НА ПЛОТУ 003

Пишет rsk, 24.02.2013 00:26

НА ПЛОТУ 003 (Путешествия, бассейн реки, подволошено, нижняя тунгуска, паводок, антарктида)

Водораздельный хребет, разделяющий могучую реку Лена и Нижнюю Тунгуску, в своем узком месте составляет всего 30 км.
C водораздельного хребта, открывается такой вид на Нижнюю Тунгуску.

До горизонта, на все 360 градусов - сплошное море тайги.
На самом деле макушка хребта еще выше.

В Сибири практически нет дорог. Есть реки. Зимой и летом они играют роль дорог.
По воде мы прибыли в поселение на левом берегу реки Лена – ЧЕЧУЙСК.
Из Чечуйска наши славные предки волоком перебирались на Нижнюю Тунгуску в село,
которое получило характерное название - ПОДВОЛОШЕНО.

Вот и нам предстояло подволочить в Подволошено свой багаж из Чечуйска.
Эта операция прошла на редкость удачно – нас подбросили на грузовой машине.

Вообразите, в какой стране Вы живете.
Два села в две сотни человек связаны грунтовой дорогой в 30 км.
Кругом необъятная территория, на которой запросто разместится вся Европейская мелочь.

Вся эта необъятная площадка на высоте примерно 300 метров над уровнем моря.
Ей не страшен Всемирный потоп, даже если растает Антарктида и подбросит уровень Мирового океана вверх более чем на 91 метр.

В то время я насчитал в поселке два автомобиля. Один ГАЗ-51 и один Запорожец в частной собственности.
Один магазин с запахом хлеба блистал бутылками водки и банками неистребимого Минтая.
Еще там были спички, соль и сахар.

К потопу и переселению народов - Подволошено было не готово, но тут я ошибался. Об этом ниже.

В Подволошено у нас были три важных дела.

1. Попытаться достать лоцию. Наши юные друзья с сухогруза убедили нас - лоция это важно!

2. Пополнить наши припасы мазью от комаров – совет Бывалого.

3. Наконец надо было найти проводника с моторной лодкой, который отбросил бы нас к пустынному месту,
пригодному для строительства плота.

Первые два дела были выполнены поразительно удачно.
Никто не выражал, удивлялся нашим намерениям, охотно шли навстречу, но
вместо плота советовали лодку – люди не знали, что нам некуда спешить.

С проводником, на его моторной лодке, мы уже отошли по реке километров на семь, но подходящего места не попадалось.
Левый берег был как не скошенный луг – весь в траве. Трава выше плеч.

Попытка высадиться на него была ужасной.
Тут же нас атаковала армада насекомых всех мастей.
Хотите построить образ в голове – просто залезьте в пчелиный улей.

Правый берег был крут.
По нашей просьбе проводник заглушил двигатель, течение нас понесло вдоль
кустов со скоростью велосипедиста. Стало слышно - насекомые твари и там прогревают свои моторы.

Наконец, мы увидели небольшую отмель без кустов и травы.
Казалось – тут можно разбить лагерь.
Было ясно – без «Куликовской битвы», насекомые не отдадут нам из тайги ни одного бревна.

- Бревна для плота будем скидывать с горы – сказал Юра – наш Тур Хейердал.

Похоже, проводник выбор не одобрил, но вида не подал.
Только на прощание сказал - однако, чуток ниже по реке есть зимовье.

БАССЕЙН РЕКИ

О бассейне реки и круговороте воды в природе мы слышали на уроках географии в начальной школе.
А если честно – образ бассейна реки и все, что с ним связано городскому жителю представляется абстрактным и не важным для жизни.

А между тем кто-то решил дать нам памятный урок.
Думаю, и Вам он будет полезен.

Мы успели разбить палатку, разложить костер и сытно поужинать.
Стал накрапывать мелкий дождик, мошки и комары попрятались, мы залезли в палатку.

Мы радовались нашему домику как три поросенка – утром начнем строить плот.

Несколько лет спустя, в Антарктиде, лежа на койке, которая содрогалась мощным ураганом, я подумал - а ведь в мудрой
английской сказочке о трех поросятах, волк - это не волк! Это команда мертвой природы рвется в наш дом.
А мы терпим такое свинство! - когда сорят, курят, отравляют живую Природу и самих людей!
Играть надо за свою команду - команду живых! С этой мыслью и переспал самый ужасный ураган.

Валера пошел сделать пи-пи и обнаружил, что вода в реке прибывает.
Я отвечал за кухню, а потому оттащил крупу, консервы и прочий провиант
подальше от воды, к крутой береговой стене, которая возвышалась над нами.

В сумерках стена выглядела угрожающей.
Внезапно ее осветила далекая зарница – а меня пронзила страшная мысль.

Санкт-Петербург – город наводнений.

На домах и ныне можно встретить памятные таблички с рисками, указывающими
дату стихийного бедствия и уровень подъема воды, а тут на стене - риски были
на 10- 15 метров выше моей головы. Стало очевидным – как образовался
такой крутой берег, но в это не хотелось верить! Для нас это была западня.

С фонариком в ночи я стал втыкать спички в берег и убедился, что вода в реке поднимается со скоростью 2 - 2.5 см в час.
Это означало, что нас затопит в три часа ночи.
Между тем дождик прекратился, тучки разбежались, выглянула Луна.

Вы успокоились? Вы уже не волнуетесь за нас?
Мы тоже успокоились – ведь мы напрочь забыли, что такое БАССЕЙН РЕКИ.
Над нами было чисто. Луна. А над БАССЕЙНОМ РЕКИ гуляли грозовые облака.

Мы заснули, но спали чутко.
Внезапно земля под нами дрогнула – что-то большое упало сверху. Подумалось - медведь?!

В луче фонарика какие-то твари, подобно кенгуру, большими прыжками лезли прямо на стену. Это были зайцы.
Исход закончился быстро, несколько кубометров грунта песочной лавиной засыпало наши продукты.
Утро вечера мудренее – мы решили еще поспать.
Мне даже в голову не пришло - воткнуть палку в кучу.

Помню, снился тревожный сон – я - маленький пытаюсь плыть, руками отталкиваясь от дна.
Сон оказался явью – в палатке была река.

Мы выскочили.
Светало.
Тихая, прозрачной водичка вчера - сегодня была шоколадной от злости.
Уровень воды продолжал поднимался, словно, кто-то спускал плотину.

Мы едва успели оттащить палатку.
Там где она была, уже неслись бревна, обломки и всякий мусор, который река забирала с собой.

Зайцы ночью засыпали наш провиант.
Откопать утрату быстро не представлялось возможным - таких куч оказалось много.

Река прижала нас к отвесной стене.
Было холодно. Я сварил какао, добавил в него спирт – это был завтрак.
Стало тепло и весело, но мы не успели обсохнуть. Река поставила точку - костер залило водой.

-И дед Мазай не приедет – тут зайцев нет! – напомнил мне внутренний голос.
Ситуация приобретала драматический характер.