Как мы акклиматизировались перед Курумды. Пик Губаева (5368).

Пишет Leb, 22.09.2008 09:51

Как мы акклиматизировались перед Курумды. Пик Губаева (5368). (Альпинизм, горы азии, турклуб маи)

Оставим в покое Кашгарские горы. Вернемся к нашей богатой самыми разнообразными приключениями тренировке перед траверсом Курумды (6613) (см. историю публикации на сайте Риск).

За две недели от Москвы до Москвы мы успели немало - сходили на вершину 4713, совершили первовосхождение на пик 5368, открыли и первопрошли перевал Кызылсель (4900, 3А), искупавшись на нем в лавинах, а в конце занесли заброску на 6080 на гребень Заалайского хребта.

Когда планируешь первовосхождение на безымянную вершину, невольно задумываешься: "А как бы её назвать?". С вершиной 5368 особых сомнений не было. Еще задолго до отъезда я знал, что в случае удачи, это будет пик Александра Губаева.

Почему?

А потому что рядом с вершиной 5368 находится ребро вершины Курумды (6613), пройденное сборной Киргизстана под руководством Александра Губаева в октябре 2001 года. Это было восхождением на самую высокую непокоренную вершину отечественного Памира (1-е место на чемпионате СНГ).

Помню, как в самом начале сентября 2001 г. он рассказал об этой своей задумке и пригласил меня поучаствовать. Идея красивая. Но я был настолько сыт "Заалайским марафоном", что, конечно же, отказался.

С фирмой Горы Азии, где Саша был одним из директоров, туристы МАИ познакомились в 2000 г., точнее не с фирмой, ведь фирма вторична, а с людьми, её олицетворяющими. Мы заезжали в Китай через перевал Туругарт. Помогал нам в этом то ли Владимир Бирюков, то ли Николай Щетников, сейчас уже не помню. Тогда получилась какая-то накладка с машиной и с водителем, и нас перепоручили Сергею Дудашвили.

Это был первый спортивный горный поход в горах Китая, полностью автономный от присмотра китайских товарищей. Мы были переполнены яркими впечатлениями. На обратном пути мы заночевали у Сергея Дудашвили дома. Мы беседовали всю ночь, рассказывали ему о Китае, о нашем походе. А от Сергея узнали, что всю жизнь он страстно любил пещеры, был очень известным спелеологом, совершил множество открытий, а вот теперь организовал туристическую фирму "Горы Азии". Расстались мы добрыми друзьями. И уже в следующий 2001 год я познакомился с Сашей Губаевым.

После "Заалайского марафона" в "Гостевом доме" в Бишкеке состоялся банкет. Было очень приятно - и как-то торжественно, и по-домашнему уютно. За красивым столом было много сухого вина. Вот видеосъемка Петра Рыкалова без купюр и монтажа (только брак удалил), ролик сырого материала:

С тех пор прошло 8 лет. За это время через "Горы Азии" прошли десятки (!) походов Турклуба МАИ. Не вините, если забуду, кого-нибудь из руководителей, архивы поднимать неохота. А так вот, экспромтом, это походы Петра Рыкалова , Ильи Герова, Бориса Малахова, Олега Иваненкова, Дмитрия Чижика, Рустама Бикчурина, Вячеслава Львова, Олега Янчевского (во главе наших студентов), Сергея Фетисова…

Наши друзья из Бишкека полностью разделили с нами всю боль, всю горечь утраты Сергея. Помню, как мы ночами не спали, когда инициировали поисково-спасательные работы. Не знаю, как Алёна на том конце телефонного провода, а я за неделю почернел. Наверно прочернели мы оба…

Потом я зачастил в Китай, и долго не видел наших бишкекских друзей. Однажды Алена Дудашвили приехала в Москву и привезла только что изданную книгу отца "Прикосновение к вечности".

В другой раз она посетила Турклуб МАИ, и у нас состоялась "торжественная встреча" (Алёна справа).

А вот с Губаевым в этот период я общался только по телефону.

В конце июля 2004 г. пришло страшное известие - Саша на К2 не вернулся в штурмовой лагерь... Мгновенная оценка реальных шансов, а потом томительная надежда на реализацию одной сотой…

Реализации не произошло.

Конечно, никто в Турклубе МАИ тогда не остался равнодушным.

Потом уже через два года появилась надежда на одну миллионную. Моей веры уже не хватило. Хватило у Ольги - супруги Саши. По слухам от китайских гидов на Музтаг-Ате, с К2 в киргизские кишлаки на сторону Китая спустился изможденный русский, возможно, потерявший память. В МИДе Китая об этом тоже что-то слышали.

Ольга и Макс Богатырев тут же организуют маленькую экспедицию. В начале осени 2006 Макс приезжает ко мне. Рассматриваем карты, наши новенькие фотографии К2, анализируем ледопады, пути отхода…

Потом они уезжают.

Бишкек-Кашгар-Мазар-Илик-Упранг…

Реализации одной миллионной не произошло.

Светлая ему память.

****

А вершина красавица, она как цветок:

Email: Алена to Leb. "Гора очень красивая, я ее уже показала Ольге, и она очень тебе благодарна за память. Конечно, это супер-идея - назвать гору именем Саши, и мы все ее всячески поддерживаем. Хочется придать твоей идее официальный статус и назвать так гору через управление картографии. У нас уже есть опыт переименования гор. Этим занимался Дима Греков и сам Сашка. Мы бы тогда на основании вашего отчета подали бы прошение о названии горы, а после либо осенью, либо следующим годом занести туда табличку с именем Саши. Что думаешь по этому поводу?"

Вот, что я думаю:

1. ПАСПОРТ ВОСХОЖДЕНИЯ

1. Район: Хребет Заалайский.
Ущелье: Кызылсу (ледник Восточный Кызылсу).
Номер раздела по классификационной таблице 2001 года - 4.4

2. Наименование вершины: 5368, предлагается - пик Александра Губаева.
Название маршрута: По северо-западному склону

3. Категория сложности - предлагается 3Б.

4. Характер маршрута: ледово-снежный.

5. Перепад высоты маршрута: 268 м. (по показаниям GPS)
Протяженность маршрута: осн. части маршрута - 245 м., всего маршрута - 428 м.
Протяженность участков: IV к.с. – 245 м.
Средняя крутизна: основной части маршрута – 510, всего маршрута – 40,50.

6. Использовано крючьев на маршруте: скальных – 0, ледовых – 22, в т.ч. ИТО – 0.

7. Ходовых часов команды: 4 часа.

8. Руководитель: Лебедев Андрей Александрович (Москва), МСМК (туризм), 1 р. (альпинизм)
Участники:
Жаров Андрей Викторович (Москва, Зеленоград), 1 р. (туризм),
Жданов Иван Николаевич (Москва), 1 р. (туризм), 2 р. (альпинизм),
Комаров Дмитрий Александрович (Москва), 1 р. (туризм),
Максимович Юрий Александрович (Москва), КМС (туризм),
Тимошенков Алексей Сергеевич (Москва, Зеленоград), 1 р. (туризм), 2 р. (альп.),
Шаповалов Дмитрий Сергеевич (Киев), 1 р. (туризм),
Янчевский Олег Зигмонтович (Киев), КМС (туризм).

9. Тренер: Хохлов Юрий Владимирович (Москва), МС (альпинизм).

10. Выход на маршрут: 11ч. 30 мин. 24.07.2008г.
Выход на вершину: 15ч. 40 мин. 24.07.2008г.
Спуск на ледник: 17ч. 50 мин. 24.07.2008г.

2. ФОТОГРАФИИ ВЕРШИНЫ

Ф.2.1. Вид с запада из восточной камеры ледника Восточный Кызылсу. Снято 28.08.2008.

Ф.2.3. Вид с запада с левого борта ледника Восточный Кызылсу.

Ф. 2.4. Вид с северо-запада с левого борта ледника Восточный Кызылсу.

3. ФОТОГРАФИИ ПРОФИЛЯ МАРШРУТА

Ф.3.1. Вид с юго-запада на штурмовой лагерь и на маршрут.

Ф.3.2. Вид с маршрута (со склона вершины) на юго-запад в сторону Курумды

4. ФОТОПАНОРАМА РАЙОНА

Ф. 4.1. Вид с перевала Транспортный (N4 на схеме 1) в долину ледника Восточный Кызылсу. Справа от вершины 5368 возвышается Заря Востока (6349).

5. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ВЕРШИНЫ 5368

Вершина 5368 возвышается над правым бортом ледника Восточный Кызылсу, находится к северу от массива Зари Востока (6349) и является наивысшей точкой северных хребтов, отделенных от водораздела Заалайского хребта на участке между ледниками Восточный Кызылсу и Нура. Вершина 5368 является идеальным обзорным пунктом и видна отовсюду.

Вдоль северо-восточного склона вершины протянулась наклонная полка, по которой на запад-юго-запад стекает ледник. Этот ледник образует северную ветвь первого правого притока ледника Восточный Кызылсу. По этому леднику осуществляется наиболее простой подход к вершине.

6. СХЕМА РАЙОНА ВЕРШИНЫ

Схема 1. Район ледника Восточный Кызылсу и вершины 5368

7. РИСОВАННЫЙ ПРОФИЛЬ МАРШРУТА

Рис. 1. Черные цифры вдоль графика - номера участков маршрута (проставлены на концах соответствующих участков).

8. ТЕХНИЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ МАРШРУТА

Ф.8.1. Техническая фотография маршрута. Цифрами обозначены концы соответствующих участков маршрута, см. табл. 1

9. РАЗМЕТКА МАРШРУТА ПО УЧАСТКАМ

Табл. 1. Участки маршрута

Средняя крутизна маршрута - 40,5 град.
Средняя крутизна основной части маршрута (участок 2) составляет 51 град.
Протяжённость маршрута – 428 м

10. ОПИСАНИЕ ПУТИ ОТ БАЗОВОГО ДО ШТУРМОВОГО ЛАГЕРЯ

Базовый лагерь (БЛ) удобно установить в кармане левобережной морены ледника Восточный Кызылсу перед огромным моренным валом ледника северного склона вершины 4834. Воду можно брать из реки, которая бьет из под этого моренного вала. Но есть еще и чистый ручей, который выступает из-под земли выше поляны на склоне в её восточном углу.

Путь к БЛ вдоль реки Кызылсу и морены ледника хорошо известен, весьма очевиден и в описании не нуждается, см. схему 1.

Из БЛ группа вышла утром 21.08.

От базового лагеря следует пересечь всхолмленный и зачехленный моренными отложениями ледник Восточный Кызылсу к его правому борту, здесь вблизи правого борта ледник ровный. По леднику Восточный Кызылсу следует подняться к его большому правому притоку, обойти справа по ходу его 1-й ледопад и войти в створ этого правого притока, см. схему 1.

По открытому льду подняться ко второму ледопаду, который расположен чуть ниже слияния двух ветвей ледника. Здесь около правого борта ледника на камнях серединной морены можно установить лагерь.

Группа подошла к этому месту в полдень 22.08. После обеда провели разведку и нашли обход 2-го ледопада. Здесь же решили переночевать для обеспечения более солидной акклиматизации (это был 4-й день в горах).

Второй ледопад обходится справа по ходу под склонами вершины Заря Востока. На коротком участке этого обхода приходится около 50-70 метров "бежать" по ледовым обломкам в зоне действия ледосброса. Выше этого участка - выход на плато, где сливаются две ветви ледника.

По плато подойти к правому по ходу краю 3-го ледопада - ледопада северной ветви ледника, эта ветвь спускается с вершины 5368, см. ф. 11.1 Ледопад проходить справа (вдоль орографически левого борта). Здесь он не сложен - возможны две или три 50-градусных 5-10 метровых стенки, а на выходе из ледопада широкий разлом (до 2-х метров), см. ф. 11.2. Скорее всего, разлом удастся преодолеть по какой-нибудь ледовой пробке.

Выше ледопада на леднике весьма много трещин, блуждания в обход трещин заканчиваются выше 4600, когда начинается толстый снежный покров, см. ф. 11.3. На снежном плато на высоте 5100 напротив ледового северо-восточного склона вершины 5368 целесообразно установить штурмовой лагерь, см. ф. 11.4.

На плато 5100 группа поднялась утром 24.08. Поставили палатки и около 11.30 вышли на восхождение, см. раздел 12.

11. ФОТОИЛЛЮСТРАЦИИ ПУТИ К ШТУРМОВОМУ ЛАГЕРЮ

Ф. 11.1. Ледопад устья северной ветви правого притока ледника Восточный Кызылсу (3-й ледопад, см. схему 1).

Ф. 11.2. Заключительный разлом 3-го ледопада

Ф. 11.3. Путь к штурмовому лагерю выше 3-го ледопада.

Ф. 11.4. Штурмовой лагерь (5100) и маршрут на вершину 5368.

12. ОПИСАНИЕ ПОДЪЕМА НА ВЕРШИНУ

Напротив штурмового лагеря 5100 возвышается подрезанный бергшрундом ледовый склон вершины 5368, см. ф. 8.1 (техническое фото). Протяженность склона выше бергшрунда 240-250 метров, крутизна около 50 градусов. Бергшрунд не широкий и легко преодолевается по снежному мосту.

Дабы избежать падающих камней целесообразно подниматься по ледовой полосе между выходами скал, она выводит чуть правее вершины, см. ф. 8.1, 11.4 и 13.1. Далее 5 веревок перил до выхода на гребень.

На гребне большие и опасные карнизы на восток. Здесь надо повернуть налево и вдоль линии отрыва карниза подняться к вершине, см. ф. 13.2. Самая высшая точка находится на карнизе, подъём на неё опасен обвалом карниза. Лучше остановиться около линии отрыва карниза.

Спуск в штурмовой лагерь по пути подъёма.

Группа вышла из штурмового лагеря (5100) 24.08 примерно в 11.30 и достигла вершины через 4 часа в 15.40. К штурмовому лагерю (5100) спустилась в 17.50 и дальше не пошла, так как восхождение проводилось также и для акклиматизации, поэтому для выполнения плана на будущее требовалась ночевка на 5100.

На следующий день (25.08) к вечеру команда спустилась в БЛ.

13. ФОТОИЛЛЮСТРАЦИИ ВОСХОЖДЕНИЯ НА ВЕРШИНУ

Ф.13.1. В начале участка 2.

Ф. 13.2. Последние метры вершинного гребня (Андрей Лебедев)

Ф. 13.3. На вершине у кромки отрыва карниза (Андрей Жаров)

Ф.13. 4. Панорама с вершины на восток на горы, окружающие ледник Нура

Ф.13.5. Начало спуска с вершины. В левом нижнем углу за спускающимся участником заметен скальный выход, на котором можно укрепить табличку.

Ф.13.6. Завершение спуска с вершины

Ф.13.7. Вид из штурмового лагеря на спускающуюся группу.

Отчет иллюстрирован фотографиями Андрея Жарова, Ивана Жданова и Дмитрия Шаповалова.

P.S. Отчет о восхождении передан в классификационную комиссию ФАР, другой экземпляр мы переслали в Бишкек для проведения действий по государственной регистрации названия вершины.

Материалы в Интернете об Александре Губаеве и о некоторых его восхождениях.

1. С. Дудашвили. Восхождение в вечность.

2. А. Губаев. Отчет о первовосхождении на пик Курумды (6613).

3. М. Михайлов. "6613" Первовосхождение на пик Курумды.

4. Д. Урубко. Нон-стоп (о зимнем восхождении на пик Ленина).

5. И. Пугачев. Зимнее восхождение на Теке-Тор (4441м), Киргизский хр, Ала-Арча.

6. Ю. Ружеч. Скайраннер. Часть 1. Андрей Пучинин (А. Губаев - участник программы "Снежный барс за одно лето").