Вершины Софийского хребта

Пишет Штурман, 28.04.2014 16:06

Предлагается к обсуждению сводная схема вариантов названий вершин Софийского хребта (Архыз, Западный Кавказ).
Вершины Софийского хребта (Альпинизм, архыз, альпинизм)

Альпинистское освоение Архыза началось относительно недавно, в конце 70-х годов прошлого века. До конца 80-х почти на все вершины района кавминводскими альпинистами (Эдуард Запорожченко, Руслан Горда и другие) были пройдены маршруты, многие совместно с представителями Болгарии. В классификаторе, однако, по каким-то причинам не были учтены предложения первопроходителей по наименованию многих вершин. Было бы понятно, если бы не принимались исключительно «болгарские» названия. Но «Велинград», «Пештера», «Панагюриште» и «100 лет освобождения Болгарии» в классификаторе есть, а «Мелиоратор» присутствует только как высотная отметка.
Из-за практики наименования вершин по высотным отметкам начала возникать путаница. На разных картах высоты указаны разные, а для некоторых вершин отметок нет вообще. В дальнейшем из-за отсутствия в классификаторе названий некоторые вершины стали получать новые имена.
В 90-х годах несколько первопрохождений в районе совершил Константин Лисовецкий. В классификатор они по каким-то причинам не попали, но К.Лисовецкий издал книгу «Архыз альпинистский» с описаниями маршрутов, как своих, так и пройденных ранее. И многим вершинам он присвоил новые названия. Вроде бы как с учётом местной топонимики (непонятно, правда, откуда взялись тогда «Вера» и «Люба») и по согласованию с местными властями (жаль только, что альпинистские «власти» были, видимо, не в курсе).
Что интересно, примерно в то же время, что у К.Лисовецкого, вышла книга Э.Запорожченко, и с таким же точно названием! В ней были использованы материалы, которые ранее подавались в классификационную комиссию, и приведены названия вершин, предложенные первопроходителями. В итоге получилось две книги по одному району, использующие совершенно разные названия вершин, к тому же отличающиеся от названий в классификаторе.
В дальнейшем при совершении восхождений кто-то пользовался одним источником, кто-то другим, и до сих пор нет единого мнения, как называть некоторые вершины Архыза. Теперь маленький район Западного Кавказа по обилию вариантов названий вершин может соперничать с целыми горными системами :). В основном это относится к Софийскому хребту (описание границ которого тоже неоднозначно). Я не берусь агитировать за какой-то из вариантов (может, с небольшими исключениями), а только попробовал составить сводную таблицу названий вершин.
Основные источники:
1. Классификатор ФАР (интеренет-версия от апреля 2014г)
2. Книга Э.Запорожченко
3. Книга К.Лисовецкого (точнее, её фрагменты с mountain.ru)
4. Описания маршрутов из базы данных ФАР
5. Карты и схемы различных масштабов, в том числе: топокарта Генштаба 1:50000, «облегчённая» топокарта 1:25000 (генштабовскую найти не удалось), туристская топокарта 1:100000, хребтовка В.Ляпина.
некоторые из использованных карт, склеенные попарно для наглядности (слева Э.Запорожченко, справа К.Лисовецкого)
Вершины Софийского хребта (Альпинизм, архыз, альпинизм)

и вот ещё схема, из отчёта С.Чуенко от 1982г.

Сводную таблицу маршрутов и названий вершин можно скачать здесь.

Кроме таблицы, я сделал фотосхемы на основе снимков Софийского хребта. Софийским хребтом будем считать участок северного отрога Главного Кавказского хребта, в состав которого входит София, от перевала Софийское седло через вершины София, Надежда, Кёльбаши до скалы Орлёнок.
Вершины Софийского хребта (Альпинизм, архыз, альпинизм)

По некоторым «спорным» вершинам добавлю небольшие комментарии. За названиями в скобках указаны источники: (ФАР) - классификатор, (ЭЗ) - книга Э.Запорожченко, (КЛ) - книга К.Лисовецкого.
Вершины «1300 лет Болгарии» (ЭЗ) - Люба (КЛ) и Акайры (ЭЗ) - Вера (КЛ) как самостоятельные в классификаторе отсутствуют, но входят в маршрут траверса так называемой «подковы Акайры». Только по классификатору траверс начинается с Пятигорска, а по К.Лисовецкому с Любы. Описание траверса «Люба-Вера-Надежда» мне найти не удалось, так что насчёт того, что Люба - это 1300 лет Болгарии, а не Пятигорск, я сомневаюсь.
Вершина Акайры, надеюсь, вскоре войдёт в классификатор - нами пройден на неё маршрут по СЗ гребню. Это узловая вершина над ледником Акайры, так что в данном случае название весьма логично, и Э.Запорожченко пишет, что оно местное.

3280 (ФАР) – «XXVII cъезд КПСС» (ЭЗ): здесь интересен ответ классификационной комиссии на предложение первопроходителей о наименовании вершины.
Вершины Софийского хребта (Альпинизм, архыз, альпинизм)

3251 (3305) (ФАР) – «9 сентября» (ЭЗ) – Калайтан (КЛ). В классификаторе имеется два маршрута на эту вершину, но название отсутствует, а высота указана разная. Что эти два маршрута ведут на одну вершину, можно понять только по описаниям. К.Лисовецкий приводит описание третьего маршрута, но в классификаторе его нет. Высотная отметка «3251» по топокарте на самом деле относится к вершине 3280 (ФАР) – «XXVII cъезд КПСС» (ЭЗ). В одном из описаний на изображении профиля вершины почему-то подписано «Пештеры».

Р.Горда фактически является жандармом в сев гребне «9 сентября». И Э.Запорожченко и К.Лисовецкий говорят о том, что с перевала Столичный на эту вершину имеется маршрут 1Б к.с. Но в действующем классификаторе его нет, а как 1Б классифицирован маршрут через 3197 на «9 сентября». Что интересно, в отчёте первопроходителей маршрута на «9 сентября» предлагаемая классификация маршрута зачёркнута (разобрать невозможно). Я участвовал в восхождении на 3197 в прошлом году, и по моим ощущениям при осмотре дальнейшего пути к вершине «9 сентября», маршрут на неё потянет минимум на 2А (а по архызским меркам и на 2Б). А вот на 3197 - вполне нормальная 1Б, причём с интересным ключевым участком на жандарме «Утюг».

3130 (ФАР) – Батак (ЭЗ) – Бондарева (КЛ). В названиях этой вершины, похоже, путался и один из авторов книг. У К.Лисовецого в книге о вершине имени Созарукова написано: «Болгарское название вершины – Батак». И те же слова написаны о вершине имени Б.Текеева вот здесь. То есть фактически Созарукова - это возвышение в гребне вершины Батак.

3160 (ФАР) – Болгарской компартии (ЭЗ) – Николая Бондарева (КЛ). Николай Денисович Бондарев скончался в 2009-м году, то есть вершину его именем назвали ещё при жизни. Человек достойный, почему бы и нет..

3206 (ФАР) – Болгаро-советской дружбы (ЭЗ) – Болгарских друзей (КЛ). Зачем надо было предлагать переименовать БСД в схожее по смыслу БД - лично мне непонятно.. Только из-за слова «советской»? Эта вершина узловая, на старых туристских схемах называется Караджаш. По топокартам имеет высоту 3226м. И вот теперь мы подошли к самому интересному, а именно - таинственному «массиву Кара-Джаш».

3226 (ФАР) – Димитров-100 (ЭЗ) – Таулан (КЛ) . Вроде бы с этой вершиной всё понятно, но.. на топокартах эту высоту имеет вершина Болгаро-советской дружбы (ЭЗ). А на некоторых туристических картах именно она называется Караджаш. В некоторых отчётах последних лет фигурирует также «хребет Караджаш». И вот как раз если исходить из того, что от перевала Караджаш на север отходит хребет Караджаш, логично было бы, что его высочайшая вершина носит имя хребта. Визуально при взгляде со стороны высшей точкой участка Софийского хребта к северу от перевала Караджаш является БСД (ЭЗ)! С высотой «Димитров-100» вышла явная ошибка. Но Э.Запорожченко название «Караджаш» не использовал, а К.Лисовецкий назвал так вершину 3201 (ФАР). С прошлого же года в классификаторе тоже появился Караджаш, и не один :). Теперь Кара-Джаш (ФАР) 3171м – это бывшие «XIX съезд ВЛКСМ» (ЭЗ) и Джипчик (КЛ); Кара-Джаш Южный (ФАР) 3201м – «40 лет НРБ» (ЭЗ); Кара-Джаш Северо-Западный (ФАР) 2900м – бывший жандарм «Кукиш» (КЛ) :).
С высотой Кара-Джаша СЗ в классификаторе явная ошибка - визуально он значительно выше вершины Заимов пик (3011м, 2979м). Хотя высота Заимов-пика, похоже, завышена. На топокарте он не отмечен, но по горизонталям можно оценить, что высота его не превышает 2900м. Спорны и относительные высоты вершин Кара-Джаш (ФАР) 3171м и Кара-Джаш Южный (ФАР) 3201м – «южный» не выглядит выше «главного», хотя, конечно, 30 метров – не принципиальная разница.

3011 (ФАР), Заимов пик 2979м (ФАР) - Заимов пик (ЭЗ) – Тохтара Хубиева (КЛ) спустя три десятка лет удостоился чести получить собственное имя в классификаторе. Правда, с другой высотой - и теперь имеем две разные вершины.

В заключение: хотелось бы получить комментарии об архызской топонимике от знающих людей и, так сказать,
«участников процесса». И ещё хотелось бы увидеть когда-нибудь в классификаторе не абстрактные цифры, а собственные названия вершин Архыза.

Да, просьба: может ли кто поделиться полным вариантом книги К.Лисовецкого? Также хотелось бы посмотреть на «нормальный» генштабовский вариант топокарты 1:25000.

Спасибо!

Спасибо за труд! Ходим по Запорожченко, поэтому все названия по нему - но только меж собой, в книжки пишем по ФАРу!!! А вообще, конечно плохо, что нет определенности в названиях(((

Спасибо большое. Возьму фотки с собой через три дня посмотрю на местности :)

Спасибо за отзывы :)
Кто собирается сейчас в Архыз - возможно, будет интересно посмотреть вчерашний космоснимок, оценить снежную обстановку

через пару дней самолет....а снимок точно свежий? Как-то слишком зелено в долинах.

снимок прямиком вот отсюда. Зелено - потому что это снимок, синтезированный из многоканального. Снег тоже, обратите внимание, слишком синий

Снега вроде мало. Хороший знак, спасибо за снимок!!!

Мне кажется, предпочтительнее местные названия основных вершин, а остальные по названиям хребтов и отметкам.
А болгарские названия были даны в свое время из политических соображений и их слишком много для этого района.

Местных названий в любом случае гораздо меньше, чем выделяемых альпинистами вершин. Один Караджаш в себя сколько вместил.. (если считать от одноименного перевала - чуть ли не десяток вершин). А с названиями "по отметкам", как мы видим, выходит потом путаница

Спасибо за информацию!
Добавлю, что на сайте Федерации альпинизма России (alpfederation.ru) появились описания свежих маршрутов в Софийском хребте, пройденных в 2012-2013 годах:
- 4Б - 2 маршрута
- 4А - 2 маршрута
- 3Б - 4 маршрута
- 3А - 3 маршрута
- 2Б - 2 маршрута
- 2А - 2 маршрута.
Вот такой теперь Архыз. Мекка весеннего альпинизма!
Через 2 дня едем пробовать!!!

Пожалуйста.
Да, я в таблице учёл новые маршруты

Многие маршруты притянуты за уши!!! Сильно притянуты!!!

+ к примеру, 4А на НРБ слабее южнодоломитской 3Б, 2Б на Пештеру с озера вообще не больше 1Б(слабее Когутая, а настоящий эимний маршрут Р.Горды идёт через гребнь КЧАО), да и 2Б на КЧАО даже весной едва дотягивает до 2А...вот здесь и выращивают "бройлеров"

Архыз хорош для открытия, для начала сезона. Но такими темпами скоро Архызом будут первый закрывать!))) Есть там конечно и хорошие горы, упомянутая КЧАО 2Б, София, Батак. Но вот новые четверки, да тройки - это конечно... Просто для сравнения: 3А на Софию и 3А на Димитров 100(3226).

"но вот новые четверки, да тройки - это конечно..."

Меня как раз очень интересует вопрос - а какие там самые легкие из новых 3Б, 4А и 4Б? Может посоветуете?
Вот хотим сходить "в клеточку", но так чтобы наверняка и без фанатизма-героизма

Мы зачитываем КЧАО только как 2А... за 2Б - на Панагюриште (Заимов не ходил, не знаю)

есть хорошая, сложная 2Б - это вершина БСД 3206, ее правый вариант, от жандарма "Хоккеист".

доброго времени суток всем. а вот интересно, почему на Надежду в классификаторе только один маршрут 1Б по гребню с перевала Ак-Айры? Осенью 2012 ходили на нее через ледник Соловьева: по ощущениям твердая 3А - 100-120 метров льда, местами до 55-60 градусов. Приятно удивила ледовая тренировка в районе Архыза.

С Надеждой тоже путаница. В классификаторе маршрут значится как по северному гребню - которого у Надежды попросту нет. В описании первопроходителей маршрут указан как "по восточному гребню", который с некоторой натяжкой можно назвать северо-восточным, но никак не северным. Хорошая 1Б, я ходил этот вариант. С перевала Акайры - "облегчённый" вариант, который можно было бы назвать "по южному гребню". Через ледник - интересно, но это только для лета. Зимой-весной там снег и на 3А никак не потянет (если вообще можно будет туда соваться). Но почему бы и не подать заявку на первопрохождение - попробуйте

Да,сам удивился,прочитав классификатор.Ничего,теперь можно будет ходить с любой стороны,объявив ее северной.;-)
У Запорожченко действительно описан восточный гребень:

И таки он восточный.Вот здесь хорошо видно:

Тем более что заходят,насколько видел,не в лоб от точки "1" а "несколько боковее".

А через л.Сережи Соловьева 3А никак не выходит.Можно сравнить с Птышем "по галстуку" в Домбае.

Константин Николаевич назвал вершины Вера и Любовь что бы было созвучно выражению "вера надежда любовь" так как Надежда уже была. так что женские имена тут не причем. Тохтар Хубиев десятки лет руководил КСС Архыза - заслужил пупырь своего имени. на тысячи групп 8 спасработ за 30 лет г.Кель расположена над Софийскими озерами Кель по карачаевски озеро отсюда и название . Джипчик по карачаевски птица. Книжка Лисовецкого у меня в Краснодаре

а Константин Николаевич был в курсе, что вершины уже были ранее названы первопроходителями? Просто я этого не понимаю: "не понравилось название - назвал по-своему". С вершиной Кёль всё понятно, хотя и вершиной-то её можно назвать с натяжкой (как, впрочем, и некоторые другие в Архызе)

Почему-то сломалась ссылка на таблицу, повторю