50 способов облажаться

Пишет AVK, 03.12.2013 20:09

Лора Снайдер из опыта своего и друзей собрала общие ошибки альпинистов и даёт краткие советы, как их избежать, не вдаваясь в подробный анализ.

Я занимаюсь альпинизмом более 15 лет и совершила почти все возможные ошибки. На мне почти развязался узел, когда я лезла на Джошуа Три («Joshua Tree»); я вставила верёвку в страховочное устройство наоборот; на полпути подъёма на Эль-Капитан мой напарник один раз полностью выщелкнул меня из страховочного устройства. Хуже всего, что я уронила дорогого друга, спуская его парашютиком со спортивной трассы на слишком короткой верёвке. (К счастью, он серьёзно не травмировался). Если вы такой же везунчик как я, то ваши ошибки в опасных ситуациях будут только помогать вам быть бдительным в дальнейшем. Если не такой же, то результат может оказаться трагичным.
В альпинизме не все ошибки смертельны – некоторые из них могут только помочь стать опытнее вам или другим альпинистам. Но если вы не будете учиться на ошибках своих и чужих, то будете медленнее совершенствоваться. В альпинизме, как и в жизни, плохие события являются поводом для основательного разбирательства. Имея это в виду, мы собрали 50 самых распространенных ошибок, совершаемых альпинистами, и посоветовали, как их избежать в надежде, что вы станете ходить в горы более обдуманно и безопасно.
50 способов облажаться (Альпинизм, альпинизм, скалолазание, ледолазание, боулдеринг, безопасность, ошибки)

50 способов облажаться (Альпинизм, альпинизм, скалолазание, ледолазание, боулдеринг, безопасность, ошибки)

Фото 1. «Срыв, держи, срыв, держи! Ой, ну не так же…». См. ошибку №6. Фотограф – Энди Манн (Andy Mann)



Ошибки, которые нельзя допускать



1. Отсутствие двойной проверки страховки и узлов


Если вы страхуете, то убедитесь, что верёвка правильно заправлена в страховочное устройство, и закручены муфты на карабинах. Если вы лезете, дважды проверьте узел верёвки на себе. Правильно ли он завязан? Затянут? Правильно ввязан в беседку? Достаточно длинный оставлен хвост? Также проверьте узел на напарнике.
Случай из жизни. Одна известная ошибка с двойной проверкой, приведшая к НС, была сделана Линн Хилл в Бюу (Buoux) во Франции в 1989 году. Когда Хилл (на то время она уже лазила 5.13/8a-8b) нагрузила верёвку наверху разминочного маршрута, недозавязанный узел выскользнул из её беседки. Она упала с 25-ти метров, но выжила. Хилл говорит, что отвлеклась на разговор и забыла закончить узел; объёмный свитер скрыл ошибку.

2. Отсутствие каски


Альпинисты надевают каску намного чаще, чем скалолазы на пробитых дорожках, но почему? Вы можете сорваться, удариться об стену, перевернуться вниз головой на спортивном маршруте, к тому же рыхлые скалы всегда опасны. Оцените все риски, прежде чем понтоваться в угоду моде, не защищая голову.
50 способов облажаться (Альпинизм, альпинизм, скалолазание, ледолазание, боулдеринг, безопасность, ошибки)

Фото 2. Узлы и беседка проверены, а каска отсутствует. Фотограф – Эндрю Бурр (Andrew Burr)

3. Самоуверенность больше компетентности


Заставляйте себя лазать сложные маршруты, но адекватно оценивайте риски и свои способности их снизить. «Американский альпинистский клуб» (American Alpine Club) считает завышенное представление о своих возможностях одной из главных причин, ведущих к НС.

4. Небрежная страховка


Есть много вариантов облажаться на страховке. В многоверёвочном восхождении чрезмерная слабина верёвки или ненадёжная её выдача может привести к опасным ударным нагрузкам. Когда страхующий на земле не держит в руках свободный конец верёвки (даже если СУ полуавтомат), это может быстро привести к опасному падению. Ещё одной распространённой ошибкой является слишком далёкое расположение страхующего от скалы, так как при этом его запросто может протащить по земле в случае срыва страхуемого. Большой запас слабины верёвки, лежащий в пыли, – это неправильный способ обеспечить «мягкое падение» при страховке. И, наконец, поберегите свою потребность обсудить трассу до момента, когда ваш страхуемый будет на земле.

5. Отсутствие узла на конце верёвки


Вы можете бесконечно спорить, как равномерно нагрузить станцию на трёх точках, но намного чаще можно серьёзно пострадать при спуске парашютиком на спортивном маршруте, чем от разрушения станции при трэде. Если вы страхуете на одноверёвочном маршруте, то завяжите узел на конце верёвки, привяжите её к сумке для верёвки или к себе. Выработайте привычку делать это всегда, а не только тогда, когда может не хватить длины верёвки. Связывание концов верёвок при дюльферянии также важно. Соскальзывание с концов дюльферных верёвок встречается катастрофически часто, даже среди очень опытных альпинистов.
Случай из жизни. В 2007 году опытная альпинистка Лара Келлог (Lara Kellog) соскользнула с конца своей верёвки во время спуска с северо-восточного ребра горы Вейк в ущелье Рут (mt. Wake, Ruth Gorge) на Аляске. Она погибла пролетев 300 метров.

Ошибки на спортивных трассах



6. Нога между скалой и верёвкой у лидера


На траверсе, нависании или во время ключевого движения вы можете незаметно для себя вставить ногу между скалой и верёвкой. Если вы сорвётесь в этот момент, то с большой вероятностью перевернётесь вниз головой и получите ЧМТ. Развивайте свою способность рефлекторно ощутить опасность, когда нога пересекает страховочную верёвку, и незамедлительно устраняйте проблему, даже если это помешает насасыванию маршрута.

7. Недостаточная слышимость между напарниками


Может быть ветрено, или расстояние большое между партнёрами, или вы лезете в каньоне реки Вирджин (Virgin River Gorge) под оглушительный грохот автомагистрали, расположенной рядом. Поэтому, перед тем как лезть, согласуйте с напарником, что вы будете делать, когда долезете до спусковой станции. Будете ли вы продевать верёвку в спусковое кольцо, спускаться парашютиком или дюльферять? Недопонимание может быть роковым.
Случай из жизни. В начале этого года Фил Пауэрс (Phil Powers), исполнительный директор American Alpine Club, квалифицированный альпинист-ветеран упал с вершины спортивной трассы недалеко от Денвера, когда обмену командами с партнёром мешал шум от реки и проходящего неподалёку №6. Пауэрс получил серьёзную травму, но быстро идёт на поправку.

8. Карабин на скальном выступе


Когда вы вщёлкиваете оттяжку в шлямбур, проверьте, как расположится карабин, когда через него будет протягиваться верёвка. Если он опирается об острый выступ скалы, то при срыве может сломаться (острый выступ скалы также опасен для верёвки и лечится тем же самым – заменой оттяжек – прим. переводчика). Замените оттяжку на более длинную или короткую.

9. Вщёлкивание наоборот


Когда вщёлкиваете верёвку в оттяжку, убедитесь, что ваш конец верёвки выходит из карабина в направлении от стены. Если ваш конец верёвки выходит из карабина в направлении скалы, значит вы вщелкнули наоборот. Это повышает вероятность самовыщёлкивания верёвки из карабина при падении.

10. Прощёлкивание не того участка верёвки (Z-clipping)


Ничто не придаёт столько уверенности, как часто пробитый спортивный маршрут. Но он же повышает вероятность вытягивания верёвки из-под предыдущей оттяжки, сбор полиспаста (“z-clipping”) и заклинивания верёвки. Убедитесь, что вы выбираете верёвку от себя, даже если для этого потребуется сделать несколько движений. Можете зажать верёвку зубами, выбирая слабину, но будьте осторожны: вщёлкиваясь, некоторые теряли зубы!

11. Пользование стационарными оттяжками с глубоко пропиленными карабинами


Наличие стационарных оттяжек в Cave of Pump, несомненно, приятно. Но они требуют осмотра перед вщёлкиванием. Со временем на карабинах, через которые проходит верёвка, могут появиться глубокие пропилы. Многие пропиленные карабины выдержат значительное падение, не разрушившись, но острые края пропилов могут надрезать верёвку или содрать оплётку, испортив верёвку.

12. Слепая вера болтам


Болты могут разрушаться, особенно старые. Опасайтесь ржавых и корродированных болтов, особенно на скалах у моря; задуваемая ветром солёная вода очень едкая для скалолазного железа. Отчёт УИАА 2009 года показал, что 10 – 20% болтов на маршрутах в тропиках у моря разрушились бы при падении на них с нагрузкой 500 кг. (При жёстком падении с нижней страховкой нагрузка может дойти до 1170 кг). Таким образом, некоторые олдскульные болты 80-х и старше будут держать падения, а многие не захотят. И, наконец, выделите несколько секунд для осмотра самопальных шлямбурных проушин, на которых при изготовлении могли появиться мельчайшие трещины в местах сгиба. Если есть сомнения, то найдите безопасный способ отступить и выберите более качественно оборудованный маршрут.

13. Нахождение в зоне падения камней


Со скал часто падают камни, особенно во время весеннего таяния снега и ливней. По возможности найдите защищённое место для страховки, а тусуйтесь как можно дальше от вертикальных скал или скал с плиточной структурой, или спрячьтесь под нависание.

14. Верхняя страховка через стационарные станции


Песок и грязь в оплётке верёвки истирает металл, поэтому многократные спуски через кольца и цепи станции спортивного маршрута разрушают их. Верхнюю страховку всегда делайте через собственные оттяжки и спускайтесь парашютиком только один раз, когда закончите пользоваться маршрутом. Еще лучше дюльферять вместо спуска парашютиком, помимо случаев, когда маршрут слишком нависающий или вы беспокоитесь о том, сможете ли безопасно собрать развешенное снаряжение. Однако, никогда не предполагайте, что ваш напарник будет дюльферять вместо спуска парашютиком (см. п.7). Эта ошибка привела ко многим НС.

15. Сыпать советами


Восхитительно, как вы вылезли здесь, поставив левую ногу на мизер, а правой чётко взявшись в откидку. Но держите это при себе. Ещё никто не умер от советов по прохождению трассы (из тех, с кем мы знакомы), но ваш длинный язык может испортить чужой онсайт или просто нарушить тишину и покой, которые предпочитают некоторые скалолазы.

16. Отпустили свою собаку побегать


Ваша собака заслуживает побыть с вами на природе (ключевые слова «с вами»). Собака радостно бегает, задевает верёвки, попрошайничает – всё это мешает тренировке многим скалолазам. Пожалуйста, контролируйте своё животное.

Делайте так: сосредоточьтесь на текущей задаче, пока она не завершена. Например, если вы начали надевать беседку, то закончите процесс и дважды проверьте правильность. Если кто-то заводит с вами разговор, когда вы ввязываетесь в страховочную верёвку, завершите завязывание узла до разговора.

Ошибки при трэде



17. Доверие всем стационарным петлям


То, что кто-то дюльфернул с маршрута, не означает, безопасно это повторить. Удостоверьтесь, что стропу не повредило солнце (выцветание и растрескивание) и трение. Также удостоверьтесь, не повреждена ли стропа на той части, которая скрыта деревом или скалой. Не внушает доверия? Замените петлю своей.
Случай из жизни. В 2009 году на маршруте Red River Gorge порвалась дюльферная петля на станции, забрав жизни двух молодых альпинистов.

18. Использование для самостраховки на станции только дэйзи чейн


Дэйзики отличные… вспомогательные элементы в альпинизме. Они не придуманы держать больше веса тела и не относятся к системе страховки. Для этого производят специальные самостраховочные концы, которые более безопасны, но требуют аккуратного пользования; они не способны значительно растягиваться, так что падение на длину слабины самостраховки может создать сильную ударную нагрузку на станцию. Для избегания этих проблем привязывайтесь к станции динамической страховочной верёвкой.

19. Недооценка рывка на вашу первую точку


За исключением случая, когда страхующий стоит прямо под вами, при падении нагруженная верёвка дёрнет элемент первой точки на вырыв и вверх. Это может привести к его вырыванию и даже к последовательному вырыванию всех точек снизу вверх, так как по-очереди будет приложена перпендикулярная составляющая силы рывка. Альпинисты должны избегать ситуации, когда все точки страховки вылетят одна за другой. Делайте первую точку так, чтобы она смогла выдержать солидный рывок на вырыв и вверх.

20. Для вашего второго нет точек на траверсе


Хуже лидирования на трудном траверсе может быть только то, что лидер не сделал точек страховки на нём. Делайте точки страховки на протяжении всего траверса для предотвращения огромного маятника в случае срыва второго. И помните, точки, сделанные после трудных участков, служат для безопасности второго на тех же участках.

21. Нет возможности сделать достаточную страховку над полкой


Критически важно, когда вы лидируете над полкой, делать точки близко одна от другой, особенно в конце участка, где при падении можно ожидать значительного растяжения верёвки.
Случай из жизни. В 2005 году на Northwest Books (5.6/4c) в Tuolumne Meadows (Калифорния) лидирующий альпинист при падении ударился о маленькую полку, сломал одну стопу и получил растяжение связок на второй. И подобное случается не редко. Частите точками страховки выше полок и берегите лодыжки.

22. Использование для точек страховки элементов одного и того же размера


Когда вы сооружаете станцию в начале длинной трещины шириной под пальцы, не тратьте все закладки толщиной с палец. Немного подумав, зачастую вы сможете придумать вариант, как сохранить страховочные элементы нужного размера для последующего лидирования.
50 способов облажаться (Альпинизм, альпинизм, скалолазание, ледолазание, боулдеринг, безопасность, ошибки)

Фото 3. . «Проклятье! У меня остался всего один широкий закладной элемент?!» – Британи Гриффитс (Brittany Griffith) размышляет над своей ошибкой. Фотограф – Эндрю Бурр (Andrew Burr)

23. Наличие только сшитых петель


Несмотря на то, что горсть тонких прошитых петель может сэкономить вес, вы не выберете их в первую очередь, чтобы оставить на дюльферной станции в проушинах. Плоская полая стропа без узла легко продевается в отверстия, завязывается вокруг дерева, а также легко отрегулировать её длину на станции для равнонагруженности точек. Сшитую же петлю вам придётся разрезать, чтобы сделать спусковую станцию (вы пристегнёте сзади к беседке легкий нож, правда?) и её будет труднее связать в петлю из-за скользких, как угри, концов. На всякий случай имейте пару связанных петель на развеске.

24. Спуск парашютиком непосредственно через петлю


Никогда не продевайте верёвку через петлю, а повесьте на петлю карабин или металлическое кольцо – петля за секунды может расплавиться от трения по ней нагруженной верёвки. Дюльферяние с петли из плоской ленты тоже таит опасность; если верёвка ёрзает, например, из-за неодинакового натяжения верёвок разного диаметра, то может перерезать петлю. Лучше повесьте рапид или карабин.

25. Отсутствие экстрактора закладок


Бросать снаряжение на скале – дорогое удовольствие.

26. Забыть налобный фонарик


Даже если вы думаете, что фонарик вам не понадобится, если предстоит длинный маршрут, положите его в карман или повесьте сзади на беседку. Луч фонаря высветит приятный спуск по тропе в лагерь вместо холодной, сухой ночёвки на скале.

27. Лазанье в камине с рюкзаком


На многих классических линиях, таких как Epinephrine в Red Rock (Невада) или Steck-Salathé в Йосемитах, есть длинные каминные участки. Если вы надеетесь получить удовольствие, протискиваясь в щели, не несите рюкзак полный воды и еды. На каминных участках можно подвесить рюкзак на петлю к беседке.

Полезные советы.


Если до конца верёвки не хватило снаряжения, спуститесь и снимите точки, которые ниже. Если вы заметили, что создали чудовищное трение для верёвки первыми точками страховки (иногда иначе не получится в целях безопасноти), сделайте пару надёжных точек и слезьте или спуститесь парашютиком, чтобы снять точки, создающие проблему. Если вы будете продолжать сражаться с тяжело тянущейся верёвкой, будет только хуже. Неизвестно, удастся ли вам дотащить тугую верёвку до места, где удобно организовать страховку для второго и удастся ли протягивать верёвку для правильной его страховки. Вы сэкономите время и нервы, если устраните проблему как можно раньше.

Ошибки на боулдеринге



28. Неудовлетворительная гимнастическая страховка


Взялся страховать – страхуй. Вы также не должны пить воду, играться со смартфоном или оценивать вон ту хорошенькую девушку/парня, когда осуществляете гимнастическую страховку. Сфокусируйте 100% своего внимания на страхуемом.
50 способов облажаться (Альпинизм, альпинизм, скалолазание, ледолазание, боулдеринг, безопасность, ошибки)

Фото 4. Никаких „ля-ля“ или подобной фигни. Луис Коппель (Louis Koppel) чётко страхует на болдере в Уэко Тэнкс, шт. Техас (Hueco Tanks, Texas). Фотограф – Райан Ведемэйер (Ryan Wedemeyer)

29. Забыли проверить спуск


Нет хуже ситуации, когда, выйдя толчком в конце высокого боулдринга, вы осознали, что не знаете, как спуститься. Может оказаться, что вы только что вылезли самый простой вариант. Перед тем как лезть, разведайте спуск.

30. Лазание в грязных туфлях
Грязные скальники хуже держат, а песок с них забивает и полирует зацепки. Перед стартом начисто вытирайте туфли и делайте первый шаг на маршрут непосредственно с подстилки или близлежащего камня.

31. Оставили зацепки помеченными


Многие скалолазы отмечают зацепки для рук и ног магнезией, иногда жирной и некрасивой обводкой. Если вам нравится такая визуальная помощь при лазании – пожалуйста, но сотрите щёткой свои графити перед уходом.

Ошибки в ледолазании



32. Срывы


Срыв лидера на крутой спортивной трассе является частью этого занятия. На льду это опасная ошибка. Зуб кошки может легко зацепиться, воткнуться в голень, или тяпка может вонзиться в бедро. Перед лидированием на льду проверьте ледобуры, придумайте, как рассчитать силы и как отступить, если маршрут окажется не по силам. Лидеру срываться нельзя!
50 способов облажаться (Альпинизм, альпинизм, скалолазание, ледолазание, боулдеринг, безопасность, ошибки)

Фото 5. Срываться нельзя

33. Страхующий прямо под ледолазом


От лидера часто летят куски льда, да и сосулька может отвалиться без предупреждения, особенно на солнце. Оградите себя от головной боли (буквально) и, когда возможно, разместите своего страхующего в стороне или под нависанием.
Случай из жизни. Ледолаз Род Виллард (Rod Willard) трагически погиб на страховке в 2002 году в Вэйл, Колорадо. На него упал огромный кусок льда, что привело к смертельным травмам.

34. Вытаивание ледобуров


Если вы сделали станцию для верхней страховки на ледобурах (минимум на трёх), регулярно проверяйте, что они не вытаивают, особенно в солнечный день. Для защиты от солнца их можно присыпать снегом.

35. Ледолазание на недосформировавшемся маршруте


Как бы вам ни хотелось сделать первопроход сезона, лазание по неокрепшему ледовому маршруту чрезвычайно опасно, и можно запороть прохождение для других.
Случай из жизни. Случай из жизни. В 2010 году попытка ледолаза пройти маршрут «Клык» (The Fang) возле Вэйла (Vail) в Колорадо, привела к 30-ти метровому падению, когда обрушился недозамёрзший столб. Он выжил, но получил серьёзные травмы.

36. Закручивание ледобуров над головой
Заманчиво закрутить ледобур как можно выше, и если вы стоите на полке, то это не проблема. Но когда вы лезете с нижней страховкой по крутому, физически тяжёлому льду, закручивайте ледобур на уровне груди, где вы можете приложить бóльшую силу для быстрого и эффективного закручивания.

37. Отсутствие защиты для глаз


Попадание ледяной крупы или осколка льда в глазное яблоко может в самом деле погасить ваш день. Носите защитные очки или маску.

38. Игнорирование лавинной опасности


Ледолазные маршруты часто формируются в кулуарах или ниже их, являющимися снегосборниками, создающими лавинную опасность. Подходы к маршрутам также могут быть лавинными зонами. Проверьте, не пролегает ли подход к маршруту и спуск с него по лавиноопасному рельефу и оцените условия прежде, чем идти.
Случай из жизни. В 2009 году очень опытный ледолаз Ги Ласелл (Guy Lacelle) погиб после завершения прохождения ледового маршрута в Гиалитовом каньоне (Hyalite Canyon), штат Монтана. Очевидно, Ласелл отдыхал наверху маршрута, когда группа выше него сорвала лавину, которая смела его со скалы.

Полезные советы.


Сушите и точите свои инструменты и кошки после каждого выезда. Твёрдая сталь зубьев кошек и клювиков тяпок будет ржаветь, если снаряжение оставить мокрым в рюкзаке. Выньте их оттуда, высушите и для восстановления заострённости немного поточите напильником. (Гораздо проще поддерживать заострённость, чем заново формировать острые грани на полностью затупленных инструментах). Потом протрите слегка промасленной тряпкой для коррозионной стойкости.

Ошибки в больших горах



39. Отсутствие акклиматизации


Даже если ваш организм как у марафонца, высоту это не волнует. Организму надо время, чтобы приспособиться к существованию в атмосфере с низким содержанием кислорода. В первые дни вашей экспедиции поднимайтесь высоко, а спите ниже. Обратите внимание на ранние проявления горной болезни: головные боли, тошнота, отсутствие аппетита. Если вам нездоровится, то лучше сделать паузу в наборе высоты до тех пор пока вы не почувствуете себя лучше перед следующим восхождением. Если у вас более серьёзные признаки – раскалывающая головная боль или мокрый кашель – немедленно спускайтесь.

40. Хождение без связки по закрытому леднику с трещинами


Связывайтесь, даже если трещины выглядят хорошо закрытыми, или вы идёте по чьим-то следам. Снежные мосты рушатся без предупреждения. У вас должны быть снаряжение и навыки, чтобы выбраться из трещины или вытащить напарника.

41. Движение в связке без страховки по крутому плотному снегу


Движение в связке по крутому снежному склону часто хорошая идея, но не всегда. Если между вами и напарником по связке нет точек страховки на фирновых крючьях, ледобурах или других страховочных элементах, и состояние снега не позволяет легко самозадержаться, связывание добавляет риска всей группе. Не обманывайте себя наличием верёвки: вам будет безопаснее идти поодиночке.
Пример из жизни. В 1981 году группа из семи японских альпинистов спускалась связавшись после неудачной попытки восхождения на Гонга Шан (Gongga Shan, 7590 м) в Китае. Когда один из них поскользнулся, все семеро упали и умерли.
50 способов облажаться (Альпинизм, альпинизм, скалолазание, ледолазание, боулдеринг, безопасность, ошибки)

Фото 6. Связывание на мягком снегу может добавить безопасности для группы, но, пожалуйста, адекватно оцените ситуацию (см. ошибку №41). Фотограф – Эндрю Бурр (Andrew Burr)

42. Отсутствие плана на случай плохой видимости


Погода быстро меняется, и рельеф впереди становится коварным, если вы его не можете видеть. Всегда должен быть план безопасного отступления, когда видимость падает до нуля. Ориентируйтесь по компасу. Оставляйте турики на своём маршруте. Используйте GPS.

43. Обезвоживание


В больших снежных горах низкие температуры могут препятствовать возникновению жажды, но достаточное питьё поможет вам лучше работать и быстрее акклиматизироваться. Пейте до наступления жажды, пейте часто и пейте обильно.

44. Отсутствие запасных солнцезащитных очков


Снежная слепота временна, но она может парализовать вашу дееспособность и чертовски больно глазам.

45. Не намазали под носом солнцезащитным кремом


На леднике со всех сторон присутствует отражённых солнечный свет. Не забывайте намазать кремом даже между ноздрями.

Полезные советы.


Носите карту или схему. Внезапное изменение планов скорее заведёт вас в какие-нибудь камнесборники, чем к началу маршрута, и возвращение может оказаться не таким простым, как вы думали.

Ошибки на перилах и при ИТО



46. Отсутствие страховки ниже жумара


Проскальзывание жумара при подъёме по перилам встречается нередко, а проскальзывание двух может привести к летальному исходу. Вяжите узел на верёвке и пристёгивайте к страховочной петле по ходу движения: примерно каждые 10 метров на крутом, ровном подъёме будет в самый раз. Всегда вяжите страховку перед хитрым нависанием или траверсом.

47. Взирание на закладной элемент при проверке прыжками надёжности ИТО


Что может быть хуже выпадения элемента при проверке? Удар вам по лицу вылетевшим элементом. При этой операции повернитесь к нему каской.
50 способов облажаться (Альпинизм, альпинизм, скалолазание, ледолазание, боулдеринг, безопасность, ошибки)

Фото 7. ИТО без каски – всегда ошибка. Фотограф – Эндрю Бурр (Andrew Burr)

48. Избыток или недостаток взятого на маршрут количества воды


Ничто так не замедляет многодневное восхождение, как подъём плавательного бассейна в вашем бауле. С другой стороны, ваша скорость тоже упадёт до скорости улитки от такого сильного обезвоживания, при котором вас начинает посещать мысль о питье своей мочи. Тщательно оценивайте потребность в воде на основе солнечности маршрута, сезона и содержания воды в продуктах питания, которые вы взяли с собой. Около трёх литров на человека в день – хорошее правило для поздней осени и ранней весны, а на солнечной стене в августе может понадобиться не менее четырёх литров.

49. Обгон другой группы, когда вы не намного быстрее


Обгон более медленной группы должен быть с их согласия. Но убедитесь, что они на самом деле медленнее, а не просто борются с трудным участком, который мог бы точно так же замедлить и вашу группу. Если вы оттеснили группу, находившуюся выше вас, только для того, чтобы остановиться после обгона, признайте свою ошибку и предложите им обратно поменяться местами.

50. «Пачкание» своего напарника


Не допускайте, чтобы моча и экскременты попадали на напарника, верёвку или другие предметы вашего снаряжения. С учётом направления ветра, найдите подходящее место. Большинство «неприятностей» легко преодолимы, если обращать внимание на предупреждающие мелочи, так же как дома или на работе.


Перевёл Александр Калашников.
Помощь в работе над переводом - Осипов Илья

338


Комментарии:
2
Сначала по прочтении (начал не самых первых строк) возникли вопросы, но увидел что перевел тот-то, все стало на свои места.
Правила простые и давно в коре мозга отложились, но думаю кому-то будет интересно прочитать и полезно использовать.

23
Это я попросила перевести.
Считаю, что начинающим этот материал может быть интересен.
И вообще учиться никогда не поздно.
Если вам лично это не актуально и у вас "давно в коре мозга отложилось", просто пройдите мимо.
Другим же материал может оказаться полезным.

8
Считаю, что начинающим этот материал может быть интересен
В точку!!!! Спасибо большое за перевод!!!

-3
Просто мне кажется что у нас (в России) есть кому передавать свой опыт и знания начинающим и в принятых у нас нормах. И язык статьи суховат, словно не по-русски.
Фото 3. Опять участок трещины такой ширины, под которую у Бриттани Гриффитс кончились закладные элементы - Немного странный способ подачи учебного материала. Может просто добавить - внимательно изучите маршрут что вы выбрали и узнайте какое снаряжение вам понадобиться.


14
Мы с женой как-то лезли "Запятую" на Соколе. После первой веревки, стоя на маленькой полочке-откольчике на станции, я уже хотел откинуться на самостраховке... на автомате окинул взглядом страховочную цепь... и обнаружил карабин самостраховки, одиноко висящий на станции и свою самостраховку отдельно от него. А ведь оставалось только разжать пальцы...

Наверняка у всех альпинистов/скалолазов есть подобный "счастливый" опыт.

1
Как-то лез, чтобы заменить чужую веревку на свою. Долез до станции, прощелкнул новую веревку в оттяжку и собирался уже отпускать самострах. Селфчек - смотрю, моя новая веревка вщелкнута не в грузовую петлю, а в петлю для развеса.

Так что да. Обязательные проверки себя и напарника и помнить о законах Мерфи (поэтому сейчас то что вероятно могу грузить - сразу вщелкиваю в центр).

3
+

4
Пункт «6. Верёвка между ног лезущего с нижней страховкой» (6. Rope behind your leg while leading) стоит перевести, к примеру, как «6. Верёвка сбоку от ноги при лидировании с нижней».
Потому что верёвка должна проходить между ног – это не ошибка. И смысл пункта в том, что она должна быть там всегда, а не уходить в сторону.

Глянул оригинал статьи, написано „вкуснее“. :) В том же шестом пункте читаем «Develop a “Spidey sense”…», что никак не про «Подключайте здравый смысл,…» а скорее про «шестое чувство».

10-й пункт не о том. Не про изгибы верёвки вправо-влево и сложность с протяжкой, а про маленькое расстояние между оттяжками и вероятность начать вытягивать верёвку из-под оттяжки, а не от себя, и собрать т.о. полиспаст. Охх.

0
верёвка должна проходить между ног – это не ошибка. И смысл пункта в том, что она должна быть там всегда - как раз это ошибка, приводящая к переворачиванию при срыве(см.первую серию снимков)

1
Спасибо за указание на серию снимков, мне стало понятнее. Я тоже не совсем точно понял, о чём речь. Итак, пункт 6 предупреждает о том, чтобы никогда и ни в коем случае нога не заходила под верёвку (меня сначала смутило слово "behind"). Потому что в случае срыва, нога может зацепиться за верёвку и последует переворот с непредсказуемыми последствиями.

А вот если страховочная верёвка всегда будет уходить вниз между ног, то риск кувырнуться значительно уменьшится.


2
Спасибо за указанные ошибки перевода. Но вы тоже не во всём правы.
Rope behind your leg while leading – иммется в виду, что верёвка оплела ногу сзади. При срыве из такого положения будет переворот вниз головой, о чём говорится делее в тексте пункта №6.

0
По-моему, не оплела, а просто сзади.


0
++Пункт «6. Верёвка между ног лезущего с нижней страховкой» (6. Rope behind your leg while leading) стоит перевести, к примеру, как «6. Верёвка сбоку от ноги при лидировании с нижней».++
Почему это "behind" - "сбоку"? Не сбоку, а снизу, тогда при срыве веревка делает подсечку.
Я так понял - веревка не должна быть "под" ногой лезущего, чтобы не подсечь его при срыве.

7
Ну тогда уж если быть более точными в формулировках -
Не стоит ,,запихивать,, ногу (ноги) между скалой и веревкой :) только и всего :)
А веревка сбоку от лезущего совсем не ошибка а реальность большинства маршрутов :)))

0
Я кинула ссылку Александру, попросила проверить и переформулировать - думаю, что он исправит на более корректную формулировку!
Проверим текст еще раз, в общем. Спасибо за замечания.

0
;) ошибка может быть и в оригинальном тексте ;)


16
Хочу обратить особое внимание на смысл п. 41. Его редко акцентируют, а он имеет отношение не только к снежным склонам. Увы, достаточно много подобных случаев, когда люди двигались в связке на сравнительно простых участках без организации страховки и срыв одного приводил к гибели всех. Причем, как правило, на участках, которые были технически просты для каждого из участников.
Правило простое. Если связались - страхуйтесь. Если не страхуетесь - развязывайтесь.
К тому же, двигаясь в одиночку без связки человек подсознательно становится более осторожным.
Следовать данному совету психологически трудно, но это является честным по отношению к напарнику. Причем такой вариант дает возможность двигаться практически вплотную, что, при возникновении небольших проблем на каких-то коротких участках позволяет просто помочь поддержкой, и этого зачастую более чем достаточно.

3
Совершенно верно. Меня точно так учили, когда я закрывал второй разряд в середине 80-х.

-6
Показать комментарий

4
На снежном склоне довольно легко веревкой просто придержать подскользнувшегося напарника.
А на скалах страховка за выступы законное мероприятие.
К сожалению, часто качество страховки плохое.
Она вроде есть, а на самом деле ее и нет.
Поэтому, в горах нельзя терять бдительность никогда.
Момент, когда надо связываться, всегда был неоднозначным.
Наверное, нет ни одной группы, где одним надо уже страховаться, а другие считают, что и так неплохо.
Люди учатся работать с веревкой довольно долго.
Поэтому, долго она им мешает.
Через некоторое время действия с веревкой доходят до автоматизма, она им перестает мешать, и в таких группах уже не возникает вопроса, связываться или нет. Как-то без веревки на рельефе чувствуешь себя голым.

1
Наверное, нет ни одной группы, где одним надо уже страховаться, а другие считают, что и так неплохо.

Вопрос когда связываться однозначен.
Как только один из участников не чувствует своей уверенности без связки - группа связывается. Без вариантов. И никаких исключений тут нет. Орлящий лидер и участники, ползущие по склону на трясущихся ногах несвязанными - преступление.

2
"Если не страхуетесь - развязывайтесь"

... все правильно... многочисленные случаи тому подтверждение... 91г. Трапеция, 2А кт.сл. срыв одного участника на несложном снежном склоне привел к гибели 5 человек... к сожалению одновременное передвижение "новичков" на протяженном сн.склоне подразумевалось в связках... я думаю, что шестой в немалой степени должен быть благодарен моей жене, - проф.врачу и ее "аптеке".

1
В одном примере 7 человек в связке, в другом 5. Понятно, что ничего хорошего с ними не происходит. Между тем, связки из 2-3 человек намного более живучие и больше их делать не рекомендуют именно по этой причине.


9
Корабельников с Шамало когда то где то рассказывали как они упали, долго летели, а потом веревка за что то зацепилась и они спаслись. По моему на мраморной стене дело было.
Но они конечно чайники и ходить не умеют....

2
> "...где то рассказывали как они упали, долго летели..."

Что, вот так вот одновременно и сразу упали двое? Или все ж таки упал один и сорвал второго?

5
В Татрах связка фантастически спаслась зимой:

Шли связанными без промежуточных точек после трудной части стены по снегу, на всю 60-м верёвку. Первый уехал со снежной доской, сорвал второго. Вместе катились метров 100 по склону. У обоих на "самостраховках" болтались технические ледорубы, по два на человека (типа кварков пецелёвых). По этому маршруту ниже шла другая связка. Они пролетели мимо и один из ледорубов второго зацепился за верёвку другой связки. На том и зависли над сбросами. Второй сломал ногу, первый отделался царапинами.

1
зацепился случайно? вот уж повезло

4
П. 50 - очень хорош!

11
Статья называется "Пятьдесят способов облажаться", а как облажаешься - случиться может всякое, главное при этом "
Не допускайте, чтобы моча и экскременты попадали на напарника, верёвку или другие предметы вашего снаряжения. "
)))

Лена и Саша, спасибо за перевод: статья нужная, ошибки часто встречающиеся.

To alvd - не цепляйтесь к мелочам, статья переведена достаточно хорошо, смысл понятен без уточнений.

14
Сидим мы как-то в базовом лагере Шиптона со шведами. Ханна рассматривает наш журнал, "РИСК онсайт".
Вдруг тыкает пальцем в портрет Адама Пустельника - у нас как раз тогда вышло интервью с ним - и говорит:
"О! А я знаю этого парня, они лезли за нами на Эль-Капитане, и я его описала!"

Занавес:))))


9
Когда один из них поскользнулся, все семеро упали и умерли.

Спасибо переводчику за хорошее начало дня.

3
Толковая статья. Спасибо.

3
Спасибо!
По-любому полезная статья.

5
31. Оставили зацепки помеченными

Лезу как-то предельный для себя онсайт, ключевой участок, есть запас сил, выход из-под карниза, а на плите за ним - куча дырок в скале, какие хорошие - непонятно. Но какая-то "добрая душа" обозначила две лучшие зацепки и не стёрла обозначения...

5
Горазно хуже когда на скалы приезжают болдеристы ;))) - помечают такое.... непонятно как это брать ;))))

3
Думаю, каждый Доживший имеет в своем арсенале подобный перечень! Но, в данном случае повторение не только мать учения, но и гарантия снижения субъективных рисков. Возникающих «на ровном месте» при потере концентрации.

0
По большому счету - любой срыв, произошедший после поломки зацепы рукой - падение вниз головой.... Че, не лазить спорт (сложность) совсем с такими знаниями в голове??? :))))))
А в общем - очень даже нужные знания, особенно начинающим и ... склеротикам ;)))

38
Что то, смотрю, чем дальше в лес, тем толще партизаны...

А вот скажите - что скажете по такой ситуации:
вдруг на Риске появляется никому не известный френд и пишет следующее:
= Друзья, я уже лет 15 хожу в горы, рос сам, на своих ошибках, и теперь хочу поделиться с вами своим опытом, чтоб и вы убереглись от лишних проблем.
1. В горах лучше всего пользоваться веревкой для страховки. Без веревки можно сорваться со скалы, упасть в трещину.
Случай из жизни. Первые пять лет со мной в горы ходил Сидор Петров. Парень прилично лазал. Однажды мы полезли с ним на Чатын. Веревку мы тогда не брали, потому что сильным и смелым она, в общем. не нужна. Он сорвался и это привело к смертельным травмам. Да, бывает и так... И я решил, что не стоит оно того, и с тех пор беру веревку и страхую через карабин.
2. Карабин, ребята, надо муфтовать. В этом случае он держит очень большую нагрузку. Если не муфтовать - нагрузка выдерживается куда меньше.
3. Всегда берите с собой в горы пипифакс, запасные солнцезащитные очки и иммодиум.
Как ни странным вам кажется этот набор разных вещей, но их отсутствие может парализовать вашу дееспособность. По опыту - с плохо вытертой задницей очень неудобно лезть 5а-5b (хотя дальше, в общем-то, все равно уже).
4. Носите обязательно в горах каску. Горы сложены из камней. Камни иногда падают вниз. И могут попасть в вас, как это не невероятно. Пример из жизни: лет пять назад я пошел на траверс Гумачи-Брно. По склону катился камень, он подпрыгнул и попал мне в голову. А я попал в больницу. За тот месяц, пока я там лежал - о многом передумал. И решил больше без каски не ходить.
И еще один совет: на этот траверс я пошел без плана и без карты. И этот камень, как мне потом рассказали, оказался со склона Коштан-тау. Мой совет - всегда рисуйте в горах перед походом схему восхождения. Если б я знал раньше, то со схемой правильно пошел бы на Гумачи и не получил бы камнем по тыкве.
И обязательно берите с собой фонарик. Потому что если наступит ночь, вы без фонарика ничего на своей схеме не разглядите.
Надеюсь, парни, вам многим мой опыт пригодится, прочитав мои советы, вы станете ходить в горы более обдуманно и безопасно.=

Комментарии:
- В. Шамало: Точно. Мы как то упали... летели... повисли... Хорошо, мне мне тогда Кира перед горой говорит: "Да давай хоть разок с веревкой попробуем... Ну, по приколу... Смеха ради... Посмотрим, чо это за хрень, и чо с ней делать... И ведь как в воду смотрел. А вода, кстати, при обезвоживании с похмелья очень помогает..."
Д. Греков: Толковая статья, спасибо, я многого не знал. Надо будет в "Ала-Арче" распечатать и на учебной части повесить. А то, действительно, прутся в горы, а что там у них в рюкзаках, есть ли веревки, каски, никто не знает.
- М. Ситник: Очень полезные советы. Видно, что автор 15 лет работал над собой. Мы в нашей школе инструкторов тоже учим ходить в касках, и шхельдовать в сторону от лезущего под тобой напарника. Не у всех сразу получается, но несколько тренировок поправляют ситуацию, вырабатывают навыки. Вот если бы автор еще схемку набросал...
- А. Ручкин: Автор дело пишет, опыт правильно передает, много тому подтверждений вспоминаю. Особенно про муфтовать карабины. Бывает один замуфтуешь, второй,.. третий... - а на четвертом задумаешься "Как там дома? Тепло наверно...", и дальше полез. Куда, спрашивается?!.. Зачем?!...
- Анонимный ветеран №1: А вот еще хорошо спички в презервативы упаковывать...
- Анонимный ветеран №2: Даааа.... Помнится, в 1961-м, на траверсе Домбая спички очень пригодились, а после - и ихняя упаковка...

4
За юмор зачёт :)

4
а по сути? )


2
" А вот еще хорошо спички в презервативы упаковывать...
- Анонимный ветеран №2: Даааа.... Помнится, в 1961-м, на траверсе Домбая спички очень пригодились, а после - и ихняя упаковка..."
Шедевр.Прямо музыка... .

3
...лет пять назад я пошёл на траверс Гумачи - Брно. Там, оказывается, необычайно полезной оказалась и верёвка, особенно при подъёме обратным дюльфером по массивам отрицательной сыпухи.

1
Ну, подъём дюльфером известен. А вот про обратный дюльфер я бы попросил просветить.


1
Кстати, примечательная картинка срыва...

Сразу вспоминаются диспуты в ЦШИ , и здесь - месяцами - когда некоторые, ныне выдающиеся деятели инструкторения с пеной у рта доказывали, что лазание в нижней обвязке на срыве в любом случае 100% приводит к безопасному зависанию в положении вверх головой....

4
Вот тебе и польза от статьи.
А вообще повторение(как известно) - мать учения, и статья(заметь, не учебное пособие, просто статья на сайте) написана толково(С)

3
Да возьми любой учебник - там в сто раз толковее. С подробными и взаимосвязанными объяснениями - почему так , а не иначе. А это - текст поверхностный и дилетантский, с точки зрения обучения. как надо и не надо ходить в горах...
Ну, разве что повторить кому то: "веревка - нужна. каска - нужна. карабины - муфтовать. шнурки - завязать, задницу - вытирать" )


3
Сергей, в данном конкретном случае (мы его называем "захлест веревки ногою") без разницы: есть верхняя грудная или нет - перевернет в любом случае.

2
Ну не в любом, поспорю, да и потом перевернуться обратно с минимальными усилиями, часто это очень актуально после травмы, нпр.
В недавнем случае(с ростовским туристом, очень уважаемым человеком, председателем МКК) при проваливании в трещину человек в беседке не смог перевернуться обратно(пока освобождался от рюкзака + большой вес человека, точка закрепления на беседке ниже ц.т.) и умер от зависания вниз головой(тут, конечно, его ошибки организации хождения по леднику, и опытные делают фатальные ошибки, но факт, погиб хороший человек при простом случае).
Опережая доводы, что это другой случай - применение грудной обвязки имеет свою область - на спортивных дорожках она скорее не актуальна, но на маршрутах ты обвешенный снарягой немалым весом даже с легким рюкзаком...потеря сознания при зависании вниз головой наступает довольно быстро. Кроме того, шанс перевернуться в полете при вырыве верхней точки.
В общем, альпинист выбирает способ блокировки уже при наличие опыта, на начальных этапах стоит использовать верх.


2
да это уже детали )
Суть долгих и весьма яростных диспутов была в том, что некоторые представители группы, известной ныне как "инструкторы УИАА", многократно утверждали, что в современном альпинизме верхняя обвязка вообще не нужна - достаточно одной нижней; она в любом случае выручит - а кто считает иначе, тот отсталый от жизни лох и ретроград...

2
Благодаря SSh еще раз взглянул на текст. И увидел, что п 46 как-то не очень понятен. Кто следует этому совету и вяжет узлы при движении по перилам?

0
Толя, для меня это тоже неожиданно. Я даже сначала перевёл по-другому, но Wiz в личке поправил меня, и я согласился, почитав более внимательно первоисточник.

1
Бывает и узлы вяжем, но чаще используем страховку второй веревкой, если это невозможно - то обязательно самостраховка схватывающим узлом.

0
последний

3
Интересно, как потом выбирать веревку с этими узлами? Или это только для снега? Когда ставится цель написать " 50 советов" или "101 совет" к концу советы обычно мельчают.

1
Узел есть на расстоянии до 5-10м от идущего последним. Остальные развязаны.

1
На фото-6 к п.41 у подруги спереди веревка лежит не на ту сторону. При её срыве веревка будет её закручивать, а при срыве напарника, опять-таки, её тоже крутанёт. ЭТО здесь имелось в виду, или что другое?

3
Имелось в виду, что на снегу есть места, где связка, мягко говоря, не полезна. Изображённое на фотке слабо связано с рекомендацией 41.

1
Фото #1 это в Пенетенте Каньон, Конец дественности, 7b+, так что по идее чел должен был знать че делает...

3
Не думаю, что автор оригинала нигде никогда ничему не училась. Да, толстые книжки читать никто не любит, но поучиться на каких-нибудь курсах на Западе -святое. Но курсы курсами, а на практике ,все равно ,приходится набивать шишки. Далеко не все, кто закончил курсы вождения потом водит адекватно. Чего-то где-то недопонял, прослушал... Всякое бывает. Ну вот девочка в течении 15 лет и работала над ошибками.

0
Сегодня в Киеве на скалодроме совершена ошибка по пункту №1. 10 метров падения.
Проверяйте узлы!

0
Без травм хоть?

0
Травмы пока мне неизвестны. Пострадавший упал спиной на деревянный пол, затылком не ударился, сознание не терял, жаловался на боль в пояснице, лежал до приезда скорой помощи, унесли на носилках.

0
Пятница 13-е собирает дань, да. Мои соболезнования.
10 метров на маты могут привести к последствиям с большИм разбросом. Надеюсь, обошлось без переломов.
В порядке уточнения, если конечно это не тайна: по какому подпункту ошибки №1 ?
- верёвка правильно заправлена в страховочное устройство?
- закручены муфты на карабинах?
- дважды проверьте узел верёвки на себе. Правильно ли он завязан? Затянут? Правильно ввязан в беседку? Достаточно длинный оставлен хвост?
- Также проверьте узел на напарнике.

1
Развязался узел на беседке при спуске парашютиком. Пока неизвестно, был ли он недозавязан или разболтался не затянутый узел.

1
Простите за безатактный вопрос,но к чему может привести
"неправильная" длина при Достаточно длинный оставлен хвост ?


6
Я занимаюсь альпинизмом в два раза больше автора статьи и не совершал ни одной из описанных ошибок(кроме п.46, у нас другая техника подстраховки жумара)...со мною что-то не так?
ЗЫ: Но статью считаю всё таки полезнее множества на Риске

0
"со мною что-то не так?"

Всё так, отличная собранность на маршрутах и тренировках.

2
Тогда что-то не так с автором или это утрированная(или литературная) форма подачи материала(частенько ловил себя на желании при проведении занятий расказывать несовсемнастоящие истории для иллюстрации...иногда не мог устоять, каюсь)))
ЗЫ: и п.41 наверно нарушал...как то не принято у нас развязываться каждый раз при выходе на снег

2
"Я занимаюсь альпинизмом в два раза больше автора статьи и не совершал ни одной из описанных ошибок"

Витя, это просто еще одно подтверждение преимущества старой советской школы над западной!)))

6
Что сейчас говорить о преимуществах - старой советской школы, жестко завязанной на альплагерях, уже не будет и надежд на её возрождение в прежнем виде нет.

Западная школа развилась из возможностей общества потребления и только сравнительно недавно, при развитии волонтерского движения, получила реальную возможность двигаться дальше, мне так кажется;(Насколько я понимаю, процесс стандартизации национальных инструкторских школ начался недавно)

С ЦШИ история,на мой взгляд,примерно такая: при создании ЦШИ её руководству было поручено разработать отечественные стандарты подготовки и программу. В течение некоторого времени вопрос буксовал и возникает решение принять за основу уже существующие западные стандарты, при этои инициатива перешла в другие руки, скажем так. Появилась "грузинская" концепция, что легче подготовить совершенно новый педколлектив, чем найти и переучить старый.


4
Все просто - кто хочет, тот для себя берет лучшее из советской школы.
Кто не хочет - тот пытается поставить примеры западной школы как лучшее.
Может быть в чем-то западная школа лучше советской, но нет в советской пробелов, позволяющих убиться в горах.
А в западной - есть. Как пример - позволено не страховать друг друга, на спуске.
Приемы советской школы тоже не самовыдуманные. Наверняка, многое взято у коллег. Так и надо.
Поэтому, думаю, все идет не к разделению ШКОЛ, а к слиянию, и выработки мировой школы.

3
Я не знаю, к чему всё идёт...логика руководства ФАР понятна немногим, скажем так; и количество членов ФАР за три(или четыре?) года тому косвенное подтверждение(ведь согласитесь, дело не в 500 руб; притом, что множество вступили в ФАР просто по инерции).
Пока что шагов по слиянию школ не видно, хотя тот же Рональд при мне на этом даже настаивал(а дело он своё знает крепко).

2
Слияние мнений - оно как?
Последние годы появилось мощное средство коммуникации - интернет.
Например, здесь описали новый метод хождения по горам - на четвереньках.
Прочитало об этом 500 тыс человек за год, и еще продолжают получать об этом информацию, может не так интенсивно, как вначале.
400 тыс отмели это, как негодный способ, сразу же, опираясь на собственный опыт.
Еще 100 тыс в ближайшее же возможное время испытали этот способ и решили, что нет, не подходит.
Но у всех 500 тыс в подсознании отложилось, что да, такой способ может быть.
И как только попадают в трудные условия, где мысли формируются на уровне подсознания, тут же встают на четвереньки и продолжают движение, пытаясь использовать все до того полученные знания. Даже не задумываясь, откуда они взялись.
При этом, огромная часть людей оказывается неохваченной, в связи с языковыми барьерами.
Но и они, в случае чего, пользуются этим методом, очевидно проникающем в их подсознание при помощи неких мировых флюидов, сформированным мощным потоком излучаемым теми самыми 500 тыс.
Это и есть, сильно приближенно, слияние и выработки мировой школы альпинизма.

0
51-й способ облажаться. Возможность самоудушения карабином, встегиваемым в импровизированную грудную обвязку. Вовремя предотвращена. Красным - так не надо делать, это НОВЫЙ ТУРИЗМ :)))) Синим - так можно делать.

1
Кто и зачем делал импровизированную обвязку? На всякий случай в магазинах есть недорогие изделия отечественных производителей.

0
Фото - для хождения по Казбеку в связке. Не успел прикупить штатную. Учил мужик из России, работающий спасателем. В тот раз с карабином не дурили. Дурили на тренировке.


1
AVK, большое спасибо за статью! Мне - только-только начинающему - очень интересно было читать. Всё по сути, цинично и весело. Спасибо!

0

Я дочитал до "ржавых болтов" и дальше не смог (bolt - шлямбур по-нашему).


Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru