Поход из Архыза в Домбай, авг.2019 (Горный туризм)
Актуализированная информация для походов из Архыза в Домбай. Полезностей и впечатлений пост.

Пропуск в пограничную зону. ДОПОЛНЕНИЕ. Теперь про групповой пропуск (Туризм, пограничная зона, инструкции)
С моего прошлого эксперимента по получению пропуска в пограничную зону бесплатно и не выходя из дома прошло меньше года, и за это время появилось несколько новых нюансов.

Наверно, я должен начать с предупреждений об опасности. Много написано о том, что зимой ходить опаснее, чем летом, а в одиночку – принципиально опаснее, чем группой – и это воистину так. Экспедиция, которая здесь описана, явно не достойна буквального повторения – так много было в ней напряжения и дискомфорта и так мало радости и красоты. И всё же рассказать о ней имеет смысл... Изначальная задумка, состоящая в полном траверсе массива Эльбруса со спуском в Ирикчат, к сожалению, не реализована. Стартовый вес был 39 кг, считая сам рюкзак, всю одежду и ботинки. Слишком много. Перегруз прошёл красной нитью через все тактические решения и в конечном счёте заставил свернуть с маршрута... На картах красным обозначен пройденный трек, пурпурным – разнообразные домашние заготовки. Интервал чёрной сетки 4 км, синей – 1 км. Треки и точки, а также карты и спутниковые снимки района в форматах OziExplorer, состряпанные при подготовке к экспедиции, можно скачать здесь.

Предлагается к обсуждению сводная схема вариантов названий вершин Софийского хребта (Архыз, Западный Кавказ).

Вершины Софийского хребта (Альпинизм, архыз, альпинизм)

Ущелья Адырсу и Адылсу.Фото маршрутов в дополнение к описаниям (Альпинизм, уллу-тау, альпинистские маршруты)

Несколько популярных маршрутов на Бжедух, Джайлык, Чегет-Тау, Чегет-Кару, и др.

Хочу поделиться технической информацией о том, какие перспективы у Шхары и окрестных гор со стороны Грузии. Причём, в несколько необычном формате: при помощи сферической панорамы.

На ней горы, на которые я наложил достаточно много самой различной информации о том, где какие вершины находятся, какая их высота, какие есть маршруты и где они идут, плюс указаны номера описаний согласно Наумову. Так же отмечены более или менее оборудованные ночёвки. Отдельно отмечены маршруты, которые наверняка были пройдены в 2013 году различными белорусскими группами.

Думаю, информация с этой панорамы будет полезна для людей, которые будут планировать поезду в Грузию под Шхару. По ней легко понять перспективы района, количество маршрутов нужной категории, по которым, при желании можно получить актуальную на данный момент консультацию.

Сферические панорамы Шхары и окрестностей. (Альпинизм, грузия, сванетия, шхара, надир)

Для тех, кто вяжет: Узлы Франца Бахмана. (Альпинизм, снаряжение, схваты, прусик.)

Человечеству известно несколько тысяч различных узлов, десятки из них применяются в альпинизме, но история их появления, как правило, остается в тени. Одним из изобретателей «альпинистских» узлов, причем, наверное, самым плодовитым в этой области является Франц Бахман (Franz Bachmann) инженер-машиностроитель, альпинист и горный спасатель. Об истории изобретения карабинного схватывающего узла, получившего его имя, и о других изобретенных Бахманом схватывающих узлах, практически неизвестных у нас в России, рассказывается в этой статье.

Сванетия-2012. Семейный треккинг. (Горный туризм, грузия сванетия треккинг лайла)
Этим летом мы с женой немного походили по Сванетии . Поскольку по району информации мало, расскажу подробнее – может, собирающиеся в Грузию найдут что-то для себя полезное. Тем более, была прямая просьба от коллеги по Риску, которому мне нелегко отказать.
Тем, кого интересуют только экстрим и серьезные спортивные достижения, читать незачем – мы просто гуляли.

Сванетия - Казбеги. Фотоотчет. (Альпинизм, ушба, грузия, казбек)

Небольшой фотоотчет с поездки в Грузию в августе 2012 (28.07-21.08)
Поездка была разделена на два этапа Сванети - Ушбинское плато, Ушба и район Казбека..

Хрустальные дни. (Альпинизм, соло, перевал памяти отцов, перевал хрустальный, семёнов-баши)

Очень мне понравилась такая практика активного отдыха,
как выйти в красивое ущелье,
встать у красивого озера,
и сбегать налегке на красивую вершину
по ребру.
Именно по ребру, а не иначе.

Ещё в 80-х годах, когда ходил с родителями по Узунколу и Приэльбрусью, мечтал подняться на Бассу о которой есть упоминание в "Баксанской".
"Кости на Бассe, могилы под Ушбой..."Но каждый раз несмотря на мои протесты мы переходили через скучный Донгуз-Орун и дальше через Зугдиди в Сухуми, к морю. После нескольких перевалов карабкаться на Бассу моим родителям явно уже не хотелось. Сейчас я их понимаю! А в 12 лет проявлял недовольство, пилил...

В первую неделю августа планировал одиночное восхождение на Лайлу. Погода была переменчивая. Дожди сменялись солнцем, днём было жарко, а ночью тепло. После похода на Бечо и ночевки в Мазери (в доме Сасо Шамприани, в компании 3 ребят из Теберды и Пятигорска идущих на Ушбу) я начал подъём на Сванский хребет. Лучше, как потом оказалось идти до селения Тюбери в 1км. западнее селения Лезгара. Из Тюбери, там где 3 вышки, начинается дорога которая ведет к летовке (кошу) под перевалом Чижди, через который ведет тропа на ледник Лайлы.
По дороге встретил Сашу из Питера и услыxав его рассказ о разломах на леднике, решил туда в одиночку не соваться. Палатку поставил на урочище над летовкой, где много дров и черники. Виды на Ушбу, Тихтенген, Гестолу и Тетнульд прекрасны.

Кышкаджер. Воплощение мечты (как два солиста сыграли дуэтом). (Альпинизм, эпчик, юмор, кичкинясу)

Мечта зародилась больше 2 лет назад в том числе и благодаря этой фоте Миши Голубева.

Перезимовать  лето. Дахабский  горный клуб в Сванетии. (Альпинизм, сванетия, ушба, тетнульд, санта катерина)

Потому, что в Дахабе летом жарко. Потому, что в Египте летом очень жарко. Потому что в Сванетии живут очень гостеприимные люди, и стоят очень красивые горы. Ну и наконец , просто хотелось пощупать снега, хоть раз в году. Вот почему активисты Дахабского горного клуба решили провести выездную сессию в Сванетии.