2008 год - 70 лет Игорю Бритарову !
Я не знаком с Игорем, зато почти наизусть знаю его отчет об экспедиции 1970 г. по Северному Памиру (хребты Зулумарт и Заалайский). Впервые я узнал об этом отчете при подготовке нашего заалайского похода 1997 года и с тех пор я обращался к нему 10, а может уже и 20 раз.
Там сплошные первопрохождения перевалов в хребте Зулумарт, а в конце первопрохождение перевала Раздельного (6140) и вместе с ним первопрохождение нового маршрута на пик Ленина (с юго-запада по леднику Дзержинского и западному гребню).
По непонятной мне причине этот маршрут называется маршрутом Гриценко, хотя Гриценко в группе у Бритарова не было.
В известной статье Я.Аркина "Пик Ленина" [1] приводится следующая схема:
На ней цифрой 7 указан маршрут по леднику Дзержинского, а в таблице маршрутов на 7-й позиции указано: Дата восхождения 16.08.1970. С ледн. Дзержинского через Раздельную с севера, со стороны Алайской долины. Рук. - В. Гриценко. Участники: А. Миронов и В. Березин (3 чел.).
В отчете И. Бритарова [2] указано: дата восхождения на пик Ленина - тоже 16.08.1970
Сначала я подумал, что Гриценко, Морозов и Березин - члены команды Бритарова. Однако, в отчете Бритарова указан такой состав:
Получается, что две команды в течение нескольких дней параллельно шли по леднику Дзержинского и одновременно день в день взошли на пик Ленина.
В отчете [2] у Бритарова об этом ничего не написано. Зато там написано, что группа Бритарова сняла записку команды альпинистов под руководством Шабанова. А во всё той же статье Аркина [1] утверждается, что группа Н. Шабанова взошла на вершину 14 августа, т.е. за два дня до команды Бритарова.
Более того, из статьи Юрия Ицковича [3] прямо следует, что именно группа Бритарова осуществила это первопрохождение, причем по ходатайству Владимира Ивановича Рацека было принято решение Президиума Верховного Совета Узбекской ССР о награждении команды Бритарова памятными серебряными жетонами!
Воспоминания Ицковича о старинных событиях настолько ценны и интересны, что заслуживают вот такой длинной цитаты.
Из воспоминаний Ю.Ицковича.
"...В начале семидесятых годов самодеятельные группы Ленинградских горных туристов окончательно созрели для того, чтобы пытаться покорять семитысячники. Наиболее яркой фигурой в этом деле, бесспорно, был Игорь Александрович Бритаров. Он работал тренером-инструктором туризма и альпинизма в областном совете спортивного общества "Спартак", много сил отдавал подготовке и проведению сложных горовосхождений и путешествий. При этом все было организовано профессионально.
Зимой свою команду Игорь тренировал на Зимнем стадионе, организовав этот процесс через родной "Спартак". Весной и летом команда тренировалась за городом, совершала марши-броски по выходным до 60 км и набирала к концу лета отличную спортивную форму.
Подъём на пер. ДСО Спартак, первопрохождение. Из отчета Бритарова [2].
В его команде были мастера на все руки, такие, как Юрий Станкевич - инструментальщик высокой квалификации на заводе "Электросила", который делал айсбайли, карабины и прочее горное "железо", служившее впоследствии образцом для производителей спортивного снаряжения. Члены его команды сами сконструировали и изготовили автоклавы вместо кастрюль для приготовления пищи на большой высоте при низком давлении воздуха, сами шили палатки с удобными тамбурами для бытовых целей, пуховки и т.д.
И вот в 1970 году эта суперкоманда поставила перед собой цель: пройти сложный маршрут на Памире и при благоприятных условиях подняться на пик Ленина. Маршрут выбрали не из стандартных (оз. Кара-Куль - через хр. Зулумарт - лед. Зулумарт - лед. Б. Саукдара - лед. Дзержинского - перемычка за Раздельной - пик Ленина - Раздельная - Луковая поляна:), по которым в те годы ходили все восходители: с севера через Луковую поляну, или через перевал Крыленко с небольшими вариациями. Команда решила взойти с трудно доступного Юго-запада, через ледники Саукдара и Дзержинского, через перевал Раздельный, где еще никто на пик Ленина не поднимался, хотя подходы уже были разведаны впереди идущими, в частности, В.П. Ротштейн.
В команде были - Игорь Остроухов, Александр Завьялов, Юрий Станкевич, Юрий Жеско, Олег Доценко, Александр Куликов. Правила игры в то время были таковы, что оформить официально маршрут туристской группы через пик Ленина было невозможно. Поэтому в маршруте было намечено прохождение перевала Раздельный вблизи пика Ленина с южной стороны Заалайского хребта на северную и радиальный выход на ребро пика Ленина. Радиальные выходы с разведывательными и познавательными целями туристам делать не запрещалось.
Таким увидела ледопад ледника Дзержинского группа Бритарова в 1970 г.:
Группа прошла трехнедельную акклиматизацию во время подхода к пику с юга через несколько перевалов высшей категории сложности в Заалайском хребте и его отрогах, включая два первопрохождения, и вышла на ледник Дзержинского в верховьях которого расположен пик Раздельный высотой 6300 метров и перевал, ведущий на север, на Луковую поляну. От этой точки маршрута группа пошла по гребню пика Ленина и заночевала на плато на 6500 м.
На следующий день при тихой солнечной погоде около 12 часов дня Бритаров с командой вышел в радиальную "прогулку" по плато пика Ленина. Подъем проходил спокойно без существенных технических трудностей. Спортсмены шли не спеша с остановками через 50-60 шагов для отдыха и в 15 часов наткнулись на тур, который свидетельствовал о том, что они "случайно" взошли на вершину (7134 м). В 17 часов все спустились в лагерь 6500, а утром начали спуск (через пик Раздельный) и к вечеру были на Луковой поляне.
Так, можно сказать "играючи", был впервые проложен новый маршрут на пик Ленина с юга. За этой легкостью, конечно, стоял тяжелый труд и огромный объем тренировочной работы. О высокой спортивной форме группы говорит такой факт: утром на Луковой поляне у группы оставалось из продуктов одна пачка сахара и немного кофе. Был конец лета, конец сезона и на поляне не было ни души (только две могилы в стороне свидетельствовали о недавней трагедии в горах). Восходители сварили и выпили кофе, надели рюкзаки и в 7 часов утра вышли в сторону ближайшего поселка Кок-Су, находящегося в 30 км к северо-востоку от места ночевки. В 9 часов вечера они достигли цели, показав завидную скорость передвижения с рюкзаками, и смогли пополнить израсходованный запас продуктов.
Таким увидел ледопад ледника Дзержинского ваш покорный слуга (Leb) в 1997 г.
Продолжение этой истории связано с именем известного исследователя гор Владимира Ивановича Рацека, того самого, чьи спасатели помогали группе Евгения Иорданишвили. В.И. Рацек - полковник, кандидат географических наук, автор нескольких книг о горах, первооткрыватель ряда вершин, в том числе пика Военных Топографов в районе пика Победы на Тянь-Шане. В то время он руководил отделом подготовки горных частей Туркестанского военного округа и с энтузиазмом внедрял в войска различные тактические схемы действий в горах.
Именно в его округе в 1968 г. Виктор Галкин организовал десантирование военных парашютистов на пик Ленина.
Так вот, Игорь Бритаров, оформил отчет о пройденном маршруте и вместе с запиской, снятой с вершины пика Ленина, отправил его в Ташкент Рацеку для оценки восхождения. Рацек высоко оценил пройденный маршрут. С его участием было принято решение Президиума Верховного Совета Узбекской ССР о награждении участников памятными серебряными жетонами о восхождении. Позже в одной из своих книг о горах Рацек рассказал о группе туристов, впервые попытавшихся взойти и покорить пик Ленина с юго-запада.
Схема ледника Дзержинского. Составил Leb к отчету 1999 г. [6]
Игорь Бритаров, воодушевленный оценкой Рацека, представил отчет о пройденном маршруте на первенство СССР по горному туризму. Всесоюзная маршрутно-квалификационная комиссия и жюри конкурса во главе с Юрием Владимировичем Гранильщиковым присудила ему первое место. Однако при утверждении этого решения в отделе туризма и альпинизма при государственном комитете по спорту СССР начальник отдела альпинизма А. Каспин выступил против, усмотрев авантюризм в восхождении с "запасом продуктов" в количестве одной пачки сахара. Ю.В. Гранильщиков был принципиален и не стал изменять решение своей комиссии. В результате в 1970 году первое место в первенстве СССР по горному туризму не было присуждено никому. Наверно такое решение огорчило И. Бритарова и его команду, но он не тот человек, который отступает перед препятствиями. Он представил свой отчет на первенство родного "Спартака" и получил там медали Чемпионов СССР по ЦС "Спартак".
Так зародился конфликт двух спортивно-бюрократических структур. Может быть, и не стоило Игорю добиваться чемпионских медалей в обход Госкомспорта СССР. Может быть, родители не приучили его беспрекословно слушаться взрослых, может характер у него был не слишком покладистый, но понять его можно. Далеко не каждому удается совершить первопрохождение по новому маршруту на семитысячник даже один раз в жизни. А рассчитывать на подобный триумф дважды - просто бессмысленно. История не знает сослагательных наклонений.
Как было, так было, а было дальше вот что:
В следующем, 1971 году Игорь организовал еще одно восхождение на семитысячник, теперь на пик Е. Корженевской в том же примерно составе. Туристский маршрут был оформлен вблизи пика, а восхождение было заявлено отдельно, как самостоятельное альпинистское мероприятие. Туристская часть маршрута прошла в этот раз неудачно. Близ перевала Кашал-Аяк Олег Доценко получил травму от сорвавшегося камня и его пришлось эвакуировать. Однако после завершения спасательных работ группа совершила запланированное восхождение. Погода была туманная. Восхождение проходило по стандартному маршруту, параллельно с другой альпинистской группой, пришедшей с поляны Сулоева. Обе группы были равны по силам, поочередно лидировали и практически одновременно были на вершине.
А это впереди ваш покорный слуга (Leb) штурмует сераки ледопада Дзержинского в 1997. Ох, славное место!
В 1972 году И. Бритаров и Ю. Станкевич совершили еще одно высотное восхождение, в этот раз - на пик Коммунизма в составе альпинистской группы областного совета "Спартак" под руководством Фреда Туника - МС по альпинизму.
Скорее всего, у Бритарова были и дальнейшие планы горовосхождений, но судьба распорядилась иначе. Количество самодеятельных горовосходителей росло и с ними иногда случались несчастные случаи. Это раздражало чиновников, отвечающих за статистику в спорте.
Может быть с целью уменьшить поток людей в горах, а может быть благодаря своей хорошей, но не доброй памяти, А. Каспин, тот самый, который воспрепятствовал в 1970 году присуждению команде Бритарова звания чемпиона СССР, организовал разборку деятельности Ленинградского Совета общества "Спартак". Прибывшая комиссия нашла повод для отрицательных выводов о работе руководства общества.
В результате, в 1974 году Игорь Бритаров был дисквалифицирован как турист и как альпинист. Его уволили с работы в спорткомитете. Пострадали и некоторые работники, сотрудничавшие с ним. Игорь остался без работы, а найти новую интересную работу оказалось не просто, даже в советское время. Дело в том, что он имел лишь среднее медицинское образование и прилично зарабатывать с таким образованием не получалось.
После долгих мытарств ему удалось устроиться инструктором Ленинградской областной станции юных туристов на Лосевской детской турбазе. И здесь снова расцвел его талант тренера и организатора. Он работал с мальчишками и девчонками практически всей Ленинградской области. Одновременно тренировал несколько команд, готовя их к соревнованиям по технике туризма. На всех соревнованиях, куда он привозил свои команды, они занимали первые места. Это было на всевозможных туристских многоборьях зимой и летом, это было и на традиционных Егоровских соревнованиях по спасработам (скалолазанье), это было везде. Даже сложилась такая поговорка: "Где бритаровские дети, взрослым ничего не светит". И опять возникает риторический вопрос, что было бы, если бы у И. Бритарова был более покладистый характер? Не исключаю, что каким-нибудь заслуженным тренером он вполне мог бы стать. Воистину история не знает сослагательных наклонений..."
Послесловие от Leb
...Вот такая история.
Я тоже ходил Бритаровский маршрут, причем дважды и оба раза в конце походов в 1997 году [5] и в 1999 году [6]. Привожу ссылки на эти отчеты для тех, кто хочет лучше ознакомиться с районом.
Вообще восхождение на пик Ленина с подъёмом по леднику Дзержинского стало стандартным украшением памирских походов. Вот в прошлое лето (2008) так сделала команда НГУ под руководством Марины Таракановской, а в позапрошлое (2007) - команда МГУ под руководсмтвом Александра Зотова...
Отчетов этих команд я пока еще не видел.
ИСТОЧНИКИ:
1. Я.Г. Аркин. Пик Ленина
2. И.А.Бритаров. Отчет о горном походе 5 к.с. по Памиру (zip)
3. Ю. Ицкович. Восходители и бюрократы, победы и конфликты (1956-1972)
4. Энциклопедия Риска. Ледник Дзержинского
5. А. Лебедев Отчет о горном походе 5 к.с., 1997
6. А. Лебедев Отчет о горном походе 6 к.с., (Памирский марафон), 1999 г.
80
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Высотные каникулы, или Лето на «пятерку»
фильм о походе 5 к.с. по Памиру. тур клуб МГУ
Привет Саше.
Обратить внимание квалификационной комиссии ФАР, пусть исправят в классификаторе!
Да и Шатаев должен быть в курсе вообще-то.
Спасибо!!! очень интересно и познавательно!!!
Ленин (даже если вынесут из мавзолея) - жил, жив и будет жить! И дело его бессмертно. -:)
Недаром ходоки не переводятся каждое лето
Хотелось бы его фото в статью всё-таки вставить.
И еще было бы здорово вставить дату рождения.
http://www.alpklubspb.ru/ass/a123.htm
2007Г VI КС. ПАМИР (ЗАААЛАЙСКИЙ ХРЕБЕТ, ТРАВЕРС П.ЛЕНИНА)
Спасибо, отличная статья !!!