Сообщество «Исторических изысканий» / Лента

Пару раз я ходил в горные походы в район хребта Терскей-Алатау и каждый раз, проезжая южным берегом Иссык-Куля, видя заснеженные вершины задолго до подъезда к Караколу, задавался вопросами: "А что там? Ходил ли туда кто-то? Почему туда не ходят?"

Забытый Терскей. Часть 1. (Горный туризм, ледопад, гадкий утенок, туманный, конурулен, красных, западная часть)

На днях отсканировал одну книжицу, которая может быть интересна любителям азиатских гор.

Щукина Н.М. Как создавалась карта Центральной Азии (Альпинизм, азия, история, исследование, путешествие, сапожников, козлов)

Перевод отчета о Памирской экспедиции 1928 г., наконец, завершен! (Альпинизм, георгий сальников, немецкий отчет 1928, первая памирская экспедиция)

На леднике Грумм-Гржимайло.

"Наверно, это любовь была...
Посмотрите - ведь это её дела"

Эта песня Булата Окуджавы сразу зазвучала у меня в голове, как только я увидел публикацию титанического труда Георгия Сальникова по переводу немецкого отчета о грандиозной Первой Памирской экспедиции 1928 г.
Текст отчета набран готическим шрифтом, что создавало немалые дополнительные трудности.

Работа над переводом началась весной 2011 г. после обсуждения немецкого отчета на Риске в статье о пике Фиккера.. Там я обратился за помощью к сообществу Риска с просьбой о переводе деталей первовосхождения на эту вершину. Тогда мне помогли Гоген (Игорь Ивашура), Семен Губергриц и владелец раритетной книги Георгий Сальников.

И вот тогда то Жора и задумал перевести полностью весь отчет.

4.Полудетективное расследование.
В этой части будет более всего предположений, гипотез, додумываний.

Тайна золотой Олимпийской медали. Часть 4. (Альпинизм, гималаи, эверест, олимпийские медали альпинистам, олимпийские игры)

Олимпийские Боги, Джулио Романо, Мантуя, Италия

3. Факты и гипотезы.
В этой части попытаемся разобраться, кто из альпинистов, реально, получил Олимпийские медали.

Члены МОК (слева направо): 1. Доктор Виллибильд Гебхардт (Германия) 2. Барон Пьер де Кубертен (Франция) 3. Советник Иржи Гут-Ярковский (Чехия) 4. Деметриус Викелас (Греция) 5. Ференц Кемени (Венгрия) 6. Генерал Алексей Дмитриевич Бутовский (Россия) 7. Генерал Виктор Бальк (Швеция) (Афины, 10 апреля 1896 года)

Тайна золотой Олимпийской медали. Часть 3. (Альпинизм, шмид., бауэр, олимпийские медали альпинистам, диренфурт)

Тайна золотой Олимпийской медали.

2. Статистика. Золотые призеры по альпинизму Первой зимней Олимпиады в Шамони.

Члены экспедиции на Эверест 1922 г. 13 человек, награжденных Золотой Олимпийской медалью.
Тайна золотой Олимпийской медали. Часть 2. (Альпинизм, экспедиция на эверест1922 г., олимпийские медали альпинистам, чарльз брюс, эверест)

Всего было выдано 22 медали.

Изучая один интересный вопрос, связанный с экспедицией на Эверест в 1922 г., я столкнулся с тем, что материалы на русском языке о руководителе экспедиций 1922 и 1924 годов, бригадном генерале Чарльзе Брюсе, крайне скудны.
Поэтому, восполняя пробел, хочу представить вам перевод из Википедии, фотографии и описания, которые мне удалось разыскать.

Чарльз Брюс - Бригадный генерал, однако...

Бригадный генерал Чарльз Гранвиль Брюс. Серия "РИСКовые люди" (Альпинизм, гималаи, чарльз брюс, эверест)

В прошлой статье на риске я обозначил ряд вершин, метстоположение которых забыто, а описания восхождений утеряны.

Из старых туристских отчетов известно, что некто Зимин в 1947 году совершил восхождение на пик военных топографов в Джунгарии, а в 1950 году совершил траверс хребта Каратау в районе ледников Тронова и Безсонова, две вершины были названы его именем.

Конгурские альпы. Фото О. Чхетиани, 2003.

Завершаю публикацию перевода О. Чхетиани статьи Клармонта Скрина "Конгурские Альпы". Вот здесь было начало статьи. Потом было продолжение статьи. И вот теперь её завершение.

Признаюсь, что с большим удовольствием занимался подчисткой этого текста, эта работа заставила меня внимательно перечитать статью заново, благодаря чему я обратил внимание на многое для меня новое.

Мы ожидали, что покинем Кашгар в начале сентября 1924 г., поэтому следующим летом мы собирались провести 2 недели в июле-августе в наших любимых Конгурских Альпах.

На этот раз мы решили перед долиной Кайинга побывать в Япчен Джилге, поскольку я хотел разведать путь в долину Тигарман Су. Два дня превосходно прошли среди сосен и удивительного буйства цветов на замечательных альпийских лугах Япчен Джилги напротив красных скал Бозарги и Беле Тока.

Продолжим публикацию перевода статьи Клармонта Скрина "Конгурские Альпы". Начало
статьи ЗДЕСЬ.

Следующее и весьма краткое посещение района произошло в апреле 1923 г. Во время короткого весеннего тура мы оказались в Яркенде, и не более чем через 2 недели нам необходимо было вернуться в Кашгар. Покинув Яркенд 2-го апреля, мы направились в интересный район Кызыл Таг (Красные Горы) по тропам, прежде не посещаемым европейскими путешественниками.

Портрет Клармонта Скрина, 1907. Из частной коллекции.

Недавно Робинсия мне прислала письмо: "Если вы хотите стать командой Риска, то напишите статью, как вы готовитесь к вашей Комплексной экспедиции на Китайский Памир".

Ну как готовимся? По методу Vamibo, в барокамере, то есть. Нет, не сидим в ней, она большая, как комната. Мы в ней танцуем хард-басс. :) Тренировки до опупения. Вот только Волков и Панков сачкуют. Первый жалуется на отсутствие растраченного на совещаниях времени, второй - на растраченную где-то ногу...

Луна над пиком Фиккера (6725). Вид с северо-востока, с ледника Витковского, справа - освещенный вечерним солнцем западный гребень вершины. Фото Ивана Жданова (2009).

К истории пиков Фиккера (6725) и Сов. Космонавтов (6150). (Альпинизм, пик советских космонавтов, пик фиккера, шеститысячники памира)

В работе над таблицами шеститысячников Памира приходится раскапывать данные о первом восхождении, верифицировать их по нескольким источникам и т.п. Работа эта очень кропотливая, но интересная. Это, как раз самое интересное при составлении таких таблиц.

И вот теперь мне понадобилась помощь сообщества Риск.

Летом 2010 года мы ходили в поход по Алтаю. Наш маршрут прошел по долине р. Кураган и частично совпал с маршрутом путешествия В.В. Сапожникова 1895 года

Экспедиция в Музкол 1940 г. Идентификация вершин и анализ ошибок. (Альпинизм, пик райковой, пик погребецкого, долина акбайтал)

Разобравшись с шеститысячниками Шахдаринского хребта, я было взялся за шеститысячники хребта Музкол, но наткнулся на такую проблему. Что за шеститысячники такие - пики Погребецкого и Райковой? Нет таких шеститысячников. Начал разбираться... Зачитался книжкой В.С. Яценко "В горах Памира", изданной сначала в 1945 г., а потом переизданной в 1950 г.

И получил интересный результат, который сначала решил оформить в Энциклопедии Риска под заголовком "Псевдошеститысячники хребта Музкол", а потом, думаю, спокойнее надо быть... :), и переименовал в "Вершины долины Акбайтал".

Летом 1891 г. на обширной территории Средней Азии от Тянь-Шаня до Гиндукуша развернулись события, которые вошли в историю международных отношений как «памирский кризис» или борьба за Памиры. После заключения Петербургского соглашения 1873 г. между Россией и Великобританией о демаркации условной границы Афганистана по реке Аму-Дарье и ее притоку р. Пяндж, по которому Афганистану отходили часть Бадахшана и Вахан, огромная территория Памиров к востоку от оз. Зоркуль (Виктория) до китайских владений в Кашгарии оставалась как-бы «бесхозной». Обострение русско-британских отношений в середине 70-х гг. XIX в. вокруг государства Якуб-бека в Восточном Туркестане впервые обозначило геополитическую ценность Памиров и положило начало борьбы за обладание этим стратегически важным районом. Политическая борьба между Россией и Великобританией сопровождалась активным географическим изучением Памиров. Точне будет сказать, что именно географическое изучение Памиров дало в руки политиков те необходимые исходные данные, которые затем легли в основу политической борьбы.

Поход за «снеговой бруствер»: русские на пути к Памиру (Путешествия, громбчевский, поездка барона вревского 1891 г., алай, англо-русское соперничество)

Генерал-губернатор Туркестанского края барон Вревский и чины его штаба в Фергане на пути к китайской границе

В конце января в эфире телеканала "Россия 2" появится телепрограмма экс-главы администрации президента России Сергея Ястржембского, сообщается в пресс-релизе ВГТРК, распространенном в среду, 19 января.
Как говорится в сообщении, это будет программа о путешествиях под названием "Магия приключений". В каждом выпуске программы Ястржембский будет брать интервью у знаменитых исследователей и путешественников.

"Хождение за три моря" Ястржембского (путешествия)

Когда в 1983 г. перед Месснером встал вопрос о собственном доме, то сомнений не было - дом должен быть непременно в горах, чтобы связь с ними не утрачивалась даже в домашней обстановке. Месснер искал место, где он мог бы собраться с мыслями, растить детей, возделывать виноград и печь домашний хлеб. Свой выбор он остановил на средневековом замке-крепости Юваль в Южном Тироле.

"Таши делек" Рейнхольда Месснера (Альпинизм, рейнхольд месснер)

Вид на замок Юваль

Плато Губайлык. Сюда планировал прийти Громбчевский, преодолев перевал Русский и ущелья 3-х притоков Юрункаша. Фото О. Чхетиани (2003).

Загадка перевала Русский. Вот где загибалась экспедиция Громбчевского. (Альпинизм, аксайчин, перевал русский, громбчевский, куньлунь, юрункаш)

Итак, мы знаем, что после отказа властей Индии принять экспедицию Громбчевского в Ладакхе, где он и его спутники могли бы переждать морозы зимы 1889-1890 г., Громбчевский попытался перевалить в бассейн реки Юрункаш и вдоль этой реки пробиться на север в населенные места близ Хотана. Мы знаем также, что этот гибельный путь ему подсказал Френсис Янгхазбенд [1 и 2].

"... В донесении к своему непосредственному начальнику полковнику Пэрри-Нисбету (Parry-Nisbet), британскому политическому резиденту в Кашмире, Янгхазбанд сообщал, что указал русскому "путь абсолютно лишенный всякого значения, из ниоткуда в никуда, проходящий по очень высокому плато и горам, без травы и топлива, и что движение по нему зимой будет сопряжено с большими трудностями и потерями в отряде". [1]

Лишь с нескольких попыток мне и Garmo удалось-таки полностью восстановить маршрут Громбчевского к реке Юрункаш.

Сегодня на сайте появилась заметка участника форума balabanoff "Техника альпинизма ОПТЭ в картинках". Издание, действительно, оказалось очень редким, можно сказать, unicum. Как старого книжника, меня заинтересовал вопрос, почему этого издания нет в библиотеках России. После небольшого поиска причину удалось установить. Работа была составлена коллективом авторов, в котором принял участие Н. Ф. Тизенгаузен. Почему книга исчезла из советских книжных фондов - история ниже.