Способы и средства страховки при спуске и подъеме двух человек. Часть II.
Часть II. Специальные системы и устройства для страховки двух человек.
I. Система страховки «Тандем Прусик». Рис. 1.
1. В конце 1980х – начале 90хгодов только один способ страховки успешно прошел многочисленные испытания и показал наиболее близкое соответствие параметрам, разработанным для СУ, предназначенных для страховки двух человек (см. п. 1.12., Часть I):
Этот способ называется страховка «Тандем Прусик» (Tandem Prusik Belay).
В начале 1990х в Канаде и США, а несколько позже и в Новой Зеландии, система «Тандем Прусик» была принята на вооружение спасателями в качестве основного рекомендованного способа страховки при спуске/подъеме двух и трех человек.
Система «Тандем Прусик» состоит из двух компонентов:
● Двух схватывающих узлов, сделанных из петель 8мм репшнура разной длины, через которые выдается или выбирается страховочная веревка.
● «Плавающего» узла «Радиум» (см. рис. 4), который служит для крепления петель к станции.
● В качестве схватывающих узлов применяются только классические узлы прусика в три оборота (см. рис. 1,2).
Рис. 1
● Петли для узлов сделаны из 8мм. репшнура и связаны узлом «грейпвайн». В натянутом
состоянии расстояние между узлами на веревке должно составлять ~ 10см. (см. рис. 1)
По канадским стандартам петли для прусиков вяжутся из отрезков 8мм репшнура стандартной
длины: Для короткого прусика – 135см. Для длинного прусика – 165см. В связанном виде
длина короткой петли – 39-40см; длинная петля – 56-57см.
● «Плавающее» крепление узлов к станции необходимо для того, чтобы после задержания срыва можно было снять нагрузку с затянувшихся прусиков и продолжить работу по страховке.
На рис. 2 показан общий вид организации спуска пострадавшего с сопровождающим со страховкой по системе «тандем прусик».
На станции также закреплен второй комплект для страховки «тандем прусик». Этот комплект предназначен для наращивания веревок (см. рис. 2, 8), а также для замены прусиков в случае их сильного оплавления при задержании срыва.
Рис. 2
2. Общие характеристики страховки «Тандем Прусик»
2.1. При задержании срыва груза 200кг с фактором 1/3 по стандарту BCCTR страховка «тандем прусик» дает нагрузку на станцию в пределах 7.5 -9.5кН.
Протравливание страховочной веревки через узлы находится в пределах 30 – 60см.
2.2. В процессе удержания срыва прусики оплавляются, но, как правило, незначительно.
В случае сильного оплавления прусиков для продолжения работы по страховке их необходимо заменить. Также возможны небольшие следы оплавления на оплетке веревки. Однако, как показали сотни испытаний, ни разрушения оплетки, ни потери прочности веревки при этом не происходит и веревка может работать дальше.
2.3. Страховка «тандем прусик» также показала себя очень надежной в испытаниях по стандартам пожарно-спасательной службы США (National Fire Protection Association / NFPA), занимающейся спасательными работами преимущественно в техногенных условиях. Согласно стандарту NFPA спасательный груз равен 280кг (пострадавший и два сопровождающих), но для страховки должна применяться веревка 12.5мм. «Тандем прусики» для страховки по стандарту NFPA делают также из 8мм. репшнура. В последние годы такие ведущие американские фирмы - производители спасательных веревок как PMI и Sterling Ropes стали делать уже готовые, сшитые петли из 8мм репшнура для «тандем прусиков».
2.4. За 20 с лишним лет интенсивного использования система страховки «тандем прусик» показала свою высокую надежность. Несмотря на то, что сейчас есть другие устройства, предназначенные для страховки двух человек (о них будет сказано далее), «тандем прусик» остается самым популярным способом страховки, который используют для работы в горах профессиональные и волонтерские спасательные подразделения в Канаде, США и Новой Зеландии. В этих странах страховка «тандем прусик» в обязательном порядке изучается и отрабатывается на всех профессиональных курсах спасательной подготовки.
2.5. Основные плюсы системы страховки «Тандем Прусик»:
● Высокая надежность при работе в большинстве условий, в том числе на мокрой и даже на
умеренно заснеженной веревке.
● Не требуется покупка специального снаряжения – нужен только качественный 8мм репшнур
для петель и узла «Радиум» и 2 муфтованных карабина.
● Универсальность использования снаряжения: при необходимости схватывающие узлы могут
использоваться в полиспасте, для подстраховки индивидуального спуска спасателя по веревке,
и в качестве оттяжки на маршруте (прочность петли из 8мм репшнура связанной узлом
грейпвайн > 22кН). Отрезок 8мм репшнура для узла «Радиум» может быть также
использован для организации мини-полиспаста или для блокировки станций.
● Небольшой вес, компактность и низкая цена репшнура позволяют спасателям всегда иметь под рукой несколько комплектов петель для прусиков на случай замены вышедших из строя или утерянных петель.
2.6. Основные недостатки этого способа:
● Система «тандем прусик» не является автоматической, и её надежность в очень большой степени зависит от правильной техники работы страхующего.
● Для отработки навыков надежной работы с системой «тандем прусик» спасателям необходимо много тренироваться.
● Может плохо работать на сильно загрязненной веревке (это зависит от типа загрязнения),
при этом прусики быстро выходят из строя.
● Плохо работает или может вообще не сработать на обледенелой веревке.
● Работа схватывающих узлов зависит как от качества самого репшнура, так и от свойств веревки, на которой они применяются. Поэтому для надежного срабатывания прусиков необходимо опытным путем тщательно подбирать оптимальный тип репшнура, который будет хорошо работать по используемой веревке.
Примечание:
1. Опытным путем было определено, что именно классический схватывающий узел прусика в три оборота, наиболее оптимально работает в системе «тандем прусик».
2. В тестах по стандарту BCCTR Belay Competence Drop Test Criteria страховка «тандем прусик» также показала отличные результаты по задержанию груза при использовании 7мм репшнура. За счет большей разницы в диаметрах по сравнению с 11мм страховочной веревкой прусики из 7мм репшнура (также в три оборота) обладают более высокой «схватываемостью».
Однако при задержании срыва 7мм прусики оплавляются сильнее 8-миллиметровых, а также уступают им в прочности. Поэтому спасатели остановили свой выбор на 8мм репшнуре.
Для справки:
Прочность 8мм репшнура у разных производителей варьирует в пределах 12.8 -14 кН. Прочность 7мм репшнура - 9.8 -11 кН.
3. Работа с системой «тандем прусик».
Рис. 3
3.1. Узел «Радиум» для плавающего крепления прусиков к станции вяжется из отрезка 8мм репшнура длиной 10м (см. рис. 4). Такая длина репшнура позволяет выдать веревку на расстояние до 3х метров. Прочность заблокированного узла «Радиум» ≥ 31кН. При работе с грузом 200кг-280кг узел может быть легко заблокирован / разблокирован и выдан силами одного спасателя.
Рис. 4
Примечание:
На рис. 4 узел «Радиум» для наглядности завязан длиннее, чем это требуется для работы.
В работе узел должен быть завязан как можно компактнее, так чтобы расстояние между карабинами не превышало 10-15см.
3.2. Отработка оптимальной техники действий страхующего при работе с системой «тандем прусик» продолжалась в течение нескольких лет. Основные исследования проводила канадская компания «Rigging for Rescue», занимающаяся обучением спасателей и разработкой спасательных технологий. В этой работе принимали участие сотни спасателей в Канаде и США. В начале 1990х годов были окончательно сформулированы современные требования к технике страховки «тандем прусик»:
3.3. Оптимальное положение рук страхующего в режиме выдачи страховочной веревки во время спуска двух человек показано на рис. 5.
Рис. 5
Как показали многочисленное испытания и многолетняя практика работы с системой «тандем прусик», удержание схватывающих узлов и веревки под углом около 90° к направлению нагрузки и небольшая слабина петель прусиков помогает лучшему схватыванию узлов при задержании срыва. При этом важно, чтобы большой палец руки, контролирующей схватывающие узлы, не обхватывал их полностью (см. рис. 5). Такое положение рук наиболее безопасно для страхующего, так как меньше шансов, что он зажмет веревку руками в момент срыва – в случае рывка веревку просто вырывает из рук и задержание происходит автоматически.
3.4. Рука спасателя, выдающая веревку, удерживает изгиб веревки на всем протяжении выдачи. Это помогает страхующему чувствовать натяжение уходящей вниз веревки, и избежать образования ненужной и опасной слабины (см. рис. 6)
Рис. 6
3.5. На рис. 7 показана работа страхующего в режиме подъема спасательного груза.
Рис. 7
3.6. На рис. 8 показана последовательность действий по пропуску узла через страховку «тандем прусик» при наращивании веревок во время спуска.
Рис. 8
3.7. Работа со страховкой «Тандем Прусик» при спусках на большую глубину.
При спусках на большую глубину, приблизительно от 30 м и более, спасателю, работающему на страховке, становится труднее контролировать натяжение веревки вручную и в результате может образоваться опасная слабина. Кроме того, из-за большого веса веревки становится труднее контролировать прусики, и они часто начинают преждевременно «схватывать».
В таких ситуациях для лучшего контроля над веревкой и схватывающими узлами необходимо использовать дополнительное торможение. Для этого в систему страховки добавляется тормозное устройство (см. рис. 9).
Рис. 9
При таком способе страховки важно соблюдать следующие правила:
● Рука страхующего, контролирующая прусики, должна сжимать веревку полураскрытым
хватом (примерно так, как это показано на рис. 9) и стравливать узлы наподобие ножниц.
● Держать веревку полным хватом не рекомендуется, так как это может помешать надежному срабатыванию узлов в случае задержания срыва!
● Для надежного срабатывания страховки важно, чтобы на всем протяжении спуска прусики
должны быть достаточно плотно затянуты. Поэтому необходимо постоянно следить за
состоянием прусиков и не допускать их излишнего ослабления.
II. Специализированные механические устройства, которые разработаны и сертифицированы для страховки двух человек.
В настоящее время создано и применяется спасателями несколько таких устройств.
Часть их них предназначена для работы с веревками 10.5 -11мм. Такие СУ являются универсальными и могут применяться как для работы в горах, так и для работы в техногенных условиях (см. п.2.1. ниже).
Некоторые устройства могут применяться для страховки больших грузов ( ≥ 200кг) только при использовании веревки диаметром 12.5мм. Понятно, что в горах с 12.5 мм веревкой никто не работает. Поэтому такие СУ применяются только в техногенных условиях (см. п. 3 ниже).
1. Страховочные устройства, которые могут применяться для работы в горах.
Как уже было сказано выше, к этой категории отнесены устройства, которые могут работать на веревке диаметром 10.5-11мм.
1.1. В конце 1990-х годов канадский горный гид, спасатель и руководитель компании
«Rigging for Rescue» Kirk Mauthner разработал и запатентовал первое страховочное устройство, специально предназначенное для страховки больших грузов (2-3 человека).
Оно называется «540° ™ Rescue Belay» (см. рис. 10).
Рис. 10. Страховочное устройство «540° ™ Rescue Belay»
«540° ™ Rescue Belay» выпускается канадской компанией «Traverse Rescue» в двух вариантах:
● «540° ™ Rescue Belay» SMALL – для работы с веревками диаметром 10.6 - 11.6 mm
● «540° ™ Rescue Belay» LARGE - для работы с веревками диаметром 11.5 - 13 mm ropes
● Оба СУ имеют сертификаты NFPA(G) и CE и могут применятся, как для страховки 2х ,
так и 3х человек (200кг и 280кг)
● Вес устройства 680 гр.
● Стоимость «540° ™ Rescue Belay» в США $349
1.2. На задней стороне СУ есть специальная ручка для разблокирования фиксации веревки после задержания срыва. После снятия фиксации СУ полностью готово к работе по страховке в любом режиме (выбирать или выдать веревку) (см. рис. 10Б, 11В).
Рис. 11
1.3. При спусках на большую глубину с использованием «540° ™ Rescue Belay» также необходима организация дополнительного торможения (см. рис 11). В противном случае СУ начинает преждевременно «схватывать» страховочную веревку.
Рис. 12
1.4. Отмечают следующее положительные стороны «540° ™ Rescue Belay» :
● Надежная, прочная и простая конструкция
● Надежная работа СУ по задержанию срыва даже при использовании умеренно загрязненной
веревки.
● Простая конструкция СУ при необходимости позволяет легко открыть устройство и очистить
его от грязи, снега или льда.
● Симметричная конструкция устройства позволяет избежать ошибок при зарядке веревки,
так как СУ позволяет выдавать/выбирать веревку в любую сторону.
● СУ срабатывает на задержание срыва в любую сторону (см. рис. 12)
● Более мягкая страховка по сравнению с «тандем прусик» - средние значения рывка на станцию при тесте BSSTR нагрузки при срыве находятся в переделах 6-7кН.
1.5. К недостаткам «540° ™ Rescue Belay» относят следующие особенности этого СУ:
● В режиме выдачи веревки, при повышении скорости спуска СУ может начать «схватывать»
веревку (подобно ремням безопасности). Поэтому, несмотря на общую простоту в обращении
с этим устройством, для того чтобы избежать ненужного «схватывания» и добиться плавного
спуска, спасателям необходимо много тренироваться в освоении специальной техники работы
с «540° ™ Rescue Belay» .
● Разблокирование СУ после задержания срыва требует значительных усилий.
● Относительно большой вес – 680гр
● Относительно высокая цена - $349
2. На сегодняшний день существует еще три устройства, которые имеют функцию автоматического блокирования веревки при удержании срыва, работают с веревками 10.5-11мм и позиционируются как СУ для страховки спасательных грузов ≥ 200кг. (см. рис. 13).
Рис. 13
2.1. «SRTE No Worries Belay Stop», рис.13А.
Производиться в Австралии фирмой SRTE (Single Rope Technique Equipment).
Это многофункциональное устройство может использоваться как:
● СУ для страховки двух человек.
● Тормозное устройство для спуска 1-2х человек.
● Индивидуальное спусковое устройство
Другие характеристики:
● Работает на веревках 11-13мм.
● Вес – 800гр.
● Цена в США - $392
Информации о рабочих свойствах этого СУ мало. Из тех отзывов, что удалось найти в Интернете можно сделать следующие выводы:
● СУ надежно работает как страховочное устройство для больших грузов.
Однако большинство пользователей отмечает следующие недостатки:
● В целом СУ достаточно неудобное в работе по страховке. Особенно сложно выбирать веревку.
● Плохо работает на загрязненной веревке.
● Большой вес – 800гр
● Высокая цена - $392
Информации по работе «No Worries Belay Stop» на заснеженной и/или обледенелой веревке нет.
2.2. «SAR Pro ALLP Tech», рис. 13Б.
Производиться в Англии фирмой «SAR» (бывшая «Troll»).
Используется преимущественно в промальпе и техногенных спасательных работах.
Позиционируется производителем как многофункциональное устройство:
● СУ для страховки двух человек.
● Тормозное устройства с возможностью настройки усилия торможения под диаметр используемой веревки для спуска 1-2х человек.
● Ролик с функцией автоблокировки для работе в полиспасте.
● Индивидуальное спусковое устройство.
Другие характеристики:
● Работает на веревках 10.5 – 12.5мм.
● Вес – 584гр.
● Цена в Англии - £163.69 (фунтов)
Несмотря на то, что СУ применяется уже около 10лет, никаких определенных отзывов спасателей-практиков об опыте применения этого устройства в горах найти не удалось.
2.3. «Heightec - PMI Quadra» рис. 13В.
Производиться в Англии фирмой «Heightec».
Позиционируется производителем как многофункциональное устройство:
● СУ для страховки двух человек.
● Тормозное устройство для спуска 1-2х человек.
● Ролик с функцией автоблокировки для работы в полиспасте.
● Индивидуальное спусковое устройство.
Другие характеристики:
● Работает на веревках 10.5 – 11мм.
● Вес – 690гр.
● Цена в США - $219
Устройство «Heightec - PMI Quadra» появилось совсем недавно в 2007-2008г. Пока никаких отзывов практиков найти не удалось. Вся приведенная выше информация взята с сайтов производителя и дилеров.
3. Страховочные устройства, предназначенные для спасательных работ в техногенных условиях.
В эту категорию включены устройства, которые могут применяться для страховки груза ≥ 200кг, только при использовании веревки диаметром ≥ 12.5мм.
3.1. Petzl I’D L (красный) рис. 14.
Рис. 14
Petzl I’D L - известное и доступное у нас в стране устройство. Применяется главным образом в промальпе.
3.1.1. К сожалению, в каталогах Petzl нет точной информации по использованию этого устройства для страховки грузов ≥ 200кг. С полными рекомендациями производителя на этот счет можно ознакомиться только в полном комплекте технической информации, которую можно скачать по ссылке: http://www.petzl.com/files/all/technical-notice/Pro/D20L_IDL_D205000G.pdf
3.1.2. В этом документе говорится, что I’D L может применяться для страховки 2х и 3х человек
(максимально допустимый груз 272кг.) только при использовании веревки диаметром ≥ 12.5мм.
Насколько мне известно, эти рекомендации основаны как на собственных испытаниях I’D L фирмой Petzl, так и на испытаниях по стандарту BCCTR Belay Competence Drop Test Criteria, проведенных в США в 2007-2008гг. Эти испытания показали надежную работу I’D L для страховки груза 200-280кг при использовании веревки диаметром 12.5мм.
Однако испытания с веревкой 11мм и грузом 200кг. давали очень противоречивые результаты:
С некоторыми моделями 11мм веревок I’D L работал хорошо, и показал стабильные результаты по задержанию срыва, с другими – показал плохие результаты, то есть в большинстве случаев груз долетал до земли.
Поэтому и фирма Petzl (производитель I’D L), и независимые специалисты из компании «Rigging for Rescue», которая является одной из самых авторитетных в вопросах обеспечения безопасности спасательных работ,
не рекомендуют применять I’D L для страховки грузов ≥ 200кг при использовании веревки диаметром 11мм.
3.1.3. Согласно рекомендациям производителя I’D L может работать как:
● Самоблокирующееся спусковое устройство для спуска 1-2х человек.
● Тормозное устройство для спуска 1-3х человек (2-3 человека - только с веревкой 12.5мм)
● СУ для страховки при спуске/подъеме 1-3х человек (2-3 человека - только с веревкой 12.5мм)
● Ролик с функцией автоблокировки в полиспасте для коротких подъемов.
Примечание:
Эффективность I’D L в качестве ролика очень небольшая, поэтому использовать это устройство
в полиспасте для подъемов груза на большую высоту нерационально.
Другие характеристики:
● Устройство предназначено для работы с веревкой 11.5 – 13мм.
● Вес – 530гр.
● Стоимость – 7740руб (petzl.ru), в США - $225
3.1.4. В целом большинство пользователей отмечает следующие положительные стороны этого устройства:
● Многофункциональность
● Удобство в работе
● Небольшой вес (относительно других устройств подобного плана) – 530 гр.
● Невысокая цена (относительно других устройств подобного плана).
Также большинство пользователей отмечает следующие недостатки:
● В целом несколько более слабая конструкция по сравнению с другими устройствами подобного плана.
● Плохо работает на загрязненной, заснеженной и обледенелой веревке.
3.2. «CMC Rescue MPD», рис. 15.
Производится компанией CMC Rescue, США.
Рис. 15
Устройство CMC Rescue MPD появилось в продаже совсем недавно – первая партия СУ была продана в декабре 2009г.
Это универсальное устройство специально созданное для спасательных работ в техногенных условиях.
Может работать как:
● Устройство для страховки больших грузов (до 280кг)
● Высокоэффективный ролик с функцией автоблокировки в полиспасте
● Тормозное устройство для спуска пострадавшего с одним или двумя сопровождающими.
Другие характеристики:
● СУ предназначено для работы только с веревкой 12.5мм
● Вес – 1100гр.
● Стоимость $550
Отзывов о работе СУ пока нет. Пока спасатели обсуждают только очень высокую цену, которая даже профессиональные подразделения отпугивает от покупки этого СУ.
4. Страховочные устройства, не имеющие функции автоматического срабатывания.
К этому типу относятся два практически идентичных устройства:
«BMS Belay Spool» – США (см. рис. 16) и «SRTE Rescue Belay RBM» – Австралия.
Рис. 16
Устройство конструктивно очень простое – между двумя щечками жестко зафиксирован шкив квадратного сечения с закругленными краями. На шкиве расположены два стержня. Страховочная веревка закладывается в СУ тремя оборотами вокруг шкива.
Второй оборот закладывается между стержнями. Таким образом, все витки веревки оказываются разделены стержнями и не могут перехлестнуться во время работы.
В режиме выдачи или выбирания веревка легко идет вокруг шкива. В случае рывка веревка сильно стягивается вокруг квадратного шкива, и резкое усиление трения позволяет одному человеку легко удерживать срыв груза 200кг по стандарту BCCTR .
Однако выпускать веревку из рук при работе с этим СУ нельзя ни в коем случае!
Для того, чтобы освободить руки, страхующему нужно завязать рифовый узел из ненагруженной петли веревки, выходящей из СУ. Узел вяжется вокруг натянутой ветви веревки, выходящей из СУ в сторону груза.
● Вес «BMS Belay Spool» – 990гр.
● Стоимость - $107.50
Отличие американского устройства от австралийской модели заключается в том, что у американского СУ шкив сделан из алюминиевого сплава, а у австралийского СУ – шкив стальной. «Щечки» у обоих устройств стальные.
5. Общие краткие выводы по характеристикам страховочных устройств
● «Тандем Прусик» - недорогая, простая и достаточно надежная система, но в сравнении с другими СУ, её надежность в большей степени зависит от правильной техники работы страхующего. Плохо работает на загрязненной и обледенелой веревке.
● Petzl I’D L – Единственное доступное в России устройство из приведенного выше обзора. Большинство спасателей отмечает, что это, пожалуй, самое удобное устройство в работе, однако I’D L официально не рекомендуется производителем для страховки двух человек при использовании веревок диаметром 11мм, так как с веревками этого диаметра оно показывает нестабильные результаты в стандартных испытаниях по задержанию срыва. Кроме того СУ плохо работает на загрязненной, заснеженной и обледенелой веревке.
● «540° ™ Rescue Belay» - надежно держит срывы, неплохо работает на умеренно загрязненной веревке, но не может использоваться в качестве тормозного и спускового устройства и требует наличия дополнительного тормозного устройства для спусков на большую глубину.
● «SRTE No Worries Belay Stop» - держит срывы, но в целом неудобно в работе по страховке, плохо работает на загрязненной веревке и слишком много весит (800гр).
● «SAR Pro ALLP Tech» - имеет слишком много регулировок за счет достаточно сложной конструкции. Но, как известно, слишком сложные конструкции долго в горах не «живут».
● «Heightec - PMI Quadra» - выглядит достаточно многообещающе, так как имеет одну из самых простых и прочных конструкций. Однако вес достаточно большой (690гр) и пока нет отзывов практиков, говорить о каких-либо достоинствах или недостатках этого СУ еще рано.
● «BMS Belay Spool» - просто, недорого, но слишком большой вес и нет функции автоматической блокировки.
Общим слабым местом всех устройств является ненадежная работа на загрязненной или сильно заснеженной и обледенелой веревке. Спасатели отмечают тот факт, что при работе в таких условиях у существующих механических устройств нет сколько-нибудь существенных преимуществ перед системой «тандем прусик». В тех случаях, когда веревка настолько заснежена и обледенела, что на ней перестают работать прусики, механические устройства также практически не работают и не гарантируют надежного задержания срыва.
6. Рекомендации канадских и американских специалистов по выбору СУ для страховки двух человек.
6.1. Подчеркивается, что необходимо учитывать тот факт, что качество работы любого страховочного устройства зависит от взаимодействия трех основных компонентов:
● Самого страховочного устройства
● Веревки, с которой это СУ применяется
● Действий спасателя, работающего с СУ.
6.2. Важно помнить, что одно и то же СУ может показывать разные характеристики при работе с различными типами веревок одного и того же диаметра. И наоборот: одна и та же веревка может по разному работать в различных СУ.
На примере Petzl I’D L , видно, что одно только соответствие технических характеристик СУ и веревки определенным стандартам не может гарантировать их надежной совместной работы.
Для надежной работы по страховке важно подобрать оптимальное сочетание свойств СУ и веревки, с которой его планируется использовать.
Поэтому при выборе СУ и веревок рекомендуют проводить собственные испытания в условиях, максимально приближенным к реальным.
Только так можно понять, что работает, а что нет.
В зависимости от того, какое снаряжение уже имеется в арсенале спасательного подразделения, может потребоваться:
● Подбирать СУ, которое будет хорошо работать с уже имеющимися у спасателей конкретными моделями веревок.
● Подбирать веревку, которая будет хорошо работать с уже имеющимся у спасателей СУ.
6.3. Надежность срабатывания любых СУ, в том числе и тех, которые позиционируются как «автоматические», во многом зависит от правильной техники работы спасателя, работающего на страховке.
● Поэтому с любыми СУ обязательно необходимо отрабатывать навыки страховки больших грузов в условиях, максимально приближенным к реальным.
Для этого многие крупные спасательные подразделения в этих странах (чаще всего это профессиональные пожарные спасательные команды) имеют специальные стационарные стенды, на которых можно проводить занятия по отработке задержания срыва 2-3х человек.
Те подразделения, у которых нет своих стендов, проводят занятия по страховке либо на чужих стендах, если такие доступны в их регионе, либо организуют занятия на импровизированных стендах (на стройках, на склонах карьеров или каньонов, в лесу и т.д.).
Спасатели, работающие в горах, проводят испытания с грузом 200кг. Пожарные спасатели тренируются с грузом 280кг.
● Только спасатели, успешно прошедшие практические занятия, допускаются к работе на страховке во время реальных спасательных работ.
Примечание автора:
Как видно из приведенного выше обзора, идеального устройства для страховки двух человек при спасательных работах в горах пока так и не создано.
У каждого из устройств есть какие-то преимущества и недостатки в сравнении с другими СУ.
Поэтому, каким бы архаичным не казался «тандем прусик» в век космических технологий, этот способ страховки по-прежнему остается основным в арсенале спасателей, работающих в горах Канады, США и Новой Зеландии. И даже в тех случаях, когда спасатели работают с какими либо механическими СУ, они всегда имеют с собой как минимум пару комплектов «тандем прусиков» для подстраховки, так как любое устройство можно просто уронить вниз и потерять.
Преимущественный выбор в пользу системы «тандем прусик» делается вовсе не потому, что они там «дремучие» ретрограды:
По своему большому опыту работы с разными представителями этих стран могу сказать, что народ там в высшей степени прагматичный. И к вопросам безопасности относится очень серьезно, особенно если это касается профессиональной деятельности.
Поэтому они продолжают применять страховку «тандем прусик» не по привычке и не от особой любви к схватывающим узлам, а просто потому, что эта система работает.
Продолжение следует…
188
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Там Спасатель сдвигает прусики. При этом он держится за сам узел. На сколько я помню, этого делать нельзя, так как при срыве Спас автоматически схватится за веревку и прижмет узел. В таком положении присик может не схватить. И спустя пару метров пролета груза, прусики оплавятся выйдут из строя.
Может я чего-то не так понял?
А можно как ни будь по подробнее в картинках про "тандем прусик" - именно интересует как спасатели работают руками на подъем/спуск, одной картинки мало. Если есть возможность, то добавите еще.
Спасибо, хорошая и полезная статья.
Спасибо.
По тексту, использовать только реп 8мм.
Ну и опять же, капиталисты то уже все испытали до нас:-(
Хотя я вам на школе про "тандем прусик" упомянул "краем", когда организовывал подвесную дорогу. Там как раз страховать/выбирать само оптимально через "тандем прусик".
Вот не плохо было бы дополнение услышать о применение ролика PMP в месте с "тандем прусиком", что позволяет сразу от спуска перейти к подъему, да и выбирать наверное так по легче будет. Подождем, что скажет на это Федор.
1. «Держание» или «схватываемость» узлов это не единственное свойство, на котором основан выбор в пользу классического прусика в три оборота.
Выбор был сделан на основе очень большого количества практических испытаний. Испытатели экспериментировали и с разными диаметрами репшнуров и с различными типами узлов. В этих испытаниях работа узлов оценивалась по нескольким критериям.
1. Необходимое соотношение схватывающих свойств и протравливания при превышении определенной нагрузки.
2. Работа узлов паре при задержании срыва в обоих режимах страховки - спуск/подъем.
3. Удобство в работе узлов в паре в режиме выдачи и выбирания веревки
4. Простота завязывания стандартным способом.
5. Простота проверки правильности завязывания узла.
6. Простота управления уровнем ослабления и «затянутости» узла в работе.
По первому критерию:
Поскольку речь идет о страховке статической веревкой, то большая часть амортизации рывка должна обеспечиваться страховочным устройством.
В системе «тандем прусик» амортизация осуществляется за счет протравливания веревки через узлы. В амортизации рывка также участвует узел «Радиум», но его «доля» в этом деле существенно меньше.
Для качественной страховки важно соблюдение баланса между надежностью схватывания узлов и необходимостью протравливания веревки для амортизации рывка:
Если узлы будут схватывать слишком быстро, то рывок на станцию и на груз будет сильнее.
Большое протравливание приведет к увеличению тормозного пути груза и к большему оплавлению узлов.
Чем больше разница в диаметрах репшнура, из которого сделаны узлы, и веревки, тем выше «схватываемость» любых схватывающих узлов. Поэтому важен правильный подбор диаметра репшнура для узлов.
Оказалось, что по совокупности всех критериев для работы в системе «тандем прусик» на 11мм веревке лучше всех себя показали именно узлы прусик в три оборота из 8мм репшнура.
Они показали следующие свойства:
● Достаточная прочность петли > 22 кН
● Оптимальный баланс между уровнем «схватываемости» и протравливанием веревки при срыве.
● Хорошая работа в паре при задержании срыва.
Примерно 80-90% нагрузки принимает на себя длинный узел, который расположен ближе к грузу. На короткий узел приходится примерно 10-20% нагрузки. Его основная функция – это подстраховка в случае отказа первого узла.
● Удобнее других узлов при работе в паре в обоих режимах страховки.
● Классические прусики проще завязывать стандартным образом.
Даже при желании узел прусика завязать по-разному не получится – если вязать узел в три оборота, то это всегда будет прусик в три оборота. А французский схватывающий можно каждый раз завязывать немного по-разному, и это будет влиять на его свойства.
● Проще проверка на правильность завязывания.
Для контроля достаточно беглого взгляда.
Другие узлы могут потребовать более тщательной проверки.
● В работе проще контролировать уровень «затянутости» узлов и следить за тем, чтобы не возникало их излишнего ослабления.
Кроме того, надо учитывать вопрос, стандартизации, многофункциональности и оптимизации использования снаряжения:
в Канаде, США и Новой Зеландии те же самые короткие 8мм прусики, что применяются для страховки в тандеме, используются для работы в полиспастах. Так что это универсальный предмет снаряжения. В работе это дает большую гибкость:
У каждого спасателя в группе должен быть как минимум один комплект из короткого и длинного 8мм прусика, стандартный 10 метровый отрезок 8мм репшнура и несколько свободных карабинов с муфтой. Поэтому любой спасатель, которому поручена работа на страховке, может сразу же организовать страховочную систему «тандем прусик», не дожидаясь, когда ему поднесут необходимое снаряжение.
2. Что касается 7мм репшнура, то в статье уже сказано, что применительно к штатной работе с 11мм веревкой лучше работать 8 – кой.
А вот в подручных средствах, если работать 10мм веревкой, 7мм репшнур будет как раз оптимальным.
Только важно опытным путем подбирать качественный реп., который будет надежно работать на тех веревках, которыми вы пользуетесь. В моей практике, пожалуй самыми оптимальными качествами обладает 7мм репшнур – это Edelweiss, который держит даже на 8мм веревке. Насколько я знаю в Россию его возит Альпиндустрия. Во всяком случае за все последние года я покупал этот реп только у них. Также очень хорошо работает реп. американской фирмы “Blue Water”. В общем-то и другие фирменные репы работают неплохо. Только вот Тендон не годиться та как слишком жесткий. Даже их шестерка плохо схватывает.
В общем все надо испытывать самостоятельно.
3. По поводу использования РМР роликов (прусик-блоков) в режиме выбирания веревки.
Действительно такая техника практиковалась в течении многих лет. Но были замечены случаи задержки срабатывания узлов и даже несколько отказов из-за работы с РМР роликами на тренировках спасателей. В 2007 и 2008г были проведены испытания, которые показали, что иногда при работе с РМР роликом узлы могут слишком сильно ослабляться, а это может привести к отказу в случае срыва. Поэтому сейчас рекомендации говорят, что наиболее безопасно выбирать веревку вручную, как это показано на фото в статье. Это основной рекомендованный способ. А выбирать с помощью РМР ролика можно в тех случаях, когда это необходимо делать очень быстро. При этом важно внимательно следить, чтобы не возникало излишнего ослабления узлов.
Для оптимальной работы узлов с РМР роликом, их размер должен соответствовать размеру ролика. Те размеры петель для прусиков, что указаны в статье, рассчитаны на работу с большим РМР роликом американского производства – аналог ролика Petzl Minder, только несколько больше.
Для подгонки своих петель под размер своего ролика существует простое правило:
Расстояние между коротким прусиком и краем щечек РМР ролика должно быть
не более 1.5-2см.
То есть сначала подгоняется длина короткого прусика под размер ролика, а потом уже подгоняется размер длинного прусика так, чтобы расстояние между узлами было не менее 10см.
1.В тестах не испытывались СУ с аварийной системой – схватывающий узел под СУ.
2.Также нет и испытаний схемы СУ с узлом «автоблок».
3.СУ типа REVERSO 3 Petzl, имеют возможность «одностороннего» выбирания верёвок, для страховки двух человек на подьём, также можно их приспособить и для выдачи на спуск.
В качестве схватывающих в тандеме можно использовать блэкнот из основной мягкой верёвки, если 8 мм не будет;).
Спасибо за ваши вопросы. Как всегда по делу.
1. По испытаниям системы со схватывающими под (или за) СУ будет сказано в заключительной части статьи.
2. По причине выбора узлов я уже написал в комментарии выше. В начале испытаний экспериментировали со всеми узлами, в том числе и с автоблоком. Так же как и другие, он был отсеян, так как не соответствовал многим критериям.
3. Все испытания с альпинистскими СУ проходили в конце 80х годов. Тогда еще не было устройств типа REVERSO. Сейчас спасатели уже не экспериментирую с альпинистскими СУ, так как существуют специальные устройства. С точки зрения штатного использования, о котором идет речь в статье, ни одно из альпинистских СУ не может применяться в спасательных системах так как не имеют официального подтверждения соответствия их прочностных характеристик требованиям спасательных стандартов.
Согласно эти требованиям любой предмет снаряжения, предназначенный для работы в спасательных системах (подъем/спуск/страховка/ переправа и т.д.) должен соответствовать Статическому Фактору Безопасности (Static Safety Factor) 10:1. Проще говоря, иметь как минимум 10 кратный запас прочности относительно стандартного спасательного груза. Для подразделений, работающих в горах – это груз 200кг. Для пожарных спасателей – 280кг.
То есть для работы в горах любой предмет снаряжения должен иметь сертифицированную прочность не менее 20кН.
Ни одно из альпинистских СУ не имеет таких характеристик. Поэтому их можно рассматривать только как подручные средства. Об этом подробнее будет сказано в заключительной части статьи.
4. По узлу Блейка. Но насколько я знаю, на момент испытаний он был малоизвестен, так как был создан где-то в самом конце 80х годов.
Это действительно отличный узел, но я не уверен, что он в достаточной мере будет соответствовать критериям для штатного использования, о которых написано в предыдущем комментарии. Так что его можно рассматривать только как подручное средство и вполне возможно, что он может показать хорошие характеристики. Но для того чтобы об этом можно было говорить определенно, необходимо провести целенаправленные и статистически достоверные испытания этого узла по стандарту BCCTR.
Все альпинистские СУ для страховки двух человек рассчитаны на нагрузку не менее 22 кН.
REVERSO3 от PETZL
Gi-Gi от KONG
Shuttle от SINGING ROCK
Вот только удобство работы с ними зависит от качества и состояния верёвки. Тот же узел УИАА, в своем усиленном варианте легко выдержит тест, но работать с ним на дубовой статике будет мучение.
Узел блэкнот, при грузе 90 кг, длине веревки 2 м, факторе 1, успешно выдержал серию испытаний. т.е. при более жестких условиях, поскольку глубина падения по стандарту 1 м, а здесь была 2 м, причём без заметного проскальзывания (ссылка выше).
Возможно, тандем из схватывающих узлов является наиболее универсальной схемой.
Что касается прочностных характеристик альпинистских СУ, то, похоже, что тут мы оба неправы:
Я заново пересмотрел все официальные характеристики, которые дают по своим СУ фирмы PETZL, KONG, SINGING ROCK и BLACK DIAMOND.
В технической документации PETZL, SINGING ROCK и BLACK DIAMOND нет никаких упоминаний о прочностных характеристиках их альпинистских СУ.
Из всех фирм только дает характеристики прочности для своих устройств, но не для всех:
Устройство KONG Gi-Gi имеет штамп на корпусе 22кН. Об этом же пишется на сайте
“Max Load – 22kN”.
Также написано, что их классическая восьмерка рассчитана на 35кН.
Однако в технических характеристиках устройств Ghost (аналог Реверсо 3) и Chuy Tube («Стакан») об их прочностных характеристиках ничего не сказано.
Кстати стандарт UIAA 129 для страховочных устройств, принятый совсем недавно, в сентябре 2009г., ограничивает прочностные испытания СУ нагрузкой 8кН в течении 1минуты. И не содержит требования о прочности выше этого значения.
Так что утверждение, что: «Все альпинистские СУ для страховки двух человек рассчитаны на нагрузку не менее 22 кН» тоже не соответствует действительности. Какие-то СУ могут иметь такую прочность, какие-то нет. Говорить об этом определенно, можно только имея официальную информацию, как это сделано у KONG, либо результаты достоверных независимых испытаний.
Непосредственно по испытаниям устройств Black Diamond ATS GUIDE и Petzl REVERSO 3 по удержанию больших нагрузок в режиме автоблокировки есть информация на форуме сайта http://www.rockclimbing.com. Результаты не очень обнадеживающие:
● ATS GUIDE с веревкой 10mm Tendon – снятие оплетки при нагрузке 6.62 кН.
● Petzl REVERSO 3 с веревкой 10mm Tendon – снятие оплетки при нагрузке 5.56 кН.
Посмотреть можно здесь:
http://www.rockclimbing.com/cgi-bin/forum/gforum.cgi?post=2284506;sb=post_latest_reply;so=ASC;forum_view=forum_view_collapsed;
Также есть информация, что на Международном Симпозиуме по Технически Сложным Спасательным Работам (ITRS -The International Technical Rescue Symposium ) за 2009год
был представлен доклад о серьезных испытаниях этих и подобных устройств для страховки двух человек.
Результатов этого доклада в Сети пока нет. Есть только печатная версия, которую мне обещали прислать из США. Как только эти результаты будут доступны, обязательно поделюсь этой информацией здесь на Риске.
Кстати, снимаю вопрос по количеству веревок (сколько людей- столько и веревок+1). Ведь у нас использовалась как правило 10 мм рыбацкий фал, а Вы в статье указываете на 12 мм статику. Кроме того, в современой статике (как и в динамике ) производитель обычно гарантирует отсутствие внутренних сросток прядей, что никак не нормировалось в рыбацком фале. Это еслидаже не брать просто возросшее качество веревок как таковое.
Вы правы, рыбацкий фал, которым работали у нас действительно не соответствовал требованиям качества. Наверно отсюда и возникло правило о двух веревках.
Подробнее по двойным веревкам я уже ответил в комментарии к первой части.
Хочу только уточнить, что 12.5 мм – это стандарт пожарной спасательной службы.
В горах работают 11мм. веревкой. Её прочность у большинства производителей ~ 30 кН.
По спасательным стандартам среднее значение потери прочности веревки в узлах принимается за 30%. То есть даже с узлами 11мм веревка имеет прочность > 20кН, что соответствует требованиям Статического Фактора Безопасности (Static Safety Factor) 10:1 - или 10 кратный запас прочности относительно стандартного спасательного груза 200кг.
Когда первый раз я оказался в альпинизме в 1966г. увидев схватываюший узел, стал его делать в три оборота и требую делать это постоянно, особенно на обледенелых веревках.
Молодец Фёдор, что напоминает нужные вещи.
Оптимизация работы со снаряжением с выполнением достаточного уровня безопасности, главное условме при движении на вертикальных поверхностях.
Очень часто наблюдал, когда человек теряется, какой приём использовать.
Есть условмя: необходимые и достаточные. Иногда много информации бывает очень вредно, если она ещё недостаточно освоена.
СПАСИБО!!!
Тогда у спасателя теряется маневренность при спуске/подъеме. Конец страховочной веревке выполняет роль самостраховки для пострадавшего.А конец грузовой веревке идет самостраховкой для спасателя, по мимо его самостраховки (Purcell Prusik system). Получается веревки между собой связываются узлом булинь, и выходящие концы используются как самостраховки.
Думаю на эту тему лучше Федор объяснит.
В данной статье, для страховки пострадавшего и сопровождающего, рекомендуется использовать тандем-пруссик, а в статье "Спуск пострадавшего с сопровождающим по сложному горному рельефу подручными средствами" для страховки пострадающего с сопровождающим используется только усиленный УИАА. А ведь по сути - таже самая ситуация. При обрыве грузовой веревки - мало шансов совершить удержание при помощи лишь уиаа.
Дело в том, что должен честно признаться, что с тем материалом я несколько поторопился.
Не стал упоминать в нем о тандем прусике, так как не хотел забегать вперед и рассказывать об этом способе вскользь.
Конечно, по идее надо было давать материал по подручным средствам после данной статьи.
Поэтому заключительная часть этой статьи, которую планирую разместить на Риске на будущей неделе, будет как раз посвящена вариантам организации надежной страховки двух человек подручным средствам. После её публикации соответствующие дополнения обязательно внесу в текст упомянутой вами статьи по подручным средствам.