Вот уже 7 лет как на наших фрирайд-курсах, пусть и тезисно, но затрагивается тема первой помощи в горах. Одни из самых распространенных вопросов по итогам лекций - «А все-таки, какой состав аптечки посоветуете?» и «Где можно посмотреть состав аптечки для фрирайдера?».

Было ясно — нужно писать текст. Но тут же вставал вопрос, что именно писать. Как мОжно, или как нУжно. В связи с нашим российским законодательством это совершенно разные вещи. По 477-му приказу Минздрава, да и другим документам, мы, обычные граждане при оказании ПП не можем практически ничего. Аптечка фрирайдера (личная и групповая фрирайд-аптечка, Горные лыжи/Сноуборд, первая помощь, медицина, скитур, горные гиды, обзоры, статьи, snow sense, алекс кузмицкий)

Обзор снаряжения для микстовых и комбинированных маршрутов. (Частное мнение основанное на личном опыте, Альпинизм, сотник, альпинизм, снаряжение)
Ни для кого не секрет, что комбинированные маршруты, средней и выше сложности, имеют свою явно выраженную специфику: холодно, ненадежно и опасно, зачастую невозможно спуститься по пути подъема.

Для тех, кто вяжет: Узлы Франца Бахмана. (Альпинизм, снаряжение, схваты, прусик.)

Человечеству известно несколько тысяч различных узлов, десятки из них применяются в альпинизме, но история их появления, как правило, остается в тени. Одним из изобретателей «альпинистских» узлов, причем, наверное, самым плодовитым в этой области является Франц Бахман (Franz Bachmann) инженер-машиностроитель, альпинист и горный спасатель. Об истории изобретения карабинного схватывающего узла, получившего его имя, и о других изобретенных Бахманом схватывающих узлах, практически неизвестных у нас в России, рассказывается в этой статье.

Зимний пик Ленина
Идея сходить зимой на пик Ленина во мне даже не присутствовала. Пока одним осенним днем мне не позвонил мой знакомый и не изложил своей мысли по этому поводу, спросив, не смогу ли я организовать все это и собрать людей. Недолго думая, я согласился (идея сумасшедшая, но прикольная, подумал я).

Размышления о снаряжении, питании, etc. для восхождений в высоких горах. (Альпинизм, высотный альпинизм, снаряжение, продукты)
С наступающим вас, читатели Риска – альпинисты, туристы, путешественники…
Зима – такое время, когда в призрачных идеях, мечтах и проектах начинают проявляться черты будущих экспедиций, восхождений, походов. Имею достаточный стаж в таких мероприятиях и хочу поделиться мыслями, опытом и конкретными рекомендациями в подготовке к новому сезону. Все мои умозаключения – результат долгих, сорокалетних проб и ошибок – не претендуют на абсолютность, законченную истину, но что-то, наверное, вы сможете использовать для себя и своих друзей.

Фильм Ю.Бурлакова о первопрохождении г.Шаан-Кая (Крым) 06-13.11.1966г. связкой В.Павлотос-Ю.Ганчев-М.Резниченко.

Уже не первый год на Риске и других профильных ресурсах я встречаю материалы типа "Кое что о надежности узлов", "Узлы которые нужно знать начинающему альпинисту" и т.п. В них авторы приводят штук 10-15 узлов (в зависимости от темперамента), которые альпинист должен знать как "Отче наш" и всегда уметь правильно завязать, даже будучи разбужен посреди ночи.

С одной стороны, я всегда радуюсь за познания авторов (не поленившихся написать столько) с другой - грущу о незавидной судьбе читателя, который должен уместить эту информацию в своей голове.

Продолжая тему страховочных устройств, начатой рассмотрением полуавтоматов, попытаюсь более подробно остановиться на работе традиционных динамических устройств и проблемах их использования.

В настоящее время, благодаря совершенствованию технологий, на рынке появляются все более тонкие страховочные веревки, имеющие достаточные для сертификации по соответствующим стандартам прочность и надежность. На полках магазинов можно видеть одинарные веревки тоньше 9мм и «половинки» диаметром менее 8 мм. Таскать такие веревки и работать с ними гораздо легче и приятнее, но насколько надежна остается страховка при использовании тонких веревок? Другая актуальная проблема – насколько чувствительны динамические устройства к физическим возможностям страхующих. Найти ответ на эти вопросы попыталась немецкая комиссия по безопасности.

По просьбе P-Abramov , выкладываю архив-коллекцию чертежей.
Может кому и пригодиться, не так много осталось в России "железячников"

Один из центральных интернет-порталов печатает скромную статейку о результатах работы тренеров в советское время с простым и незатейливым выводом – вы все по горло в г….не, одни мы были Дартаньяны в наше время!

Маттерхорн. Северо-восточный гребень "Хёрнли". AD
Foto: © Fabioberni

"Я думаю у каждого альпиниста есть много
своих поводов взойти на Маттерхорн.
Но основная причина у всех одна:
взойти на Матерхорн!"

Гастон Реббюфа

Новая линия на «Столбе» Южной Ушбы. Мишель Волошановский и Тарас Пона зажигают! (Альпинизм, грузия, маршрут моногарова, сванетия, первопроход, ушба, юго-западная стена южной ушбы)
Исходное фото © http://alpinism.org.ge. Справа налево: бежево-коричневая линия - маршрут Кустовского, лиловая – Кенсицкого, светло-бирюзовая – Моногаров (1965), светло-салатовая – линия Мишеля (26.07 - 6.08.2010), красная – Мышляева. На этом фото красным неверно был на рисован заход на подходный гребень, там залезть нереально. Светло-салатовая линия внизу – заход команды (он же исторически сложившийся издавна).

Для Risk.ru. Подробности экспедиции в Сванетию от Мишеля Волошановского:

Новый маршрут на Бодхону от одесситов! (Альпинизм, первопроход, альпклуб одесса, александр лавриненко, горы, бодхона, фаны)
Фото с нитками маршрутов из путеводителя "РИСК онсайт".

Еще один новый маршрут в Фанах. Мстислав Горбенко сообщает:

После трагических событий в "Безенги" (работы по снятию В.Альперина и В. Кривошеева с Северо-восточной стены Дыхтау отложены (камнеопасно!) до наступления холодов) мы с волнением ожидали сообщений из Фанских гор от сборной команды альпклуба "Одесса": Александр Лавриненко (руководитель), Тарас Цушко, Александр Хоменко, Максим Поляков.

Новый маршрут на Парандас. Саша Максименя. (Альпинизм, соло, горы, первопроход, фаны)
Слева направо маршруты Тищенко, Архипова, Могилы. Маршрут Максимени проходит правее Тищенко. На фото пока не нарисован. Но как только Саша выберется в цивилизацию, нитку мы увидим:)

Только что получила смс от Саши Максимени. Он залез первопроход на Парандас в Фанских горах. 6А за 6 дней. Маршрут проходит правее линии Тищенко.

Крым. Айпетринская Яйла. Идём рядышком друг с дружкой - плечём к плечу, чтоб ветром не так сдувало. Тому, кто справа от человека на самом ветру – теплее. А если ещё кто-то слева идёт, то по серединке идти вообще прекрасно. Хорошо, что сегодня солнышко – такие красоты вдалеке увидеть можно. Если б туман, обидно было бы по яйле просто так шагать. Помню, мы в туман густой попали, и как-то ничего колоссально-величественного не увидели, хотя там смотреть и смотреть, даже промокли насквозь и заблудились таким образом. А вот в этот раз домашние Интернет-прогнозы обещали в Крыму 5 дней дождей. Воистину "метеорологи ошибаются только один раз – но каждый день."
А вообще-то горы живут своей отдельной жизнью от всех этих прогнозов: бывает, идёшь и видишь, как соседнюю горку поливает дождиком, а у тебя солнечно и птички поют.

Наступило просто фантастическое осеннее утро. Было ещё темно, так как просыпались мы в 5 утра. Слышу будильник. Женя проснулся, начал одеваться, собрал спальник и медленно вылез из палатки. Вовнутрь скользнул холодный лесной воздух. Внутренний сонный врунишка - датчик температуры «за бортом» показал, что на улице мороз минус сорок где-то. Всем хочется найти побольше причин не просыпаться в такую рань, пусть даже и не совсем правдивых. Андрей поёжился и спрятал голову поглубже в спальник. Прошли какие-то пять-семь минут и я, успев посмотреть ещё один сон, открыла глаза, провожая Лёню из палатки.
Утро. Мы всё же потихоньку выплюнулись на улицу. Темно, спать хочется, сыро, холодно, но как-то необычно прикольно))) Я люблю утро. Пусть даже такое раннее. Нет! Особенно такое раннее. Всё вокруг как-то по-особенному. Обычные вещи кажутся совсем необычными. Люди как сонные зомбики молча ходят от костра к палаткам, от рюкзаков к костру. Дышу, пар изо рта. Руки мёрзнут. Идёшь к костру. Брёвна холодные, не сядешь. Стоишь молча, руки греешь. Вода в котелке начинает закипать. Не спеша, сонно бродишь по лагерю в поисках специй и завтрака, которые нужно закинуть в бурлящую воду. Слышишь свой необычный ещё не проснувшийся голос: «Народ, кто завтрак забыл достать?» Получаешь ответ идёшь в направлении голоса. Находишь завтрак. Неподалёку виднеется жёлтое пятно и дымок – это всё тот же костёр, у которого ты только что грелся. Тебе туда. Ты, правда, уже забыл зачем, но продолжаешь топать на свет, обняв пачку гречки как родную. В деревьях бродят белые огонёчки фонариков. Там кто-то в темноте и холоде собирает рюкзак.