...ПРОДОЛЖЕНИЕ.
Начало - Кавказ-2014. Горная 6-ка. Часть 1.

Дневка прошла успешно. Отоспались, сходили в баньку, на большом экране посмотрели ЧМ по футболу.

Подошли к "Баранкошу" (травянистые поляны в кармане морены с озером), оставили заброску. Выдвинулись под "Стену". Заночевали.
Кавказ-2014. Горная 6-ка. Часть 2. (Горный туризм, эльбрус, безенги, моренко)

Кавказ-2014. Горная 6-ка. Часть 1. (Горный туризм, кавказ безенги поход горная 6-ка 2014 моренко)

Летом 2014-го захотелось отдохнуть.

Отложить изучение новых районов, рытье массы описаний и проработку дорогущих вариантов транспорта-на-тот-край-света, а сходить что-то знакомое, понятное и потому не напрягающее.

Для похода был выбран хорошо известный всем участникам район - Кавказ.

Близко. Дешево. Красиво. И местами весьма сердито.

Размышления о снаряжении, питании, etc. для восхождений в высоких горах. (Альпинизм, высотный альпинизм, снаряжение, продукты)
С наступающим вас, читатели Риска – альпинисты, туристы, путешественники…
Зима – такое время, когда в призрачных идеях, мечтах и проектах начинают проявляться черты будущих экспедиций, восхождений, походов. Имею достаточный стаж в таких мероприятиях и хочу поделиться мыслями, опытом и конкретными рекомендациями в подготовке к новому сезону. Все мои умозаключения – результат долгих, сорокалетних проб и ошибок – не претендуют на абсолютность, законченную истину, но что-то, наверное, вы сможете использовать для себя и своих друзей.

На западном плече пика Ленина. Высота 6450. Фото Андрея Жарова, 2009.

Преодолевая мучительную внутреннюю борьбу и предчувствуя вполне обоснованное возмущение, я все же осмелился опубликовать прилагаемый список. Да простят меня читатели, я вовсе не собираюсь вас дразнить. И чтобы не оскорблять (до глубины души) самых обидчивых, я попытаюсь найти мягкую формулировку, а именно, вот по такому списку общественного снаряжения я бы собрал (в Центральную Азию) группу из 8 человек, если бы все экспедиционные деньги ушли на билеты и другие важные расходы. Считайте это перечнем объектов на моей антресоли. :)

Но как же его оптимизировать? Надеюсь, что это удастся, как и прежде, в результате совместного обсуждения.

В недавней статье примерно с таким же названием я опубликовал список своего личного снаряжения в летнем походе 2011 г. Это было сделано с надеждой вызвать дискуссию, получить конструктивную критику и советы, которые я мог бы использовать для оптимизации личного снаряжения к сезону 2012 г.

Дискуссия получилась очень объёмной, но главное, полезной. Как и обещал, те выводы, которые мне удалось извлечь из дискуссии, я постарался оформить в виде следующего плана по оптимизации веса личного снаряжения.

Недавно была опубликована статья с близким названием, в которой рассматривалось снаряжение для "теплых" относительно несложных походов, например, на Кавказе. Тема статьи меня зацепила, и мне захотелось опубликовать список личного снаряжения, которое я взял с собой в поход с траверсами вершин Кызылсель (6525) и Музтаг-Ата (7546).

Это вовсе не образец для подражания. Более того, публикуя эту статью, я имею чисто шкурнический интерес в получении конструктивной критики и другой информации, которую я использую для оптимизации своего снаряжения под летний сезон 2012 г.

В свете обсуждений на Риске и перед началом зимнего сезона, хотела бы предложить полезную, на мой взгляд, статью по теме НС с лавинами.

Это одна из глав учебного пособия для горно-спасательных служб Австрии, написанного старшим врачем службы, практикующим врачем скорой помощи - Dr. Elsensohn

Статические испытания различных вариантов схватывающих узлов.

В последнее время возникает много дискуссий на тему «прусика», схватывающих узлов… Мы решили также начать исследование этого вопроса.

Высотная ретинопатия и прочие аспекты влияния высоты на сетчатку глаза (Альпинизм)
Мы все достаточно неплохо осведомлены об основных проявлениях горной болезни, таких как снижение работоспособности, аппетита, головные боли, отеки легких и мозга, снижение иммунитета, мозговой деятельности и терморегуляции организма и т.д. При этом ни в литературе, ни в рассказах наших старших товарищей практически не освещены вопросы влияния высоты на органы зрения человека.

...тут кто как умеет,
мне важно увидеть восход.

В.Высоцкий.

На мой взгляд, альпинизм - это концентрированное проявление личной свободы. Лезешь, куда хочешь, как хочешь, с кем хочешь. Хочешь - лезешь, не хочешь лезть - спускаешься или вообще не выходишь. Можешь консультироваться с кем угодно, собирать информацию, какую надо, в конечном счете - это твое решение, куда, как и с кем лезть.

Оборотная сторона свободы - ответственность. Если не поддерживаешь свою физическую форму, если не хватает технических и тактических навыков, даже если элементарно не повезло - это твои поломанные руки и ноги, обмороженные пальцы, а иногда и потерянная жизнь.

Тогда почему же мы то и дело слышим или читаем "нас не предупредили", "нам не рассказали", "МЧС не прислал СМС" и т.д..
Можно понять мать, потерявшую сына, пытающуюся применить к альпинизму привычную меру вещей.

"ЭКС" О НЕСЧАСТНОМ СЛУЧАЕ НА ГИДАНЕ (Альпинизм, нс, чс, мчс, фар, спасательные работы, безенги, лавины)

Вот уже 1, 5 месяца тема трагедии под склонами Гидана находится в фокусе внимания общественности, вызывая самые противоречивые оценки и комментарии.
Казалось бы, парадоксально, но факт – достается и правым, и виноватым. Тем, кто находился в центре событий, стараясь помочь нуждающимся, и тем, кто вообще весьма отдаленно имел отношения к этим событиям.
Сообщество не ищет компромиссов. Каждый смотрит на мир со своей колоколенки и если ему кажется что земля плоская и стоит на трех китах, его ни за что не переубедишь, что она круглая , какие учебники не подсовывай. Не нужны человеку чужие учебники – он сам себе пуп земли. И этот пупизм последние годы имеет характер тенденции. Ярко проявившейся в постсобытийных обсуждениях НС на Гидане.
Что можно добавить к этому чертополоху мнений?

Часть II. Специальные системы и устройства для страховки двух человек.

I. Система страховки «Тандем Прусик». Рис. 1.

1. В конце 1980х – начале 90хгодов только один способ страховки успешно прошел многочисленные испытания и показал наиболее близкое соответствие параметрам, разработанным для СУ, предназначенных для страховки двух человек (см. п. 1.12., Часть I):

Этот способ называется страховка «Тандем Прусик» (Tandem Prusik Belay).
В начале 1990х в Канаде и США, а несколько позже и в Новой Зеландии, система «Тандем Прусик» была принята на вооружение спасателями в качестве основного рекомендованного способа страховки при спуске/подъеме двух и трех человек.

Система «Тандем Прусик» состоит из двух компонентов:
● Двух схватывающих узлов, сделанных из петель 8мм репшнура разной длины, через которые выдается или выбирается страховочная веревка.
● «Плавающего» узла «Радиум» (см. рис. 4), который служит для крепления петель к станции.
● В качестве схватывающих узлов применяются только классические узлы прусика в три оборота (см. рис. 1,2).

Способы и средства страховки при спуске и подъеме двух человек. Часть II. (Альпинизм, техника страховки, спуск пострадавшего, спасательные работы, альпинизм)

Рис. 1

Способы и средства страховки при спуске и подъеме двух человек на сложном горном рельефе. Опыт зарубежных спасателей. Часть I. Ф. Фарберов 2010г.

Способы и средства страховки при спуске и подъеме двух человек. Опыт зарубежных спасателей. (Альпинизм, спуск пострадавшего с сопровождающим, спасательные работы)

Вокзал для двоих. Интервью с альпинистом спасателем. (Альпинизм, донецк, вертикаль, спасатель, мчс, кавказ, эльбрус, альпинизм)

Владимир Гончар незадолго до отправления на Кавказ, декабрь 2009

Организация эффективной и безопасной акклиматизации. (Альпинизм, высотная адаптация, горная болезнь, горная школа, акклиматизация)

Вчера я прочитал лекцию в Горной школе МАИ. Надеюсь, она будет полезна альпинистам и горным туристам, да и вообще всем любителям гор.

Спуск пострадавшего с сопровождающим по сложному горному рельефу подручными средствами. Ф. Фарберов. 2009г.

Часть III. Спуск спасателя с пострадавшим по закрепленной веревке.

Во время спасательных работ силами малой группы (1-2 спасателя) не всегда возможно организовать спуск пострадавшего с сопровождающим по наиболее безопасной схеме, так как это описано в I и II части (см. http://www.risk.ru/users/fedor/6788/ и http://www.risk.ru/users/fedor/6883/).
В первую очередь это относится к ситуациям самоспасения в двойке, когда состояние травмированного альпиниста требует спуска с сопровождением. В этом случае необходима организация одновременного спуска спасателя с пострадавшим по закрепленной веревке.
Основной способ организации такого спуска показан в этой главе.

Рис.1

Спуск спасателя с пострадавшим по закрепленной веревке. (Альпинизм, спуск пострадавшего, подручные средства, спасательные работы, альпинизм)

Во время проведения спасработ подручными средствами силами малой группы (2-4 человека) ресурсы спасателей ограничены.
В таких случаях далеко не всегда возможно организовать спуск пострадавшего по наиболее безопасной схеме, так как это описано в первой части
(см. http://www.risk.ru/users/fedor/6788/).

Одна из типичных ситуаций при работе малой группы с ограниченным набором снаряжения - это невозможность организовать две надежных независимых станции для страховки и спуска.

Что делать, если имеющееся снаряжение и рельеф позволяют организовать только одну станцию?

I. Последовательность действий при спуске пострадавшего с наращиванием
веревок с использованием двух тормозных устройств. Рис. 1-5.

● Способ, приведенный ниже, позволяет производить наращивание веревок силами одного спасателя.
● Данная схема работает при использовании любых тормозных устройств, а также при спуске на одинарной и двойной веревках.
● При наращивании двойной веревки, рекомендуется связывать каждую пару веревок отдельным узлом. В этом случае меньше вероятность заклинивания связочных узлов в трещине, чем при связывании веревок одним большим общим узлом.
Связывающие узлы необходимо разнести по длине веревки.

Наращивание спусковых веревок при транспортировке пострадавшего (Альпинизм, альпинизм, спасработы, подручные средства, спуск пострадавшего, наращивание веревок)