Эверест. Кулуар Хорнбейна. 1963-1986-2002. Ансуэл-Лоретан-Зиффриди.

Пишет holod, 04.10.2013 02:22

Эверест. Кулуар Хорнбейна. 1963-1986-2002. Ансуэл-Лоретан-Зиффриди. (Альпинизм, кулуар нортона, северная стена)

Всего за пять часов они скатились на пятой точке с вершины Эвереста до Базового Лагеря на высоте 5850 метров на леднике Ронгбук.

Один из кратчайших и самых красивых маршрутов на вершину Эвереста - подъем по кулуару Хорнбейна. Меня всегда интересовала хроника развития событий и собравшись с силами - собрал обзорную информацию по легендарным людям, имя которых навсегда связано с кулуаром Хорнбейна.

В 1986 году Erhard Loretan, Jean Triollet и Pierre Beghin в разгар периода муссонов установили Базовый Лагерь на высоте 5850 метров на леднике Ронгбук и провели там пять недель, совершив отличные акклиматизационные восхождения восхождения на две соседние вершины высотой до 6500 метров.

Источник: Himalaya Alpine-Style: The Most Challenging Routes on the Highest Peaks by Andy Fanshawe and Stephen Venables

Вечером 28 августа они начали восхождение и к 11 утра достигли высоты 7800 метров в Японском кулуаре, набрав 2000м по высоте. Здесь альпинисты выкопали пещеру и устроили 10-часовой привал..
В тот же день в 21:00 они продолжили подъём. На высоте 8000 метров Pierre Beghin повернул обратно, а Лоретан и Триоле в 02:00, на высоте 8400 метров остановились и переждали остаток ночи. Продолжив подъём в 04:00 утра они были на вершине Эвереста в 13:00.

Loretan и Triollet отдыхали на вершине около полутора часов. Состояние снежного покрова показалось им настолько оптимальным, что они всего за пять часов на пятых точках скатились на ледник Ронгбук - три часа до пещеры и дальше за два часа до самого низа! На восхождение и спуск в Базовый Лагерь они потратили 43 часа!

Они поднимались большей частью в темное время суток, не связываясь. У них с собой не было ни палаток, ни верёвок, ни обвязок. Они не пользовались кислородом, имели при себе суперлёгкие спальные мешки и минимум еды. Даже рюкзаки остались на высоте 7800 в пещере. Они не взяли с собой ничего лишнего.

Чтобы быть хозяином ситуации на восьмитысячниках, не достаточно быть просто крепким телом и духом. Для этого требуется обширное понимание природы явлений и особенностей собственного организма. Замечателен тот факт, что по ходу акклиматизационных восхождений Лоретан и Триолле не поднимались выше 6500 метров и во время восхождения на Эверест находились всего шестнадцать часов в "зоне смерти".

Это восхождение можно по стилю и по воплощению можно смело сравнивать с соло Месснера по Северной стене в 1980.

Восхождение было совершено к концу муссонного периода в краткие “окна” стабильной погоды. В это время обычно теплее и гораздо больше снега. Вследствие этого уменьшается опасность камнепадов и чаще образуется хороший фирн, упрощающий быстрое продвижение наверх. Северное ребро, по которому проходит классика, открыто всем ветрам. Маршрут, по которому прошли Loretan и Triollet, расположен гораздо правее и находится под прикрытием Северной стены, поэтому там гораздо спокойней.

Этот маршрут – кратчайший путь до вершины Эвереста и представляет собой комбинацию двух маршрутов. До высоты 7800 метров маршрут проходит по широкому кулуару, по которому японцы в 1980 году поднялись к вершине. Выше 7800 метров маршрут ведёт по кулуару "Hornbein", пройденном американцами в 1963 году.

Эрхард Лоретан, известный швейцарский гид и третий в истории человек, побывавший на всех 14-и восьмитысячниках, погиб в день своего рождения 29.04.2011 во время восхождения на Grünhorn в Бернских Альпах. Совсем вблизи от вершины опытный альпинист и его клиентка сорвались вниз по склону. 38-летняя клиентка получила тяжелые травмы, 52-летний Лоретан скончался на месте.

Эрхард родился 28 апреля 1959 года в Булле, Швейцария и начал заниматься альпинизмом когда ему было 11 лет. Первое свое восхождение на восьмитысячник он совершил в 1982 году - это была Нанга Парбат в Пакистане. За последующие 13 лет он прошел еще 13 восьмитысячников.

Он был известен своим стилем, быстрыми и легкими экспедициями, что позволяло ему сократить время и уменьшить опасность. Его восхождение 1986 года на Эверест, без кислорода, в ночном штурме - заняло всего 43 часа и это было сенсацией того времени, обсуждавшейся во всех альпинистских изданиях.

Его репутация, как одного из самых сильных альпинистов мира, окончательно сформировалась после восхождения на Канченжангу, третью по высоте вершину мира - в 1995 году. К тому моменту только два человека в мире побывали на всех восьмитысячниках - Месснер и Кукучка. Лоретан стал третьим.
But his career was blighted by a family tragedy just before Christmas 2001, when he killed his own infant son by shaking him to death to stop him crying. Кто хочет - тот переведет.

В истории остались и другие его достижения. Помимо Эвереста 1986, был еще траверс Аннапурны в 1984, восхождение по юго-западной стене Чо-Ойю за 27 часов в 1990, спустя несколько дней - 22 часа на прохождение южной стены Шишапангмы. Зимой 1989 года, вместе с партнером, Лоретан прошел 13 северных стен в Альпах - включая Эйгер и Дольденхорн - за 13 дней. Другое достижение на родине - 38 альпийских вершин за 19 дней.

Итак, что сделали первопроходцы американцы в 1963 году?

Источник: Lost on Everest

В ночь на 21 мая, Корбет, Аутен и команда из пяти высотных шерп привели Хорнбейна и Ансуэла к узкому, полуметровой ширины выступу который располагался чуть ниже знаменитой "Желтой Полосы"[9]

"Шерпа Ang Dorje дошел до этого лагеря" - сказал Корбет в интервью после экспедиции, "он очень тяжело дышал, сел на склон под тяжестью своего рюкзака, сорвал с лица кислородную маску, положил в рот сигарету и закурил.... Мы были на высоте 8300 метров".

Далее команда помогла установить этот штурмовой лагерь для двух альпинистов и попрощались с ними, с сознанием того, что это встреча вполне могла быть последней. "Мы все втроем потом сознались друг другу что когда прощались с нашими друзьями - плакали, но это не было видно за нашими кислородными масками" - сказал Корбет

В ту предштурмовую ночь, Хорнбейн и Ансуэл съели полностью пищевой рацион (курица, рисовый суп и грейпфруты). тогда же Хорнбейн написал письмо своей жене, с которой он смог бы увидеться только если благополучно дойдет до вершины.

В 4:00 утра следующего дня, 23 мая, два альпиниста проснулись, позавтракали и принялись привязвать кошки к своим ботинкам в темноте, и незадолго до 7:00 утра они навсегда покинули свой бивуак.

К полудню они смогли выйти на предвершинные склоны Эвереста, но при этом они не могли понять как же они все таки смогли выйти к самой вершине Эвереста.

Конечно, сегодня, это кажется очевидным ответом, но как заметил Ансуэл: "Эверест настолько огромен, что находясь на его склоне Вы наблюдаете совершенно другую картину от той которую рассматривал находясь в низу. Поэтому когда мы поднимались по нашему маршруту мы не могли с уверенностью сказать были ли мы сейчас на Западном или Восточном кулуаре" . Они смогли связаться по рации с Уиттакером в Базовом лагере, что бы попросить его просмотреть их линию и подсказать какое либо верное направление движения, но он ничего не смог увидеть поскольку этот склон зарыла метель.

По результатам этих переговоров, Хорнбейн и Ансуэл решили, что смещение их обратно к Западному гребню выведет их на вершину Эвереста. В 15:00 дня на середине своего маршрута они нашли подходящую крошечную площадку что бы остановиться на обед.

Почти в то же самое время, Барри Бишоп и Лют Джестад (из основной команды по классике) были всего лишь в 300 метрах над Хорнбейном и Ансуэлом в непосредственной близости от вершины Эвереста.

В 15:15 дня 23 мая Барри Бишоп и Лют Джестад взошли на вершину, поднявшись на нее по классическому маршруту, на вершине дул сильный ветер... И хотя они имели при себе рации они ими не пользовались, потому Диренфурт и остальные участники экспедиции так и не знали что происходит с этой двойкой.

По сегодняшним меркам, Барри Бишоп и Лют Джестад по срокам выполнения работ вышли в своем штурме далеко за рамки разумного. И когда они не обнаружили на вершине Эвереста никаких признаков команды "Западного гребня", они развернулись на спуск, предполагая что Хорнбейн и Ансуэл отказались от своей идеи.

Но у Хорнбейна и Ансуэла не было времени на то, чтобы заниматься еще расчетом и планированием встречи. Когда они снова повернули к Западному гребню, они оказались на гряде скалистых утесов, преодоление которых потребовало от альпинистов по их словам: "три или четыре повода заняться чистым скалолазанием, а затем пройти еще немного по крошащейся породе". Здесь они сняли с ботинок кошки и начали медленно подниматься, но при этом понимая что день уже клонился к вечеру а они до сих пор не представляли как далеко они от вершины и сколько еще необходимо пройти.

"Это было одно удовольствие, которое вытеснило все другие мысли, мы чувствовали себя как будто совершаем восхождение где-нибудь на Альпийских пиках" - сказал Ансуэл

Наконец, около 18:15 вечера Ансуэл остановился и принялся бухтовать веревку. В разговоре с Барри Бишопом после восхождения он сказал, что остановился только тогда, когда увидел флаг установленный трем неделями ранее Уиттакером.

"Вдруг, подняв голову я увидел в 15 метрах от себя американский флаг, сияющий в косых лучах солнца и страшно хлопающим полотном на ветру. Он был обернут вокруг пикета один раз и очень слабо изношен. Мы с Хорнбейном уже не могли даже разговаривать, остались лишь одни эмоции, мы понимали насколько сплотил нас этот подъем. Это было свидетельством межличностных отношений, а не преодоление Большой горы" - вспоминал Ансуэл.

Но день неумолимо завершался, а им предстояло преодолеть еще около 600 метров вниз к высотному лагерю Camp6 на классическом маршруте. Праздновать победу им сейчас было некогда. Ансуэл включил рацию и ему ответил Майнард Миллер (Maynard Miller) находившийся в лагере Camp2. От новости успешного восхождения по Западному гребню он был в не себя от радости, но все же поинтересовался не видят ли они следов Барри Бишопа и Люта Джестада. "Да. Мы видим очень слабо различимые следы альпинистов" - ответил Ансуэл, и как он позже вспоминал, если бы не эти следы, они наверняка пошли бы на спуск не в ту сторону...

Вилли Ансуэл один из самых активных участников этой экспедиции стал профессором философии и читал лекции в Evergreen State College, в Вашингтоне.
Несмотря на свой обет прекратить "большие" восхождения, он в 1976 году отправился в горы Garhwhal в Индийских Гималаях со своей дочерью, чтобы попытаться подняться на вершину горы Нанда Деви. При этом восхождении его дочь (названная в честь Нанда Деви), умерла от симптомов высотной болезни в палаточном лагере. Ее отец и жених, оба были с ней в этот момент.

Позже, Вилли Ансуэл включал рассказ о этом трагическом инциденте в свои лекции, часто перемежая темный эпизод с юмористическими рассказами.

Два года спустя Вилли Ансуэл погиб в лавине вместе с одной из своих студенток, при попытке восхождения на вершину Райниир, недалеко от Сиэтла.

Прогресс. 1963-1986-2002

Появляются люди, готовые сказать новое слово в высоких горах. На самой высокой Горе.
Итак, Марко Зиффриди. Для которого главным было не восхождение, а спуск с Эвереста

24 мая 2001 года француз Марко Зиффриди, пробыв час на вершине, за 2 часа 40 минут осуществил первый в истории Эвереста спуск на сноуборде по кулуару Нортона к лагерю на Северном седле (7000 м). Год спустя, 8 сентября 2002, он попробовал спуститься по Кулуару Хорнбейна. На вершину он вышел около 2 часов дня и еще час ждал, пока рассеются облака, чтобы начать спуск. Наблюдатель Olivier Besson в ABC следил за товарищем в телескоп. Около 15.30 Siffredi исчез из поля зрения… , навсегда.

Марко Зиффриди родился 22 мая 1979 года в Шамони и естественно увлекся альпинизмом и экстремальными спусками.
Марко начал обкатывать самые крутые склоны долины. В мае 1996, спустя год после того, как научился кататься, он решил попробовать свои силы на северном склоне Агюй дю Миди – километровом спуске, усеянном скалами с углами близкими к 55 градусам.
В июне 1999 Марко стал первым сноубордистом, спустившимся с Нант Бланка. Нант Бланк – 1000 метровый спуск со средним углом 55 градусов, местами угол доходит до 60 градусов.

Он совершил бессчетное количество спусков с различных вершин, и решил осуществить мечту - спуск с Эвереста. Друзья из Himalayan Expeditions посоветовали Марко попробовать свои силы на других восьмитысячниках, и он совершил успешное восхождение и спуск с вершины Чо Ою. Этот успех показал, что Зиффриди готов к Эвересту.

Весной 2001, Марко поехал вместе с Himalayan Expeditions на Эверест. Его на несколько дней опережал австриец Стефан Гатт, опытный райдер и альпинист также спустившийся с Чо Ою. Гатт шел без помощи шерпов и кислорода (что делало эту невероятную попытку еще сложнее). Перед райдерами стояла одна задача, между ними началась гонка – кто первый спустится на сноуборде с Эвереста.
Марко надеялся забраться и спуститься через кулуар Хорнбейн, но оказалось, что там мало снега. Тогда Марко решил реализовать запасной план – спуск через кулуар Нортона.

Он взошел на вершину 23 мая, на следующий день после своего 22-х летия. Он стартовал и пронесся мимо изможденных альпинистов, вошел в кулуар – 1800 метровый склон с углами от 40 до 45 градусов. Через 2,5 часа он остановился на отдых на Северным Седле, спустя час проехал оставшиеся 1000 метров и прибыл в базовый лагерь спустя всего 4 часа после начала спуска..

Но своей мечты - спуска через кулуар Хорнбейна Марко не оставил и в начале осени 2002 года предпринимает новую попытку, вместе с Himalayan Expeditions. 8 сентября команда достигла высоты 8848 метров.

Тех, кто только недавно был за шаг от смерти и смог побороть ее и взойти на самую высокую вершину в мире, охватывает эйфория. Это достижение всей жизни, реализация самой прекрасной мечты. Но для Марко, это был лишь первый шаг к мечте, а вершина не более, чем очередное препятствие. Его цель – первый спуск по Хорнбейну с перепадом высот 3000 метров. В эти прекрасные моменты снизу начали подниматься облака. Шерпы начали говорить Марко о портящейся погоде, как и час до этого.

Они уговаривали Марко не стартовать. Но все, что он делал прошедшие полтора года вело к этому спуску, ведь больше у него могло не быть такого шанса. В 15:00 Марко заменил кислородный баллон на новый и начал пристегиваться. Ему помогли надеть рюкзак, в котором кроме баллона с кислородом была страховка и фляга воды. Учитывая тот факт, что Марко собирается совершить один из самых опасных спусков в истории, рюкзак был почти пуст, но того минимума должно было хватить если все пойдет по плану.

Марко стартовал по самому высокогорному склону на земле, сделал несколько поворотов и задержался, ожидая когда шерпы приготовятся к съемке. Он тяжело дышал, устав от изнурительного двенадцати часового восхождения. Он пропустил их вперед, сказал, чтобы следили за страховкой и потом эффектно поскользил в направлении кулуара Хорнбейна. Он плыл в облаках и в 15:15 шерпы увидели, как Марко исчезает в магической горной пелене.

Шерпы не стали терять времени и начали спуск. Когда они собирали снаряжение в Лагере 3, кто-то посмотрел на Северную Седловину, расположенную на 1300 метров ниже них и к своему удивлению увидел стоящего человека, который спустя мгновение начал скользить вниз по горе. Но как это могло произойти? Опытные шерпы были уверены на 100%, что кроме них в горах больше никого нет, но они видели это мистическое видение. Когда они прибыли к Северной Седловине в то место где они видели мистическую фигуру, там не было следов сноуборда. В этот момент они поняли что Марко мертв.

Тело Марко не нашли, равно как и никаких следов ниже следов спуска с вершины. Никто не знает, что произошло с ним. По одной версии, когда Марко в траверсе пересекал вершину Северного Склона к кулуару его настигла лавина, скинула со скал и похоронила внизу. По другой теории он сорвал кант и упал в километровую расщелину у подножия склона. Но есть и другие, например сестра Марко Шути, которая уверена, что он живет где-нибудь в Тибете с пастухами яков, ходит по неисследованным вершинам и катается по новым склонам, в поисках предельного спуска.

Мне пришлось проанализировать множество фотографий Северной Стены Эвереста в поисках визуализациии спуска Марко и попыткой понять, что же могло случиться, но самым эффективным способом оказалась работа с интерактивным Google Планета Земля.

Что произошло с Марко?

Я считаю возможным несколько сценариев развития событий:

1. Марко не нашел вход в кулуар Хорнбейна и сорвался с предвершинных скальных выходов Северной Стены. Комментарии Ансауэлла: "Эверест настолько огромен, что находясь на его склоне Вы наблюдаете совершенно другую картину от той которую рассматривал находясь в низу. Поэтому когда мы поднимались по нашему маршруту мы не могли с уверенностью сказать были ли мы сейчас на Западном или Восточном кулуаре". Мне не удалось найти никаких доказательств того, что команда Марко промаркеровала путь с вершины до входа в кулуар. И после только что совершенного восхождения, внимание наверняка было рассеяно и усталость дала себя знать.

2. Марко нашел вход в кулуар Хорнбейна, благополучно его проехал и потерялся на огромных снежных полях перед входом в Японский Кулуар. По сравнению со спуском по кулуару Нортона, где в качестве визуального ориентира постоянно служит направление в сторону Северного Седла и трудно сбиться с пути, нахождение входа в Японский кулуар ничем визуальным зафиксировать невозможно. Марко срывается со скальных сбросов Северной Стены, которые проходила команда России в 2004 году.

3. Марко нашел вход в кулуар Хорнбейна, благополучно его проехал и потерялся на огромных снежных полях перед входом в Японский Кулуар. В качестве запасного варианта, после кулуара Хорнбейна, выбирает спуск в направлении Северного Седла. После траверса Северной Стены он мог выйти на свой прошлогодний маршрут и достичь Северного Седла, где его видели шерпы из лагеря 8300. Но с Северного Седла он начал спуск в противоположную от АВС сторону - в сторону ледника Ронгбук, где его ждали наблюдатели и погиб во время прохождения ледопада.

В качестве дополнительной информации для анализа спуска Марко может служить профиль по высоте с вершины-кулуар Хорнбейна-Северное седло