РЫБАКИ ОТСТОЯЛИ СВОИ ПРАВА. А МЫ?

Пишет Mindelevitsh, 10.10.2011 18:22

Уже много лет я поражаюсь поведению большинства наших коллег – любителей путешествий, терпеливо сносящих выходки разных должностных лиц всякого ранга (от рядового егеря до министра), которые незаконно обирают туристов или стараются помешать им совершать походы. Вот ведь рыбаки ДРУЖНО поднялись, когда власти попробовали сделать рыбалку платной, и добились своего: даже президент РФ и премьер-министр высказались в их защиту. А туристы (клиентов турфирм не беру в расчёт), выходит, – как бараны в стаде: поблеют, поблеют, но идут покорно по указанному кем-то пути (может быть, и на бойню).

Примеров можно приводить без счёта, ограничусь тремя фактами. Лет 7 назад федеральное спортивное ведомство неожиданно и без каких-либо объективных причин ликвидировало высшие спортивные разряды и спортивные звания в туризме. Туристы, фактически, это молча стерпели – ни митингов, ни потока писем в высокие инстанции. Побузили чуток на своих собраниях, но дальше это не пошло. Лишь Туристско-спортный союз России много лет ведёт переписку с Минспорттуризмом. Этакий волейбол: Турсоюз пишет обращение министру, через несколько месяцев получает от очередного столоначальника отписку; через пару месяцев цикл повторяется, и так снова и снова. Нельзя сказать, что всё безрезультатно: спортивные титулы за соревнования восстановить удалось, а вот «мастеров» за походы – пока нет. Думаю, были бы массовые акции спортсменов по этому поводу, давно бы всё восстановили. Ведь больше всего чиновники всех мастей боятся гласности – что об их безобразиях станет известно всем, а не только узкому кругу пострадавших.
То же с поборами в национальных парках и заповедниках. Благодаря стараниям нашей газеты «Вольный ветер» теперь все, наверно, знают, что эти поборы незаконны. И тем не менее платят – иногда безропотно, иногда со скандалами, но платят. Редакция «ВВ» добилась отмены таких поборов примерно в трёх десятках нацпарков и заповедников, выиграла ВСЕ судебные иски (с большими убытками для вымогателей, которые в сумме заплатили в 80 раз больше, чем взяли). Но ведь особо охраняемых природных территорий в России более 200, со всеми нам не справиться… Неоднократно предлагали пострадавшим: обращайтесь в редакцию, мы БЕСПЛАТНО поможем вам вернуть деньги и наказать тех, кто их брал, чтобы неповадно было заниматься этим впредь. И многие обращались, как думаете? По пальцам можно сосчитать…
Совсем уж поражает ситуация с детским туризмом. Многие ли знают, что московский педагог для того, чтобы сходить в поход со школьниками, должен оформить от 35 до 51 документа!!! (За их оформление он, разумеется, никакой платы не получает.) Прощё заниматься с детьми шахматами. Да и Роспотребнадзор своими нелепыми требованиями практически делает невозможным проведение походов и палаточных лагерей – все требования этих СанПиНов и методических рекомендаций выполнить физически невозможно, руководители детских групп вынуждены их нарушать. Не дай Бог, при каком-либо ЧП это всплывёт и тогда нарушителям мало не покажется (вплоть до лишения свободы). Педагогов, в таких условиях всё ещё занимающихся туризмом со своими воспитанниками, на мой взгляд, можно смело считать святыми. А ведь их, по официальным данным, в стране около 10 тысяч! Все мучаются, рискуют, но терпят. Так и хочется воскликнуть: доколе?!
Похоже, у меня оказалось терпения меньше, чем у других. Хотя я детским туризмом (не считая поездок с собственными детьми) не занимаюсь профессионально лет 30. Мы напечатали в «Вольном ветер» несколько материалов о беспределе Роспотребнадзора и получили от него пару отписок (как и от аппарата Уполномоченного по правам ребёнка в РФ.). Тогда я написал письмо секретарю Общественной палаты РФ (далее – ОП) академику Велихову и предложил провести общественные слушания по этому вопросу. Письмо попало в межкомиссионную группу по детству и делам молодёжи, которую возглавляет член ОП Ольга Костина. Вместе с нашей редакцией сотрудники ОП провели большую подготовительную работу, и 31 августа такой «круглый стол» состоялся (на днях мы выложим на нашем сайте www.veter.turizm.ru стенограмму заседания). Думаю, за последние 10–15 лет это было самое представительное совещание по детскому туризму: присутствовало около 50 человек – члены ОП, работники детского туризма всех уровней, чиновники различных ведомств, даже представители Следственного комитета и Уполномоченного по правам человека в РФ и др.
Заседание продолжалось 3 часа. Людей нельзя было остановить: накипело! Мнение всех было единодушным: так жить нельзя! Лишь один-единственный представитель Роспотребнадзора заявил, что их документы хороши, хотя «возможно, имеются мелкие недостатки», и категорически отказался их отменять или приостанавливать их действие. После чего один из членов ОП предложил создать рабочую группу, которая подготовит нормальные документы, коли само ведомство на это не способно, и предложил мне её возглавить и подобрать её членов. Пришлось согласиться (как говорится, инициатива наказуема). Рабочая группа уже несколько раз собиралась. Но работа идёт очень медленно: специалистов по санитарно-эпидемиологическим требованиям и физиологии детей среди нас нет, а надо проанализировать несколько многостраничных документов (от 8 до 30 страниц каждый) и предложить конкретные изменения с юридически правильными формулировками. Короче, конца пока не видно. ПРИГЛАШАЮ ВСЕХ ЭНТУЗИАСТОВ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ЭТОЙ РАБОТЕ.

Аналогично произошло и в другой сфере. После того, как мы написали десятки писем в Минприроды, Минспорттуризм, Ростуризм, генпрокуратуру и др. о нарушении прав граждан на свободу передвижения по России, после встреч с министрами Трутневым, Шойгу, Мутко и многими высокопоставленными чиновниками, поскольку ТАК НИЧЕГО СУЩЕСТВЕННО И НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ, я обратился к Уполномоченному по правам человека в РФ В.Лукину и совершенно неожиданно получил поддержку. После длительной беседы (2,5 часа) в аппарате у Лукина, на которую я принёс 6 больших папок переписки редакции только за последние три года, было принято решение о подготовке специального доклада Уполномоченного на эту тему. Это очень серьёзный документ, на который по приведённым в нём фактам должны реагировать все российские ведомства (напомню, что В.Лукин имеет статус вице-премьера Правительства РФ). Уже несколько месяцев в аппарате Лукина ведётся такая работа, в которой редакция «ВВ» активно участвует в меру своих сил (а тут напомню, что у нас всего 3 штатных сотрудника). В этом году доклад должен быть закончен, напечатан в виде брошюры и разослан высшим должностным лицам страны (включая президента РФ). ПРИГЛАШАЮ ВСЕХ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ЭТОЙ РАБОТЕ. СООБЩАЙТЕ МНЕ О ФАКТАХ, НАРУШАЮЩИХ ПРАВО ГРАЖДАН НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ (о требовании платы за посещение каких-то территорий, об ограничениях на передвижение туристов и альпинистов сотрудниками внутренних дел, погранслужбы, рыбнадзора, ГИМС и т.д. Наверняка есть факты и иных нарушений). ОДНАКО ВСЕ ОНИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПОДТВЕРЖДЕНЫ ДОКУМЕНТАЛЬНО (решениями суда, приказами или иными документами). Врочем, некоторые документы, при необходимости, мы можем сами запросить, если их у вас нет (скажем, приказ директора нацпарка или заповедника об установлении платы за посещение).
Друзья! Вот прекрасный повод ДРУЖНО отстаивать свои законные права на путешествия по России. Чем же мы хуже рыбаков? Пишите нам в редакцию по адресу v_veter@mail.ru, звоните по тел. (8-499) 199-05-63. Ждём!
Сергей МИНДЕЛЕВИЧ, гл. редактор газеты «Вольный ветер».

P.S. Кстати, как сообщил мне на днях зам. начальника ГИМС г-н Крючек, законопроект, изменяющий определение маломерного судна (и тем самым отменяющий регистрацию туристских байдарок и катамаранов), будет рассмотрен в 1-м чтении в Госдуме в середине октября.

Поддержать С.В. Минделевича (а значит и себя) в его нелегкой борьбе с бюрократической машиной можно подписавшись на очень интересную газету "Вольный ветер" , главным редактором которой он
является. http://veter.turizm.ru

Сергей Минделевич - яркий пример человека, который многие годы бескорыстно с завидным постоянством отстаивает права туристов в стране. Согласен полностью с высказыванием Сергея о пассивности походной братии в защите своих законных прав. Присоединяюсь к словам главного редактора и призываю туристов информировать газету о фактах нарушения действующего законодательства: запретах, поборах и т.п.

Спасибо вам Сергей за то, что вы делаете для всех!!!

Показать комментарий

Не стоит слепо равняться на америку и европу

ну про равняться я и не говорил, эт вы сами придумали,а заимствовать разумные вещи еще как стоит.
про права многие любят вспоминать, а про обязаности единицы

+1000! У нас по Конституции, в конце концов, социальное государство. Поэтому Штаты и Европа нам не указ, вообще говоря.

Спасибо вам за то, что вы боретесь за наши права! Если таки удастся отменить регстрацию байдарок и катомаранов - это будет здорово!

К сожалению рыбаки тоже ничего не добились.
Власти кивали головой, "прислушивались" к народу, но написали закон так, как им надо. Здесь

Это я не к тому, что и нам не надо бороться.
Наоборот, надо быть внимательнее, чтобы на финише не накололи.
Такая уж у нас власть. Карманы надо держать закрытыми.

Этот пример говорит о том, что единовременная публичная акция против госструктуры ничего не даёт,
со структурой можно бороться только структурой, которая имеет штат и ряд постоянных целей и задач.

Вот С.Минделевич и представляет от нас такую структуру и в течение длительного времени ведёт в этом направлении
целенаправленную работу.
За что мы ему и благодарны.

Взять Тебердинский заповедник.
90% достопримечательностей, экологических троп и маршрутов, разрекламированных во множестве гайдбуков ещё с
советских времён к посещению запрещены.
За вход на несколько ущелий заповедник установил таксу, за ночёвку ещё таксу.
В Муху и Джемагате провели кусочек границы по дороге, чтобы опять деньги брать,
хотя ни Муху, ни Джемагат не в заповеднике.
Маршруты и переправы заповедник не обслуживает, спрашивается, а за что такса?
Возврат во времена феодализма на 1000 лет назад - такса за право пройти по территории.

Хочу добавить насчет американских парков,где я лично изучал этот вопрос.Главное условие со стороны государства-они не должны быть прибыльными.Парки обслуживают и если денег не хватает,то государство доплачивает.Возле трасс сделаны лужайки для отдыха где есть приличный туалет,дрова,мангал и пр.Висит табличка-сделано на деньги налогоплательщиков.У нас хотят побольше содрать и поменьше сделать.Пока хоть на Эльбрус с Севера не щимят.

>Пока хоть на Эльбрус с Севера не щимят.
К сожалению, это не так. По имеющимся у нас в редакции сведениям, этим летом и осенью там некие люди собирали по 1000 р. с человека и по 200 р. за каждую палатку. Представлялись сотрудниками нацпарка, но никаких документов не показывали и никаких квитанций или чеков на полученные деньги не выдавали. Вполне возможно, что это были представители боевиков, которым нужны деньги на покупку оружия.

К слову про рыбалку там еще далеко не конец истории. И даже еще не середина, так что не надо рапортовать о победе общественности.