ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АЛЬПИНИЗМА В КНИГАХ.

Пишет balabanoff, 28.02.2013 19:27

Для читателей, которым интересна история освоения Памира (1928 г.) и разведывательная экспедиция советских альпинистов по изучению путей подходов к Джомолунгме с севера (1958 г.), будут интересны вышедшие из печати книги:
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АЛЬПИНИЗМА В КНИГАХ. (памир, банда батьки горбунова, н. крыленко, е. россельс, эверест, л. филимонов, е.белецкий.)

Подробности ниже.

У книг тоже бывают разные судьбы. Одни издаются большими тиражами и повсеместно доступны. Другие печатаются небольшими тиражами, но и они всегда есть в фондах крупных библиотек. Третьи выходят мизерным тиражом, но иногда судьба уготавливает этим книгам, как и их героям, быть топливом в костре политических репрессий.
Именно так обошлось Советское государство с книгой "Банда батьки Горбунова" (1930 г.) и тремя участниками Первой памирской экспедиции 1928 г. в неисследованную область Памира - р-н Танымас.

Первым был расстрелян в 1930 г. астроном экспедиции Яков Иванович Беляев.
В июле 1938 г. расстреляли наркома юстиции Николая Васильевича Крыленко, немногим позже - в сентябре 1938 г. - эта участь постигла и другого видного государственного деятеля (в год проведения экспедиции - управляющий делами Совнаркома) - Николая Петровича Горбунова.
Ну а книгу, как было принято, изъяли из библиотек и уничтожили. Один экземпляр сохранился у москвича-ветерана Юрия Ивановича Пустовалова, которым он и поделился с издателем.
Автор книги - Ефим Россельс - рассказывает об изучении и обследовании «белого пятна» Памира – области, имеющей площадь свыше 2500 кв. км, до них никем не исследованную, об открытии тридцати новых крупных ледников, около пятидесяти горных вершин высотой от 5000 до 7000 м и пяти перевалов. Все это позволило создать точную карту западной части Памира.
Не менее драматично сложилась судьба и автора - Ефима Россельса - участника экспедиции и врача-нейрохирурга из Москвы. Он погиб 18.05.1938 г. в авиационной катастрофе самолета АНТ-6 при взлете под Архангельском. Самолет участвовал в поисках пропавшего самолета С. А. Леваневского на Земле Франца Иосифа. Одновременно погиб и Герой Советского Союза руководитель поисковой экспедиции – летчик М. С. Бабушкин.
В современном издании сохранен вариант обложки 1930 г.

При жизни выдающихся альпинистов нашей страны ЗМС Льва Николаевича Филимонова и ЗМС Евгения Андриановича Белецкого не были напечатаны в книжном варианте их творческие наследия.
Повесть "Дорога на Эверест" Л. Н. Филимонова была напечатана спустя 33 года в сокращенном варианте в журнале "Молодая гвардия" (1991 г.). Это была небольшая экспедиция (всего три советских участника) в р-н ледник Ронгбук. В 1958 г. советские альпинисты впервые увидели манящий третий полюс мира, путь к которому продлится 24 года, вместо запланированных двух. Дневники Льва Николаевича - это "живой", подробный и информативный рассказ о продвижении группы, в сопровождении тибетских военных, к подножию Джомолунгмы. Много ч/б иллюстраций.

Очерк-отчет Евгения Андриановича Белецкого об участии в этой же разведывательной экспедиции (Через Тибет к подножию Джомолунгмы) был впервые напечатан (для ученых мужей) отдельным оттиском в 1963 г., в Известиях Всесоюзного географического общества (журнальный вариант).
Отчет о первом советском восхождении на вершину Музтагата (7546 м) Е. А. Белецкого (В горах Западного Китая) был напечатан там же в 1958 г.

Книги, как всегда, будут в продаже в редакции газеты "ВОЛЬНЫЙ ВЕТЕР" и в сети магазинов "АЛЬПИНДУСТРИЯ". Возможна отправка книг в регионы.

Спасибо! В избранное!

Замечательно, спасибо. Надеюсь, что эти книги украсят полки Библиотеки альпиниста:-)

Я произвел одно не очень правильное действие.
Помните, в замечательном рассказе Александра Грина "Капитан Дюк" команда вызволила капитана из религиозного дурмана запиской следующего содержания -
"Никогда Дюк не осмелится пройти на своей "Марианне" между Вардом и
Зурбаганом в проливе Кассет с полным грузом. Это сказал Бильдер. Все
смеются.
Экипаж "Марианны".

Я написал Натану Тейтельбойму, букинисту из Одессы -
"В Москве, ехидно посмеиваясь, сказали, что в Одессе невозможно раздобыть книгу Россельса "Банда батьки Горбунова. А Вы что скажете?"
Натан написал - "Я скажу свое слово в субботу, после шаббата. Я всегда тогда сильно разговорчивый, вы знаете."

Виталий, книги передам через "Ледниковый период".
В продолжение вашего вопроса Натану, букинист вполне может ответить словами старого анекдота - примерно так:
"Таки возможно, Виталий, шо ее нет в Одессе. Но сколько у нас времени, чтобы ее украсть в Москве?"

Время до субботы, в пятницу никто красть не будет, не кошерно:-)

За книги заранее - "спасибо".
Ледниковый ждет поступления новой книги Урубко, еще время есть.

Фотографии из альбома участника первой экспедиции на Музтаг-ата Степанова Виктора Васильевича и Драчёвой Ольги Николаевны (она участвовала в подготовке китайских альпинистов в совместных восхождениях на Кавказе ещё в 1955 году) - http://djailyk.ru/albums/159