Памяти погибших товарищей,
великих альпинистов
и хороших людей посвящается.

Тригопункт на Хан-Тенгри. Часть 1 (Альпинизм)
Пик Хан-Тенгри 6995 и ледник Семеновского

В конце семидесятых – начале восьмидесятых годов прошлого века в приграничных с Китаем районах СССР проводилась масштабная топографическая съемка. Для проведения работ на горных участках границы, привлекались альпинисты. Причиной работ провозглашалось интенсивное хозяйственное освоение района. Думаю, что был и другой мотив. Будучи в 60-е годы студентом университета я проходил учебу на военной кафедре в качестве командира взвода управления ракет оперативно-тактического назначения. Для привязки точки пуска ракеты, это я хорошо усвоил, нужны минимум два, а лучше три триангуляционных пункта на прямой видимости...

40 отличных фильмов о горах, риске и тяге к жизни
Поздравляю с Международным днём гор всех тех, кто оставил сердце в любимых горах, исхоженных вдоль и поперёк или ещё неизведанных, но уже родных духу! По такому случаю приглашаю прогуляться по "киношным" горам, вспоминая классику или присматриваясь к новым направлениям в кино о горах и людях.

ПАМИР-1932. Фотографии от участника экспедиции 1932 года. (Горный туризм, таджикистан, экспедиция, федченко, коммунизма, Горбунов)

Недавно мне в руки попали фотографии Л.А.Скуратова, участника Таджикской комплексной экспедиции 1932 г., переданные друзьями его семьи. ТКЭ-32 - это та самая экспедиция, целью которой, кроме всего прочего, была идентификация высочайшей вершины СССР - пика 7495 м (пика Гармо) - для последующего наименования пиком Сталина. Л.А.Скуратов был в составе того отряда ТКЭ-32, который под руководством Н.П.Горбунова продвигался в район пика 7495 через Сарыташ - Дараут-Курган - Алтын-Мазар - ледник Федченко - ледник Бивачный.

Часть фотографий была снабжена подписями. Сканы подписанных фотографий (а также некоторых других, которые также показались интересными) представлены в данном посте. Проявите снисходительность к качеству: ведь этим снимкам больше 80 лет!

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Вид на Хан-Тенгри с плато. Фото Кузьмина 1964 г.

К столетию со дня рождения Кирилла Константиновича Кузьмина. В продолжение публикаций его слайдов, хочу рассказать об экспедиции 1964 г. ЦС ДСО «Буревестник» на Хан-Тенгри под руководством Евгения Игоревича Тамма. Её основными задачами была подготовка молодых высотников, альпинистское освоение Северного Иныльчека и участие в чемпионате СССР в высотном классе.

Экспедиция грузинских альпинистов на пик Победы. 1961 год. Редакция третья, исправленная с учётом комментариев и улучшенными фотографиями. (Альпинизм) В годовщину 100 - летия со дня рождения Кирилла Константиновича Кузьмина ("Снежный барс" № 2. Дата присвоения 1966 год.) хочу начать серию публикаций его слайдов из различных экспедиций, которые, наверняка ещё неизвестны широкой аудитории. Их мне любезно предоставила его жена – Наталия Николаевна Кузьмина. Слайды, аккуратно разложенные по годам, не датированы и только некоторые подписаны. Моя попытка привязать их к конкретным участкам основывается на дневнике Кирилла Кузьмина, хранящемся у Наталии Николаевны, и на воспоминаниях о маршруте, пройденном мной в 1989 году. Это может быть не совсем корректно, так как за прошедшие годы память могла и подвести. Надеюсь, в комментариях меня поправят. Возможно, кто-нибудь узнает и изображённых на них людей.

Монблан вдвоём, без групп и гидов. (Елена Калиберда, Владимир Беньяш, Альпинизм)
По горам мы ходим не так давно. Поднимались на Эльбрус (с группой и сами), на Пик Ленина почти забрались, и в альплагеря несколько раз ездили. А ещё Володя был на Монблане два года назад, поднимался туда с группой Ермачека в конце октября. Рассказывал, какая красивая гора… Так идея отправиться туда вдвоём и родилась.

Миром правит любовь. Зимняя Ушба в двойке (Альпинизм, альпинизм, коломыцева, зима, фомин, полежайко)

6 мая 2012 года. Форос. Сижу на теплом камне осыпи под Башней. В руках – мобильный телефон отца. Вчера он прошел по этой осыпи на свое последнее восхождение. Сегодня мне не отдали в Ливадии его тело, у них выходной…, поэтому я здесь. Включаю телефон, заставка, загорается надпись: «Миром правит любовь»… Читаю ее вслух. Рядом молчат Веталь и Слава, говорить нечего. Спасибо, парни, что вы рядом. Спасибо, батя, за привет «оттуда». Я запомню.
......

6 января 2013 года, третий день подходов под Ушбу из Мазери, поздно вечером мы наконец-то под стеной в пещере. Мы со Славой вдвоем, планируем лезть на Северную маршут Коломыцева 5Б по СЗ стене. Маршрут давно не ходили, по имеющейся у нас информации – последний раз в феврале 1997 две двойки москвичей, одна за другой с разрывом в пару дней. Про восхождения в январе мы информации не нашли, поэтому неясно, каким будет состояние снега и льда на стене.

Предисловие переводчика

Ниже представлен перевод статьи Шеннона Дэвиса и Джулии Эллисон, которую они назвали «Берегите себя! Инструкция по самоспасению». Особенность статьи: подробные пошаговые дествия с учётом мелочей, в которых, как известно, кроется дьявол.
Начинается инструкция с пошагового описания вязания узлов и заканчивается приёмом переноса верёвки из своего страховочного устройства в жёстко закреплённое состояние на станции. Инструкцию по вязанию любимых узлов читателей Риска можно было бы не публиковать, но из песни, то есть из статьи, слов не выкинешь.

Берегите себя! Инструкция по самоспасению

Вы страхуете напарника, лидирующего на шестой верёвке маршрута категории 5.8 в Каскадных горах, до конца которого осталось две простые верёвки. Это ваш удачный день, силы и психической энергии у вас выше крыши. Вас больше всего беспокоит, сохранится ли холодным напиток в рюкзаке до момента празднования на вершине, как вдруг вы слышите пронзительный крик. После мгновения неподвижности вас рвануло в направлении станции. «Ты в порядке», – что есть силы кричите вверх своему напарнику, но в ответ ничего не слышите кроме порывов ветра. Только сейчас вы заметили приближающийся грозовой фронт.

Итак, что теперь?

Базовые навыки самоспасения с пошаговой инструкцией (Альпинизм, самоспасение в двойке, подъём по верёвке, перенос страховки, пропускание узла)

Новая линия на «Столбе» Южной Ушбы. Мишель Волошановский и Тарас Пона зажигают! (Альпинизм, грузия, маршрут моногарова, сванетия, первопроход, ушба, юго-западная стена южной ушбы)
Исходное фото © http://alpinism.org.ge. Справа налево: бежево-коричневая линия - маршрут Кустовского, лиловая – Кенсицкого, светло-бирюзовая – Моногаров (1965), светло-салатовая – линия Мишеля (26.07 - 6.08.2010), красная – Мышляева. На этом фото красным неверно был на рисован заход на подходный гребень, там залезть нереально. Светло-салатовая линия внизу – заход команды (он же исторически сложившийся издавна).

Для Risk.ru. Подробности экспедиции в Сванетию от Мишеля Волошановского:

I. Последовательность действий при спуске пострадавшего с наращиванием
веревок с использованием двух тормозных устройств. Рис. 1-5.

● Способ, приведенный ниже, позволяет производить наращивание веревок силами одного спасателя.
● Данная схема работает при использовании любых тормозных устройств, а также при спуске на одинарной и двойной веревках.
● При наращивании двойной веревки, рекомендуется связывать каждую пару веревок отдельным узлом. В этом случае меньше вероятность заклинивания связочных узлов в трещине, чем при связывании веревок одним большим общим узлом.
Связывающие узлы необходимо разнести по длине веревки.

Наращивание спусковых веревок при транспортировке пострадавшего (Альпинизм, альпинизм, спасработы, подручные средства, спуск пострадавшего, наращивание веревок)

Исследования комиссии по безопасности итальянского альпклуба.

Перевод – VGR.

Предисловие:

Центральная техническая комиссия итальянского альпийского клуба (CCMT) представляет эту статью - плод двухлетней работы десятков инженеров и опытных альпинистов. Эта работа - сокращённое изложение огромного объема экспериментальных данных, полученных в сотнях испытаний на льду, скалах, искусственных стендах и в лаборатории. Главным образом, эта статья представляет сравнительный анализ приемов страховки на восхождениях и является дополнением к фильму «Приемы страховки», также созданному CCMT. Цели фильма и этой статьи:
1.рассмотреть физические явления, лежащие в основе задержания падения;
2.понять, существуют ли факторы, которые заставляют предпочесть одну технику страховки другой.

Продолжая работу над материалами по технике спасработ, сделал несколько дополнений
к статьям о полиспастах. В ближайшее время планирую вставить эти дополнения в основной текст статей.
Ну а пока размещаю дополнения на Риске отдельной заметкой, чтобы все, кому интересна эта тема, могли ознакомиться с ними, не рыская по статьям.
Рис. 1

Дополнения к материалам по полиспастам (Альпинизм, альпинизм, спасработы, полиспасты, снаряжение)

Как мы акклиматизировались перед Курумды. Пик Губаева (5368). (Альпинизм, горы азии, турклуб маи)

Оставим в покое Кашгарские горы. Вернемся к нашей богатой самыми разнообразными приключениями тренировке перед траверсом Курумды (6613) (см. историю публикации на сайте Риск).

За две недели от Москвы до Москвы мы успели немало - сходили на вершину 4713, совершили первовосхождение на пик 5368, открыли и первопрошли перевал Кызылсель (4900, 3А), искупавшись на нем в лавинах, а в конце занесли заброску на 6080 на гребень Заалайского хребта.

Когда планируешь первовосхождение на безымянную вершину, невольно задумываешься: "А как бы её назвать?". С вершиной 5368 особых сомнений не было. Еще задолго до отъезда я знал, что в случае удачи, это будет пик Александра Губаева.

В этой части речь пойдет о снаряжении, которое используется для организации полиспастов.
Также рассматриваются вопросы безопасности применения различного снаряжения.

Ф. Фарберов 2007г

Часть II. Практические аспекты применения полиспастов в спасательных работах.

В этой части речь идет об общих принципах работы полиспастами.

Вопросы техники безопасности при работе с полиспастами и конкретные рекомендации по использованию различного снаряжения будут рассмотрены в третьей, заключительной части
статьи. Эта часть пока еще находится в работе, но, надеюсь, что скоро будет закончена.

Неожиданно для меня самого материал получился довольно объемный.
Потому заранее благодарен всем тем заинтересованным и терпеливым читателям кто осилит этот труд до конца.
Отработать все приведенные ниже схемы и оценить их плюсы и минусы вполне возможно в домашних условиях. Это очень помогает потом при работе в реальных условиях.
Думаю, что как начинающие так «продвинутые» пользователи полиспастов смогут найти здесь полезную для себя информацию.