Обзор снаряжения для микстовых и комбинированных маршрутов. (Частное мнение основанное на личном опыте)

Пишет sotnikmax, 12.02.2015 23:12

Ни для кого не секрет, что комбинированные маршруты, средней и выше сложности, имеют свою явно выраженную специфику: холодно, ненадежно и опасно, зачастую невозможно спуститься по пути подъема.

Все это накладывает отпечаток на небольшую популярность данных видов восхождений относительно стеновых маршрутов, где зачастую все более безопасно и стабильно. Самым большим камнем преткновения перед сложным микстовым маршрутом, как правило, является психологический барьер и недостаток информации, которые распространяется на все остальные аспекты восхождения. Психологическая неготовность, неправильное планирование и плохая тактика, непонимание как готовиться к таким восхождениям, неправильный подбор снаряжения и одежды — от степени готовности по всем этим пунктам будет зависеть успех восхождения. Начну с самого простого, а именно, с подбора снаряжения. Сразу оговорюсь, что цель не осветить весь рынок снаряжения, а дать представление о характеристиках, пользованного мною, чтобы дать повод для размышлений при дальнейшем выборе.

Личное снаряжение.
Каска.

Сейчас можно приобрести практически любую каску, которую захочется. Главный критерий, чтобы она была не тяжелой и удобно сидела на голове. Если вы не замечаете ее на голове во время работы на маршруте, значит это то что нужно. Для себя я выделил два типа касок. Первый — это рабочая лошадка, типа Petzl Elios или BD Half Dome. Прочные, износостойкие, отличный вариант на каждый день или для тренировок. Второй — это каска для восхождений. Больше всего мне понравились Petzl Meteor и CAMP Speed 2.0. Есть аналоги Grivel и BD, но почему-то вызывают дискомфорт.

Petzl Sirocco отличная каска на некоторых маршрутах, но на комбинашках, на которых постоянно на голову валятся маленькие камешки и куски льда, каску без пластикового усиления представить долго живущей не могу.
Страховочная система.

Тут всегда идет компромисс между износостойкостью и легкостью и удобством. Если вы много ходите (длинные подходы по леднику, некрутой характер маршрутов), то система очень сильно трется в месте соединения силовой петли с ножными обхватами. В этом случае при выборе системы обращайте на это место особое внимание. Для простых маршрутов и для инструкторской работы у меня не убиваемая система Petzl Corax. Она негибкая и несколько дубовая, но выдерживает даже самый интенсивный режим эксплуатации. Есть еще неплохой вариант системы Mammut с пластиковым усилением места истирания.
Для сложных маршрутов хочется иметь что-то мягкое, удобное и легкое. Возможно имеет смысл брать систему с двумя полочками для развески снаряжения, так как при лазании с рюкзаком задние полочки недоступны и нередко, придавленные все тем же рюкзаком к пояснице, вызывают дискомфорт. Последние 5 лет подсел на системы CAMP. Сейчас Air CR.
Для альпинизма она мне очень нравится. При малом весе достаточно широкая, мягкая и удобная, с регулируемыми ножными обхватами и с возможностью крепления пластиковых карабинов.
Из того, в чем лазил, еще понравились Arcteryx R-260 и BD Xenos , но тут один минус. Цена часто не гуманная.
Ледовый инструмент.

Тут все несколько сложнее. Перед выбором нужно четко определиться с чем вы собираетесь встретиться на будущих маршрутах. Если это длинные маршруты с ключами средней сложности, то нужно выбирать классическую геометрию инструмента. Если вы собираетесь лезть техничные и сложные маршруты, то надо присматриваться к спортивным и околоспортивным аналогам.

Начнем с инструментов для больших гор.

Первое, на что я обращаю внимание когда беру в руки новый инструмент — это развесовка. Очень нравятся инструменты с акцентированным смещением веса в сторону клюва, если при этом они остаются удобными в обращении. При работе на льду с такими инструментами очень легко.

BD Cobra – на мой взгляд лучшее изделие на сегодняшний день. Очень приятная разбалансировка, отсутствие вибрации от удара при лазании по плотному льду, удобные, соответственно и дорогие. Но если посчастливится заполучить пару таких инструментов, то можно смело считать что жизнь удалась.
BD Viper – более бюджетный вариант нежели Cobra, с той же геометрией древка. Тут разбалансировка уже другая, но в целом пролазив с ним два года инструмент оставил очень приятное впечатление и минусов я не заметил. Достаточно универсален и на льду и на камне. Если хорошенько озадачится поиском, то его можно купить по очень приятной цене.
Petzl Quark — инструмент на любителя. Я лазил со всеми поколениями этого инструмента от момента, когда он был еще просто Charlet Moser, но никак не смог к нему привыкнуть. Постоянно кажется тяжелым и не удобным. Встречал людей, которые хвалят его, но никто из них так и не объяснил за что.
Grivel Matrix Tech — приятный инструмент, похож в работе на BD Viper. В первую очередь стоит отметить кованый клюв, который очень хорош на льду, а так же удобную нижнюю гарду. Из минусов отсутствие в комплекте второй гарды, которая вроде бы приобретается отдельно.
Grivel Matrix Light — более прямой вариант Quantum, но по балансу и весу очень схож. Я пользовался двумя этими инструментами в паре, чтобы на спусках была возможность снимать рукоять с Quantum Light и пользоваться им как древком классического ледоруба.
Grivel Quantum Tech – очень приятный карбоновый инструмент. Очень хорошо сбалансирован для льда, очень легкий. На мой взгляд отличное решение для длинных маршрутов в больших горах. К сожалению вторую рукоятку также нужно искать, т. к. приобретается отдельно.
Теперь перейдем к инструментам для технически сложных маршрутов.
BD Fusion – долгое время остается одним из самых любимых моих инструментов. Очень крепкий, с надежной головой, отлично держит подхваты, а для людей с большим весом это актуально. Минусом является его вес. Когда давно не брал его в руки, то создается ощущение что инструмент неимоверно тяжелый. Пара недель тренировок на скалодроме убирают это ощущение. Достаточно удобные ручки, есть молоток, которым без проблем можно забить я корь в сложной ситуации с лазания.
Cassin X-Dream – попробовал лазить с ними совсем недавно, но сразу очень понравилось. Достаточно легкий, с очень удобными и широкими гардами. Первый инструмент, в котором комфортно работать в варежках. Третий ярус ручек часто очень выручает, когда нужно дотянуться повыше с плохих ног. Все это делает его идеальным для микста. Многие хвалят его на льду. Попробовать полазить спортивные маршруты я с ним не успел, но полагаю он там тоже не плох. Из минусов, для меня, отдельно нужно приобретать клюв с молотком.
Petzl Nomic – отличный инструмент, но почему-то мне не полюбился. И минусов в нем не могу явных найти, но как-то в руке не лежит. Хотя есть в нем плюс, которым мало какой инструмент такого класса может похвастаться. Nomic можно полноценно использовать в больших горах благодаря устанавливаемой лопатке. Если лезть что-то сложное на большой горе, то я пожалуй выбрал бы его, хотя бы для одного участника связки.
Grivel Monster – на мой взгляд уже морально устаревший инструмент, хотя многие начинали с ним лазить и на тот период он был неплох.
Grivel Quantum Monster – достаточно редкий экземпляр, который уже не выпускают, но тем не менее, бывает в продаже. Очень хороший вариант для девушек и для парней-легковесов. Невероятно легкий, хорошо показал себя на микстовых маршрутах без сложных подхватов и подклиниваний. На похватах, под моим весом, часто сильно выгибается и может сломаться. Еще из минусов следует отметить неудобный второй ярус ручек.
Grivel Master Alloy- самый удачный инструмент для сложного лазания у Grivel. Очень хорошая развесовка, удобные ручки. В этом инструменте собрано все для супертехничного лазания, но к сожалению нет бойка для забивания крючьев.

Клювы для инструментов однозначно самые качественные от Krukonogi.com

Из родных подольше всех держались Cassin и кованые Grivel.

Когда приходилось много лазить по камню с быстро истирающимися клювами пришел к выводу о более логичной заточке клюва.
Обзор снаряжения для микстовых и комбинированных маршрутов. (Частное мнение основанное на личном опыте, Альпинизм, сотник, альпинизм, снаряжение) Обзор снаряжения для микстовых и комбинированных маршрутов. (Частное мнение основанное на личном опыте, Альпинизм, сотник, альпинизм, снаряжение)
Данная заточка позволяет продлить жизнь клюва, а это актуально на длинных маршрутах, а так же, на мой взгляд, лучше держит на микрорельефе. Когда мы лезем участки с тонким натечным льдом, то постоянно возникает ситуация когда мы пробиваем его до камня. За 50 метров такого лазания, клюв заточенный классическим способом выглядит часто уже не потребно и уже очень плохо потом держит микрорельеф. При плоской заточке можно полноценно проработать день на маршруте, не беспокоясь о клювах.
Сделать дополнительную обмотку на инструменте или треккинговой палке легко при помощи старой велошины.
Кошки.

Здесь выбор не такой огромный как с инструментами. Для микстовых маршрутов я рекомендовал бы исключительно монозуб, т. к. это может сильно облегчить и ускорить продвижение на некоторых сложных участках. Он обеспечивает анатомичность движения, похожую на лазание в скальных туфлях. Так же вариант крепления с жесткой скобой спереди предпочтительнее. Форма технических кошек разных фирм во многом похожа, и не попробовав полазить в той или иной модели действительно сложно разобраться в выборе. Основные критерии: удобство, износостойкость боковых зубьев, хороший антиподлип. По передним зубьям здесь также нет конкурента Krukonogi.com

Сознательно не рассматриваю здесь кошки с несменным монозубом, т. к. они не так долговечны как хотелось бы. Их часто любят спонсируемые спортсмены, и те кто стремится к облегчению перед супер восхождением, а это не та аудитория на которую рассчитан этот пост.

Для того чтобы снег не налипал на кошку можно обработать антиподлип силиконом, который можно приобрести в любом автомагазине.
Grivel G-14 – хорошие кошки для маршрутов с преобладанием снежно-ледовых участков. Здесь они безспорные лидеры благодаря своим антиподлипам. Боковые зубья на камне достаточно быстро изнашиваются, как мне показалось, и сами по форме не спроектированны для сложного лазания.
Grivel Rambo 4 – тяжеловаты и немного устарели. Думаю Grivel что-то готовит им на замену.
BD Cyborg – хорошие кошки из нержавейки. Боковые зубья ходят очень долго. Прослужили у меня 3 года. До появления модели Stinger были, возможно, лучшем представителем. Из минусов я бы отметил антиподлип. Так же для того чтобы установить монозуб с антиподлипом, в последнем надо вырезать паз. Конструкция не предусматривает их совместное нахождение на кошке. В связи с появлением в последние годы более адаптированных моделей для сложного лазания, Cyborg сейчас я бы отнес в соотношении скалы-лед 50/50%.
BD Stinger – кошки, которыми я пользуюсь сейчас. Впечатления только самые положительные. Считаю их лучшими. Боковые зубья имеют форму облегчающую лазание по сложным участкам. Снег подлипать стал гораздо меньше, т. к. подлип закрывает зуб от контакта со снегом в месте их соприкосновения.
Cassin Blade Runner – достойные фамилии основателя фирмы кошки. Очень грамотно продуманная форма боковых зубьев, много положений установки передних зубьев, хорошая ассиметрия, возможность установки плоских зубьев. Причем смену зубьев с одного на два можно сделать очень быстро прямо на маршруте. Правда за это приходится платить небольшим увеличением веса. Но если вы ищите кошки для всего сразу, отличный вариант. Очень понравились при лазании по микрорельефу на граните. Из минусов, для себя нашел сильно торчащие дополнительные зубья в передней части. Иногда мешают поставить зуб подальше в трещину. В целом, эта проблема решается 10-минутной работой напильником.
Petzl LYNX – недалеко ушли от предыдущих М-10. На мой взгляд морально устарели. Впечатления от лазания в них не самые радужные. Очень неудобное положение зуба если оставлять его один. Возможно имеют место быть на снежно-ледовых маршрутах.
Самостраховки для инструментов.

Пользовался только двумя видами, но думаю этого хватило, чтобы понять какие требования должны быть.

BD Spinner Leash — визуально добротные самостраховки, но один недостаток перечеркивает все. Конструкция карабинов, которые пристегиваются к инструментам крайне неудачна. Имею в своем опыте потерю инструмента со стены из-за самопроизвольного переведения скобы карабина в нерабочее положение.
Cassin X-Gyro – после отказа от BD доволен на 100%. Форма карабина исключает повторение предыдущей неудачи. Очень приятно с ними работать.

Веревки.

Сейчас на всех маршрутах кроме скалолазных дорожек стараюсь пользоваться двойной веревкой. О преимуществах данного типа веревки написано очень много, но чтобы их ощутить нужно наработать определенный опыт работы. Чем сложней рельеф в плане страховки тем больше плюсов. Первые мои впечатления от двойной веревки были просто ужасными. Она постоянно путалась и мешала, но по мере накопления опыта становилось все понятнее, что это уникальная и очень удобная система страховки.

Поскольку веревка это расходный материал, не вижу особого смысла сильно озадачиваться выбором фирмы, наличием пропитки и т. д. Все равно одним нелепым движением или падающим камнем она мгновенно может превратиться в расходник. Пропитки работают обычно первые несколько дней, затем это уже самая обычная веревка. Обычно половинок хватает на интенсивный сезон в горах. Практически все топовые производители веревок делают их приемлемого качества. Мне больше нравятся веревки с плотным плетением как у Mammut.

Петли-оттяжки.

В тредовом лазании, особенно когда дело касается большой горы, использую вместо оттяжек 60-сантиметровые петли из Дайнемы с развешанными на них оттяжечными карабинами. Обычно это около 20 штук. Это помогает очень сильно спрямлять веревку. Дайнему использую тоненькую, но преимущества по фирмам особо не имею. Как-то получилось, что 50% это Petzl, а остальное сборная солянка.

Оттяжечные карабины.

Тут мы стремимся часто за максимальной легкостью. А зря. Практика показала, что те карабины, которые хороши летом на скалах, часто не подходят для работы в перчатках.

Долгое время пользовался BD Oz, потом немного Petzl ANGE. Такой тип карабинов не очень подходит для зимы. Раскрытие не очень большое и очень часто закусывает варежку или перчатку.

DMM Spectre 2, CAMP Photon Wire – полноразмерные карабины с большим раскрытием, лучшее что я пробовал для лазания в перчатках.

Муфтованные карабины.

Использую только механику. Нет ничего надежнее. Обычно это один карабин потяжелее для спусковухи, для того чтобы он быстро не вытерся, и несколько легких карабинов для станции.

Спусковое устройство.

Применяю устройства типа «стакан». Можно сказать, что конструкция почти у всех фирм одинаковая, за небольшими исключениями.

Станционные петли.

Всегда беру с собой около 4 петель из Дайнемы 120 см и пару 7-мм карделетета по 5-6 метров на связку. Карделеты очень облегчают организацию станции на сложном рельефе.

Фирма производитель петель особого значения не имеет, это вопрос личных предпочтений.

А репшнур очень нравится Sterling rope за свою мягкость.

Страховка:

Что выбрать для страховки? Вопрос достаточно сложный, особенно если планируешь минимум снаряжения. Тут все нарабатывается с опытом. Для начала стоит изучить маршрут по фотографии и узнать его реальное состояние. Если он сильно заснежен и во льду, то есть возможность, что френды просто будут вылетать из щелей и нужно их чем-то заменить. Если рельеф не богатый, то соответственно нужно больше якорей. Я раскрою каждый элемент, которым пользуюсь с его плюсами и минусами.

Закладки.

Тут скорее всего у каждого свои предпочтения, но глобального отличия от пользования различными формами закладок я не заметил. Долгое время пользуюсь набором BD, т. к. мне подходит большая живучесть данных закладок на граните. Они практически всегда хороши, если удалось найти подходящее место. Часто встают хорошо даже в забитые снегом и изморозью трещины. Их беру на маршруты всегда.

Более удачная форма закладок у DMM и Metolius.

Френды.

Для меня тут только один стандарт. Это Camalot от BD. Возможно это привычка, но сколько пробовал лазить с двухосевыми аналогами других фирм — все не то. В перчатках только с их конструкцией удается быстро работать. Еще очень нравятся френды Alien, с которыми много лазил, оценил их прелести, но до сих пор не стал их счастливым обладателем. Их перестали делать в определенный момент из-за банкротства этой фирмы, но сейчас вновь выпускают, только под другим флагом.

Френды на миксте более капризны чем все остальное. Бывают попадаются такие условия, что это просто бесполезный груз. Обычно это когда тонкой корочкой льда заливает скалы. Так часто бывает когда скалы некоторое время назад были засыпаны снегом и пришедшее потепление начало подтапливать снег, затем резкое похолодание превращает стены в вертикальный каток. Чтобы механизм не замерзал, рекомендую обработать его силиконовой смазкой.

Крючья.

Пользуюсь только якорными крючьями, т. к. они надежны и очень хорошо бьются ледовым инструментом с лазания. Пробовал якоря Krukonogi и Дмитриенко. Женины нравятся гораздо больше. Обычные крючья использую как расходник на дюльфера.

Гексы.

Периодически очень хорошо себя показывают, но требуется опыт по установке в неидеальных трещинах. Хорошо идут в заснеженные трещины. Пользуюсь комплектом BD с небольшой модернизацией. Срезал металлические тросики и вставил репшнур. Так как эти гексы изготовлены из мягкого металла они плохо держатся на месте когда жесткий тросик их расшатывает. Приходилось их очень сильно удлинять. Мягкий тросик из репа решает эту проблему. В продаже есть уже готовые гексы на Дайнеме. Metolius и CAMP визуально выглядят неплохо.

Трикамы.

Это изделие от CAMP очень простое и очень эффективное. Если хорошенько приловчиться к работе с ними, то это ваша палочка-выручалочка в сложных условиях на маршруте. Часто единственное, что можно заложить в расширяющуюся трещину — это именно трикам.

Уже не первый год являюсь фанатом этих закладных. Беру всегда на все комбинированные маршруты набор из четырех штук маленького и среднего размера.

Буры.

Здесь беспорный король среди буров это Grivel. Все остальные фирмы делают неплохие буры, но с Grivel они пока не конкурентноспособны. Для микста лучше обзавестись короткими бурами, потаму как часто бывает что толщина льда очень не большая. Это, в целом, решаемо накинутым тросиком от закладки на не до конца закрученный бур.

Экстрактор я не беру. Не было еще случая, когда закладку не получалось достать при помощи клюва инструмента. Якоря достаются инструментом намного лучше чем молотком.

Никогда не берите новое снаряжение на сложный для вас маршрут без предварительной практики.

Надеюсь данная информация будет кому-то полезна, она не является догмой, а просто накопленным личным опытом. Буду рад если кто-то поделится своими соображения по вопросам снаряжения и своим опытом.
Дальше планирую перейти к написанию статьи об одежде, бивуаку, рюкзакам и т.д.

>Camp Air CR

Отличная супер-лёгкая (285 г в моём размере М), удобная и дешёвая система!

>Пропитки работают обычно первые несколько дней, затем это уже самая обычная веревка.

По моему опыту, такое бывает если покупать самые дешёвые варианты. Пропитка Тендона что есть, что нет. Лучшие - у дорогих моделей Маммута и Эделрида (Биль не пробовал). Биль и Маммут делают одни и те же верёвки с разной обработкой, разница ощущается. За день в мокром снегу промокает любая верёвка, но в сильно разной мере, есть разница, сколько тащишь в ней воды.

> Петли

Пецелёвые быстро теряю эстетику - мохнатятся (у меня сборная солянка и только пецель выглядит на 5 лет старше остальных через год). Но оказалось, что на прочность это не влияет (померяли), зато шершавая петля лучше держится на выступах :)

>Камы

DB сделало Х4. Использовал сезон комплект из трёх меньших вместо микрокамов C3 - только положительные впечатления. Они объединили в себе лучшее от Альенов и С4.

>Гексы

DMM. Их мало (4 шт в комплекте) и дороги, но форма отличная и дайнемовый шнурок.

А у меня как-то было две веревки Beal. Одна с пропиткой, другая без. К моменту использования забыл какая из них с пропиткой. Разницы между ними я не почувствовал. Если промокали, то одновременно. Получилось очень не предвзятое тестирование)))
Сам хотел узнать какая с пропиткой, но так и не вышло.

У Биля есть верёвки без пропитки, с пропиткой только оплётки и с пропиткой сердцевины и оплётки - надо в детали вникать.

Вообще, в 2014-м году сильно дополнили стандарт тестов верёвок - интересно почитать. Добавили тест качества импрегнации, энергоёмкость.

PS Макс, а в чём по-твоему заключается моральная старость Линксов?

Не понравилась форма зубьев основной платформы. Визуально к
похоже на Grivel G-14 и аналоги, но на практике отличаются. Больше всего не понравился передний зуб. Очень тонкий, при лазании по тонким трещинам с подклиниванием зуба, проскальзывает и не исключено что может сломаться при сильной нагрузке. Наверно его больше для льда задумали.

Макс, ты молодец! Мало кто сейчас продвигает тенику прохождение реальных микстовых маршрктов в горах. Все больше продвигают глупости, типа: "голодающие русские на маршруте для пенсионеров".

Спасибо!

>Начну с самого простого, а именно, с подбора снаряжения.

Макс, правильно ли я понял, что будет продолжение? :)

Да. Планирую цикл статей по снаряжению, тренировкам, тактике и надеюсь хватит духа написать большую статью о психологии.

Кошки. Уговорили меня купить G12, хотя я видел, что в них не слишком удобно лезть. А монозуб, мне сказали, не мой уровень.

Если привыкнуть, то монозуб везде нормален. Я с ним и на Ленина ходил и с отделениями на двойках работаю. Уже отвык капитально от пары зубов.

А привыкнуть к чему? Читал где-то, что им можно прорезать мягкий лед.

А я начал несколько лет назад сразу на монозубе. Потом пробовал с двумя - как со связанными руками... эээ ногами :) Если вертикаль - только монозуб. Наклонное - если снего-лёд, плохо приклеенный - лучше плоские два зуба. Но чем круче и сложнее - тем монозуб удобнее и надёжнее. На льду, особенно сложном, монозуб тоже был удобнее - больше свободы, но я недостаточно компетентен, может правильнее с двумя - не знаю, увереннее мне с одним.

Да, очевидно мне это было. К стеночке подошел лазательной, ну и куда эти два зуба пихать? А для одного- дырочек полно. Но, как новичок, поддался давлению более опытных.

Хорошая статья. От себя и свои наблюдения, по делу, без лишних отступлений.

Обмотку инструмента можно сделать из достаточно дорогой самовулканизирующейся резиновой ленты Пецеля - Petzl Griptape. Большое достоинство - остаётся липкой, очень удобно держать в перчатках. Толстая, меньше калечится инструмент.

Ещё вариант - самовулканизирующаяся лента из строительного магазина. Тоньше, легче, но не такая липкая как Пецеля. В 3 раза дешевле.

P.S. Простой тест качества инструмента для драйтула: поставить его на маленькую зацепку на вертикальной стене или в нависании, повиснуть на нём, сменить руку - взять за верхнюю рукоять и нагрузить. Плохой инструмент соскочит с зацепки и... таких полно среди горно-универсальных. "Спортивные" инструменты, как правило, тест проходят успешно.

Я тоже фанат трикамов :) Мощна штука на все случаи. Написал подробную инструкцию, как ими пользоваться, а то народ их боится.

Есть модели удобные и ддя драйтулинга и работающие как ледоруб?

Если имеется в виду - как обычный ледоруб с прямой ручкой - думаю нет.

Увы, такого не бывает. Так называемые "универсальные" инструменты, наиболее популярные для гор - они для драйтулинга хуже чем спортивные инструменты, а для снега - хуже чем ледорубы. Цена универсальности. ничего не попишешь...

Спасибо за трикамы!

А разве не удобнее на страховочном усе, для станции, иметь карабин с автоматической муфтой?

Желательно не отечественного производства. Венто и вертикаль сильно быстро начинают расшатываться, и имеют кучу пазов-щелей, куда попадает снег и тут же замерзает.
А БДшные карабины-автоматы показали себя вовсе неплохо, видать там стоит более мощная пружинка, которая не реагирует на тонкий слой льда.
Единственный минус - это увеличение на 20гр. в весе (с ~80г до ~100г).

Всё "автоматическое" на миксте забивается снегом, а потом замерзает. Хибины, Высокие Татры, Бен Невис - очень похожие условия и рельеф. В последних двух часто околонулевые температуры. Пескоструит снегом, забивается везде и замерзает. Обычный карабин с резьбовой муфтой можно разогреть дыханием, открутить и дальше использовать как немуфтованный. Автоматы замерзают до потепления.

ОК!!!!

никогда с таким не сталкивался, наверное в виду небольшого опыта. Спасибо за разъяснения.