Гиды и инструкторы – В чем разница? Взгляд изнутри.

Пишет fedor, 14.07.2009 10:54

В 2007г. в журнале ЭКС (№№46-47), на Маунтин.Ру и на Риске я опубликовал серию статей о международном опыте подготовке горных гидов, и о моем личном опыте обучения этой профессии в Канаде. На тот момент единственной серьезной публикацией на эту тему в российских СМИ была статья Валерия Бабанова «Как я стал гидом ENSA»( журнал ЭКС №№35-36). Своими заметками я хотел дополнить его материалы и помочь всем заинтересованным в данной теме составить более полное и последовательное представление о том, как организована подготовка профессиональных горных гидов за рубежом и что представляет собой работа горного гида.
Тогда же, в 2007г., начал писать эти заметки, но, судя по откликам, тема гидов не вызвала большого интереса и этот материал был отложен до поры до времени.

Сейчас, в связи с инициативой ФАР по созданию в России школы горных гидов по стандартам UIAGM ( французская аббревиатура Международной Ассоциации Горных Гидов) и первыми практическими шагами в этом направлении, тема гидов снова активно обсуждается.
Как человек неплохо представляющий себе как работу гида, так и инструктора, хочу снова поделиться своими мыслями по этому поводу.


В последних публикациях на тему гидов на Риске и комментариях к ним (см.
http://www.risk.ru/users/step/7591/ , http://www.risk.ru/users/ssh/7563/, http://www.risk.ru/users/ssh/7541/, http://www.risk.ru/users/poleta/7529/, http://www.risk.ru/users/ssh/7522/),
было высказано немало верных мыслей, однако многие комментарии говорят о том, что большинство участвующих в обсуждении по-прежнему имеет весьма приблизительное представление о системе подготовки, сертификации по стандартам UIAGM и о работе горных гидов за рубежом.

В данной статье я хочу попробовать дать общую сравнительную характеристику системы подготовки гидов UIAGM (на примере канадской школы) и нашей школы инструкторов.
Также хочу поделиться своими соображениями по поводу того, в чем именно заключаются основные отличия гидов и инструкторов.
Многое из того, что хочу сказать, уже было высказано, поэтому не претендую на оригинальность мыслей и не думаю, что смогу поставить все точки над «и», но, тем не менее, хочу подытожить все, что написал прежде и попытаться провести небольшой сравнительный анализ.

С 2007г. аудитория Риска значительно расширилась, многие из участвующих в обсуждении темы гидов не знакомы со статьями В.Бабанова и моими предыдущими публикациями (ознакомиться с ними можно здесь, http://www.risk.ru/users/fedor/394/, http://www.risk.ru/users/fedor/1360/, http://www.risk.ru/users/fedor/1369/, http://www.risk.ru/users/fedor/1381/, http://www.risk.ru/users/fedor/1389/)
поэтому в некоторых моментах позволю себе повториться.

Сначала коротко о себе:
Живу в г. Петропавловск- Камчатский.
В горы хожу с 9 лет, спортивным альпинизмом занимаюсь 28 лет.
КМС по альпинизму, КМС по горным лыжам, инструктор альпинизма с 1987г.
Работаю горным гидом на Камчатке с 1990г. Два сезона работал в МАЛ Хан-Тегри
(у Валиева).
Вот уже 15 лет (с 1995г) работа гидом и переводчиком (английский) - это моя основная профессия. То есть эта работа дает более 80% моего годового дохода.
Так же продолжаю работу инструктором и вхожу в состав правления Камчатской федерации альпинизма и скалолазания.
Работаю гидом круглогодично: летом - треккинги и восхождения; зимой – ски-тур, хели-ски и восхождения.
Работаю как с индивидуальными клиентами, так и с большими группами и различными альпинистскими, горнолыжными и кино-фото экспедициями.
В 2001-2002гг в течение года обучался профессии горного гида по стандартам UIAGM,
в Канаде на очном отделении университета в г. Камлупс (Кamloops), Британская Колумбия.

У меня большой опыт общения и совместной работы с гидами UIAGM из разных стран Европы, Новой Зеландии и Канады и США. Есть и друзья среди гидов. Многие из них были моими партнерами и даже клиентами во время путешествий и восхождений на Камчатке.
Во время четырех экспедиций на Аляску довольно много общался с американскими гидами и наблюдал их работу. Последние четыре зимних сезона работаю гидом в немецкой компании, проводящей хели-ски туры на Камчатке. Кроме меня в компании работают только европейские гиды сертифицированные UIAGM.
И, конечно же, очень тесное и насыщенное общение было во время учебы в Канаде.

На момент этого обучения мне было 40 лет. Мой общий альпинистский, горнолыжный, инструкторский и гидовский стаж был даже больше чем у многих инструкторов.
По возрасту я был намного ближе к инструкторам и больше общался с ними, чем со студентами. Канадцам было интересно узнать о нашей системе подготовки, о наших горах, а мне хотелось поглубже вникнуть их подходы. Так что тем для долгих обсуждений хватало.
В последние 15 лет перед поездкой в Канаду я чаще всего ходил в горы в качестве руководителя: либо инструктором, либо руководителем спортивной группы, либо гидом. Было очень интересно и полезно оказаться в роли ученика и прочувствовать на себе все «тяготы и лишения» этого положения. Такой опыт весьма отрезвляюще действует на чувство собственной непогрешимости.
Я считаю, что учиться в горах можно и нужно постоянно. Особенно в работе гида или инструктора. Думаю, что тот, кто считает, что окончательно все знает и умеет в горах – сильно рискует.

Под конец своего пребывания в Канаде мне удалось посмотреть инструкторскую «кухню» изнутри. Я был допущен к работе инструктором на курсе скальной подготовки для гидов первого года подготовки
В работе есть немало сходства с нашей системой: каждый вечер разбор дня со студентами, инструкторские совещания. Но в целом система обучения существенно отличается от нашей школы.
Сразу оговорюсь, что под «нашей школой» я понимаю школу инструкторов в лучшие годы её существования (до распада СССР). Я давно не работал в лагерях и не вправе квалифицированно судить о современном состоянии этой школы. Судя по отзывам в Интернете, формат работы школы инструкторов активно совершенствуется. Тем не менее, думаю, что не сильно ошибусь, сказав, что, пока еще школа не достигла прежнего уровня.

Итак, сравнение школ:

1. Канада:



Прежде всего, школа гидов – это профессиональное обучение.
Профессионалы обучают тех, кто выбрал работу гида своей профессией и собирается таким образом зарабатывать себе на жизнь.


• Пожалуй, самая характерная черта канадской системы - это приоритет практики над теорией. Это не значит, что теорию не изучают. Это значит, что все теоретические знания гид должен уметь применять на практике. Можно сдать всю теорию на «отлично», но, если не можешь грамотно использовать эти знания в горах и не умеешь работать с людьми – гидом стать нельзя.

• На практических курсах основная часть времени отводиться реальным восхождениям и лыжным походам/спускам. Многие технические приемы и навыки отрабатываются непосредственно во время восхождений или ски-туровских походов.
Вообще все освоение технических приемов проходит в обстановке максимально приближенной к реальности.
Например, если отрабатывается вытаскивание из трещины или подъем/спуск пострадавшего на скальном рельефе, то все делается «вживую» на реальном рельефе - каждый должен побывать и в роли пострадавшего, и в роли спасателя. При этом не допускается никаких имитаций, судейских страховок, и т.п.

• Другая характерная особенность – это блочный принцип обучения:
Есть отдельные курсы первой медицинской помощи, лавинной, скальной, альпинистской, лыжной подготовки и т.д. Обучение на каждом курсе требует очень сосредоточенного, полного и интенсивного погружения в какую либо дисциплину. За счет этого достигается высокий уровень практического усвоения материала. Чувствуешь, что действительно чему-то научился.

• Следующий важный момент – это минимум бюрократии и бумаг.
Разумеется, существуют учебные планы и методические установки, но они очень лаконичные и чаще всего представляют собой не жесткие схемы, а скорее некие рамки и направления, с указанием критериев которых следует придерживаться.
Только в планах обеспечения безопасности, которые составляются для каждого мероприятия в горах, канадцы могут посоревноваться с нами в количестве бумаг. В этих планах все очень тщательно продумано и расписано. Есть обязательный курс по этой теме «Юридическая ответственность и обеспечение безопасности в приключенческом туризме». Кстати, после этого курса, осознав весь груз личной ответственности гида постоянно присутствующий в этой работе, многие мои молодые канадские однокашники крепко задумались над правильностью своего выбора профессии. В том числе несколько человек пришли к выводу, что эта работа не для них.

• Непосредственно по обучению горной технике есть единственный учебник «Техническое руководство для профессиональных горных гидов» изданный в 1999г. Он является официальным учебным пособием в Канадской и Американской Ассоциациях Горных Гидов. Так же дается список литературы для самостоятельного изучения.
Я знаком практически со всей учебной литературой по альпинизму, издававшейся в СССР, России, а также в большинстве англоязычных стран.
На мой взгляд, этот учебник - лучшее пособие из всех изданий, существующих на сегодняшний день.
Возможно, существуют пособия аналогичного уровня на немецком или французском языках – тут я судить не берусь, поскольку владею только английским.
Характерной особенностью этого руководства является то, что это, опять же, не свод жестких правил: указываются плюсы и минусы каждого технического приема, даются рекомендации и параметры его безопасного применения в тех или иных ситуациях. Подчеркивается, что невозможно расписать правила на каждую ситуацию, которая может сложиться в горах. Поэтому Гид, как профессионал, должен сам решать, что ему делать в каждой конкретной ситуации. И сам нести ответственность за свои решения.
Гиды подчеркивают, что в инструкторской работе с любителями, особенно начинающими такой подход неприемлем. Там они учат по более жестким схемам: «так - надо, а так - нельзя». Они справедливо считают, что только с ростом квалификации и опыта приходит понимание того, какой технический прием или тактическое решение лучше применить в той или иной ситуации. Здесь подход близок к нашему.

• Вообще вся система подготовки и работы гидов построена на доверии к гидам.
Гидов учат принимать самостоятельные и ответственные решения и дают им эту самостоятельность. Даже все руководящие материалы Ассоциации представляют собой в большей степени, набор критериев, которыми гиды должны руководствоваться в своей работе. Хотя есть, конечно, и жесткие правила.

• Если же говорить о качестве инструкторской подготовки канадцев – то она на высоком уровне. Я далек от идеализации: разумеется, гид гиду рознь. Но в целом, каждый гид обязан быть неплохим инструктором. Мой опыт общения с канадскими гидами говорит о том, что чаще всего они, как минимум, хорошие инструкторы.
Мне в свое время повезло с учителями в советском альпинизме. Я учился у замечательных людей, которые были хорошими инструкторами. Так что жаловаться грех. Но, тем не менее, самых лучших инструкторов-методистов я встретил именно в Канаде.
Особое впечатление на меня произвел Карл Классен (Karl Klassen), работавший с нами гидом-инструктором на нескольких курсах. На тот момент Карл был действующим президентом Канадской Ассоциации Горных Гидов (ACMG). Он же является автором упоминавшегося выше учебника. Удивительный талант просто и доходчиво объяснять и показывать самые сложные вещи. Лучшего инструктора я не встречал. И другие инструкторы тоже были очень высокого уровня. Они также занимали высокие должности в Ассоциации. При этом все они действующие гиды и о своих должностях вообще не упоминали. Об этом можно было узнать, только зайдя на сайт ACMG.

• Обучение в Канаде проходит в строгом соответствии с требованиями UIAGM, но вся система в целом довольно гибкая: форматы курсов постоянно совершенствуются и по некоторым дисциплинам (лавинная подготовка, медицина, горно-туристская подготовка и др.) уровень подготовки существенно превышает стандартные требования UIAGM.
Кроме стандартной системы обучения состоящей из отдельных курсов, в Канаде также существует программа «Дипломированный Горный Гид» - это 5 летний курс очного университетского образования. Список теоретических дисциплин, изучаемых в этой программе очень солидный. По окончании этого курса присваивается сертификат гида UIAGM и университетский диплом.

• Очень большое, можно даже сказать решающее значение придается рабочей практике (стажировке) в качестве гида-ассистента (стажера), которая обязательно должна проходить под руководством профессионального гида.
По результатам рабочей практики гид – ассистент должен получить положительную характеристику-рекомендацию от гида, руководившего стажировкой.
Без такой характеристики-рекомендации гид- ассистент (стажер) не может быть допущен к финальному курсу и к экзаменам на диплом гида.
Нередки случаи, когда после работы с реальными клиентами, из-за неумения работать с людьми, студенты, показывавшие на курсах отличные результаты в техническом и теоретическом плане, не получают положительной характеристики.
Если у гида, руководившего стажировкой, имеются серьезные нарекания – то для гида-ассистента может быть навсегда закрыт путь в эту профессию.
Весь процесс обучения достаточно длительный (в среднем 4-5 лет) и большинство тех, кто по каким либо личным параметрам не годится для работы гидом, выбраковывается в процессе учебы. Плохие или даже средне подготовленные гиды никому не нужны.

• Вообще атмосфера обучения очень доброжелательная. Но в то же время уровень требований и подход к обучающимся очень жесткий. Я бы сказал – кастовый или клановый.
Здесь, как в любой другой профессии, где ремесло граничит с искусством,

далеко не каждый подмастерье сможет в итоге стать мастером и быть допущен в узкий круг профессионалов

. Такой подход имеет и прагматическую и историческую основу.
Дело в том, что традиции профессии горных гидов в Канаде очень старые. Они были заложены еще в конце XIX века первыми швейцарскими и австрийскими гидами, приехавшими работать в Канаду. До сих пор есть семейные династии гидов в третьем и четвертом поколении.
В общении с канадскими гидами хорошо заметно, что они гордятся своей профессией и всячески блюдут «честь мундира» и чистоту рядов.
Все сказанное выше в полной мере относится также и к европейским гидам из альпийских стран, где традиции профессии гидов еще более старые и устоявшиеся.

• Так что стать горным гидом UIAGM просто ради «корочки» или на халяву невозможно, и случайные люди в этой профессии крайне редки.
Понятно, что все мы люди, все совершаем ошибки, и даже наличие сертификата UIAGM, не дает 100% гарантии того, что любой гид всегда, с любым клиентом и в любой ситуации, сможет сработать на высшем уровне.
Тем не менее, клиенты и фирмы, обращающиеся к услугам горного гида, сертифицированного UIAGM, могут быть уверены, что, как минимум, будут иметь дело с гидом, имеющим не просто «корочку», а качественную профессиональную подготовку.

Обобщая можно сказать, что в Канаде создана система подготовки, опирающаяся не только на правила и методики, но также в большой степени на традиции передачи «ремесла» из рук в руки.

2. Наша школа – это непрофессиональное обучение.

Инструкторы – любители обучают инструкторов – любителей.



• Несмотря на свой любительский статус, в свои лучшие годы школа инструкторов была очень хорошая. Тот, кто хотел учиться, мог получить очень много.
Но критерии отбора в школу и уровень требований к студентам во время учебы и стажировки у нас на порядки мягче, чем в Канаде. Как и во всех сферах нашей жизни, многое зависит от личных отношений. Поэтому, даже в лучшие годы, разброс в качестве инструкторов был несравнимо больше чем у них. У нас есть инструкторы ставшие профессионалами высокого класса, настоящими Учителями, воспитавшими сотни альпинистов. Они и гидов могли бы поучить. Но не так уж мало и таких инструкторов, которых в принципе нельзя допускать к работе с людьми.

• Система одновременного обучения всем дисциплинам на одном курсе школы требует от курсантов освоения очень большого массива теоретической и практической информации за короткий период. При таком формате трудно добиться полноценного усвоения каждой дисциплины в отдельности. До сих пор помню, свои ощущения после учебы, когда казалось, что одновременно знаю всё и толком ничего.

• В обучении практическим приемам довольно много имитаций, судейских страховок и т.п.

• Если говорить о методической стороне, то, на мой взгляд, у нас явное преобладание теории над практикой.
Методики сами по себе хорошие, но, также как и с любыми другими законами и правилами в России, на бумаге все выглядит гораздо лучше, чем в жизни.
Качество обучения у нас в очень большой степени зависит от личности руководителя школы. Будет хороший, грамотный и требовательный руководитель, который сможет подобрать хорошую команду инструкторов – значит, будет хорошая школа. Не будет такого руководителя – уровень школы будет совсем другой.
В Канаде же общее качество обучения гидов не зависит от того, кто является в данный момент президентом Ассоциации, и кто именно преподает сегодня на курсах Карл, Джон или Смит. Система построена таким образом, что для преподавания выбираются только самые опытные и квалифицированные гиды-педагоги. Разумеется, в таком деле как обучение личный фактор всегда имеет большое значение, но в канадской системе это вряд ли может существенно отразиться на общем уровне подготовки гидов.

II. Теперь от систем обучения перейдем к различиям на индивидуальном уровне.

В чем же главная разница между работой гида и инструктора?
Много спорят именно на эту тему.
Прежде чем перейти к сравнению, оговорюсь, что под гидами я понимаю только профессионалов, прошедших специальную подготовку. А под инструкторами понимаю советское значение этого слова, то есть инструктора воспитанного в лучших традициях нашей школы инструкторов.
Понятно, что сравнение начинающих гидов и инструкторов будет некорректно ввиду большой разницы в уровне и качестве их подготовки. Это все равно, что сравнивать выпускника университета и техникума.
Но, даже если говорить о гидах и инструкторах, равных по опыту и спортивно технической квалификации, основные различия заключаются, прежде всего, в системе взаимоотношений инструктор - участники и гид – клиенты.
Эти различия обусловлены принципиально разными целями и задачами, стоящими перед гидом и инструктором.

Итак:

1. У нас:



• Подавляющее большинство инструкторов – это энтузиасты - любители, занимающиеся инструкторской деятельностью в свободное от основной работы время либо совсем бесплатно, либо за чисто символические деньги.

• Инструктор – это ключевая фигура в системе спортивной подготовки альпинистов. Инструктор, в первую очередь, обслуживает систему подготовки альпинистов и в большей степени несет ответственность за свою работу перед руководством альплагеря, Федерации или клуба, чем перед своими участниками.

• Инструктор работает по жестко расписанной для каждого этапа обучения методике

• В нашей системе инструктор по отношению к участникам – это назначенный руководитель или, скорее даже, начальник или командир.
Разумеется, в каждом конкретном случае стиль взаимоотношений инструктора с участниками зависит главным образом от личности инструктора. Он может стать и «Учителем с большой буквы» и другом, но может быть и цербером.
Главное то, что до сих пор по традиции - это преимущественно командный стиль. Здесь уместно вспомнить всем известную « истину»: «Пункт первый - инструктор всегда прав! Если инструктор не прав – см. пункт первый». Это, конечно, шутка, но в ней изрядная доля истины.

• Во взаимоотношениях «инструктор – участники», именно участникам чаще всего приходиться приспосабливаться к стилю работы того или иного инструктора

• Инструктор может «списать» участника за неподготовленность, перевести на этап ниже, не засчитать восхождение на разряд и т.д.

• Далеко не всегда участники имеют возможность выбрать себе инструктора.


2. В Канаде и везде, где существует институт профессиональных гидов:

• Профессиональный гид – это работник сферы обслуживания в индустрии приключенческого туризма. Гид зарабатывает себе на жизнь таким образом.

Главная обязанность гида на любых маршрутах – это обеспечение безопасности клиентов. Все остальные цели вторичны.

• Все аспекты взаимоотношений гидов и клиентами четко регламентированы юридически.

• Гид - это наемный руководитель. Гида нанимает группа, индивидуальный клиент или организация. Независимо от того работает гид со своими личными клиентами, в горной школе или в фирме, организующей походы, восхождения или хели-ски, гид всегда, в первую очередь, работает на клиентов и несет ответственность перед клиентами. Если клиенты фирмы, нанявшей гида, будут регулярно выказывать обоснованное недовольство его работой – гид потеряет эту работу.

• При работе инструкторами с частными клиентами, желающими пройти тот или иной курс обучения, гиды сами составляют программы и методики обучения, адаптированные под уровень квалификации и потребности клиентов.

• Конкретный стиль взаимоотношений гида с клиентами также во многом определяется личностью гида, но здесь рамки несравнимо более жесткие. В большинстве случаев именно гид должен адаптироваться к группе, а не наоборот. Авторитарный командный стиль применяется только в самых крайних случаях, как правило, в связи с какой либо чрезвычайной ситуацией.

• Гид, в отличие от инструктора, не имеет права запросто «списать» клиента и т.п. Заключив контракт и взявшись за работу, гид должен иметь очень серьезные основания (обычно это связано с обеспечением безопасности) для того, чтобы, например, отказаться от продолжения восхождения или отстранить неподготовленного клиента от катания на хели-ски.

• Как правило, клиенты и фирмы выбирают услугами какого гида воспользоваться. Далеко не всегда гиды, особенно начинающие, имеют возможность выбирать себе работу. Востребованность того или иного гида определяется, прежде всего, рыночными механизмами.
Гиды с именем и высокой репутацией имеют больше возможностей выбирать себе работу и их услуги стоят дороже.

• Гид – это более широкая и высокая квалификация. Во многих странах, где существует институт профессиональных гидов, инструктор – это промежуточная ступень на пути получения сертификата гида. Но никак не наоборот.

По личному опыту общения с российскими гидами, имеющими инструкторскую квалификацию, могу сказать, что не каждому инструктору, взявшемуся за работу гида, удается сменить стиль взаимоотношений с людьми, для которых он работает. Поэтому далеко не каждый наш, даже хороший инструктор, сможет стать хорошим гидом.
На мой взгляд, здесь во многом дело в том, что работа в сфере сервиса в ситуации свободного рынка, для нас до сих пор дело новое. Взаимное некорректное поведение (а порой и открытое хамство) как со стороны клиентов, так и со стороны тех, кто предоставляет те или иные услуги – это обычные явления в нашей жизни. Мы пока еще не научились по-настоящему обслуживать, не роняя собственного достоинства, не хамя и не «прогибаясь» под клиента. И так же не умеем обслуживаться.

Приведу показательный пример из канадской практики: кроме того, что гид, прежде всего, является руководителем, который принимает решения и несет за них ответственность, в Канаде и США в обязанности гидов входить приготовление пищи для клиентов (в тех случаях, когда в программе не предусмотрен повар). Есть обязательный практический курс по этой теме. И гид, будь он хоть президент Национальной Ассоциации Горных Гидов, обязан готовить для своих клиентов. Для них это нормально и никто не считает себя униженным.
Думаю, что не ошибусь, предположив, что далеко не всем нашим инструкторам, взявшимся за работу гида, понравиться готовить для своих клиентов.

Вообще права и обязанности гида и система взаимоотношений «гид-клиент» – это отдельная большая тема.
Причем она самым непосредственным образом касается также и инструкторов.
В отношениях инструкторов и участников, приезжающих в альплагеря у нас сейчас, по меткому определению Ирины Морозовой «патовая ситуация». Участников, приехавших в горы за свои деньги, уже не устраивают отношения с инструктором в стиле «упал-отжался». А многие инструкторы, работающие по-прежнему больше на энтузиазме, чем за деньги, не заинтересованы ни в смене стиля взаимоотношений, ни в повышении профессиональной квалификации (так как для них это – не профессия).
Убежден, что в современной школе инструкторов необходимо уделять большое внимание этике взаимоотношений инструкторов с участниками. Причем главную роль должны играть не лекции, а сам стиль взаимоотношений тренеров-преподавателей с курсантами. Здесь нам есть чему поучиться у гидов UIAGM.

Что касается опасений по поводу того, что создание в России школы гидов,
может каким-то образом негативно повлиять на наши традиции в альпинизме, то, на мой взгляд, они совершенно необоснованны.

Думаю, что все как раз наоборот:
Пресловутые «западные стандарты», против которых выступают некоторые участники обсуждения, заключаются, прежде всего, в ответственном и профессиональном подходе гидов к своему делу, в умении строить корректные и уважительные отношения с клиентами.
Поэтому углубленное знакомство с системой профессионального обучения гидов за рубежом и опыт, который получат наши гиды и инструкторы во время совместной работы со специалистами UIAGM, могут очень даже пригодиться в работе по совершенствованию нашей Школы инструкторов. При этом задачи школы останутся прежними, инструктора останутся инструкторами и никакого превращения инструкторов в гидов не произойдет.
Так же и рост количества профессиональных гидов (если он когда-нибудь случится) никак не повлияет на наш традиционный спортивный альпинизм.
Даже если предположить, что гидов вдруг стало много - это все равно никак не повлияет на ситуацию. У молодежи, которая составляет основную массу начинающих альпинистов, просто нет возможности платить за услуги профи.
К тому же сезон в горах у всех один и тот же. И в то время, когда молодым альпинистам надо совершать учебные восхождения, гиду надо заработать себе на жизнь. Я как гид и инструктор знаю это по своему опыту. При всем своем желании я не могу регулярно работать с молодежью: зимой и весной, когда у нас на Камчатке совершаются основные учебные восхождения, я работаю с горнолыжниками, летом - также гидовская работа. Поэтому моя инструкторская работа ограничивается отдельными лекциями и практическими занятиями в межсезонье. Думаю, что и у других гидов, имеющих квалификацию инструктора, ситуация во многом схожа с моей, и у них тоже нет возможности уделять много времени инструкторской работе. Поэтому убежден, что спортивный альпинизм еще долго не сможет обойтись без инструкторов – общественников.

Вообще к спортивному альпинизму создание школы гидов и сам институт профессиональных гидов имеет только косвенное отношение.
Спортивный альпинизм – это та среда, где можно получить качественную альпинистскую подготовку, необходимую для того, чтобы стать гидом.
А Школа гидов может помочь квалифицированным спортсменам, желающим стать гидами и сделать работу в горах основной профессией, получить качественную профессиональную подготовку. И также в перспективе, когда будет создана соответствующая правовая база, получить официальный профессиональный статус.

А основная сфера деятельности горных гидов относится к туристическому бизнесу.
По сути – это работа в сфере услуг приключенческого туризма, к которому относятся и все горные виды активного отдыха.

Свои соображения о том насколько актуальна сейчас инициатива ФАР для самих гидов и для турбизнеса, напишу в следующей заметке.

170


Комментарии:
1
Добрый день. Объясните мне, среднестатистическому молодому альпинисту(2разряд), выезжающему в горы Кавказа каждое лето в чем преимущество конкретно для меня введения гидов, вместо инструкторов? В том что мне платить придется в 5 раз больше, или в том что он мне будет чай на биваке готовить? Вы ненавязчиво критикуете наших инструкторов, называя их "подмастерьями" высокопрофессиональных гидов Канады. И в тоже время наши инструктора нас учат (!), а что дадут гиды- все за нас сделают, покушать нам приготовят, может еще и на гору нас занесут? Тогда в чем же смысл альпинизма? Мне вот вдруг пришло в голову, что это вроде как в Крыму: есть маршруты альпинистские, скалолазные, а есть пробитые лестницами до верху (не помню как называется), но говорят очень! круто.... для желающих почувствовать себя альпинистом, но при этом сильно не париться о риске, о физ подготовке, о технике...
ОЧЕНЬ боюсь как бы все остальные маршруты не зашили такими "лесенками"... а в альпинизме - гидами..
Вы меня простите конечно, но это сугубо мое индивидуальное мнение, обычного среднистатестического альпиниста :) Всем хорошего сезона! 17 уезжаю на кавказ!!

11
Вы прочитайте внимательно статью.
1) Никто не говорит о введении гидов «вместо» инструкторов. Это разные вещи и везде они существуют параллельно.
2) Вам, как альпинисту-спортсмену (раз уж вы пишете про 2й разряд) гиды ничего не дадут, вы просто не станете пользоваться их услугами. А навязывать никто не будет.
3)Это как раз ваше «вроде как в Крыму» (или в другом месте с развитым «цивильным» туризмом): Хотите спорт? - идите спортивной группой. Хотите отдых? - обратитесь в турагенство, оно подберет вам гида под ваши желания.

8
хм, а вы попросите, и заплатите, они и научат. закажите услугу, вам ее окажут, ето довольно просто, по
чти как в магазине.

смысла в альпинизме столько же сколько в онанизме и столько же сколько в коммунизме - его там нету...

2
в коммунизме я согласна, но...

3
А как же чувство глубокого удовлетворения?

2
Очень элегантное сравнение :)

4
Вы наверно не дочитали:
Вообще к спортивному альпинизму создание школы гидов и сам институт профессиональных гидов имеет только косвенное отношение.
Так же и рост количества профессиональных гидов (если он когда-нибудь случится) никак не повлияет на наш традиционный спортивный альпинизм.
Даже если предположить, что гидов вдруг стало много - это все равно никак не повлияет на ситуацию. У молодежи, которая составляет основную массу начинающих альпинистов, просто нет возможности платить профессионалу за услуги профи.

1
Согласен с Федором, что нынешние инструктора хорошие методисты, но вот как доходит до общения с курсантами или разруливания межличностных отношений внутри группы - честно говоря хромает.
Тут вот как раз и нужно в Школе Гидов подучить психологию и поведение инструктора с участниками не на уровне "пани братства", а именно как ПРОФЕССИОНАЛ и тонкий психолог который работает в коллективе.

Если будет такой же отбор, как пишет Федор. То мне кажется из всей той горстке "гидов" которые себя так называют, при поступление пройдет 1% в лучшем случае.
Это если они захотят стать сертифицированными.

Честно говоря, наверное первым шагом было бы лучше сделать повышение квалификации сделать для инструкторов в области психологи и работы с людьми.

А уж потом и гидовскую школу организовывать.

НО, чтобы выйти на уровень европейских школ нужно, чтобы времени прошло не меньше 5-10 лет.

За 10 лет в альпинизме вижу только всего два сертифицированных гидов Бабанов Валерий и Фарберов Федор. Про остальных (которые обучались в Канадской школе или какой-то иной европейской) не слышал.
Получается, для России это просто убийственные цифры. ДВА настоящих гида.

Тема гида интересная, но под это нужна мощная как материальная база так и финансовая поддержка. Понятное дело методику уже до нас разработали.
Просто на сколько ФАР сможет в этой теме вариться и как долго она будет представлять эти интересы.

11
2 Alpinist,
За 10 лет в альпинизме вижу только всего два сертифицированных гидов Бабанов Валерий и Фарберов Федор. Про остальных (которые обучались в Канадской школе или какой-то иной европейской) не слышал.
Получается, для России это просто убийственные цифры. ДВА настоящих гида.

Не совсем так:
Сертификата UIAGM у меня нет. Я уже писал, что несмотря на то, что за год обучения в Канаде мне удалось почти полностью пройти двухгодичную программу, получить полный сертификат UIAGM за такое время невозможно.
Поэтому в России до сих пор есть только один горный гид сертифицированный UIAGM - Валерий Бабанов.

2
Да уж, получается в России всего один ГИД сертифицированный.
Почему я Вас отнес к сертифицированному гиду, да потому что Вы прошли обучение и видели эту кухню изнутри. И подход в работе к клиентам именно такой какой он должен быть у гида. По этому так смело и назвал сертифицированным гидом.
Понятно одно, что получить сертификат, это все равно, что для спецназовца сдача на "краповый берет". Отбор идет очень жесткий.

Но ведь Вам отсутствие сертификата не сильно мешает работать гидом.


4
По-моему, уже складывается мнение, что профессия горного гида относится в основном к альпинизму. Между тем, существенной частью работы является внетрассовое катание (офпист, хели и скитур). Школ обучения у нас этому, можно сказать, нет (кроме некоторых энтузиастов). Скитур (не спортивный) вообще только только начал развиваться. Культура не сложилась еще, в отличие от альпинизма. В то время как проблем очень много, обучение разрозненно. В-общем надо развиваться и в этом направлении. Научить инструктора с людьми работать можно (хотя и не любого), а вот еще чтобы был высокий уровень катания и знаний ... вот. Волнует очень этот аспект.
PS И гиды, это прежде всего сообщество со сложившейся культурой- это очень здорово подмечено!
Спасибо за статью!

6
2 eshpaq,
Вы правы, внетрассовое катание это вторая составляющая работы горных гидов наряду с альпинизмом. Для многих зарубежных гидов (и для меня в том числе) работа на лыжах дает основной заработок. Кроме того я уже несколько лет провожу лавинные курсы и курсы повышения квалификации для камчатских гидов, работающих в различных программах внетрассового катания. Так что с проблемами этой сферы, которые вы совершенно верно обозначили, я знаком. Собираюсь поговорить об этом в следующей статье.

3
Ждем! С интересом! Спасибо!

1
но вот как доходит до общения с курсантами или разруливания межличностных отношений внутри группы - честно говоря хромает.

а у курсантов - ничего не "хромает"?
или вы считаете, что инструктора - они на одной планете живут, а курсанты приезжают с марса?

когда на собеседование кандидат в школу инструкторов начинает со слов "Я - идиот...", вы как это видите в возможности "разрулить"? или когда курсант, приехавший тысяч так за пять километров начинает собеседование с заявления "можете меня сразу отчислить - я сюда сам не рвался, это меня клуб послал..."

я в целом согласен, что инструкторы у нас встречаются - не дай боже к таким попасть.
но надо учитывать и разницу менталитетов наших и западных людей. она сказывается и на инструкторах, и на их подопечных.

вопрос, есть ли педагогические способности у инструкторов\курсантов вообще в российской школе не ставится - что, реально, есть большая ошибка нашей школы.
ни тестов, ни рекомендаций низовых коллективов, ни опыта тренерской работы у себя дома (как это было раньше) - ничего абсолютно. и в программе школы этому аспекту уделяется минимум времени.
учителей в институтах хоть как то 5-6 лет натаскивают, а у нас - 20 дней на все.
вот и имеем, что имеем.

1
^вот и имеем, что имеем.^ Сергей, а вывод какой? Система подготовки нструкторов создавалась(и была хороша) в комплексе с лагерями ВЦСПС и секциями ВДФСО, их уже нет. В отдельном виде получается не очень, несмотря на старания уважаемых преподавателей.
Предложение: в стране много опытных инструкторов-преподавателей со своими взглядами на эту проблему. Если Вы в рамках журналистики подготовите опрос, я могу присланные Вами вопросы задать преподавателям ростовской Школы-2003 и отослать Вам материал.

4
Вывод такой, что нужно школу ставить на уровень современных требований - даже если мы готовим общественников, а не профессионалов pro commercia.

И Иван Трофимович Душарин, и Александр Анатольевич Киселев, являющиеся в некоторой степени идеологами нынешней ЦШИ, эти проблемы, в принципе, видят и понимают. Но вот чего то вечно не хватает: времени, средств, воли, человеческих ресурсов, настойчивости делать непопулярные шаги.

Сами понимаете, как бы ни был прав тренер, который негодного\несправившегося курсанта не аттестует по завершении школы, он будет в 99 случаях "такой-сякой и вообще старый дурак".
Это - наш менталитет.
На Западе, насколько я понял, даже если человек не прошел курс\модуль, и не получил аттестации, никто не заявляет, что система обучения негодная, тренера отсталые, и вобще все неправы, кроме меня...

Мы же так еще 100 лет будем говорить о том, как профессиональны их гиды, и как им уступают наши инструктора, если планка требования, начиная со входа, будет невысока, если будем стараться за 1 день усваивать то, на что нужно 3 дня, если курсанет априори будет считать свой опыт выше опыта школы, в которую он приехал учиться...

ВЦСПС не причем, когда начинают за 12 дней готовить третьеразрядников с нуля. А мы только все потом удивляемся: почему они элементарных вещей не знают?! А когда руководитель, позиционирующий себя, как тренер большого клуба с многолетним опытом, заявляет, что надо отменить категории, чтобы все ходили куда хотели, не заморачиваясь - это же не ВЦСПС виноват, что у него в голове масло вытекло?

Мне был бы интересен не опрос, а видение того, что в регионах люди, занимающиеся подготовкой кадров, воспринимают, как проблемы. Что они считают в своем опыте удачным, что хотели бы изменить и почему не могут этого сделать...


1
Спасибо за обзор. Интересно. Про пункт с готовкой пищи для меня новость, в Европе такое не практикуется. Видимо аспекты местного менталитета.

6
2 гоген,
Думаю, что дело не только в менталитете. Дело еще и в том, что в канадской и американской школах уделяется большее ( по сравнению с Европой) внимание экспедиционной и походной подготовке. В этих странах гиды организуют много восхождений и ски-туровских программ в отдаленных горных районах (Аляска, Север Канады, Британская Колумбия и т.д.). Поэтому многие курсы по альпинистской и лыжной подготовке проходят в виде горного похода или лыжного траверса, с обязательными ночевками в палатках и снежных пещерах. Соответственно требуется (и оценивается) и составление раскладки продуктов, и приготовление пищи в походных условиях.

2
Замечу, что в школе инструкторов советского периода тоже был предмет "строительство пещер" - строили и жили там по нескольку дней.


1
В целом обзор предоставленным Федором очень познавателен хотя бы в том плане, что есть и как должно быть.

Да согласен, что и у курсантов "хромает" начиная от техники/тактики до простого бескультурья. Но, ведь может нужно начинать именно с этого? Повышать культуру и полностью создавать новый менталитет в ШИ. А уже и на запад смотреть с прямой спиной.

Я лично не против Школы Гидов, просто за державу обидно. Не так давно возродился Жетон, и в итоге на третьем сборе УТС (в Вашей же статье) оказалось, что курсанты 50% не соответствую нормам заявленным при поступление. А это горные спасатели.
Так, может просто нет пока резону ФАР распылять свои "активы", а повысить уровень подготовки на Жетон, инструкторов. Делать совместные семинары по обмену опытом с западными специалистами по подготовке спасателей (так сказать перенимать опыт и наработки), подготовки инструкторов. Наверное куда будет больше пользы.

Да, тут нужно понять, что для ФАР это Школа Гидов - коммерческий проект? или ??

По большому счету я с Вами согласен по всем позициям. Но все равно принимать решение будет глава ФАР, а не мы с Вами.

5
Так, может просто нет пока резону ФАР распылять свои "активы", а повысить уровень подготовки на Жетон, инструкторов.
Да, тут нужно понять, что для ФАР это Школа Гидов - коммерческий проект? или ??

На эти вопросы я и сам ищу ответы.
Пока не нашел :-{

1
Ну с Жетоном более-менее ясно - сделали жетон не для тех кто ХОЧЕТ, а для тех кому НАДО НА 6А - получили контингент людей стремящихся получить значек и корочки.


-2
Насчет того, коммерческий ли это проект для ФАР, вряд ли ФАР ориентируется на платежеспособный спрос со стороны гидов/турфирм/студентов, которые хотят стать горными гидами. Учитывая, что предполагаемые сроки подготовки школы 4-7 лет, скорее заказчиками школы будут или уже есть организаторы Олимпиады, которым надо что-нибудь типа "привести курорты к мировому уровню к Олимпиаде". Особенно навело на эту мысль приглашение прессы на круглый стол. Ведь прессу обычно приглашают, чтобы отчитаться о потраченных на мероприятие деньгах перед спонсорами/бюджетом.
При таком раскладе это выгодно и организаторам Олимпиады, которые " повысят уровень курортов":), и для ФАР, кот. заработает деньги. А вот как это повлияет на гидов - непонятно. Особенно если законодательно будут введены барьеры для работы гидом без аттестации.


-2
Смотрел как -то по ящику на каком-то ихнем канале "восхождение" двух абсолютно неподготовленных "чайников" с гидом во главе связки. Гид тащил рюкзак, всё железо (непонятно, правда, зачем оно было нужно на этом маршруте, не круче единички, наверное перед камерами попонтоваться, типа "какой крутой гид"), а "чайники" еле-еле за ним на верёвочке тащились. Если система гидов нужна для того, что бы таскать на гору такой контингент, тогда нехай создают. Только, что такой гид может дать нормальному альпинисту, если по роду деятельности ему приходится выполнять функции няньки на несложных маршрутах, так называемых "ослиных тропах"?
Понятно конечно, что в том телевизионном «восхождении» не один гид был, а целая толпа, на всякий случай. Но если такие «восхождения» практикуются в реале, т.е. гид один, непонятно что происходит в случае нештатных ситуаций (непогода и т.п.), «чайники» ведь идут на последнем издыхании? В Европах в случае чего вертолёт прилетит, а у нас?

По поводу статьи опять не увидел принципиальной разницы, кроме подхода к участникам восхождения, между гидом и инструктором. Инструктор общественник? Ну, платите инструктору и чем вам не гид.
Таким образом, единственная принципиальная разница между гидом и инструктором это то, что гид обязан тащить в горы любого, абсолютно неподготовленного «чайника», у которого есть деньги, а инструктор работает только с участниками физически и технически соответствующими определённому уровню.

По поводу того, что гиды якобы более культурны и обходительны, чем инструктора:
во-первых, инструкторы не с неба берутся, а из тех же альпинистов, и если альпинист нонче хамоватый пошёл, то и инструкторы ему под стать;
во-вторых, сколько у нас гидов? Два с половиной человека и ах, какие культурные. Вы подготовьте тысячу-другую и тут же появятся хамы. Это менталитет такой. Российская «элита», из которой выходит основная масса современных альпинистов, особо культурой не блещет. Такие же и современные «свеженькие» инструктора, такие же и гиды будут.

0
Вы путаете разные вещи. Инструктор - это категория спортивного альпинизма. Ему часто необходимо быть жестким, потому как его задача довести спортсмена до высокого результата. Гид - категория из сферы обслуживания.

Сравнивать инструктора и гида - тоже самое, что сравнивать тренера школы Олимпийского резерва и инструктора из фитнес центра.
У них совершенно разная клиентура и одно другого не отменяет.

4
и Вы путаете разные вещи :) : инструктор - педагог. в его задачи входит обучение и отработка определенных навыков. и совсем не обязательно в спортивном альпинизме. и задача его заключается прежде всего не в достижении высокого результата, а в отработка того, что запланировано на его курсе. ориентация только на высокий результат, на спортивный альпинизм.. имхо - пережиток советской эпохи. а сейчас другие реалии, и в России, как и во всем необъятном мире скоро появится самая широкая прослойка - те, кто ходит свои 3ки-4ки для души и являются самыми многочисленными посетителями хижин, приютов, кароче основными юзерами горной инфраструктуры.


7
Приветствую Вас Федор. Пишет Ваш, надеюсь прилежный, ученик, Николай. Сейчас живу в СПб но сохраняю конспекты Ваших курсов - "Переводы с Канадского" :). Отслеживаю Ваши публикации и данная Ваша работа, вижу, вызывает неоднозначное восприятие аудитории Risk. Хочу поблагодарить Вас Федор - те основы культуры и дисциплины в рамках системы заказчик - исполнитель, которые вы закладывали на своих лекциях здорово помогают мне в моей сегодняшней работе- ведении строительного проекта, в Ленинградской области, с иностранным инвестором. Скажите Федор, увидит ли аудитория Risk ваш перевод канадского курса лавинной безопасности? Это, по моему мнению, весьма полезная наработка, необходимая русским альпинистам.

С уважением. Николай.

3
Коля, здравствуй!
Спасибо, что не забываешь! Рад слышать, что наука пошла впрок :).
По поводу лавинных методик считаю, что это не узлы и полиспасты, которые вполне можно разучить по картинкам. Такие знания должны идти в комплекте с инструктором:). То есть осваиваться в процессе практического курса, как это было у нас.
Согласись, что если бы ты не прошел весь курс, а просто прочитал тот материал, который я давал вам на занятиях – то была бы очень существенная разница в конечных знаниях и умениях. Поэтому думаю, что в такой публикации смысла нет.

6
Говоря о канадской или европейских школах, не нужно забывать, что у них есть другие условия. Прежде чем наводить порядок на маршруте, нужно чтобы в лифте не гадили.

0
Здравствуйте Федор.
Давайте формировать потребителя- слушателя лавинного курса и курса гида/проводника - рассказывать о успешных восхождениях и спусках на лыжах, во время которых успользовались навыки полученные от канадских коллег. Вы умеете рассказать и есть хорошие фотоработы Ваши и Ваших курсантов. Данные отчеты так же могут служить рекламой для тех ваших курсантов у кого есть собственные туристические компании, либо стабильные контракты в качестве гида. Скромность - лучший способ остаться неизвестным.
С уважением, Николай.

Да ,

-2
цитата-"В Канаде и везде, где существует институт профессиональных гидов:

• Профессиональный гид – это работник сферы обслуживания в индустрии приключенческого туризма. Гид зарабатывает себе на жизнь таким образом.

• Главная обязанность гида на любых маршрутах – это обеспечение безопасности клиентов. Все остальные цели вторичны."

извините,но здесь наблюдаеться явное противоречие.проститутка,к примеру,тоже являеться работником сферы обслуживания,и вы хотите сказать,что здоровье и безопасность клиента для нее дороже собственного кошелька?Первичная цель у гида,по определению,заработать себе на жизнь,остальное вторично.

0
отличные ассоциации. фрейду было бы куда капнуть. :))))

3
Да нормальные ассоциации. С точки зрения государства, конечно, а не морали или Фрейда. Дело в том, что проститутки не защищены у нас (в РФ), как и их клиенты, не так как в Европе. Я думаю, что там они должны заботиться о здоровье клиента, а если не позаботятся, то их накажет закон :) Товарищ, видимо, имеет опыт общения с проститутками, раз говорит с такой уверенностью об их мотивах. Я больше о гидах знаю.

Простите меня за все, не удержался :) Вообще я всем только добра желаю.

0
Если у гида цель - заработать на жизнь, то он явно выбрал не самый простой и надежный путь))))

Заработать можно на жизнь можно проще.

Гид оказывает услуги людям, испытывающим потребность в приключениях. Он должен удовлетворять их требованиям в питании, безопасности и ощущениях. Это такой отдых. Цель гида - безопасный и интересный активный отдых. Деньги - это гигиенический фактор, если нет достаточного количества желающих такой отдых потреблять - гиду следует сменить род деятельности.

Противоречий нет.

-1
Приезжий гид с большой группой (особенно из д.шамоня,особенно француз) в наших постсоветских больших горах - шило в заднице для всех работников лагеря.Как они у себя работают с клиентами,я не знаю,но тех,которых я наблюдал,водили клиентов на грани фола.Дело даже не в тактике восхождения,когда не спускаясь ниже 5000,живут и отдыхают неделями.Гид рубит бабки,сколько наэкономит-положит себе в карман.Редко кто будет нанимать вторых,третьих гидов для подстраховки в день штурма,никогда при проходе той же самой "сковороды",что бы разбить большую связку из 9 чел. на три.Бабки дороже.Свяжет ,как баранов,через 2-3 м. и вперед по тем самым мостам,куда москвичи попадали десять дней назад.Естественно,клал он на все консультации и рекомендации,на радиосвязь и на нас всех,вместе взятых.Пока,конечно,петух в опу не клюнет.И,поддерживая предыдущего оратора,хочу обратить внимание на бедственное положение проституток у нас (в РФ).Не так ,как в Европе.

0
хотела бы дополнить предыдущего оратора: наблюдала собственными глазами мюнхенскую проститутку, ожидающую клиентов на обочине дороги в BMW Z3. машина была украшена характерным розовым фонариком, что не вызывало сомнения в причастности владелицы к первой древнейшей. догоним и перегоним! каждой труженице "ленинградки" по "поршаку"! :))))

-3
хотел бы отметить действительно немецкий(прогрессивно -европейский) подход к проституции-это обычная робота с профсоюзом,больничным и 8 час рабочим днем-и если уважаемые женщины без роботы идут на биржу труда ,то им могут там предложить эту"работу" в случае отказа -снимают с пособия,а что,работа как работа,-Германия-с а вы тут о гидах.......


-2
Интересно, а вы часом не курсант "школы UIAGM" в Киргизии о которой тут недавно рассказывал Пабло? ;)

-5
Нет,не курсант.Не считаю для себя нужным и важным вливаться в эти стройные ряды.Сдавать на 2 инструкторскую категорий планировал,но в свете новых перетрубаций в ФАР,все это похоже на профанацию,типа "Доломит женщин" и прочей хрени.В тех районах,которые я знаю,я и так буду востребован.А Вы как в Германии поживаете,не кашляете ли?

-3
"поршак"-чо за болезнь?

0
это такая модная и дорогая германская болезнь. многие мечтают ей заразиться, можно конечно временно подхватить, как грицца на прокат. но в хроническую болезнь она перетекает далеко не у всех желающих.

0
Хватит тут флудить в теме о гидах. А то скоро эту статью в поисковиках будут находить по совсем другим запросам:)


-3
Институт гидов на постсоветском пространстве сформировался уже давным-давно.Малы работают,хелики проводяться,на Эльбрусах катаються,клиенты есть-значит есть и гиды.Все эти люди имеют мощный базис в виде спортивной подготовки,"совковой "системы обучения и не очень страдают из за отсутствия сертификатов установленного образца."• Гид – это более широкая и высокая квалификация. Во многих странах, где существует институт профессиональных гидов, инструктор – это промежуточная ступень на пути получения сертификата гида. Но никак не наоборот. "Согласен,но если создавать школу гидов по международным стандартам,критерий отбора курсантов должен быть на уровне Бабанова,раз на него ссылаються-инструктор,мс,чемпион СССР.А если таких не окажется-планку понизят.Помниться,А.Кленов еще давно предлагал-в школу инструкторов принимать не ниже КМСа.Осталось,как раньше.Недоученый человек учит других.Здесь тоже самое будет.Так что-да здравствует Анархия-Мать порядка!

0
можно долго обсуждать различие подготовки инструкторов и гидов, но стоит взглянуть на базис: инструктора готовятся фактически для общественной работы, не за деньги, а за совесть. Поэтому у них участники, от мнения(об инструкторе) которых материальная сторона ну не зависит; а у гидов - клиенты со всеми вытекающими последствиями. И также разная мотивация курсанта школы инструкторов(какую пограмму подготовки не сделай) и ученика школы гидов.
Французкий гид, которым как то работал, всё время просил меня улыбаться при клиентах(даже когда с ним обсуждали проблемы). И это и есть знак различия.

-3
Под базисом я подразумевал уже приобретенный ранее опыт и мастерство,школа гидов их только шлифует и выдает спецустановки.А улыбаться надо,но не все время,а то за дурачка примут.А кому улыбаться-участникам,клиентам,-значения не имеет.Людям улыбайтесь,и они к вам потянуться.Только искренне,а то не прокатит.

-2
базис - это материальное

2
Напишу мнение простого любителя гор, периодически на них залазающего :) В принципе инструкторы и гиды это как бы разный профиль. Одно не заменит другого, но одно другое дополняет. Поясню. Я лично в горы приезжаю затем, чтобы получить удовольствие и отдохнуть. Чтобы отдых был качественным, мне проще нанять опытного и приветливого гида, который будет решать мои проблемы и с которым можно будет проконсультироваться. Гид не должен быть "командиром", гид рулит только на горе. В остальном же он должен опираться на желание клиента и находить оптимальное для него решение возникшей проблемы. Именно так на мой взгляд выглядит работа хорошего гида (хорошо, что у меня такой есть).
Не секрет, что на тот же Эльбрус приезжают люди самой различной подготовки и с самой разной мотивацией. У наших соотечественников, это вообще как правило первая гора. Группы подбираются очень разные. Участники разного возраста, менталитета, жизненных позиций, обладают различным опытом восхождений (нередко вообще оного не имеют). Так вот со всей этой компанией гид должен справляться. Да так, чтобы процесс восхождения особо не напрягал участников в психологическом и физическом (по возможности) отношении. Т.о. гид оказывает человеку услугу, за которую тот платит из своего кармана.
Теперь инструктор. Тут песня отдельная, так как по моим наблюдениям программа обучения в АУСБ напоминает скорее экскурсию в армию или парк советского периода. Задача инструктора - дать нагрузку. Правда, иногда эта нагрузка не имеет особого практического смысла, но нагрузка должна быть :) Отношения в уч. отделении (а ведь это так же как и в предыдущем случае сборная группа) строятся по принципу "я начальник - ты дурак". В результате чего нередки конфликты между участниками и даже в отношении участник/инструктор. Все бы это было замечательно и оправдано, если бы не одно НО! Участник платит за курс в АУСБ из своего кармана. И за собственные деньги попадает в армию. Не нравится - убирайся. Естественно платить немалые деньги за такое отношение как то неприятно, на чем периодически ловишь себя на мысли. Конечно, если бы обучение стоило копейки, на лучшие условия расчитывать было бы глупо, и все бы воспринималось как должное, однако эти времена уже не вернутся. Инструктор по прежнему всегда прав, и если что-то не нравиться - досвидания, если чего-то хочется дополнительно - неположено. Вот тут и возникает мысль: "А не бросить ли весь этот лагерь, с его значками и разрядами к такой то матери?". В конце концов зачем он нужен этот значок/разряд, ведь ходить сейчас можно куда угодно, согласуясь только с собственным здравым смыслом. Вот и получаются таким образом в лучшем случае клиенты гидов, а в худшем "дикари".
Вот и спрашивайте теперь зачем нам нужны гиды при условии, что очень большую часть людей не устраивает спортивная система обучения. Прошу только не путать с желанием учиться техническим навыкам.
К слову сказать, довольно многие, с кем мне приходилось беседовать из постоянных клиентов АУСБ даже не знают, что можно ходить на горы с гидами, без разрядов, без инструктора и КСП. Довольно большое удивление у них вызывал факт, что я участвовал в весеннем восхождение на Эльбрус, не имея даже значка. "А кто тебя выпустил?" - было стандартным вопросом. И все мои убеждения на то что работа хорошего гида в первую очередь направлена на обеспечение безопасности восхождение не имели успеха. Это уже сложившийся образ мышления.
А теперь еще один важный момент. Из разговоров с гидами (ну или теми кто себя у нас так называет) выяснил, что в фирмах существует два подхода к работе гида:
1. Клиент всегда прав!
2. Гид в горах рулит!
Если со вторым все понятно, то вот к первому подходу сплошные вопросы. По крайней мере в свое время эта тема стала предметом жестких дебатов на Приюте. Гид утверждал, что не отвечает за безопасность клиента, так как все решения принимает только он. Гид может лишь порекомендовать сделать что-либо и не имеет права заставлять. Например не может заставить клиента надеть кошки на ледовом участке, ели тот того не хочет. Единственное, что гид не имеет права оставлять клиента в опасности. В остальном - полная свобода действий. От такой позиции у меня (да и не только) волосы встали дыбом. Однако же и такой подход имеет место быть.
В завершении должен сказать, что считаю, что каждый человек должен самостоятельно делать выбор каким образом ему ходить в горы. Лично для меня психологический фактор является определяющим. Во многом от психоэмоционального состояния, а проще говоря настроя зависит результат восхождения. Так же хочется, чтобы время проведенное в горах вспоминалось как увлекательное путешествие, а не как тяжелая работа. Таким образом я клиент гида. И очень хотелось бы, чтобы гиды у нас были квалифицированными. Хотя в большей степени это зависит от человека. По крайней мере я своего гида уже нашел. Чего и вам желаю :)

0
"Все бы это было замечательно и оправдано, если бы не одно НО! Участник платит за курс в АУСБ из своего кармана. И за собственные деньги попадает в армию."
ну почему же в армию. В школу. Там тоже заставляют делать домашние задания, высиживать уроки по 45 минут и переписывать контрольные. Хотя желающие могут нанять лично профессора академии наук для обучения основам алгебры на дому (за другие деньги). Или вообще не заморачиваться, нанять секретаршу,умеющую писать, читать и рисовать. А самому ограничиваться диктовкой и общим руководством :-))
Из личного опыта: САМЫЙ КОЗЛИСТЫЙ инструктор по сравнению с моим старшиной- это ангел с розовыми крылышками :-))

"Не нравится - убирайся. Естественно платить немалые деньги за такое отношение как то неприятно, на чем периодически ловишь себя на мысли. Конечно, если бы обучение стоило копейки, на лучшие условия расчитывать было бы глупо"
А что, разве сейчас обучение в альплагерях стоит не копейки???
Разумеется, хамство не есть хорошо, но пока учебные отделения, увы- единственный способ обучения для последующего самостоятельного восхождения.
ПС Интересно, а вот если соберется отделение и народ скажет инструктору: пофиг нам тараканьи бега, мы хотим НАУЧИТЬСЯ. полагаю, что большинство инструкторов будут только рады. Так что дело не только в учителях- оно и в учениках :-)

2
ПС Интересно, а вот если соберется отделение и народ скажет инструктору: пофиг нам тараканьи бега, мы хотим НАУЧИТЬСЯ. полагаю, что большинство инструкторов будут только рады. Так что дело не только в учителях- оно и в учениках :-)
:) Правила поведения на сборах: п. 1. Инструктор всегда прав. п.2. Если инструктор не прав см. п.1.
А если серьезно, то было нечто подобное на моих глазах и неоднократно. На все предложения научить чему-то конкретному ответ всегда был один: вам на этом этапе по программе не положено. Думать, вам особо тоже не положено. Учитывая, что некоторым участникам новичковой программы было лет за 30, такой ответ их явно не устраивал, что являлось причиной откровенных конфликтов между инструктором и группой.

А что, разве сейчас обучение в альплагерях стоит не копейки???
Ну, откровенно говоря, у меня, когда я был студентом, стипендия за год была меньше (заметьте повышенная). А еще дорога, и снаряга, которая предоставляется только на бумаге (предоставляется конечно, но барахло). За деньги 15 дневного сбора можно сгонять на Эльбрус по классике со стандартной программой размещения, а если только за гида платить, то два раза сгонять на Эльбрус :)

Из личного опыта: САМЫЙ КОЗЛИСТЫЙ инструктор по сравнению с моим старшиной- это ангел с розовыми крылышками :-))
:)))

1
Гиды существуют и у нас. Активный туризм у нас сейчас развивается семимильными шагами. Есть пешие, водные и прочие маршруты, восхождения. И на любой такой тур покупаются путевки обычными людьми, многие из которые и в походе-то ни разу не были. Таким людям совсем еще не нужен инструктор в нашем понимании. Им именно нужен гид.
А проблема сосстоит в том, что если инструкторов по альпинизму у нас все же готовят, и по моему скромному мнению совсем неплохо. То вот именно гидов, толком не готовит никто.
Получается что гиды у нас есть, только вот это уже реально любители. Конечно есть среди них и мастера спорта по альпинизму и пр. Но это в идеальном случае. А бывает что гидом работают люди, сами ни разу не ходившие в спортивный поход. И это большая проблема.
Формально удостоверение инструктора-проводника получить достаточно легко. Но это практически не предполагает никакого обучения. А в качестве практики необходим всего 1 поход.
Жаль что эта тема совсем не задета в статье.

-2
Гид, в моем понимании, должен взять клиента (одного, двух, трех или толпу) отвести их по утоптанной или заасфальтированной тропе с перилами на обзорную площадку и провести экскурсию. То есть рассказать, что мы видим вокруг. Ну может для гор слишком утрированно, но смысл в том, что он должен знать как называются горы вокруг и не вести людей в потенциально опасное место. Потому что этих людей он не знает. И не представляет, чего от них можно ждать.
На первом этапе обучения инструктор равен гиду. Но только в первый день. За стандартную смену, 14 или 21 день инструктор должен изучить своих подопечных, понять кому и что он может доверить и еще и чему-то научить. Чему? А почитайте программу подготовки, и сравните со своими знаниями и умениями. Думаете с нуля можно научить альпинизму за 14 дней? Эти подопечные должны были год заниматься (согласно программе) а с инструктором ходить и наслаждаться горами. Ладно, пусть это будет уже для второго этапа. Но ведь люди приезжают и во второй раз, и в третий. Горы им записываются в книжку, как бы идет рост знаний и умений, а подготовка фактически остается на нуле. Потому что не занимаются люди в течении года.
Справедливо ли это для всех? Нет, не для всех. Есть и такие, которые и занимаются и тренируются. Только вот эти то как раз и не жалуются, что им плохой инструктор попался, который их не учит. А чему их учить? Они и так знают все. И приходится инструктору за ними бегать с высунутым языком на маршрутах, и только хитрыми приемчиками завоевывать себе уважение. Вот это работа инструктора. Этим он и отличается от гида. В первую очередь подготовкой клиентов.

0
увы не все коммерческие маршруты проходят по экскурсионной тропе. Я вот вожу клиентов на вершину 3А, не великая цифра для альпиниста, а вот для человека без опыта на мой взгляд перебор.
Проблема в том, что инструкторов у нас все же готовят. И это не так просто, стать инструктором альпинизма. А вот гидов не готовит никто, водят либо те же инструктора, либо самоучки, что не всегда хорошо. Ведь шансы угробить людей у плохого гида, не меньше чем у плохого инструктора.

0
А вы по одному клиентов водите?
Все время по этому же маршруту, или незнакомым маршрутом тоже ведете?
Эти ньюансы, про которые никто кроме клиента и гида не знает, могут здорово изменить ситуацию.
В чем ваша роль на восхождении?
Обеспечить страховку и показать направление? Кто идет первым?
Неподготовленный человек не сможет вас страховать, значит за деньги вы рискуете жизнью. Даже если вы ас, это не страховка от ошибки, камня или еще чего. Если вы вдвоем - клиент вас не спасет.
Еще, пожалуй разная мотивация.
Гиду платят за то, чтобы он завел на вершину.
А я, как инструктор, стараюсь научить чему-то. Вершина желательна, но второстепенна. И усилия затраченные на получение вершинной шоколадки должны быть умеренными и реальными. Через силу у меня никто не пойдет. Не получается - вернулись обратно.


3
долго мы с товарищами тут в Америке пытались сформулировать простым языком ,чем инструктор отличается от гида-и вот получилось-гид-это водитель лимузина с доп обязаностями телохранителя и повара,а инструктор-это инструктор по контраварийному вождения в автошколе соответственно и то и то нужно главное что бы клиент понял -чего он хочет

1
Алик, в самое яблочко!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru