Перевалы Восточного Кавказа

Пишет А. Джулий, 29.06.2016 18:49

Перевалы Восточного Кавказа (Туризм)

Вот она, граница Восточного Кавказа. Правда, она внизу, в яме - по военно-грузинской дороге. И вид с востока на Казбек...

Восточный Кавказ – это довольно обширный горно-пешеходный район, расположенный восточнее военно-грузинской дороги (или, другими словами, восточнее Казбека).
На перевале, по-моему, Миткурис. В. Кавказ, 1984 г., 2 к.с.

Если взять классификатор перевалов издания 2001 г., можно увидеть, что район Восточного Кавказа состоит из 14 подразделов и содержит 570 перевалов. Опять же, изучая эти 14 разделов легко обратить внимание, что наиболее сложные и высокие перевалы сосредоточены в первых 6-ти разделах. В остальных же 8-ми разделах, включающих почти 400 перевалов, преобладают перевалы низких категорий, в основном до 2А, перевалов 2Б не более 10, 3А – 6 шт., и единственная 3Б, про которую мне не удалось найти какую-либо информацию. Учитывая данную специфику, можно считать, что для горного туризма и горных походов, в том числе и высшей категории сложности, подходят только первые шесть подразделов. Здесь в списке оставшихся 170 перевалов Восточного Кавказа сосредоточена и большая часть сложных перевалов, из которых – 20 перевалов 2Б, 15 перевалов 3А-3А* и 3 перевала 3Б, что позволяет без особых проблем планировать здесь горные походы 5-6 категории трудности.
Надо сказать, что примерно треть этих перевалов впервые была пройдена замечательным организатором и руководителем горных походов Еленой Петровной Титковой (а небольшая часть из них – под руководством ее воспитанника А. Джулия, т.е. меня). Все эти первопрохождения можно считать спортивными достижениями Ленинградского районного клуба туристов (ЛЕРАКТ), ныне известного как турклуб «Вестра» http://westra.ru/. В числе этих первопрохождений – все перевалы высшей категории трудности 3Б, 10 перевалов 3А-3А*, 12-14 перевалов 2Б, то есть большая часть сложных перевалов района.
Приличный вклад в освоение района внесли в свое время Грозненские туристы, отметившись на карте района такими перевалами как Казбеги 2Б, 60 лет ЧИАССР 3А*, ГКТ 3А*, Махис 3А, Лихорский 2Б, Доносский 3А и др., Одесситы перевалами Одесса 1Б, Дерибасовский 2Б и др.
Из препятствий 3Б указанного района мне довелось пройти только траверс в. Диклосмта 3Б – одну из перечисленных 3Б района, про которую я рассказывал уже немного раньше. Две другие 3Б – Крыленко и МКТ – пройдены единожды, под руководством Е. П. Титковой. Информации по ним мало, если не сказать, что ее вообще нет – отчет Лена не делала (но обещала мне описания все же подготовить, так что надеюсь, что скоро их получу). Но фото и рассказы об этих перевалах я видел и слышал не раз. На основе этого складывается впечатление, что перевалы в градации 3Б занимают где-то верхнюю ступеньку. И по насыщенности препятствий не уступают сложнейшим перевалам центрального Кавказа. Достаточно сказать, что МКТ группа проходила 10 дней, а перевал Крыленко – 12. Оба перевала – это комбинированные препятствия, с технически сложными скальными и ледовыми участками. Допускаю, в том числе и на основании обсуждения этих перевалов с Леной, что подготовка группы не совсем соответствовала прохождению таких перевалов, результатом чего оказалась как раз скорость прохождения, но по всем «прикидкам» по рельефу и протяженности сомнительно, что любой из них можно пройти менее чем за 3-4 дня. При этом – это полноценные «комбинашки», с полным набором горных «прелестей», а на перевале Крыленко – еще и приличный ледопад (5 дней) на спуске.
Перевалы Восточного Кавказа (Туризм)
Самый большой ледник (ледопад) со снежным кулуаром выше - это и есть перевал Крыленко.
Ловля форели в реке Асса... Форель, кстати, была с икрой. Мы ее засолили, а через переход съели... В переди были три дня прохождения каньона р. Асса (очень красивое ущелье тогда было, с кучей прижимов и переправ). А в верховьях Ассы мы и встретились с групой Е. П. Тиковой...

Отмечу, что именно тогда, в далеком уже 1982-м году, мы и познакомились. Я, на тот момент выпускник Одесского политехнического, выбравшийся перед отъездом по распределению на пару недель в горы, и Е. П. Титкова с группой… Был сентябрь, они только-только спустились с перевала Крыленко, и тут мы – первые живые люди-туристы, которых в общем-то редко можно было встретить в этом районе, а уж в сентябре – тем более… Я в целом уже знал, что по распределению поеду практически сразу в Москву, в командировку… С тех пор мы и дружим… Уже тогда, в горах, ребята мне дали адрес клуба (который я конечно не записал, но помнил, что от «Сокола» две остановки на троллейбусе). Реально ехать надо было одну остановку, а номер дома я не помнил, так что первый раз обходя поздней осенью все подвалы на Октябрьском поле, я клуб не нашел. Но потом в декабре состоялся вечер туристов – в ЦДТ. Да, были же времена… Народу на вечере было, на взгляд, несколько тысяч, так что найти мне ребят там было нереально, но вот стенд клуба я нашел – и таким образом «вспомнил» адрес… Следующий «поход» в клуб уже был удачным – навсегда…
Из существующих в районе перевалов 3А-3А* мне довелось проходить с Леной или уже самостоятельно – 6 шт. Это перевалы Дикло З. (1984,1989 г.), 40-лет Победы (1984 г.), Доносский (1984 г.), Мерцбахера (1986 г.), 27-го Партсъезда (1986 г.), Джапаридзе (1989 г.). Вот краткая характеристика этих перевалов:
Перевалы Восточного Кавказа (Туризм)
Перевал Кидеганский 3А Пройден Е. П. Титковой в 1980 году.

1. 40 лет Победы, 3А*. Пройден единственный раз, в 1984 году, в экспедиции под руководством Е. П. Титковой. Из всех этих перевалов – единственный двухсторонний перевал, со стороны р. Харгабеахк это протяженный снежный кулуар градусов 40, а верхняя часть – 300 м несложных, градусов под 50, скал. А со стороны р. Донейламхи (ледник Доносский) – длинющий (600 м) ледовый склон, припорошенный снегом, тоже градусов 40. Вероятно за двусторонность с очень длинными взлетами с обеих сторон Лена и присвоила ему *, на мой взгляд, это очень хорошая 3А (т.е. * там все же лишняя).
Жемчужное ожерелье В. Кавказа - верховьяя р. Харгабеахк. Часть жемчужин еще так и не пройдена...
Перевалы Восточного Кавказа (Туризм)
Перевал 40 лет Победы на спуске. 600 м льда под тонким слоем снега...

2. Дикло З. 3А. Впервые пройден в той же экспедиции в 1984-м. Перевал выраженно односторонний. С юга он не сложнее 2А. Определяющая сторона – северная, это висячий ледник, обрывающийся на 400-метровую скальную стену. В 1984-м мы по ней спускались… Были непередаваемые ощущения, когда через 15-20 метров дюльфера я перестал доставать ногами до рельефа… У меня это была первая 5-ка и первая в жизни 3А… В 89-м мне довелось пройти перевал на подъем, уже в собственном походе. Могу сказать, что на подъем идти его еще интереснее, при этом получается очень хорошая «3А». По имеющимся у меня сведениям перевал был пройден еще дважды, по-моему, Воронежскими туристами. И еще на библиотечном сайте появился отчет Азербайджанских туристов, сведений о котором у меня не было. Они в 87-м году прошли Дикло З. (на спуск по определяющей стороне). То есть, он в те годы получил довольно большую популярность. Большая же часть сложных перевалов Восточного Кавказа, особенно в районе Пирикительского и Снегового хребтов, так и осталась единожды пройденной, во-всяком случае, сведений о повторных прохождениях у меня нет.
Определяющая сторона Дикло З. 3А.

Эти два перевала – самые сложные в районе Пирикительского-Снегового хребтов. И, вероятно, относятся к категории сложнейших перевалов 3А, если все 3А расставлять по ранжиру.
3. Следующий по сложности из пройденных перевалов – 27-го Партсъезда, 3А. Этот перевал с полным правом можно отнести к категории «нестандартных» перевалов – он проходится через узловую вершину. Но сначала немного истории… Не секрет, что раннее советы по туризму и экскурсиям выделяли определенные средства на проведение учебных мероприятий и экспедиций. А уже на уровне центральных клубов происходило распределение «квот», т. е. денег по клубным мероприятиям, за заслуги деятельности клуба на ниве развития туризма. Наш клуб тогда неплохо выступал на соревнованиях различного уровня, имел неимоверное количество призов и побед в различных конкурсах, в том числе фильмов и слайдфильмов, и т.д. Очевидно, за заслуги в развитии туризма нам от Московского клуба туристов выделили средства на экспедицию. Естественно, экспедицию планировали на Восточный Кавказ. И совершенно очевидно, что экспедицию возглавила Е. П. Титкова. И опять строили маршрут из одних первопрохождений. Но мероприятиям тех лет нужно было приделать какое-то знамя. А как раз намечался 27-й съезд КПСС. Вои мы и предложили пройти перевал – в честь съезда… Сейчас это выглядит, наверное, смешно, но чего не сделаешь для возможности поехать в горы за государственный счет… Могу сказать, что это был первый и единственный раз на Кавказе, когда мы забрасывались вертолетом к началу маршрута… Так вот, мы должны были пройти перевал 27-го Партсъезда… Планировался он где-то четвертым по счету на маршруте… И вот, мы в цирке перевала… Очевидна простая седловина в нужном нам направлении – на уровне 1Б, Уговариваем Лену пойти с ходу, без предварительной разведки – то есть, с рюкзаками… Ну, хотели, как лучше, получилось – как всегда… Такого я еще не видел… Седловина широкая, осыпная, или, скорее, конгломерат. И все это ходит ходуном под ногами – как трясина или желе… Такой готовый к сходу селевый склон. И вниз он уходит достаточно круто, исключая спуск без веревок, а веревки крепить не за что… Ледоруб в скальные выходы из сланца заходил легче, чем в снег… По длине – не меньше 700-1000 м. В общем, далеко и безнадежно… Решаем, как назвать это «чудо». Ложного Партсъезда? Звучит как-то двусмысленно. В общем, обозвали Душман. (Застрелил наши надежды). Спустились обратно. День потерян. И где-то же нужно пролезть перевал 27-го Партсъезда, причем в нужном нам направлении, причем сложный, а не какую-нибудь 1Б-2Б. А ничего подходящего в требуемом секторе больше нет… В разведках обнаружили длинный снежный кулуар на узловую вершину, пощупали – вполне проходимо и в нужном нам направлении. Ура! Вариант не ложного Партсъезда найден! Утром лезем выбранный нами вариант. На подъеме – длинный снежный кулуар (мне иногда кажется, что более длинных кулуаров, чем на В. Кавказе, нигде просто нет), где-то участки перил, подъем на уровне сн-лд 2Б. Перевалили вершину и начали спуск на седловину перевала Комито В. (1Б) по сильно разрушенному скальному гребню. Несколько дюльферов по скальным сбросам. Причем дюльфера косые, с маятником – иначе уезжаешь на отвесы, да и убьет ненароком – камней летит очень много и разного калибра – сбрасываются веревкой. В целом – такая же комбинированная 3А, только несколько проще предыдущих.
4. Следующим в списке, пожалуй, будет перевал Джапаридзе. Он уже относится к слабым 3А, хотя за 1 день на подъем с определяющей стороны его пройти сложно (мы вышли на седловину на 2-й день, из-за тумана спустились только на 3-й). Из необычного – эту седловину мы наблюдали в течение недели или чуть больше, пока ходили там другие перевалы – и никак не могли понять, почему там над ледником почти всегда висит облако. Так оказалось – это пыль… От камнепадов… Нижняя часть ледника – совершенно черный ледопад. Как выяснилось в последствии, там прямо под гребнем, вверху, где солнце летом появляется где-то около 6-ти утра, находится нечто, что я обозвал конгломератным ледником. И как только его освещает солнце, оттуда начинает сыпать. До заката. Летит от мелочи до «чемоданов» размером с хороший шкаф. Сланцы… Поэтому весь склон от верха и весь ледопад – черные… Ну, это все мы наблюдали все же позже… А тогда – то ли интуиция сработала, то ли просто соблюдение «правил…» - но полезли мы туда еще в темноте. Там простой заход на ледник был правее, а намеченный путь подъема – левее этого черного «галстука». По ходу нужно было пересечь ледопад. Он не сложный, какие-то гребешки и провалы, но ночью с фонарями… К 6-ти утра мы уже завтракали у начала подъема – снежного склона, подрезанного массой бергшрундов. И тут началась эта стрельба, которую мы и наблюдали весь день… «Мелочь» летела практически непрерывным потоком… Средние свистели реже, но сносили с характерным звуком макушки сераков – очень увлекательное зрелище… Особенно когда осознаешь, что при определенном раскладе времени мог находиться там… Чумуданы… Да… Они летели тяжело… Подлетали в воздух, гупались об снежный фирн, пробивая корку на полметра-метр, притормаживались… Но размер и масса слишком велики, как и крутизна склона – выворачивались и продолжали свой полет дальше… Эти, по-моему, проезжали через сераки, как через пустое место… Наверно, часть подобных «проспектов» мы и использовали при прохождении ледопада в темноте… А мы в стороне от канонады лезли сначала в связках, ледовый «арбуз» решили все же не лезть в лоб, а обойти влево, по скалам. Скалы совсем пологие, 30-40 градусов, присыпанные мелкой сыпухой… Но – сланцевые плиты, наклоненные вниз, как оказалось – очень скользкие, так что пришлось использовать перила… Закрепляя за поясницу участника, прикопанного в осыпь в местах, где ее было чуть больше. Дальше – ледовый склон (связки с промежуточными бурами), где-то под ним мы заночевали… Спуск там – на уровне 2А-2Б, судя по моему описанию… Как-то еще в памяти он у меня не отложился. Решили, что это все же 3А, хотя не исключаю, что его категорию когда-нибудь понизят. Да, на перевале оказался тур, то есть мы там были не первыми… Потом «отыскались» с ребятами, обсуждали… Они из Симферополя, если, конечно, я что-нибудь не забыл. Прошли более простым вариантом, как 2Б, но попали под этот камнепад, про который написано выше… Этот путь, вероятно, неприемлем, наш лучше. У них многие получили травмы и хорошо, что никого не убило…
Перевалы Восточного Кавказа (Туризм)
Жемчужное ожерелье В. Кавказа. Перевалы верховьев р. Харгабеахк.
Перевал Джапаридзе 3А. Определяющая сторона.

5. Доносский, 3А. Это, пожалуй, единственная 3А из пройденных нашим клубом в районе, которую впервые прошли до нас – первопрохождение было сделано командой Смирнова В. из Грозного в 1980 году, в рамках Чемпионата СССР. Пройден был, как 3Б. У нас были причины сомневаться в соответствии данной категории, поэтому и пошли «разбираться». Ледопад, за прохождение которого первопроходцы дали перевалу 3Б, легко обходится. Мы его обошли по скалам и льду левее по склону, превратив тем самым перевал в несложную 3А. Перевал односторонний.
6. Ну и перевал Мерцбахера 3А – самый простой из представляемых в данном списке. Прошли его мы в той же экспедиции 1986-го… Мерцбахер – известный исследователь, в том числе и гор Дагестана, Грузии, так что перевал его имени здесь вполне уместен (как и во многих других местах). В своих путешествиях Мерцбахер первым поднялся и на вершину Диклосмта – жемчужину этого района. Мерцбахера – перевал чисто снежно-ледовый, без каких-либо реверансов. На подъеме – довольно длинный снежный склон, который мы почему-то шли связками (почему – не помню, возможно там были бергшрунды), спуск – что-то порядка 300 м льда, довольно крутого, в пределах 50-55 градусов, и с довольно приличным бергшрундом, преодоление которого на подъем может вызвать вопросы. По градации сложности это слабая 3А либо очень хорошая 2Б.
Перевалы Восточного Кавказа (Туризм)
Более сложная сторона перевала Мерцбахера 3А.

В целом получается, что на Восточном Кавказе довольно много хороших перевалов, из 3А много комбинированных, в том числе двусторонних. И вы должны быть готовы к тому, что, провесив 10-15 веревок с одной стороны, «нарветесь» на не меньшее количество с другой стороны, иногда – совсем другого характера… В отличии от Ц. Кавказа, где двусторонних перевалов практически нет…
Бивак на перевале Вагичу 2Б. Классика - сн-лд кулуар 40-45 град. на 5 или 6 веревок.

Перевалы 2Б района – в основном вполне традиционные и стандартные. Большей своей частью – односторонние, определяющая сторона – это как правило снежно-ледовый кулуар на 5-9 веревок крутизной до 50 градусов с классическим небольшим бергшрундом. Но есть и приятные исключения – например, перевал Ледовый 2Б из раздела №2 (в Хевсуретии), пройденный под моим руководством в 1987-м – двусторонний, комбинированный – с юга – скалы, 300 м связки со страховкой через выступы, крючья, с севера – ледовый склон 100 м, подрезанный бергшрундом. Еще одно «исключение» - перевал Малыш в Снеговом хребте. Это был последний перевал похода 1989 года. Малыш – за совершенно безумный по протяженности 40-градусный кулуар – 1500 м, полтора часа движения на три такта. А на спуск там придется все провесить, потому как до низу одни уши доедут. На первом километре мы это за 2А считали… Потом – 2Б. Ну и спуск – пару несложных веревок по льду. Вполне себе 2Б.

Перевалы Восточного Кавказа (Туризм)
Жемчужное ожерелье В. Кавказа. Перевалы верховьев р. Харгабеахк.
Перевал Малыш 2Б на спуске. Здесь мы ночью бегали от селей...
Перевал Харгаблам 2Б с запада. Седловина - "загогулина" в правой части кадра.
Перевалы Восточного Кавказа (Туризм)
Перевал Харгаблам 2Б с востока. Теперь "загогулина" слева.
Перевал Широкий 2Б. С севера. Широкий - из-за широченной (более 1 км) седловины. Вылезли мы с юга сильно восточнее спуска - там проще подъем - и траверсом пришли к сн-лд кулуару - спуску с перевала. Ледопад мы не ходили - иначе там никак 2Б не получилось бы. Нашли обход через боковой отрог (там не так страшно, как выглядит с точки съемки).

Из воспоминаний… Восточный Кавказ, особенно Пирикительский и Снеговой хребты – это сланцы… Как правило – черные или темно-коричневые. Падая, они часто стают на ребро и начинают катиться в вертикальном положении. С легкой руки моих ребят их обозвали циркулярками… Ну и звук издают соответствующий. Мелкие – «псссссссс…», средние «вжжжжж…». Большие – «фрррррр…». Так что можно определять по звуку, что летит. Но они еще и подскакивают… Так что вроде летит мелочь, ты укрываешься рюкзаком – но можешь поймать отраженный сигнал – на одном из перевалов моему участнику как-то порезало нос такой мелочью…
С Леной Титковой в 1984 году мы ходили двумя палатками. Одна – традиционная на то время серебрянка с тентом из полиэтилена, вторая – двухслойный «домик» с тамбурами и прочим счастьем – это, пожалуй, была первая двойная палатка, которую я видел (года через три, в 87-м, я сшил себе похожий аналог, правда стойки на работе (в оборонке, все-таки работал) я сделал из титана, свинчивающиеся – их в итоге можно было скрутить в 3-м лавинный зонд). Внутренняя – капрон типа парашютного, тент – каландрированный капрон. Первая у нас называлась плавательным бассейном, а двойная – комнатой отдыха. В плавательном бассейне при условиях хорошей погоды с утра день начинался с выкручивания спальников с целью значительного уменьшения их веса… Иногда водолазы приплывали из бассейна в комнату отдыха – погреться и по возможности выжать одежду (помните, шерсть – она даже мокрая греет). Справедливости ради стоит сказать, что меняться мы предлагали, хотя и без фанатизма в голосе… Но видно в той палатке у нас жили все же водоплавающие…
Перевалы Восточного Кавказа (Туризм)
Наша комната отдыха... 1984 г.
Традиционный отдых - с блинами... 1986 г.

Ну а последний поход с серебрянками состоялся как раз в 1986-м году… Там мы удачно плавали уже в обеих палатках… А трепало нас местами вполне конкретно… Видно после того похода я пристрастился к швейной машинке окончательно… (да, сейчас часто думаю – вот достану, хоть вспомню, как нитку заправить?).
Перевалы Восточного Кавказа (Туризм)
Реки в горах после проливных дождей становятся страшными... На Кавказе, да и везде...
Мосты смываются - этотеще не до конца...
А природа после дождя...
Перевалы Восточного Кавказа (Туризм)
Ну да... Местная фауна...
и флора... Или наоборот?
Очень многие реки на В. Кавказе начинаются вот так - из-под земли... Идешь по совершенно сухой долине - и вдруг...
Перевалы Восточного Кавказа (Туризм)
Много и других красивых мест...
в том числе созданных местными жителями.
И тропы встречаются своеобразные...
Перевалы Восточного Кавказа (Туризм)
И горная страна Тушетия...

В целом хороший район. Хотелось бы когда-нибудь снова попасть туда… Наверно, это не лучшие фотографии, возможно их мало. Надеюсь, кому-то это пригодиться, а кому-то просто будет интересно... Приятного чтения...