Фоторассказ о путешествии по Фанским горам

Пишет SRomanenkov, 13.09.2016 14:22

Фоторассказ о путешествии по Фанским горам (Горный туризм, фанские горы, турклуб маи, гиссарский хребет, чимтарга, энергия, москва, Большая Ганза, Мария, Ходжалокан, алаудин)
Летом наша команда снова побывала в Фанских горах. Нам удалось выполнить практически все спортивные планы, полюбоваться снежными вершинами и отлично отдохнуть. Ложку дегтя добавила типичная “тянь-шаньская” погода. Сложности не помешали нам пройти маршрут, но лишили будущей мечты. Раньше, морозя попу на севере или в высокогорных снегах, кто-нибудь да скажет: “А не поехать ли нам летом греться в Фанские горы!”. Представишь себе лазурные теплые озера, полуденный фанский зной, становится чуть теплее. Теперь мы знаем, что не такие уж Фаны теплые и сухие. Четыре дня отсидок в непогоду для такого района – это перебор.

Ниже читайте фото рассказ о нашем путешествии.

Для похода выбрали Фанские горы так как хотелось пройти технически насыщенный для туризма маршрут и подтянуть скальную технику, чтобы затем перенести новые навыки в большие и высокие горы. Район мы хорошо знали. Почти все ребята уже были здесь, причем трое 12 лет назад участвуя в различных походах. Маршрут проложили через красивые озера, выбрали вокруг симпатичные вершины и прошли их траверсом.

Получилась следующая нитка: а/л Алаудин – (пер. Лаудан (н/к, 3629) – пер. Алаудинский (н/к, 3784)(занос заброски)) – переезд к началу маршрута - р. Сиама – пер. Четырех (1Б, 4050) – радиально пер. Мечта (2А, 4300) – траверс в. Ходжалокан (3Б*, 4784, с подъемом по В. стене и спуском по З. гребню) – пер. Озерный (1Б, 4100) – р. Сафедоб – пер. Бузроват (н/к, 3250) – р. Серидевол – оз. Искандеркуль – к. Нарвад – р. Нарват – пер. Имат (3А, 4100) – траверс в. Б. Ганза (3Б*, 5306, с подъемом по С. гребню и спуском по З. гребню, п/п) – пер. Седло Ганзы (4477) + пер. Гусева-Мухина Вост. (4528)(2Б) – пер. Адиджи (4633) + пер. Ход Кентавра (5000)(3А) – в. Малый Замок (2А, рад., 5020) - Мутные озера – а/л Алаудин - в. Энергия (2А, 5109, рад. по сев. гребню) – траверс в. Чимтарга (3Б, 5469, с подъемом по ЮВ. гребню и спуском на север) – оз. Бол. Алло - пер. Седло Сарышаха (3А, 4185) – пер. Зиерат (1А, 3364) - Куликалонские озера - пер. Мария (3Б, 4790) - оз. Бол. Алло – р. Лев. Зиндон – траверс в. Москва (3Б, 5046, с подъемом по В. гребню через пер. Блок 2 и спуском на запад, п/п) – р. Ахмат – пер. Агмат (н/к, 3407) – р. Амшут – р. Арчамайдан – к. Газза

Прилетели в Душанбе 23 июля. В городских супермаркетах и на базаре сейчас можно найти все что угодно. С собой можно везти только специфические продукты типа пеммикана, да мясо с колбасой. С дешевым газом в Таджикистане проблема, мы как всегда пошли на калоше.

Специи на Зеленом базаре в Душанбе
В Алаудин и далее к началу маршрута забрасывались на лагерной машине. Самим можно найти транспорт в разы дешевле, но если важно время и есть желание доехать без проблем, лучше не экономить.

В лагере отличная атмосфера. Директор – Александр Крейцберг нас гостеприимно встретил, проконсультировал по маршруту и помог с оформлением документов.
Весь вечер на лагерной поляне занимались распаковкой свежекупленных продуктов. На утро поделились на две группы и разошлись заносить заброски и акклиматизироваться. Первая подгруппа закинула продукты на Мутные озера, вторая в Куликалонскую котловину, прогулявшись через обзорные перевалы.

Кош на Куликалонских озерах
Классический вид из а/л Алаудин. Вершины Адамташ и Мирали
Одно из Алаудинских озер
Куликалонские озера с перевала Лаудан
Основной маршрут начали из долины реки Сиама, стекающей с юго-восточных склонов Гиссарского хребта. Попутно завезли третью заброску на озеро Искандеркуль.

Первые пару дней маршрута стояла настоящая азиатская жара.

В верховьях Сиамы мы впервые столкнулись с бешеными пастушьими собаками. Я не боюсь животных, но когда собаки бросаются на людей, начинаешь сомневаться в их здравии. Укус же бешеной собаки может испортить дальнейший поход. Приходилось собираться группой и всем вместе с булыжниками и ледорубами наготове обходить отару. Пастухи обычно бросались к нам так же резво, как их собаки, пытаясь сдержать животных.

Перебираемся через один из притоков Сиамы
Поднявшись на перевал Четырех, впервые увидели Ходжалокан. Вершина, чье второе название Мечта, смотрится очень эффектно. Недаром Валерий Клестов в своей книге сравнивает ее с кавказской красавицей – Ушбой.

Ходжалокан из верховьев долины реки Кадамташ. Наш маршрут по скальной-стене ребру в центре массива вершины.
Подъем наметили по не сложной 5А, идущей по восточной стене вершины. Собираясь утром выходить на восхождение, остановились на леднике под маршрутом и отнесли заброску на седловину перевала Мечта. Облегчиться решили по максимуму забросив не только продукты, но и часть снаряжения.
Поднявшись на перевал, за седловиной увидели черное грозовое небо. Ваня благоразумно вытащил из заброски оставленную было пуховку.

Панорама Ходжалокана. Слева седловина перевала Мечта
Тучи прилетели к нам быстро. Еще вечером началась гроза. Молнии сверкали ежесекундно. Железо выкинули куда подальше, но спокойнее от этого не стало. Ночь практически не спали. Утром молоко и снег попеременно сменяющийся градом.

Непогода затянулась на следующие 3 дня. До того столько времени подряд я сидел зимой на Полярном Урале и седловине Хан-Тенгри, теперь еще и в Фанах. На второй день в молоке по GPS треку прогулялись на перевал Мечта к заброске и вытащили оттуда сгоряча оставленные игральные карты и запас продуктов.

Погода налаживается. Откапываемся.
Позже мы узнали, что непогода была глобальной. На автотрассу Душанбе-Худжанд сошел сель, на несколько часов перекрыв движение.

За время снегопадов наш будущий маршрут несколько преобразился. Полочки засыпало снегом, скалы залило льдом. Но времени ждать уже не было. На утро вышли наверх.

Нижнюю ледово-снежную часть маршрута прошли пешком, выше по скалам начали вешать перила. Кошки снимать не стали. В них хоть как-то можно держаться на скользких обледенелых плитах. Ключевые веревки пришлось ИТОшить, так как трение на скалах отсутствовало.
Со стены постоянно летели небольшие оттаивающие куски льда и лились потоки воды. На отдельных участках лезли под душем. От практически полного вымокания не спасла никакая штормовая мембранная одежда.
В верхней части маршрута остановились на ночевку. Срыли снежный склон и под защитой скал сделали удобную площадку под палатку. Во влажных спальниках и одежде согрелись только под утро.
Вершина Белая пирамида
Первую веревку от бивака снова залезли в лесенках. Выше начались простые скалы и ледовый купол до вершины.
На вершине Ходжалокана сидело облако. Со стороной спуска помогли определиться навигатор и старые петли на скалах. Провесив порядка 10 дюльферов по северо-западному ледовому склону, спустились на ледник, где заночевали.

Вечер после спуска
Через простой перевал Озерный вышли в широкую зеленую долину реки Обисавед, впадающей в Хазормеч, в устье которой расположилось крупнейшее озеро Фанских гор – Искандеркуль. Прямой проход к озеру не возможен из-за скального каньона. Стандартный маршрут идет в обход через скотопрогонный перевал Бузроват и долину реки Серидевол.

Поднимаемся на перевал Озерный
Долина реки Сафедоб
На лугах за перевалом стоит сразу несколько пастушьих лагерей, у каждого своя отара. Когда я проходил здесь 12 лет назад – не было никого.

Вершина Большая Ганза и Искандеркуль
Домики турбазы, где мы оставили заброску, расположены на противоположном берегу Искандеркуля. Спустившись по крутой тропе к озеру стали думать, как его обходить. В прошлый раз мы шли восточным берегом, обходя скальный прижим через перевал с набором 400 метров высоты. Этот путь дался нелегко. Сейчас решили пойти по дороге вдоль западного берега в надежде поймать попутную машину. В итоге 10 километров по жаре и пыльной дороге удовольствия не доставили. В другой раз очередь за перевалом.
Следующий участок маршрута начался от кишлака Нарвад полуторакилометровым набором высоты по хорошей тропе. Подойдя к обеду под взлет перевала Имат, расположились на цветущем лугу. Здесь отличное место для больших альпинистских сборов. Кругом скальные стены и ребра. Отличная поляна, почти нет хоженых маршрутов, да и магазин на Искандеркуле близко.

Перевал Имат двухсторонний. Подъем с юга идет по системе осыпных кулуаров и стеночек. Провесив полторы веревки в нижней части, дальше начали играть в “поднимись пешком”. Доигрались до того, что на перевальный гребень пришлось дюльферять 10 метров со склонов пика Линкор.

Первая веревка подъема на перевал Имат
На перевале нас немного притормозил заряд града, позволив перевести дух и перекусить. С другой стороны немного подморозило и припорошило вытающиваи на северном склоне перевала камушки.
С перевала повесили пять веревок через ледовое пузико в обход опасного кулуара. Дальше спустились на три такта в связках, кинув веревку только через отвесный скальный сброс.

Почти спустились на ледник по северному склону Имата
Путь к перевалу Фанская сказка, с седловины которого начинается наш маршрут на Большую Ганзу, идет через ледопад. Со стороны он может показаться разорванным, но на деле проходится легко. На подъеме мы в паре мест для подстраховки закрутили промежуточные буры. И уже к обеду были на так называемом “балконе” Фанской сказки – длинной полке с площадками под скальным взлетом перевала.
После обеда налегке обработали участок скал до выхода на гребень Фанской сказки. На седловину перевала прогулялись пешком, но на ней и далее по гребню удобных мест для ночевки не увидели. Решили не жертвовать комфортом и остались ночевать на балконе.

На леднике Имат
Разломы перед выходом на балкон Фанской сказки
По центру кадра северный склон перевала Имат
Вышли с утра пораньше. Зажумарили по провешенным накануне перилам, и траверсом через западную седловину подошли к началу взлета северного гребня вершины Большая Ганза.
На седловине в жестяной банке из под советского кофе 1988 года выпуска обнаружили сильно размокшую записку киевлян прошедших первопроход перевала 2Б*. К сожалению, фамилию руководителя и дату прохождения разобрать не удалось. Ранее считалось, что первое прохождение перевала Фанская сказка совершила группа под руководством Анатолия Джулия в 2000 году.
Скальный в нижней части гребень Большой Ганзы поднимается ступенями. Отвесные стены жандармов чередуются с относительно простыми участками.

В большинстве случаев отвесные стенки удавалось обходить по полкам и плитам с северной стороны гребня.
В верхней части скального гребня уперлись в крутую заглаженную ступеньку, на которую пришлось подниматься в лесенках вдоль залитой льдом щели. Подобные участки первым лез Костя, как вскоре уезжающий на работу. Остальным важно было сохранить психологическое равновесие для дальнейшего прохождения маршрута.

Весь день стояла отличная теплая погода, позволяющая лезть в тапках. Всего за день прошли 18 веревок. С местом под палатку очень повезло, так как подходящий для строительства площадки снежный кусочек гребня был единственным в округе. Заночевали с комфортом.

Выполаживание гребня перед ночевкой
Наутро довесили скальную часть гребня и начали подъем в связках по снежно-ледовому склону. До вершины оставалось 450 метров по высоте. В нижней части в местах выхода льда крутили промежуточные буры, выше шли не страхуясь.

К вершине чуть подвыдохлись. Вероятно, сказывалась высота. Все-таки первый пятитысячник маршрута. На бурные эмоции сил не осталось. Попили чайку и по западному гребню за полтора часа бодро сбежали на перевал Седло Ганзы.

Вершина Большая Ганза. Наш маршрут подъема по левому гребню. Спуск - по правому
Пик Красных зорь
Утренние сборы на перевале Седло Ганзы
Перевал Седло Ганзы. Слева пик Черный, по центру Бодхона, справа Чапдара
С полупустыми рюкзаками быстро траверсировали гребень до перевала Гусева-Мухина. Спустились в долину и поднялись на перевал Адиджи, где заобедали.
Спуск с перевала Гусева-Мухина Восточный
Следующий наш перевал Ход Кентавра впервые был пройден не так давно, летом 2012 года группой Георгия Сальникова. И быстро заслужил популярность у туристов. Эта не сложная 3А является не классическим перевалом, а участком гребня с вершиной Кентавр, проходящего через седловины 3х других перевалов – Адиджи, Енисея и Замка. Группы привлекают красивые виды, открывающиеся по сторонам, и возможность быстро и относительно безопасно попасть из долины Сурхоба к Мутным озерам.

Перед взлетом Хода Кентавра, на седловине перевала Енисей, нас остановил снежный заряд, не позволивший даже налегке предпровесить веревки.

Склон между седловинами Адиджи и Енисея
На перевале Адиджи
Пики Сахарная голова, Москва и Скальная стена
Утром мы бодро забрались на перевал, прошли по широкому снежному гребню и вышли к вершине Замок. А поскольку время позволяло, решили не нее подняться.
На гребне Хода Кентавра
Перевал Ход Кентавра
Костя, бывший несколько лет назад в Фанах на альпсборах, уверял, что вершина Замка это большой осыпной пупырь, а не скальный жандарм на гребне как думали мы. Почти ему поверив, назвали вершинку, на которую неоднократно поднимались проходящие мимо туристы, Малым Замком.

Панорама центральной части Фанских гор с Замка. Слева направо: Сахарная голова - Москва - Зиндон - Скальная стена - Энергия - Чимтарга - Мирали - Адамташ
Вершина Замка
С вершины Замка открывается прекрасный вид на центральную часть Фанских гор. Весь массив Чимтарги как на ладони. Пришло время определиться с дальнейшими планами.

Основным вариантом был запланирован маршрут Стадника по Ю. стене Чимтарги. Но опыт прохождения предыдущих препятствий показал, что сложность не в лазании первым, а в трудоемком подъеме группы с тяжелыми мешками на отвесных участках. По описанию на стене таких веревок 17. Плюс на маршруте все ночевки сидячие, что в условиях погоды этого лета не прибавило бы группе сил. Пришли к выводу, что независимо от результатов прохождения стены, дальнейшему маршруту она на пользу не пойдет.

Начали думать над альтернативой. Выбирая между двумя четверками по ЮВ и В гребням Чимтарги. 4Б по B контрфорсу подкупала наличием описания и визуальной простотой, но выглядела не совсем логичной. Так как в случае запланированного траверса до Марии, на вершину Чимтарги пришлось бы подниматься радиально. Выбрали маршрут по ЮВ гребню, несмотря на предостережения Александра Крейцберга, говорившего, что его уже 30 лет не ходили. Позже в контрольном туре нашли записку магнитогорских альпинистов от 2010 года.

Группа на фоне Чимтарги
Спуск с плато Замка запомнился не характерными для района крупными ледовыми разломами и закрытыми трещинами.

Внизу у Мутных озер вытащили все вкусняшки из своей заброски, взамен оставив железо, и побежали вниз в альплагерь провожать Костю домой и забирать паспорта со сделанной регистрацией.
Немного повалявшись на травке лагерной поляны, после обеда вышли к Мутным озерам.

Вброд через перемычку между озерами
Переночевав, поднялись на стоянки под перевалом Чимтарга, где попали в ставший последние дни традиционным, послеобеденный снегопад. Взлетевшая у меня за 38 температура дала возможность отдохнуть до вечера.

Собираясь в поход, мы, начитавшись историй про отравления и недомогания в Фанах, взяли с собой специальный фильтр для воды. Со своей задачей он справился. Но нас подкосило посещение лагеря Алаудин. После заноса забросок перед началом маршрута заболел Антон. А в этот раз я и Костя, мучившийся внизу в ожидании машины до Душанбе.

На следующий день я остался выздоравливать в палатке, Настя меня лечить. А Ваня и Антон, провесив перила до выхода на гребень Чимтарги, не нагулявшись, сходили на Энергию.

Пик Энергия и перевал Чимтарга
На спуске с Энергии
Поправив здоровье, вышли на Чимтаргу. Нижняя часть маршрута простая. Участки перил чередуются осыпными полочками и не сложными скалами. Выше гребень резко взлетает вверх. Пройдя несколько крутых веревок, вышли к ключу – камину с натечным льдом и пробкой в верхней части. Большая удача, что снегопад в этот день немного припозднился, и гроза началась уже после провески перил на ключе. Еще через пару веревок вышли к удобным площадкам, рядом с которыми обнаружили контрольный тур.

Наш гребневой маршрут на Чимтаргу
Холодное дежурство на гребне Чимтарги
Следующим утром продолжили вешать перила вдоль скального выполаживающегося гребня, обходя небольшие жандармы. Выйдя на лед, решили идти одновременно в связках, регулярно крутя промежуточные буры.

Над Мутными озерами
Вершина спряталась в густом тумане. Воображаемая высшая точка на деле оказывалась очередным холмом на гребне, за которым следовал новый взлет. Наконец, около часа дня вышли к вершинному туру.

Вниз спустились по перегруженному снегом северному гребню. Было лавиноопасно и местами страшно.
По склонам в районе перевала Мирали спускались на ощупь. В густом тумане то, невольно приближаясь к краю гребня с большими карнизами, то спешно отходя, как чуть развиднеется. Так и шли змейкой.

На Мирали ночевать не стали из-за сильного ветра. Решили сбросить порядка 400 метров высоты до начала подъема на следующий перевал Мария. На осыпном склоне под защитой большого камня выровняли площадку.

Весь следующий день продолжался сильный снегопад, постепенно изменивший окружающий пейзаж. Сыпухи и скалок, рядом с которыми ставили палатку, не видно. Кругом сплошной снежный склон с еще торчащими местами крупными валунами. Идти в таких условиях на Марию не возможно. Осыпные полочки и плиты бараньих лбов, по которым проходит путь подъема, засыпало.

Вечер после снегопада
Приняли решение развернуть участок маршрута в противоположную сторону, первым делом пройдя скальную низкую и лавинобезопасную 3А Седло Сарышаха. А затем, после того как снег немного подтает, лезть на Марию.

От лагеря спускаемся кто как. Местами пешком, местами съезжая на попе по скользким плитам. Спуск с бараньих лбов, обычно легко читаемый, нашли не с первого раза. Кругом зимние горы. Свежевыпавший снег закончился только в долине Правого Зиндона. Как выяснилось, он выпал и на Куликалонских озерах.
На Большом Алло пересеклись с уфимскими туристами. Встречи в горах всегда приятны, а с отличной компанией, таскающей с собой гитару и пьющей спирт, втройне. Жаркое общение завершилось всеобщим купанием в ледяной воде озера.
Следующий день выдался рабочим. С утра набрали километр по противной сыпухе на Седло Сарышаха. Откуда сдюльферяли 9 веревок, сбежали в долину и перевалили через еще один перевал Зиерат. Уже в сумерках вышли к заброске на Куликалонских озерах.
В центре кадра перевал Седло Сарышаха
Озеро Зиерат
Наутро, выбирая между немедленным продолжением маршрута и осмотром Куликалонской котловины, предпочли прогулку по цепочке озер. Место здесь уникальное. Озера, перетекающие из одного в другое, оставили сильное впечатление.
Большое Куликалонское озеро
Левее Адамташ, правее Мирали
Маршрут на перевал Мария, совпадающий с популярной в района 4Б на одноименную вершину, начинается от перевала Темиртау. И проходит по не сложному, но длинному скальному гребню и ледовому склону.

На фоне стены Мирали - Мария
Поднявшись на перевал Темиртау встали на нем лагерем. Боялись выше по гребню не найти площадок под палатку. А чтобы не терять время, решили чуть почелночить и занести часть груза на верх, с тем, чтобы на утро не терять времени на провеску перил по простым скалам.

Куликалонские озера с подъема на перевал Темиртау
Следующим днем по уже разведанному пути обошли первый жандарм, забрали занесенную заброску и в обход второго жандарма вышли на седловину под вершиной Темиртау. Наши опасения по поводу отсутствия площадок на гребне были напрасными. На пути мы встретили несколько отличных мест.
К обеду забрались на Темиртау. Поели супчика и в связках перешли к началу снежно-ледового взлета на гребень Марии.
Справа Алаудинский перевал
Утром начали вешать перила по льду в обход небольших жандармов. К полудню поднялись на перевал. На вершину Марии не пошли, так как погода снова испортилась, а нам предстоял не простой спуск.

Гребень Мирали - Мария
Спуск с Марии на юг технически не сложный, но не приятный. Путь идет по наклонным осыпным полкам, пересекая множество скальных гребешков. Количество снега значительно уменьшилось, но все равно приходилось идти по обледенелым камням в кошках. Проход среди скальных сбросов нашли не сразу, потеряв время на разведку. В итоге до Большого Алло спуститься не успели и заночевали в долине Правого Зиндона.

На спуске с Марии
За следующий день мимо красивых и в этот раз солнечных озер – Большого и Верхнего Алло подошли под завершающее препятствие маршрута – траверс вершины Москва. Маршрут подъема выбрали через ледовый склон перевала Блок 2 и далее по скальному восточному гребню.
В обход озера Большое Алло
На заднем плане наш гребень пика Москва. По центру кадра перевал Блок 2
Озеро Верхнее Алло и перевалы Седло Сарышаха - Межозерный
Группа на фоне маршрута на пик Москва
Москва с Чимтарги. На границе тени перевал Блок 2. Выше наш восточный (левый) гребень

Перевальный взлет Блока 2
Пик Сахарная голова
К обеду мы были на перевале, но дальше не полезли, как всегда опасаясь отсутствия мест для ночевки. В оставшееся время обработали нижнюю часть гребня, провесив пару простых веревок и одну ключевую на этом маршруте. Фактический путь подъема идет не по самому гребню, а левее, с южной его стороны, по системе полок и стенок.
Пройдя гребень, вышли на широкую снежную седловину между Восточной и Центральной вершинами Москвы. Здесь оставили рюкзаки и траверсом через Центральную поднялись на Главную вершину. На снежном склоне обнаружили тропу, оставленную прошедшей пару дней назад группой Кати Зеленцовой. По их следам на спуске с перевала Олимпийский удачно обошли ступеньки бараньих лбов. И к вечеру добежали до травки в долине реки Амшут.

На Центральной вершине Москвы
Подъем к Главной вершине
На вершине Москвы
Группа на фоне западных стен Москвы
По центру перевал Амшут. Справа пик Москва
Поход наш закончился встречами с гостеприимными азиатскими людьми и отдыхом в Пенджикенте.

Соскучились по витаминам
Состав группы: Романенков Сергей, Артемов Иван, Стаканкина Настя, Лавров Антон, Неумоин Костя.

Авторы фотографий: Антон, Костя и я.

Отличные фото! Фотографам респект!!!

Обалденный маршрут!
Здорово вы погуляли!
Фото класс, много нестандартных ракурсов.

Теперь я знаю, что такое Блок-2 :-)

Сказочно красивые фотографии!
И маршрут мощный, две 3Б*, три 3Б и три 3А! Очень сильно! Маршрут явно метит на 1 место в ЧР.
После таких постов возникает желание поехать в Фаны.

Спасибо за интересный и красивый фоторассказ! Молодцы!

Прекрасный отчёт и фотографии! Что на следующий год: Траверс Коммунизма с подъёмом по юго-западной стене или Хан по Свириденко?

Завидки берут!...Но куда делась "вечно хорошая фанская погода" ?

В этом году хорошей погоды не было по всей Азии.:-(

Спасибо за комментарии!
Как я понимаю, хваленой фанской погоды уже лет 20 нет. Климат поменялся. К нам пришло только два больших циклона, под Ходжалоканом и Марией. В большинстве случаев утром чистое небо, к обеду формируются серьезные облака, вечером град, снегопад или гроза.

Уже с конца 80-х погода стала меняться.
В 84 первый снег выпал только в сентябре, на горы пуховок не брали.
В 86 лето было отличное.
В 87 та же история как у вас, после обеда каждый день снег, крупа.
В 89 была отличная в целом, но в майках на вершины уже не ходили.
В 90 была хорошая, особенно в конце августа-сентябре.
В 91 хорошая, но пару циклонов тоже приходило, правда без таких снегопадов как сейчас.

А раньше говорят, все лето было сухое и теплое...

Погода действительно аномальная....

Это не циклон. Это муссон. Каждый год в один и тот же сезон такая же погода. Это теперь норма.

Жора! Привет! Я там тебе письмо прислал. Посмотри, а.

Потрясающий маршрут и рассказ. Реально час потратил на прочтение и рассматривание фото. Спасибо. ;)

Крутой маршрут!были сами там с 1августа, погода тоже не всем планам дала сбыться:-)
Все местные в т.ч. и Александр сказали что такое лето впервые лет за 10 выдалось

Я там сердце оставил!) Красивейшие места! Там же выполнил КМС перекрывшись 6а на Замок ч-з "парандас".

Да, Серега, спасибо! Я-то думал, что попадал в Фанах в самую "Ж..." несколько раз, но тебе удалось это всерьез переплюнуть. Если записка хоть как-то читаема с Фанской сказки - пришли, интересно... Сомнения остаются, т.к. в те годы такого рода первопроход тихо замолчать? Разве что прошли не заявленным, но жалко, что информации нет. Давать ему 2Б даже со звездочкой - как-то сомнительно... Но с другой стороны, пройдя только половину, наверно можно. Молодцы, что все прошли. Будет отчет, с линиями и обозначениями - пришли, пожалуйста, в подарок. Буду смаковать. Я резюме твое еще на сайте МАИ читал с удовольствием. Теперь вот - как кино с картинками. Эх, как хотелось бы быть там вместе с вами... Родные места... И на Мечту я хотел залезть когда-нибудь... Уж очень она манит, когда вылазишь на Четырех...

Спасибо!
Из еще мокрой записки сразу как вытащил из тура (сейчас она высохла и совсем не читаема) удалось разобрать, что группа киевлян шла пятерку (отсюда думаю и категория 2Б*, так как сложнее первопроходить не имели права), прошла первопрохождение перевала 2Б*, назвали Б.....(дальше не разборчиво).
Они могли идти со стороны ледника Имат. Оттуда самая левая седловина (ближняя к Б. Ганзе) проще других и вероятно идется пешком в благоприятные годы, из сложностей там только 20-30 метровая скальная стенка уже перед седловиной. Правда спуск сложнее чем с настоящей Фанской сказки. Но записку писали еще не спускаясь. А могли и развернуться. На tlib ничего не нашел. Попросил киевских туристов помочь, может быть что-то удастся узнать.
Отчет обязательно пришлю. Мы, придумывая свои маршруты на вершины, вдохновлялись вашими походами.

Как всегда, бесподобно!

Привет Сергей!
Всё очень здОрово!

Такая маленькая команда и такой маршрут! Высший класс, умноженный на везение.
При таком умножении удается получить результат, который очень трудно повторить.
Думаю, что поход запомнится надолго.

А выложи еще и карту с маршрутом.

Привет, Андрей! Спасибо!
fany.100
Нитку нарисовал на скорую руку. Без ночевок. Участки пунктиром - радиально. Старт на востоке, финиш на западе.
К сожалению, линейного маршрута не получилось. Так как из-за непогоды пошли Марию в другую сторону.

Ну, брось, Сергей, даже по формальным признакам - линейный. Километраж и препятствия линейной части сильно выше требований.
Мы оба знаем, кто у нас главный ценитель "красоты" ниток маршрута. :-) И знаем, что он восторгается этим походом.
Хотя после любого похода бывают сожаления типа "а могли бы еще чуть получше". Это задел на будущее.

<К сожалению, линейного маршрута не получилось.>
Пустяки.. :)

Это увидеть, - и всё станет ясно:
Фанские горы всё так же прекрасны!..

Ну и здоровы мужики! Прямо монстры какие-то! А фото!

Поздравляю, Сергей!!!
Это мега супер пупер!!!
И это только подготовка к следующим походам!
Поздравляю! И новых успехов!

Спасибо, всколыхнули мои воспоминания. Однажды был на Кули-Калонах. Был плакат-"Здесь волею партии, но руками альпинистов будет построен спортивный лагерь "Артуч". Через 5 лет довелось поработать там врачём в последнюю смену, Поставил палатку у куста с барбарисом, Теплые горы, 24 часа и 7 дней в неделю "в лесу раздавался топор дровосека" стройная скалолазочка, вскружившая голову...
Эх, где мои 28 лет?

Потрясающий отчёт! Время уже позднее, а я никак не оторвусь: зачитываюсь и засматриваюсь. Молодцы!

вот это да! здоровский поход!

Шикарно!!!!!!!

Парни, вы нереальные кони!!!
Только про первопроход пер.Блок в 2012 году вы погорячились, я его в 91 году ходил, и это был далеко не первопроход:)))

Вы немного напутали. Есть перевал Блок. Он первопоойден давно и туристами ходится регулярно. А есть седловина Блок 2. Она разположена ближе к пику Москва. Оба перевала отмечены на хребтовке, которую я выложил выше в комментариях.
Первопрохождение седловины Блок 2 насквозь в 2004 году прошла группа под руководством Дмитрия Сапатенка. Перепутав ее с пер. Блок. От того, видимо, и название не стали давать оригинальное.

Просто превосходный маршрут и шикарный отчет!
Мое восхищение!
p.s. не заметил - если начало 23 июля, то какого числа маршрут был завершен?

Маршрут завершили 26 августа. 25 июля начали линейную часть. Вышло ходовых 33 дня. Из них 4 отсидки в непогоду и 1 дневка на Куликалонах.

Спасибо)
Для такого количества очень сложных элементов и учитывая погоду очень даже быстро!!!

пер.Блок прошла впервые группа Устиновского в 1982 году

Не-а, группа Пясика в 1979. Впрочем, это не так важно, в любом случае - давно.

Сильное путешествие. Удачи в будущих походах.

Восхитительная жесть! :)

Не жесть. Для таких маршрутов есть специальный термин:

ЖЕСТЕРКА !

Вообще, гребневые маршруты в походах очень перспективны по нынешнему климату. Техническая сложность может при этом расти очень заметно без соответствующего роста опасности!
И логичных первопрохождений можно найти дофига.

офигенный маршрут!

Красиво абсолютно всё. Даже туман.
Спасибо.

Всё очень и очень круто!!!! Красивейший маршрут по родным местам! А написано как легко!!!! Прямо как будто несложная такая прогулочка была)))

Про Блок и Блок 2 согласен... Хребтовка с маршрутом очень слабого разрешения, нельзя ли выложить более читаемый вариант. Заранее спасибо.

Схему, которая загружена выше, можно открыть в хорошем разрешении. Для этого нужно нажать мышкой на схему, и когда она откроется в отдельном окне, щелкнуть на иконку в виде рамочки под схемой. После этого карта откроется в хорошем разрешении.

как будто и не прошел 31 год, как был тут, спасибо за фото и текст!

Классный поход!

В 2011 в долине реки Ахдосой (Ахбасай) на нас тоже набросилась свора пастушьих собак во главе с огромным алабаем. Прибежавший пастух уложил его на землю и бил палкой по голове пока мы не ушли метров за 300, после чего хозяин его отпустил, но погоня за нами продолжилась. Было реально страшно.

Прибалдела от рассказа и от фото. Красавцы, очень сильно :) Спасибо!

Серега написал :"Ваня, 12 лет назад участвовавший в первопрохождении перевала Блок 2 и провесивший тогда все 11 веревок, решил и в этот раз не отставать." Это не соответствует действительности - 12 лет назад мы чередовались с Денисом Солодухой и вешали веревки поочереди.

Ну, Вы даете, мужики! Через 12 лет выяснять, кто работал первым! Да, какая разница!

молодцы, впечатляет! Антон смог приехать на все 33 дня похода?!

Спасибо . Красиво !

Потрясающе! Количество технически сложных перевалов зашкаливает. Фотки великолепны. Поход - Мощь.
Счастливчики ;-)

Как красиво!!!

А с Мечты (Ходжалокана) записку нашли? Кто и когда там перед вами был?

мы записку особо не искали, но судя по тому что нам сказали в лагере то магнитогорцы, вроде-бы в прошлом или позапрошлом году.

Значит, начинают тропить район. Там, в Хазормече, делали первопроход, а через три года еще раз ходил на разведку района. Есть там гора - 4337, в верховьях ледн. Бохадур, слева (с ледн. Бохадур) от перевала Цветаевой, справа от пер. 875-летия Владимира. Черная скальная пирамида, со стороны Бохадура, по стене, слева-снизу - вправо-вверх, почти до самой вершины идет полка (градусов 45, шириной (на глаз) - несколько метров. Снизу до полки примерно веревка, скалы вроде не слишком сложные. Спуск - в сторону ледника Замок, сначала вправо (по ходу) на перемычку простой скальный, широкий гребень, потом вниз на ледник - простые скалы+снег. Очень красивый (нехоженый?) маршрут, так и не сходил его. Фото, к сожалению, не осталось - три переезда съели весь архив.

Красиво, Мощно, Феерично!
Накрыла ностальгия с воспоминаниями 8-летней давности. Вспомнилась первая горняжка за веревку до вершины Энергии, стоянки на Мутных озерах, очаровательные виды на Чимтарги, голову сфинкса, замок, оз.Пиала и пр.
Жестянка у Вас вышла еще та, конечно. 5 человек на 33 дня - это ж сколько еды надо с собой брать? Каков вышел бюджет мероприятия, если не секрет?

Хорошая работа!! Горный сверхмарафон!

С удовольствием (и восхищением) почитал и посмотрел фотографии. Вы круты! Бывал там трижды, ходил кое-что. Два сезона (1981 и 1982 г.) работал в Артуче инструктором. С Александром Крейцбергом были в команде - он был у нас капитаном. Вот узнал от вас, что он директор лагеря. Спасибо!

Да, ещё о "тёплых" Фанах: в августе, кажется 82-го (а может и 81-го) мы в двойке с Николаем Добрыниным пошли на Бодхану по контрфорсу и попали в жуткую непогоду на 5 дней. Тёплых вещей не брали (тёплые Фаны же), спальников, естественно тоже, кариматов ещё не было, палатка "Здарка". Снег и минусовую температуру осложнял сильнейший ветер - Николай всё боялся, что нас сбросит с контрфорса (когда мы лежали в "Здарке" (это такой мешок - для тех, кто не знает). Внизу никто никуда не ходил (снег лёг даже на озёрах). Маршрут мы прошли, но за эти пять дней промёрзли насквозь. Я немного подморозил пальцы ног (ботинки смёрзлись и стали тесными). Так что не по наслышке знаю, какие они, тёплые Фаны. Но для того времени это было действительно ненормально. В другие два года пребывания в Артуче (1975 и 1981) за всё лето не выпадало ни одного дождя.

Смотреть приятно.В 1971 году ледник спускался в Большое Куликалонское озеро и погода была люксовая

Спасибо за фотографии и рассказ. Впечатляет и мотивирует.

Молодцы! Поулыбаемся описочке: "ни какая штормовая мембранная одежда" Трудно пройти такой маршрутик под водопадами, если никакая мембрана воду не держит!...

Пройти не трудно, но мокро. Так как, например, от затекания воды в рукава мембрана не спасала.

Отлично схожено! Молодцы! Спасибо за фото!

А про погоду: в 14-м году вроде ничего было. Провели 2 прекрасных жарких недели в августе. На куполе Мирали было 5 см фирна на льду всего.

Очень круто! Нам бы там побывать....

чумовая нитка, крутой поход с хорошими восхождениями!

Вы невероятны! Который раз со слезами на глазах от восторга читаю ваши рассказы. Восхищаюсь вами и вашей командой.