Пишет Аleksandr, 08.01.2016 15:06

Всех с праздниками!
Продолжаем историю одного похода, уже прошлого года.

Фотоочерк о горном походе 6 к.с. на Памир. Часть крайняя. Душанбе, ПФП, Бородкина, МАЛ... (Альпинизм, коммунизма, 7495, горный поход)

Фотоочерк о горном походе 6 к.с. на Памир. Часть первая]Фотоочерк о горном походе 6 к.с. на Памир. Часть первая
Фотоочерк о горном походе 6 к.с. на Памир. Часть вторая. Ледник с ироничным названием
Фотоочерк о горном походе 6 к.с. на Памир. Часть третья. Траверс Коммунизма.

Поднялись мы на Пик Коммунизма по маршруту Тамма. И, честно, наверное с погодой на вершине нам как раз и повезло. Устроив на вершине фотосессию, небольшой отдых, мы продолжили наш траверс и благо сразу начался спуск. Поначалу гребень довольно острый.
Дойдя по гребешку до места выхода на склон, мы еще раз все вместе собрались, проверили адекватность друг-друга и начали движение в связках вниз и в сторону пика Душанбе, обходя Лопату. Снег был не предсказуемый, местами глубокий и липучий, местами вымерзший и сыпучий. Приходилось то тропить, еле вытаскивая ноги, то прикладывать усилия что бы остановиться, что бы не разогнаться вместе с поехавшим снегом. Уклон вроде нормальный, что бы идти лицом вперед, но на такой грани, что местами все же хотелось развернуться лицом к склону и пройтись в три такта, что мы иногда и не стеснялись делать. Медленно, но уверенно мы приближались к перемычке пика Душанбе. Но и день столь же неумолимо приближался к концу, даря нам прекрасные виды.
пик Душанбе (по разным данным 6900-7005)
Белый мишка на закате)

Топали мы все в разном темпе и лагерь уже ставили чуть ниже перемычки, когда солнце зашло за гору. Место было так себе, копать много сил не было, было холодно, хотелось максимально быстро запихнуться в шатер, что мы усиленно и делали. В шатер я попал последним, а ночь вообще не помню. Спал наверно) А вот утро я запомню надолго. Оказалось, у нас появились дополнительные трудности и мы начали экстренно с ними справляться. Пока собирали лагерь, меня с Жекой отправили тропить вперед. Было холодно, как всегда, но вот ветер, уже ставший привычным, снова набрал силу и дул вдоль гребня Душанбе и был прямо пронизывающе холодным. В какой-то момент он нас достал и мы свернули с гребня в мульду рядом и сели разуваться и растирать ноги. Выйдя на пик Душанбе в месте с нами вышло и Солнце и ветер тоже немного отпустил. Дождались всю группу.
Ну а дальше вниз почти по прямой. Сначала снег, потом фирн, ступенька за ступенькой. Так добежали до первых за неделю камней, где и раскинулись просушиться, погреться и пообедать. Еще это место было примечательно тем, что там мы встретили первых людей за весь поход - шла вторая и заключительная волна на Коммунизма из МАЛа. Там же познакомились с кучей интересных людей. Один из них был с лыжами и на них съехал потом, один спустился с Душанбе на параплане. Ну и вообще интересные были ребята, из разных стран и с разными историями. Мы их угощали чаем, а они нас историями, как там все хорошо по пути вниз и как замечательно в МАЛе. Оттуда уже хорошо протоптанная дорога вниз на Памирское Фирновое Плато.
Давно хотел побывать на ПФП. Это место вроде само по себе не олицетворяющее сложность. Но попасть туда все же не так просто) Место достаточно уникальное и красивое. Мне гораздо приятней попасть туда, куда могут попасть не многие простым путем, чем сложным путем попасть туда, куда может попасть любой. Но тут было двойное удовольствие. Я, наконец то, попал сюда, в место достаточно не часто посещаемое (тем более туристами). В придачу еще и не поднялся по классике, а спустился на ПФП с Коммунизма. Именно с такими мыслями я первый и сбежал на ПФП и даже немного успел там побыть один. Очень интересное ощущение. Но затем я достал лопату и принялся подготавливать место под шатер, периодически сменяя лопату на фотоаппарат)
пик Кирова 6372

Потом была звездная ночь и я пытался ее запечатлеть, почти пропустил ужин и очень замерз в руки, но практически все фото оказались смазанными((
На следующий день нам очень надо было спуститься до МАЛа. Утром стартовали по ПФП в сторону Грудей. Меня всегда сильно напрягало подниматься тогда, когда ты уже идешь вниз) Тут уже чувствовалась наша усталость от достаточно долгого пути и уже недельное пребывание выше 6К. Но мы старались и двигались вперед.
Поднявшись и обойдя груди мы вышли на ребро Бородкина, путь по нему почти прямой и логичный. Веревки висят, солнце светит, уклон уменьшается, Жизнь налаживается. Становится теплее, потом жарко, впервые за долгое время захотелось с себя что-то снять.
Но самое приятное - это то, что мы увидели нашу цель - МАЛ. Там были люди, продукты, баня и много того, чего нам уже давно не хватало) Высота стремительно падает, кислорода все больше. Вот уже можно идти и говорить одновременно, глядишь скоро и бегать начнем. Чем ниже спускались - тем хуже были провешенные веревки. Подходя к одному из нижних бергов, вщелкнулись усами в очередную веревку. Ну как веревку, это скорее десяток кусков веревки связанных между собой, идем аккуратно дальше, веревка дергается когда карабины цепляются за узлы. И в какой то момент один из узлов между мной и Пашей развязывается сам... Но мы не подали виду - завязали его обратно и пошли дюльферяться) Все равно благодарны тем людям, кто там это все навешивал.
К тому времени как мы дошли до палатки на подушке, снег уже начал раскисать. Стали на площадках перекусить, переодеться и собраться все вместе. Оттуда был продолжительный фирновый склон. Длинна его была метров 300-400 - это куча веревок связанных между собой и уходящих в верхней части под снег, и все. На чем крепится не понятно. Уклон вроде вполне позволяет стоять самому, но придерживаться уже хочется. Ну что ж, одна точка, так одна точка, переглянулись, погнали вниз)
Потом был скальный гребешок с дюльфером в скальную арку, обход ледопада и долгожданный выход на ледник. Ко времени выхода на правую морену уже стемнело. Но дорога уже вроде ясная. Побежали в МАЛ. Там нас ждал вкусный ужин, много чая и дружественная атмосфера. Оказывается нас высмотрели еще на перемычке и давно ждали. Из лагеря действительно классно просматривается весь маршрут.
В МАЛе мы провели 2 полных дня. И они были очень насыщенными. Лагерь уже закрывался. В первый день мы попали на завтрак, потом в душ, потом на торжественную вечеринку по случаю закрытия сезона. Там угощали, наливали, поздравляли и вручали сертификаты. Ну и конечно дискотека на 4200 - это само по себе круто) На следующий день все улетали,а мы их провожали. Нам все все оставляли, топливо, еду, пиво... Поэтому мы не сильно торопились) У нас была жаренная картошка, мясная сковородка, ящик пива, и вечер под замечательный фильм "Карты, деньги, два ствола". Экран на планшете маленький конечно, но это был лучший кино-просмотр лета)
Потом был 4-х дневный выход через перевал Курай-Шапак и Муксу. Много вдаваться в подробности не буду. Расскажу только, что вместе с нами выходила и группа Томичей. Они тоже выходили после 6ки с Корженевой. И это были интересные встречи на привалах и бивуаках. Мы с ними хорошо познакомились и сдружились. Хорошие мужики. Привет из Украины)
Отдельно стоит упомянуть "тропу" в Муксу. Тропой ее тяжело называть, но все же это Тропа! Это очень достойное препятствие, даже для туристической 6-ки) Необычное и волнующе я бы сказал, но мне понравилось. Считаю, что этим путем должен пройти хотя бы один раз каждый уважающий себя путешественник) Хотя второй раз вряд ли кто захочет!
Вот такой был поход.
Спасибо всем, кто дочитал)
До новых встреч, в новых сезонах.

Интересный рассказ и замечательные фотографии!
Удачных спортивных походов!

Молодцы, мужики. Путешествие зачетное, фотки тоже. Удачи в горах!

Ну не знаю, Санёк) Я бы еще разок по Муксу прошелся бы точно! Очень крутая тропа, долина и виды обалденные. Но ее нужно идти именно в конце похода, когда чувствуешь, что все заканчивается. Это очень подходящая долина для окончания маршрута! Всем рекомендую.

Спасибо, всем тоже удачи в Горах!
Жека, я ж не говорю, что там плохо, я говорю, что не все захотят, вот ты и я захотим) Но думаю не все разделят наши желания))) Я тоже рекомендую, я ж вообще написал, что Муксу - обязательная программа для всех))

Саш, а закладывать четыре дня на"тропу здоровья" вдоль Муксу в конце похода, - оптимально?

Скажем так, от себя:
Сама тропа в Муксу (то, что являет собой в принципе препятствие) проходится в спокойном темпе за 1 день. 4-4,5 дня - это оптимальное время прохождения дороги от МАЛа, до места, от куда можно уехать (это скорее статистика). Но с другой стороны это время - оно скорее идеально, т.е. если все здоровы, и погода позволяет. И кстати о драконах, если Курай-Шапак можно пройти практически в любую погоду(но тоже не хотелось бы), то вот не очень хотел бы попасть на эту "чудо тропу" в дождь или после него. Там и насухо ледовый инструмент в ход иногда шел)) Так, что на конец похода рекомендовал бы закладывать + 1-2 запасных дня к этим 4м... Вот тогда, оптимально.
Да и переправу через Муксу никто же не гарантирует. Пока она существует, за ней вроде присматривают дикие золотоискатели, но долго ли это продлиться.. А если ее не станет, то там еще + пару перевалов добавится, так, что запасной вариант нужен однозначно)

Прекрасные фотографии и превосходное описание к ним. Вдохновляет на многое.
Надеюсь, Вы, Александр, порадует нас еще не одним таким постом )

Спасибо. Отличный поход и рассказ.
Особенно понравилось "Место достаточно уникальное и красивое. Мне гораздо приятней попасть туда, куда могут попасть не многие простым путем, чем сложным путем попасть туда, куда может попасть любой".

Присоединяюсь к предыдущему комментарию : "Место достаточно уникальное и красивое. Мне гораздо приятней попасть туда, куда могут попасть не многие простым путем, чем сложным путем попасть туда, куда может попасть любой". Хорошо сказано ! Спасибо за очередную порцию захватывающего описания похода и замечательные фотки. Желаю Вам новых интересных походов и ярких впечатлений в следующем сезоне, а нам новых увлекательных рассказов и фоток !

Согласен с Вами: "Место достаточно уникальное и красивое". Но я очень боюсь конгломератных склонов, и причём не за себя, а за других участников, когда я им не могу обеспечить должной страховки. Уже летал по ним и прекрасно знаю, что это такое. Передвижение по ним напоминает "русскую рулетку": любой оступившийся и пролетевший более 50 метров имеет очень мало шансов на выживание. Поэтому предпочитаю набрать "лишние" 2400 метров, нежели сломать шею при падении в Муксу.

Никита, Вы слишком буквально восприняли описание тропы. Там нет ничего страшного, везде есть ступени и, поверьте, лишний набор в 2400м в данном случае не оправдан. Это не "русская рулетка". По этой тропе ходят местные в кедах) Просто это не такая тропа, к которой все привыкли, поэтому возникают подобные описания)

И, кстати, да. Соглашусь с Олегом Янчевским, что перевал Иргет (Обходной) гораздо более опасный в плане конгломератных склонов, чем тропа вдоль Муксу. Я б такой перевал не хотел идти.

Давайте я вас помирю в споре, какой путь ближе: через Муксу или через бараньи перевалы?

Кратчайший путь от вершины Коммунизма до Девшара - это через ребро Буревестника - поляну Сулоева - Турамыс - Бырс - Белькандоу (3Б-2Б-3Б). Эти точки лежат практически на одной прямой, можно линейку прикладывать. Прямее не бывает!

В 2004 мы так и прошли. Понравилось. Но во второй раз не хочется, и другим не советуем...

Понимаю. Мало не показалось.

Задница - географическое место, или особая климатическая, техническая, или тактическая ситуация, либо совокупность того и другого, препятствующая или существенно осложняющая прохождение маршрута. Истинному спортсмену-ценителю задница доставляет эстетическое, а также эротическое наслаждение.

да, ваш вариант ледопада Бырс я бы точно не хотел бы идти. А вот траверсом через пик Гоголя вполне ничего так. В 2014 году водил там 5ку. Прошли интересный траверс с долины Бырса: пик Гоголя - пер.Бырс Сев. - пик Шапак - пер.Шапак. Как по мне - это самый простой путь из долины Шапак в долину Бырс

Вот именно, через Гоголя и надо ходить! Я помню ваш отчет.

А мы в 84-ом совершенно нормально прошли через Бель-Кандоу - Турамыс - Буревестник - ПФП - Коммунизма. Жора, почему сам ходил, а другим не советуешь?

У Вас между Белькандоу и Турамысом еще что-то должно было быть.

Мы в 1987 прошли в противоположном направлении Беляева - ПФП - Сулоева - Турамыс - Бырс. Никаких сложностей не заметили. Горловина Бырса была настолько гладкая, что мы по ней съехали глиссером на ногах! На скорости!
Сейчас все изменилось. Там большие разломы, а сверху с боковой вершины очень сильно сыпет. В 2008 мы смогли там просочиться только ночью (вернее, под утро). Иначе бы всех поубивало.

Мне кажется, там оптимальнее через Шини-Бини было, после Буревестника... Ниже и не пахотно - т.к. по скалам... Потом Белькандоу. Но я тоже, как и Никита, так не люблю конгломераты, что лучше бы полез Жорин вариант или Шапак, если с Москвина идти, чем лезть по конгломератам... Просто известны случаи, когда такие пути сжирали чуть не пол маршрута - мужики рубились по конгломератам чуть не неделю, вырубая ступени и ночуя сидя. Я понимаю - это не вариант Муксу, и понимаю, что после сделанного набора желания лезть сильно вверх уже просто нет, но все же... Лучше скалы на Шини-Бини, чем конгломерат на Муксу или Иргете.

Вдоль Муксу, конечно, на любителя. Я ходил в 82 и мне понравилось. Интересные там места. С пол. Сулоева мы шли через Курай-шапак и тропу вдоль Муксу до впадения Суграна, по Суграну вверх до моста и пер.Бель Кандоу. Особенных напрягов, кроме отсутствия чистой воды не было. На конгломератах обошлись без веревок. Вдоль Суграна три веревки несложного лазания (не конгломерат) при подходе к мосту. В этом месте угадывается старый овринг, который выводил к пробке в каньоне Суграна, которая ниже моста. Наш путь не показался мне очень трудоемким. И совершенно точно, что скучным он не был.)))

В 2008 мы предполагали пройти Шини-Бини. Но передумали, и не из-за скал. В том походе мы в нескольких местах попали на большие подвижки ледников и прочувствовали, куда Макар телят не гонял. Мы подумали, что ледник Шини-Бини и ледник Бырс с той стороны наверняка тоже оба подвинулись и потрещали, и гладко там не покажется. Но Шини-Бини длиной 20км, а Бырс 5км, разница налицо. Решили избежать более длинной неприятности. Но в результате попали в более глубокую.

Хороший руководитель - тот, который, искусно избегая мелких препятствий, неуклонно заводит группу в глубокую задницу...

дубль.

фраза дня)) спасибо)

давно не видел таких отличных фотографий!

Часть крайняя, не последняя! Удачи, мужики! -)))