Лора Снайдер из опыта своего и друзей собрала общие ошибки альпинистов и даёт краткие советы, как их избежать, не вдаваясь в подробный анализ.
Я занимаюсь альпинизмом более 15 лет и совершила почти все возможные ошибки. На мне почти развязался узел, когда я лезла на Джошуа Три («Joshua Tree»); я вставила верёвку в страховочное устройство наоборот; на полпути подъёма на Эль-Капитан мой напарник один раз полностью выщелкнул меня из страховочного устройства. Хуже всего, что я уронила дорогого друга, спуская его парашютиком со спортивной трассы на слишком короткой верёвке. (К счастью, он серьёзно не травмировался). Если вы такой же везунчик как я, то ваши ошибки в опасных ситуациях будут только помогать вам быть бдительным в дальнейшем. Если не такой же, то результат может оказаться трагичным.
В альпинизме не все ошибки смертельны – некоторые из них могут только помочь стать опытнее вам или другим альпинистам. Но если вы не будете учиться на ошибках своих и чужих, то будете медленнее совершенствоваться. В альпинизме, как и в жизни, плохие события являются поводом для основательного разбирательства. Имея это в виду, мы собрали 50 самых распространенных ошибок, совершаемых альпинистами, и посоветовали, как их избежать в надежде, что вы станете ходить в горы более обдуманно и безопасно.
Фото 1. «Срыв, держи, срыв, держи! Ой, ну не так же…». См. ошибку №6. Фотограф – Энди Манн (Andy Mann)
Sit harness - нижняя страховочная система (беседка), состоящая из поясного ремня (waist belt) с пряжкой (buckle), ножных петель (leg loops), страховочного кольца (belay loop) и дополнительных 2-4-6 петель (gear loops) на поясе для развески снаряжения (молоток, оттяжки, карабины, закладки и прочее).
Речь пойдет о беседках для скалолазания, альпинизма и горного туризма, так как ни одна работа с веревкой невозможна без страховки, будь то подъем, дюльфер, траверс или переправа.
История умалчивает дату и имя создателя первой страховочной системы (беседки), известно лишь то, что массовое их производство и использование началось после 1970 года. Со временем беседки совершенствовались - получили самоблокирующиеся пряжки DoubleBack/Speed, прочные, "дышащие" и легкие синтетические материалы, яркий дизайн.
Беседки бывают регулируемые и нерегулируемые (точнее - частично регулируемые). Первые позволяют подогнать под себя не только пояс, но и ножные петли, вторые - только пояс. В связи с этим каждый производитель выделяют несколько размеров беседок. Примерка при покупке обязательна!! Страховочная петля (точка крепления, силовая петля) может быть как в виде кольца, соединяющего пояс и ножные петли, так и в виде прошитой петли выше пояса ("ручка"). Поясные пряжки бывают симметричные (2 пряжки) и асимметричные (1 пряжка), ножные регулируют длину петель в альпинистских моделях, а некоторые можно полностью расстегнуть, чтобы не снимать ботинки.
Самые дорогие и комфортные - беседки для BigWall и высотного альпинизма. Самые легкие - для спортивного скалолазания и веревочных парков. Есть универсальные модели. Также выделяют женские и мужские модели, полные обвязки для детей и промальпа.
Какие же беседки предлагают нам производители в 2013 году?:
На умершем сайте www.alpvideo.ru этот учебный фильм по количеству просмотров уступал разве что фильму "К2 - западная стена" - около 200 тысяч.
Этот фильм о безопасности на биваках родился буквально за 3-4 часа. Было лень читать лекцию в Альпклубе МАИ, захотелось вместо неё сделать фильм, чтобы на следующий день прийти в альпклуб, запустить всё это безобразие и вместе посмотреть. :)
Световой день становится короче, ночи длиннее. Самое время поговорить о фонарях.
Это второй по важности (после ножа) элемент снаряжения. Что такое хороший фонарь лучше всех знают спелеологи, ночные ориентировщики и военные. Спросите у них.
Стандарт ANSI FL1-2009 описывает методы измерения основных характеристик ручных фонарей, налобных фонарей и прожекторов, дающих направленный свет.
Выделим главные характеристики фонарей:
1. Тип и количество источников света, их мощность. Компактные лампочки накаливания и светодиоды, дающие белый, синий, красный свет. LED уже прочно вошли в каталоги всех производителей.
2. Тип и количество элементов питания. От 1 до 4 щелочных/литиевых батарей или аккумуляторы. Встроенные иили стандартных типоразмеров (CR2032, AAA, AA, CR123A и др).
3. Степень защиты по IP (защита корпуса от пыли и влаги) и ударопрочность. Важным показателем является защита от воды. Например, IPX4 - защита от брызг в любом направлении, а IPX8 - защита при погружении более 1 метра до 4 часов.
4. Вес. Для налобного фонаря вес имеет большое значение. Часто производитель убирает батарейный отсек на затылок или на пояс. Средний вес компактных фонарей от 50 до 150 гр.
5. Назначение. Для ночного ориентирования и бега, на каждый день (EDC), для подводной и обычной охоты, для велосипеда, тактические и прочее.
6. Конструкция и материал корпуса. Популярная конструкция - налобный фонарь с корпусом из пластика с эластичной резинкой. Ручные фонари делают из сплавов алюминия, нержавеющей стали и ABS-пластика.
Современные фонарики несут на борту целый миникомпьютер с программой, не снижают яркость по мере разряда батарей, умеют работать на нескольких уровнях мощности. Часто фонари имеют специальные сигналы для тактического или аварийного применения – например, стробоскоп, аварийный маячок, сигнал SOS.
Сравнение света разных фонарей в интерактивном режиме, а также 880 обзоров фонарей на русском языке!
На фото: "шахтерский" фонарь, Navigator, MagLite, Petzl, Fenix, BearGrylls, Ecliptic, Silva.
Какие же фонари предлагают нам производители в 2013 году?:
Горная школа «Категория трудности» была создана в 2009 г с желанием оздоровления нашего постсоветского альпинизма после длительной болезни – периода упадка, вызванного развалом СССР. Откуда у нас взялось такое желание? Да так сложилось, что всю свою сознательную жизнь мы отдали альпинизму, и было больно и обидно наблюдать его постепенную деградацию.
Школа - проект не коммерческий: добровольные взносы участников и курсантов Школы минимальны и идут только на покрытие расходов школы: мы старались сделать Школу доступной для всех желающих. Но это никоим образом не значит, что качество и уровень обучения в нашей Школе ниже, чем в коммерческих школах или альпмероприятиях. Просто, мы родом из той страны, где деньги не были главной целью жизни.
Вы – не клиенты, а мы – не турфирма, продающая Вам турпродукт. Наши взаимоотношения строятся как отношения старших и опытных членов альпинистского сообщества с новыми его членами, стремящимися влиться в сообщество и согласными подчиняться законам и традициям сообщества. Не согласных с этим постулатом просим к нам не обращаться.
Уже достаточно давно (в 2007 году) в мире в продаже появились спутниковые трекеры, но многие в России до сих пор не знают, что это такое. В этом посте я хочу поделиться опытом использования устройства SPOT, которое приобрел полгода назад, и сделать небольшой обзор существующих моделей. Замечу, что не связан с производителями этих устройств, и могу в чем-то ошибаться, но постараюсь сделать пост максимально объективным.
Итак, спутниковый трекер – это устройство, которое можно взять с собой в автономный маршрут (где нет мобильной связи) и с него отправлять сигналы «ОК» и «SOS». Сигнал с координатами отправляется через спутник и ваше местоположение отображается на интерактивной карте в интернете. Перейдя по ссылке, ваши родственники и друзья увидят, где вы находитесь в данный момент, поймут, что у вас все хорошо и порадуются за вас. Если вы нажимаете кнопку «SOS», то ваш сигнал передается в службу спасения.
Перед спутниковыми телефоном у трекера есть несколько преимуществ:
Уважаемые рисковчане, хочу коротко поведать вам о своей неравной битве со страховой компанией РЕСО по возмещению затрат на репатриацию брата. Возможно, кому-то это пригодится в будущем. 14 июня я подал документы в РЕСО и через несколько дней прогнозируемо получил от них отказ. Одна из причин отказа - все счета должны быть выставлены на брата и оплачены братом, так как он является застрахованным лицом. Без комментариев. Далее с подачи страховой пошла какая-то бумажная волокита между мной, Аксай-Трэвел и Экспресс-Ассистом. Спустя две недели мне сказали, что бухгалтерия страховой не видит оснований для выплаты. Спустя месяц, 16 июля сотрудник РЕСО заявила, что над моим заявлением работают лучшие умы компании, дело выносится чуть ли не на уровень генерального директора и, возможно, через полторы-две недели мне что-то выплатят. Я был к этому готов и предупредил, что прекращаю всякое общение со страховой и ассистом, подаю на них в суд и с жду их на судебном заседании. 17 июля я подал иск в суд (составил его сам, юридическое образование не зря получал) и в тот же выслал им копию искового заявления с отметкой суда о принятии. Совпадение или нет, но через 3 часа (!) всё страховое возмещение было выплачено в полном объеме. Отдельное спасибо Сашову Алексею, Елене Калашниковой и всем, кто так или иначе помогал мне в этом деле. От себя хочу сказать - не надо бояться переводить спор со страховой в суд, они сами этого боятся. Если кого заинтересует, с удовольствием вышлю копию искового заявления. Мой адрес vlchernyshov@mail.ru
Пишите. Всем удачи!
Сразу после школы написал статью, стёр. Написал еще раз, стёр…
Оставшись в лагере, сходили после школы с Женей из Владивостока:
2Б Курсанты
4Б Миссес-тау
5А Урал из «теплого угла»
Пробил и пролез на скалах около лагеря красивую 27-метровую линию 7b к. сл.
Итого две недели послевкусия. После этого писалось подробно, с деталями.
Думаю, многие, кто ходит в походы по Кавказу, при подготовке маршрута используют фотографии и схемы с сайта Михаила Голубева. Кроме того, многие любят "полетать" над районом будущего похода в программе Google Earth (она же "гуглозем") и по разглядывать ландшафт. Предлагаю Мишины схемы в формате KMZ (для Google Earth), использование которых позволяет совместить приятное с полезным.
Вот тут люди хотят рубрику о НС, разборы НС, говорят, что многие живут в глубинке, дескать, сильных клубов рядом нет. Поэтому хотят, чтобы сайт Риск заменил им отсутствующий клуб. Раз пошла такая движуха, то вот мой опус 15-летней давности, написанный для молодых руководителей команд горников Турклуба МАИ перед их отъёздом в походы на майские праздники 1998 г. Копирую без правки, один в один. Итак,
Напутствие начинающим руководителям.
Спортивная цель похода - преодоление пространства в горах. Грандиозность похода, глубина, сила и незабываемость впечатлений прежде всего зависят от протяженности преодоленного пространства и в меньшей степени от сложности отдельных препятствий. Поэтому, планируя поход, стремитесь к линейному маршруту или маршруту в форме ключа (кольцо с линейным участком во второй половине похода), а на маршруте делайте все возможное, чтобы группа прошла его до конца.
Постоянно помните, что вашей реализацией в походе как руководителя и предметом гордости должно стать ваше искусство, благодаря которому группа в полном составе и в нормальном состоянии доходит в срок до конечной точки маршрута. Этим вы отличаетесь от участников, каждый из которых решает индивидуальные задачи.
По просьбе Alpinist и в радость другим любителям древностей, выкладываю альбомчик "Техника хождения по снегу, фирну и льду".
Первая страница утеряна, поэтому, год выпуска неизвестен. Выпущен Северокавказским Краевым Советом ОПТЭ.
Картинки хороши!
Для читателей, которым интересна история освоения Памира (1928 г.) и разведывательная экспедиция советских альпинистов по изучению путей подходов к Джомолунгме с севера (1958 г.), будут интересны вышедшие из печати книги:
Подробности ниже.
Водораздельный хребет, разделяющий могучую реку Лена и Нижнюю Тунгуску, в своем узком месте составляет всего 30 км.
C водораздельного хребта, открывается такой вид на Нижнюю Тунгуску.
Пожалуй, многие рисковчане уже устали от Эльбруса, но не могу не поделиться. В конце июля - начале августа прошлого года мы с моим другом побывали в удивительном месте - Северном Приэльбрусье. Задача была достаточно амбициозная для нашего с другом опыта - выход на седловину с севера, восхождение на обе вершины Эльбруса и последующий спуск на юг.
К сожалению, из-за каверзов погоды и недостатка физухи на саму вершину мы не взошли. Сразу после похода я даже посчитал, что экспедиция не удалась. Но уже позже пришло осознание, что все-таки мы прошли основную часть маршрута (более 95%), сделали траверс с подъемом с поляны Эммануэля и спуском в Азау. Также нам повезло быть первыми, кто переночевал в новом приюте RedFox 5300 на северной оконечности седловины Эльбруса. А вершина? Что же, значит в другой раз!
В этом посте небольшой фоторассказ и ссылка на мини-путеводитель, написанный собственными руками.
В теме «Организация переправы забросом веревки на целевой берег» попутно возникла дискуссия по переправам по бревну. Выношу ее сюда.