Переправы по бревну

Пишет alvd, 12.02.2013 22:52

Переправы по бревну (Горный туризм, бревно, переправа, безопасность)

В теме «Организация переправы забросом веревки на целевой берег» попутно возникла дискуссия по переправам по бревну. Выношу ее сюда.



isn «Любопытная подборка.
Наведение навесной переправы - это высокий уровень.
А вот задачку попроще - страховка при переходе реки сверху по бревну, какие соображения?»

xron «а какие тут могут быть соображения?
Первый переходит и натягивает перила. «

alvd«Или все переходят маятником. «

isn«Перила нельзя, уже не раз жевали случай, когда для девчонки натянули перила, она на них, естественно, опёрлась, верёвка отклонилась и
она улетела с бревна с полным НС.
Маятник тоже не годится, бревно в 2-3 метрах от воды, длина метров 20. «

alvd«Тогда первый переходит (переползает) налегке и делает навесную.
++уже не раз жевали случай, когда для девчонки натянули перила, она на них, естественно, опёрлась++
Их не натянули, а просто держали в руках. Это самообман, а не перила.»

isn«Там расстояние, чтоб натянуть не менее 30м, нереально создать такой натяг, чтобы посередине невозможно было продавить полметра.
Да и бревно хорошее, не менее 80см в диаметре.

Тут такие варианты:
1. Взять на поводок, с контролируемым слабым натягом вокруг дерева на берегу (но что-то подсказывает, что нехороший вариант).
2. Натянуть более 2 метров над бревном и зацепить карабином на поводке (строго над бревном вряд ли выйдет, да и трудоёмко).
3. Дать слегу (тяжело найти длинную и лёгкую, да и сомневаюсь, что поможет). «

yanch”Если речь идет о неуверенном участнике, то :
б) надо пускать его(ее) без рюкзака
а) перила делать с обеих сторон бревна и лучше всего настолько высоко, (в районе головы) чтобы повиснув на них, оказаться в положении выше, чем оседлание бревна.
Человек идет и держится разведенными руками за каждую веревку. При оступании - опускается снова на бревно.
Это гораздо надежнее маятников. Поэтому есть возможность сделать - лучше делать для всех.»

Что касается меня, крайне скептически отношусь к использованию перил, да еще двойных, как предлагает yanch. Вообще не припомню случая, чтобы когда-нибудь делал перила. И не потому, что не нужна была страховка, а потому, что всякий раз, когда она оказывалась нужна, оказывалось также, что вешать перила либо крайне неудобно, либо вообще невозможно.
Хорошо, когда все так, как на фото с заставки. Реальность несколько иная.
Попробую проиллюстрировать это на примерах из своих походов.
Переправы по бревну (Горный туризм, бревно, переправа, безопасность)
Алтай, переправа через Кучерлу.
Веревок не вешали, но если бы понадобилось — на маятник легко, на перила — проблематично, куда крепить-то?


Переправы по бревну (Горный туризм, бревно, переправа, безопасность)
Алтай, переправа через приток Иолдо-Айры.
В нескольких метрах от бревна — пень, за который отлично крепится маятниковая веревка. А перила куда цеплять? Все деревья в стороне.


Переправы по бревну (Горный туризм, бревно, переправа, безопасность)
Алтай,переправа через Осиновку. Перешли так, но если бы было сыро или участники менее уверенные, нужна страховка, - та же проблема : как тянуть перила, за что крепить?
При этом с натягиванием навесной — никаких проблем, по обоим берегам полно деревьев.


Переправы по бревну (Горный туризм, бревно, переправа, безопасность)
Переправы по бревну (Горный туризм, бревно, переправа, безопасность)
Хамар-Дабан,переправа через Шубутуй.
Отлично делается маятник. А перила как?


Переправы по бревну (Горный туризм, бревно, переправа, безопасность)
Переправы по бревну (Горный туризм, бревно, переправа, безопасность)
Джунгария, переправа через Каскебулак.
Маятник- без проблем, полно камней на любой вкус. А перила как крепить?


Переправы по бревну (Горный туризм, бревно, переправа, безопасность)
Алтай,переправа через Лев.Карагем.
Маятник — быстро и удобно. С перилами — проблема.

Отсюда и скепсис по поводу перил. Если бревно короткое и не страшное — надо маятником идти, быстрее и удобнее, чем перила, не надо ничего натягивать, участник сам натянет как надо при переходе. Если бревно длинное, возможно, скользкое, маятником опасно — отчего ж навесную не натянуть? Там, где удобно, рядом с бревном или нет — какая разница?
Чем натягивание навесной сложнее натягивания перил? А уж по навесной любого можно перетянуть — хоть с плохой координацией, хоть с травмой, хоть вообще без сознания (не дай бог, конечно).
Плохо понимаю оправданность такого приема, как перила на бревне, очень узкая область применения и всегда можно заменить другим способом (обратное неверно).

102


Комментарии:
0
Еще момент из прошлой темы:
isn :"А нельзя как-то страхануться через верёвку вокруг бревна?"
pevek-13:"Тогда ваш неуверенный участник будет плескаться в воде надежно привязанный к бревну :("
Совершенно верно, при срыве только хуже будет.

3
Вот вспомнилось, как мы на Алтае чудили:



Просьба сильно за мелочи не пинать. :) Мешки мы так перетягали, они тяжелые были и с ними как-то не очень. Нормальную навеску для людей тянуть напряжно: деревья далеко, а на камнях низко будет. Маятником желающих было мало. Сделали простенькие перила (чуть ниже бревна по течению), так и перешли. Я потом на себя пару концов зацепил и прошел на равновесии - ходится, и очень даже несложно. Но, повторюсь, при этом большая часть группы маятником не захотела.

0
Здесь самый интересный вопрос: а что произойдет, если кто-то подскользнется и реально нагрузит веревку? Я думаю, ничего хорошего, уйдет в воду целиком.
Что там Янчевский писал:
"Увидев большое бревно, по которому надо переходить горный поток, одна участница сказала, что ей страшно. Тогда руководитель достал веревку и дал команду остальным удерживать ее внатяг вдоль бревна. На первый взгляд все сделано было правильно. А что делает человек, которому предлагают пользоваться перилами? Правильно – грузит их. А веревка при нагрузке все больше отклонялась от бревна и на его середине девушка сорвалась в воду. Спасти ее не удалось…"

1
+++Я думаю, ничего хорошего, уйдет в воду целиком.+++
Уйдет. Но: перила идут чуть по косой, если их отпустить (на фото человек слева) - течением потащит к берегу. Останется лишь немного подтягивать себя руками.


1
Чтобы не сильно замочить ноги.

2

Вот такая стационарная переправа была в Архызе в 2004 г у ручья Гамеш-чат. Перила были натянуты по диагонали, поэтому средний участник их переступает.

Переправа через Псыш (Архыз, 2004). Было 5 проток, через 2 перешли вброд до середины голени, через 2 по бревнам, через 1 перепрыгнули. Здесь положили бревно и переходили маятником.

Переправа через Битюктюбе (Приэльбрусье, 2005). Тогда в низовьях смыло мосты, переходили по остаткам. Здесь маятником.

0
"Переправа через Битюктюбе"

Трубопровод на фото намного толще, чем трубы для соответствующих упражнений на школьных стадионах.

0
к чему это? Девушка которая утонула в свое время шла по более толстому бревну с веревочной имитацией страховки. Здесь также никакой страховки нет. Ни для упавшего участника, ни для рюкзака. Рулетка.


0
Маятник + страховка двумя веревками, как при переправе в брод

0
А зачем двумя? Если маятник через карабин или спусковуху - одной страховочной достаточно.
Вторая - сам маятник.

0
Хм.
Мне кажется, маятник должен просто удерживаться в руках, иначе, при использования страховочного устройства, при срыве участник зависает прям возле бревна. При этом при сильном течении или при травме его будет проблематично вытащить за страховочную веревку.
Я считаю, что страховочной страховки должно быть две. Причем, та веревка, которая идет «сверху» реки должна иметь провис, что при срыве участник по течению отплыл от бревна, чтоб оно не мешалось


1
При переправе нужно понимать, что перила это страховочный элемент. Не нужно их грузить необдуманно. Натягивать их нужно так, чтобы сорвавшийся с бревна участник не оказался в ещё более опасной ситуации из-за перил. Например перила натянуть рядом с бревном с нижней по течению стороны. В случае падения в воду человек окажется ниже бревна. Его можно будет вытянуть с берега челночной верёвкой. Если перила будут выше по течению, то человека затянет течением под бревно. Это значительно осложнит ситуацию.
Конечно это общие соображения, всё делается "по месту". В зависимости от "сложности" бревна, при любых сомнениях, рюкзаки перетягивать отдельно от участников по перилам же.
Верёвку надо использовать, но не надо на неё надеятся ка на опору. Только как страховка. Переходите, переползайте по бревну.

1
++Верёвку надо использовать, но не надо на неё надеятся ка на опору. Только как страховка.++
Вот тут как раз преимущество маятника. На него опираешься, причем в полную силу. Нет необходимости держать равновесие, нагрузил веревку и идешь.

0
перила, которые нельзя грузить - это перила?
А если это страховка, то почему она должна усугубить ситуацию?
Маятник вроде лучше, но не исключает вероятность слетания с бревна. А слететь можно и за бревно и перед.

3
Вспомнился старый туристкий анекдот:
- Перила готовы?
- Готовы.
- Нагружать?
- Ты что, дурак?!

0
перила, которые нельзя грузить - это перила?

Это особенности страховки. Например если при нижней страховке сделать слишком большой провис верёвки, то такая страховка может и не помочь.

А если это страховка, то почему она должна усугубить ситуацию?

Читайте внимательно. Если вас затянет под бревно потоком воды, можете и не выбраться даже при наличии челнока и усилий группы вытащить вас челноком. Поэтому перила ниже по течению.

0
Спасибо огромное.
Последняя фота (через Карагем) очень понравилась, надо провести тренировки на длинной верёвке,
всё-таки некоторые сомнения есть:
когда идёшь просто по бревну - всё внимание равновесию, а тут внимание рассеивается, а бревно длинное - длительность
пребывания на нём повышает вероятность срыва, а длинная верёвка как бы не оказалась эластичной?!
Но пока из предлагаемого - это самый практичный способ.
На первой фоте (ч/б Кучерла) - переправа со слегой, тоже простой и надёжный способ,
но есть ограничения: высота бревна (длина слеги) и течение.

3
++когда идёшь просто по бревну - всё внимание равновесию, а тут внимание рассеивается++
Почему это рассеивается? У меня не рассеивается, особенно если под ногами что-то вроде Каскебулака. Еще как сосредотачивается. :)
Со слегой, если высота, как Вы писали, 2-3 метра - это не вариант, слишком длинная понадобится.Кстати, выложили бы фото, раз регулярно это бревно ходите.
Маятник, конечно, неплохо потренировать. Благо, это совсем несложно - мало ли бревен поперек оврагов.
У сына на школьном турслете было классное соревнование - бревно подвешено на веревках в полуметре от земли, надо маятником пройти. Я из трех попыток одну осилил, и то на грани срыва. :)
Зато потом на неподвижном станцевать можно, не снимая рюкзака. :)

0
Хотел найти фотку, но там только фотки потока с бревна. Я его уже 4 раза ходил.
Тренировку постараюсь провести, конечно.
А на равновесие я иногда делаю такое упражнение: ноги на ширине плеч, ноги согнуты в коленях и слегка разведены (кибодачи),
наклон назад через правое плечо правой рукой коснуться левой пятки,
потом симметрично левой рукой правую пятку.


0
Так же я думаю, для непервых участников можно использовать и перила. Но при этом участники должны быть пристрахованы к ним (желательно на коротком усе) и должно быть организовано сопровождение (причем сопроводительная веревка должно крепиться в точке крепления уса участника к перильной веревке, а не к ИСС участника. В этом случае вектор силы при вытягивании за сопровождение будет совпадать с направлением движения)

2
1991 год. Кавказ. После перевала Далар - переправа через реку Ненскра.
Извините за вторичное размещение этого фото, но считаю эту переправу очень сложной в техническом отношении:
1 - перила не за что крепить.
2 - при срыве, участника затянет под лежащее ниже по течению на всю ширину реки бревно и страховка маятником только усугубит положение, оказавшись тоже под бревном.
3 - очень быстрое течение и большая глубина.
4 - после моста река резко падает вниз.
5 - всем участникам по 15 лет.
Как в этом случае выполнить страховку?

2
Мы по такому переправлялись через Хазиниху и Осиновку на Алтае в хорошую погоду, страховку не использовали.(Кстати, на фото в посте справа от меня - как раз табличка погибшему руководителю, про которую упоминалось).
На следующий год мой друг вел там же, погода была сырая, бревна мокрые и скользкие.
Первый с приключениями перебрался налегке, потом сделали навесную, никак к бревнам не привязываясь.

1
Двумя годами ранее я проходил в этом месте по старому мосту (переправа через реку Ненскра), остатки которого видны на фото, и подойдя к месту переправы для меня отсутствие такого старого моста было полной неожиданностью, а наводить переправу при двух перекинутых брёвнышках посчитал лишним и если бы не текст на табличке, увиденной после переправы чуть выше и гласивший, что годом ранее в этом месте погиб 15-летний паренёк, то я может быть и не задумался бы о возможных страшных последствиях, так что лучше учиться на чужих ошибках!


1
если Вы все понимаете, то тут только навесная переправа.

1
Есть еще такой случай
Много по украински, но при желании понять можно.

Спасибо руководителю и участнику того похода, за то что описали.

1
Спасибо, очень поучительно. Немного тяжеловато по-украински читать, но ничего.
С рюкзаком маятником через такие сучья - совершенно не вариант. Ладно еще налегке.

p.s.Еще и рюкзаки - пипец какой-то: мужские-33, женские - 25 кг. Надо ж столько набрать в горную тройку.

0
Почитал комментарии. Вы пишете: " человек переходит на хождение на равновесии, тогда у него шансы упасть в обе стороны".
Я не успею на него перейти, раньше упаду. Причем однозначно в противоположную сторону, поскольку иду, отклонившись туда.
Поэтому маятник лучше крепить выше по течению.

2
Типичная ошибка переходящего в том, что как только человек переходит на равновесие(даже на 1-2 секунды) с маятника, он начинает раскачиваться. Очень координированные люди легко могут идти по бревну и так, или очень легко возвращаться на хождение маятником с равновесия. При чем часто это не зависит на прямую от квалификации, больше от личных данных. Но большинство в момент перехода с равновесия на маятник или всеми силами опирается на него, и при остром угле заваливается вбок-назад. Или словив это заваливание, сильнее чем надо тянет маятниковую веревку на себя, и валится в сторону закрепления маятниковой веревки.

Аналогично с перилами. Попытка опереться на них больше зависит от того, куда качнуло при потере равновесия.

Очень часто встречаюсь с тем, что считают, что знают куда именно упадут. Но мои наблюдения показывают обратное. Выборка для наблюдений большАя. :)
Это я не к тому что ваше мнение не правильно. Возможно вы и правы.
просто говорю о том, что вижу регулярно, долго и много.

P.S. и за эту тему спасибо. Так же очень полезно. Редко в литературе встретишь такие выводы. и такие замечательные иллюстрации.


1
Почти на всех фото участники без касок. Туристы их не носят? И еще соображение, если есть кошки, на мокрых бревнах они не помешают.

0
++Туристы их не носят? ++
Смотря куда. У меня на фото где-то есть, где-то нет.Не всегда берем и не всегда надеваем.
Про кошки совершенно согласен.

0
"если есть кошки, на мокрых бревнах они не помешают" - если бревно омывается водой и в руках страховка (маятник),
то наверное да, а опыт есть?

2
++если бревно омывается водой++
Да если просто мокрое -тоже неплохо. Я как-то экспериментировал под дождем - понравилось.
Но в походе не пробовал, не потребовалось.

0
Похоже книжку уже писать не надо?! Очень все наглядно!

2
С литературой по этому вопросу вообще беда.
"Школа альпинизма-1" :"Выше от бревна, по течению воды, натягивают перила."
"Школа альпинизма-2": "На противоположном берегу он (первый) налаживает закрепление перильной веревки, вниз по течению от бревна."
По самому интересному вопросу - а за что эти перила крепить будем, если нет рядом с бревном ничего подходящего, ни выше, ни ниже? что в этом случае делать? - ни слова.
Теоретики, блин! :)

0
Ну да, чем глубже изучаешь материал, тем больше вопросов. Весь пост не читала, у кого-то может и промелькнуло - вспоминаю, что нас учили еще и ниже по течению страховку делать, чтобы ловить если что.

1
++ нас учили еще и ниже по течению страховку делать, чтобы ловить если что.++
Знаю несколько случаев, когда человек уходил вниз по течению. Каждый раз это было связано с грубейшим нарушением норм ТБ (не пристегнулся к перилам, вообще перил не было и т.п.). Поэтому считаю такую страховку не очень нужной. Надо заботиться о том, чтобы человек не уплывал вниз с переправы, а не о том, как его при этом поймать. Это скорее для водников актуально.
Да и кого и сколько ставить, если в группе всего человек 6, "кто в лавке останется"? :)

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru