Сообщество «Исторических изысканий» / Лента

Книга о Морисе Уилсоне на русском (Альпинизм)На русском языке вышла книга о Морисе Уилсоне. Показана личность человека, объясняются причины его одержимости Эверестом, развеиваются некоторые мифы. Подробно освещены военные подвиги Уилсона, линая жизнь, полет из Англии в Индию - ничуть не меньший подвиг, чем попытки одиночного восхождения. И т.д. и т.п. Включена информация из архивов (в том числе документы), начиная от переписки британских чиновников, пытавшихся понять, по какой статье Уилсона можно посадить за несанкционированный полет, заканчивая перепиской министерства по делам Индии с матерью Мориса после обнаружения его тела... В книге много уникальных фотографий первых экспедиций на Эверест 1920-х - 1930-х годов.

Книга уже есть на "Озоне", в "Спортмарафоне", в конце недели появится в "Лабиринте". Буду рад отзывам.

Друзья, требуется помощь коллективного разума. Один заграничный товарищ попросил идентифицировать док. фильм о советском альпинизме.

Вводные: фильм длится около 20 минут, первая часть его черно-белая, вторая цветная. Название его неизвестно. Есть предположение, что фильм снят Михаилом Ануфриковым. Некоторые кадры из фильма прилагаются.

Друзья. Прошел год после выхода Дневников Букреева, и я закончил работу над новой книгой - "8 лет в Тибете" Петера Ауфшнайтера.
Петер Ауфшнайтер (1899–1973) – австрийский альпинист, путешественник, картограф и ученый. Широкой общественности он известен в основном лишь как спутник Генриха Харрера – автора книги "Семь лет в Тибете". После выхода одноименного фильма Жана-Жака Анно история Харрера стала всемирно известной. Историю Ауфшнайтера не знает почти никто. Теперь этот пробел восполнен. Подробнее см. по ссылке

"8 лет в Тибете. Дневники Петера Ауфшнайтера" (Путешествия, гималаи, непал, книги, харрер)

Друзья, а вы в курсе, что в открытый доступ выложили "Seasonal Stories" летописца гималайских восхождений Элизабет Хоули? Они охватывают все восхождения в непальских Гималаях с 1985 по 2014 год. Это 426 страниц текста. Кажется, неплохо было бы перевести на русский. Может, кто возьмется?

Новый старый район. Западная часть Киргизского хребта (Горный туризм, Аспара, Ашпара, Каинды, киргизия, Киргизский, поход, Восстания, Утренний)
В западной части Киргизского хребта к югу от Кара-Балты и села Панфиловского (сейчас Каинды) в верховьях рек Аспара, Джарды-Каинды и Чон-Каинды расположен небольшой узел оледенения.

Несмотря на его доступность, информации о посещении его туристами почти нет.

В конце года многие подводят итоги. Я тоже собирался это сделать, причем здесь, на Риске, но не успел, так планировал написать про два итога, но получилось только сейчас и примерно про полтора. В 2017 году издательство "Деком" выпустило переведенную мною книгу "Тайная война ЦРУ в Тибете". Так получилось, что в ходе работы над ней я познакомился с Линдой Уайли - американской подругой Букреева, у которой права на его литературное наследие и которая опубликовала дневники Анатолия на английском языке. Знакомство состоялось благодаря посту Асета Даньялова на Риске в январе прошлого года. Асет, как, собственно, и я ранее, задался вопросом, почему дневники Букреева, изначально написанные на русском, были впервые опубликованы на английском языке. И Асет дал мне контакты Линды.

Русское издание дневников Букреева (Альпинизм)

В июле-августе 2017 года я провел свой отпуск в селе Тамга, что находится на южном берегу Иссык-Куля. Село примечательно тем, что в нем находится Санаторий Министерства обороны КР (раньше он назывался Санаторий Среднеазиатского Военного Округа). Санаторий очень старый, начинает свою историю с 1928 года, однако, работает и принимает людей на лечение по сей день.

Вокруг санатория сформировалась инфраструктура, состоящая из водно-спортивного комплекса, лодочной станции, детского пансионата и турбазы Иссык-Куль. Эта турбаза интересовала меня больше всего. За время моих изысканий множество тонких ниточек вели к Турбазе и обрывались. В 70-е и 80-е годы с Турбазы водили плановые походы, а в конце сезона инструктора совершали восхождения для души.
Турбаза Иссык-Куль. Забытые вершины и перевалы. Часть 1. (Туризм, киргизия, терскей, саво, Тамга)
Обложка схемы

В книге Б.Р. Маречека "Туристские маршруты по северу Киргизии" изд. "Кыргызстан", 1968 г. упоминается пик Пальмиро Тольятти.
Пальмиро Тольятти - генеральный секретарь итальянской компартии.

Привожу выдержку из книги. В ней даже приведена фотография вершины.
Пик Пальмиро Тольятти (Альпинизм, Маречек, терскей)
Пик Пальмиро Тольятти над Чельпекским плато.

– На что книжка? Все равно забудешь. Да и не трудно забыть – слова мудреные, дикие. Озеро называется Манасаровар, а реки – Пенджаб, что значит пятиречье. Слова тебе эти трудны, а вот ты припомни: пиджак и мы на самоваре. Ну, не забудешь? (Вл. Гиляровский)

Есть на этом свете гора, почитаемая сразу в нескольких религиях – буддизме, боне, джайнизме и индуизме. Это Кайлас (Кайлаш), один из пиков Трансгималаев, находящийся в Тибете недалеко от стыка границ Непала и Индии. Говорят, на его вершину не ступала нога человека.

Если верить интернету, разрешение от китайцев на восхождение на Кайлас получили всего несколько человек в разное время, в том числе один из величайших альпинистов в истории – Райнхольд Месснер. В итоге все отказались идти на гору. Кто, как Месснер, по причине веры, кто – из-за протестов верующих.

Мне довелось видеть "живьем" другую такую гору (до Тибета вообще и до Кайлаcа в частности мечтаю добраться) – это Мачапучарре в Непале. На нее единожды совершили подъем – в 1957 году, но из уважения к религиозным чувствам местных жителей альпинисты не дошли до вершины пятидесяти метров, после чего восхождения запретили. Глядя на этот пик, я думал: а если представить, что появится альпинист, ничего не знающий об этом мире, не разбирающийся в религии, то есть просто чистый лист. И ему скажут, вот, мол, есть гора, на которую никто не поднимался. И он полезет на нее, не ведая, какое огромное значение она имеет для миллионов людей. Получится у него или нет?

Тогда я не знал, что такая ситуация, видимо, стала реальностью, и довольно давно. В ходе работы над переводом книги "Тайная война ЦРУ в Тибете" пришлось много искать в архивах ЦРУ, и всплыла интересная история…

Озеро Манасаровар и гора Кайлас. Фото найдено в сети
Оскверненная святыня (Вода, тибет, кайлас, манасаровар)

Друзья, в нижегородском издательстве "Деком" вышла книга в моем переводе "Тайная война ЦРУ в Тибете".

Тайная война ЦРУ в Тибете (книги)

Напоминалка о лекции про Китайский Каракорум и про Громбчевского в лекционном зале компании Сплав (Путешествия, куньлунь, громбчевский, Янгхазбэнд)
В среду 5 апреля в 19.30 в лекционном зале компании "Сплав" (Москва, м. Новогиреевская, ул. Кетчерская, д. 16) я прочитаю лекцию.

Лекция будет посвящена путешествию Громбчевского 1889-1890 годов в Центральную Азию и горному району - Китайский Каракорум.

Лекция в "Сплаве". Громбчевский и Янгхазбенд в Каракоруме и Куньлуне. (Путешествия, шаксгам, зуг-шаксгам, куньлунь)

Первый герой этой лекции - выдающийся российский путешественник и разведчик Бронислав Людвигович Громбчевский, который совершил фантастическое путешествие по Памиру, Куньлуню и Каракоруму в 1889-1890 гг. В отличие от экспедиций Пржевальского и его учеников, экспедиции Громбчевского отличались высокой степенью экстремальности, порой, путешественникам приходилось буквально бороться за жизнь.

Второй герой лекции - соперник Громбчевского, выдающийся британский путешественник и разведчик Френсис Янгхазбенд.

Эти два кавалера золотых медалей своих родных географических обществ (России и Британии) столкнулись в, так называемой, "Большой игре" - в противостоянии России и Англии в Центральной Азии в конце 19-го века.

Они даже встретились в горах и очень подружились.

И, наконец, третий герой - Китайский Каракорум, который в отличие от пакистанского с тысячами туристов, до сих пор остается страной терра инкогнита.

Всё, к лекции готов! Сегодня в "Сплаве" о Памире, о Косиненко... (Путешествия)
Пик Коммунизма (7495). Вид из лагеря Косиненко на леднике Бивачном.

Жалко, что раньше не догадался пригласить. Было не до рекламы - последние 2 дня плотно готовился к лекции, которую прочитаю сегодня в 19.30 в "Сплаве" в Новогиреево (ул. Кетчерская, 16). Может быть, кто-то из читателей Риска после работы придет...

Лекция посвящена фантастическому конному походу по Памиру отряда Николая Ивановича Косиненко в 1908 году. Лекция иллюстрирована фотографиями и видеосюжетами из "Памирского марафона 2009".