Сообщество «Исторических изысканий» / Лента

Популярный британский публицист Питер Хопкирк в своей работе «Большая игра» приводит рассказ о нескольких днях совместного пребывания Громбчевского и Янгхазбанда в Каинды-Аузы. Основываясь на воспоминаниях Янгхазбанда, Хопкирк писал, что «подвыпивший» Громбчевский открыто высказывался о русских планах вторжения в Индию и что он передал Янгхазбанду чуть ли не секретную русскую карту Памиров и близлежащих территорий, основанную на данных последних русских рекогносцировок и съемок.

Два слова в защиту Громбчевского (Путешествия, громбчевский, янгхазбанд)

11 октября 1889 г. в урочище Каинды-Аузы на Тагдумбаш Памире произошла встреча капитана Б. Л. Громбчевского с британской экспедицией капитана Ф. Янгхазбанда. «Капитан Younghusband, - сообщал Громбчевский, шел из Индии в Канджут. Это молодой человек, составивший себе имя смелым путешествием из Пекина через весь Китай в Кашмир. Его сопровождал небольшой конвой бенгальских солдат, пундиты и многочисленная прислуга. Мы встретились вполне дружелюбно и так как экспедиция моя стала на ночлег раньше, чем подоспел капитан Younghusband, то он был нашим гостем в течение почти трех суток. Обе экспедиции представляли интересное смешение 20 народностей».[1] Прощаясь, Громбчевский сказал, что ему «будет приятно встретиться с Янгхазбандом вновь либо в мирной обстановке в Петербурге, либо в бою на индийской границе, и что в любом случае Янгхазбанду будет обеспечен теплый прием».

Прогулки на «крыше мира»: встречи двух капитанов (Путешествия, "большая игра" в азии, фотографии, янгхазбанд, громбчевский)

Как известно, каждая большая гора, являясь в прямом смысле слова пупом Земли, со временем обрастает большим количеством мифов и легенд и становится осью и основой фантастических и вместе с тем совершенно реальных историй. Возмущение пространства по вертикали причудливо переплетает эпохи и судьбы. За мифы и легенды отвечает местное население, герои былей – различного рода авантюристы, альпинисты и прочие неистовые "исты".

Было бы интересно составить что-то наподобие исторической хроники, например, по каждому восьмитысячнику, но для этого надо много по ним бродить :) Об Эвересте я уже пробовал писать, теперь очередь Нанга Парбат, тем более что эта гора даст хорошую фору тому же Эвересту, да и Кашмир – место очень не простое.

1. Нанга Парбат. Картина Николая Рериха. Изображение найдено в сети

Пакистан: Место, где Будда обрел лицо

Идея похода русских войск на Индию восходит к эпохе правления Императора Павла I, когда в 1801 г. был разработан план совместного похода франко-русского экспедиционного корпуса за Инд. При этом следует обратить внимание на то, что все последующие русские идеи о возможной борьбе с Великобританией в Средней Азии подразумевали именно поход, т. е. военную операцию по демонтажу британского господства, но не завоевание Индии, как то настойчиво пыталась представить британская сторона.

Готовясь к походу на Индию: боевая подготовка русской армии для действий в горах (Путешествия, "большая игра" в азии, горная подготовка, туркестанский военный округ, индия)

Дорога вдоль Пянджа, проложенная русскими солдатами на месте оврингов. 1912 г.

В 1906 – 1908 гг по «Высочайшему» повелению полковник К. Г. Э. Маннергейм командировался в Китай с военно-научной целью. Маршрут экспедиции пролегал через Туркестанский край в Восточной Туркестан (Синьцзян) и далее через провинции Ганьсу, Шэньси и Шаньси в Пекин.

У подножия Хан-Тенгри: путешествие полковника Маннергейма в Синьцзяне (Путешествия, барон к. г. э. маннергейм, экспедиция в китай в 1906 - 1908 гг., музартский проход)

Полковник Маннергейм среди чиновников китайской администрации Аксу

Целью поездки был сбор военно-статистических сведений по пройденным территориям, особенно в пределах Западного Китая, ознакомление с реформами в китайской армии. По поручению Фино-Угорского научного общества Маннергейму предлагалось собрать этнографические и антропологические коллекции. Перед поездкой в Китай Маннергейм прошел в Петербурге ускоренные курсы фотографии и топографии. Во время путешествия ему удалось встретиться с Далай-ламой и узнать много интересного о политическом положении Тибета, который по англо-русскому соглашению 1907 г. был признан китайской территорией и объявлен вне сферы интересов двух великих держав. В пути Маннергейм вел подробный дневник, в котором записывал впечатления от поездки, вносил сведения о китайских войсках, их организации, вооружении, боевой подготовке и пр. Военные сведения, собранные в ходе поездки, представил в «Предварительном отчете о поездке» (1909).

Во время работы Международной геодезической конференции, состоявшейся в 1909 г . в Лондоне, было признано желательным и своевременным для развития картографии связать европейскую триангуляцию[1] с Британской Индией через Россию. К 1910 г. Русский Туркестан уже был прочно связан первоклассной триангуляционной сетью с Европейской Россией. Русская триангуляционная сеть в Туркестане доходила до г. Оша в Ферганской области. В Британской Индии триангуляцией к указанному времени была покрыта практически вся территория, за исключением небольших участков на Северо-Западном пограничном пространстве. К 1910 г. геодезические сети России и Британской Индии отделяло друг от друга только пространство Памира и припамирских княжеств – Хунзы и Читрала. Решению общей задачи способствовали и политические условия, сложившиеся после заключения англо-русского соглашения 1907 г. о разделе сфер влияния в Центральной Азии. После 1907 г. Россия и Великобритания не рассматривали друг друга (по крайней мере официально) как потенциальных противников. Обращение руководителей конференции к правительствам России и Великобритании получило положительную реакцию, и военно-топографическим ведомствам двух стран была поставлена задача соеденить триангуляционные сети в Средней Азии. Проект получил официальное название - «Заключительные работы по соединению триангуляционных сетей Индии и России».

Перевал Беик, где Европа встретилась с Индией. К столетию англо-русской триангуляции на Памире (1910 - 1913, Путешествия, сырыкол, тагдумбаш памир, памирский пост, англо-русская триангуляция, а. и. аузан, м. и. чейкин, восточный памир)

Скалу Барбарина видел, по крайней мере, на картинке, любой скалолаз; или, точнее, любой скалолаз, смотревший статью «Скалолазание» в «Википедии»

Отдел исторических изысканий Риска сообщает новые данные по экспедиции Косиненко 1908 г. (Альпинизм, ледник федченко, ледник бивачный, памир)

Благодаря ИГРАН и, в первую очередь, Оксане Рототаевой, при большом участии Garmo удалось вытащить на свет интереснейшую статью Николая Ивановича Косиненко о конном путешествии по Памиру в 1908 г., опубликованную в 1915 г.

Общение с первоисточником позволило установить:

Траверс Патриот-Россия-Коммунизма 1973, кто об этом знает? Траверс подтвердился, подробности изучаются (Альпинизм, пик коммунизма, безносов, пик россия, пик патриот)

От Garmo сегодня узнал, что в 1973 г. был совершен траверс пик Патриот (6446) - пик Россия (6875) - пик Коммунизма (7495). Он это вычитал в Книге о любви к путешествиям Леонида Стариковского. Вот, что там написано.

Странички истории. Проблема долины Шаксгам. (Альпинизм, каракорум, мэйсон, громбчевский, янгхазбенд, долина шаксгама)

Пока Том не уехал в Африку, спешу поделиться частью исторического обеспечения нашей экспедиции, и перед PPZ обещание выполнить.

Поэтому публикую перевод интереснейшего документа - выступления полковника Сэра Френсиса Янгхазбенда на заседании Королевского географического общества 8 февраля 1926 г.

Конечно же восхищает и проявленное им благородство, ведь за язык его никто не тянул.

Президенту РГО Шойгу С.К.

Уважаемый Сергей Кужугетович !

В связи с тем, что место захоронения выдающегося исследователя Памира полковника Генерального штаба Русской Армии Николая Ивановича Косиненко (1881 - 1917) стало достоверно известным,

путешественники, альпинисты и туристы России предлагают РГО установить памятник Н. И. Косиненко на месте его захоронения - на Московском городском братском кладбище (Песчаная ул., район Сокол), .

Очерк о Николае Ивановиче Косиненко см. ЗДЕСЬ.

В наступающем 2011 году будет 130 лет со дня рождения Н. И. Косиненко.

Таким мог увидеть Косиненко пик Коммунизма (7495) в 1908 г. Фото И. Жданова из кармана правой морены ледника Бивачного в 2,2 км от его устья (2009).

Первая конная "шестерка" на Бадахшанском Памире. (Альпинизм, косиненко, ледник федченко, ледник бивачный)

Сегодня я побывал на Московском городском братском кладбище. Оно совсем недалеко от моего дома - 10 минут на велике. Здесь похоронен полковник Генерального штаба Николай Иванович Косиненко, который геройски погиб 31 января 1917 г. Вчера мне удалось сделать маленькое историческое открытие. Оказывается, что полковник генерального штаба и выдающийся исследователь Памира капитан Косиненко - один и тот же человек!

Изучая историю Памира, невольно обращаешь внимание на отсутствие каких-либо биографических сведений о капитане Косиненко. Этот офицер известен своим знаменитым конным походом 1908 г. по маршруту:

Ош - Гульча - перевал Талдык - Алайская долина - Дароут-Курган - перевал Терсагар - кишлак Алтын-Мазар - ледник Федченко - радиальный выход на ледник Бивачный до устья S-образного ледника с перевала Большой Фонтан - радиальный выход по леднику Федченко до перевала Кашалаяк - река Беляндкиик - перевал Тахтакорум (4555,1А) - река Танымас - радиальный выход на ледник Грумм-Гржимайло - селение Кудара - селение Савноб - селение Рошорв - река Язгулемдара - перевал Нижний Хурджин (4750,2А) - река Рокзоу - река Язгулем - перевал Гушхон (4407,1А) - река Ванч - перевал Сытарги (4488,1Б-2А) - река Обихингоу - перевал Гардани-Кафтар (3745,1А) - река Сурхоб - Алайская долина - Фергана.

Одно только перечисление этих названий ласкает слух фанатам Памира. А это всё было в 1908 году верхом на лошадях!

"Есть реки, есть бешеная река Сауксай. Много ичигов изорвал я на скалах, всюду излазил, но в верховьях Сауксая не был. Туда никому нельзя ходить. Там живёт арвах и водятся драконы. Всякий, кто пойдёт туда, умрёт страшной смертью."

Из романа "Джура" ( Георгий Тушкан).

Ф.1. Озеро около ледника Большая Саукдара. Фото И. Жданова (2009)

Маршруты южных склонов пика Ленина (Альпинизм, пик ленина, маршрут хойера, маршрут устинова, маршрут борисенка)

Ежегодно из Алайской долины к подножию пика Ленина (7134) приходят сотни людей. Эта северная сторона вершины хорошо известна, и её фотографии украшают многие журналы и сайты. А вот с юга люди бывают крайне редко. Возможно, поэтому с южными маршрутами на пик Ленина постоянно происходит какая то путаница.

Географы или шпионы? Пандиты на службе у Монтгомери (Альпинизм, тибет, каракорум)

Вот так, с молитвенным колесом в руках ученики Монтгомери собирали первые географические сведения о Тибете и китайском Туркестане.

Томас Монтгомери известен как геодезист, открывший в 1856 г. Машербрум (K1) и Чогори (K2). В 1862 году для картографирования закрытых для иностранцев северных (по отношению к Индии) территорий Тибета и китайского Туркестана Монтгомери придумал засылать туда специально обученных индусов. То, что для этого приходилось делать, привело меня в восторг...

Биографии: Корженевский, Николай Леопольдович (корженевский н.л., памир, п.корженевской, энциклопедия)
Мы продолжаем знакомить вас с величайшими исследователями горных районов, путешественниками, альпинистами.
И сегодня рассказ о Николае Леопольдовиче Корженевском. Крупнейшем исследователе Памира, имеено ему принадлежит открытие третьей по высоте вершины Памира - пика Корженевской (7105) в 1910 году, названной Николаем Леопольдовичем в честь его жены – Евгении Сергеевны.

Статья из Энциклопедии Риска.

Таинственная Арка Шиптона (Альпинизм, энциклопедия риска, кашгарские горы)

В Google Earth удалось найти Арку Шиптона! Теперь, когда координаты этой таинственной арки стали известны, о ней можно и в энциклопедии написать. Тем более, что Арка Шиптона и Шиптон Спайр - единственные географические объекты, носящие имя великого исследователя.

Шиптон был странной кандидатурой на пост генерального консула в Кашгаре - этот 33-трехлетний альпинист с сияющими голубизной глазами и холодноватой грациозной манерой держаться. Мужчины становились его преданными друзьями, женщины влюблялись в него. Шерпы его боготворили.

Эрик Шиптон - хорошо известный шпион! (Альпинизм, энциклопедия, альпинизм)
В таком качестве Эрик Шиптон был представлен в советской прессе,
ну а нам он известен в совсем другой ипостаси - огоромных заслуг альпиниста и исследователя.

Эрик Эрл Шиптон (Eric Earle Shipton) [01.08.1907 - 28.03.1977]
Статья Андрея Лебедева в Энциклопедии.

Молодые годы

Эрик Шиптон родился на острове Цейлон 1 августа 1907 в семье чайного плантатора. Эрику еще не было 3-х лет, когда умер его отец. Его мать похоронила свое горе в постоянных путешествиях. Вместе с Эриком и его сестрой Мардж (Marge) она в течение 5 лет постоянно переезжала между Европой, Индией и странами Восточной Азии.

В английской школе Шиптон учился плохо, он страдал дислексией - так называется избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению. Однако окружающие этого не понимали. Учителя ставили плохие отметки, а сверстники часто били.

Эрик так и не закончил школу, провалил все экзамены в университет и к 21-му году жизни ему светило только одно - стать плантатором в колониях, как и его отец. В 1928 г., закончив двухмесячные курсы по землеустройству, он отправляется в Кению.

2008 год - 70 лет Игорю Бритарову ! (Альпинизм, пик ленина, ледник дзержинского, перевал раздельный)

Я не знаком с Игорем, зато почти наизусть знаю его отчет об экспедиции 1970 г. по Северному Памиру (хребты Зулумарт и Заалайский). Впервые я узнал об этом отчете при подготовке нашего заалайского похода 1997 года и с тех пор я обращался к нему 10, а может уже и 20 раз.

Там сплошные первопрохождения перевалов в хребте Зулумарт, а в конце первопрохождение перевала Раздельного (6140) и вместе с ним первопрохождение нового маршрута на пик Ленина (с юго-запада по леднику Дзержинского и западному гребню).

По непонятной мне причине этот маршрут называется маршрутом Гриценко, хотя Гриценко в группе у Бритарова не было.

В известной статье Я.Аркина "Пик Ленина" [1] приводится следующая схема:

Редкая статья Белецкого теперь в сети (Альпинизм, кузьмин, конгур-тюбе, музтаг-ата, белецкий)

Усилиями Garmo (оцифровка) и вашего покорного слуги (форматирование и веб-дизайн) в сети впервые появилась редкая статья Белецкого "В горах западного Китая", посвященная Советско-Китайской экспедиции на Музтаг-Ату (7546) и Конгур-тюбе (7595) в 1956 г.

Библиографическая редкость теперь в сети. (Альпинизм, китайский памир, конгур, конгурские альпы, скрайн, скрин, кашгарские горы)

"Китайская Центральная Азия" - бестселлер Клармонта Скрина, много раз переиздававшийся зарубежом.
В 1935 году русский перевод этой книги был издан также "Молодой гвардией".