощутимо. При такой цене можно смотреть на MSR и другие блатные дорогие варианты.
2. Всё же большую часть маршрута был наст. Опыт охотников - он исключительно на лесную часть. Ну и ломкость чисто деревянных/фанерных всё же сильно выше, чем полупластиковых с окантовкой. Каждый по себе выбирает, вряд ли есть что-то на 100% универсальное.
3. Глубина 1-1.5-2 м, по-разному. Думаю, проблема дров всё же была сама по себе, независимот от доступа кислорода. Многие про это отписались, хотя всё равно звучало мнение типа "надо уметь разводить".
4. Видимо, подмёрзли извилины, не сообразил сымитировать кольцо при помощи резинки из трусов и других подручных средств. Отвечал однажды за рем.набор в групповом лыжном, но особых ремонтов не сложилось. Согласен, полезно стать самоделкиным.

1. Согласен. Хотя MSR с нынешним курсом еще более кусаются. Да и нет у них ничего приличного для зимних соло походов.
2. Ваш поход достаточно прост с точки зрения нагрузки на лыжи. ИМХО, стоит подходить иначе - выбирать наиболее подходящее снаряжение на наиболее сложные части похода. Впрочем, я помню, тяжелый выход без тропы не был запланирован.
3. Да, все эксперты. :) Мне тоже доводилось видеть дрова, которые напрочь отказывались гореть. Как то раз мы даже поймали холодную ночевку в -40 в дырявой палатке под печку.
4. Забыл сказать про горелку. С газом на холоде бывает две проблемы. Первая - газ "замерз"(не хочет испаряться) и не желает выходить из балона. Лечится горящей свечкой под балоном. Вторая специфична для мультитопливных горелок, связанна с их конструкцией. Газ не зажигается из-за слишком холодного рассекателя. Лечится предварительным прогревом горелки, как для использования с жидким топливом. И да, греть газовый балон свечкой в -20 и ниже абсолютно безопасно, она никогда не нагреет его до опасных +50(или сколько там) градусов.

Спасибо за отличные фото - было за что руки морозить. И все же не томите интригой, расскажите, как вы, фотограф, без перчаток остались? Я, например, пару флисовых перчаток всегда ношу с собой в горы.

Самый продуктивный пост.Впечатляет все и физподготовка и сам поход,не говоря уже за фото.Спасибо.

Очень красивые фотографии. Расскажите пожалуйста подробнее о фототехнике.

См.выше, свой набор я уже описал.

Ага нашел. Он не в тексте а в комментах.

Разъясните мне вопрос со страховкой. Мысли следующие. Сапсотряды в России в том числе и МЧС спасают бесплатно в случае регистрации у них. Мед полис в России дает право лечиться в любой больнице. Тогда зачем страховка? Ну кроме страхования жизни? Я например учтя вышеназванные факты в прошлом году ее не делал. При этом мне и сами агнеты компаний говорили, что для России это непонятно зачем. Какую вы делали и что хотели и подразумевали от страховки???

Очень непростая тема, сильно мутная.
Я в этом не очень силён, просто мысли, тезисно:
Про бесплатную работу - как бы да, но это не значит, что по любому звонку в любую точку подрывается вертолёт/снегоход/спасотряд. Может не быть средств, может не быть команды/разрешения на вылет, может не быть доверия к вызову, может не быть людей в наличии на момент вызова, может быть путаница и волокита внутри МЧС по поводу вылета и пр. Это большие деньги и всё очень не просто.
Кстати, Ивдельский ПСО - это не МЧС, это региональная структура. Какие правила и обязанности у таких МЧС-подобных структур - я не знаю.
Часто слышал про вариант, когда МЧС отказывается регистрировать (есть лазейки, всякие возможности), если не предоставить им страховой полис с покрытием расходов на эвакуацию. При наличии такого полиса они смелее летят с расчётом последующей компенсации средств от страховой.
Нац.парк/заповедник может отказать в выдаче разрешения без предварительной регистрации у спасателей.
Страховой полис стоит копейки (по России на 2 недели - не больше 2 тысяч).
У меня был полис от Тинькофф страхование, с опцией "Занятия опасными видами спорта".
Как бы там ни были прописаны правила чёрным по белому, что МЧС работает бесплатно, и что полис ОМС даёт право лечиться по всей стране, я за максимально возможную подстраховку, т.е. доп.страховка на путешествие обязательно нужна. Лучше перебдеть, ага? Что в Москве, что на Урале я много раз сталкивался с тем, что не очень хитрое медицинское обслуживание платное, и ОМС не помогает. Есть там миллион лазеек. Разве что первую помощь обязаны оказать, а всё остальное (если не всё, то многое) - по ОМС бесплатно не делают. Это личный опыт, т.е. ссылаться на законы безполезно.
Страховые компании: очень хитрые условия договоров страхования. В полисах прописаны страховые случаи. Например, в моём под опцией "Занятия опасными видами спорта" уточнялись помимо прочего Альпинизм и Горный туризм, сноуборд и горные лыжи. А вот лыжного туризма или пешего туризма нет. Что понимается под горным туризмом? Это выяснить заранее тяжело. И страховая всегда сильно использует любые лазейки, чтоб не тратить деньги. Наверняка есть условия на тяжесть ситуации, при которой они готовы оплатить вертак. И если вы на Таймыре, поломанный, но живой - не факт, что они сочтут это достаточный причиной. По-разному можно интерпретировать понятие непосредственной угрозы жизни.
В опциях полиса надо выбирать всякие экстремальные варианты, т.к. в стандартных предложениях прописан только лайтовый отдых типа лежания на пляже, причём на не очень высоком лежаке (чтоб не упасть и не травмироваться, ага).
Ну и вообще - нет стандартных отработанных решений, тут всегда случай, всегда частные детали. Рекомендую по крупинкам изучать чужой опыт разных ситуаций и делать всё возможное (полис, регистрация у спасателей, спутник, трекер), чтобы было как-то поспокойнее. И всё равно это всё не панацея, разное бывает.
И да - это работа связного, он должен быть в этом подкован! Из всяких глухих мест нет возможности/неудобно ругаться, это работа связного. Поэтому мало обчитаться самому, надо связного в это погрузить.

Я спрашивал у МЧС-ников из Екатеринбурга (это не ПСО-шники из Ивделя!) про вертолёт ради прикола, когда мы их встретили на базе Ильича на их пути за телом отшельника Олега. Главный у них очень уклончиво отвечал на мой вопрос, при каких условиях поднимут вертолёт за туристами на Северном Урале. Но суть ответа свелась к тому, что чётких условий нет и в каждом конкретном случае решает высокое начальство. О страховках - ни слова.
Позже, когда на выезде узнали об эвакуации туриста с Трёхречья, уже от ивдельского спасателя услышал мнение, что вертолёт не просто так пригнали. Типа, кто-то там в Екатеринбурге до генерала дошёл. А иначе никто бы и не полетел никуда. Так что, судя по всему, в России страховка по большому счёту не очень-то и нужна. Лучше знать подходы к генералам )

на сякий случай допишу
Один раз пользовался в походе-подходе под гору лыжами для охотников.
Брал специально полностью деревянные, камус тупо приклеивал и потом прибывал к скользяку. С грузом и санками вниз все равно не прокатишься, а их ширина позволяет ходить по глубокому снегу без проблем. В том числе внизу и по верхушкам всяких ивовых кустов.
Крепления были скитуровские, типа сильврета, Ботинки кофлаки на два размера больше.
Внутренние ботинки купил отдельно от обуви для рыбаков расчитаных на -70.
Но это для подходов, на маршрут уже брал утепленные родные от кофлака

Добрый день, Андрей!
Отложив все дела, прочитал твоё повествование. Впечатлило. Ожидаемо впечатлило. Советовать смысла нет: анекдот про армянское радио, женщину и площадь помню. Про фотопринадлежности вопрос задавал ещё в связи с Путоранами. Спасибо за фотографии: они почти все работают, а это как раз важно. Если интересны мои размышления, могу отписать ВКонтакте. С искренним уважением А. Корелин.

В самом полисе полная муть. Там ни о вертаках ни о других способах доставки и возмещения нет. Что предлагают компании не могут в сущности объяснить и сами агенты. Страховка непонятно от чего вот в чем дело и поэтому я и задал вопрос человеку попавшему в ситуацию. Например мне прошлым летом в Петропавловске-Камчатском при регистрации группы на Курилы дежурный заверил, что при случае они будут принимать меры вплоть до вертаков. Как было бы на самом деле неизвестно. Но! Они требовали нитку маршрута и чтоб явились в обязательном порядке. Для зарубежа этот как то понятно. Там на медецину и все расходы. Но вот Россия....

В страховке обычно оговаривается обеспечение транспортировкой до медицинского учреждения - в этом вся суть. Как и на чём не важно. Дальше только сумма страховки и стоимость полёта, если он необходим. Это уже решает страховая компания, после того, как вы в неё обратились. Лично имею опыт эвакуации вертолётом в Казахстане по страховке РЕСО Гарантия. Мне кажется, в России было бы примерно так же: сначала долгие разговоры по спутниковому телефону с мальчиком-оператором страховой компании, который отчаянно сопротивляется и не хочет верить, что вам точно нужен вертолёт и что иначе никак. Только когда продавленный напором и серией звонков офисный работник наконец вызывает на работу в выходной день своё начальство, дело двигается с мёртвой точки и через сутки прилетает вертолёт спасателей. Дальше, как это ни странно, никаких вопросов, отчётов, запросов ни от спасателей, ни от персонала больницы, ни от страховой.

К сожалению, это не совсем так.

МЧС вылетает бесплатно. При наличии топлива, исправном состоянии машин и.т.д. Другое дело, что на согласование вылета тратится обычно не менее суток. Что зачастую меняет вопрос перевозки пострадавшего на вопрос перевозки тела пострадавшего.

Услуги ребят типа таких - ссылка, способных подорваться вот прямо почти сразу, по моим данным, наверняка оплачивается только одной страховой компанией. При этом таких ребят очень мало, приведённые выше работают только по северному кавказу.

В России МЧС спасать за деньги не имеет право. Спасает бесплатно.

Страховка путешественниками обычно делается для покрытия дополнительных медицинских услуг, сложных операций или, например, оплаты перелета недееспособного человека в родной город или на место лечения.

Спасибо. Здорово Вы пишете, ходите и фотографируете! Читал взахлеб, внимательно. Вопросы в Трёхречье кто то зимует? С какой целью? В полной автономке? И, как ваше здоровье после обморожений? Желаю, чтобы прошло без последствий.

Очень красивые фотографии и интересный рассказ! Спасибо, что поделились подробным опытом, собрали в комментах еще лайфхаков, информация бесценна!

Андрей, спасибо за рассказ. Очень и очень! Прочитала с огромным удовольствием. Побольше бы таких публикаций, толково, по делу, да и с юмором.
Удачи Вам!

Рассказ интересный и поучительный, спасибо. Не совсем верная информация насчет дров, если кто туда соберется. Был там раз 5, примус не носили не разу. Все описано в отчетах СГТК, тк УПИ и прочих уральских - граница зоны леса там достаточно низко, зона криволесья достаточно широкая. Если хочешь жить с костром, спускайся чуть ниже - "сухар" много. Если обстоятельства сложились так, что не успеваешь спуститься - ищи кедр на границе криволесье-лес, на его сухих сучьях легко прожить. Кедра там много, база Ильича и избушки вдоль тропы к перевалу - промысловиков. В криволесье только лиственница, она не горит, точно.
без костровой сетки крайне сложно - снега до 2.5 м бывает, копать умаешься

Благодарю отписавшихся и заранее тех, кто ещё, возможно, отпишется, за отзывы и рекомендации. В комментах получилось много полезной информации.

Рассказ впечатляет ледяной невозмутимостью повествования. Прост и правдив. Спасибо!
А камуса сейчас есть вакуумные, бесклеевые, мороз и многократные «наклейки» им не очень страшны.

Здравствуйте, Андрей! 7 января, в Рождество, мы ходили на однодневную лыжную прогулку в район Конжаковского массива (Серебрянский камень), помню было что-то около -26 градусов и на небе проглядывало солнечное гало – по истине рождественское чудо! В голове, как в бетономешалке пролетают тысячи мыслей… Сейчас припоминаю, что тогда-то и подумала: интересно, а видно ли его на Пупах сейчас и вообще видит ли еще кто-то это неописуемую красоту?! Даже сложно представить, что Вы там были один… Это как побывать совершенно в другом измерении, понять что-то молча, открыть какие-то скрытые силы в себе, какие-то необъяснимые для нашего разума знания, которые потом не выразить никакими словами. Прочувствовала. Спасибо, за мужество, силу духа, отвагу. Хочется перечитывать Ваши впечатления снова и снова. Невозможно все предугадать, все продублировать в такой суровый поход, хорошо, что Вы все подробно описали и по снаряжению, и по сложным ситуациям – есть о чем подумать. Вы супермэн, правда, да хранит Вас Бог и Мать-Природа.
P.S. И теперь мне окончательно понятно, за кем спешил тот вертолет, что прогудел над нашим домом в г. Серове P1070652.

Спасибо за этот и другие рассказы и фотографии! Очень смело!
Позвольте еще несколько замечаний:
Про газ. После подогрева донышка холодного баллона свечкой, нужно его поставить рядом с горелкой+котелком и накрыть все это стеклотканью (можно оставить маленькую щелочку для воздуха). Замечено, что стеклоткань намного лучше удерживает тепло, чем Al экран-гармошка. В этом случае за баллоном и горелкой даже в сильный холод смотреть надо - взорваться, скорей всего, не взорвется, но пластик ручки потечь может, проходили.
Про рукавицы-перчатки. Да, работать в варежках очень неудобно, но надо учиться. Еще замечено, что если внутри теплой верхней рукавицы надеты перчатки, то пальцам будет все же холоднее по сравнению с тем, когда надеты тонкие варежки, в которых пальцы всегда вместе. Оптимально из виндблока, чтоб не продувались, когда будете вынимать из внешних. Если пальцы все же подмерзают, то хорошо отогреваются сжиманием в кулак. Тонкими варежками уже можно нормально делать более тонкую работу.
Про питание. Скорей всего вам не хотелось есть из-за повышенной усталости. Но организм не обмануть. Постепенно накапливались недостаток еды, холодовая и физическая усталости, что что и привело к обморожениям. Были бы сыты - могло быть по другому. Надо есть через силу. Читал, как один очень сильный и известный турист собираясь в длительный, на 1,5 месяца лыжный поход, запрещал группе брать личной еды меньше определенного веса (группа шла на общественно-индивидуальной раскладке). Объяснение простое - голодный не работник.

а почему пошли на НГ, а не февраль-март?

Очень захватывающий и информативный рассказ, спасибо!

Torre - башня, по испански.

Интересно )))

Вот это походище!!!!!! Вы супер-молодец! Про ошибки писать не буду-нет такого опыта)

... это был раджа, из мультфильма "Золотая антилопа" )

Фотографии просто потрясающие! Поучаствуйте в различных фотоконкурсах, их должны увидеть не только рисковчане!

Здравствуйте, Андрей!
По силе воздействия ваш отчет напомнил мне рассказы Джека Лондона. Несколько раз перечитывала его и рассматривала фотографии. Уникальные места, волшебные названия! Как будто все это происходит на другой планете, в другом мире! Вы настоящий счастливец, что совершили это путешествие! Три дня была в походе в горах и постоянно вспоминала ваш рассказ... Огромное спасибо! Вам здоровья и сил для осуществления новых идей!

Критиковал лично, немного критики ввалю и здесь (4ЛР + руководство творческим походом тем же маршрутом в обратную сторону).
1) Поход интересный. Отчет красивый.
2) Хорошо бы в него добавить список снаряги с весом. Ибо 4 кг фототехники, это не повод получать стартовый вес в 40кг при 400г раскладке для похода второй-третьей категории сложности.
3) Фигня случается, но это не повод получать обморожения и рук, и ног, да еще 2-3 степени в походе данной сложности. Это не путь джедая - это путь студента, который охеревает от собственной крутизны и бессмертности, пройдя свою первую лыжную тройку. Но ты ж уже не студент - одлжен ценить и беречь здоровье.
4) Считаю, что любая МКК с которой ты бы имел дело, должна была: порадоваться, что пришел живым, полюбоваться красивыми фотками, а потом хорошенечко выдрать за допущенные косяки в подготовке и проведении похода.
5) Что-то Риск уже не торт... Где комменты от членов МКК, руководителей лыжных походов?

Идеи на будущее: лыжи с насечкой, учиться сжигать газ зимой (обратная связь, баллоны под пуховкой, подогрев на свечке), подумать о турбопечке и подносе дров, выбрать штатив полегче и выкинуть лишние объективы, увеличить зимнюю раскладку, взять с собой квадрокоптер.

Так косяк-то по сути всего один: то, что в одиночку пошёл. Но в этом же и основная идея похода! За что пороть? ))) За то, что результат далеко не на пятёрку из-за финишных неурядиц? Так вроде как первопроходец прохождения в таком режиме, ну не справился со всеми трудностями, не всё просчитал. Но ведь живой вернулся и даже почти здоровый... Так за что пороть-то? )))
МКК и правила лыжного туризма сразу отодвигаем в сторону - это не их формат, они такое никогда официально не выпустят на маршрут. По-честному судить такое может лишь тот, кто имеет аналогичный опыт. А групповое прохождение даже такого же маршрута, аналогом практически не является...

Выражаясь вышеуказанными терминами, "пороть" явно есть за что. Опыт Андрея однозначно показывает, как маленькие, казалось бы,косяки, которые могут пройти не заметно в группе, приводят к фатальным последствиям в соло походе. И те,кто захотят повторить его опыт должны понимать что запас прочности должен быть очень существенным. У Андрея этого запаса хватило, чтобы хоть как-то закончить маршрут живым. Но это совершенно не достижение, возвращаться с маршрута живым - это норма. Мало того норма ещё и возвращаться здоровым. И отклонение от этой нормы - это никак не повод для восхищения.
Фото Андрея выше всяких похвал, то что он описал свой опыт - тоже прекрасно. Свой опыт он уже получил, и свою цену за этот опыт он заплатил. А вот тем кто пойдет следом лучше бы увидеть в отчете не героическую эпопею выживания в стиле Джека Лондона, а цепь событий, когда последовательность ошибок допущенных ещё в городе, в совокупности с незначительными,казалось бы, косяками на маршруте и не удачным стечением объективных обстоятельств приводит к серьёзным последствиям. И исправить ошибки в этот момент без последствий уже нельзя.

Так косяк-то по сути всего один: то, что в одиночку
Нет, то что пошёл в одиночку - это как раз не косяк, это просто обстоятельство, которое усугубило последствия допущенных косяков.
Иными словами, если все в группе потеряют перчатки и никто не возьмёт запасные, то кто-то наверняка поморозится, просто потерять одни перчатки вероятнее, чем четыре пары.

Про облепиху интересно! А то частенько после интенсивной нагрузки неприятный "отходняк". Надо будет попробовать.
Очень интересный отчёт и эмоциально и информативно.
Спасибо и здоровья!

Решил выложить фото самоделок на камуса

Кстати, о дублировании. Дмитрий Кифер несколько лет назад идя в одиночку с Чукоции в Коряцию, где-то на их границе утратил палатку( унесло шквалом). Далее по тексту: "Я вынул из саней запасную..."

это пять :)

В свое время мы брали вторую спонсорскую палатку для фотосъемки.
После того как первую порвало ветром на обратном пути воспользовались этой

Автору уважуха и скорейшего выздоровления!
И ходить по\над\в границах возможного - с запасом прочности!

Суровый поход. Интересный рассказ.
В составе группы в это же время ходил в районе Конжаковского Камня.
Отмечу, что условия были, в целом, хорошие - не холоднее -30С (ночью). Т.е. как у вас примерно. Ночевать без печки в такую погоду можно, немного закремнившись :). Интересно, а как оно было бы в -45? Там ведь такое часто бывает в январе...
Возможно, пригодятся следующие наблюдения:
1) Перчатки. Раньше тоже пользовался. Теперь перешёл на тонкие флисовые рукавицы. Гораздо теплее! В 100 раз легче отогреть руки после фотографирования. Фотографировать в них, кстати, тоже вполне удобно. На них одеваю тонкие верхонки и хожу весь день. Прималофтовые рукавицы так и не понадобились.
2) Лыжи. Согласен, что лыжи ваши универсальны. Но для Северного Урала, на мой взгляд, не очень - узкие. Особенно если тропить в одно лицо. Мне очень понравились Madshus Annum. Может, под Конжаком другая ситуация со снегом была, но я тропил с удовольствием всю дорогу, и речи не было о том, чтобы снимать рюкзак. Насечки держат железно, плохо только, что приходится мерзнуть, пока группа веревки вяжет на лыжи :). Спускаться по целине на них вообще песня. Телемарк бы ещё освоить... Траверсировать крутой фирновый склон - тут хуже, всё-таки 112мм в широкой части, но это вроде не так часто приходится делать на СУ.
3) Иней на объективе. Тоже такое было. Заметил, что он возникает, если в сумку с фотоаппаратом, или на внутреннюю часть крышки объектива попал снег. Вначале проблему решал, каждый раз откручивая заиндевевший фильтр. А потом просто внимательно следил, чтобы снег не попадал. Ночевал фот всегда на улице (аккум в спальник).
4) Не горящие дрова. Так же попали один раз. И как раз на мое дежурство! Полтора часа пенозадом махал :). Это была пихта - преобладающее дерево в этих краях. Тут писали плохо про лиственницу - категорически не согласен! Лучшие дрова, горят как порох. Только она на зиму иголки сбрасывает и народ, живущий западнее Урала, норовит живые деревья спилить - может потому дурная слава :). А с пихтами пришли к тому, что пилили только такие сушины, у которых уже нет мелких сучков и хотя бы местами отвалилась кора - с такими не было осечек.
5) Про отчет - "Обсуждать это не буду, иначе стервятники опять налетят, переврут, перевернут, додумают...". Планирую сходить в эти места, но такая рекомендация бессмысленна - пояснения же нет. Какая разница, кто там чего додумает? Получается, какие-то, судя по всему, неприятные вам люди самим фактом своего существования не дают написать что хочется? Это странно.

Удачных походов!

P.S. В соло без удачи никуда :).

Благодарю.
Про -45 думаю так: при спальнике с температурой экстрим около -38 использование правильного набора носков+пуховые чуни, правильного коврика, использование в качестве утепления пуховки и вообще всей остальной одежды должно сильно отодвинуть температуру экстрима. Ещё доп.крутяк - освободить рюкзак и использовать его как доп.слой поверх основного спальника (ноги внутрь него). Конечно, это точно не будет комфортная ночёвка. Наверное, будет просто холодно, такое обычное "рабочее" холодно. Ну или очень холодно. Стандарт EN для спальников, кстати, предполагает под температурой экстрим порог выживания женского организма. Мужику - чуть теплее (вернее - чуть менее холодно).
5) Если бы только додумали - не беда, так ведь пишут всякую хрень, причём от моего имени. Ответил в личку.

Спальник лучше для таких соло походов иметь с экстримом ещё градусов на 5-10 пониже, есть в продаже такие. Либо пару штук брать, один в другой совать и конденсатник в виде одеяла двух-трёхслойного (утеплитель можно хоть самый дешёвый-синтепон, но лучше-холлофайбер хотя бы). Да, защиту снизу очень важно подобрать правильно-коврик потолще или несколько тонких, или надувастик+коврик (но я не сторонник надувастиков). Да, пуховые чуни, это вещь хорошая. И про рюкзак на ноги в крайнем случае, это тоже хороший вариант, не надо про него забывать, может пригодится. Лучше для этого иметь рюкзак без рамы (он и легче), а в качестве рамы использовать коврики, свёрнутые внутри. Кстати, если палатка с юбкой и двухслойная, то внутри, даже при -45 снаружи, будет на несколько градусов теплее, по-любому.
Да, в зимних походах варежки и рукавицы всегда предпочтительнее перчаток, однозначно.
На счёт того, что тут кто-то что-то за вас додумывает и наговаривает, так это всё фигня, забейте и не обращайте внимания. Насильно всему свету мил не будешь ;) Про меня здесь (и не только) некоторые персонажи, которые меня никогда не видели и не знают обо мне ничего реального, иногда такое пишут, что аж диву даюсь :)) Это же интернет.... Описания и фото у вас хорошие, выкладывайте здесь чаще, не обращая внимания на придирки. Оценки ваших постов говорят сами за себя, интерес местной аудитории к ним велик.

надувной коврик нужно использовать, но надувать не ртом, иначе влага попадает внутрь и он превращается в кусок льда
Плюс к этому 1-2 коврика, в зависимости от того как долго собираешься ходить ну и предполагаемой температуры

Потрясающие фото!
Но глупо критиковать солиста что он ходит не как группа. В соло другое снаряжение и методы. Солисту нереально нести всякие сеточки и кучу запасных вещей - он с места не сдвинется тогда. Берут все по минимуму.
Автор смог преодолеть все сложности и опасности и остался жив. Молодец! Хвалить надо за это. А не ругать.

Не согласен. Солист разве что печку в палатке не может себе позволить.
Сколько будет весить сетка для солиста? Чтоб вскипятить пару литров воды не нужно большой и толстой, достаточно будет сеточки из тонкой проволоки, размером 40х50см. Весу выйдет граммов 200, зато не нужно каждый вечер копать огромную яму. Потраченные силы, это ведь тоже вес, заложенный в несомую еду и время, отобранное от прохождения маршрута.
Костровой тросик, кстати, тоже полезная вещь. Для солиста вес всего 60г. Но можно и меньше. Позволяет сэкономить кучу времени на укладке дров. Да и костер лучше горит, когда на нем не стоит ничего.
Основная масса советов говорит лишь о том, что солисту нужно учитывать и перенимать опыт других туристов, в том числе и групп. И лучше готовиться дома.
P.S. Тоже плюсую за флисовые/поларовые тонкие руковицы, негоже это зимой перчатки одевать.

Да никто не ругает, зачем ругать-то? Удивляются просто..
Я когда прочитал его рассказ про поход по Британской Колумбии - порадовался за человека. Действительно, хорошо написано, отличные фото и интересный поход.

А тут - читаешь, и светлый образ автора несколько потускнел... Не знал о существовании костровых сеток (а они используются с 1950-х точно), отломал кольцо у насоса (я владелец такой же горелки, отломать кольцо - это надо постараться. Да, оно входит в расширенный ремнабор, т. е. автор тут не уникален, но это действительно трудно сломать), не знал о разжигании костра на трех бревнышках и каждый вечер копал двухметровые ямы, не сообразил подогреть газовый баллон свечкой (да просто засунуть в штаны, например) и остался без горячей пищи. Зачем-то пошел в лесную зону Северного Урала на слишком узких лыжах, т. е. не знал о количестве снега, и насколько он там рыхлый....
Ну а когда осознанно пошел туда, где его будет спасать МЧС, а сам - никак, внесло некое непонимание в общую картину. Особенно после комментариев про генерала МЧС...

Знать о существовании и иметь опыт реального использования своими руками - немного разное.

Всё-таки есть что-то в вас от журналистов. В каждом тезисе - выдумка. Как специально.

Людей много, они разные. И у каждого свои фантазии. Если буду отвечать на фантазии каждого - очень устану. Ну его.

Эх, не удержался. Непросто.

А тут - читаешь, и светлый образ автора несколько потускнел..

Меня тоже немного удивило незнание автором некоторых очевидных для его деятельности вещей, особенно костровая сетка и тема о ковриках ("опытные туристы озвучили тезис - в зимний поход набрать на коврике 2-2.5 см толщины, как альтернатива - Комбриг, но я его не читал"). Возникли даже какие-то странные подозрения - автор вроде много знает и вроде много умеет, но читает похоже очень мало. Костровая сетка это ныне как бы стандарт, ну а тезис, который озвучили "опытные туристы", давным давно присутствует в статьях Комбрига, если есть время их прочитать и особенно вникнуть в формулы, которые он там выводил.

Ho все же:

Популярность этой темы /комментарии/ говорит сама за себя. Ошибки следует признавать и автор это делает, что тоже говорит в пользу того что подобный материал нужен. Вдобавок и отличные фотографии. Так что автору спасибо и еще один короткий коммент:

"Градус моего недовольства в адрес СМИ, наверное, слегка завышен." - Он никак не завышен, он скорее занижен. Просто держитесь от них подальше. ))

Очень впечатляющий опыт. Спасибо. Андрей, не раскрыта волнующая тема носков. И где искать сушеную облипиху. Заранее спасибо

спутал, ответил ниже

Название фирмы, от которой была облепиха, написано выше в отчёте. Производтство в Питере. Однажды встретил в Москве в гипермаркете Карусель на полке чаёв, купил 4 банки. Заканчивается, надо искать.

По носкам у меня набор такой:
- тонкие кинетические носки Alba от Satila (полипропилен)
- 2 пары довольно тёплых правильных отводящих влагу носков (у меня разные по составу и от разных производителей есть: Halti, Alpine Pro, Satila). Но это не толстенные, а просто утеплённые плотные носки, бывают серии для альпинизма или других высотных и/или морозных утех, или просто правильные треккинговые. (Наверное, можно одну пару брать, просто для сравнения брал две)
- супер-тёплые носки Bridgedale, зимняя тёплая серия
- толстые шерстяные вязаные из бараньей/овечьей шерсти или как-то так (из-под Эльбруса, на поляне Азау бабушки продают). Эти носки только для сна.

Сплю: кинетические+шерстяные вязаные+пуховые чуни
Иду: кинетические+ какая-то ещё пара сверху, смотрю по температуре и ощущениям.

По спальнику опишите пожалуйста поподробнее. Как себя вел на протяжении похода? Отмок-нал? Как спали при самых низких температурах? Что еще было одето. И вообще опишите поподробнее. Тоже нужен спальник на такие температуры. Муки выбора давят:)

Так, вроде, у меня фидбэк по спальнику описан довольно подробно. Я ни разу не мёрз. Поёживался - было, но и только.
Снаружи всё равно к утру на спальнике есть изморозь/влага, даже при наличии конденсатника. Этот слой смерзается. На тепле это не может не сказываться. Но сказывается в такой мере, при которой я не замечал ощутимого проседания характеристик. Сравниваю с пуховым - там это в разы сильнее проявляется.

Про одежду - я по-разному комбинировал, что на себя надеть, что под себя подложить.
Проще описать набор. К телу термобельё из полипропилена, ещё есть флиска из какого-то модного флисоподобного материала Pontetorto, ещё основной средний слой из софт-шелл, ещё пуховый жилет, ещё ходовая лёгкая псевдомембранная ветровка, ну и пуховка.
Ноги - термобельё из полипропилена, тёплые штаны Баск Vinson Pro V3 или как-то так, ещё один лёгкий слой самошитых ветрозащитных и снегозащитных штанов.

Про муки выбора - я повторю уже написанную ранее рекомендацию: если нет возможности регулярного просушивания (или нет готовности/желания это делать) - то брать однозначно синтетический утеплитель. Пух капризен. Но по температурам - самые низкотемпературные спальники, конечно, пуховые.

Фотки классные, погоду поймал. Всё вроде бы отлично.

Что в сухом остатке?

1) Сам поморозился зачем-то. Реально мог этого избежать со своим походным опытом.
2) Двух ивдельских спасов очень напряг, они с боями добирались до Трёхречья. Им там и так из-за скудного финансирования живётся не сладко, всегда есть чем заняться.
3) Отвлёк на свою персону персонал из Уральского регионального МЧС.
4) Сожжено несколько тонн авиационного керосина. С Екб лететь очень далеко туда и обратно. Возможно, этот керосин спас бы какую-нибудь роженицу с ребёнком из дальнего села.
5) Заповедник после этого случая закрутил гайки и совсем никого не пускает.
6) Сделал несколько красивых фоток и написал на Риске поучительный пост.

Ай, молодца!!!

Откуда информация про заповедник?

Заповедник перестал выдавать разрешения на пешие посещения плато Маньпупунёр решением от 12 января 2016 года. Только вертолётными экскурсиями.

Человек пробился сквозь трудности, выжил, прошел сложнейший маршрут! Да еще такие фотографии сделал! Восхищаться надо! А его тут обвиняют что напряг спасателей! Это их работа - напрягаться на спасработах! И заповедник воспользовался этим предлогом чтобы закрутить гайки. В этом он тоже виноват?

Спасы - это по определению форс-мажор, то есть полностью успешным такой маршрут назвать нельзя. Полностью успешным был ранее здесь описанный летний маршрут по Путоранам.
А что касается заповедника (если это вообще так) то повод всё-таки был дан? Был...
Так что по крайней мере часть высказанного вполне справедлива. А что касается фоток, так вроде никого здесь не было кто бы ими не восхищался.

Человек пробился сквозь трудности, выжил, прошел сложнейший маршрут!
Человек прошел примерно лыжную тройку в довольно популярном районе и сам довел себя до состояния, когда ему пришлось выживать. Фотографии сделал замечательные, ими вполне можно восхищаться. Кроме фотографий, здесь восхищаться особо не чем.
На мой скромный взгляд восхищения достойны зимние мероприятия совершенно другого уровня:
Пик Советских офицеров и пик Революции - в одном походе
Лыжная Камчатка
Отчёт о кайт-лыжном походе по Гренландии

А по поводу хождения соло очень хорошо написал Павленко. Он писал про альпинизм, но легко можно спроецировать и на туризм: Главное - не пересолить

Фотки не просто классные. Такое мало кто видел, это что-то за гранью реальности. Так что почти всеми пунктами вашего вроде бы разумного обвинения можно подтереть пятую точку, у нас тут не МКК, не МППК, не МТЛБ, не МГБ, не "кжи" и не "джи". Ожесточение режима заповедника - это мерзкое неустранимое последствие, тут вы верно заметили. Это перевешивает все остальное, раз инвалидности и жертв нет. Про вертак еще вопрос, но его уже тут долго и безрезультатно жевали, да и дело сие второстепенное по значимости, главное - посещаемость района. С одной стороны, Искусство, с другой стороны - такие жертвы...

При всём уважении... я бы взглянул на ситуацию под другим углом:
1. Фотки хоть и классные, но и только. Уникального в них ничего нет, аналогичных фотографий более ранних периодов достаточно
2. Фотография - одно, увидеть своими глазами (пожалуй за единственным исключением) - качественно высший уровень.
3. После ситуацией с эвакуацией плато закрыли, то есть не будет ни новых фоток, ни новых людей, увидевших это чудо воочию (за исключением малого количества экскурсантов, но они к тематике походов не имеют ни малейшего отношения и смело выносятся за скобки). То есть не будет вообще.
4. Заповедник и аффилированные с ним структуры в принципе можно понять - им лишние трупы и ненужная шумиха (а по факту никчемушные траты на спасы и иже с ними) не нужны. Проще всего закрыть. И закрыли, может быть навсегда.

Резюме: скольким людям автор поста в итоге закрыл дорогу на плато бесповоротно?.. А оно того стоило (фотки в том числе)? Понимаю, то для автора скорее всего стоило, по крайней мере на данный момент. Но если взять шире...

ЗЫ. Лично к автору у меня никаких претензий нет, случается всякое, жив остался и хорошо. Тем более что он не мог ни знать, ни предвидеть что всё так получится. Пишу скорее на будущее, для всех кто прочитает: не повторяйте подобных ошибок, не давайте властным структурам даже таких поводов! Я понимаю, что многим пох, но может кто-то всё-таки прислушается и станет планировать свои проекты надёжнее...

Справедливости ради, стоит отметить, что идущие туда со стороны Свердловской области никогда особо не заботились о получении разрешений и особенно зимой. Ибо все базы заповедника с другой стороны хребта в Республике Коми далеко от объекта охраны, а держать зимой егеря в домике рядом с плато, видимо, не по карману. Кстати, домик тот, построенный заповедником, по-моему, нанёс ущерб природе неизмеримо больший, нежели все зимние туристы вместе взятые )
Заповедники в России, они такие заповедники )

Интересно, что большинство написавших здесь больше волнует возможность посещения заповедника (что посещение скал закрыли), чем то, что МЧС сожгли на одного "опытного туриста" несколько тонн авиационного топлива, достойного лучшего применения. Наивно думать, что запас топлива в региональном МЧС безграничен. Это значит, что для кого-то топлива не хватило и вертолёт просто не полетел. Я понимаю, что большинство читающих Риск из Москвы и вы себе даже представить не можете на сколько плачевное состояние спасотрядов в регионах и на местах. Очень показательный срез...

Диваные туристы,рассуждающие что топлива кому=то гипотетически не хватило,по моему неправы)
То, что работающая со скрипом структура Мчс,все таки иногда делает то что должна ,а не просто существует, исправно получая деньги радует.

Вообще, одно из оправданий существования РФ - ресурсы, которые низя отдавать "врагам". Но этих ресурсов почему то никогда нет, либо они настолько дороги, как будто их привезли от "врагов".

В соседней ветке про Аконкагуа какашки с горы вывозят вертолетом, в стране, которая закупает топливо. В РФ люди стоят дешевле котяхов.

Плюсанул относительно цен на нефтепродукты.

Гребенщикову К.: Насчет МЧС-ников - надо помнить еще и про их зарплаты. То, что туда могут затесаться халтурщики, для меня не внове, просто неохота оставшихся, которые таки пашут, равнять с упомянутыми.

Пермит на Аконкагуа, если что, стоит на наши деньги под 60 косарей. За такие деньги у нас не только дерьмо вывезут но и полгоры сроют. И - обращаю внимание - эти деньги там берут с каждого. Предлагаю представить Эльбрус за такие деньги (причём только за право подняться, без питания, проживания и т.д.) при его посещаемости (даже в 10 раз меньшей). Да там за каждой группой снегоход будет персональное отхожее место на санях таскать...

Вот только нахрен сдался такой Эльбрус, ИМХО...

Лучше вывозить граждан своей страны попавших в трудную ситуацию,чем бомбить другие.
Ресурс одинаковый)) Я хожу соло,куда хочу и не намерен и впредь регистрироваться и т.д. делаю это осознано,моя жизнь -мои правила.Протоколы которые составляют егеря это показатель работы?)) лучше бы действительно, какашки вывозили))Безусловно есть в МЧС ,неплохие люди,но сама система очень похожа на кормушку,когда лень отожратые седалища оторвать) Поход Андрея, просто настоящее, искренее выражение любви и уважения к силе и красоте природы.

Но его уровень вправду как у туриста чуть понизился по сравнению с прошлым походом, а как у фотокорреспондента повысился, благодаря удаче, которая, правда, нужна любому художнику, кроме совсем старых времен, когда бодались за технику письма/лепки.

Подувлекся он, подувлекся, а критика тут такая, конечно, жестковатая. Из среды технарской, с изъятием нецензурщины. Автору тяжело это читать, притом половина критики ради критики, временами неточно или бывает мимо.

Фотки хорошие, но как бы, ваше неудержимое восхищение не затмило взгляда автора.

Есть куда стремиться, в работе с фотоаппаратом.

Похоже, народ тему исчерпал. А теперь анекдот про армянское радио, женщину и площадь.
Вопрос армянскому радио:
-можно ли поиметь женщину на площади?
-в принципе, можно, но вообще-то, нельзя...
-почему?
-за"бут советами.

Приходят два мужика на скачки. Начали думать, на какую лошадь поставить. Неожиданно подходит к ним незнакомый дед и заинтриговано предлагает: — Это, конечно, не мое дело, но я бы посоветовал поставить на лошадку по кличке Лордик. Мужики переглянулись. Все равно ведь не знают, на какую лошадь поставить. На Лордика, так на Лордика. Поставили на Лордика — первым прибежал Изюм. Следующий забег. Мужики, потирая бороду, опять стали думать, на какую лошадь ставить деньги. Тут опять подходит тот же самый дед и с сумасшедшей интригой, оглядываясь с опаской по сторонам, опять предлагает: — Дико—дико извиняюсь, это конечно же не мое дело, но я бы на вашем месте поставил бы на Букета... Мужики опять переглянулись, пожали плечами и поставили на Букета — первым пришел Фаворит. Проиграв так все деньги (по совету деда), мужики на оставшиеся копейки решили с горя нажраться водочки. Один другому: — Слушай, вот тебе 10 долларов... больше нет.. сходи купи водку и гамбургеров... Через некоторое время гонец возвращается с пепси—колой и пирожными. Первый в недоумении его спрашивает: — Что ты за хрень принес? Я же тебя за водкой посылал? — Та... я тут нашего деда встретил...

Очень странно писать такой коммент к посту о лыжном соло-походе. И все же. "Повторюсь: тёплых рукавиц было несколько, но в них нельзя работать ни с камерой, ни с навигатором, ни с какими другими девайсами." - Вы не поверите, но в тройных варежках можно набирать смски с кнопочного телефона, делать записи в блокноте огрызком карандаша и даже поднимать с земли мелкие орешки. Научиться этому - 2-3 простых, не соло, похода.

- по горелке -
Встречал этот Новый Год на Горе 2733.
температура ниже минус 15, сильный ветер, позёмка
прежде чем развернуть палатку, положил внутрь два валуна, только потом поднял на дуги
на этих камнях установил "кухню"
газ замёрз, подогрел баллон турбо-зажигалкой, утеплил
чуть погорела и стала тухнуть, подогрев баллона ничего не изменил
дотумкал, - газ замерзает в регуляторе подачи топлива, погрел его руками, - дело пошло, но пальцы примерзают, так и грел : - то одной рукой, - то другой, вспомнил добрым словом бензиновый "Турист", конечно-же с газом вроде проще ...
в палатке готовить в мороз неудобно, - пар стоит такой, что свет фонаря едва его пробивает, ну а "на улице" ветрюган
о новогоднем ужине речь уже не шла, только чай, но это не испортило настроения ;)))
Такой получился опыт.
Наверное в горелках, которые привинчиваются прямо на баллон, газ в регуляторе не замёзнет, - пламя рядом, а с шлангом, где регулятор у баллона ...
И ещё.
Чтобы снизить подвох от примуса в походе, храню его с не зажатыми уплотнениями, чтобы прокладки не продавливались, регулятор - в не закрученном положении, поршень насоса вынимаю по тем-же соображениям, а чтоб резина прокладок не усыхала, упаковываю в полиэтилен.
Перед походом проверяю работоспособность, - просто готовлю на нём денёк - другой.
Ну и ремнабор обязательно с собой.
Всем - благополучных возвращений !
- Никола

Так плюс шланговой в том что балон можно спокойно хранить в теплом месте. Например в спальнике,пуховке,...

открутите безшланговую газовую горелку - и тоже баллон спокойно в спальник.
в чем проблема?

Читаю инструкцию к горелке ...

Спросите: - "А что, до сих пор инструкцию не читали?!!".
- Не читал !
"А чё её читать?, - мы - ребята "крутые", "не первый год замужем", горелка, - она и в Африке го-рел-ка! ..."

"... преимущество - наличие системы предварительного подогрева топливной смеси
это повышает мощность горелки и обеспечивает стабильную работу при низких температурах
когда температура воздуха понижается до температуры замерзания газа, - перевернуть газовый баллон и продолжить эксплуатацию на жидкой фракции топлива ..."

оба-на %-I

горелка - "Следопыт. Вулкан" PF-GSP-H02

вообще то зимой только бензин
я в свое время взял пару балонов, они замерзли
бросил в костер, согрелись не сразу, не помогло, оставил на тропе
только надо брать ремкомплект и для примуса, риезинки за 40 дней выкрошались
был небольшой пожар, пострадало только дно палатки, рожа не в счет

Бросил в костер...пожар...-я прям все это сейчас представил визуально))))))