Саук-Джайляу: Вперед в прошлое!

Пишет robinsya, 14.08.2015 07:17

Саук-Джайляу: Вперед в прошлое! (Альпинизм, арчаканыш, горы, алайский хребет, памиро-алай, экспедиции, киргизия, алексей тюлюпо, братья глазуновы)

Сказ о том, как четверо друзей поехали в Киргизию, чтобы взглянуть на давно забытый альпинистами горный район и сходить пару новых маршрутов. Взглянули, сходили, спаслись. Подробности взяла на себя смелость изложить я. Информация о маршрутах – внутри поста! Герои повествования – Алексей Тюлюпо, братья Глазуновы, а также радистка Лена.

Предчувствие гор

Чтобы удовлетворить любопытство тех, кто хочет сразу ухватить суть, информация о новых линиях:

Пик 4300 (Рыжий) по восточному гребню – Алайский хребет, ущелье Арчаканыш (Сурметаш), категория сложности ориентировочно 4А.
Перепад высот маршрута 600 м, протяженность участков 5 категории – 50 м.
Количество ходовых часов: 6.5
Команда: Алексей Тюлюпо, Евгений Глазунов, Сергей Глазунов
Восхождение совершено 14 июля 2015

Вершина 4300 замыкает с запада подкову массива Саук-Джайляу. Согласно записке, обнаруженной в вершинном туре, последнее восхождение на нее состоялось в июле 1978 года, и обозначена вершина как пик 4160. По данным GPS, измерения и привязки к высотам соседних вершин, высота пика составляет 4300 метров. Так как официального наименования вершина не имела, мы предлагаем назвать ее пик Рыжий – из-за характерных выходов рыжих скал.

Саук-Джайляу 1-я Западная (4866) по бастионам северного гребня – Алайский хребет, ущелье Арчаканыш (Сурметаш), координаты вершины: 39°46'0.47"С. Ш. 71°56'4.48" В. Д. высота и координаты определялись по GPS), предлагается 5Б–6А категория сложности, первопрохождение, второе восхождение на вершину.
Характер маршрута комбинированный. Перепад высот маршрута – 916 м (3950 м – 4866 м). Протяженность маршрута – 1000 м. Протяжённость участков: V к. сл. – 360 м, VI к. сл. – 85 м.
Средняя крутизна стенной части маршрута – 72°, всего маршрута – 60°.
На маршруте остался 1 якорный крюк и 4 шлямбура для спуска в стороне от основной линии маршрута.
Ходовых часов команды: 13. Ночевка – 1 на полке в палатке, лежачая.
Команда: Евгений Глазунов, Алексей Тюлюпо, Сергей Глазунов
Выход на маршрут из БЛ: 06:00, 18 июля 2015 г.
На вершину – 15:30, 19 июля 2015 г.
Возвращение в БЛ – 13.00, 20 июля 2015 г.

Массив Саук-Джайляу

Публиковать пост о нашем приключении я планировала сразу по возвращению из Киргизии в конце июля. Но не вышло. Поскольку слету заболела так, что с трудом могла сказать «Мяу». Это вернуло меня мысленно в август 2014 года, когда я, вернувшись из Каравшина, мучилась заразой схожего рода, а Серега Шпиз, который только-только переболел, давал мне ценные советы о том, как с ней бороться… И, проследовав этой дорожкой второй раз, я через пару дней начала поправляться. Так что 30 июля я невольно много думала о Сереге, заодно досталось и Паше Марковских – лежание в постели в позе эмбриона вообще располагает к раздумьям. Поэтому на следующий день новость о том, что мне уже не придется советоваться с Серегой ни по какому вопросу, застала меня врасплох. А следом плохие вести повалили как из рога изобилия.

Так что сейчас, наверное, это уже «антикризисная публикация» - для тех, кому, как и мне, жизненно необходимы светлые эмоции и луч света в темном царстве.
С уважением и любовью ко всем ушедшим этим летом друзьям...

Самые красивые на свете цветы - полевые да горные:)

Ну что, приступим!

В базовом лагере. Леша жмет на кнопку и ждет, пока модели успокоятся. Но этого не будет:))

История сумасшедшей четверки – это, как часто бывает, коллективный труд.
Действующие лица:

Леха Тюлюпо – организатор процесса, голова и ноги экспедиции, энтузиаст владения шваброй – той, которой тыкают заснувших на уроке учеников, чтобы не расслаблялись. А также автор справки о маршруте на пик Рыжий.

Евген Глазунов – мускулы экспедиции, гражданская сознательность и запасные наушники. Автор «содержательной» части рассказа и почти бессменный голос радиосвязи.

Серега Глазунов – «высотный» оператор, повар и душа компании. Такое короткое, но, согласитесь, емкое определение!

Какая огромная фотка.... это просто на коллаж не набралось:)))

Ленко – радиосвязь в базе, музыкальная библиотека и якорь экспедиции.

Дальнейший фото-рассказ – порой объективное, порою субъективное восприятие действительности через призму радиосвязи и вспышек образов в воспаленном мозгу автора. Мы не ставили перед собой задачи сейчас делать полноценный обзор района, потому что Алексей Тюлюпо планирует туда еще одну вылазку в ближайшее время, по итогам которой и предложит составить впечатление о современном состоянии района Арчаканыш. Но кое-что мы с Женей и Серегой расскажем и покажем в этом посте!
Чтобы не путаться в том, кто что написал, свой текст я в дальнейшем буду выделять курсивом!

"Сауки" со всей красе

Творческий замысел

Идея поездки родилась благодаря Лехе и его работе в альплагере «Дугоба». Он позвал парней провести разведку и по возможности совершить несколько восхождений. А я прикинулась нужным человеком и обещала о них заботиться.

Женя рассказывал, что о существовании Саук-Джайляу знает давно от Андрея Евгеньевича Афанасьева – первопрохождение одной из стен совершили иркутские альпинисты. Но местоположение горы представлял только примерно. Леша взял на себя вопросы логистики и финансирования. И все мы благодарны ему за то, что оказались в этой маленькой экспедиции.

Кибитка вдаль бежит©

Иркутск/Томск/Москва – Ош – Кадамжай – Алайский Хребет (долина реки Сурметаш).

Говорят, труд на пользу общества облагораживает!

Ремонт дороги по ходу пьесы – то есть по мере нашего продвижения вверх по Сурметашу – это же праздник, который всегда с тобой, только если ты едешь в большую экспедицию. Ан нет.

Кто там еще за лопату не подержался?

В маленькой тоже не исключены сюрпризы, особенно если альпинистов в местных горах не было с середины 90-х годов! Но лопатой можно поправить не только корону на голове, но вдруг, внезапно, починить дорогу.

"Дорогу починить? Да раз плюнуть!"

"Боже, что мы тут делаем?"

Жаль, машины лопатой починить трудно, поэтому путь до базового лагеря лежал через несколько смен транспорта и завершился, когда наше комфортабельное авто не сумело победить один из рукавов реки.

Картина маслом - приплыли!

"А теперь давайте разберемся, все-таки, что это за гора?!"

Мы в горах!

Вместообеденный сон

Бывает у тех, кто накануне старта экспедиции жестко работал и теперь страдает столь же жесткой горняшкой! Кусок в горло не лезет, а одна мысль догрызать яблоки до аппендицита в такие моменты вызывает изжогу похуже самих яблок.

Тут и познаются друзья, которые посмеются, когда местный аксакал спросит тебя, тошнящуюся в кустах, «Как вам местная природа, красиво?», а потом будут разрывать все аптечки подряд, чтобы найти хоть какое-нибудь средство, что облегчить твои страдания.

Наша большая семья:-))

Целительный арбуз!

Три джетбойла, 14 маленьких баллона газа и сушеный горох... горох, Карл! А, поняла, на горох мы будем ставить тех, кто плохо себя ведет!

Вторая серия вместообеденного сна - когда еда заканчивается - отменилась ввиду возвращения друзей с ништяками и, главное, газом (!!) с гор!

О флоре и фауне района стоит читать ДО экспедиции, а не после. Ваш Капитан Очевидность!

О комплектации аптечки замолвите слово

Поехать в район, полный змей и пауков без соответствующей комплектации аптечки и антигистаминных средств – та еще идея, скажу вам я!
Каковы шансы на то, что все пять змей, что живут в этом ущелье, вдруг вышли со мной поздороваться? Ога!
Что это, к перемене погоды? Ну да, если б я знала в тот день, что она так сгадится, я бы тоже шипела и на всех кидалась! (Впрочем, это для красного словца – как только предгрозовая духота спала и задождило, змеи, конечно, где-то наконец упокоились!)

"Это нам вот туда?"

Первое впечатление и реальность (в изложении Жени)

Мы планировали, да много что мы планировали, была папка с описаниями с сайта ФАР. Понравился там один маршрут, сперва хотели лезть его, в таком настроении вышли на разведку с ночевкой. И тут выясняется самое интересное, в ущелье есть река Сурметаш, нормальная такая река, у нее есть высокая и низкая вода – все как обычно. Только ее разливы бывают настолько большими, что это в серьезную проблему вылилось в конечном итоге. Плюс за 20 лет с последнего посещения альпинистами заросли все тропы, а подход там по крутому склону, местами 45°. Идешь себе в иван-чае по грудь с рюкзаком – кому как, мне не очень.

Гордость и предубеждение

Битва между «палаточниками» и «открытонебочниками» оказалась недолгой. Увидев в кустах тарантула, Леха с такой скоростью поставил палатку, что остальным осталось только решить для себя, трус ты или нет.
Я вот не стесняюсь признаться. Я сплю в палатке, потому что боюсь, что меня съедят!

Предложение выйти переночевать в Тополиную рощу не вызывало энтузиазма. Змеи или тарантулы – даже не знаю, что выбрать – все такое вкусное. Так что в итоге я каждый день ходила по «минному полю» на радиосвязь – докуда дойду.

Мост.... еще не "Куандинский"

В один из дней таки почти дошла до верхнего моста по дороге в цирк. Дошла я до водопада, стала пробиваться к Куандинскому мосту (об этом позже), но вскоре призвала бога Дануна*а для совета. Он сказал, что разумнее будет решить, что моей целью был водопад... Невероятно красивый, между прочим!

Proof photo!

В остальное время большой камень стал моим убежищем. И только пограничники окружали меня и брали в кольцо – наверное, хотели послушать, как я пою. Впрочем, я уверена, если громко петь на подходе, не встретишь не только диких животных, но и киргизов! Ни на ишаках, ни на коровах!

Мобильный офис

Безопасные связи

Связь в нашем спорте – дело ответственное.
Вызываю парней из Цолги* – отвечает какой-то "Первопроход" – ну ладно... Передавайте информацию!
Поскольку спутникового телефона у нас не было, мне предстояло в случае чего стать последним оплотом спасения. Так что каждый раз, когда они вдруг не выходили на связь вовремя, в эфир неслось разное – от песен Марайи Керри до «Дети, поговорите с мамой...» (Надо же было как-то «развлекаться», пользуясь роскошью отсутствия других групп в районе!)

*Цолга — улус в Мухоршибирском районе Бурятии. Население 700 человек.
Ребята с Цолги – это мы, а почему – мы не скажем. Я и так уже нарушила первое правило клуба – никому не рассказывать о клубе!

Разведка Боем (в изложении Жени Глазунова)

Пик 4300, Рыжий

Добрались мы до места штурмового лагеря. Надо было акклиматизироваться, вот и приглянулась нам вершина прямо напротив, теплая такая, скальная, спуск простой – почему бы и нет! Вообще с этим пиком в официальных отчетах путаница, в одном из описаний его ошибочно называют 1-м западным Саук-Джайляу, и единственный классифицированный маршрут 3А проложенный на него, так там и записан. Это не верно, и требует соответствующего изменения в классификаторе.

Это безымянная вершина, на которой мы побывали третьими, если верить запискам. Мы пользовались GPS-навигатором для определения высот и уточнения их. Так вот в записках все высоты указаны ниже на 150 метров, видимо в 70-х гг. первовосходители пользовались барометрическими высотомерами, наши данные точнее – мы предлагаем скорректировать высоты.

Приятное лазанье и живописные виды!

Никому, думаю, хуже не станет, от того, что вершина получит название, мы предлагаем назвать пик «Рыжий», за характерный цвет скал, слагающий его стены. Еще одна причина – назвать вершину в память о нашем погибшем друге Сане Отмахове, который любил горы. «Рыжий» – это прозвище Сашки среди друзей. На эту гору мы сделали первопроход ориентировочно 4А к. сл.

Куандинский мост

– Ш-ш-ш-ш…
– Первопроход, расскажите о планах!
– Будем в лагере через 2-3 часа! Контрольная связь в 20.00.
– И-и-и-Хо-о-о!
… (через 2 часа)
– Ш-ш-ш-ш…
– Когда вас ждать?
– Ленк, тут звездец! Мост Куандинский!
– ???
– Нет его, моста. Смыло…

Переправа-переправа - берег левый, берег правый!

После спуска с акклимухи мы радостные побежали вниз налегке, и тут о-па! Мост, по которому мы два дня назад перешли реку, перестал существовать…. Начали обдумывать варианты спуска и выхода через перевал, так как реку перейти ниже или выше, мягко сказать, нереально совсем. Решили дождаться утра и малой воды, легли спать. Ночью я несколько раз просыпался, ходил к мосту, смотрел уровень и состояние тросов, на которых болтаются остатки моста. Разбудил брата, с Серым мы сняли веревку с еще одной нашей переправы выше по течению – пан или пропал…. В общем, для себя я решил, что мост вполне проходим.

Утром еще раз все взвесив и поговорив с Лехой, с помощью веревки и русского «была не была» перешел на ту сторону в одних трусах. Дальше дело техники, и мы перебрались. Веревку оставили висеть, затем забили шлямбура и оборудовали постоянную навесную переправу через Сурметаш. После того как мы ее сняли, с таким уровнем воды в реке ущелье стало непроходимо. А река доставляла нам все больше и больше неприятностей.

Андрей Лебедев

Когда Магомед не идет к горе (лирика от аффтора поста)

Крошечный Земной шарик. Настолько крошечный, что два человека, собравшихся в район Саук-Джайляу с разными группами и целями, садятся в один самолет. Ладно, я опять переборщила с литературщиной – один человек (я) и группа (Андрея Лебедева). А в остальном все верно.

Далее начинаются чудеса.
Магомед-то до гор не дошел в силу разных причин, жил в лесу и топтался со змеями и пауками (не знаю кому, но ни за что не прощу!)

А вот "гора" – в лице Андрея со товарищи – вдруг спустилась с гор прямо в наш базовый лагерь.
Согласно его теории, наша встреча объяснялась просто. Альпинисты сломали мост. Так что туристам пришлось поменять маршрут. И из мести они объели шелковичное дерево.
Радистка Лена сходила на следующий день проверила выполнение задекларированной задачи. Плохо, товарищи, выполнено. Было. Однако спустя два моих визита и набега парней дерево гарантированно объедено!

Самый вкусный обедоужин! Ням-ням!

Вторая часть «Марлезонского балета» (и снова слово Жене)

Саук-Джайляу 1-я Западная

От Сереги:
«Ну а она такая, прыг мне в рюкзак и говорит: давай, прокати меня!» (об упавшей на спину
плите)

Никто не хочет покидать дачу!

Дача! (Даже переправу на нее навели, чтоб не переходить по колено в воде) Погоды стояли такие, что вне дачи можно было только сидеть под камнем у палатке и шипеть...

Дача в миниатюре:)

Но горы зовут!

Леха хотел лезть один из маршрутов на Центральную башню – и я его понимаю, больно уж она красива. Мне лично хотелось первопроход, благо варианты были. В итоге мы остановились на самой красивой линии района, к тому же, как нам казалось, нас ждет монолит. При нормальной акклиматизации этот маршрут для нас – на день, однако ее не было, и мы взяли палатку – со всеми вытекающими отсюда делами.

Женька грозится выбросить снарягу в пропасть :))

Но передумывает:))

Саук-Джайляу. Карниз на пятой веревке

Конек пятой веревки...

На седьмой веревке

Пролезли с одной ночевкой. Маршрут хороший, но сильно разрушенный – нужно быть аккуратным, особенно на перилах. Лезли по очереди: первый день я, второй – Леха. Серый тащил рюкзак и быстро реагировал на все наши зиг-заги. До последнего пытался пролезть маршрут лазанием, прошел и карниз, и мокрые щели. Однако под конец дня пошел дождь, и мы уперлись в мокрую плиту, по которой 10 метров ИТО, а затем опять лазание по мокрым скалам. Особо я не расстроился. В общем, как-то так.

Так всякие бикпикчи могли бы изобразить ночлег мечты :-)

Ночевали хорошо, к обеду следующего дня дождь на 4600!!! Кончился, и мы полезли налегке дальше. Ледовая речка вывела на вершину, а в туре записка 77-го года!!!

Лёха дорвался до микста!

Леха в образе!

И до вершины!

Ежики в тумане

Мы тут вторые, спустя 38 лет после первовосходителей. Дальше путь вниз по пути подъема, разрушенный рельеф, организация станций. Застрявшие веревки, ночевка на спуске, дождь, камень в спину Серёге, мне – по каске. Каска вышла из строя, Серегина спина – нет. В общем, мы спустились на ледник.

Сель в студию!

Что делать, когда с утра пораньше обнаруживаешь, что сыпуха напротив лагеря – на высоте 2000 с копейками – сплошь лежит на льду? Начинать бояться селя….

Вытаивающие бриллианты льда над базовым лагерем:))

А что делать, когда команда с 11 утра до 6 вечера не выходит на связь? Начинать волноваться…
– Ш-ш-ш-ш-ш…
– Вы где?
– На переправе уже! Идем домой!
… (по приходе)
– Ты и представить не можешь!!
(далее вырезано цензурой и что-то про сель, сошедший на штурмовой лагерь в 14.00)
– Я так и думала, что вы были заняты!

Какое шикарное лето! Вода "по пояс" - то снизу, то сверху!

Мать-природа – тетя с юморком… Это самое емкое выражение для описания этой поездки, ибо самое интересное поджидало нас по возвращении в штурмовой лагерь. У нас были еще силы время и желание сходить второй первопроход, однако пошел дождь.

Выходящая из берегов река Сурметаш

Сильный дождь вызвал селевые потоки, которые серьезно потрепали нас и наш штурмовой лагерь. В итоге порванная палатка, потерянные вещи, до кучи пришлось спасаться бегством. В общем, нам здорово повезло, так как камни с соседнего склона падали очень близко к нам, и все могло быть серьезнее – мы решили не испытывать судьбу. И Разведка боем завершилась для нас вот с таким результатом.

Какая красавица!

С такой все хотят сфотаться!!! ;-)

Хотим ли мы вернуться сюда, пока не знаю – район классный для микстовых первопроходов в межсезонье. Есть идея сделать очный фестиваль первопрохождений, однако, для начала теперь требуется в том числе построить мост. Добровольцы есть!?

Надо ли говорить, что еще один сель разрушил дорогу ниже базового лагеря. Видимо, горы намекали нам, что пора покидать гостеприимную обитель. Ну что ж, пинок получился довольно ласковый. Возможно, мы еще там побываем!
Ждем новую порцию рассказов о районе осенью – от Алексея Тюлюпо!

По тексту у меня никак не влезла часть фото, а показать хочется! Что же делать?
Ну что ж, покажу тут! :)

Одна из вершин Саук-Джайляу

Чего-чего, а с хлебом перебоев не было (см. задний план)

Бесконтрольный тур посреди очевидной дороги:))

Залитые солнцем склоны

Древняя наскальная живопись:)))

Ради таких видов ходим в горы?

А нынче еще и ради таких "себяк"! :-))

Но пора уходить!

Купание разноцветных коней!

Экономия газа! А также местный колорит:))

- Серега, опять не закрыл палатку? С тварями хочешь спать?
- А он и так будет с тварями спать, аж с двумя!

"Кто взял мои стаканы и пил из них?"

Истина где-то там!

Команда мечты:)

Загрузочный день - какое путешествие в Киргизию обходится без таких фото?!

Спасибо за то, что добрались до конца!

Елена Дмитренко
Евгений Глазунов
Сергей Глазунов
Алексей Тюлюпо

Благодарим тех, кто помогал нам на этом пути:

Альплагерь "Дугоба"

Центр экологического туризма Байкал-Эко

Актив-Маркет «Эпицентр»

Компания Petzl, без веревок которой это путешествие в прошлое было бы совсем не sweet!

А лично я хочу сказать спасибо команде krukonogi за отличный рюкзак :))

Как здорово попутешествовали!
Отличный репортаж!
Спасибо!
В записке 77г наверное- Финк, Калинин Георгий, Семенов, Мулюков Гена.
В те года узбекские альпинисты активно осваивали этот район.

Отличный рассказ

Были там в 1992 году, прошли три первопрохода - один на крутую скальную стену прямо от реки, второй - на Саук-Джайляу Восточную, 6а и третий - тоже 6а на Центральную вершину.
Последний маршрут в шутку называли "по грибы". Обе ночевки были на снежных грибах.

У нас был ваш отчет о первопроходе 92 г. на Главную вершину. А где проходит ваша линия на Восточный Саук? Мы как раз на него смотрели еще один первопроходDSC_0115

Если есть фото Восточной вершины, наверное вспомню линию нашего маршрута. Мы его подавали на Вооруженку, до классификационной комиссии, видимо, отчет не дошёл.

Очень интересно! А еще фотки стен будут? на тему микстовых первопроходов

как там зимой?

строить мост это интересно. давайте договариваться.

Добровольцы есть. Где бы деньги найти на дорогу)

Чудесные фото к классному рассказу. Азия дождливая в это лето выдалась.

Неделя палящего солнца! (только при нас, а еще сколько ДО нас было) А потом 4 дня дождя. А потом опять палящее солнце!

А вот вопрос не по делу. На участке Алайского хребта восточнее Памирского тракта кто-то что-то ходил? Когда-то один какой-то отчет мне в интернете попался. Но сейчас и его найти не смог.

Полная анархия)))Отличный рассказ))

Елена, как можно понять, лагерь у вас был на левом берегу. То есть, получается, каждый выход на вершину начинался с переправы?
И ещё: начиная читать, ожидал увидеть фотографию типа приложенной. Погода не позволила?
А тутовник, объеденный вами, наверное, тот, что недалеко от Меликсу?

Каждый выход в цирк Саук-Джайляу у ребят начинался с переправы, так как базовый лагерь стоял внизу, на зеленке.
Тутовник растет прямо на тропе по дороге к Тополиной роще - под синей (мраморной?) жилой. Боюсь, привязать его хоть к какому-то перевалу я не смогу - я там вообще преимущественно под ноги смотрела:))
Но я, простите, не поняла, почему вы ждали фото вроде того, что у вас в комментарии. Чего нам не позволила погода? Еще раз простите. И вопрос - вы первое фото в посте видели? (после картинки:))

Да... Прошу прощения, слишком быстро пролистал!
Меликсу - это заброшенный кишлак, уже на дороге, а у Тополиной рощи тутовника мы не заметили

- Видишь суслика?
- Нет.
- И я не вижу. А он там есть:))))

Душевная история и душевная компания.Фото суперические.Надеюсь увижу Лёшу в Дугобе, этой осенью)))
P.S.Не стала бы ставить на горох провинившихся(по фото он колотый), греча в данном контексте более эффективна)

Да вы знаток?! Я приму к сведению:)))))

Спасибо за отзыв:))

Да вы знаток?!
Недавно рассыпала дома пакет гречи)))Вроде все собрала, но до сих пор подскакиваю на единичных экземплярах. Весьма болезненно.

Красавчики (и красавица)! Аж завидно...

От тебя особенно приятно получить отзыв:)) Спасибо:)

В 1980 году был там на Чемпионате горы очень интересные но подходы это жуть. Мы молордые натаскались грузов. И живности этой ужас как много. Район для первопроходов классный. Молодцы.

Спасибо, Лена! За Содержательный экскурс по моим родным местам. С великому сожалению, Мулюкова (Геныча) и Семенова Анатолия (Сенечки), что из первой записки, уже нет с нами.... (((
Мулюков в молодости.
Гена Мулюков - наша молодость....

А больше архивных фото из района у вас не сохранилось? Было бы интересно посмотреть!!

Лена, сохранилось.... Пороюсь пришлю. Главным образом у Гены Проказова есть фотографии. Есть фотографии и Гани Халдарова - первого из узбекских Альпинистов взошедшего на "Ленина". Он был моим первым "выпускающим". Спасибо за этот пост!!! Он до слез, почти что, меня тронул.... Третий тост - всегда ЗА НИХ.....

Aksakal!
Ради истории стоит сказать что Финк Володя погиб через два года на п.Ленина в лавине, на метле.
А Калинин Георгий Владимирович здравствует до сих пор. Полон сил и энергии и водит новичков на Б. Чимган!
Светлая память ушедшим!
Здоровья всем живущим!

Say, я в курсе. Говорю только о тех, с кем я был тесно связан по жизни. А Жора Калинин у меня в "друзьях", в "Одноклассниках".

Спасибо за позитивчик!!! Молодцы =)

P/S. Ленка, а ты как главный редактор не признаешь фото в альбомах? ))

Аськин, честно, не вижу, в чем привилегия "главного редактора". По мне так в альбомы фото запихивают те, кому лень или по одной фото заливать, или подписывать (хотя некоторые извращаются и подписывают сами файлы - вот уж высший пилотаж!). И я признаю право людей заливать фото, как им хочется, если это не противоречит правилам сайта ! :))
Мне было не лень оставить к фото комментарии - кому будет интересно, прочитают, другие пролистают. Тут бывают посты и подлиннее:))) Не вижу проблемы, в общем!

твой вариант определенно лучше

Да я о том, как долго приходится ждать пока откроется и загрузится ВСЯЭТАКРАСОТА, ради того, чтоб почитать новые комментарии к посту =)
Но твоя правда, я согласная )

шедевр. Читал с удовольствием

Прямо-таки и шедевр:)))) За Женю не скажу, а меня в краску вгоняете!
Спасибо:)

лично мне понравился стиль и сама идея подачи материала. )))) А поскольку я тоже пишу, думаю, кое-что в этом понимаю.

Спасибо! Классный позитивный репортаж. Особенно на фоне всех последних новостей. С Алексеем Тюлюпо пообщались в Дугобе. По секрету скажу, что ему тут же прилепили прозвище "Ули Штек", так быстро он носился по ущельям. Даже бродили какие-то непроверенные слухи, что и ты в Дугобу собиралась. Но, видимо, и правда - слухи.

Елена Валентиновна, спасибо:) Нет, не слухи. Я собиралась заехать и обратно лететь 30го, но на момент покупки разница между стоимостью билетов на 27е и 30е была 7000 р и я малодушно решила сэкономить! А в Дугобе я еще однажды побываю обязательно:))

Елена, не прогадаете. Оптимальные подходы, маршруты любой сложности - к вашим услугам.))) Нужно крупно "пролететь", чтобы "прогадать".... Удачи!!! Гена Узлов Вам в помощь.

Елена, у меня претензия к заглавной картинке поста. Друзья там изображены недостаточно сумасшедшие.

Прекрасный стиль повествования, отличный альпинизм!

Спасибо!

"Все хорошо, прекрасная маркиза... и далее Много у нас диковин в ДЖАЗЕ..." 1984 г.84 саук-дж-ф

прошу прощения, а от места где села последняя машина до палаток далеко
если поехать на своей машине, есть шанс до конца доехать?

Смотря какая будет машина. Но теперь проблема еще и в том, что дорога разрушена ниже того места, где у нас был базовый лагерь. Там недалеко и не долго, но факт, чутка потаскать барахлишко придется.

Спасибо за рассказ!

Prekrassniy post, pozitivniy I foti interesnie. Spasibo.
K skazannomu Sayem I Aksakalom - 76g. na Sauke na spuske pogibla gr.Uzbekov(Tkachenko ruk-l')

Рустам!
В 1977г. погибли...после прохождения маршрута, на спуске, срыв со снежным карнизом.
Ткаченко Александр, Галяутдинова Рахиля, Вержбицкий Валерий, Горин Алексей.
На сколько я помню, по рассказам наших учителей, маршрут на Чемпионат СССР шли.
Записка от 24.06.77. а они погибли 26.06.77...значит группа Финка, была подстраховочная на гребне.
Светлая память!

Sergey, sorry, ne tu tcifru najal, konechno 77g. Rebyata shli na Soyuz.

Как здОрово!
Здесь встречается прошлое и настоящее.

Всем мира и добра!

А где есть АМ, ст.тренер, ОБ, врач - не нарываетеcь ли ? А то СТК ФАР не дремлет... в миг... Правда, ПРАВДА в кривде - как не перевернешь Правила, так и понравятся. Удачи !

Обратитесь с этим вопросом к Ручкину, который сейчас в Перу лезет. Он вам врача подскажет:)