Вокзал для двоих. Интервью с альпинистом спасателем.
Интервью записано В. Моисеенко на железнодорожном вокзале районного центра Ясиноватая, откуда Владимир Гончар отправлялся к своему месту работы, в Приэльбрусье.
- Володя, с какого года ты работаешь спасателем?
- С девяносто шестого. В июне я устроился на пробные три месяца в контрольноспасательный пункт Шхельда. Отработал лето, поехал домой и с декабря девяносто шестого, тринадцать лет я уже там. Ну а , скажем, первые спасработы - это восемьдесят пятый год. Это не было работой спасателя - в принципе, любой альпинист в советское время обязан был принимать участие в спасработах. Я тогда был альпинистом третьего разряда. Это было на Ужбинском ледопаде.
Тогда была совершенно другая система подготовки спасателей. Были инструктора, спасатели - они находились на контрольноспасательном пункте. Они закрывали район, организовывали все это дело и мобилизовывали всех, кто был живой, всех, кто мог принять участие в спасработах в этом районе. Сейчас все по-другому. Есть спасатели-профессионалы и все надеятся на это, особенно буржуи. С поляками у нас постоянная беда.
-С поляками альпинистами?
Да, была ситуация... Как-то привезли ребята из Ивано-Франковска польских городских спасателей и идут на Эльбрус. Дня за два до их восхождения происходит срыв двух росийских альпинистов (в районе скал Пастухова они вылетели на лед, на камни). Один в тяжелом состоянии, один побитый - но довольно-таки легко отделался. Мы поднимаемся к ним, упаковываем, спускаем вниз. Упаковываем в акью (сани в виде большого корыта, предназначенные для эвакуации пострадавших в горной местности ред.), а акья какая, ты же видел: пластиковая - по льду везешь, как на саночках. Эти наблюдают поляки. А в городе та же акья используется на колесиках на резиновых. Естественно, мягкий ход, более щадящее отношение. Ну, и потом, как мне передали, критические замечания со стороны поляков были: "Если бы мы так обращались с пострадавшими, нас бы уже давным давно уволили".
На следующий день они идут на восхождение: их было 14 или 15 человек. Кто-то там срывается под вершиной, травмируется. Вот эти все 14 человек оставляют с ним доктора, запаковывают пуховками, спальниками и валят все вниз, оставив человека там в непогоду. Нас вызывают. Вышли в 6 часов вечера, всю ночь сильная непогода, шли по GPS - в 12 были у него, в 6 утра мы были на скалах Пастухова. Влажность офигенная, видимости ноль, на палки телескопы (трекинговые палки ред.) нарастало сантиметров по пять в толщину. Я к чему веду? Что мешало этим 14 спасателям-полякам? Мы в восьмером транспортировали их товарища вниз. Они находились уже на месте, не тратя сил, они могли спустить человека вниз. Тем более - его вниз спустили, а он поднялся и пошел пешком.
- У нас какой-то негатив сейчас пошел.
- Нет, нет, нет - это не негатив, это отношение к спасработам. Я к чему это все вел? Не надо ждать, не надо считать спасателей ангелами, которые моментально прилетят и сделают все за тебя. То есть за жизнь бороться нужно до упора. Давай рассмотрим, что происходит. Вот поступил сигнал - мы, такие же люди, тащим туда кучу барахла. Обычно для того, чтобы вытащить человека наверх не 40 - 50 метров веревки надо, а мотки 200 - 300 метров, груза немеряно. Здоровья и аклиматизации обычно хватает, чтобы подойти быстрее, чем обычный рядовой восходитель, но мы не прилетим на крылышках. Подходы по 7 -8 часов, потом на стене работать. Если же в твоей группе пострадавший, ты находишься где-то на маршруте. Нужно начинать спасработы самостоятельно, мы прийдем, мы поможем, но это будет через 7-8 часов, а иногда 10-12, потому что техники нет. Вертолеты - это эксклюзив. Почему? Это не комне вопрос. Мы делаем то, что можем и чем можем.
- А что является боекомплектом спасателя?
- Нет такого. Есть норматив: мы должны выйти через столько-то минут, но обычно это все максимум через два часа. Почему? Потому что мы не по сменам работаем. У нас пятидневка восьмичасовая. Люди же страдают обычно во второй половине дня, статистика такая, либо к вечеру, либо ночью куда-нибудь влазят. Команде спасателей надо собраться. И ты ж не знаешь с ночевкой или без ночевки, на сколько ты выходишь. Сутки можно перетерпеть в обычном снаряжении без бивака, а если ты взял бивак - это дополнительно на каждого килограмм по десять снаряжения. С биваком скорость замедляется, на легке все это быстрее. И очень важным является то, какая информация пришла. Полнота информации позволяет оценить, с чем идти, кто там есть. Мы просим: регистрируйтесь. Зачем? Затем, чтобы связь была с группой. Ты знаешь: вокруг столько-то групп и можешь попросить посодействовать, если кто-то находится рядом - это не 7 часов идти.
- А ты можешь дать последовательность действий, которые нужно выполнить приехавшему к вам в Приэльбрусье.
- Регистрация для всех - это понятно. Граждане другого государства в трехдневный срок обязаны зарегестрироваться в органах МВД. Дальше: чаще всего горы находятся в погранзоне, поэтому пропуск в погранзону. Эта возня с пропусками ведет к "смерти" этого района, потому что люди уже подумают, прежде чем тратить кучу времени на это оформление, ехать туда или нет. Погранцов это не интересует - они выполняют свою задачу. Сделать пропуск в погранзону проще всего, послав отсюда исходные данные на факс погранотряда, - по приезду без лишней траты времени вы получите готовые документы. Дальше: просьба регестрироваться у нас в спасслужбе. Это не говорит о том, что мы вас будем по-другому спасать, чем других. Мы будем спасать всех, от кого получим сигнал. Но это дает нам возможность лучше контролировать ваши передвижения. В случае, если вы даже не выйдете на связь, мы будем знать, где вы находитесь и куда нам идти. Второе: как я уже говорил, если группа по соседству терпит бедствие, мы оцениваем кто находиться рядом и может оказать помощь. Либо вы окажете, либо вам. Мы сможем скоординировать эту работу. Нужна подготовка: возможно, это должно быть первым в списке. У нас часто бывает: приехал турист, посмотрел на горы и воспылал любовью к Эльбрусу. Господи, вершина - вот она, за пару часов добегу. Такое отношение просто неприемлемо: столько их там остается и столько нам работы подкидывают. Горы надо уважать, к горам нужно относиться серьезно. На кону жизнь, поэтому играть в рулетку довольно опасно. Вот основные принципы: серьезный подход и организационные вещи.
- А аптечка? Что-то с собой надо иметь на всякий случай?
- Люди обычно как-то готовятся. В этом и есть серьезность подхода: медицинское, техническое обеспечение и за здоровьем следить. Больным не выходить - потому что подставляешь всю группу. Тонкий нюанс: к примеру, мы не имеем права оказывать медицинскую помощь в объеме уколов, вливаний. Перевязки, таблетки - это может быть. У нас на КСП никто не имеет медицинского образования, сдаем мы все на уровне фельдшеров, но юридически мы не имеем права оказывать вот такую медицинскую помощь под скалой, как, например, капельницы. Хотя, если человек рядом умирает, идешь на все, чтобы вытащить его оттуда. Я к чему это веду? К тому, что люди в группе находятся в той же ситуации: юридически они не имеют права делать медецинские вмешательства, а если товарищ погибает, то они обязаны это все делать по совести, скажем так.
- Предусмотрено какое-то наказание?
- Да, да - смерть по неосторожности или что-нибудь такого плана.
- Это ведь уголовная ответственность.
- Да, я думаю что лет пять-шесть можешь схлопотать. Например откуда ты, не медик, знаешь, что делать? Как нужно обезболивать, от чего может быть аллергия? Тут много нюансов. Лучше всего в группе иметь врача. Врач-альпинист - это всегда на вес золота.
- Если что-то произошло, какие действия должны предпринять члены группы?
- Мы всегда даем частоту, на которрой работает станция. Станция находится на КСП в постоянном приеме и в коридор выведена громкая связь. Частота 164.450 Mhz. Если кто-то выходит на связь ночью и подает сигнал бедствия - услышит все КСП и все проснутся моментально. Почти на всех горах вплоть до границы работает Мегафон. Я проверял. Телефоны - пожалуйста: у нас вывешены телефоны мой, начальника, оперативного дежурного, который тоже дежурит круглые сутки.
Предположим, произошел несчастный случай в группе. Первое - нужно обезопасить себя и пострадавшего от опасного фактора, уйти из зоны камнепада или ледопада. Далее сообщаете нам. Дальше все зависит от состояния пострадавшего - я уже говорил, что до вас нам еще нужно добраться. Хорошо если есть верторлет, мы его вызываем. А вот пилоты - есть - нет? Летная - не летная погода? Вертолетом долететь в любую точку - это 15-20 минут.
- А вертолет - это услуга бесплатная?
- Да. Все спасработы производятся за счет МЧС России.
- А страховаться нужно, когда в горы идешь?
- Страховка не требуется, я не знаю причины, по которой мы не работаем со страховыми компаниями. Мы бюджетная организация и не имеем права работать со страховыми фирмами. Нет отработанного механизма привлечения страховых средств. Поэтому мы не требуем наличие страхового полиса. Для вас же, людей занимающихся эктремальными видами спорта, я считаю, это необходимо. Медицинское обслуживание в другом государстве может влететь в копеечку.
Вернемся к действиям при несчастном случае. Убрать людей из опасной зоны. Сообщить нам. Оказать первую мед помощь и оценить, пригоден ли потерпевший к транспортировке. Есть масса травм, при которых человек не транспортабелен. В этом случае разбиваете бивак и готовитесь ждать сутки- двое, в зависимости от того, насколько далеко вы забрались. Если человек транспортабелен, начинайте работать. Надо бороться за жизнь, чем быстрее вы его спустите, тем лучше. Мы сразу начинаем работать снизу: получаем сигнал, собираем вещи, оцениваем ситуацию и выдвигаемся.
- А врач у вас есть?
- Есть врач в соседнем ущелье, в Адыр-Су. Он выходит по мере надобности. Он может делать уколы, он все может делать. Мы тоже делаем, но только в случае крайней необходимости. Жизнь человека на кону и другой никто не поможет. Беда в том, что другие члены группы испытывают стресс: вот товарищ истекает кровью - и люди приходят в растерянность, это понятно. Хорошо, если в группе есть опытный товарищ, который все организует. Нельзя опускать руки: сцепи зубы и борись за жизнь - свою и товарища. После будешь разбираться, эмоции выплескивать.
- Какие основные причины травматизма в горах?
- Раньше проводился анализ несчастных случаев. Интересная картинка получалась: пару процентов из всех случаев не зависели от действий самого прострадавшего. Обычно это все - человеческий фактор. Лавины человека не ищут, человек сам ищет лавины. Он пересекает лавиноопасные склоны, он ходит там, где ходят лавины. Не ходи по путям - не собьет поезд. Так и здесь: если тебе надо пересекать - пересекай по правилам. Есть правила поведения на лавиноопасном склоне, есть правила поведения в лавине. Есть правила, по которым формируется эта лавина. Ты выходишь на склон - ты обязан знать правила, по которым ты играешь. Лавинная безопасность, камнепады, правила горного рельефа, какие опасности там поджидают...
Старая школа была "Step by step" - шаг за шагом - и все осваивали потихоньку, помаленьку. Не было такого быстрого роста. Сейчас люди за год делают мастера спорта, выигрывают чемпионат России по альпинизму. Хорошо, что он скалолаз классный, но он то не знает правил игры. Даже если теоретически и набрался где-то слегка, то практических наработок у него нет и человек рискует очень сильно.
- В канун Рождества хочется услышать истории, подтверждающие реальность чуда. Случалось, что люди потерпели бедствие и несмотря ни на что выживали? Помнишь когда-то с пика Вольной Испании упал человек?
- Молдованов. Шура Молдованов улетел. Это описаный случай. Они тогда то ли в Шхельде, то ли в УМЦ жили. Он улетел, второй остался на стене - я не помню кто (Зайцев Володя из Запорожья ред.). В связке работали, веревку по-моему перебило - и он улетел вниз. Второй выходит на связь и говорит: у меня такое-то . И вдруг видит, что "клиент" поднялся и пошел, парень уходит по леднику. По-моему, перелом руки только был у него.
- А что-нибудь аналогичное еще было в Приэльбрусье?
- Настолько вот, чтобы падение на такую глубину, я не помню. Есть у нас такой летописец спасательскоальпинистский - Клестов Валера из Киева. Он был старшим инструктором КСП в то время. Есть книжка где он это описывает. То, что я знаю: на чудо надеятся - это последнее дело. Потому что чудеса случаются очень и очень редко. На то они и чудеса.
- А этот парень с Вольной Испании, с какой высоты он упал?
- Я думаю, метров 400 - 500 он пролетел. Там получилось, что он в снег упал, а дальше - выкат. Интересное положение: стена стоит, и к ней подходят лед снег, большие наклонные поля. Ему повезло. Подобные случаи встречаются в литературе.
- Глупые случаи, видимо, случаются чаще, чем чудеса?
- Глупые?.. Был случай, когда человек улетел со снятыми штанами со стены. Хотел покакать, систему рассупонил, и получилось, что система осталась на стене, а он улетел со снятыми штанами вниз. Глупейший... А когда смерть и глупость это все не очень стыкуется.
А вот люди, которые спаслись чудесным образом... Где-то год восемьдесят седьмой, надо уточнять, чемпионат Украины, по-моему, в зимнем классе, восхождение. И группа (по-моему, Гончаров Леха был) шла на Донгуз-Орун, кажется. Ушли, пропали со связи, начали спускаться на ту сторону и пропали...
- Это в сторону Грузии?
- Да, но там, когда спускаешься с вершины, надо идти по той стороне, а потом, пройдя немного, повернуть направо. По гребню очень тяжелый проход и до перевала надо идти по обратной стороне, а потом через перевал на эту сторону. Они проскочили этот поворот и ушли не туда. Долго-долго топали, выживали - выживали неважно. С этой стороны поиски организовывают. Вся сборная ищет. Ищут пожарные, ищет милиция - ничего не находят. И, я не помню, через сколько дней, - по-моему, Виктор Яковина едет в Киев сообщать родителям о том, что ребята пропали и их не нашли. И в этот момент в Минводах их встречает на вокзале - голодных, ободранных, без копейки денег. Они каким-то образом добрались до вокзала. Вот такая ситуация.
- А я помню историю, как какой-то иностранец с Эльбруса в другую сторону ушел.
Этих историй море, насчет того, что уходят. Мы как-то немца искали. Я по-немецки более-менее разговариваю - учил, потом в стройотряде был и общаюсь с немцами довольно часто. Здесь приходит информация: дедушка с вершины ушел и не пришел. То есть не пришел немец. Начинаем искать: срочно вертолет вызываем, взлетаем и тут мне по связи передают: садитесь, мужик пришел. Я потом с ним разговаривал - что оказалось? Он поднялся на вершину, начал спускаться, до седла дошел - и ушел на Север, сам, один.
-Умышленно?
- Нет. Я спрашиваю: что такое? Он говорит: "Ich been dumpkopf", дурная голова, почему? - "Я не соображал, что происходит". То есть горняшка плюс сероводород - и парень просто поплыл. Ему везло всю дорогу - он прошел по трещинам и нигде не провалился. Спустился вниз и услышал лай собак. А собаки на Кавказе сам знаешь какие.
- Да, поймают и съедят!
- Да, ха-ха! Они там медведя съедают на завтрак. Так вот, услышал пастух и отогнал собак, а его сразу же, не снимая "кошек", посадил в машину. Машина шла до Тырныауза. Он приехал туда, взял такси и, пока мы взлетели с утра на вертолете, он уже был у нас на КСП. Приходим, а он в тех же "кошках" сидит чай пьет.
- И сколько это у него заняло времени?
- Сутки. Он пропал за день перед этим и сутки не снимал "кошки".
Был случай с греком. Как раз когда Витюк пропал, в этот же день пропали два грека. Шестьдесят два года мужик и молодой. Молодой пересидел, вырыл яму и пересидел. Потом пришел. А дедушки нету. А мы как раз на четверку выходили с Розиным.
- Это на МНРах?
- Нет, Коржовская четверка на Чегкт-Каре со стороны Турьих озер. Только подошли, за скалы взялись, нам командуют: "Спускайтесь вниз, пропавшие люди". Первая группа ушла наверх на поиски, а я со второй группой попадаю на вертолет. Значит, вылетаем вертолетом, а пилот без права посадки выше трех тысяч, мы можем только просмотреть. Летаем, обнаруживаем тело, лежащее на спуске в сторону Хотютау с Западного плеча Эльбруса. Лежит тело, раскинул руки, вверх по склону головой. Пролетаем над ним раз пять на высоте сорок метров. Сесть не могли, потому что пилот не имел допуска. Тело не шевелится.
- А зависнуть и дюльфернуть нельзя было?
- Можно. Но пилоты горные почему-то не хотят работать с веревками. Веревки могут попасть в винты, там есть нюансы. На сурах спускаемся. Сур - это специальное устройство для спуска по веревке, но чаще всего в горах - посадка, зависание с выпрыгиванием.
Вобщем, тело не подает признаков жизни. Передаем на базу: "Видим тело там-то и там-то. Признаков жизни не подает", а у группы греков - там их было много - вечером траур: вино, сиртаки, как положено.
- В смыле, танцы?
- Ну да, сиртаки! А мы в этот же день поднялись на канатке в приют и с утра нас на ретраке подняли до пяти тысяч метров. И мы с утра быстренько под Западную вершину траверсируем, выходим на то место, где мы его видели. Тела нету. Тело ушло, следы кругами натоптаны, натоптаны, а тела нету. Начинаем искать и Гумуляй случайно так выглядывает за перегиб и видит, как в кино: человек упал, соскользнул метров пятнадцать и повис на таком сбросе, метров триста дальше лететь, а он по пояс лежит на полке, а остальное висит туда. В кино такое часто показывают. Я к нему спустился, упаковал, вытащили наверх дедушку. Трое суток на нем был гортекс, термобелье легкое и фляжка с водой. Вот так дедушка шестидесяти двух лет на Эльбрусе выжил, ходил, боролся и выжил.
- А ты не помнишь, куртка какого производителя была?
- Ха-ха-ха, не помню, не важно. Значит, дальше - вытаскиваем его наверх. Дедушка пришел в себя немного и говорит: "Я умирать собрался, а тут ангелы прилетели". Передаем на базу: нашли вашего мужичка, тащим вниз. У греков: радость, вино, сиртаки - ну, как положено, все.
- Так а как он туда сорвался? Ночью ходил что-ли?
- Он настолько устал, что, когда мы летали, он просто не слышал, как вертолет грохотал. Выключился: солнце пригрело - и мужика разморило, заснул. Он очнулся и кругами ходил проход искал- там трещин много и он пытался пройти. К краю подошел: видно, заглядывал - и ушел вниз с карнизом. Он соскользнул, но дедушке сильно везло. Обычно у людей меньше везения.
- Еще не будучи спасателем, ты допускал ошибки, от которых сейчас предостерегаешь других?
Человек не автомат и ошибки он всегда допускает. Их можно минимизировать только за счет опыта. Иногда приходится рисковать, когда выхода нет: ты выходишь на лавиноопасный склон, понимаешь, что опасно, но деваться некуда. Бывало, на соревнованиях закрутился - смотрю, а я стою без самостраховки, такое тоже бывает. Все на автомате и иногда автоматические действия дают сбой.
Пресс-служба ЭЦ Вертикаль 27.12.2009
Копирование статьи целиком или ее части другими ресурсами разрешено только с указанием прямой активной ссылки на наш сайт http://vertikal.biz
265
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Спасибо, земляк!
спасибо большое!
Вертолету лететь 20 минут.
Но то, что он прилетит за 20 минут после вызова никто не обещал...)))
- Страховка не требуется, я не знаю причины, по которой мы не работаем со страховыми компаниями. Мы бюджетная организация и не имеем права работать со страховыми фирмами. Нет отработанного механизма привлечения страховых средств. Поэтому мы не требуем наличие страхового полиса. Для вас же, людей занимающихся эктремальными видами спорта, я считаю, это необходимо. Медицинское обслуживание в другом государстве может влететь в копеечку."
Зарубежный опыт показывает очевидную пользу страхования. При несчастном случае в отсутствии страховки стоимость качественной медицинской помощи оказывается много выше. У нас в стране добровольно страховаться привычка не укоренилась пока. До качественной, эффективной, по-настоящему высокотехнологичной медицинской помощи тож пока далековасто. При тяжелой травме ценно время. Каждый упущенный час сокращает шансы на выживание. Поэтому важна не только качественная помощь, но и своевременная, связанная с эвакуацией и экстренной медициной. Еще один фактор - "авось" пронесёт. Еще один фактор - стоимость спортивной добровольной страховки, которая может быть сильно дороже обычной добровольной страховки. И это при том, что масса заработанных средств, своих "кровных", уходит на снаряжение, организацию и проведение спортивного предприятия. Альпинизм занятие недешевое, особенно высокого класса. Ранее, во времена СССР, профессиональный альпинизм финансировался за счет государства, профсоюзов, предприятий, спортивных обществ. За рубежом альпинисты, как правило, если и не чрезмерно богатые, то, во всяком случае, очень обеспеченный народ.
Приведу цитату из статьи "Полис с приключениями" (ссылка не для рекламы, но предъявить обоснованную точку зрения страховой компании): "Если Вы любите экстремальные виды отдыха..., Вам следует поставить об этом в известность страховую компанию заранее. ...Если о своем намерении рисковать клиент не предупредил страховую компанию, решив сэкономить, то травма на горнолыжной трассе или при падении с дельтаплана страховым случаем считаться не будет...", "Страховка для экстремалов в два-четыре раза дороже обычной международной страховки. К самым дорогим спортивным увлечениям страховщики относят альпинизм, парапланеризм и парашютизм".
А создать такую компанию с нуля - на деньги страховых невозможно - столько денег у них нет. да и их этот рынок не интересует.
В Европе спасательные службы создавались государством и на гос деньги, а выплаты страховых только покрывают текущие расходы.
Так, что можете платить страховку - но спасать быстрее и качественнее в России вас не будут. :((( увы таковы реалии
А что касается последнего вывода - вот это по делу, спасибо.
Но... но... но...
Читать внимательно договор нужно.
Я был руководителем одной из поисковых групп, нас с вертолета выкинули тогда на плечо Донгуза и мы несколько дней занимались поиском ребят или их следов на вершине, гребне и склонах. Ну а когда они нашлись - долго жили вместе, слушая их воспоминания. Вообще, история длинная, но достойная пера Джека Лондона, что-то типа его "Воли к жизни". Немного её описал Клестов, но у него, к сожалению, не показаны ни трагические, ни смешные стороны спасения. Как нибудь набирусь сил и терпения и изложу.
И поменьше работы в праздники )))
Андрей Енацкий. Новочеркасск.
удачи, здоровья, всего наилучшего ))))
сказал как в лужу пукнул
С уважением отношусь к спасателям, они выполняют действительно очень нужную и важную работу.
Я больше любитель, чем профессионал в горах.
Вот еще недавно читал статью "Смерть на Эвересте", где в том числе рассказывалось о гибеле супружеской пары – Сергей Арсентьев и Френсис Дистефано. вот ссылка http://alp.org.ua/?p=3598
хотелось бы напомнить, что уголовная ответственность за "причинение смерти по неосторожности" наступает при наличии вины, когда человек осознавал опасность своих действий, но легкомысленно допускал, что не будет последствий (например: пилил под домом дерево, а оно упало и придавило соседа).
при этом всем необходимо помнить
УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 124. Неоказание помощи больному
1. Неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного, -
наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев.
2. То же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть больного либо причинение тяжкого вреда его здоровью, -
наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Статья 125. Оставление в опасности
Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, -
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
все эти статьи имеют практический смысл только для врачей пожарных спасателей - для просто гражданина - только смерть по неосторожности.
за все остальное в случае смерти или инвалидности или др. проблем со здоровьем - в суд - ибо спасатель права не имеет - если не врач
А спасатели обязаны это делать.
Да еще про оставлении в опасности, это однозначно относится к любому проводнику любой экспедиции. Если докажут, что ты собрал людей пойти в лес, завел в болото, и ушел - это статья 125.
Новая автомобильная аптечка, которая будет введена в действие с 1 июля 2010 года, будет стоит в несколько раз дешевле и отвечать всем европейским нормам. Об этом заявила сегодня на пресс-конференции директор департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития РФ Ольга Кривонос.
"Новая аптечка будет по стоимости гораздо ниже, - проинформировала она. - Мы просчитали стоимость одной аптечки, она получилась около 60-100 рублей". В настоящее время средняя стоимость автоаптечки в России примерно 320-350 рублей. Удешевление пойдет за счет отсутствия в новой аптечки каких-либо лекарственных средств. Там будут присутствовать только перевязочные материалы и средства для поддержания дыхания. По мнению специалистов, именно этот состав необходим для оказания первой помощи людьми, не являющимися медиками.
В состав новой аптечки войдут шесть бинтов различного размера, ножницы с загнутыми концами, несколько жгутов, пять разновидностей пластыря, салфетки для перевязки, средства для искусственного дыхания.
большинстве европейских стран в автомобильных аптечках уже давно нет лекарств. Туда входят только средства для перевязки и оказания первой помощи. Теперь так будет и в России. С 1 июля 2010 года в обязательном порядке автомобили должны укомплектоваться новыми аптечками. Это направлено на совершенствование оказания первой медицинской помощи и сокращение количества неблагоприятных исходов при дорожно-транспортных происшествиях за счёт оказания своевременной и адекватной первой помощи, которая может проводиться в том числе водителями транспортных средств. Лекарства, которые обязательны в существующих ныне автомобильных аптечках, признаны нецелесообразными, потому что их следует применять после проведения диагностики и консультации врача. Иначе можно только навредить пострадавшему. Другое дело – большое количество перевязочных средств и ножницы. Этим может воспользоваться любой человек, знакомый с азами первой медицинской помощи.
http://belkmk.narod.ru/apteka.htm#_9
и следующий вопрос - есть факты судебных дел про оставление в опасности - или это дохлая статья?? ИМХО - типично дохлая
Поменьше работы и побольше отгулов в наступившем.
это Ваша (спасателей) обязанность знать пределы оказания помощи.
Да, действительно, Приказом Минздравсоцразвития РФ от 08.09.2009 N 697н из перечня автоаптечники исключены некоторые лекарственные средства, но не все. Да и это не имеет отношения к вопросу.
ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН
Статья 19.1. Оказание первой помощи
Первая помощь оказывается гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, до оказания медицинской помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными ее оказывать по закону или по специальному правилу и имеющими соответствующую подготовку (сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, водителями транспортных средств и другими лицами).
Примерные программы учебного курса, предмета, дисциплины по оказанию первой помощи, а также
перечень мероприятий по оказанию первой помощи разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.
Вы должны знать вот этот перечень мероприятий именно для спасателей.
Я пока его не нашел, но еще раз земечу, это не моя работа.
Так, что читайте и просвящайтесь
Я не просвящаюсь по каким-то комментариям в интернете. ....и похоже, что вообще никак
прежде чем хамить и указывать незнакомым Вам людям,что им надо делать ,разобрались бы хотя бы в элементарных терминах.
Первая помощь - это именно перевязать,наложить шину, максимум провести СЛР. Этому и учат на курсах первой помощи - сходите и узнайте. Ни то что,про уколы, а даже про таблетки в этих курсах ни-ни.Потому как таблетки назначить может только врач (и не фельдшер, и ни медсестра). То что делается в реальности при ЧП людьми, не имеющими медицинского образования, - это на свой страх и риск
Первая медицинская помощь (о ней речи в приведенных выше документах вообще нет) - оказывается по определению индивидуумами с медицинским образованием. Вот там уже могут быть таблетки ,уколы, капельницы и т.п.
и насчёт вертолёта это не глупость, а реальность, существуют конкретные цены, почасовая оплата в зависимости от вертолёта!!!
а) МЧС России
б) страховая компания
в) пострадавший или его близкие
г) другие люди или организации
в России за спасработы платит МЧС т.к. летают вертолеты МЧС - если у МЧС в этом месте вертолета нет то возможны варианты - но чаще всего , даже если МЧСного борта нет - договариваются с местным бортом и платит МЧС.
Этот процесс не быстрый - но и договориться со страховой авиаотрядом и т.д. это тоже не быстро. уже писал - дело упирается в наличие компании, которая обеспечит быструю и профессиональную помощь - спасение. У нас таких нет
Почасовая оплата и цены естественно существуют :)) это для "спасателя"
Старая спасслужба мне лично нравилась больше. Обязательная регистрация (попробывал бы хто без разрешения начспаса выйти на восхождение, это называлось ходить "по черному"), у руководителя групы рация ( выдана на в КСС), позывной групы, конрольное время связи с групами, координация всех находящихся в районе груп, поддержка связи через соседние групы, да много чего. Ни года не было без спасов, привлекались все. Отсутствие постоянной связи с группами является основной проблемой. Работа на постфактум.
Однако, и в таких условиях, дело нужное и благородное. Всех спасателей с рождеством.
Все-таки альпинизм и хождение строем это разные вещи.
Вот это и есть «хождение строем»
Кто не заботится — будет посылать гонца до спассужбы или ближайшей точки связи.
Только предоставьте людям возможность САМИМ решать.
Кстати, эти "неразумные" и на головы "разумных" могут спустить камни или лавину. Не слишком ли дорогая цена?
Во всем хороша золотая середина. Никто не призывает ходить в горы взявшись за ручки или стройными рядами, но элементарное правило регистрации на ПСС должно быть обязательным.
Ой ли? При наличии лицензии с позывным думаю не составит проблемы договориться с пограничниками (пропуск-то все равно оформлять надо).
>"Гонца" можно послать на пешеходке, на стене разве что парашютом.
Пошли на стену без рации и без наблюдателя под стеной? Они явно не хотят, чтоб их спасали.
>Оказать первую помощь соседней групой вообще перспектива туманная.
А своя группа не умеет ПМП оказывать?
> наблюдатель под стеной, Вы правы ( при наличии рации, фальшфееров или ракет) ( контрабанда-с енд турма сэр).
>Оказать первую помощь соседней группой - это . пардон. не первая медпомощь, это когда начспас снимает с маршрута одну или несколько соседних групп на помощь группе с пострадавшим.
В отношении "естественного отбора" и разделения ребят на "четлан" и "пацаков", если б, в свое время, так рассуждалось. то некоторые. которые любят умничать в сейчас чате, давно бы ...
А вы попробуйте делать это не за два дня до выезда,а в сроки обусловленые законом.Иначе получится как в прошлом году у некоторых с пропусками-регламент приняли в ноябре 2008,предупредили,в том числе на РИСКе в марте\апреле,а проснулись получать за два дня или в день приезда.Немудрено сезон сорвать.
P.S. Постоянно вожу с собой от 3-х до 5-и радиостанций.Одну на диапазон 134-174 Мгц и 2-3 безлицензионки на 430-470.Документы обязательно к каждой.Пока проблем ни с милицией ни с пограничниками.
Кстати,оказать первую помощь соседней группой можно и без начспаса.Нужно желание соседней группы.А без желания никакой начспас не поможет.
Кстати о страховке говорили но уже после спасов.
так что стоит задуматься
Облачность очень низкая, видимость на склонах/подъемниках менее 300-400м. Быстро собрали сннегоход с прицепом туда положили вязанку щупов, рядом собрались с разных трасс спасатели и вскоре все быстро укатили, одновременно вокруг летал вертолет: сядет на площадку потом улетит мин на 10-15 потом опять посадка взлет и так раза 4. Очень меня пилот поразил своими полетми в СМУ (было ощущение что он по GPS-у летает и сажает иначе как он так точно на площадку выходит).
Мне очень понравилась скоорденированность действий там и скорость реакции.
Через несколько дней, когда попытался сунуться по соседству с тем местом где искали, спасатели на подъемнике сказали что там 3х откапывали и рекомендовали обождать еще со спусками.
Несколькими днями позже, около касс, обратил внимание на табличкус расценками за разные "чрезвычайные услуги" в том числе и по поиску, откапыванию за час работ и цене вертолета (~48 Е/мин).
Вобщем недешево это все.
И интересно, почему МЧС не хочет приобрести небольшие вертолеты, а не летать на "слонах"? Может на опыт Европы или Пакистан посмотреть?
Скоро будет статья о парашютисте который получил 50 долларов при том, что 2 недели не приходил в сознание и был на краю смерти.
Володя, тебе с Сахалина привет и пожелания наилучшего !
Вопрос, 164.450 это стандартная частота для всех КСП на Кавказе? Есть ли другие частоты, например в 430-470 МГц диапазоне? Можно ли зарегистрироваться по рации? ведь не всегда реально пропасть на КСП. Для не аварийных ситуаций есть какое то выделенное время связи?