Написано в октябре 2016, по поводу юбилея моего друга Лебедева Антона (Братск).

Стена не лезлась.
Вот не лезлась, хоть тресни…

Первый торчал в этом холодном внутреннем углу уже часа полтора.
Второй честно стоял на страховке:
- Подбери, придержи, выдай… Опять подержи, устал…
Не лезлось…

Фоторассказ о путешествии по Фанским горам (Горный туризм, фанские горы, турклуб маи, гиссарский хребет, чимтарга, энергия, москва, Большая Ганза, Мария, Ходжалокан, алаудин)
Летом наша команда снова побывала в Фанских горах. Нам удалось выполнить практически все спортивные планы, полюбоваться снежными вершинами и отлично отдохнуть. Ложку дегтя добавила типичная “тянь-шаньская” погода. Сложности не помешали нам пройти маршрут, но лишили будущей мечты. Раньше, морозя попу на севере или в высокогорных снегах, кто-нибудь да скажет: “А не поехать ли нам летом греться в Фанские горы!”. Представишь себе лазурные теплые озера, полуденный фанский зной, становится чуть теплее. Теперь мы знаем, что не такие уж Фаны теплые и сухие. Четыре дня отсидок в непогоду для такого района – это перебор.

Ниже читайте фото рассказ о нашем путешествии.

Лица Риска: Борис Абрамов (Альпинизм, 20 лет историй, Истории Риска, планета, интервью, outdoor, наши авторы)

Бориса Абрамова на Риске знают, скорее, не по имени, а по нику Aibolit.
Врач сборной команды Узбекской ССР с 1972 по 1987 год, врач Узбекского Республиканского клуба Альпинистов с 1988 по1990 годы, которому приходилось не единожды спускаться с больными участниками со склонов пиков Ленина, Корженевской и Коммунизма (теперь Исмоила Сомони).
Некоторые страницы своей жизни он изложил в серии публикаций на Риске.
Мы не могли пройти мимо и попросили Бориса рассказать кое-что ещё.

В 87 году на леднике Бивачный разбили свои лагеря сразу четыре сборныe, участвующие в Чемпионате СССР. В классе траверсов заявились узбеки, казахи и свердловчане. Живые и мертвые. (Альпинизм, Бивачный, чемпионат ссср, лавины, сборная Узбекистана 1987г.)

"Золотой" траверс пиков Коммунизма-Корженевской командой Узбекистана. 1975г. Часть 1-я. (Альпинизм, траверс п. Коммунизма-Корженевской 1975г., альпинисты Узбекистана, Эльчибеков В.А.)
В одной из групп на фейсбуке об альпинизме Узбекистана мне сегодня встретилась ссылка, приведенная Раджаповым Рустамом, - интереснейший, на мой взгляд, материал о "золотой поре" узбекского альпинизма, команде "эльчибековцев", - в статье журналистки Илоны Ильясовой с сайта газеты nuz.uz, написанной со слов и с фотографиями участника того легендарного траверса. Мастер спорта и автор множества отличных горных фотографий, Константин Минайченко проживает сейчас в Америке. Встретился с Илоной, и она передала мне для публикации здесь, на Риске, расширенную версию той статьи, с дополнительными фото, не вошедшими в первоначальную статью. Пока публикую - первую часть.
Фото Константина Минайченко
Записала Илона Ильясова

Фотоочерк о горном походе 6 к.с. на Памир. Часть первая
Фотоочерк о горном походе 6 к.с. на Памир. Часть вторая. Ледник с ироничным названием "Бивачный"

Продолжая крутейшую череду постов про траверсы Коммунизма подошла и моя третья часть с самым свежим траверсом этой большой горы. И хотя приближаясь к временной отметке "месяц в походе" портретов стало предельно мало, но вот погода в общей сложности нам сопутствовала и пейзажи вроде мне удавались)
Фотоочерк о горном походе 6 к.с. на Памир. Часть третья. Траверс Коммунизма. (Горный туризм, альпинизм, горный туризм, Бивачный, Тамма, Бородкина, ПФП, мал)

Впервые я осознал, что стал кем-то вроде эксперта по холодному альпинизму, когда Энди Кейв спросил меня об одежде для Чангабанг в 1997 году, чем немного меня удивил, как будто я магазин или легендарный Энди. Полагаю, хотя мой опыт был весьма ограничен (несколько зимних сезонов в Альпах), он мог заметить, что это по моей части, и, полагаю, так и было, поскольку я продолжил заниматься зимними восхождениями от Патагории до Аляски, от Норвегии до Нью-Гэмпшира.
В этом году мои восхождения в Антарктиде закончились получением мною репутации железного человека. Это было обусловлено тем, что я редко надевал пуховку, в то время как другие её вообще не снимали, и что я лазил в тонких перчатках, а не в толстых рукавицах, и действительно казалось, что я наслаждаюсь восхождением при минус 30.
Ну, подобно великому Боргу Осланду (который зимой на лыжах дошёл до Северного Полюса), я в действительности что-то вроде неженки – мне не нравится холод. Также во многих местах, где я совершал восхождения, холод не был желанным, так как короток путь от сильного замерзания к гипотермии и потом к смерти. Быть способным хорошо одеться для холода это одно, но быть способным двигаться, лезть, спать и повторять действия изо дня в день (в Антарктиде мы жили, совершали восхождения, скитурили в одном комплекте одежды) это другое.
На самом деле сохранять комфорт и работоспособность в таких условиях просто, и опыт может быть распространён для зимних восхождений на Бен Невис, Айгуиль Верт или Мак-Кинли.
И так, вот мои лучшие десять советов – от головы до пят – о том, как пережить мучения этой зимой.
10 советов как не замёрзнуть зимой от Энди Киркпатрика (Альпинизм)
Энди Киркпатрик демострирует свою антарктическую многослойную систему!
Фото из коллекции Энди Киркпатрика

Приэльбрусье в ноябре 2014 (Горный туризм, горы, кавказ, кбр, фото, фотография, уллутау, баксан)
В начале ноября 2014 выдались свободные 10 дней. А также авиабилеты в Минводы дешевле жд. Конечно, надо в горы :). Наиболее бюджетно ехать в Приэльбрусье, что я в октябре и задумал. Изначально планировал соло, но по результату опроса друзей нашелся еще один "ненормальный" :) ехать в ноябре в горы. Мероприятие планировалось неспортивное, просто походить с ночевками вверх-вниз по долинам, т.к. перевалы уже потенциально лавиноопасны. В итоге посетили долины, указанные на карте ниже (Адылсу, Шхельда, Кылдыбашсу, Адырсу), сделав немало ярких снимков, в том числе ночного звёздного неба с вершинами, благо световой день был уже короткий.

Фотоотчет по памирскому походу. Часть 2. (Горный туризм, турклуб маи, пик корженевской, пик Москва, пик коммунизма, пик Сомони, Сугран, Фортамбек, поляна москвина)
Вторая часть фотовпечатлений по летнему памирскому походу команды турклуба МАИ.

Небольшая прогулка в Безенги.
В конце июля-начале августа проехал в Безенги,чтобы отдохнуть от "суеты городов". Цель-фотозарисовки. Надеюсь,что что-то получилось. Фотографий много,слов мало.
Вечер,приезд,дождь

Безенги-2014 (Горный туризм)

Мой летний сезон 2014. Фотоотчёт. (Горный туризм)

Этим летом я прошёл пару походов по КБР и КЧР, фотографиями с которых хочу поделиться с вами.

12 августа после тяжелой болезни в Местии умер Джумбер Кахиани. Выдающийся альпинист, многолетний напарник Михаила Хергиани (восхождение на Ушбу по "зеркалу" и многие другие).

Джумбер Кахиани (Альпинизм)

Сванский триптих: Тетнульд, Ушба и Шхара (Альпинизм, сванетия)

Из разговора со сваном:
– Альпинисты?
– Да.
– На Ушбе были?
– Нет.
ПОЧЕМУ?!

Старая фотография. (Альпинизм)
Сезон смидесятого года в альплагере “Айлама” открывали четыре инструктора (включая начуча и начспаса) и три стажера. Тому, кто ещё помнит времена “руководящих материалов” в советском альпинизме, это пкажется невероятным. Но лагерь-то был грузинский. Там и не такое бывало(или не бывао). Не бывало, например, в “Айламе” “ в 1970 году радиостанций. При выходе на спасработы давали килиграмм пять ракет и длиннющий список их комбинаций означающих от “всё нормально” до “ перелом руки(ноги),нужен транспортировочный спасотряд и носилки” и т.д.. Ракетниц в лагере тоже не было и “стреляли” используя(!) штычек ледоруба. Но это, как говорится, другая история, я, вообще-то не о том.
Отработали первую смену. Выполнили учебный план. Пересмена. Моему товарищу, новоиспеченному инструктору(отстажировался) нужно руководство на двойку А(!) для закртия(!) ...второрго разряда. Ветеранам советского альпинизма и это покажется неправдоподобным. Но было, было. И дело не только в айламинской вольнице. В 1969 году в школу инструкторов брали с “третьи с превышением”. Я свой второй разряд закрывал сменой позже, работая инструктором с отделением разрядников, двое из которых этот второй закрыли под моим руководством раньше меня. Ну, и это,как говорится, другая история. Итак.

НЕМНОГО РЕТРО – В УЗУНКОЛЕ 40 ЛЕТ НАЗАД. (Альпинизм)
Привычными движениями достаю из закромов снарягу и мечу её в угол комнаты. Через пять дней улетать – значит пора паковать рюкзак. Процесс сборки отработан до автоматизма. Список и авторучка: вещь - галочка, вещь – галочка… Всё обыденно до банальности. Сел, закурил, задумался. Вдруг вспомнилось, как это было 40 лет назад. Вот и решил поделиться впечатлениями, ещё не совсем стёршимися в памяти.

Горная школа «Категория трудности». Программы Школы. (Альпинизм, ситник михаил, горная школа "категория трудности" им.ставницера, драйтулинг, ледолазание, скалолазание, альпинизм)

Горная школа «Категория трудности» была создана в 2009 г с желанием оздоровления нашего постсоветского альпинизма после длительной болезни – периода упадка, вызванного развалом СССР. Откуда у нас взялось такое желание? Да так сложилось, что всю свою сознательную жизнь мы отдали альпинизму, и было больно и обидно наблюдать его постепенную деградацию.

Школа - проект не коммерческий: добровольные взносы участников и курсантов Школы минимальны и идут только на покрытие расходов школы: мы старались сделать Школу доступной для всех желающих. Но это никоим образом не значит, что качество и уровень обучения в нашей Школе ниже, чем в коммерческих школах или альпмероприятиях. Просто, мы родом из той страны, где деньги не были главной целью жизни.

Вы – не клиенты, а мы – не турфирма, продающая Вам турпродукт. Наши взаимоотношения строятся как отношения старших и опытных членов альпинистского сообщества с новыми его членами, стремящимися влиться в сообщество и согласными подчиняться законам и традициям сообщества. Не согласных с этим постулатом просим к нам не обращаться.

Сборы в горы по Интернету. Типовые таблички. (Альпинизм, снаряжение, планирование, питание)

На прошлой неделе я за пару дней обсчитал две экспедиции - двухнедельный поход 2 к.с. в горах Алая и 40-дневную экспедицию в высокие горы. Получилось быстро и непринужденно, благодаря старым наработкам - типовым табличкам продуктов питания и снаряжения.

Вот этими табличками, а также последовательностью своего расчета я и хочу поделиться с читателями. Итогом такого расчета являются три документа, которые я вывешиваю в Интернет и по которым собирается выезжающая в горы группа:

1. Сводная таблица закупок продуктов питания.
2. Таблица поручений по закупке продуктов питания.
3. Таблица распределения общественного снаряжения по рюкзакам.

А теперь опишу всю последовательность расчета.

Кавказ 2012-2013. Фототуризм. (Альпинизм, турклуб маи, приэльбрусье, безенги, катын, безенгийская стена, эльбрус, гестола, ляльвер)

На новогодние праздники команда Турклуба МАИ посетила красивейшие уголки Кавказа - Приэльбрусье и Безенги.

Сванетия-2012. Фотоальбом (Горный туризм, донгуз-орун, ушба, чалаат, лекзыр, твибер, китлод, цаннер, грузия)

В конце июля - августе 2012 г. мы совершили 3-недельное путешествие примерно 3 к.с. по Сванетии - горному району в Грузии...