2021. Наши дни. Двое братьев, Лейк и Форрест Шордереты (Lake and Forrest Schorderet), - у обоих были включены камеры, - спускаясь на лыжах, угодили в лавину. Сработал жутчайший триггер - из солнечной эйфории да в жёсткий стресс: один исчез! Засыпало. Вспышка тревоги, словно взрыв в мозгу!...
Что и как? :

Лавина. Пленник чудом был спасён.+Видео изовне и из под (Горный туризм)Вдвоём перед спуском. 2021. Кадр от @forrest_schord

Ввиду того, что пограничное управление республики Алтай летом 2020-го года продемонстрировало всему горовосходительскому сообществу своё стремление к занятиям альпинизмом, что выразилось в весьма ощутимом результате: блюстители закона смогли преодолеть перевал Делоне и расположиться прямо на леднике Менсу непосредственно у государственной границы и продолжения классического и самого простого маршрута восхождения на Белуху Восточную со стороны Аккема — я решила поделиться воспоминаниями и фотографиями 2018-го года о прохождении маршрута Абалакова 4А траверс "перевал Делоне — пик Делоне — Белуха В". Ведь именно эта линия теперь является наиболее легкой из гарантировано доступных в сезон.

Ночь в палатке на вершине Белухи, или траверс Абалакова 4А "пер Делоне — пик Делоне — Белуха В". Часть 1 (Альпинизм)

Кавказ — 2020. Итоги года и лучшие фотографии (Горный туризм)

Решил вот подвести итоги своего горного сезона-2020. А заодно показать лучшие фото прошедшего года из гор Кавказа. Итоги таковы: суммарно за 69 дней пройдено 664 км, набрано 46,5 км высоты (сброшено тоже где-то так). 5-дневное декабрьское начало новогоднего похода 2020/2021 пусть будет считаться уже за сезон-2021.

Поход из Архыза в Домбай, авг.2019 (Горный туризм)
Актуализированная информация для походов из Архыза в Домбай. Полезностей и впечатлений пост.

Что значит «вовремя повернуть назад» для альпиниста, находящегося на маршруте? Мы задали этот вопрос мастеру спорта по альпинизму Виктору Ковалю, который делится собственным опытом.

Виктор Коваль. Когда горы велят повернуть назад (Альпинизм)
Фото: Константин Маркевич

Сердечно-легочная реанимация (СЛР) в условиях отдаленной местностиОчень много наших обучаемых задают вопрос – «Почему вы не включаете в курс «Домедицинская помощь в отдаленной местности» тему СЛР? Она же очень важная!»
В данной статье мы постараемся подробно раскрыть ответ ПОЧЕМУ, а также разберем сердечно-легочную реанимацию (СЛР) в условиях отдаленной местности.

Фотоотчет о детском походе по Сванетии (Туризм, грузия, сванетия, местия, Ушгули, детский поход, семейный туризм, ушба, шхара, адиши)
Чуть меньше года назад, летом 2018 года, сходили в интересный детский поход по Сванетии. Возможно, кому-то пригодится информация перед новым сезоном, поэтому выкладываю небольшой фото отчет сюда.

Первый отрезок маршрута проходил из Мазери в Местию, под склонами Ушбы. Второй - из селения Адиши в Ушгули с потрясающими видами на Безенгийскую стену.

Всего нас собралось 26 человек. Половину группы составили дети возрастом от 6 месяцев до 11 лет.

За неделю похода прошли следующую нитку: пос. Мазери - р. Гуличала - пер. Гули (н/к, 2960) - г. Местия - пос. Адиши (на машине) - р. Адишчала - пер. Чхундери (н/к, 2723) - р. Халде - пер. Лагем (1А, 3031) - р. Ингури - оз. Нуамкуам - пер. Вахушти (3107 м) - траверс в. 3152 - Чубедиши (3015) до пер. Загар (1А) - община Ушгули.

По горам Карачаево-Черкесии в мае 2019 (Горный туризм, горы, кавказ, фото, теберда, эпчик, Ыбчик, Гидам)

В начале мая 2019 г. мы прошли 9-дневный маршрут в районе Теберды-Учкулана по маршруту: с. Нижняя Теберда – Сентинский храм – г. Бруш-Серты (2361 м) – траверс Гидамского хребта – р. Гидам – пер. Ачхиштара (1А, 2750 м) – р. Агачтара – пер. Лысый (1А, 2650 м) – р. Муху – г. Теберда – р. Джемагат – р. Эпчик – пер. Эпчик (1А, 3060 м) – р. Даут – пер. Ыбчик (н/к, 2542 м) – безымянная вершина радиально (2820 м) – с. Учкулан.

Подробный технический отчет с картой и т.д. здесь: https://caucatalog.ru/2019_05_kchr/2019_05_kchr.html

Вашему вниманию предлагаются 83 лучшие фотографии из похода с комментариями. Приятного просмотра :).

Продолжаем. На этот раз инфографика по Эльбрусу с юга. Это один из основных из самых посещаемых горных районов в России. Полезняшка для альпинистов и туристов перед летним сезоном. Особенно для тех кто едет туда впервые. Примеры акклиматизаций — не догма, а лишь ориентиры того как стоит решать эту задачу)). А так, Depends on. Полноразмерная версия (1800 px). Эльбрус с Юга (инфографика, Альпинизм, терскол, азау, приэльбрусье, алекс кузмицкий, snow sense, гиды, путеводители)

Сделали серию инфографик про Эльбрус. Начнем с Северного Эльбруса. Здесь собрано все основное: ориентиры, высоты, расстояния и те реперные названия, которые у всех на слуху, когда речь заходит о районе. Для всех, кто только планирует туда поехать — хорошее подспорье и шпаргалка. Для тех же, кто уже был, неплохая напоминалка. Да и просто может быть интересно себя проверить на предмет знания Эльбруса. Подробнее - под катом.Эльбрус с Севера (инфографика, Альпинизм, алекс кузмицкий, гиды, минигиды, полезное, snow sense)

"Жумар" для трещин. Cam hook. (Альпинизм, кам хук, ито)
Чуть больше года назад, когда я изучал снаряжение, необходимое для прохождения одного маршрута на El Capitan, столкнулся с такой железякой – Cam hook называется. Почитал про нее и на бумаге все, вроде, выглядело очень разумно. Но читать это хорошо, а поговорить с альпинистами опытными, которые все знают про все железо необходимое для прохождения любой стены лучше. Спросил. Если обобщить их ответы, то получится – “как-то без них всегда обходились”. Что самое удивительное, вроде, знали про них, но обходились. Как альпинист малоопытный и любопытный я решил все-таки заказать этих закорючек, а вдруг пригодятся, благо стоят они совсем недорого и веса/места занимают мало. Они пригодились. Мне даже показалось, что очень! Но тогда я решил, что работают они здорово только в Йосемитах, а туда у нас народ ездит не так часто, поэтому без них и обходится легко. Но летом решил в Каравшин их взять, веса/места мало занимают, а вдруг... Пригодились. Мне даже показалось, что очень. Знакомьтесь, мой новый друг – Cam hook!

В жизни каждого любителя гор рано или поздно наступает момент, когда он заводит себе питомца. Длинного, любимого, и, хотелось бы верить, надежного друга. Или подругу. Разноцветную такую.
При всей кажущейся простоте и обыденности этого компаньона есть ряд моментов по взаимоотношениям с ним, о которых нужно помнить.
Итак, советы по жизни в одном доме с веревкой.
Веревка. Несколько советов по совместному проживанию. (Альпинизм, динамика, статика)

Продолжение серии перевода статей полезных для альпинистов и скалолазов.

Правильная работа с веревкой: Никакой путаницы (Альпинизм, альпинизм, скалолазание)

Укладка веревок на маршруте.

Правильная работа с веревкой на страховке сохраняет время и уменьшает головную боль.

(по мотивам книги «Лавины. Практический учебник» Руди Майр и Патрик Найрц)

Эта статья – основные тезисы книги, в которой проведен анализ основных причин возникновения лавиноопасных ситуаций, на примере конкретных несчастных случаев произошедших в горах Тироля (Альпы) за последние 20 лет. Для более детального понимания процессов я добавил свои комментарии и разъяснения из дополнительной литературы и личного опыта. Думаю, будет интересно многим кто не знаком с этой книгой или еще не успел её прочитать!

10 характерных лавиноопасных ситуаций. Часть 1. (Альпинизм, лавиноопасные ситуации, патрик найрц, www.snowavalanche.ru, лавинная безопасность, руди майр)

Лекции по медицине - дело привычное. Я периодически хожу на лекции дипломированных специалистов, которых ежегодно приглашают в Турклуб и Альпклуб МАИ просветить молодежь. Но вот до списка аптечки дело никогда не доходило. Про реанимацию - пожалуйста. Как шины накладывать - пожалуйста. Но чтоб до конкретного списка дошли - такого пока не было.

Я не врач, и курсов не кончал, но неоднократно успешно лечил в горах. Просто так, по жизненному опыту, применяя интуицию и эрудицию. Сейчас на 20 дней в поход по Алаю собираюсь. Потом будет большая экспедиция в большие горы. Вот такую аптечку я сегодня собрал.

Исправить в ней что-либо будет уже трудно, но если коллективный интернетный разум даст интересные рекомендации, то в будущем я смогу эту аптечку улучшить. :)

Диакарб и горы (Альпинизм, профилактика, острая горная болезнь, акклиматизация, diamox, даймокс, ацетазоламид)

Данная статья - попытка дать объективную информацию о диакарбе применительно к острой горной болезни. Рассмотрены побочные эффекты, возможные режимы применения, показания, противопоказания.

27 вариантов применения корделета* в горах, и не только… (Альпинизм, технические приемы, учимся, риск 60, периодика, горы, риск онсайт, альпинизм)
Организация переноски корделетов

К сезону :) Материал из журнала "РИСК онсайт" № 60 подготовил Сергей Веденин. Фото Елены Дмитренко

От редакции:

Аутдор на острие технического прогресса. Производители «железа» придумали девайсы практически под каждую конкретную потребность: подъем, спуск, страховку, полиспаст. Одна беда – унести с собой все это многообразие невозможно, да часто и незачем.
Курсантов российской Школы гидов учат обходиться во время работы с клиентами минимумом технических средств. Мы уверены, что многим этот опыт окажется полезен.