В настоящее время широкое распространение получили универсальные страховочные устройства, позволяющие кроме основных функций динамической нижней страховки и спуска по одинарной или сдвоенной веревке, работать в режиме автоблокировки. О таких устройствах, часто называемых «гид-платами», «пластинами гида» или «магическими платами» и пойдет речь в этой статье.
Уже много лет я поражаюсь поведению большинства наших коллег – любителей путешествий, терпеливо сносящих выходки разных должностных лиц всякого ранга (от рядового егеря до министра), которые незаконно обирают туристов или стараются помешать им совершать походы. Вот ведь рыбаки ДРУЖНО поднялись, когда власти попробовали сделать рыбалку платной, и добились своего: даже президент РФ и премьер-министр высказались в их защиту. А туристы (клиентов турфирм не беру в расчёт), выходит, – как бараны в стаде: поблеют, поблеют, но идут покорно по указанному кем-то пути (может быть, и на бойню).
Глава из моего иллюстрированного романа "К Вершине Огненной Горы"
События происходили в 1990 году в рамках сборов СКА-13 МВО на маршруте Валерия Попова -
Замин-Карор (ЮЗ) 3709 м левой части кара 3 стены, 78
Светлой памяти Валерия Попова.
На чемпионат приехали 57 лучших летчиков из 17 стран. Летали на поршневых самолетах, в конструкцию которых разрешалось вносить любые изменения. Класс unlimited (беспредельщики).
Наша команда взяла золото в командном зачете. Французы вторые, американцы - третьи. Наши взяли золото и бронзу в мужском зачете (Михаил Мамистов и Олег Шполянский), золото и бронзу в женском зачете (Светлана Капанина и Елена Климович).
В восемь утра я подошел к началу кулуара. Он очень заснежен. А в нижней части его видны следы недавних лавин. Понимаю, что подниматься по середине кулуара опасно, боковые же скалы кулуара покрыты наледью. К тому же начал накрапывать мелкий дождь. Да и рюкзак мой не очень подходит своим весом для такого маршрута.
Ну вот и отчётик готов. Некоторые из самых ярких впечатлений уже были описаны здесь на Риске. Однако, чтобы получить представление об экспедиции в целом, этих публикаций явно недостаточно. Прошу прощения за неудовлетворительную, на мой взгляд, обработку фотографий. Вытаскивать картинки из RAW, да и вообще качественно корректировать цвет новыми для меня линуксовыми программами оказалось очень непросто, к этому надо еще привыкнуть. Надеюсь, что через полгода я научусь это делать так же хорошо, как в фотошопе. А в целом всё Ок! Осваиваюсь. Вот даже виндус у меня работает под линуксом на виртуальной машине. Это чтобы вордовские файлы плодить и бегать на маёвские принтеры их распечатывать. :)) Однако вернемся к отчёту об экспедиции...
Поскольку рассмотрение аварий в альпинизме неизменно вызывает острый интерес, для ознакомления с зарубежной практикой разбора, представляю вашему вниманию перевод двух статей признанного эксперта в этой области Пита Шуберта, несколько десятилетий возглавлявшего комиссию по безопасности УИАА и получившего неофициальный титул «папа римский альпинистской безопасности».
Желающим быть «святее папы римского» посвящается….
Неудахин Валерий Анатольевич.
8 августа 2011г. не стало Заслуженного путешественника России, Мастера спорта СССР по горному туризму Валерия Анатольевича Неудахина.
Ушел их жизни один из самых опытных и преданных движению спортивного туризма людей. Словом невозможно передать какую утрату, какого знатока гор потеряло все спортивное сообщество в целом и туристское движение Томска в частности. Находясь в походе 5кс, который проходил в горах Тянь-Шаня, на 53-м году жизни у Валерия Анатольевича внезапно остановилось сердце.
Мысли туриста при взгляде на бурундука в начале похода – Зверёк!
В конце похода – Еда!
Когда еда вариться, все хотят помогать дежурным.
Не вымытая после ужина тарелка, автоматически делает завтрак более нажористым.
Если в очень дождливый поход носки перестают одеваться на ноги, проверь - может быть им мешают перепонки, выросшие между пальцами.
Как ни странно, но оставленная под дождём грязная тарелка, от этого чище не становиться.
Просто то, что в ней лежало до дождя, после него начинает плавать.
Мужской рюкзак подбирается под комплекцию туриста.
Женский – под цвет ветровки.
Лучший способ для девушек узнать своего парня – пойти с ним в поход.
Хочешь ускорить этот процесс? – сходи с ним там за дровами.
Хочешь ещё быстрее? Тогда иди с ним вдвоём в радиалку на целый день.
И всё – к вечеру вы уже муж и жена!
Самый таинственный продукт в походе – сгущёнка.
Все знают, что она есть. Но, никто её не видел.
Плато Губайлык. Сюда планировал прийти Громбчевский, преодолев перевал Русский и ущелья 3-х притоков Юрункаша. Фото О. Чхетиани (2003).
Итак, мы знаем, что после отказа властей Индии принять экспедицию Громбчевского в Ладакхе, где он и его спутники могли бы переждать морозы зимы 1889-1890 г., Громбчевский попытался перевалить в бассейн реки Юрункаш и вдоль этой реки пробиться на север в населенные места близ Хотана. Мы знаем также, что этот гибельный путь ему подсказал Френсис Янгхазбенд [1 и 2].
"... В донесении к своему непосредственному начальнику полковнику Пэрри-Нисбету (Parry-Nisbet), британскому политическому резиденту в Кашмире, Янгхазбанд сообщал, что указал русскому "путь абсолютно лишенный всякого значения, из ниоткуда в никуда, проходящий по очень высокому плато и горам, без травы и топлива, и что движение по нему зимой будет сопряжено с большими трудностями и потерями в отряде". [1]
Лишь с нескольких попыток мне и Garmo удалось-таки полностью восстановить маршрут Громбчевского к реке Юрункаш.
ХИБИНЫ МОГУТ СТАТЬ ПРИМЕРОМ СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРАХ ТУРИЗМА, ГОРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ОХРАНЫ ПРИРОДЫ
В День заповедников и национальных парков, 11 января, экологические организации Мурманской области выражают особую надежду, что в новом году на Кольском полуострове будет создан первый в регионе национальный парк «Хибины».
Популярный британский публицист Питер Хопкирк в своей работе «Большая игра» приводит рассказ о нескольких днях совместного пребывания Громбчевского и Янгхазбанда в Каинды-Аузы. Основываясь на воспоминаниях Янгхазбанда, Хопкирк писал, что «подвыпивший» Громбчевский открыто высказывался о русских планах вторжения в Индию и что он передал Янгхазбанду чуть ли не секретную русскую карту Памиров и близлежащих территорий, основанную на данных последних русских рекогносцировок и съемок.
11 октября 1889 г. в урочище Каинды-Аузы на Тагдумбаш Памире произошла встреча капитана Б. Л. Громбчевского с британской экспедицией капитана Ф. Янгхазбанда. «Капитан Younghusband, - сообщал Громбчевский, шел из Индии в Канджут. Это молодой человек, составивший себе имя смелым путешествием из Пекина через весь Китай в Кашмир. Его сопровождал небольшой конвой бенгальских солдат, пундиты и многочисленная прислуга. Мы встретились вполне дружелюбно и так как экспедиция моя стала на ночлег раньше, чем подоспел капитан Younghusband, то он был нашим гостем в течение почти трех суток. Обе экспедиции представляли интересное смешение 20 народностей».[1] Прощаясь, Громбчевский сказал, что ему «будет приятно встретиться с Янгхазбандом вновь либо в мирной обстановке в Петербурге, либо в бою на индийской границе, и что в любом случае Янгхазбанду будет обеспечен теплый прием».
Идея похода русских войск на Индию восходит к эпохе правления Императора Павла I, когда в 1801 г. был разработан план совместного похода франко-русского экспедиционного корпуса за Инд. При этом следует обратить внимание на то, что все последующие русские идеи о возможной борьбе с Великобританией в Средней Азии подразумевали именно поход, т. е. военную операцию по демонтажу британского господства, но не завоевание Индии, как то настойчиво пыталась представить британская сторона.
Дорога вдоль Пянджа, проложенная русскими солдатами на месте оврингов. 1912 г.
В 1906 – 1908 гг по «Высочайшему» повелению полковник К. Г. Э. Маннергейм командировался в Китай с военно-научной целью. Маршрут экспедиции пролегал через Туркестанский край в Восточной Туркестан (Синьцзян) и далее через провинции Ганьсу, Шэньси и Шаньси в Пекин.
Полковник Маннергейм среди чиновников китайской администрации Аксу
Целью поездки был сбор военно-статистических сведений по пройденным территориям, особенно в пределах Западного Китая, ознакомление с реформами в китайской армии. По поручению Фино-Угорского научного общества Маннергейму предлагалось собрать этнографические и антропологические коллекции. Перед поездкой в Китай Маннергейм прошел в Петербурге ускоренные курсы фотографии и топографии. Во время путешествия ему удалось встретиться с Далай-ламой и узнать много интересного о политическом положении Тибета, который по англо-русскому соглашению 1907 г. был признан китайской территорией и объявлен вне сферы интересов двух великих держав. В пути Маннергейм вел подробный дневник, в котором записывал впечатления от поездки, вносил сведения о китайских войсках, их организации, вооружении, боевой подготовке и пр. Военные сведения, собранные в ходе поездки, представил в «Предварительном отчете о поездке» (1909).
Порой так надоест скука дежурки – бормотание телевизора, напряженно изогнутые трубки оперативных телефонов, готовых дернуться от входящего звонка и разораться пронзительной трелью, подмигивание заряжающихся радиостанций, мерный бег стрелок настенных часов, и едва слышное в ночной тишине поскрипывание старенького компа – что взмолишься неизвестным богам и краешком сознания отмечая кощунственность этих мыслей, возжелаешь выезда. Любого, пусть даже самого безобидного, но чтобы оставив позади хрупкий мир дежурки мчаться под сиреной по улицам ночного города, игнорируя педантичные светофоры, подрезая редкие автомобили. Чтобы краем глаза отмечать красоту городских улиц, бъющих светом сквозь паранджу ночи и слушать сжатые инструкции старшего смены, что вполоборота повернувшись на переднем сидении наставляет нас на соблюдение техники безопасности. И на месте ЧП, вываливаясь из тесной «газели», отрешиться от личностных переживаний и тоски по несбывшемуся и работать – пилить упавшее на проезжую часть дороги дерево, засыпая мягкими стружками грязный асфальт или скользить по веревке с крыши многоэтажки чтобы войдя в окно открыть двери неосторожному жильцу, или быть может, орудуя тяжеленной махиной гидроразжима грызть искореженный метал автомобиля, скрывающего водителя…
И в эти моменты так понятно и ясно звучат слова Экзюпери: «Быть может, потому-то все в мире сейчас трещит и шатается. Каждый страстно ищет веры, которая сулила бы ему полноту души. Мы яростно спорим,слова у нас разные, но за ними - те же порывы и стремления. На разделяют методы - плод рассуждений, но цели у нас одни. Так чему же тогда удивляться. Кто в Барселоне, в подвале анархистов, встретясь с этой готовностью пожертвовать собой, выручить товарища, с этой суровой справедливостью, ощутил однажды, как в нем пробуждается некто совсем новый, незнакомый, для того отныне существует лишь одна истина - истина анархистов. А кому довелось однажды стоять на часах в испанском монастыре, охраняя перепуганных коленопреклоненных монахинь, тот умрет за церковь»
Февраль 1943 года. Группа участников восхождения на вершины Эльбруса для установки советских флагов. Слева направо: Н. Моренец. Г. Одноблюдов, Н. Гусак, Б. Грачев, В. Кухтин, Н. Персианинов и А. Сидоренко.