Дисклеймер.
Эта статья не является полноценным методическим материалом, а, скорее, призывает задуматься о том, что именно мы тренируем, когда ходим на скалодромы, ездим на скалы, участвуем в соревнованиях в межсезонье. Какие далекие цели мы ставим, какими Месснерами мы себя представляем в будущем. Написано по итогам впечатлений от очередного сезона в разных горных районах Европы и Азии.

Грани подготовки альпиниста (Альпинизм)

ПИК ФИККЕРА (6725 м.) - 1978 г. ПРИТЯЖЕНИЕ ВЫСОТЫ. (Горный туризм, маи, памир)Принятая нашей группой в мае 76-го в походе по Памиро-Алаю программа подготовки к семитысячникам продолжала выполняться. Этот маршрут стал её очередным этапом с преодолением 6000-го рубежа.

В августе 1965 года группа туристов города Томска–7 в количестве 11 человек при участии двух московских туристов, совершила горный поход пятой категории трудности по Памиру, протяженностью около 310км.
Районом путешествия – Памир, был выбран клубом «Янтарь» еще в 1964году после маршрута на Камчатку. Тогда же и началась подготовка к этому походу. Наибольший интерес со спортивной и эстетической точек зрения, представляет Западный Памир, рельеф которого характеризуется мощными, заснеженными хребтами, местами поднимающимися до 7000 метров, и глубокими узкими долинами. Здесь нас привлекал, прежде всего, ледник Федченко и «узел Гармо», где расположена высочайшая вершина Советского Союза - пик Коммунизма 7482м. С этой областью связана одна из самых таинственных загадок Памира, которую удалось разгадать в 1932г Москвину.
Наша группа получила задание альпинистов г. Томска сфотографировать восточные склоны массива пика Коммунизма со стороны ледника Бивачного.

Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год (Горный туризм)

Всех с праздниками!
Продолжаем историю одного похода, уже прошлого года.

Фотоочерк о горном походе 6 к.с. на Памир. Часть крайняя. Душанбе, ПФП, Бородкина, МАЛ... (Альпинизм, коммунизма, 7495, горный поход)

Первопроход в 1988 году самого высокого перевала в СССР – перевала Горбунова (3Б*, 7350 м., Горный туризм)Пролог

Этот перевал я заявлял ещё в 81-ом и тогда мне его разрешили пройти, но судьба сложилась иначе. Ещё при траверсе пика Абалакова, уже на спуске, в моей группе произошёл НС. На два года я был отлучён от руководства. Потом сходил в 84-ом на него радиально через Буревестник и Душанбе, заодно зарулив и на Коммунизма. В 86-ом была ещё одна попытка, которая закончилась не начавшись, ещё при акклиматизации на пике Четырёх.

(Что на самом деле является причиной лавинных катастроф)

Миф - “Громкий крик (шум) может вызвать лавину”

Правда – Такое может быть только в кино. Bruce Tremper: «За 30 лет изучения снежных лавин, я ни разу не видел, лавины спровоцированные, криком или даже «звуковым ударом». Я слышал про редкие случаи (инциденты), когда низколетящий вертолет вызывал сход лавин при крайне нестабильных условиях снежной толщи — скорее всего из-за воздушной волны образованной вращением турбины. В большинстве случаев трудно создать такое воздействие обычным способом. Даже при взрыве это не звук, а воздушная волна является спусковым механизмом. В 93% причиной гибели в лавине (по статистике США) является перегрузка лавиноопасного склона самим райдером или группой».
Популярные мифы о снежных лавинах (Бэккантри/Фрирайд, всё о лавинах, лавинная безопасность, мифы о лавинах, snowavalanche.ru)

Саук-Джайляу: Вперед в прошлое! (Альпинизм, арчаканыш, горы, алайский хребет, памиро-алай, экспедиции, киргизия, алексей тюлюпо, братья глазуновы)

Сказ о том, как четверо друзей поехали в Киргизию, чтобы взглянуть на давно забытый альпинистами горный район и сходить пару новых маршрутов. Взглянули, сходили, спаслись. Подробности взяла на себя смелость изложить я. Информация о маршрутах – внутри поста! Герои повествования – Алексей Тюлюпо, братья Глазуновы, а также радистка Лена.

Техническая подготовка альпиниста: заблуждения, проблемы, безопасность и очень много букв! (Альпинизм, альпинизм, скалолазание, ледолазание, горная школа)
Недавно мы (Горная школа "Категория трудности им. А.М.Ставницера) вернулись с Кавказа (Приэльбрусье), где в течение двух недель двадцать с лишним человек (3 отделения от 3 разряда до кмс) осваивало, совершенствовало и оттачивало технику ледолазания. Трехдневный микроцикл (день глетчер, день замерзший водопад, день скалы) повторялся четыре раза, постепенно усложняясь: увеличивалась крутизна льда, лазали в начале с верхней страховкой, затем с нижней по "накрученным" маршрутам и в конце «со своими точками». Кроме того, были проведены занятия по другим позициям нижеизложенной программы, включая теоретические занятия по природе снега, льда, лавин, по безопасности, по профилактике обморожений и переохлаждений, ну и практические: проушины, самовыкруты, передвижение в связках по закрытым ледникам, вытаскиванию из трещин и другие технические элементы. На леднике были каждым отделением выкопаны снежные пещеры и участники получили опыт ночевок в них.

Фотоотчет по памирскому походу. Часть 3. (Горный туризм, пик Сомони, пик коммунизма, турклуб маи, ледник федченко, ледник бивачный, ГМС Федченко, ребро Абалакова, перевал Горбунова)
Третья часть фотовпечатлений по летнему памирскому походу команды турклуба МАИ.

Вот тут люди хотят рубрику о НС, разборы НС, говорят, что многие живут в глубинке, дескать, сильных клубов рядом нет. Поэтому хотят, чтобы сайт Риск заменил им отсутствующий клуб. Раз пошла такая движуха, то вот мой опус 15-летней давности, написанный для молодых руководителей команд горников Турклуба МАИ перед их отъёздом в походы на майские праздники 1998 г. Копирую без правки, один в один. Итак,

Напутствие начинающим руководителям.

Спортивная цель похода - преодоление пространства в горах. Грандиозность похода, глубина, сила и незабываемость впечатлений прежде всего зависят от протяженности преодоленного пространства и в меньшей степени от сложности отдельных препятствий. Поэтому, планируя поход, стремитесь к линейному маршруту или маршруту в форме ключа (кольцо с линейным участком во второй половине похода), а на маршруте делайте все возможное, чтобы группа прошла его до конца.

Постоянно помните, что вашей реализацией в походе как руководителя и предметом гордости должно стать ваше искусство, благодаря которому группа в полном составе и в нормальном состоянии доходит в срок до конечной точки маршрута. Этим вы отличаетесь от участников, каждый из которых решает индивидуальные задачи.

ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ НА ПАМИРЕ. (Горный туризм, маи)
В этом году мне случайно попал в руки дневник нашего штурмана, и я сразу вспомнил события 35-ти летней давности, как будто они происходили только вчера. А чтобы воспоминания не выветрились из моей головы, от случайно подхваченного на улице старческого маразма, написал небольшой рассказ в четырех частях с прологом и эпилогом.

НОСТАЛЬГИЯ ПО ТЯНЬ-ШАНЮ. (Горный туризм, тянь-шань, терскей, маи)
В 1975 году Калининский районный клуб проводил сборы школы СТП в Терскее на Тянь-Шане.

В недавней статье примерно с таким же названием я опубликовал список своего личного снаряжения в летнем походе 2011 г. Это было сделано с надеждой вызвать дискуссию, получить конструктивную критику и советы, которые я мог бы использовать для оптимизации личного снаряжения к сезону 2012 г.

Дискуссия получилась очень объёмной, но главное, полезной. Как и обещал, те выводы, которые мне удалось извлечь из дискуссии, я постарался оформить в виде следующего плана по оптимизации веса личного снаряжения.

Недавно была опубликована статья с близким названием, в которой рассматривалось снаряжение для "теплых" относительно несложных походов, например, на Кавказе. Тема статьи меня зацепила, и мне захотелось опубликовать список личного снаряжения, которое я взял с собой в поход с траверсами вершин Кызылсель (6525) и Музтаг-Ата (7546).

Это вовсе не образец для подражания. Более того, публикуя эту статью, я имею чисто шкурнический интерес в получении конструктивной критики и другой информации, которую я использую для оптимизации своего снаряжения под летний сезон 2012 г.

Вот, что удалось пройти. (Альпинизм, агыл-каракорум, сиачен-музтаг, зуг-шаксгам, шаксгам, гашербрум, китайский каракорум, каракорум, маи)

На главную страницу отчета.

Вернувшись из Архыза, где моя семья спасалась от московского смога и нестерпимой жары, я тут же нарисовал в Google Earth пройденный в июле маршрут по Китайскому Каракоруму. Мне хотелось это сделать как можно скорее, пока не позабыты мелкие подробности и детали. Ведь треками в Google Earth можно изобразить проход в ледопаде между разломами, облаз каньона по борту реки и многое другое. Именно с такой степенью точности я стремился выполнить эту работу.
И вот, что получилось.

ФРИ СОЛО

Пишет гоген, 15.05.2010 23:19

ФРИ СОЛО (Альпинизм, хубер, германия)

Умопомрачительные фотографии скалолазов без веревки и беседки мелькают в последнее время не только в альпинистской периодике, но и в европейских "иллюстрированных" журналах. Дух времени позволяет обывателям, по видимому, наслаждаться зрелищем "гладиаторов" рискующих своей жизнью на вертикальных отвесах знаменитых стен. Любая неосторожность, любая ошибка или обломавшийся зацеп означает тотальный срыв с гарантированно фатальным исходом. Один из самых знаменитых "солоистов" нашего времени Алекс Хубер. В своей стаье, опубликованной в свежем номере журнала bergundsteigen, он рассказывает о исторических аспектах одиночного лазанья и о том каким образом его самого затянуло в free-solo-climbing.

Организация эффективной и безопасной акклиматизации. (Альпинизм, высотная адаптация, горная болезнь, горная школа, акклиматизация)

Вчера я прочитал лекцию в Горной школе МАИ. Надеюсь, она будет полезна альпинистам и горным туристам, да и вообще всем любителям гор.