Поход из Архыза в Домбай, авг.2019

Пишет po1ishka, 08.10.2019 18:06

Поход из Архыза в Домбай, авг.2019 (Горный туризм)
Актуализированная информация для походов из Архыза в Домбай. Полезностей и впечатлений пост.

Пеше-горный поход, 1 к.т.
Даты: 5-14.08.2019.

Пройденный Маршрут:
Поляна Таулу - пер.Орленок - (оз.Кратерное) - пер.Караджаш - (г.Мингекельбаши) - Софийские Оз. - пер.Кельауш - пол.Таулу - переезд в Нижн.Архыз, обсерватория - пер.САО - (под пик Пастуховый) - р.Маруха - пер.Халега - (до пер.Каракая Сев.) - р.Аксаут - пер.Алибек - Домбай.

Планируемый маршрут 1:
Поляна Таулу - пер.Орленок - (оз.Кратерное) - пер.Караджаш - (г.Мингекельбаши) - От Соф.озер через пер.Иркиз - пер.Ак-Айры Зап. - р.Кызгыч - пер.Форточка - пер.Бугойчат - р.Маруха - пер.Халега - (до пер.Каракая Сев.) - р.Аксаут - пер.Алибек - Домбай.

Причина изменения: р.Кызгыч закрыта для пересечения заповедником.

Планируемый маршрут 2:
Поляна Таулу - пер.Орленок - (оз.Кратерное) - пер.Караджаш - (г.Мингекельбаши) - Софийские Оз. - пер.Кельауш - пол.Таулу - пос. Архыз - пер.Архызское седло - пер.Озерный или Чигордали Сев.- р.Маруха - пер.Халега - (до пер.Каракая Сев.) - р.Аксаут - пер.Алибек - Домбай.

Причина изменения: пер.Архызское седло и пер.Озерный относятся к "Кызгычскому участку заповедника", закрыты для пересечения.

Пропуска получены:
1) пограничные КЧР без выхода на вершины и пер.ГКХ.
С 2019 такой пропуск для граждан РФ можно получить на 3 года.
Направляли на эл.почту погран.службы pu.kcherkes@fsb.ru заполненную форму, скачанную с их сайта. Через гос услуги не делали, т.к. не за 30 дней, а за 22 дня до поезда взялись за оформление.
Получали в Черкесске. Теперь на погран заставы пропуска не доставляют, только почтой России на адрес или в Черкесске и только по будням.

2) заповедника на участок пер.Алибек - Домбай (действовал также на прогулку до Софруджинских вдпд.)
Получили уже в пути по эл.почте после общения А.Н.Боком по эл.адресу: avb.teberda@yandex.ru.

В МЧС не заявлялись (решили что поздно спохватились), а стоило бы. Встреченные по дороге ребята из МЧС, сказали, чтобы мы хотя бы позвонили в местное управление для присвоения номера нашей группы. Регистрироваться онлайн можно за 10 или 15 суток до похода.

Использованное снаряжение: каски, трек.палки.
Неиспользованное: кошки (могут пригодиться на пер.Алибек, пер.Каракая Сев., пер.Орленок), репшнур, карабины 2 шт, обвязка 2 шт.

Маршрут км всего: 148 км, пройдено на своих двоих: 98 км.
Сред.Км/сут: 14,8 км/сут
Ходовое время в сут: 8-10 ч.

0 день (4 авг) - прибытие в Кисловодск.

Вокзал красивый, но обезображен современными заборами театра безопасности, которые полностью уничтожают спроектированное удобство. Так теперь, наверное, везде.
Совершили акклиматизационную прогулку по нац.парку ок.12 км. Парк - настоящая достопримечательность. Он огромный и разнообразный. Таких масштабов парк должен быть в каждом городе.
Каменные пальцы в парке

Ночевали в Березовском ущелье. Замечательное тихое место, много скалолазных массивов из песчаника (?), будто выложенных блоками. Еще здесь проводят Хайлайн фестиваль на майских праздниках.
Сложно найти родники, на мапс.ми несоответствие. Из реки рекомендовали не пить - "сверху коровы и наркоманы".
Скалы Березовского ущелья

1 день (5 авг) - автобус до Черкесска за пропусками, такси до Архыза, поляна Таулу, подъем до Оз.Орленок.
Км: 4,5
Набор высоты: 698 м (с 1574 до 2272)

От Березовского ущелья уехали в 7 утра на маршрутке 22 до автовокзала. Далее на автобусе (билеты лучше брать заранее онлайн, мест может не хватить) до Черкесска.
Решили съэкономить время, т.к. планировали немного набрать высоту, и до поляны Таулу взяли такси.
На поляне есть некоторая неразбериха с тропами, много людей, коров и прочих существ. Для подъёма к Орленку надо уходить на тропу мимо "Архыз-city", через ручей Орленок по бревну, затем все время вверх. Путь окаймляют рододендроны, пихтовые, сосновые, лиственные деревья, особенно привлекают внимание пышные клёны. Семена у них ярко красные, издали выглядят как цветы.
Последний взлет у водопада до озёр Орленок и Потаённое кажется вертикальным. Но в целом идется хорошо.
Рюкзаки относительно не тяжелые:
маршрут стал не линейным из-за непропусков заповедника; сделали заброску в Таулу, чтобы не тащить лишнюю еду, которая понадобится уже к Домбаю.

2 день (6 авг) - оз.Орленок - пер.Орленок - Оз.Кратерное - пер.Караджаш - недовершина Мингекельбаши - Софийские озера.
Км: 9,5
Набор высоты: 1279 м
Сброс высоты: 728 м
Макс.высота: 3173 м (предверш.гребень Мингекельбаши)

Вода в оз.Орленок мутная, в них купаются коровы, если есть желание окунуться лучше это делать на прозрачном Потаённом.
Ручей Орленок - чистый, бьют множественные ключи. Мест для палаток хватает, с обоих озёр открываются невероятной красоты виды.
к пер.Орленок

Подход к перевалу долгий, надо преодолеть первый ригель, который сам похож на перевал, затем по курумнику до маленького озера под перевалом, и ввысь.
Пока шли на ригель, встретили почти наверху взлета школьницу, которая на четвереньках перемещалась туда-сюда в попытках спуститься, ибо страшно. Выяснилось, что Лизу отправил вниз одну (!) руководитель группы (сборная солянка с разных школ), т.к "задерживала остальных"! По ее словам группа ушла выше, возможно, метров на 300-400. Попросили ее подождать на больших камнях, пока мы доберемся до группы. Оказалось, что группа действительно недалеко. После пререканий с руководителем, который считал, что несовершеннолетняя школьница на страхе и в слезах в силах спуститься в одиночестве, кто-то из группы вызвался и отправился к девушке. Этим и порешили.
На топливе негодования на пер.Орленок наша двойка залетела быстро. Прощупав снежник, занимающий часть склона, кошки решили не надевать. Ступеньки хорошо прорубались рантом ботинок.
Поход из Архыза в Домбай, авг.2019 (Горный туризм)
вид с пер.Орленок на оз.Кратерное

Спуск с Орленка по сыпухе. Надо внимательно смотреть не поднимается ли в обратном направлении группа, т.к. можно спустить камни. Есть дюльферная петля, но и без снаряги в сухую погоду можно спуститься легким лазом вниз в паре мест.
До Кратерного оз. немного теряется тропа, совсем под скалами идти не нужно. Посещение озера стоит того, оно такое же акварельное, как и Софийские, но людей нет или почти нет.
на пер.Караджаш

Пер.Караджаш - крупноблочный утомительный подъем.
С перемычки можно сходить на Мингекельбаши, на саму вершину по гребню не пошли, спортивную цель не преследовали, поднялись до обзорной точки. С одной стороны бирюзовые пятна Софийских озёр, с другой Кратерное. На спуске накатила усталость, стала теряться координация, было пару падений. По приходу на Софийские сил и эмоций на красоту не хватило. Ужин и спать.
Софийские озера с г.Мингекельбаши

3 день (7 авг) - отдых на Софийских озёрах.

Спали плохо, день отдыха не планировался, но еду взяли на +1 день, позволительно. Озера нереальной красоты, но много людей и много мусора. Это очень печально. Кому нужны там брошенные ботинки? Упаковки? Гирлянды салфеток и бумаги? Банки? Стеклотара?
Собрали пакет чужого мусора в округе. Будем спускать в Архыз.

4 день (8 авг) - Соф.оз - пер.Кельауш - поляна Таулу.
Км: 11,5
Набор высоты: 204 м
Сброс высоты: 1382 м

Медведи на Софийских озёрах. Ночью пришли поедать остатки выброшенного. Целенаправленно по всем местам, где стоят обычно палатки. Это была Медведица с двумя медвежатами в 20 м от нас. Вчера оттуда ушла группа.
Испугали мишек светом фонарика и стуком по котелку.
Мусорная проблема здесь в конечном итоге может привести к нападению дикого зверя на людей и/или последующий отстрел медведицы во избежание. Как донести до нерадивых туристов, что мы здесь гости?
следы медведицы с детенышами

По дороге встретили туристов на ночевках у Оз.Верхняя Запятая, медведи до них не дошли, но были волки.
Спустились до Оз.Нижняя Запятая, искупались, спустились до Софии. Внизу почти у реки лежала мертвая лошадь. Странно, что она так брошена (медведи добычу прячут). Там достаточно большой поток людей и скота.
Ночёвка у поляны Таулу. Снова прибираем в округе мусор.
оз.Нижняя Запятая

5 день (9 авг) - на такси из Архыза до Обсерватории - пер.САО - траверс склона г.Пастуховая - р.Маруха.
Км: 50 на машине, 12,7 ходовых
Набор высоты: 543 м
Сброс высоты: 833 м

Проезд к Обсерватории и поселению перекрывает шлагбаум. Вахтёры могут требовать деньги, но это шальные поборы. Проход/езд бесплатный, возможно придётся только отметиться в журнале по паспорту.
Мы ехали на такси, паспорт предъявил только водитель. Если пытаться брать Яндекс такси с Нижнего Архыза, то дорога будет в объезд этого шлагбаума по км в два раза больше.
Пешком путь до Обсерватории по дороге будет утомительным. Обочина отсутствует, серпантин занимает 17 км, набор высоты около 1000 м. По карте есть тропа, ее состояние не проверяли.
Обсерватория

Дорога до САО хорошая, а вот вниз с перевала не просматривается, но, говорят, пастухи спускаются. Приняли решение идти к горе Пастуховая, а там посмотреть может и до Озерного пер. добраться. Слишком рано вышли на тропу, она оказалась коровьей и в итоге закончилась. Наверх подниматься с тяжёлыми рюкзаками не хотелось, приняли решение спускаться по зелёнке. Это было ошибкой. Крутой склон, ноги все время в подвергнутом состоянии, густые заросли, колючки, иногда выходы на скалы, камни и ямы под травой, мухи и слепни. Так себе приключение.
зеленка
"Безмятежность"

Зато вдоль Марухи отличная дорога, из машин изредка проезжают пастухи.
У воды нашли живого маленького теленка, облепленного и пожираемого заживо мухами, лежал одинокий и обессиленный, даже не мычал. Сообщили о находке проезжающим пастухам.

6 день (10 авг) - р.Маруха.
Км: 20,5
Набор высоты: 716 м
Сброс высоты: 359 м

Красивая долина, не жалеем, что наш путь, в итоге, пролегает здесь. Немного подвезли пастухи.
Дошли до погранзаставы. Пограничник нас встретил очень приветливо и вежливо, дал подробную консультацию на весь предстоящий путь. Мы даже не ожидали.
От погранзаставы без пропусков можно сходить до урочища Медвежья пасть.
Ночевали почти у истока Марухи.
урочище Медвежья пасть

7 день (11 авг) - р.Маруха - до пер.Каракая Сев. - пер.Халега - оз.Патронное (Халега).
Км: 12,4
Набор высоты: 1256 м
Сброс высоты: 622 м

Оставили рюкзаки на развилке троп к Халеге и к Сев.Кракайскому пер. для похода вдоль Марухского ледника посмотреть на ГКХ и г.Каракая. Выяснили, что Северокаракайский пер., вероятно, потребует кошек, виден продолжительный снежно и, возможно, ледовый взлет.
Поход из Архыза в Домбай, авг.2019 (Горный туризм)
Марухский ледник, г.Каракая, слева пер.Северокаракайский

Но мы идём на Халегу, путь на перевал от развилки кажется очень долгим. Тропа до домика гляциологов и последнего взлета хорошая. Сам подъем на перевал крутой, по камням всех форм и размеров.
На перевале обелиски, мемориальные таблички. Удивляешься после утомительного подъёма: как здесь ещё можно было таскать оружие и прочую тяжёлую амуницию.
Встали в одиночестве на Оз.Халега.
к пер.Халега
пер.Халега с ю.в.

8 день (12 авг) - дневка у Оз.Халега - р.Аксаут.
Км: 4,5 до р.Аксаут, 6 км в поисках моста.
Сброс высоты: 962 м

Отдых, начали спуск с Халеги после 12 дня, планируем ночевать внизу.
Через Аксаут есть хороший мост, который ведёт к погранзаставе. Мы его не нашли, т.к. ориентировались на карты, где обозначена старая застава, под серпантином, ещё не смытая рекой Кти-Теберда.
На самом деле теперь она ниже по течению Аксаута в двух км от спусковой тропы с Халеги или домиков пастухов (они же нас и переправили наутро на машине через Аксаут). Хозяин домиков, Азрет, сказал, что при желании в домиках можно остановиться и даже сходить в баню. Человек 20 поместится. И на лошадях покататься. Дал телефон: 89280254330.
Вброд Аксаут перейти можно, но осторожно, вода днём доходит до пояса и довольно бурная. Утром наблюдается незначительное падение уровня.

9 день (13 авг) - р.Аксаут - пер.Алибек - озеро.
Км: 11,2
Набор высоты: 1604 м,
Макс.набор: 3170 м (пер.Алибек)
Сброс высоты: 620 м

Поймали утром пастухов на машине, узнали, что мост далеко, а вброд до пояса. Сами предложили нас переправить на своем уазике-вездеходе. Тоже жаловались как и марухские, что им, местным жителям, нужно получать погранпропуска для нахождения на своей земле. Подвезли до начала серпантина. На одном из поворотов надо переходить на тропу в заросли с борщевиком, ориентир - деревянная лавочка.
г.Каракая
р.Кти-Теберда

К этому дню мы почувствовали, что не хватает в организме минералов или витаминов, подъем на последний перевал похода, Алибек, дался очень тяжело, несмотря на акклиматизированность. Шли все время по блокам, на снежник не стали выходить - со склона сыпались камни.
Вознаграждением за усилия - прекрасная Белалакая на закате и прозрачное озеро с теплой водой. Второй раз заметили наличие маленьких рачков или креветок в высокогорных озерах.
пер.Алибек
одинокий тур
горные рачки или креветки

10 день (14 авг) - озера под пер. Алибек - Домбай.
Км: 11,2
Набор высоты: 145 м
Сброс высоты: 1361 м

По картам спусковых троп с Алибек много, по факту одна. Та, которая ведёт к Турьему озеру, остальные - заросли.
Ближе к Домбаю появляется все больше людей.
По карте Мапс.ми вышли к заброшенному альплагерю Домбай. Там можно встать с палатками, есть родник и даже туалет.
На сам "лагерь", вернее его остатки, печально смотреть. На охране дедушка, который работал ещё в живое время этого лагеря.
а/л Домбай.

Уехать из Домбая можно на автобусе. Актуальную инфо можно найти у магазина "Экспресс" за мечетью. Ещё о рейсах по тел.: 89289259211

Заключение:
Маршрут пролегает по очень живописным местам. Туристов на удивление мало. Пройденные нами перевалы не требовали в это время года железа и технических навыков, кроме умения двигаться по разнообразному рельефу и наличия выноливости.
Мишки водятся, волки тоже. Хотя пастухи говорят, что на людей не нападают.
Под перевалами часто встречается мусор, что очень удручает.
Пользовались распечатками открытых карт с ресурса накарте.ми.

P.S:
Отчет не является официальным, а носит просто информативный характер, мы ходили активно погулять и наслаждаться видами. Интересующиеся районом, могут подчерпнуть здесь много актуально-полезного, собранного воедино.
Есть фото пройденных и соседних перевалов, а также некоторых окружающих вершин.