Спуск пострадавшего с сопровождающим. Продолжение. Спуск силами малой группы - 2-4 человека

Пишет fedor, 23.04.2009 13:00

Во время проведения спасработ подручными средствами силами малой группы (2-4 человека) ресурсы спасателей ограничены.
В таких случаях далеко не всегда возможно организовать спуск пострадавшего по наиболее безопасной схеме, так как это описано в первой части
(см. http://www.risk.ru/users/fedor/6788/).

Одна из типичных ситуаций при работе малой группы с ограниченным набором снаряжения - это невозможность организовать две надежных независимых станции для страховки и спуска.


Что делать, если имеющееся снаряжение и рельеф позволяют организовать только одну станцию?


1. Принять все меры к тому, чтобы станция была максимально надежной.

2. Далее возможны два варианта:

2.1. На станции могут работать два спасателя.



● В этой ситуации наиболее безопасный способ спуска - это организация отдельной
страховочной и тормозной системы, аналогично схеме приведенной выше (см. §II,
п.2, рис. 11), только в данном случае необходимо расположить обе системы на одной
станции.
Для предотвращения трения веревок друг о друга и удобства работы спасателей желательно
разнести точки крепления страховочной и тормозной системы.
На рис. 15 показан один из возможных вариантов организации спуска на одной станции.

Рис. 15

Спуск пострадавшего с сопровождающим. Продолжение. Спуск силами малой группы - 2-4 человека (Альпинизм, альпинизм, спасработы, подручные средства)


2.2. Только один спасатель может работать на тормозной/спусковой системе.



● В этом случае спуск осуществляется на двойной веревке.

● Один из удобных способов организации тормозной системы для спуска на двойной веревке,
это метод удлинения станции с применением устройства типа Reverso или его аналогов,
так как этот способ не крутит веревки (см. рис. 16).
Подробнее о различных тормозных системах
см. http://www.risk.ru/users/fedor/6146/

● При наличии необходимого снаряжения должна быть заранее организована и
размещена на станции аварийная система – мини-полиспаст или реверс
(см. п. 4, рис. 8-9, 11)

● На случай потери контроля над веревкой, спусковая система может быть
подстрахована узлом «автоблок», закрепленным на беседке спасателя
(см. рис. 16).
Петля для «автоблока» делается из 7мм репшнура или нейлоновой оттяжки и
крепится к силовой петле беседки полусхватывающим узлом (см. рис. 16)
Для работы с двойной веревкой обычно достаточно 4-5 оборотов репшнура/стропы

Рис. 16

Спуск пострадавшего с сопровождающим. Продолжение. Спуск силами малой группы - 2-4 человека (Альпинизм, альпинизм, спасработы, подручные средства)


● Узел « автоблок» надежно держит, достаточно легко сдвигается после нагрузки и
практически не ограничивает свободу движений спасателя.
От «автоблока» легко освободится – для этого надо выстегнуть петлю репшнура из
карабина и узел быстро разматывается. При этом исключен риск потери репшнура,
так как он закреплен на беседке.


● В случае необходимости, такая подстраховка также дает возможность спасателю
ненадолго приостановить спуск и освободить руки для каких либо других
манипуляций. Например, для того чтобы распутать веревки.

Во всех случаях, когда требуется остановка спуска на продолжительное время
рекомендуется блокировать тормозную систему рифовым узлом (см. рис. 5, 17).


Рис. 17

Спуск пострадавшего с сопровождающим. Продолжение. Спуск силами малой группы - 2-4 человека (Альпинизм, альпинизм, спасработы, подручные средства)


3. Техника спуска пострадавшего с сопровождающим на одинарной веревке,
аналогична технике спуска на двойной веревке.
Спусковая система также может быть подстрахована узлом «автоблок»,
закрепленным на беседке спасателя.
Для работы с двойной веревкой необходимо 6-7оборотов репшнура/стропы.

Важно!
Спуск пострадавшего с сопровождающим на одинарной веревке, подвергает спускающихся большому риску!
Прибегать к такому спуску стоит лишь в крайнем случае, когда нет других, более безопасных вариантов.

174


Комментарии:
0
Спасибо Вам за полезные и интересные статьи!
пишите по возможности еще, всегда очень радуюсь когда вижу на главной вашу новую статью:)

1
Присоединяюсь к спасибам. Коротко и хорошо иллюстрировано.Только что на смене отрабатывал с участниками спуск с наращиванием веревок из недавней статьи.

0
Спасибо за статью, полезная!

0
Спасибо.
Хочу дополнить.
Мы на тренировках при спуске на двойной веревке для подстраховки использовали шант. Ставили его сразу после спускового. По идее, им можно заменить узел автоблок на беседке участника.

0
Большое спасибо за материал. Хотелось бы увидеть продолжение о подъеме пострадавшего (на носилках и за спиной) с сопровождающим малой группой (4-6чел)

-2
Читайте,изучайте Ф. Кропфа "Спасательные работы в горах"-это классика...В реальности ,на "спасах" может не оказаться красивых "железок" под рукой, а только карабины и веревки. И еще...два человека-две веревки.Нагрузка на веревки распределена равномерно в процессе протравливания-торможения.Это же правило обязательно и при подъеме пострадавшего с сопровождающим.Ник.Кис.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru