Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г.

Пишет Никита Степанов, 29.09.2017 20:03

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Вид на Хан-Тенгри с плато. Фото Кузьмина 1964 г.

К столетию со дня рождения Кирилла Константиновича Кузьмина. В продолжение публикаций его слайдов, хочу рассказать об экспедиции 1964 г. ЦС ДСО «Буревестник» на Хан-Тенгри под руководством Евгения Игоревича Тамма. Её основными задачами была подготовка молодых высотников, альпинистское освоение Северного Иныльчека и участие в чемпионате СССР в высотном классе.

В основу этой статьи легли материалы из дневника Кирилла Кузьмина опубликованного в книге:"К.К. КУЗЬМИН гидроэнергетик-альпинист" 2-ое издание. Москва, Изд. Игоря Балабанова, 2013 г.

В.А.Смит «Мои друзья и горы. История одной команды» 2-ое издание. Москва, Изд. Игоря Балабанова, 2012 г.

Е.И. Тамм «Записки альпиниста» Москва, ФИАН 2001 г.

Е.И. Тамм «Побеждённые вершины 1961-1964 г.» Москва, «Мысль»,1966 г.

а также воспоминания участников той экспедиции: Вячеслава Ивановича Цирельникова, Валентина Михайловича Божукова, Николая Александровича Алхутова и Вильяма Артуровича Смита.

Подавляющее большинство слайдов и фото из личных архивов Кирилла Константиновича Кузьмина. Есть также слайды и фото Вячеслава Ивановича Цирельникова и Олега Фёдоровича Куликова, авторство которых будет указано.

Наибольшую помощь в опознании слайдов мне оказал Вячеслав Цирельников. Но память человеческая – не компьютер. Возможно, некоторые фотографии расположены не в хронологическом порядке или сняты в другом месте, тем более, что и в вышеперечисленных книгах есть противоречия. Буду признателен за подсказки.

Основной текст - это дневник Кирилла Кузьмина. В отступлениях буду давать ссылки на авторов, ну а своё дилетантское мнение выделю курсивом.

Предлагаю полюбоваться слайдами 53-х летней давности. Жаль, что не могу вам представить их стереоскопическими, хотя сам получил огромное удовольствие, так как большая часть слайдов Кузьмина - стерео. Может быть, редакции Риска стоит подумать над приёмом слайдов в их истинном виде?

А теперь переходим к делу. Вот, что пишет Вильям Смит: «Заявка на восхождение с севера первоначально встретила удивление в спортивных кругах. Действительно была всего лишь одна фотография, сделанная со склона хребта Сары-Джаз, по которой невозможно было бы наметить даже ориентировочный маршрут. Попытки найти подробные сведения о Северном Иныльчеке в Москве и Алма-Ате ни к чему не привели. Тем не менее, Евгений Тамм, обладавший уникальными способностями разговаривать с начальством, смог убедить руководство «Буревестника» в том, что экспедиция сможет справиться со всеми проблемами».

В результате была организована экспедиция, состав которой приведён ниже (выдержка из книги Кирилла Кузьмина).

Кроме этого в обеспечении экспедиции принимали участие вертолётчики: Мирошкин Борис Митрофанович (не асс) и Поподейкин Александр Корнилович (асс).

Вильям Смит: «Основным препятствием для выхода на Северный Иныльчек было озеро Мерцбахера. Чтобы найти пути его обхода, за 10 дней до основной, вылетела передовая группа в составе: Смит, Бонгард, Щёголев, Ткач, Бобров, Борисов, Цирельников, целью которой была разведка возможных маршрутов с ледника Мушкетова. Основной же состав предполагал проникнуть на Северный Иныльчек с поляны Мерцбахера.

Передовая группа поднялась на два первых справа по ходу понижения в гребне хребта Сары-Джаз, но спуск с них на ледник Северный Иныльчек они посчитали практически невозможным.
Когда передовая группа поняла, что не успеет выйти к месту предполагаемого базового лагеря в назначенное время, и поскольку средств связи у них не было, то решили отправить тройку Цирельников, Бобров, Борисов вниз, чтобы предупредить основной состав экспедиции о задержке.

В долине Сары-Джаз пастухи им дали лошадей, чтобы доскакать до погранзаставы. В пути выяснилось, что из троих посланных только Цирельников мог успеть доскакать до цели, так как вырос в Забайкалье в казацкой среде. Времени было в обрез, а расстояние 150 км. Пограничники вошли в положение и предоставили настоящего скакуна в сопровождении двух солдат. Цирельников доскакал до переправы через горную речку Иныльчек, которую пересек по натянутому тросу и успел предупредить группу Тамма о задержке.

Оставшаяся четвёрка на восьмой день странствий всё-таки выбралась на очередную седловину хребта, откуда просматривался реальный путь спуска на Иныльчек. Это был перевал Пролетарской печати (3А, 4750 м.). Спустившись на ледник, и ещё покарабкавшись по осыпным склонам, они нашли вполне приемлемое место для базового лагеря».

Много позже туристы, как тараканы, полезли во все щели этого хребта, невзирая на сложность и опасность. В результате были пройдены перевалы Мерцбахера (3Б, 5100 м.), Пионер (3Б, 4700 м.) и Снежная Лестница (3А, 5000 м.), спуск с которых в то время даже мастера-альпинисты оценили слишком опасным.
Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Вертолётчики в Майда-Адыре. 08.07.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Временный лагерь с площадки для вертолёта. Сзади заброшенные казармыМайда-Адыра. Слева (нагнулся)Николай Алхутов, вдали, в белой футболке,Евгений Тамм. 08.07.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Вячеслав Цирельников галопирует в Майда-Адыре (фото Олега Куликова).

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)
Вертолёт МИ-4 на фоне пика Нансена (фото Цирельникова).

Кто не читал описание этой экспедиции в книге Кузьмина, можете и не читать – здесь конспективно всё изложено. Но если хотите с головой погрузиться в дух того времени, когда в экспедиции издавались приказы, проводились партсобрания и митинги перед штурмом вершины, очень советую её прочесть. Особенно про экспедиции до 60 года.

7 июля. Вылетели 5-го вечером из Москвы во Фрунзе. 6-го в девять вечера приехали в Пржевальск. Переночевали в частном доме и в шесть часов 7-го выехали дальше. В итоге дорога привела к реке Иныльчек, через которую автомашины перетаскивает трактор, при этом машину захлёстывает, включая кузов и мотор. После переправы до бывшей заставы Майда-Адыр дорога хорошая. Приехали в 8 вечера.

Здесь стоял вертолёт Мирошкина, который производил выброску грузов для экспедиции «Труда», а вся их экспедиция была уже перебазирована в Чонташ. Здесь же были трое из семерых разведчиков, которые сообщили, что идти через перевал Пролетарской печати опасно, а вертолётчики сказали, что посадить борт за озером нельзя. Дело осложнилось.

8 июля. Четверо из основного состава: Кузьмин, Цетлин, Бобров и Борисов прилетели на вертолёте в Чонташ, чтобы выйти на разведку пути вокруг озера. В 10 часов вышли с караваном «Труда» к поляне Мерцбахера. В 17 часов встали на ночёвку.

9 июля. В 12 часов пришли на поляну Мерцбахера. «Труд» ушёл вверх по леднику, а мы пересекли ледник по направлению к мысу барьерного хребта, и через 3,5 часа остановились на ночёвку, немного не доходя до озера Мерцбахера.

10 июля. В 7-30 налегке вышли на поиски пути вокруг озера справа по ходу. Стало ясно, что на первых 100 метрах в озеро обрывается скальная стена. Решили поискать путь обхода через боковой гребень. После трёх часов подъёма по крутому осыпному кулуару вышли на него. Набор высоты 700-800 метров. Спуск с гребня простой по осыпям и немного по снегу выводит примерно в 2/3 озера. Дальнейший обход озера по осыпям предельно лёгок.

Потом идут морены или грунт, вероятно заливаемый при большой воде. За грядой морен снова большое озеро, шириной во всю долину и длиной 2-2,5 км. Между верхним и нижним озёрами течёт большая река с совершенно прозрачной голубой водой. На правом берегу реки мы увидели наших разведчиков: Смита, Бонгарда, Ткача и Щёголева. Переправляться к ним пришлось через речку. Вода доходила почти до пояса, и течение сильное.

На наших глазах вертолёт с высоты 4-5 метров производил сброс грузов в базовый лагерь. Всё приземлилось в полной сохранности. В районе лагеря имеется очень неплохая площадка размером 120х40 метров. Однако Мирошкин садиться отказался (пройденный через контрфорс перевал вскоре членами экспедиции был единодушно назван его именем).

Обход озера слева по ходу был найден разведывательной двойкой Кузьмина и Цетлина. Но он оказался слишком сложным для большого отряда с тяжёлым грузом.

11 июля. Бобров и Борисов в 8-30 ушли через гребень к группе Смита, а Кузьмин с Цетлиным пошли в Чонташ, чтобы передать результаты разведки и попробовать уговорить Мирошкина садиться за озером. В 14 часов встретили основную группу поднимающуюся с довольно тяжёлыми рюкзаками вверх.

12 июля. Сидим на поляне Мерцбахера вдвоём с военным радистом. Рядом устанавливают две палатки туристы группы Ковалёва. Утром мы встретили караван, возвращающийся от «Труда». Идёт дождь, который по расписанию начинается в 14-00 и заканчивается в 6 утра.

13 июля. Рано утром пришли Божуков, Белопухов и Дубинин. В 16 часов дошёл Ташмат с лошадьми, а часом позже Николай Шалаев, который вскорости организовал испечение «шанечков». С удовольствием их поели с мёдом и айвовым конфитюром.

14 июля. Вышли в 7-15 всемером. Кроме своих вещей несли рацию с аккумуляторами, рацию «Недра-1» и кинохозяйство. За два часа пересекли ледник. На подъём затратили 4,5 часа и 1 час на спуск. Переправу провели хорошо – вода ниже пояса. К вечеру все собрались в базовом лагере.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Базовый лагерь на озере Мерцбахера.Первый обед.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Лагерь постепенно оборудуется. Уже стоит антенна для рации.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Николай Шалаев- «хозяин» базового лагеря по оценке Евгения Тамма.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Утренняя зарядка.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Озеро Мерцбахера.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Айсберги, стоящие на песке при низкой воде в озере Мерцбахера.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Обед. Слева сидят: Бонгард, Брагин, последний Щёголев.Справа сидят: Шиндяйкин, Тамм,???,???.

15 июля. 13 человек во главе со Смитом ушли на поляну Мерцбахера за грузами, а мы перетаскиваем сброшенные с вертолёта. В 15 часов Тамм, Кузьмин, Белопухов и Дубинин ушли вверх для организации штурмового лагеря. Через 4 часа встали на левой по ходу береговой морене. Путь до этого места очень плохой – с большими подъёмами и спусками.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Первый привал. Далеко внизу Южный Иныльчек. Впереди, с указующим перстом, Евгений Тамм, за ним Белопухов. 15.07.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)На леднике. Слева направо: Белопухов, Тамм, Дубинин. 15.07.

16 июля. Вышли в 8 часов. Путь стал более-менее нормальным. До выхода на чистый ровный лёд 6,5 часов хода, и ещё 2 часа до «треугольника» Хан-Тенгри. Грузы собраны на середине ледника. Лагерь организовали на правобережной морене. Высота 4100-4200 м. Погода весь день пасмурная, временами дождь.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Красавец Хан-Тенгри с Северного Иныльчека. 16.07.

17 июля. Всю ночь шёл снег, к утру растянуло, а потом опять. Северное ребро к леднику переходит лавиноопасными фирновыми сбросами. Нужно искать путь с востока. Посмотрели маршруты тренировочных восхождений. Конец дня потратили на переноску грузов. Когда половина грузов была перенесена Белопухов и Тамм упустили баллон с газом в ледниковую реку, который застрял в гроте. С длительными переживаниями его удалось достать только в темноте. Связи с лагерем опять практически нет.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Слева Белопухов, справа Тамм, стоит спиной Дубинин. Они собрали грузы, сброшенные с вертолёта на ледник для штурмового лагеря. 16.07.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)На Северном Иныльчеке. Слева направо: Дубинин, Тамм, Белопухов. После ночного снегопада кругом белым-бело. 17.07.

18 июля. Утром Тамм и Дубинин ушли вниз, а Кузьмин и Белопухов остались для разведки путей подъёма на Хан-Тенгри и переноски лагеря и грузов вверх по морене, что и сделали к 12-30. С 12 часов пошёл снег.Адик чинит штормовые штаны, но мысли его, как всегда, только о еде, а варить ещё рано. Поспали и до 19 часов читали Блока. С 21 часа по транзистору «Сокол» слушали последние новости и концерты по заявкам металлургов (19 – день металлурга).

19 июля. В 8-30 пошли посередине ледника. Несмотря на то, что ещё держался ночной мороз, проваливались в снег вначале по щиколотку, потом по колено, а дальше уже просто плыли в сыпучем фирне, как на 6000 м. За 3,5 часа дошли до осыпей вершины. По осыпям дошли до цирка Мраморной Стены. Сидели и рассматривали все возможные пути на Хан-Тенгри, Шатёр, Пржевальского и 100 лет РГО. На обратном пути снег раскис, и плыли уже в полужидкой массе. Пришли в 16 часов по колено мокрые выше колен, а из ботинок выливали воду.

Получили следующие результаты. Никакого перевала Пржевальского не существует, поскольку седловина между Шатром и Пржевальским обрывается на ледник километровой стеной (пройден группой московских туристов под руководством Анатолия Джулия с подъёмом по этой стене в 2001 г. и назван перевалом Пржевальского (3Б*, 5800 м.)о чём есть отчёт). Намеченный 17-го путь на Хан-Тенгри через пик Саладина, практически непригоден, так как внизу сбросы все переметены следами лавин.

На сегодня мы не имеем приемлемого пути подъёма на Хан-Тенгри с севера. Правда, появился вариант – по одному из гребешков, отходящих от верхних полей перед северным гребнем в сторону запад – северо-запад. Завтра посмотрим, когда подойдём под основание. Это почти напротив нашего лагеря.
В 20 часов, как всегда, не было связи.

20 июля. Утром погода хорошая. Не завтракая, пошли смотреть контрфорс. По мере приближения становилось ясно, что это наиболее приемлемый путь. Хотя в нижней и средней части он размывается в снежный склон, но в основном скальный гребень выходит наружу и отделяет левый склон от правого кулуара, по которым пойдёт лавина в случае обвала верхних сбросов. Это лучший из всех маршрутов с Северного Иныльчека.

Вернулись обратно в 10 часов. Позавтракали. К 16 часам наладили кухню и газ. Сварили большую кастрюлю компота к приходу отряда. Пообедали. Никто так и не пришёл. Связи опять нет. Послушали известия и легли спать.

21 июля. Утром небо совершенно безоблачное. Это впервые со дня нашего приезда на Иныльчек. Ночью было тревожно. Как бы с «Трудом» ничего не случилось. Подгоняем кошки, которые сделаны очень плохо – совершенно не соответствуют форме подошвы. Адик устроил себе баню и помылся. Читаю Блока. Если сегодня к вечеру не придут, рано утром пойдём в базовый лагерь. Больше не вытерпим.
Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Белопухов после бани. 21.07.

А в это время в базовом лагере участники развлекались, как могли.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Вячеслав Цирельников демонстрировал подъём на якорных крючьях.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Валентин Божуковего фотографировал.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)А Алексей Шиндяйкинизмерял давление Вячеславу после фотосессии.

21 июля. В базовом лагере. Построение перед выходом в штурмовой лагерь для акклиматизации.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Слева направо: Дубинин, Цетлин, Винокуров, Бонгард, Смит, Ткач, Щеголев. На подбеге: Бобров. Справа спиной стоит Тамм. 21.07.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)На привале. Слева направо: ?,Божуков, Ткач?, Шалаев, Белопухов. 21.07.

22 июля. Утром весь отряд поднялся в штурмовой лагерь, игруппы разошлись на разведку завтрашних восхождений и фотосъёмку в ледопаде.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Штурмовой лагерь на Северном Иныльчеке (фото Куликова).

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Белопухов позирует в ледопаде. 22.07.

После обеда готовили маршрутные листы для завтрашних восхождений. 5 человек под руководством Булатова должны идти на Баянкол5841 м., 5 человек на Казахстан 5761 м. под руководством Николая Алхутова и 6 человек на Карлытау 5550 м. под руководством Льва Калачёва.

23 июля. Вышли в 7 утра двумя группами по леднику между Баянколом и Казахстаном.В цирк под перемычку поднялись только в 11-30, так как плутали в трещинах. Поставили палатки, и пошли топтать следы на завтра. Днём страшно жарко, а когда в 16 часов солнце уходит за гребень, становится холодно. Погода прекрасная.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Тяжёлая тропёжка в цирке ледника между Баянколом и Казахстаном. На фото, наверное, Белопухов. 23.07.

24 июля. Вышли в 7 часов, и через полтора часа были на перемычке (около 300 метров по высоте).

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Хан-Тенгри со склона пика Казахстан ранним утром. 24.07.

На вершину поднялись в 11-30. Подъём проходил по широкому гребню с выходами скал и осыпей. В лагерь вернулись в 16 часов. В 17-20 продолжили спуск и в штурмовой лагерь вернулись в восемь вечера.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Отряд спускается с восхождения на пик Казахстан. 24.07.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Кирилл Кузьмин на спуске с пика Казахстан. 24.07.

После удачных акклиматизационных восхождений в 8 вечера все вернулись в штурмовой лагерь. За это время Евгений Тамм и Владимир Винокуров разведали нижнюю часть ребра и навесили верёвки.

25 июля. На разведку и обработку пути вышли четверо: Смит, Цетлин, Щёголев и Ткач. Наблюдателями остались: Тамм, Винокуров, Божуков, Брагин, Белопухов и Шиндяйкин. Остальные ушли в базовый лагерь. Разведчики свою задачу выполнили - обработали ещё часть пути. Но на спуске из-за вылетевшего крюка сорвалась связка Смит и Цетлин. К счастью всё закончилось благополучно. Они сумели зарубиться.

Кузьмин, Алхутов, Цирельников и Любитов вышли в 13-00 для ознакомления с орографией ледников Чапаева и Рыжова и вершинами, примыкающими к Хан-Тенгри. Интересует нанесённый на карте пик 6720 м. (интересно, что это за пик был такой обозначен?Думаю, в карте была ошибка, и когда они поднялись на Хан-Тенгри, то убедились в том, что выше пика Чапаева к западу от него ничего нет). Судя по всему, никакой вершины высотой 5600, которой на схеме присвоено имя Е. Абалакова, не существует. Заночевали в устье ледника Гусева.

26 июля. Утром налегке пошли осматривать ледник Гусева.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Кирилл Кузьмин на перемычке гребня между ледниками Гусева и Суходольского. Разведка подъёма с неё на пик Горького. 10-00, 26.07.

27 июля. Разведчики на Хан-Тенгри вчера сумели подняться только до верха первых крутых скал.В 15 часов в лагерь пришли туристы, прошедшие на ледник через перевал.

28 июля. Все собрались в базовом лагере. Под руководством Божукова была сооружена баня, парной для которой послужила клубная палатка. Помыться удалось всем 38 человекам (участники и группа московских туристов под руководством Владимира Рязанского, которые по признанию Тамма очень помогли их экспедиции).

29 июля. После разборов восхождений заседал тренерский совет экспедиции в составе: Тамм, Смит, Бонгард, Брагин, Винокуров и Кузьмин. Рассматривали план штурма Хан-Тенгри. Решили идти двумя самостоятельными группами по восемь человек (по две палатки в каждой). Примерное время восхождения от 4000 и обратно с резервом установили восемь дней. Вторая группа выходит на маршрут, после того, как первая поднимется на плато. Больше всего обсуждался состав. Все, кто имеет право идти на 5Б, были включены.

Оставшиеся ребята должны за это время совершить восхождение на пик Баянкол с перевала Одиннадцати, а потом вслед за нами, по тому же гребню подняться на плато. С него на так называемый пик Саладина (6201 м.). Правда эта вершина из гребня не выделяется, и возможно они пройдут до Западного Шатра (6511 м.).

К группе, которая идёт на пик Баянкол, решили присоединить Валентину Горячеву, которая пришла сюда в составе туристской группы. Я дал на это согласие. Дружили в то время альпинисты с туристами, не то, что позже!

30 июля. Хотел пойти посмотреть перевал на ледник Мушкетова, с ледника, что в середине озера (наверное, будущий перевал Пионер),но погода уже второй день не даёт этого сделать.
По вечерам экспедиция собирается и поёт песни, все новые: Окуджавы, Есенина, а также старые русские и романсы. На гитаре играет Щёголев, а основная исполнительница Валя Горячева.

1 августа. На восхождение из базового лагеря ушла первая группа в составе: Тамм, Дубинин, Щёголев, Ткач, Цетлин, Брагин, Винокуров, Смит.

3 августа. В 11-10 вышла вторая группа: Кузьмин, Цирельников, Куликов, Алхутов, Булатов, Бонгард иБожуков. Должен был идти и Белопухов, но он заболел. Пришлось брать на восхождение одну высотную палатку и одну палатку на двоих. В 16-20 пришли в промежуточный лагерь на леднике.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Линейка перед выходом из базового лагеря второй группы. Слеванаправо: Цирельников, Куликов, Алхутов, Булатов, Бонгард, Божуков. Справа провожающие, в том числе члены спортивного клуба АН СССР: Раиса Затрутина и Валентина Горячева. 03.08.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Олег Куликов за написанием дневника. 03.08.

4 августа. Вышли в 8 часов. Начиная с 11 часов всё время группу Тамма, поднимающуюся между длинной грядой и первыми скалами. Как только пошли по скалам, то сразу же пропали из виду. Радиосвязи не было, потому что они забыли штыревую антенну. До намеченной ночёвки им дойти не удалось и довольно значительно.

В лагере сейчас 5 туристов. Они провесили ледник и хотят измерить скорость его течения. Бонгард растянул голеностоп, но кажется это не страшно.

5 августа. Погода хорошая только временами. Отдыхаем, готовимся к выходу.Бонгарда пришлось оставить из-за растяжения ноги. Так как две палатки на шесть человек нести трудно, а в одной больше пяти тесно, решили оставить также и Булатова.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Вид на Хан-Тенгри и штурмовой лагерь. 05.08. (фото Олега Куликова)

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Маршрут групп Тамма и Кузьмина при подъёме на плато и места их первой и второй ночёвок.
Схема маршрута, нарисованная Кузьминым:Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)

6 августа. Группа Кузьмина в 4-40 начала подъём в составе пяти человек: Кузьмин, Божуков, Алхутов, Цирельников и Куликов. Божуков, как всегда, нагрузился киноаппаратурой, из-за чего вся группа «страдала за идею». К рассвету пересекли ледник, и подошли к подъёму. По льду, повесив 4 верёвки, в 9 часов дошли до скального гребешка. Дальше шёл простой снежный склон, кроме двух последних верёвок, где под тонким слоем снега был лёд.
Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Подъём к первому скальному поясу. Впереди Божуков, за ним Алхутов, третий Куликов. 06.08.

В 15 часов вышли на крутые довольно трудные скалы, которые проходятся винтом по полкам и кулуарам.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Вячеслав Цирельников поднимается по первому скальному поясу.06.08.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Подъём по первому скальному поясу. На фото Олег Куликов. 06.08.
Под среднюю башню поднялись в 18 часов. Алхутов и Куликов стали подниматься по крутому кулуару с непрочными камнями. Остальные сидели и пережидали больше часа, боясь падения камней. Пошёл сильный мокрый снег и скалы намокли, а потом обледенели. После муторного лазания к 21 часу вся команда собралась на площадках группы Тамма. Им очень помогли верёвки и крючья набитые и повешенные разведчиками и первой группой.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Первая ночёвка при подъёме на Хан-Тенгри. Солнечное утро. Слева Цирельников, справа Божуков со своей неизменной кинокамерой 16 мм.камерой «Красногорск».Очень жаль, что кинофильм не получился. 07.08.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Слева Кузьмин, справа Цирельников. На первой ночёвке. Утро. 07.08.
7 августа. Отсыпались и вышли только в 11 часов. Маршрут был значительно проще вчерашнего, и в 14-45 передовая группа вышла на вторую ночёвку первой группы. Учитывая нагрузку вчерашнего дня, и то, что связка Алхутов – Божуков задержалась на 45 минут, Кузьмин решил встать на ночёвку. Сделали прекрасную площадку под палатку, чтобы хорошенько отоспаться.

8 августа. Вышли в 7-45. Подъём по нижней части верхних скал был наиболее техничным участком. Им приходилось всё время идти с крючьевой страховкой. В 17 часов с последних скал вышли на снег и по нему непосредственно на плато.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Выход со скал по снежным склонам на плато. Впереди Алхутов, за ним Божуков, слева видна спина Куликова. 08.08.

До 18 часов погода была хорошая, а пошёл снег и сыпал не переставая. В 18-50 встали на ночёвку.
Весь маршрут подъёма на плато весьма труден и сам по себе заслуживает высшей категории трудности, а впереди ещё вершинный гребень.
Здесь в дневнике Кузьмина весьма любопытная фраза:
Очень не хочется спускаться по этому маршруту, былобы совсем неплохо спуститься на ЮжныйИныльчек по обычному пути. Попробую уговорить Тамма. Здесь спуск не только труден, но и опасен.

Вот так, по ходу пьесы, Кузьмин вместо восхождения решил сделать траверс Хан-Тенгри!А чем бы они стали там питаться, если бы экспедиция «Труда» по каким-то причинам свернула работуна Южном Иныльчеке?

9 августа. Весь день пурга, видимости практически никакой. Вчера Божуков шёл почти весь маршрут первым и очень серьёзно и надёжно организовывал страховку, за что получил дополнительную шоколадку сегодня утром.
Вышли вверх по плато в 11-30, дождавшись небольшого просвета. Видимость кончилась и пошли на ощупь. Двигались до 14-15 и, найдя хороший защищённый ледовый сброс, встали на ночёвку. В 19-30 начало растягивать облака.
Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Слева направо: Кузьмин (читает Александра Блока), Божуков, Цирельников, Куликов. Привал на плато, сильный снегопад 09.08.

10 августа. Завтракать закончили в 6 часов, а вышли лишь в 7-45. Всё время употребили на фотографирование, киносъёмки и сушку снаряжения.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Ночёвка на плато, утро 10.08. Слева Божуков, справа Куликов. Бивуак расположен под ледовым сбросом, увенчанным сосульками.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Ночёвка на плато, утро. 10.08.

Дальше высоту набирали по фирновым полям плато под жёлтый жандарм северного гребня Хан-Тенгри. После вчерашнего обильного снегопада, глубина снега везде выше колена, а местами проваливаешься по грудь. Под рыжие скалы выбирались через сбросы и затратили около 5 часов. При выходе на гребень, у жёлтых скал, обнаружили сегодняшние следы первой группы, а на гребне, метрах в 100 ниже, палатку без людей. Видимо, они сегодня утромушли вверх в надежде достичь вершины и спуститься за один день, а в качестве резерва взяли палатку и тёплые вещи.
Это была роковая ошибка группы Тамма, которая, по утверждению Вильяма Смита, принимала это решение коллегиально. Но об этом позже.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Вячеслав Цирельниковна плато Хан-Тенгри. 10.08.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Слева Цирельников, справа Куликов (на плато Хан-Тенгри). 10.08.

Поднялись до начала жёлтых скал в 14 часов и встали на ночёвку, так как все устали от «плавания» в глубоком снегу. Около 16 часов заметили людей на гребне выше первого жандарма. Неясно идут они вверх или вниз. Ждём и кипятим им чай.
Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)На пятой ночёвке. Слева направо: Алхутов, Цирельников (спиной), Божуков, Куликов. 10.08.

Сегодня основную работу пришлось взять на себя Божукову и мне. Погода стоит изумительная, с 15 до 17 шёл «грибной» снег при солнце, а облака ушли вниз.

Ребята, видимо, шли по гребню вверх. Это значит, что они рыжий жандарм проходили почти день, и будут ночевать ввосьмером в одной палатке. Мы завтра пойдём со всем грузом, кроме части бензина.

11 августа. Так оно и вышло. 10-го первая группа обрабатывала путь на взлёт гребня после жёлтого жандарма, а 11-го должны были налегке идти на вершину. Целую ночь был такой снегопад, что их палатки замело почти полностью, а следов никаких не осталось и в помине. Часов в 8 разъяснилось, но был страшный ветер. Однако мы решили продолжить восхождение, и в 12 вышли вверх по скалам. Впереди почти всё время шёл Божуков, в изобилии забивая крючья для страховки.

В 15 часов встретили спускающуюся вниз первую группу. Мы думали, что они уже побывали на вершине и спускаются вниз. Однако, это было не так. Выйдя без палатки, они подошли к крутому, и как им показалось лавиноопасному снежному склону. Времени на обратный путь, в случае продолжения штурма, уже не оставалось, и Тамм совершенно правильно распорядился вернуться, не завершая его.

Все спускались спортивным способом с жёлтого жандарма навстречу. Пока сумели разминуться и поговорить, прошло около двух часов, и на жёлтый жандарм сумели вылезти только к 18 часам. Солнце периодически сменялось снежным бураном всё время при сильном ледяном ветре. Устроились на площадке, сделанной первой группой, и весьма хорошо провели ночь.

12 августа. С самого утра погода превосходная. Вышли в 9-15. Нужно было преодолеть крутой (около 60 градусов) снежный склон, примыкающий к скалам. Внизу дело шло сносно, но после двух первых верёвок снег стал держать плохо. Пришлось перейти на крутые и трудные скалы и бить много крючьев – для страховки и для точек опоры. 150 м. этого взлёта шли шесть часов. По пути следы первой группы оборвались. Если их испугал этот взлёт, то всё ещё не так страшно.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Пересечение места, откуда вернулась группа Тамма. Впереди Божуков, за ним Алхутов, который угадывается по кастрюле сверху рюкзака. 12.08.

Дальше были снежные взлёты и увалы, по которым за час набрали ещё около 100 м. и встали на ночёвку под последним предвершинным скальным взлётом. Левее скал крутой снежный 100 метровый склон, который, похоже, при тщательной страховке можно преодолеть.
Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Слева Куликов, справа Цирельников. Устанавливают палатку в предвершинном лагере. 12.08.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Слева Куликов,справа Алхутов на предвершинной ночёвке. 12.08.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Цирельников и Кузьмин, который в перерывах между чтением Блока писал дневник.12.08.
Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Николай Алхутов.12.08.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Цирельников и Божуков. 12.08.

Если вы подумали, что Валентин мажет красную икру на масло, то ошиблись. Вячеслав Цирельников:«Он наносит на кусок украинского деликатеса, которого у нас было в избытке, тонким слоем дефицитную томатную пасту (в рамках эксперимента о влиянии высоты на способность организма воспринимать жирную пищу). На высоте примерно 6000 Куликов отказался от своей порции сала. Но на следующей стоянке уже под вершиной, когда вновь стали делить сало раздался голос Олега: «Эй, ребята, мне в этот раз двойную порцию». Все засмеялись - с высотой чувство юмора не теряется».

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Валентин Божуков.12.08.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Олег Куликов.12.08.

13 августа. Вышли в 9-15. Три часа поднимались по крутому (около 550) снежному склону последнего взлёта северного гребня и ещё час шли по вершинному гребню.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Начало подъёма с предвершинной ночёвки. Впереди Божуков, за ним Алхутов.13.08.
На вершине были в 13-30.162.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)На вершине. Слева направо: Божуков, Куликов, Цирельников. Под правой рукой Куликова вершинный тур. 13.08.

Сняли записку группы ДСО «ТРУД» под руководством Ворожищева В.В., достигшей вершины 11.08. в составе 14 человек.Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Цирельников спускается с вершины. 13.08.

14 августа. В 9-15 начали спуск с предвершинной ночёвки. Так называемый лавиноопасный склон непосредственно ниже ночёвки проходили со всевозможными предосторожностями, но получилась почти полная подрезка склона. Причём склон этот не имел и намёка на лавиноопасность, и любой склон на плато мог дать ему сто очков в этом направлении. Потом спускались спортивным и дюльфером по 30 м. со снежно-скального плеча. На предыдущей ночёвке забрали канистру с бензином и начали спуск с жёлтого жандарма и закончили его в 16-30.
Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Слева направо: Цирельников, Куликов,Божуков. На месте предвершинной ночёвки группы Тамма. 14.08.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Слева направо: Цирельников, Божуков. На месте предвершинной ночёвки группы Тамма. 14.08.
Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Алхутов на месте предвершинной ночёвки группы Тамма. 14.08.

Продолжили спуск по снегу, но у Цирельникова разыгралась настоящая ангина. Пришлось встать на ночёвку в середине плато в начале шестого. Дал Славе немного спирта прополоскать горло (искренне надеюсь, что он его не выплюнул после полоскания) и поил его горячим. Ребята из первой группы оставили на кое-что из продуктов. Это очень трогательно, так как у них самих на спуск было не густо. Погода сегодня была отличная.

15 августа. Вышли с плато в 9-30. Целый день хорошая солнечная погода. В 17-30 спустились на площадку нашей первой ночёвки при подъёме и встали на бивуак. Цирельников чувствует себя вполне хорошо (наверное, от полоскания), хотя и сильно слаб.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)После спуска на плато выше первого скального пояса Хана. Слева направо: Куликов, Цирельников, Алхутов, Божуков.15.08.
- - - - - маршрут подъёма и спуска групп Тамма и Кузьмина.
Нумерация ночёвок:
1- Пятая (08.08.) и шестая (09.08. - пурговали) ночёвки группы Тамма.
2 - Пятая (10.08.) ночёвка группы Кузьмина.
3- Седьмая (10.08) ночёвка Тамма и шестая (11.08.) Кузьмина.
4- Седьмая (12.08.) и восьмая (13.08.) группы Кузьмина.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Второй скальный пояс Хана-Тенгри. Справа внизу жёлтый жандарм. Снимок сделан с вертолёта.Нумерация ночёвок как на предыдущем фото.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Валентин Божуков. Привал на плато.15.08.

16 августа. Вышли в 7 утра. Ночью меня сильно знобило, а на спуске даже кружилась голова. После спуска со скальной башни ребята меня разгрузили, и я до конца шёл без рюкзака. Самочувствие очень плохое. На ледник спустились около 16 часов. Здесь уже ждали Тамм, Смит, Винокуров, Цетлин и Шиндяйкин. Встретили хорошо, хотя у многих чувствовалась некоторая обида за свою неудачу.

17 августа. Ночью выпал снег, а сегодня погода очень хорошая. Сушимся и фотографируемся. Отнесли на морену газ, газовую плиту и другие вещи, которые решили оставить для будущих туристов или альпинистов.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Вячеслав Цирельников. Утро после спуска в штурмовой лагерь. 17.08.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Олег Куликов. 17.08.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Валентин Божуков. 17.08.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Николай Алхутов. 17.08.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Вячеслав Цирельников. 17.08.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Обед в штурмовом лагере. Слева направо: Цирельников, Алхутов, Куликов, Божуков. 17.08.

В 16 часов пошли вниз. Нас снова пятеро. Все остальные, встретив нас вчера, сегодня в 7 утра ушли в базовый лагерь. Мы могли бы уйти с ними, но нужен был сон без ограничений. В снегопаде прошли до 20 часов и заночевали на леднике.

Неудача первой группы объясняется, главным образом, неправильным расчётом времени штурма последних 550 м. и особенно последних 450 м., и предельным состоянием сил для большинства её участников. Группа не дошла до вершины около 300 м.

Группа Кузьмина достигла вершины лишь на третий день после оставленной группой Тамма палатки, хотя ночевала даже выше неё. Евгений Тамм недооценил сложность маршрута и состояние снега, в котором приходилось «плавать».

Выдвижение версии о лавиноопасном склоне, вероятно, имеет лишь чисто эмоциональные причины. Фактически, этот участок на гребне с перепадом высоты 60 м., который проходится по снегу (высота 6700 – 6750 м.) лавиноопасным считать нельзя.

В этом я полностью согласен с Кузьминым. После трагедии 1960 года, он был крайне осторожен. А о лавинной опасности склона свидетельствует фото 130, где видно, что можно зацепиться за скалы. То же самое подтвердил Вильям Смит, что Цетлин уже дошёл до скал, и мог забить крюк.

На мой взгляд, не последнюю роль сыграло именно отсутствие второй палатки.

Вот, что написал Тамм в своей статье: «В одной палатке нас 8 человек, очень тесно (мы надеялись, что в этот день будем на вершине и максимально разгрузились, оставив одну палатку в шестом лагере). Когда начало светать, трудно было разобрать, какая из ног принадлежит данному туловищу, и где же принадлежащая ему голова?Пора выходить, а погода не улучшается».

В таких условиях тело практически не может отдохнуть и восстановиться за ночь.

И далее: «Я подхожу к Вале и замечаю, что он в каком-то оцепенении смотрит на ребят, сгрудившихся на снежном склоне. Оказывается, они ели успели зарубиться на снегу, и обрушившаяся пылевая лавина не принесла несчастья.Игорь пытается наметить путь ледорубом, и тотчас справа от него с шуршанием устремляется вниз большой снежный пласт. …мы уходим вниз. Долго и молча сидим на площадке лагеря семь. Ещё столько сил, столько продуктов и вершина рядом. Что если мы сглупили?».

Мне кажется, что в тот момент многие, если не все, думали об оставленной палатке. Ведь была бы она с ними, можно было бы спокойно спуститься на место ночёвки, а на следующий день, когда сойдёт свежевыпавший снег, или его сдует, повторить попытку. Тем более, что подошла бы группа Кузьмина, которую они наблюдали сверху. А потом всем хороводом отправиться на вершину.

Честно говоря, такая экономия в весе мне кажется странной: 4 кГ. на 8 человек, по 0,5 кГ. на человека? Да и вообще, уж оставлять, так обе, если решили за один день сходить. Горным туристам проще – они свой панцирь тащат от начала и до упора. А если ходят в радиалки, то с возвратом за один день к оставленным палаткам. А при первовосхождении – даже как-то в уме не укладывается!

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)На Северном Иныльчеке по пути в базовый лагерь. Слева направо: Цирельников, Божуков, Куликов, Алхутов.18.08.

18 августа. Погода хорошая, но продуктов почти нет, а тяжёлые рюкзаки настолько усугубляли усталость, что еле-еле плелись. В 15 часов пришли в базовый лагерь. Последний час допингом служил вертолёт, который прилетел и сел на подготовленный аэродром.

Наскоро пообедав, Кузьмин и Алхутов уже летели вторым рейсом на вертолёте, только не в Майда-Адыр как все, а до Чонташа, чтобы оттуда быстро бежать на поляну Мерцбахера за своими вещами и обратно, так как вертолёт в середине дня 19-го должен был улететь во Фрунзе. В случае опоздания мне пришлось бы идти через перевал Тюз. Высадившись у языка ледника в 16-40 они пришли на поляну в 22 часа.

Первое восхождение на Хан-Тенгри с севера. 1964 г. (Альпинизм)Цирельников после восхождения в Майда-Адыре. Фото Куликова. 18.08.

19 августа. Вышли в 5-30 и у языка ледника были в 10 часов. Здесь их подобрал вертолёт и доставил в Майда-Адыр, а в 3 часа, забрав Шиндяйкина, они вылетели в Пржевальск, а затем во Фрунзе.

Таким образом, тактика «осады» Кирилла Кузьмина, а не «атаки» оказалась правильной и за это восхождение вся его команда была заслуженно награждена золотыми медалями чемпионов СССР в высотном классе 1964 года, а сам маршрут с тех пор называется маршрутом Кузьмина. Хотя я считаю, что нужно было назвать маршрутом Тамма – Кузьмина, потому что именно группа Тамма провесила и обработала склон почти до вершины. Я не одинок в своём мнении, что подтвердили участники той экспедиции: Смит, Божуков, Алхутов и Цирельников.

Вот, что пишет Вильям Смит в своей книге: «Мне запомнились слова Валентина Божукова, сказанные им сразу после возвращения в лагерь: «Всё было замечательно, но для нас прохождение маршрута было не очень интересным, поскольку почти весь путь был промаркирован вами и на всех технически сложных участках были провешены ваши верёвки».

Ну, вот вроде бы и всё, уффф…

P.S. В Москве дописать не успел, и сейчас пишу из Ташкента от Alishera. Ставшая уже традиционной, моя глубокая благодарность Ларисе (lorinson) за правку цветовой гаммы слайдов, которые, похоже, понравились читателям.