Маттерхорн. Северо-восточный гребень "Хёрнли". AD
Foto: © Fabioberni
"Я думаю у каждого альпиниста есть много
своих поводов взойти на Маттерхорн.
Но основная причина у всех одна:
взойти на Матерхорн!"
Гастон Реббюфа
"Я думаю у каждого альпиниста есть много
своих поводов взойти на Маттерхорн.
Но основная причина у всех одна:
взойти на Матерхорн!"
Гастон Реббюфа
Мне кажется, что назрела необходимость подготовить описание классического маршрута на Матерхорн. Назрела она по нескольким причинам. Во первых меня очень часто спрашивают о помощи в поиске понятного, русскоязычного описания. Его, на сколько я понимаю, до сих пор нет. Во вторых, по моим ощущениям, из 10 групп, пытающихся залезть на Хорн, 8 уезжают не с чем. Это только из тех групп, о которых я краем уха слышал. Неудачные восхождения, как правило, обуславливаются в первую очередь недостаточной информацией. Поездка в Швейцарию на порядок дороже поездки на Кавказ, поэтому вдвойне обидно, если причиной неудачи стало отсутствие элементарной информации по горе.
Foto: © GunnarF
Сразу оговорюсь, если вы англо-понимающий, почитайте сайт СаммитПост, там вы найдете самые обширные в интернете описания маршрута. Если вы собираетесь на Маттерхорн по другому, чем классический, маршруту, то вам как и раньше придется искать информацию самостоятельно. Я из Италии на Матерхорн не ходил, возможностью восхождения с той стороны не интересовался и интересоваться не собираюсь, соответственно и проконсультировать не смогу. Итак, начнем...
Foto: © badyl
Маттерхорн, 4478 метров над уровнем моря, расположен в Пенинских Альпах на границе между Швейцарией и Италией. Координаты: 45.97627 N / 7.65738 E.
Категория сложности: участки категории III+, на перилах III-/А0, на остальном протяжении маршрута преимущественно I и II, на довольно продолжительных отрезках просто пешком. С условием использования всех перил на маршруте предлагаемая русская категория - 3Б.
Снаряжение: Предложение по выбору снаряжения делается из расчета выхода в идеальную погоду, в двойке в середине августа (идеальный сезон). Если условия не идеальные, вас больше двух или это не сезон, то список придется дополнить. Чем дополнять и на сколько - вы должны быть в состоянии сами определить. Если вы не в состоянии это сделать, то вам скорее всего не надо лезть на Маттерхорн вне сезона, или в плохую погоду или большой компанией.
Фото © А. Абрамов
Большинство связок ходят с основной веревкой длинной 40-50 метров. На сложных местах она используется на полную длину, на простых участках ее можно "укоротить", на пешеходных отрезках взять "в кольца" и идти одновременно. Конечно можно воспользоваться и двойной или более длинной веревкой, но особого выигрыша у вас от этого не случится. Оттяжки и прочее "железо" на маршруте не нужно. В нормальных условиях достаточно иметь с собой петли для промежуточных точек: 4-5 петель длинной 60 см и 3-4 петли по 120 см. Если вы сочтете эту рекомендацию жидковатой, то конечно снарядитесь дополнительно всем, что сочтете нужным.
Не смотря на то, что очень многие идут на вершину без каски, я бы не рекомендовал оставлять ее дома. Камнепад, по статистике, самая частая причина для НС на гребне "Хернли". Для верхней части маршрута, от "плеча" и выше, будут необходимы кошки и ледоруб. Кошки могут быть какими угодно, они должны хорошо сидеть на ботинках. Можно конечно взять вместо обычных кошек "рембо" и по два ледовых инструмента в руки, но ничего кроме снисходительных улыбок это не вызовет.
Одежда и обувь: для восхождения в режиме нормальных погодных условий вполне достаточно качественной софт-шеловой одежды. Штаны и курка с капюшоном. Для неожиданного и резкого ухудшения погоды обязательно стоит взять с собой мембранную куртку и, опционально для мерзлявых, мембранные штаны. Если вы не умеете быстро и уверенно передвигаться по "троечным" скалам в непогоду то вам не помешает взять с собой и утепленную жилетку (легкую пуховку). Конечно важны и перчатки из мембранной ткани, но такие мелочи должны и так быть с собой всегда.
По поводу обуви мне трудно что то определенное посоветовать. Идите в том, что у вас на данный момент имеется. Вы должны понимать, что в идеальных погодных условиях в пластиках вам будет жарко, а в плохих погодных условиях в легких мембранных ботинках (типа Ла Спортива Транго) вы будете мерзнуть. И в первом и во втором случае вам придется потерпеть, но ведь терпение - одно из основных необходимых для альпинизма качеств.
Дополнительное снаряжение: обязательно берите с собой налобный фонарик (ранний выход, поздний приход). Конечно можно взять с собой термос, его перед выходом из приюта можно за 8 франков наполнить горячим чаем. Или если вы будете жить в палатка, то можете заготовить горячий чай самостоятельно. Лично я уже давно летом не ношу с собой термос. Мне вполне достаточно объемного "поильника" с шлангом литра на 3, а для не предвиденных обстоятельств я ношу с собой джет-бойл с одним микро-баллоном внутри. В него же можно закинуть несколько пакетиков чая, пару герметично упакованных пакетика сахара (берутся в любой кофейне бесплатно) и, по вкусу, несколько бульонных кубков пять таки запаянных в полиэтилен. Этот "джентльменский комплект" легче полного термоса, но гораздо универсальней него. Если у вас есть легкий бивачный мешок, берите и его.
ТАКТИЧЕСКИЕ РАСКЛАДЫ МЕРОПРИЯТИЯ:
С учетом плохой погоды, дневок и походов по сувенирным лавкам на проект по имени "Маттерхорн" вам понадобится около 10 дней. Швейцария славится своим идеальным железно-дорожным сообщением, поэтому, если вы прилетите в Цюрих/Женеву рано утром, то вечером вы наверняка уже зaселитесь в Церматте в отель или в Югендхерберге. Последний можно себе представить как нечто смахивающее на пионерский лагерь с много-кроватными комнатами и "божескими" ценами. Кроме всего прочего около Цермата есть кемпинг, ну а особо экономные могут найти себе тихий уголок в окрестностях. Я не буду такие уголки никому подсказывать/рекомендовать. Ночевать там не очень легально и такое решение каждый должен принимать самостоятельно.
Первый день необходимо потратить на знакомство с поселком, поверьте он стоит того. Наряду с многочисленными шикарными магазинчиками, рассчитанными все больше на "рублевскую" публику, в Цермате есть много исторически значимых мест. Музеи и альпинистское кладбище. Более подробней обо всем этом можно знать в офисе туризма. Я не буду заостряться на этой информации, кому нужно и сам справится на месте с этой проблемой. Гораздо важнее озаботиться добычей свежей погодной сводки и по возможности информацией о состоянии маршрутов в целом и "Хернли-гратт" в частности. Получить всю эту информацию можно в "Альпийском центре" в Церматт-сити.
Церматт окружен прекрасными горами! Каждый может скроить программу акклиматизации по своему собственному вкусу. Для этого вам понадобится всего лишь карта окрестностей, гайдбук (на немецком или английском языке) и желание. У кого не достает одного из ингредиентов, тот может воспользоваться стандартной программой, практикуемой как самостоятельными спортсменами так и гидами, обслуживающими свoих гостей. Суть акклиматизационной программы заключается в двух восхождениях. Одно из них совершается на Рифельхорн 2927 метров над у. м., второе на Брайтхорн 4164 метров над у. м..
Рифельхорн
Эта вершина находится на юго-восток от Церматта и легко достижима в рамках однодневного мероприятия. В окружении десятков "четырех-тысячников" Рифельхорн как то теряется со своими не полными тремя километрами высоты. И тем не менее это очень интересная гора. Сложенная серпентинитами (одна из магматических монолитных пород) она представляет собой великолепный обзорный пункт над Церматтом. А для любителей мульти-питчевых маршрутов южная стена Рифельхорна настоящий "клондайк". Я рассматриваю ее идеальным вариантом для акклиматизации с "фактором удовольствия". Не сложное лазанье, гребневой маршрут (он же спусковой) с седловины "Муришлох" (2775 м.) до вершины Рифельхорна можно оценить как легкую 2Б, а мульти-питчи на южной стене, длинной до 300 метров, варьируют между французскими категориями 4а и 5с.
Рифельхорн на фоне Маттерхорна. Классический маршрут подъема проходит по освещенному солнцем гребню, а затем далее по серии взлетов до высшей точки (вот на этом фото хорошо виден гребень в профиль). Более интересны мульти-питчи по южной стене. На фотографии она слева. Для подхода к маршрутам необходимо спуститься к террасе у ее основания.
Добраться до седловины "Муришлох" можно двумя способами. Более спортивно и полезно для акклиматизации подниматься пешком. Для этого вам нужно выйти из Церматта в направлении местечка "Рифельберг" находящегося на высоте 2582 м. и дальше мимо озера Рифельзее к седловине. На это у вас уйдет, с учетом передышек, часа 2,5 или 3. Можно и быстрее, но лучше помедленней. В конце концов здесь вам некуда гнать. Более расслабленный, но при этом не дешевый способ - подняться на поезде "Gornergratbahn" до станции Ротенбоден. Вагончик проезжает непосредственно под северной стеной Рифельхорна. Ротенбоден находится визави напротив седловины "Муришлох". От станции до седловины 10 минут не быстрой ходьбы.
Рифельхорн на саммит.посте
Брайтхорн
Foto: Отличный вид на Монтерозу, Лискам и Брайтхорн (крайний справа) © ferrom
После восхождения на Рифельхорн надо получить еще более высотную акклиматизацию. Здесь идеальным объектом можно считать Брайтхорн, находящийся к югу от Церматта и, благодаря канатной дороге на "Klein Matterhorn" ставший весьма доступным. Вы должны, как минимум, подняться на верхнюю станцию канатной дороги и сходить оставшиеся до вершины 300 высотных метров пешком. Это не бог весть какой подвиг, но свою акклиматизационную функцию он вполне выполняет.
Для восхождения можно выбрать один из двух популярных маршрутов. Самый простой вариант - подъем на вершину по "классике". Для этого вам достаточно пройти от станции "Кляйн Маттерхорн" вдоль опор бугельной канатки около 400 метров на юг, после чего натоптанная тропа сворачивает на восток и достигнув седловину перевала "Брайтхорнпасс" (3824 м. очень не явный) повернуть на север. Дальше маршрут проходит по снежно-ледовому склону и выводит на западный гребень вершины. По гребню еще несколько десятков метров до высшей точки. Как правило этот маршрут хорошо натоптан и вполне явно читается. Поскольку это самый легко-доступный "четырех-тысячник" в Альпах, он дико любим как представителями "собирательного" альпинизма, так и желающими получить быструю акклиматизацию кандидатами на Маттерхорн.
Более интересен, как со спортивной стороны, так и в плане получения удовольствия от процесса, траверс центральной и главной вершины Брайтхорна. Для восхождения на центральную вершину используется комбинированный маршрут по восточному гребню. Подход в начале как на "классику", но от перевала "Брайтхорнпасс" не поворачивать на север, а продолжить движение на восток в направлении скального останца с отметкой 3831 м.. Справа от него далее, правее южного ребра к седловине "Селле" (4022 м.) к востоку от центральной вершины Брайтхорна. Выход на седловину по довольно крутому льду уклоном до 50 градусов. В верхней части может встретиться довольно не приятный бергшрунд.
Сам маршрут очень приятен, проходит по восточному гребню центральной вершины. Максимальная сложность лазанья не превышает французскую категорию лазанья 3b. Если в верхней части маршрута лезть напрямую через жандарм "Шпитц", то сложность лазанья на этом участке поднимается до 4а, но при желании жандарм легко обходится по полкам с северной стороны. выйдя на купол центральной вершины (4159 м.) продолжить движение на запад к седловине на высоте 4070 м. и по восточному гребню подняться на главную вершину Брайтхорна. Этот маршрут можно оценить как российскую "2Б". Спуск с Брайтхорна проходит по "классике".
Для восхождения на Брайтхорн есть несколько других маршрутов. Узнавать о них, организовывать и проходить вам придется самостоятельно. В конце концов у меня не стояло задачи написать сетевой гайдбук по Пенинским Альпам. Для тех, кто хотел бы подняться на Брайтхорн "по честному" могу сразу сказать, что это мероприятие не вызовет у вас особо положительных эмоций. Маршрут из Цермата проходит по горнолыжным трассам, которые летом весьма не живописны. В верхней части вы опять будете идти вдоль трасс, но уже действующих и на мой вкус это бессмысленное занятие, но говоря уже о том, что вы теряете на него время и силы. Если уж совсем неймется, сходите лучше на Цинальротхорн, или Обергабельхорн, это может развлечь вас на много больше.
Брайтхорн на саммит.посте
Foto: Отличный вид на восточный гребень центральной вершины Брайтхорна © Bernd Stahl
ТАКТИЧЕСКИЕ РАСКЛАДЫ ВОСХОЖДЕНИЯ НА МАТТЕРХОРН:
Остановимся на том, что вы акклиматизировались, узнали погодную сводку на ближайшие 3-4 дня, отдохнули и готовы выйти на вершину ставшую собственно поводом для вашей поездки. Прежде всего надо определиться, живете вы на приюте Хернли или нет. Альтернатив, собственно, не много. Одна из них - в палатках слева от приюта. Этот вариант охотно используется испанскими, восточно-европейскими и другими альпинистами экономящими деньги. Проблем с ночевкой у приюта особо нет. Воду можно "добывать" с ледника за гребнем (с северной стороны от гребня Хернли) или в покупать в приюте. Знакомые чехи рассказывали мне историю, как они ходили за водой в туалет в приют, там можно добывать ее из бачка, но были застуканы и позорно выпровожены за пределы хижины.
Если вы не хотите тащить с собой палатку, бивак, еду и прочее, то вам остаются лишь два варианта. Один - заселиться в приюте, про другой я расскажу ниже по тексту. Для того, что бы заселиться в приюте вам совершенно обязательно нужно зарезервировать места. Если это июль или август и на горе хорошие условия, а на небе прекрасная погода, то вполне возможно и пролететь мимо резервации, тогда вас спасет только вариант с палаткой. Хотя я видел однажды и такую ситуацию, что палатку и поставить уже было некуда. В общем чем раньше вы определитесь с днем старта, тем лучше для вас. Резервировать лучше сразу с полу-пансионом. Он подразумевает довольно обширный ужин и весьма скудный завтрак. Можно зарезервировать просто ночевку, но тогда надо будет настраиваться на питание "всухомятку" или на готовку за пределами приюта.
Маттерхорн, Хернли и приют
Добираться до приюта можно как ногами, так и с использованием канатной дороги. Я в своем выборе склоняюсь к использованию канатки, это экономит силы и время. Но если и того и другого у вас с избытком, то вы вполне можете подняться к озеру "Шварцзее" пешком. Это удлинит время вашего подхода на приют на лишние 2 часа. Из центра Церматта вам нужно прости идти в направлении Маттерхорна, хорошо видимого все время, а уже в поселке Фури начинаются таблички на прогулочных дорожках, одна из которых ведет к Шварцзее. Если вы хотите воспользоваться канатной дорогой на "Schwarzsee" то на южной оконечности Церматта вы увидете канатную станцию Фури с которой, с одной пересадкой вы попадете на верхнюю станцию канатной дороги. От нее вы можете, следуя указателям, спуститься к озеру Шварцзее и дальше по тропе за пару часов подняться к приюту.
Фото: Маттерхорн в лучах восходящего солнца © А. Абрамов
Если вы поднялись на Шварцзее с первой канаткой, то у вас будет время как подняться на хижину и заселиться на ней, так и разведку нижней части маршрута. Имеет смысл пройти 2-3 часа по завтрашнему маршруту, что бы иметь возможность запомнить ключевые моменты для ночного ориентирования на следующий день. Ложиться спать лучше пораньше, потому, что стандартное время подъема на приюте около 3 часов ночи. Я не рекомендую вам вставать раньше общего подъема. Вы наверняка не сможете бесшумно покинуть спальное помещение, будете греметь, сопеть, включать фонарик.
Скорее всего вы своим копошением кого-нибудь разбудите. Но это не самое плохое, хуже будет сразу опосля. Проснувшиеся альпинисты вряд-ли спокойно заснут. Скорее всего, обуреваемые внутренним беспокойством, они то-же начнут вставать и собираться. Таким образом вы вызовете цепную реакцию и, скорее всего, никто, и прежде всего прислуга приюта, не скажет вам спасибо. Поэтому спите спокойно до первой побудки. Вставайте со всеми, выходите, по возможности, в первых рядах. Конечно более ранним подъемом вы может и выиграете пару сотен метров, но это вряд-ли сможет вас спасти от обгона турбо-гидами со своими ошалевшими "гостями" на веревке.
Фото: Анкер вбитый в скалу для страховки © А. Абрамов
Вернемся к подъему. Я рекомендовал бы вам еще в цермате закупиться колбасами сырами и сникерсами для завтрака. На хижине завтрак - слезы оккупантов. Это два кусочка хлеба, маленький брикетик масла и одна плошка мармелада на стол. Может за пару лет, прошедших с моего посещения приюта там появился "шведский стол" - я не знаю, но испытываю смутные сомнения в этом. Скорее всего все осталось так же, так что все разносолы просто берите с собой.
Не теряйте время на завтраке. Вам абсолютно необходимо выйти в первой десятке. Во первых вы таким образом избежите очереди на первых канатах, во вторых вы сможете, на сколько вам позволят обстоятельства, встать в фарватер к гиду и пытаться идти за ним не блукая по маршруту. Скорее всего вам это не удастся. Но это не страшно. По хорошей погоде на маршруте всегда дюжина гидов с "гостями". Теряя из виду одного, вы просто сбрасываете темп. Осторожно и внимательно продвигаетесь дальше. Дождавшись следующего "локомотива" вы встаете "в рельсы" и на сколько вам позволяет "дыхалка" и ваша персональная "скорость отработки рельефа" пытаетесь не отстать от них. Но вы отстанете - ровно для того, что бы дождаться следующей гидовской связки.
Фото: Непредвиденная ночевка на приюте Солвей © А. Абрамов
Час так на третий (а вы вчера же все разведали, правда?) рассветет и вы спокойно сможете продолжить маршрут в соответствии с описанием. Выше я обещал рассказать еще об одном тактическом варианте восхождения. Нa гребне Хернли, на высоте 4003 метра над у. м. есть еще одна хижина, она называется приют Солвей. На этой хижине нет смотрителя. Она все время открыта и на ней кроме нар на 6 человек (это если полу-сидя поперек, на самом деле это обычные двухэтажные нары на 2 человека), стола и лавки ничего нет. Там-же инсталлирована стационарная радиостанция, по которой можно связаться то-ли с хижиной, то-ли со спасательной службой Церматта. Я точно не знаю. Обычно по ней связываются альпинисты не способные в силу обстоятельств самостоятельно спуститься вниз. За ними прилетает вертолет и "спасает".
Я так подозреваю, что некоторые альпинисты выспавшись на приюте и дождавшись рассвета, начинают неторопливо лезть по гребню до этой самой хижины. Некоторым это удается довольно быстро и, оставив там мешок горелку и еще чего, они спокойно работают дальше до вершины. Добравшись до нее уже довольно поздно, они спускаются на приют Солвей и остаются там на "экстренную" (то есть не запланированную) ночевку. Те которые еще медленней - просто долазиют до него и остаются там ночевать сразу. На следующий день ранним утром они продолжают восхождение на Маттерхорн и за день оборачиваются обратно. Остаться там на вторую ночь или спуститься вниз - зависит от того на сколько рано они "вернулись" к приюту Солвей.
Фото: Спуск по маршруту в не приятную погоду © А. Абрамов
Вот здесь я хотел подчеркнуть, что такие тактические расклады не совсем легальны и не всегда честны. Эта хижина была поставлена с единственной целью - спасать альпинистские жизни в случае экстренных ситуаций. Если вас обнаружат на этом приюте, заранее заселившимися, а не спрятавшимися в непогоду или не успевшими вниз, то у вас, весьма вероятно могут возникнуть проблемы. Я не знаю какого рода будут эти проблемы и каким образом будет реализована расплата за столь не этичное поведение, но мне кажется, что это и так понятно, что так делать не надо. Если же вы попали в эту хижину просто "попав" на маршруте, то можете спокойно ночевать, только не забудьте, проходя на спуске мимо приюта Хернли, заплатить за эту ночь смотрителю. В общем и целом этот, третий, тактический расклад весьма не этичен. Это все, что я хотел на эту тему сказать.
Маршрут восхождения: ↑1200 м. 4 часа, ↓1200 м. 4 часа, ↑ ↓ 8 часов
Маршрут начинается в непосредственной близости от хижины, до него идти, от силы, десять минут. Выйдя из приюта вы поворачиваете направо, обходите дом и за ним поднимаетесь по тропе на гребень, ведущий к первой стеночке на маршруте. По ней, с использованием каната (перила на маршруте сделаны из канатов, похожих на те, что висели в советских спорт-залах) вверх до первого балкона. По нему пару метров далее до трещины, по которой вновь вверх до следующего балкона. По нему вновь влево, по простому рельефу, покрытому частично осыпью, подниматься придерживаясь гребня до первого кулуара.
Foto: © Marcus Liwicki
По кулуару, выглядящему весьма приветливо, всего пару метров (!!! несмотря на то что дальнейший подъем кажется вполне логичным!!!) вверх, а потом вновь по террасе влево к камину, который надо пересечь и выйти влево на склон. Пересечь склон войти во второй кулуар, по которому подняться 25 метров вверх и дальше по явному внутреннему углу, уходящему вправо вверх. В самом углу обзор довольно ограниченный. Лезть по нему до тех пор, пока слева не откроется большая, покрытая осыпью, терраса. По террасе снова влево и пересечь ее войти в третий кулуар, по которому вообще не надо лезть вверх (!!!), а пройдя поперек выйти с другой стороны на той же высоте.
Foto: Первые метры маршрута. Стенка с канатами © hansw
Дальше траверс влево до тех пор, пока не откроется логичный и простой путь напрямую вверх к ребру гребня (до сюда стоит разведать маршрут предыдущим днем). Пройдя некоторое время по гребню вы окажетесь у подножья одной башни. На нее лезть не надо, а совершив траверс у ее подножья подняться по ее левой стороне вверх. Следуя нескольким, следующим друг за другом, внутренним углам вы вновь выйдете на восточную склон горы. Далее по вполне простому пути, идущему по восточному склону параллельно очередному взлету гребня, все больше и больше на восточную стену, пока вы не уведете, что можете по, не ярко выраженному скальному ребру, подняться на сам гребень выше этого взлета. Следующие за тем острые жандармы на гребне обходятся вновь по склону восточной стены, которая потихоньку начинает становиться более крутой.
Foto: Участок гребня "Хернли" с хижиной Солвей в средней части © Velten Feurich
По восточному склону к следующему скальному ребру, характерному своим разломом, и по нему уже подняться вверх (шлямбурные крючья) пока вам не останется до гребня 50 метров высоты. Далее идут сменяющие друг друга полки с камнями и гладкие скальные плиты. По ним до тех пор, пока не увидите верхний, деревянный приют Солвей. Здесь начинается одно из знаменитых "маттерхорновских мест", так называемые "нижние плиты Мозелей". Сначала по плите (пункты страховки в виде вбитых в камень арматур) прямо вверх. В обледенелом состоянии эти плиты могут быть слегка не приятными. Сложность лазанья не превышает III категорию. Далее по простым скалам к хижине.
Foto: Верхние плиты "Мозелей" © skywalker
От хижины по полкам влево на восточную стену, а оттуда по следующей плите ("верхние плиты Мозелей") обратно вправо, почти на само лезвие гребня. В непосредственной близости от него влево вверх к основанию "красной башни". Перелезть напрямую через нее, а следующую башню обойти слева и выйти вновь на самый гребень. Вы будете в этот момент находиться непосредственно под знаменитым "плечом Маттерхорна". По гребню или по снежному пятну левее него подняться до самого верха и по острому фирновому ножу подойти влево к основанию вершинной башни.
Foto: На "плече" Маттерхорна © skywalker
Теперь правее гребня по обледенелому склону образовывавшему крышу северной стены вершины вверх к началу перильных канатов. Теперь несколько веревок по обледенелым скалам ребра вершинной башни вверх. Если не использовать перила, то сложность лазанья может доходить до IV категории. Чаще всего все это дело еще и оледеневает и радостей от лазанья бывает не много. Это место служит одним из "иголочных ушек" всего маршрута. Обойти "торчащие" связки можно только по северной стене, на которой нет особо много возможностей для страховки.
Foto: Верхняя часть "крыши" © Michael Rauter
Когда крыша "ложится" - канаты кончаются. Но и тут через 25 метров в скалы вбиты ломики на которые можно набросить стремя для страховки. В принципе на крыше можно идти одновременно, но надо быть чертовски осторожным, что бы не подскользнуться или не сдернуть на лезущих внизу камни. В конце крыша ложится окончательно и уже пешком можно выйти на более высокую "швейцарскую" вершину. На ней стоит статуя какого-то святого (не знаю какого и мне правда очень стыдно). Если вам интересно сходить на итальянскую вершину, то на это у вас уйдет еще порядка 20 минут туда и обратно. Спуск проходит по пути подъема. Будьте бдительны в поиске правильного маршрута и осторожны на спуске с камнями. Под вами будут люди, наверняка много людей.
Фото: На вершине Маттерхорна © А. Абрамов
ФОТОГРАФИИ ИЗ КНИГИ "Faszination MATTERHORN"
ИНФОРМБЮРО:
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ РАСПИСАНИЕ
Дополнительная информация по швейцарской железнодорожной "ДИСКОНТНОЙ КАРТЕ"
КЕМПИНГ МАТТЕРХОРН
ЦЕРМАТТ городской сайт
ЦЕРМАТТ, АЛЬПИН-ЦЕНТР информационный горный портал
ГИД НА МАТТЕРХОРН условия, цены, программа
Погода:
СВИСС-МЕТЕО официальный погодный сайт
ZERMATT WEATHER городской погодный сайт
МАТТЕРХОРН НА МЕТЕОБЛЮ довольно надежный погодный сайт
ПОДБОРКА ВЭБ-КАМЕР Церматт и окрестности
БЕРГХАУЗ МАТТЕРХОРН (ХЕРНЛИХЮТТЕ)
Смотритель: Kurt Lauber
Время работы: с начала июля по сентябрь
Телефон: +41 27 967 27 69
Факс: +41 27 967 54 75
КАРТА ШВЕЙЦАРИИ отличный картографический сайт
Foto: besucher01
На этом я закончил свое, на этот раз, виртуальное восхождение и пожелаю вам успехов в планировании и претворении своих идей на самой узнаваемой и одной из самых красивых вершин в мире. Если это описание поможет вам подняться на вершину Маттерхорна, то значит все не зря. Мне хватит вашего спасибо.
С уважением,
Гоген
Гайдинг в Альпах: iwaschur@mail.ru
398
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
оффтоп: траверс Брайтхорна через жандарм.
По "классике" ходил в прошлом году с 11-летним детёнышем в мягких ботинках и без каких-либо опасений.
а "локомотив" - это значит, гиды обычно ходят группами? т.е. несколько связок гид+клиент идут вместе друг за другом? или это про то когда один гид несколько человек ведёт?
Под "локомотивом" я подразумевал несколько таких групп идущих одна за другой. Поскольку гости подготовлены все-таки по разному, темп гидовских связок то-же не одинаковый, соответственно они растягиваются на маршруте. Но тем не менее они все равно как правило впереди, соответственно вся эта группа растянута на 30 - 40 минут по времени, что позволяет успеть проити с ними самый не приятный отрезок по темноте
Вот что бы не написать все это про маршрут год назад?
В прошлом году мне никто пыток с пристрастием не устраивал, а в этом году в Обервальде пытали... вот и удумал =)
Кстати про спуск можно-бы поподробнее написать:
В верхней части (до хижины Солвей) можно спускаться короткими (по 25м) дюльферами(длиннее опасно - веревка застрянет). Спусковых крючьев и петель навешано немеряно и как-раз через 25-30м. Ниже Солвея начинается блукание, дело в том , что когда дело доходит до спуска, то все гиды с пациентами уже как правило пьют пиво на хижине и дорогу приходится искать самому. А во второй половине дня там часто туманчик наползает и найти правильный спуск бывает очень не просто. Главный ориентир - следы человека :-), анкерные болты,столбики а также поцарапанные(сильно поцарапанные) кошками скалы. Кстати вполне возможно, что и подниматься и спускаться даже сильно ниже Солвея придется в кошках, зависит от состояния маршрута. Неплохо также еще на подьеме приметить кое-какие ориентиры.
Но описывать спуск не буду. Мне кажется его не описать на столько подробно, на сколько этого хотелось бы заблудившимся в тумане и попавшим в ночь маттерхорнистам, а для всех остальных действует правило - идешь наверх, запоминай спуск :)
Думаю если прочтут твой коммент - запомнят его ;)
Чуть подробнее. Если ты не лось, то с большой вероятностью пойдешь в середине "толпы", а это значит, что на верхних участках 100% попадешь в "пробку": кто-то идет наверх, кто-то вниз и все стараются использовать одни те же точки страховки. Бывало на одном анкерном "ломике" висела гроздь из 5-8 человек! Решением вопроса является дополнительные 50м веревки. Мы взяли вторую веревку (8мм) и не пожалели, это позволило нам обогнать много связок на спуске. Правда кроме как на спуске вторая веревка не нужна.
Вторая проблема ориентирование в нижней части гребня. Не надейтесь на следы, их там множество и все идут в разные стороны! Ночью при свете фонариков запомнить дорогу нереально, тем более все бегут в спринтерском темпе, стараясь не отстать от гидов :). Задача осложняется тем, что в нижней части маршрута подъем идет все время слева от гребня, зигзагом по Восточной стене и нет четких ориентиров, по которым было бы легко найти обратный путь. Туман после полудня еще больше затрудняет ориентирование. Мы потеряли на поиске пути спуска около 1,5-2 часов! Думаю, если бы мы, как советует Гоген, разведали нижнюю часть маршрута, проблем было бы меньше. Или надо успевать за гидами на обратном пути. Но они реально бегут вниз и с этим связана третья проблема спуска.
Лазанье вниз. При подъеме проблем не возникаем совсем. Но при спуске встает дилемма: либо вешать дюльфера, либо идти лазаньем вниз с попеременной или одновременной страховкой. Опыт спуска показал, что дюльфера при наличие параллельно спускающегося народу занимают до 20-30мин на 50м. Легко подсчитать общее время спуска при этом. Поэтому, где это возможно, лучше спускаться лазаньем, тем более что не очень круто. Но. Стоит учитывать свой и сотоварищей опыт скальных восхождений. При отсутствие оного спуск лазаньем вниз может превратиться в проблему.
Резюмируя опыт восхождения, хочу сказать, что стоит серьезно относиться к любой возможности сократить время спуска! И успех восхождения сильно зависит от вашей тактики именно на спуске.
NB. Что происходит если не успеешь. Группа испанцев (7чел), которая была на вершине на час позже нас (в 12 дня), не успела пройти верхнюю (крутую) часть спуска быстро и оказалась на нижней части маршрута когда темнело. Они не нашли спуск, хотя были в 200м от хижины и заночевали на стене. Ночью начался сильный снегопад и к утру у хижины выпало 10см снега. Они провели очень тяжелую ночь, скалы покрылись льдом, и они вешали дюльфера 6 часов чтобы хоть как-то спуститься. Надо отдать должное испанцам - мужественные ребята! В погоде еще одна проблема - если не успел за один день, то очень не факт, что назавтра будет возможность спуститься вообще! См. прогнозы местного метеобюро и полагайся на свою интуицию.
Мы "потерялись" на восточной стене примерно на трети пути от точки 3746 к Кулуару 3. После железной ферраты (там железный трос) идет выполаживание и множество следов вниз (сверху видны "обманные" тропы) с петлями дюльферных станций. Это место, очень похоже на фото "Спуск по маршруту в неприятную погоду". С нижней точки ферраты спуск по стене выглядит очень логичным.
Вместо того, чтобы держаться выше и траверсировать склон, мы спрыгнули метров на 50 ниже и вышли в точку пересечения маршрута с Кулуаром 1, где уже тропа была опознана верно. Такой вариант 100% не оптимален, поскольку, кроме большей сложности и потери времени, пересечение кулуаров в средней их части - риск поймать спущенный сверху камень.
Мы сделали все как вы рекомендовали: Сходили на 2 акклиматизатионные вершины, день отдыха, разведали с вечера первую часть маршрута.
Взошли без проблем 3 сентября 2011. Нам повезло - скалы были совсем сухие, погода хорошая и народу было всего человек 60.
Да, многие гиды с быстрыми клиентами бегут как кони. Такой темп долго не продержишь. Нам снова повезло - в этот день было 3 двойки "гид - медленный клиент". Мы пристроились к одной из них и удобным для нас темпом взошли за 3 с половиной часа. Все равно беготня была - пот заливал глаза, удовольствие - ниже среднего.
На спуске следуя за гидом мы не повесили не одного дюлъфера. Только мы обогнали гида, так сразу заблудились. Успокоили свою гордыню, дождались гида и спустились за 4 часа. Там были 2 группы бе з гидов что вешали дюлъфера, мы их так и не дождались внизу.
Общее впечатление от восхождения - толкотня в автобусе. Я совсем не получил удовольствия поднимаясь по самому интересному скальному участку - головой почти упираясь в пыхтящего клиента, а снизу меня грубо толкал гид. Я бы рекомендовал ходить его зимой когда совем нет народа или вообще не ходить, а смотреть со стороны - так гораздо красивей и приятней.
3,5 часа от Хернли до вершины??
Многим пригодится, может и нам.
Ну и если-таки когда-нибудь осуществится, то фотокамеру придется оставлять дома, ибо 4 часа растянутся в 24 :) Да и к тому же - его ж самого (Маттерхорн) оттуда не видно :)
Порадовал прикол с Месснером. Славно, что в стране есть возможность использовать вертолеты по приколу...
Не знаю как у вас с немецким, но гвоздь прикола заключался в том, что в какой то момент продавец предложил Месснеру его же свежайшую книгу, которая по моему в тот день как раз выбрасывалась на книжный рынок. Причем это было преподнесено так, как будто продавец не узнал собеседника и нахваливал, "а вот у нас еще есть новая книжка Месснера, не хотите прикупить?". Вот тут то мэтр и сломался и начал буянить.... И буянил до тех пор пока не показали скрытую камеру.
Снимки отменные, текст доходчив. Работа выполнена колоссальная!
Конечно же в избранное!
И два вопроса:
1.Неужели так подчистили, что лазанье друг под другом не возбраняется? (на одной из фоток насчитал "гроздь" из 16 человек!)
2. Фотосъемка комбинированная? С вертолёта и с маршрута?
1.Неужели так подчистили, что лазанье друг под другом не возбраняется?
В Европе нет "возбраняющих" инстанций в горах. Спасательные есть, информационно-сервисные есть, возбраняющих - нет. Ставка делается на здравый человеческий разум. Маршрут не на столько подчищен, что бы совсем уж не валило.
2. Фотосъемка комбинированная?
Я не совсем понимаю вопрос, что значит "комбинированная"?
Имеется в виду - когда работают несколько камер одновременно, а так же с применением технических возможностей и с "руки"... После этого фотоматериал "складируется" в единую ленту. У Вас она названа "...метр за метром".
Простите, если не смог и на этот раз пояснить суть вопроса:-)))
Кэмпинг -- http://campingzermatt.ipeak.ch/ -- очень экономно и приятно. К возможностям кэмпинга добавлю -- если вы уходите на несколько дней (на гору), то палатку можно оставить и платить за нее 10 франков за ночь. Сколько раз там был, столько раз встречал там соотечественников :)
Передвежение по Швейцарии -- очень рекомендуется озаботиться приобретением перед приездом карточки Swiss Half Fare Card или Swiss Card
(читайте и думайте на http://www.swisstravelsystem.com/index.php ). Почему -- она дает скидку 50% на поезд _и_ на подъемник в Цермате.
И еще комментарий к восхождению -- время 4 часа на подъем и 4 на спуск -- это время собственно для быстробегущих гидов :) Особенно на спуске -- если начать дюльферять, то можно "перевыполнить" время эдак в два раза...
время 4 часа на подъем и 4 на спуск -- это время собственно для быстробегущих гидов :) Особенно на спуске -- если начать дюльферять, то можно "перевыполнить" время эдак в два раза...
Это стандартное время из гайдбука. В хорошую погоду, с хорошим чувством ориентирования и в хорошей физической форме это вполне доступный тайминг. Если есть дифициты по любому из этих пунктов, то время восхождения может затянуться донЕльзя... Но я думаю, что каждый должен делать на все внешние аспекты и "на себя любимого" соответствующие поправки.
В одном из гайдбуков, кстати, была полезная цифра оценки собственного состояния на маршруте - если за 4 часа с момента старта Вы не достигаете приюта Солвей, имеет смысл задуматься о спуске. Имхо, Маттерхорн по Хернли безопасно бегать именно за день - слишком коротким может быть погодное окно.
Добавлю только пару вещей - упоминался "Югендхерберге" (молодёжный отель) как возможность "заселения" в Церматте. Необходимо только учитывать, что такой отель там только один, и, поскольку он "молодёжный", а также, учитывая, что речь идёт о "сезоне", то очень (очень!) высока вероятность того, что он будет переполнен; особенно проблематично будет выбить там место тому, у кого пока ещё нет "аусвайса члена",доказывающего принадлежность к "югендхербергному течению" и дающего в спорной ситуации больше преимуществ по сравнению с "неимущими" этого аусвайса. На моей памяти визит в это заведение, где цена составляла, кажется, 50 франков, и заведение было переполнено; плюнув на это вариант, я зашёл в первый попавшийся небольшой отель, где поимел комнату с завтраком за 40 франков - надо отметить, цена меня тогда очень удивила, учитывая специфику региона. Но, оказалось, что варианты бюджетные тоже возможны.
Совершенно справедливо сказано, что подъём на Брайтхорн "по честному" (полностью пешком) не вызовет у вас особо положительных эмоций - однако, отсутствие положительных эмоций связано скорее не с горнолыжниками, а в первую очередь с длительностью мероприятия. Наилучшим вариантом полностью пешего маршрута, если идти из Церматта, был бы следующий, позволяющий примерно 2/3 пути идти по сухому (имею в виду, естественно, сезон, и отсутствие глубокого свежего снега ) - подъём в направлении Трокенер Стег и далее в направлении приюта Гандегг, но не поднимаясь к приюту, а двигаясь вдоль склона; далее через ледник Теодул диагонально в направлении Теодулхорна, далее выход на Плато Роза, и обход Малого Маттерхорна (куда приходит канатка, используемая при стандартном подъёме на Брайтхорн) с юга, далее выход на стандартный маршрут. Такой вариант маршрута (движение по верхнему, а не нижнему языку ледника Теодул) представляется целесообразным в смысле затрат времени и в смысле безопасности на всякий случай - по дороге 2 приюта в непосредственной близости от траектории маршрута (Теодул и Теста Григиа), в плане безопасности заслуживают упоминания трещины на Плато Роза при обходе Малого Маттерхорна. Повторюсь: этот вариант при самом лучшем метеорологическом раскладе будет длиться очень долго.
Хочется упомянуть еще один момент в плане снаряги. Тут я комбинирую 2 вещи. Первая из них касается "весовой загрузки" восходителя - стандартный вариант подъёма на Маттерхорн (через Хёрнли), в отличии, например, от траверса через два гребня (Лион + Хёрнли), достаточно кратковременен и "завязан" на одном приюте, в который возвращаются после восхождения, повторяя маршрут подъёма в обратном порядке; таким образом, восходитель оставляет ненужные для восхождения вещи в приюте. Вторая вещь касается несчастных случаев, и особенно тех из них, которые происходят на участках, подстрахованных тросами (канатами) - здесь человек подсознательно чувствует себя в большей безопасности. Последний срыв в такой ситуации (исход летальный) произошёл совсем недавно, кажется, 7 августа этого года - находясь "на канатах", человек без какой-либо другой страховки, в какой-то момент не держался за канат и поскользнулся. Вот в связи с таким обстоятельством приходит в голову возможность использовать в данной ситуации ферратного набора (Via Ferrata Set, нем. Klettersteigset). Плюсом, имхо, будет быстрота проведения страховки, наличие карабинов с большим раскрытием, большой прочностью в поперечном направлении (и, мало того, рассчитанных на сильные удары в этом направлении) и - что немаловажно - шокабсорбера; дополнительный вес составит менее 500 гр (сет из 2 усов, 2 карабинов и шокабсорбера). Ферратные наборы в настоящее время можно обнаружить практически в любом магазине, где есть горная снаряга - в то время, когда мне довелось побывать на Маттерхорне, это было далеко не так, зато остались в памяти те ухищрения, которые применялись для дополнительной фиксации на тросе. Ферратный сет, имхо, МОГ БЫ представить собой хорошую альтернативу.
И, повторюсь, все мои глЫбокие мысли - для связки.
Да, речь как раз шла о страховке при одиночных "похождениях". В сводке спасателей в упомянутом выше случае как раз и прозвучала фраза типа "находясь у каната, не был пристёгнут к канату карабином" - поскольку такая формулировка поступила именно от спасателей, тут как раз и был настораживающий момент, стимулирующий ферратные фантазии, вот какое дело.
KonstGluch: А чем ситуация отличается от нормальной виа ферраты, вроде бы ничем
Во-во, вот именно это и натолкнуло на мысли
KonstGluch: Главное, что переключение на анкерах занимает секунд 10, не больше
Вот именно скорость и привлекает (помимо надёжности и абсорбера энергии) - идешь спокойно, подошёл к анкеру - клик-клик-клик-клик - и топаешь дальше. Однако, 10 секунд что-то многовато (если уже есть опыт, конечно). При стандартном (безопасном) способе переключения (оба карабина одной и той же рукой, а другой держась в процессе переключения за трос), то в реале будет меньше - я думаю, секунд 5, а то и меньше. Ежели, конечно, трос не такой толстый, что сильно замедлит процесс переключения. :=)
KonstGluch: эх только бы тросы потоньше
Вот оно, туды его в качель, я счас плакать начну. Это замкнутый круг, созданный безобразными швейцарскими сектантами, сующими палки в колёса изобретательских мыслей :) - трос толстый, потому что народу на нём висит много, а если висит много, то не протолкнуться, и скорость падает, а с нею и весь смысл "быстрой" страховки. Маттерхорн на то и славен необходимостью строгого тайминга - за то и не любят проводников, поскольку они клиенту на вершине расслабиться вообще не дают - "дайте фотик, сделаю фото Вашей моси на фоне облаков, а потом сразу ап-ап и вприпрыжку домой, баста". Одно только обнадёживает - не все там канаты толстые, есть на Маттехорне и стандартные, что под ферратный карабин подходят.
KonstGluch: BD Easy Rider, карабины раскрываются очень широко
Да, широко, да только на 5 см. диаметр каната всё равно не подойдут.
видит бог, не ответить на безпричинный наезд "про шляпу" не в моих силах ;). и в горах встречаешь невоспитанных людей, а тут не гору. статистика......
А страхуются кто как привык. Видела на Зиналротхорне такой вариант страховки: на 3б-3с скальном кусочке гид клиента спустил вниз на веревке. Клиент еще не достиг пологого участка, гид уже понесся за ним. Так что время на спуск 4 часа - это из расчета на гидов. Они действительно быстрые.
Может кому интересно будет, для разминки перед Маттерхорном. Из Цермата можно сходить на 2 горы: Зиналротхорн (Zinalrothorn, http://www.camptocamp.org/routes/55292/fr/zinalrothorn-arete-se-voie-normale-de-la-rothornhutte) и Обельгабельхорн (Obergabelhorn, http://www.camptocamp.org/routes/176643/fr/ober-gabelhorn-traversee-arbengrat-wellenkuppe). Обе AD, III. Обе можно ходить траверсом, а можно и нет. Они попроще чем Матерхорн - скальная часть по сложности такая же, но примерно на 1/3 покороче. Позволяет реально сопоставить свои силы и время, указанное в топо. Мы вот сходили и решили, что перед Матерхорном еще годик поготовиться :).
Так что время на спуск 4 часа - это из расчета на гидов.
... или на самостоятельных альпинистов, для которых AD это давно уже пройденный этап. Я вообще не стал бы рекомендовать идти на Маттерхорн, если сам "передвигаешься" на уровне PD-D, идеально если D уже вообще не составляет труда, тогда и 4 часа вполне реальны.
P.S. для информативности постинга "сводная табличка" категорий сложности.
это конечно.
Спасибо за табличку, я по ней гораздо круче чем думала :)
Приехав недавно "оттуда" собирались попытаться написать подобный опус. Опоздали ;)
Классное описание.
Не очень понятно про честность. А, например, идти траверс Монблана с Мюди с запланированной ночевкой на Валлот это честно?
Что до хижины Валло, то, насколько мне известно, она тоже задумывалась как аварийная, но никаких особых ограничений по её использованию "хозяева" не декларируют.
Снег и обледенелые скалы после наших-то Хибин не так страшны, как паровозы :)
* Die rote Rakete. Nymphenburger, München 1971.
* Aufbruch ins Abenteuer. Athesia, Bozen 1972.
* Sturm am Manaslu. BLV, München 1972.
o Neuauflage: Sturm am Manaslu. Drama auf dem Dach der Welt. Frederking & Thaler 2008, ISBN 978-3-89405-858-6
* Der siebte Grad. BLV, München 1973, ISBN 3-405-11261-3
* Die Extremen. BLV, München 1974.
* Klettersteige I – Dolomiten. Athesia, Bozen 1974.
* Bergvölker der Erde. Athesia, Bozen 1975.
* Arena der Einsamkeit. Athesia, Bozen 1976.
* Die Herausforderung. BLV, München 1976.
* Die großen Wände. BLV, München 1977.
* Klettersteige II – Ostalpen. Athesia, Bozen 1978.
* Grenzbereich Todeszone. Kiepenheuer & Witsch, Köln 1978, ISBN 3-462-01293-2.
* Everest – Expedition Zum Endpunkt. BLV, München 1978, ISBN 3-405-12088-8.
* Alleingang Nanga Parbat. BLV, München 1979.
* Die Alpen (Sigloch-Edition, Künzelsau), 1979.
* K2 – Berg der Berge. BLV, München 1980.
* Der gläserne Horizont. BLV, München 1982, ISBN 3-405-12594-4.
o Neuauflage: Everest Solo – Der gläserne Horizont. S. Fischer, Frankfurt 2000, ISBN 3-10-049413-X.
* Mein Weg. Goldmann, München 1982.
* Alle meine Gipfel. Herbig, München 1982, ISBN 3-7766-1223-1.
* Bezwungene Gipfel. Herbig, München 1982.
* 3 x 8000 – Mein Großes Himalayajahr. Herbig, München 1983, ISBN 3-7766-1281-9.
* Bergsteiger werden mit Reinhold Messner. BLV, München 1984, ISBN 3-405-12814-5.
* Reinhold Messners Lesebuch. Bruckmann, München 1985, ISBN 3-7654-1984-2. [14]
* Wettlauf zum Gipfel. Herbig, München 1986, ISBN 3-7766-1398-X.
* Freiklettern mit Paul Preuss. BLV, München 1986, ISBN 3-405-13128-6.
* Überlebt – Alle 14 Achttausender. BLV, München 1987, ISBN 3-405-13416-1.
* Göttin des Türkis. Bergverlag-Rother, München 1988, ISBN 3-7633-7010-2.
* Meine Dolomiten. Herbig, München 1989, ISBN 3-7766-1545-1.
* Die Option. Piper, München Hrsg. 1989, ISBN 3-492-03290-7.
* Die schönsten Gipfel der Welt. Sigloch-Edition, Künzelsau 1989, ISBN 3-89393-060-4.
* Die Freiheit aufzubrechen wohin ich will. Piper, München 1989, ISBN 3-492-03354-7.
* Antarktis – Himmel und Hölle zugleich. Piper, München; S. Fischer, Frankfurt.
* Bis ans Ende der Welt. BLV, München 1990, ISBN 3-405-14032-3.
* Rund um Südtirol. (Piper, München 1993, ISBN 3-492-03562-0.
* Alle meine Gipfel II. Herbig, München 1993, ISBN 3-7766-1780-2.
* Berge versetzen – Das Credo eines Grenzgängers. BLV, München 1993, ISBN 3-405-14561-9.
* 13 Spiegel meiner Seele. Piper, München 1994, ISBN 3-492-23998-6.
* Nie zurück. BLV, München 1996, ISBN 3-405-15002-7.
* Berg Heil – Heile Berge? BLV, München 1997, ISBN 3-405-15250-X.
* Hermann Buhl. Steiger, München, Hrsg. 1997; AS Verlag, Zürich, Hrsg. 2003.
* G I und G II – Herausforderung Gasherbrum. BLV, München 1998, ISBN 3-405-15465-0.
* Yeti – Legende und Wirklichkeit. S. Fischer, Frankfurt 1998, ISBN 3-596-14737-9.
* Mallorys Zweiter Tod. BLV, München 1999, ISBN 3-405-15840-0.
* Eugen Guido Lammer. Steiger, München, Hrsg., 1999.
* Annapurna. BLV, München 2000, ISBN 3-405-15769-2.
o Neuauflage: Annapurna. Expeditionen in die Todeszone. Frederking & Thaler, München 2008, ISBN 978-3-89405-859-3
* Die großen Wände. BLV, München 2000, ISBN 3-405-15981-4.
* Bergvölker. BLV, München 2001, ISBN 3-405-16206-8.
* Reinhold Messners Philosophie. Hrsg. von Volker Caysa und Wilhelm Schmid, Suhrkamp, Frankfurt am Main 2002, ISBN 3-518-12242-8.
* Rettet die Alpen. Piper, München 2002, ISBN 3-492-23557-3.
* Der nackte Berg – Nanga Parbat – Bruder, Tod und Einsamkeit. Malik, München 2002, ISBN 3-89029-211-9.
* Nanga Parbat – Der Schicksalsberg. Vortrag, AUDIOBUCH Verlag, Freiburg 2004, ISBN 3-89964-076-4.
* Dolomiten – Die schönsten Berge der Welt. C.J. Bucher, München 2002, ISBN 3-7658-1312-5.
* Berge. Herbig, München 2002, ISBN 3-7766-2281-4.
* Vertical – 100 Jahre Kletterkunst. BLV, München 2002.
* Everest – Himmel, Hölle, Himalaja. Vortrag, AUDIOBUCH Verlag, Freiburg 2002, ISBN 3-933199-87-5
* Mallorys zweiter Tod – Das Everest Rätsel und die Antwort. Piper, München 2002.
* Die weiße Einsamkeit – Mein langer Weg zum Nanga Parbat. Malik, München 2003, ISBN 3-492-24186-7.
* K2 Chogori – Der Große Berg. Frederking & Thaler, München 2004, ISBN 3-89405-629-0.
* König Ortler. BLV, München 2004.
* Reinhold Messner – Mein Leben am Limit zusammen mit Thomas Hüetlin. Malik, München 2004, ISBN 3-89029-285-2.
* Am Limit. Vortrag, AUDIOBUCH Verlag, Freiburg 2006, ISBN 3-89964-158-2.
* Mein Weg. Frederking & Thaler, München 2006, ISBN 3-89405-243-0.
* Gobi – Die Wüste in mir. S. Fischer, Frankfurt 2005, ISBN 3-10-049415-6.
* Diamir – König der Berge. Schicksalsberg Nanga Parbat. Frederking & Thaler, München 2008, ISBN 978-3-89405-708-4.
* Vertical – 150 Jahre Kletterkunst, BLV Buchverlag, München 2008, ISBN 3-8354-0380-X.
* Mount Everest. Expeditionen zum Endpunkt. Frederking & Thaler, München 2008, ISBN 978-3-89405-857-9.
* Westwand – Prinzip Abgrund. S. Fischer, Frankfurt 2009, ISBN 978-3-10-049416-0.
* Torre – Schrei aus Stein. Piper Verlag GmbH, München 2009, ISBN 978-3-89029-359-2.
* Die rote Rakete am Nanga Parbat. Überarbeitete Neuauflage des Buches von 1971. Malik, München 2010, ISBN 978-3-89029-373-8.
А ты не мог бы перевести ТУ книгу?
Если не ты, то "кто ж тогда рассеет тьму?" :)
Например "ХРУСТАЛЬНЫЙ ГОРИЗОНТ".
Ну собственно я и разместил в список всю библиографию Месснера, в том числе и * Der gläserne Horizont. BLV, München 1982, ISBN 3-405-12594-4. - единственную переведенную на русский язык.
А какую "ТУ" книгу вы имеете в виду?
Извините, что так запросто к Вам обратилась( на "ты"). Но ведь все мы альпинисты - братья по духу и это создает некое единение между нами, что очень приятно... Во всяком случае я предлагаю брудершафт :)
Пригодилось!
Вот только или небольшие неточности, или я неправильно понял:
"...Наряду с многочисленными шикарными магазинчиками, рассчитанными все больше на "рублевскую" публику..."
Я сейчас живу в Дании и надеялся, что готов к "рублевским" ценам...
Снаряга реально в 1.5-2 раза дороже, чем в Шамони, к примеру. Да и продукты... Пакет молока - в 2 раза дороже, чем в Дании!!
"...По кулуару, выглядящему весьма приветливо, всего пару метров (!!! несмотря на то что дальнейший подъем кажется вполне логичным!!!) вверх, а потом вновь по террасе влево к камину, преодолев который нужно вновь выйти влево на склон..."
Я понял это так, что нужно пролезть этот камин - и пролез. Тем более - вверху были видны крючья.
НО! Там много живого и лезть не очень приятно.
Все это спокойно обходится по восточному склону - "по кулуару, выглядящему весьма приветливо, всего пару метров вверх, а потом вновь по террасе влево к камину" и дальше по тропе!
С датским ценам я не могу сравнивать, "рублевские" цены - метафора.
По описанию маршрута, спасибо за замечание, вы правы, камин нужно пересечь. Писал часами - глаз затерся. В тексте поправил как надо..
"...потом вновь по террасе влево к камину, который надо пересечь и выйти влево на склон. Пересечь склон войти во второй кулуар, по которому подняться 25 метров вверх и дальше по явному внутреннему углу, уходящему вправо вверх..."
Можно и так, но быстрее и безопасней просто пройти по тропе.
Для этого: после того, как миновали камин и вернулись на восточный склон, будьте внимательней: тропу заметно, но все же на полпути к второму куллуару будут турики и выцарапанные на скале стрелки вверх (справа по ходу движения, на высоте живота-груди) - вам туда. Тропа выведет к вершине уже знакомого камина и далее пойдет по маршруту.
"...По террасе снова влево и пересечь ее войти в третий кулуар, по которому вообще не надо лезть вверх (!!!), а пройдя поперек выйти с другой стороны на той же высоте..."
Не хотелось бы наговорить лишнего, но где-то в этом месте должно быть видно черные стационарные перила. На них идти не стоит - придется круто лезть. Лучше уходить вправо на гребень (не по третьму ли куллуару??) - там тоже маркированная тропа (куллуар, в который ведут перила - тоже маркирован).
Как только пройдете этот участок и выйдете на открытую местность, хорошенько запомните откуда вы вышли (и тур можно собрать) - в этом месте запросто можно уйти по следам в куллуар без выхода, можно на дюльфер, а можно и по гребню. Перед нами итальянцы заблудились здесь, а на следующий день в этом месте друзья потеряли 4 часа.
С уважением,
Гога