Тот, кто в первый день с большим недоверием посматривал на якорные крючья, на пятый день лазания заявлял, что «надо бы прикупить еще штук пять, без них страшно».
Тот, кто сначала с яркими и красочными выражениями вставал на собственноручно установленные точки, к финальным восхождениям практически молча ИТОшил длинную нависающую трещину.
Конец февраля и март на Красноярских Столбах оказались крайне насыщенными. Каждые выходные с утра и до наступления сумерек компании опытных и не очень альпинистов с усердием осваивали скальные маршруты. А все это безобразие носило имя «Школа ИТО на Столбах».
ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ КЛАССИФИКАЦИОННОЙ КОМИССИИ № 9 (16)
24 марта 2014 г., Москва
2. Маршруты, классифицированные ФА,С и Л Киргизской Республики:
а) Трезубец (4500м), правому кулуару С стены, 4Б, «к», Д.Прокофьев, 2013
б) Корона (6-я башня) (4860м), «каньону» З стены, 5Б, «к», И.Логинов, 2013
Решение: внести в «Классификатор маршрутов на горные вершины».
ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ КЛАССИФИКАЦИОННОЙ КОМИССИИ ФАР № 9 (16)
24 марта 2014 г., Москва
6.2. Звездный (2265м), центру СВ стены, 6А ор., «ск», И.Темерев, 2013
Решение: Классифицировать - 6А «ск» (6.2.15а)
Прошлым летом на Киргизском было мокро и снежно. Обычно в таких случаях общие ощущения от района оказываются смазанными (если не сказать однозначно негативными:) - график похода рушится из-за отсидок, а красивые и интересные вершины и перевалы остаются не пройденными. К счастью в этот раз удалось и более-менее выполнить запланированную техническую программу и насладиться окружающими видами. Вашему вниманию предлагается небольшая подборка фотографий, снятых в редкие моменты хорошей погоды в долинах Ала-Арчи, Аламедина и их притоков.
Выбираю одноместную палатку. У меня всего два условия:
- цена за квадратный метр жилой площади не более 5 тысяч;
- комфортные условия использования в любой ситуации и местности.
Вообще-то мне есть где жить (Nemo Losi 3P), но иногда хочется спокойного уединения. Такого, чтобы проснуться под шум ветра или пение птиц, потянуться в постели, включить газ, а через 4 минуты жилище наполнилось бы ароматом свежего кофе, выглянуть наружу, порадоваться проливному дождю или восходящему солнцу нового дня. И лежишь весь в планах и предстоящих событиях, что даже неохота выходить по нужде..
Листаю предложения "риелторов". В основном предлагают респектабельные варианты в "новостройках", но бывает и доступные, проверенные временем "конструкции":
Всё началось ещё в поезде, за несколько часов до подъезда к Волгограду, когда мы узнали, что террористы взорвали тамошний ж/д вокзал. В Волгограде нас из вагонов не выпустили, здание вокзала зияло дырами безстекольных оконных проёмов. Сев в Невинномысске в такси, мы ощутили по пути в горы все «прелести» контртеррористического усиления. Нас несколько раз останавливали, проверяли документы, один раз попросили всех выйти и осмотрели поверхостно наши вещи, а одного из нас отвели на пост, проверив на соответствие ориентировкам. Доехав до посёлка Эльбрусский и выгрузившись из такси, недеялись, что приключения закончились, но они только начинались….
Sit harness - нижняя страховочная система (беседка), состоящая из поясного ремня (waist belt) с пряжкой (buckle), ножных петель (leg loops), страховочного кольца (belay loop) и дополнительных 2-4-6 петель (gear loops) на поясе для развески снаряжения (молоток, оттяжки, карабины, закладки и прочее).
Речь пойдет о беседках для скалолазания, альпинизма и горного туризма, так как ни одна работа с веревкой невозможна без страховки, будь то подъем, дюльфер, траверс или переправа.
История умалчивает дату и имя создателя первой страховочной системы (беседки), известно лишь то, что массовое их производство и использование началось после 1970 года. Со временем беседки совершенствовались - получили самоблокирующиеся пряжки DoubleBack/Speed, прочные, "дышащие" и легкие синтетические материалы, яркий дизайн.
Беседки бывают регулируемые и нерегулируемые (точнее - частично регулируемые). Первые позволяют подогнать под себя не только пояс, но и ножные петли, вторые - только пояс. В связи с этим каждый производитель выделяют несколько размеров беседок. Примерка при покупке обязательна!! Страховочная петля (точка крепления, силовая петля) может быть как в виде кольца, соединяющего пояс и ножные петли, так и в виде прошитой петли выше пояса ("ручка"). Поясные пряжки бывают симметричные (2 пряжки) и асимметричные (1 пряжка), ножные регулируют длину петель в альпинистских моделях, а некоторые можно полностью расстегнуть, чтобы не снимать ботинки.
Самые дорогие и комфортные - беседки для BigWall и высотного альпинизма. Самые легкие - для спортивного скалолазания и веревочных парков. Есть универсальные модели. Также выделяют женские и мужские модели, полные обвязки для детей и промальпа.
Какие же беседки предлагают нам производители в 2013 году?:
Световой день становится короче, ночи длиннее. Самое время поговорить о фонарях.
Это второй по важности (после ножа) элемент снаряжения. Что такое хороший фонарь лучше всех знают спелеологи, ночные ориентировщики и военные. Спросите у них.
Стандарт ANSI FL1-2009 описывает методы измерения основных характеристик ручных фонарей, налобных фонарей и прожекторов, дающих направленный свет.
Выделим главные характеристики фонарей:
1. Тип и количество источников света, их мощность. Компактные лампочки накаливания и светодиоды, дающие белый, синий, красный свет. LED уже прочно вошли в каталоги всех производителей.
2. Тип и количество элементов питания. От 1 до 4 щелочных/литиевых батарей или аккумуляторы. Встроенные иили стандартных типоразмеров (CR2032, AAA, AA, CR123A и др).
3. Степень защиты по IP (защита корпуса от пыли и влаги) и ударопрочность. Важным показателем является защита от воды. Например, IPX4 - защита от брызг в любом направлении, а IPX8 - защита при погружении более 1 метра до 4 часов.
4. Вес. Для налобного фонаря вес имеет большое значение. Часто производитель убирает батарейный отсек на затылок или на пояс. Средний вес компактных фонарей от 50 до 150 гр.
5. Назначение. Для ночного ориентирования и бега, на каждый день (EDC), для подводной и обычной охоты, для велосипеда, тактические и прочее.
6. Конструкция и материал корпуса. Популярная конструкция - налобный фонарь с корпусом из пластика с эластичной резинкой. Ручные фонари делают из сплавов алюминия, нержавеющей стали и ABS-пластика.
Современные фонарики несут на борту целый миникомпьютер с программой, не снижают яркость по мере разряда батарей, умеют работать на нескольких уровнях мощности. Часто фонари имеют специальные сигналы для тактического или аварийного применения – например, стробоскоп, аварийный маячок, сигнал SOS.
Сравнение света разных фонарей в интерактивном режиме, а также 880 обзоров фонарей на русском языке!
На фото: "шахтерский" фонарь, Navigator, MagLite, Petzl, Fenix, BearGrylls, Ecliptic, Silva.
Какие же фонари предлагают нам производители в 2013 году?:
На днях совершенно неожиданно приобщился к спутниковой связи. В процессе приобщения были сделаны приятные открытия, которыми хочу поделиться.
Спутниковая связь до сих пор считается дорогим удовольствием, и мысли о ее использовании у большинства так и остаются мыслями. Но оказывается, теперь можно позволить себе иметь связь с миром в самых отдаленных местах, и не влезать для этого в долги. Нам это обошлось всего в 6000 рублей (на троих), включая покупку телефона и 10 (20-30) дней практически безлимитной спутниковой связи. Интересно?:)
Хочу выразить большую благодарность Владимиру Грошикову (VGR) и Пал Палычу Захарову за помощь в работе над циклом статей по технике страховки двух человек.
Ваши замечания очень помогли мне в работе над этим материалом!
Огромное Вам спасибо!
Федор Фарберов
Способы и средства страховки при спуске и подъеме двух человек на сложном горном рельефе. Часть III.
Способы и средства страховки при спуске и подъеме двух человек на сложном горном рельефе. Опыт зарубежных спасателей.
Ф. Фарберов 2010г.
Часть III. Вопросы тактики и техники страховки в различных случаях.
Часть II. Специальные системы и устройства для страховки двух человек.
I. Система страховки «Тандем Прусик». Рис. 1.
1. В конце 1980х – начале 90хгодов только один способ страховки успешно прошел многочисленные испытания и показал наиболее близкое соответствие параметрам, разработанным для СУ, предназначенных для страховки двух человек (см. п. 1.12., Часть I):
Этот способ называется страховка «Тандем Прусик» (Tandem Prusik Belay).
В начале 1990х в Канаде и США, а несколько позже и в Новой Зеландии, система «Тандем Прусик» была принята на вооружение спасателями в качестве основного рекомендованного способа страховки при спуске/подъеме двух и трех человек.
Система «Тандем Прусик» состоит из двух компонентов:
● Двух схватывающих узлов, сделанных из петель 8мм репшнура разной длины, через которые выдается или выбирается страховочная веревка.
● «Плавающего» узла «Радиум» (см. рис. 4), который служит для крепления петель к станции.
● В качестве схватывающих узлов применяются только классические узлы прусика в три оборота (см. рис. 1,2).
Рис. 1
Способы и средства страховки при спуске и подъеме двух человек на сложном горном рельефе. Опыт зарубежных спасателей. Часть I. Ф. Фарберов 2010г.
Спуск пострадавшего с сопровождающим по сложному горному рельефу подручными средствами. Ф. Фарберов. 2009г.
Часть III. Спуск спасателя с пострадавшим по закрепленной веревке.
Во время спасательных работ силами малой группы (1-2 спасателя) не всегда возможно организовать спуск пострадавшего с сопровождающим по наиболее безопасной схеме, так как это описано в I и II части (см. http://www.risk.ru/users/fedor/6788/ и http://www.risk.ru/users/fedor/6883/).
В первую очередь это относится к ситуациям самоспасения в двойке, когда состояние травмированного альпиниста требует спуска с сопровождением. В этом случае необходима организация одновременного спуска спасателя с пострадавшим по закрепленной веревке.
Основной способ организации такого спуска показан в этой главе.
Рис.1
Были куплены в прошлом году, использовались в зимних восхождениях на Алтае.
В 2007г. в журнале ЭКС (№№46-47), на Маунтин.Ру и на Риске я опубликовал серию статей о международном опыте подготовке горных гидов, и о моем личном опыте обучения этой профессии в Канаде. На тот момент единственной серьезной публикацией на эту тему в российских СМИ была статья Валерия Бабанова «Как я стал гидом ENSA»( журнал ЭКС №№35-36). Своими заметками я хотел дополнить его материалы и помочь всем заинтересованным в данной теме составить более полное и последовательное представление о том, как организована подготовка профессиональных горных гидов за рубежом и что представляет собой работа горного гида.
Тогда же, в 2007г., начал писать эти заметки, но, судя по откликам, тема гидов не вызвала большого интереса и этот материал был отложен до поры до времени.
Сейчас, в связи с инициативой ФАР по созданию в России школы горных гидов по стандартам UIAGM ( французская аббревиатура Международной Ассоциации Горных Гидов) и первыми практическими шагами в этом направлении, тема гидов снова активно обсуждается.
Как человек неплохо представляющий себе как работу гида, так и инструктора, хочу снова поделиться своими мыслями по этому поводу.
Во время проведения спасработ подручными средствами силами малой группы (2-4 человека) ресурсы спасателей ограничены.
В таких случаях далеко не всегда возможно организовать спуск пострадавшего по наиболее безопасной схеме, так как это описано в первой части
(см. http://www.risk.ru/users/fedor/6788/).
Одна из типичных ситуаций при работе малой группы с ограниченным набором снаряжения - это невозможность организовать две надежных независимых станции для страховки и спуска.
Что делать, если имеющееся снаряжение и рельеф позволяют организовать только одну станцию?
I. Последовательность действий при спуске пострадавшего с наращиванием
веревок с использованием двух тормозных устройств. Рис. 1-5.
● Способ, приведенный ниже, позволяет производить наращивание веревок силами одного спасателя.
● Данная схема работает при использовании любых тормозных устройств, а также при спуске на одинарной и двойной веревках.
● При наращивании двойной веревки, рекомендуется связывать каждую пару веревок отдельным узлом. В этом случае меньше вероятность заклинивания связочных узлов в трещине, чем при связывании веревок одним большим общим узлом.
Связывающие узлы необходимо разнести по длине веревки.