Ушба Южная Соло или осень в Сванетии. Moroz Fm

Пишет Александр Мороз - Moroz FM:), 11.11.2019 00:03

Предыстория:
Так уж повелось, что домой, в Грузию, я возвращаюсь после высотного сезона на пике Ленина и Хан-Тенгри - только осенью. Безусловно мне очень нравятся высотные восхождения, но о технических вершинах забывать не хочется. К счастью, вначале и в конце лета удалось полазать с друзьями в Ала Арче в Тройку на Бокс, Шваба 5А два раза) и Кузьменоко 5А на Бачу и Баллон Михайлова 5Б на Бокс - Самая суровая 5Б наверно)) Немного отдохнув в Батуми погревшись у морька - сходили с Олегом Ивановым на Тетнульд. Еще одна красивая и видовая гора в Сванетии. Присмотрелся на её стену заодно. Ну и конечно не сходить на Ушбу было бы просто преступлением. После прошлогоднего траверса хотелось сходить в спортивном составе, что-то интересное. Например, первую мою шестерку. Я давно присматривался на маршрут Мышляева 6А на Южную вершину. Но в этот раз, как говориться – видимо опять не судьба была. Произошел курьез, мы с Женей Патлаем (Бишкек) когда договаривались полезть на Ушбу осенью - умудрились договориться на два разных месяца:) Я думал за 20е числа сентября – Женя купил билеты на октябрь))). И выяснилось это все за несколько дней до встречи. Пришлось, что-то срочно решать. Как раз незадолго до этого мне написал Саня Корягин (Краснодар), спросил о моих планах, я ответил, что полезем на Ушбу шестерку. «Ох, Гора моя мечта» – сказал Саня. Ну нет проблем можешь идти с нами за компанию. Я полезу, Жека на страховке, на тебе груза на перилах. С Саней мы работали на Эльбуре, сложных гор он не ходил, но парень сильный, третьим бы отработал. Жека был не против. Но пришлось вносить коррективы, которые Саню не очень обрадовали)). Я : «Саня, Жеки не будет, лезем вдвоем Шестерку. Твоя задача, страховать и жюмарить». Саня: «Эммм… подожди…. Не-не-не я не готов. Не полезу я выше тройки не ходил. Стремно.» "Вот блин, облом" – подумал я. Попытался надавить, мол другой маршрут лезть не хочу, опять Габриэля не хочу, и так с клиентами там хожу еще и личное время, рассчитанное под спортивные подвиги)) тратить. Не прокатило. Саня: «Тогда я не поеду». Я: «Сам полезу». Прикинул объем работы на одного и соответственно низкую скорость продвижения на стене –дней 10 ть надо закладывать. Блин, на стене висеть придётся, ночевать, а гамака то нет, и не лето уже, если непогодь буду веселиться… Блин никакого кайфа от маршрута не будет. Сплошные мучения… Ладно, раз так получилось, помогу Товарищу мечту осуществить. Мне часто ребята очень сильно помогали и продолжают помогать в поездках, развитии и многом другом, за что я им Очень благодарен, нужно, что-то и мне в мир возвращать. Круговорот хороших дел. В общем решили лезть по маршруту Габриэля на Южную вершину.
Попытка вышла неудачной, на вершину не сходили, не хватило погоды. Отработав 19 с половиной часов от первого лагеря (3000) мы устели за полночь долезть только до 4000 м, нашли какую-то полку под 2/3 палатки упали спать. «Да, что за проклятье то такое, опят спим хрен знает где в системах, опять» - вспоминал я моё прошлогоднее 12ти дневное приключение на Траверсе))
Прогноз сместился, а ждать 4 дня на горе, с учетом , что еды мы ограниченно взяли, впритык и после снегопадов лавинная обстановка непонятная. Решили спускаться.

Еще я списывался с Витей Филиновым (Бишкек) он вместе с Виталием Акимовым (Томск) и Гией Тортладзе (Тбилиси) собирались тоже лезть на Ушбу примерно в те же даты, как и мы. Мы обсуждали возможность совместного восхождения на гору по интересному маршруту. У Вити, к сожалению, не получилось прилететь, а Виталий и Гия, планировали лезть по Габриэлю. Мы как раз к тому времени спустились сразу с 4000 приползли поздней ночью в Бечо но ребята уже ушли спать. Зарядила непогода, Саня уехал в Краснодар, я вернулся в Батуми, ребята пошли под маршрут ждать окна. Позже Виталий написал мне в воцапе , что выпало много снега и ребята решили поменять планы и полезть на Тетнульд. «Блин, жаль, это я тут под горой почти живу, сел и приехал, а ребятам черти откуда лететь, точнее Виталию» Я хотел после спуска присоединиться к ним, но нужно было восстановиться.

Батуми:
И вот сижу я в Батуми, а вся эта ситуация с Ушбой не дает покоя, какая-то незавершенность. «Как так, никто не залез этой осенью… как-то неправильно так дело оставлять недоделанным. Непорядок! Ну точно, я ж тут почти под горой живу. А погоды, как на зло уже пол недели стоят дивные там. И еще на столько же обещают шикарный прогноз.» Прогноз я периодически посматривал из любопытства на Ушбу и Тетнульд. Чтоб примерно понимать, как там у ребят дела. И тут, как –то пошли с другом пообедать в город, встретили нашу знакомую девушку Катю, которой нужно было съездить в Местию но самой ехать не хотелось. Я посмотрел прогноз на ближайшие дни - шикарно, как зовут))) «Ок. Едем. У меня там тоже дело есть.» И тут еще мой друг Кирилл и Эдуард решили под это дело проехаться походить трекинг по Сванетии. Я позвонил нашим Сванским друзьям: Генри (начальник пограничной службы Местии) и Афи Гиани (знаменитый Сванский альпинист, с которым мы познакомились в этом году на Хан-Тенгри) – предупредил, что еду на Гору. К слову хочу выразить большую благодарность им за помощь во многих восхождениях, поддержку, дружеские советы.

Маршрут:
2-е октября. Стартовали из Батуми утром.
Я взвесил рюкзак 34 кг. «Ёшкин Кот, как с этим полезу?») Снаряга двоих переходит на одного. Приехали в Бечо, зарегистрировался у Пограничников, Генри по телефону пожелал Удачи! Впрягся в поклажу, погнал. В этот раз до первого лагеря шел на 50 мин дольше чем с Саней. 4ч-50мин вроде вышло. Перед стоянкой в сумерках встретил двух парней из Чехии. Они собирались лезть на Гульбу, на меня посмотрели искоса, как на чудика). На стоянке поставил только внутренник от палатки, осадков не обещали. И тут неприятность – я забыл в суматохе чай. Капеец, лучше б суп забыл… собирался за пару часов).

3-е октября. Встал рано, стартовал примерно в 6-25, уже точное время не помню. Кулуар прошел по лавинному выносу. «Лавина сошла, уже спокойнее, хоть часть выпавшего снега слетела» к 11-30 долез до пещеры по на высоте примерно 3679 м.
Попил водички стекающий по карнизу полез дальше. Уже припекало и снег, который до этого времени после ночного холода ее держал – начал потихоньку терять свою плотностью. Конечно по сравнению с сыпучим снегом местами выше пояса, когда мыс Саней пробовали лезть – этот был существенно приятнее. Немного успел слежаться. Некоторые неприятные для меня места гладких плит и скал, которые в мокром состоянии составляют большую проблему – обошел по маленьким снежным кулуарчикам.
Я уже был выше отметки вершины куда полезли Чехи. Утром я видел их фонарик, они вышли раньше, а я поспать всегда люблю)))
Лез в кошках с самого утра и тут услышал щелчок, и почувствовал, что-то неладное с кошкой. Лопнула соединительная скоба. «Ёшкин Кот, еще пол - горы лезть, а в верхней части лед может быть, Афи предупредил.» Спустился поискать отвалившуюся половину, к счастью нашел. Дальше полез в одной. Обходя Жандарм – Плавник двигался по скалам. Левая грань длинного кулуара, который выводит к ночевкам на 4200. Прошел мимо полки, где мы с Саней стояли. В Начале пятого вышел на Штурмовой лагерь 4200. Очень удивился. Меньше 10 часов. Как так? Вдвоем за, почти 20 ч, не успели, а сейчас и рюк не легкий совсем. Странно. Ну и хорошо. Разместился. Позвонил Афи, Михе, Кирюхе написал, что на месте. Разулся и тут стало понятно почему один ботинок, как- то неустойчиво сел себя на скалах. Разлетелась заклепка моей, козырной, пластиковой белой скарпы. Предмет зависти и насмешек моих друзей)))

Начал, что-то мастерить. Ботинок подвязал веревкой, с кошкой пришлось повозиться. Без кошки выше могут быть большие проблемы. Даже с учетом, что поточить я их не успел, а на попытке с Саней за два дня наши кошки превратились из остреньких гроз вертикальных льдов в какие-то жалкие обрубки он сказал, что его кошки постарели лет на 50т :) В общем забить их куда- то вряд ли получилось бы. Но исходим из того что имеем (Маємо що маємо – Укр.) Нашел обрывок металлического тросика от бахила Мило - моего ругана Михи Емельянова продел в дырки скобы, а потом смотал тонким репом и установив, как шину крюк Швеллер. Все вместе связал. Получилась непонятная громоздкая конструкция которая не большой надежности не внушала. После горы забыл сфотографировать это чудо)
Хвала современным технологиям. На Ушбе, вдруг кто не знает, практически везде ловит Грузинская мобильная связь "Магти" с интернетом. Прогноз обещал следующий день небольшие осадки, через день отличная погода. Солнце и все дела. «Если завтра схожу на вершину и вернусь с лагерь, на следующий день можно спокойно уходить вниз без поиска петель в снегу и прочих бонусов связанных с непогодой!»
Еще на стоянке нашел бонус - использованный пакетик чая :) О радость, закинул его в термос и жил он там до конца восхождения)))

Штурм:
4-е октября. Выходить рано не стал. Стартовал в 8 м Ночью шел снег и скалы были засыпаны, нужно подождать пока прогреется ключ. Ключ маршрута Габриэля Хергиани заключается в двух веревках вертикального лазания. Самая сложная вторая, по моим ощущениям примерно 6А скалолазная, это правый вариант по стеночке, левый по подвисающий щели сложнее. В этот раз выходить под ключ решил не как обычно через гребень напрямую, там скользкие наклонные скалы, и нет мест под страховку особо, а заглянул в кулуарчик слева. Там по пути встречал крючья петли. Кулуарчик оказался залит льдом, а я в одной тупой кошке и с одним инструментом. Конечно он не вертикальный, не знаю сколько там градусов, 30 или больше, ничего сложного, но в точеной снаряге приятнее) Доскрёбся до какого-то камня посередине льда, чтоб обуть второй девайс. Протиснулся полу лазанием через залитые куски скал на пути. Лезть на какие-то вертикальные стенки без страховки не хочется. Искал максимально простые пути без лишних рисков. На Шо оно нам надо, те риски, внизу холодное пиво, вкусное вино и друзья волнуются. Надо аккуратнее.

Ключ:
Вышел на полку под ключем. Скалы в снегу. «Блин, в скальниках по снегу лезть Фуух. Ну, что ж делать. Надо, так надо.!» Первая веревка не сложная, но по снегу, все как то по другому. Смонтировал мультинаправленную станцию, все как я люблю, конрт пельки, точки и т.д. Схема для соло лазания в этот раз была не самой моей любимой. Т.к. я взял у Михи две 7 мм веревки, вариант с гри гри отпал сразу. Я встегнул спусковуху типа ATC – стакан как на дюльфер, но не на длинный ус, как обычно, а чуть выше страховочного кольца система и ниже французский схват прищелкнув его на ножную лямку, чтоб он до стакана не достал. Конечно не сильно удобно, особенно когда на лазании надо срочно выдать веревку, приходиться сначала поднимать ногу с узлом, дотянуть до зубов, потом под выдав через схват, выдать через стакан, но с двумя тонкими веревками ничего другого на ум не приходит. Поэтом зарание выдаю с запасом, чтоб лезлось увереннее и надежнее))) Ботинки снял и повесил сзади, рюк оставил на станции. Боты в середине веревке оставил на крюке, мешали. Долез до полки со станцией из 3 х крюков и быстренько поехал вниз к ботинкам). Переобулся… Теплоооо, хорошо.
Вторую веревку давно хочу пролезть левым вариантом, но так. Как был один – решил не выпендриваться и лезть по знакомому правому варианту. Там есть, лично для меня психологическое место. После забитого на пару сантиметров гнутого крюка справа стены идут несколько метров вертикального лазания, где надо лезть, зная зацепки до ближайшей щели. Перед этими участками можно забить рядом пару якорей, но под ито. Что я и сделал, этот чертов крюк постоянно действует мне на нервы... Долго мялся на педальках, лезть то все равно надо и зацепы знаю где, но чет постоянно там стремно. «Фух, ну собрался, пошел, уфф уух, блин, а нет, разобрался, назад)» С N-адцатой попытки смелость меня таки посетила, встал, отбуцнул петельки, все обратной дороги нет, только вверх. Полез, встал, пару перехватов, вижу крюк живущий там «О Ништяк, сейчас вщелкнусь» - тянусь оттяжкой, не проходит, сильно забит, вот засада, правая нога стоит на небольшом носике, рука в блоке, пока снимал закладку, чтоб тросик продеть начало разгибать и еще Элвис* пожаловал «Ёшкин Кот, щас улечу и нафик выдеру якоря и тот поганый крюк» *Элвис в скалолазании – выражение Ромы Романова (Питер) заимствованное на курсе Киргизской школы Горных гидов. Когда начинает ногу от напряжения или страха трусить на зацепе, получается очень похоже, как танец знаменитого артиста))

Надо спасаться, куда ж деваться, ниже был откол, за который рукой держался: «Надо петлю накинуть длин, небольшой, может слететь, а уже все равно» Повис, не слетела. «Фух спасся!»  После полета в Ала Арче на маршруте Михайлова 5б – летать совсем не хочется). Подготовил тросик закладки, подлез, ок все, норм, вщёлкнулся. Жизнь наладилась. Дальше еще пара метров, все есть, но, с перепугу, уже лезется не так смело. Немного повозился, дальше просто, все вылез на полку. «Фууух. Долго! Надо тут лезть чисто без подвисаний и ито всякого. Позорище.». Замерз, быстро вниз к ботинкам и прималофтовым штанам. На полке плюнул, снял систему и переоделся.

После ключа идет кулуарчик, который я обычно с веревкой лезу, но много времени ушло на ключ. Полез так, веревку привязал одним концом, остальное внизу. Ничего сложного простое лазание, под верхом, повесил рюк на закладку, там нужно осторожно по развальне вылезти на полку, потом спустился забрал его.
Дальше почти пешком, одел одну кошку и полез. Через пару станций оставил лишнее железо, выше оно не нужно, захватил обе веревки и несколько крюков на всякий и расходку, на спуск.
Снег немного сыпал почти весь день. Залитые лежачие скал, развальня по которой хочешь не хочешь надо пролезть, как Котик иначе можно тю-тю или чирикнуть, как говорит наш друг Женя Лапин (из Питера)))
Дальше кулуарчик выводящий на гребень. Засыпан снегом. Почувствовал себя хорьком или еще каким юрким зверьком - Арчинским горностаем:), когда там протискивался. Когда попадался лед, одевал вторую кошку. Еще не развалилась). Потом сразу снимал. Правда не везде дальше участок плит наклонных, местами льдом залитых, надо траверсировать, кошку одеть негде, пришлось в одной скакать, а вторую ногу в трение. Все почти пешеходное, но нужно осторожно. 4 го октября в 16-17 вышел на вершину. Поснимал видосики, приветы и поздравлялочки всякие. У моего друга Никиты Александрова (Москва) в этот день был юбилей, я решил прям с вершины поздравить. Летом мы с Никитой сходили на пик Ленина хорошее достижение в 50. Пример другим.
Посмотрел на Северную вершину, вспомнил прошлогодний «походик - траверс» https://www.risk.ru/blog/215585 с Олегом Вайнблатом (Питер), улыбнулся, что в этом году все культурно, без жести, тьфу тьфу).

Ушба Южная Соло или осень в Сванетии. Moroz Fm (Альпинизм, Ushba, Габриэля, 5б, хергиани, грузия, местиа, сванетия, kmga)Ушба Южная Соло или осень в Сванетии. Moroz Fm (Альпинизм, Ushba, Габриэля, 5б, хергиани, грузия, местиа, сванетия, kmga)Ушба Южная Соло или осень в Сванетии. Moroz Fm (Альпинизм, Ushba, Габриэля, 5б, хергиани, грузия, местиа, сванетия, kmga)Ушба Южная Соло или осень в Сванетии. Moroz Fm (Альпинизм, Ushba, Габриэля, 5б, хергиани, грузия, местиа, сванетия, kmga)Ушба Южная Соло или осень в Сванетии. Moroz Fm (Альпинизм, Ushba, Габриэля, 5б, хергиани, грузия, местиа, сванетия, kmga)Ушба Южная Соло или осень в Сванетии. Moroz Fm (Альпинизм, Ushba, Габриэля, 5б, хергиани, грузия, местиа, сванетия, kmga)Ушба Южная Соло или осень в Сванетии. Moroz Fm (Альпинизм, Ushba, Габриэля, 5б, хергиани, грузия, местиа, сванетия, kmga)

В пять начал спускаться. Где пешком, где дюльферами.
Смеркалось... В одном месте нужно уйти влево, желательно видеть куда, а права грозовой фронт гремит, шумит и всячески пугает уже больше часа, налетело облако ничего непонятно.
Посмотрел точки по мапс ми. «Нууу примерно туда». Угадал. Но вот веревку проложил некорректно, на какое-то время подумал, что застрянет, еле сдернул почти полиспастом. «Вот Блин, темень уже, не хватало ту на полках заночевать еще.» Отсюда дальше все понятно и логично, можно и без видимости ехать. В 21-26 Добрался до палатки.
5-е октября. Утром рано вставать тоже не стал. Вышел наверно в 10-00. Надо же отдохнуть после трудового дня)
в тамбуре Бардак))

Этот день был решающий для многострадальной кошки. Основная необходимость в ней была, как ни странно не в кулуаре, который идет от Штурмового лагеря вниз мимо уже упомянутого Жандарма –плавника, а в самом нижнем кулуаре с которго начинаеться подъем на маршрут от ледника. Кулуар пробежал быстро, но пришлось отбивать мокрый снег с ног, реально при каждом шаге на протяжении всего кулуара. Пролетела групка камне, я посмотрел: « Угу, вроде не сильно большие и летят не так уж быстро Надо быстренько чухануть по кулуару короткими перебежками, как заяц, пока друзья не подлетели» Проскочил. Дальше сплошные дюльфера.
Хорошо, когда с Саней ходили, я обновил все станции, и повесил их где мне удобно, а то там полный хаос и бардак с этим. Куча петель, крючьев, ведущих непонятно куда. Подавляющая часть дюльферов на этом участке – по наклонному рельефу и соответственно, веревки тонкие постоянно путаются и цепляются за что-то. Разок сдернул камень небольшой, «Слава Пецелю (выражение из другой истории) и хвала каскам».
Ушба Южная Соло или осень в Сванетии. Moroz Fm (Альпинизм, Ushba, Габриэля, 5б, хергиани, грузия, местиа, сванетия, kmga)Ушба Южная Соло или осень в Сванетии. Moroz Fm (Альпинизм, Ushba, Габриэля, 5б, хергиани, грузия, местиа, сванетия, kmga) Ушба Южная Соло или осень в Сванетии. Moroz Fm (Альпинизм, Ushba, Габриэля, 5б, хергиани, грузия, местиа, сванетия, kmga)
К низу путающиеся веревки стали страшно бесить, плюс рюкзак потяжелел (веревки и снаряга полностью мокрые) и начал меня изматывать. На предпоследнем (вертикальном дюльфере) Увидел, что одна веревка перебита посередине, вишу на жилах, может не всех. «Ёшкин Кот. Хорошо, что уже почти все»
Перед кулуаром не смог продернуть веревку пришлось немного возвращается. И вот он - ненавистный кулуар. Вся его неприятность заключается в том, что очень мелкие камни вперемешку с песком под углом 35 - 40 градусов образуют огромный движущийся наждак, где попутно еще можно спустить камушки побольше, все это совершенно не держит без кошек, и с ними – то стремно, если улетишь – до низу доедут одни уши с собачкой из молнии клапана. Как кошка выдержала – оному богу известно. Разок я таки ей зацепился, за ремень другой кошки (основная причина падения на спуске с Эльбрусов, Казбеков и т.д.) Летя с заблокированными ногами, благо не быстро, умудрился остановиться. Элегантно выматерившись, на все и вся попавшееся мне на глаза, и всплывшее в моей памяти в это время – продолжил спуск до лавинного выкота, которому я был несказанно рад в этом месте) Там хоть идти можно по-человечески. «Все Ледник. Ура» Последняя преграда это подъем на моренный осыпной гребень за которым первый лагерь. Состоит он примерно из того же коктейля, что и кулуар, но с дополнениями крутизны склона и камушками побольше, хочется достать инструмент. Но кошки на леднике уже снял, пришлось, черти, как, как та корова в бомболюке выгребать на него.

В 18-19 спустился в Мазери. Большая благодарность Кириллу и Эдуарду, что приехали забрать меня.
И не с пустыми руками). Друганы у меня все хорошие! Поехали в Местию. На спуске позвонил Генри и Афи, сообщил, что все в порядке и спустился благополучно. Зашел на погранзаставу.

6-е октября. Утром приехал Афи, пожал руку, поздравил. Мы поехали к Генри. Он тоже очень тепло встретил меня. Поговорили, пожали руки. После заехали в Музей Миши Хергиани, где Афи Встретился с ребятами, которые спустились с Лайлы. Я увиделся с Мишей – племянником Хергиани. Странно позапрошлой зимой 5 месяцев прожил в Местии и после часто там бываю, а зайти к нему времени не было.
На обратном пути мы заехали на Ингурскую ГЭС. Очень масштабное зрелище. Да и в целом природа Сванетии - это красиво. Особенно осенью, после горы немного по другому смотришь на многое. Меняется восприятие. Вот ты был там гре из Ледников рождаются реки, и спустя небольшой промежуток времени ты видишь где жизнь этой реки меняется. Скорость жизни гор, скорость жизни планеты и твоя жизнь находятся в одно время в одном месте но так по разному текут... Твою даже не заметно... В общем после горная философия философияУшба Южная Соло или осень в Сванетии. Moroz Fm (Альпинизм, Ushba, Габриэля, 5б, хергиани, грузия, местиа, сванетия, kmga)Ушба Южная Соло или осень в Сванетии. Moroz Fm (Альпинизм, Ushba, Габриэля, 5б, хергиани, грузия, местиа, сванетия, kmga)Ушба Южная Соло или осень в Сванетии. Moroz Fm (Альпинизм, Ushba, Габриэля, 5б, хергиани, грузия, местиа, сванетия, kmga)
P S
Хочу поблагодарить всех моих друзей за поддержку и помощь в этом мероприятии. Это конечно не авось какое трудное, значимое восхождение в масштабах профессионального или мирового альпинизма, если не брать во внимание лютые Гималайские Высотно-технические первопроходы, а сравнить, например, с мирскими горами этот маршрут с Ала Арчинским Баллоном Михайлова, например, где у меня случился временный альпинистский кризис: я два дня привыкал висеть на вертикали и сказал Лехе Потоцкому: «Если это 5Б – я завязываю с альпинизмом!» Но потом привык) - то Габриэль максимум 4Б- 5А за счет тех двух веревок. Но расстояния нужно пролезать большие. Для меня маленький плюс к опыту.

Всем спасибо за внимание, хороши и веселых всем восхождений больших подвигов на больших вершинах! С вами был Moroz Fm:)

Схемы прохождения некоторых участков (спасибо Марату, за корректное замечание к статье). Не все фото хорошего ракурса для этой цели, возможны некоторые неточности: Ушба Южная Соло или осень в Сванетии. Moroz Fm (Альпинизм, Ushba, Габриэля, 5б, хергиани, грузия, местиа, сванетия, kmga)Ушба Южная Соло или осень в Сванетии. Moroz Fm (Альпинизм, Ushba, Габриэля, 5б, хергиани, грузия, местиа, сванетия, kmga)Ушба Южная Соло или осень в Сванетии. Moroz Fm (Альпинизм, Ushba, Габриэля, 5б, хергиани, грузия, местиа, сванетия, kmga)Ушба Южная Соло или осень в Сванетии. Moroz Fm (Альпинизм, Ushba, Габриэля, 5б, хергиани, грузия, местиа, сванетия, kmga)
Дюльфер по кулуару идет по левой чести(Если сверху смотреть) и уходит в конце направо. Можно идти и по правой, петли есть но реже. Этим путем поднимался. Вниз по кулуару пешком, утром пока камни не летят можно быстро проскочить.

Фильм о восхождении: https://www.youtube.com/watch?v=8UO8qsXIKw0&lc=z231sjlgbxrtuvmezacdp43axroxf3xnyjjoqigaxsxw03c010c.1571853440753265