Думаю, многих интересует маршрут обхода ледопада Кхумбу по склону гребня Нупцзе, на котором 2 недели назад произошла трагедия. Привожу его краткое описание и фотографии.
Нитка маршрута до точки перегиба на гребне Нупцзе показана на следующей фотографии (данная фотография из и-нета, авторство неизвестно):
Давно хотела написать статью с личными рекомендациями тем, кто хочет подняться на Эльбрус, но все откладывала. И вот сподвиглась.
Одна из рисковчанок (имя её я изменил) обратилась ко мне за консультацией. Дескать, на высоте никогда не была, планирую летом подняться на пик Ленина, помогите, поделитесь опытом...
Я, конечно, помог. В переписке с нею родились тексты, которые могут оказаться полезными и другим.
Сначала я попросил Наташу 3 раза прочитать статью "Организация эффективной и безопасной акклиматизации", а потом попросил прислать мне свой календарный план восхождения. Вот, что я получил:
Существуют некоторые факты о Мера Пик, одном из наиболее популярных трекинговых пиков Непала, которые известны далеко не всем людям. Отчасти вина за это лежит на приключенческих туристических компаниях, предлагающих соответствующие поездки, описания которых могут варьироваться от расплывчатых до намеренно вводящих в заблуждение. В настоящем посте я бы хотел исправить (привести в порядок) некоторые из этих вопросов.
Мера пик между ветвями рододендрона во время восхождения на Затра Ла (слово «ла» по-шерпски означает «перевал», перевал Затра Ла, 4500 метров)
К сезону :) Материал из журнала "РИСК онсайт" № 60 подготовил Сергей Веденин. Фото Елены Дмитренко
От редакции:
Аутдор на острие технического прогресса. Производители «железа» придумали девайсы практически под каждую конкретную потребность: подъем, спуск, страховку, полиспаст. Одна беда – унести с собой все это многообразие невозможно, да часто и незачем.
Курсантов российской Школы гидов учат обходиться во время работы с клиентами минимумом технических средств. Мы уверены, что многим этот опыт окажется полезен.
В преддверии восхождения Д.Урубко и А.Болотова, думаю, небезынтересно будет вспомнить экспедицию К.Бонингтона, первопроходцев Юго-Западной стены Эвереста.
Статья из сборника "Ветер странствий" № 15.
Крис Бонингтон
Человечеству известно несколько тысяч различных узлов, десятки из них применяются в альпинизме, но история их появления, как правило, остается в тени. Одним из изобретателей «альпинистских» узлов, причем, наверное, самым плодовитым в этой области является Франц Бахман (Franz Bachmann) инженер-машиностроитель, альпинист и горный спасатель. Об истории изобретения карабинного схватывающего узла, получившего его имя, и о других изобретенных Бахманом схватывающих узлах, практически неизвестных у нас в России, рассказывается в этой статье.
Думаю, многие, кто ходит в походы по Кавказу, при подготовке маршрута используют фотографии и схемы с сайта Михаила Голубева. Кроме того, многие любят "полетать" над районом будущего похода в программе Google Earth (она же "гуглозем") и по разглядывать ландшафт. Предлагаю Мишины схемы в формате KMZ (для Google Earth), использование которых позволяет совместить приятное с полезным.
Вот тут люди хотят рубрику о НС, разборы НС, говорят, что многие живут в глубинке, дескать, сильных клубов рядом нет. Поэтому хотят, чтобы сайт Риск заменил им отсутствующий клуб. Раз пошла такая движуха, то вот мой опус 15-летней давности, написанный для молодых руководителей команд горников Турклуба МАИ перед их отъёздом в походы на майские праздники 1998 г. Копирую без правки, один в один. Итак,
Напутствие начинающим руководителям.
Спортивная цель похода - преодоление пространства в горах. Грандиозность похода, глубина, сила и незабываемость впечатлений прежде всего зависят от протяженности преодоленного пространства и в меньшей степени от сложности отдельных препятствий. Поэтому, планируя поход, стремитесь к линейному маршруту или маршруту в форме ключа (кольцо с линейным участком во второй половине похода), а на маршруте делайте все возможное, чтобы группа прошла его до конца.
Постоянно помните, что вашей реализацией в походе как руководителя и предметом гордости должно стать ваше искусство, благодаря которому группа в полном составе и в нормальном состоянии доходит в срок до конечной точки маршрута. Этим вы отличаетесь от участников, каждый из которых решает индивидуальные задачи.
Часть1.
Мир стремителен. Прорывные технологии так или иначе проникают во все сферы человеческой деятельности. Современные одежда и снаряжение позволяют нынче совершать то, что ранее было возможно единицам. На страницах изданий, интернета мы видим толпы штурмующие Эверест. Можно ли было представить это 20-30 лет назад...
Правда горы остались теми же, и далеко не всегда самое лучшее снаряжение позволяет благополучно "сгонять" на вершину и вернуться домой.
Ни для кого не секрет, что "большое высокогорье" враждебно к слабому человеческому телу. Холод, сильные ветра, недостаток кислорода, обезвоживание, нарушение электролитного баланса - вот часть препятствий на нашем пути вверх и вниз.
Целью этой заметки является моё желание поделиться с вами некоторыми новинками высотного питания и фармацеи, позволяющими хоть как-то уменьшить нашу зависимость от "высоты".
Красноярский альпинист и просто очень хороший человек Денис Прокофьев написал статью для тех, кто хочет более уверенно чувствовать себя на скальном рельефе. А я выпросила разрешение опубликовать ее здесь - для более широкого круга читателей.
Надеюсь, статья будет вам полезна!
По просьбе Alpinist и в радость другим любителям древностей, выкладываю альбомчик "Техника хождения по снегу, фирну и льду".
Первая страница утеряна, поэтому, год выпуска неизвестен. Выпущен Северокавказским Краевым Советом ОПТЭ.
Картинки хороши!
Об износе веревок страховочными устройствами вскользь упоминалось в предыдущих частях цикла и их обсуждениях, однако, этот вопрос, пожалуй, достаточно интересен, чтобы остановиться на нем подробнее. Насколько мне известно, объективного сравнения разных устройств по этому критерию никогда и никем не проводилось, так что пришлось предпринять собственные испытания. Основной их целью была попытка наглядно показать зависимость интенсивности износа веревок от типа и состояния страховочно-спусковых устройств, и выяснить возможность снижения этого износа простыми и общедоступными методами.
На январской смене работал со старшими разрядниками. Одна девушка была обута в одинарные ботинки хорошей буржуазной фирмы(не помню).
В теме «Организация переправы забросом веревки на целевой берег» попутно возникла дискуссия по переправам по бревну. Выношу ее сюда.
Иногда в походе возникает необходимость (или просто большое желание ) переправиться через неширокую реку, ни вброд, ни вплавь не преодолимую. Многие относятся к этому скептически . «Я столько раз ходил и ни разу не понадобилось» - часто такое слышал от людей действительно опытных.
Тем не менее опыт таких переправ существует и я считаю, что группе, идущей маршрут по мало освоенному району с проблемными переправами, полезно о нем знать.
Горелки и отравление угарным газом в палатках
По материалам зарубежных источников