Гиды и инструкторы – В чем разница? Взгляд изнутри.
В 2007г. в журнале ЭКС (№№46-47), на Маунтин.Ру и на Риске я опубликовал серию статей о международном опыте подготовке горных гидов, и о моем личном опыте обучения этой профессии в Канаде. На тот момент единственной серьезной публикацией на эту тему в российских СМИ была статья Валерия Бабанова «Как я стал гидом ENSA»( журнал ЭКС №№35-36). Своими заметками я хотел дополнить его материалы и помочь всем заинтересованным в данной теме составить более полное и последовательное представление о том, как организована подготовка профессиональных горных гидов за рубежом и что представляет собой работа горного гида.
Тогда же, в 2007г., начал писать эти заметки, но, судя по откликам, тема гидов не вызвала большого интереса и этот материал был отложен до поры до времени.
Сейчас, в связи с инициативой ФАР по созданию в России школы горных гидов по стандартам UIAGM ( французская аббревиатура Международной Ассоциации Горных Гидов) и первыми практическими шагами в этом направлении, тема гидов снова активно обсуждается.
Как человек неплохо представляющий себе как работу гида, так и инструктора, хочу снова поделиться своими мыслями по этому поводу.
Тогда же, в 2007г., начал писать эти заметки, но, судя по откликам, тема гидов не вызвала большого интереса и этот материал был отложен до поры до времени.
Сейчас, в связи с инициативой ФАР по созданию в России школы горных гидов по стандартам UIAGM ( французская аббревиатура Международной Ассоциации Горных Гидов) и первыми практическими шагами в этом направлении, тема гидов снова активно обсуждается.
Как человек неплохо представляющий себе как работу гида, так и инструктора, хочу снова поделиться своими мыслями по этому поводу.
В последних публикациях на тему гидов на Риске и комментариях к ним (см.
http://www.risk.ru/users/step/7591/ , http://www.risk.ru/users/ssh/7563/, http://www.risk.ru/users/ssh/7541/, http://www.risk.ru/users/poleta/7529/, http://www.risk.ru/users/ssh/7522/),
было высказано немало верных мыслей, однако многие комментарии говорят о том, что большинство участвующих в обсуждении по-прежнему имеет весьма приблизительное представление о системе подготовки, сертификации по стандартам UIAGM и о работе горных гидов за рубежом.
В данной статье я хочу попробовать дать общую сравнительную характеристику системы подготовки гидов UIAGM (на примере канадской школы) и нашей школы инструкторов.
Также хочу поделиться своими соображениями по поводу того, в чем именно заключаются основные отличия гидов и инструкторов.
Многое из того, что хочу сказать, уже было высказано, поэтому не претендую на оригинальность мыслей и не думаю, что смогу поставить все точки над «и», но, тем не менее, хочу подытожить все, что написал прежде и попытаться провести небольшой сравнительный анализ.
С 2007г. аудитория Риска значительно расширилась, многие из участвующих в обсуждении темы гидов не знакомы со статьями В.Бабанова и моими предыдущими публикациями (ознакомиться с ними можно здесь, http://www.risk.ru/users/fedor/394/, http://www.risk.ru/users/fedor/1360/, http://www.risk.ru/users/fedor/1369/, http://www.risk.ru/users/fedor/1381/, http://www.risk.ru/users/fedor/1389/)
поэтому в некоторых моментах позволю себе повториться.
Сначала коротко о себе:
Живу в г. Петропавловск- Камчатский.
В горы хожу с 9 лет, спортивным альпинизмом занимаюсь 28 лет.
КМС по альпинизму, КМС по горным лыжам, инструктор альпинизма с 1987г.
Работаю горным гидом на Камчатке с 1990г. Два сезона работал в МАЛ Хан-Тегри
(у Валиева).
Вот уже 15 лет (с 1995г) работа гидом и переводчиком (английский) - это моя основная профессия. То есть эта работа дает более 80% моего годового дохода.
Так же продолжаю работу инструктором и вхожу в состав правления Камчатской федерации альпинизма и скалолазания.
Работаю гидом круглогодично: летом - треккинги и восхождения; зимой – ски-тур, хели-ски и восхождения.
Работаю как с индивидуальными клиентами, так и с большими группами и различными альпинистскими, горнолыжными и кино-фото экспедициями.
В 2001-2002гг в течение года обучался профессии горного гида по стандартам UIAGM,
в Канаде на очном отделении университета в г. Камлупс (Кamloops), Британская Колумбия.
У меня большой опыт общения и совместной работы с гидами UIAGM из разных стран Европы, Новой Зеландии и Канады и США. Есть и друзья среди гидов. Многие из них были моими партнерами и даже клиентами во время путешествий и восхождений на Камчатке.
Во время четырех экспедиций на Аляску довольно много общался с американскими гидами и наблюдал их работу. Последние четыре зимних сезона работаю гидом в немецкой компании, проводящей хели-ски туры на Камчатке. Кроме меня в компании работают только европейские гиды сертифицированные UIAGM.
И, конечно же, очень тесное и насыщенное общение было во время учебы в Канаде.
На момент этого обучения мне было 40 лет. Мой общий альпинистский, горнолыжный, инструкторский и гидовский стаж был даже больше чем у многих инструкторов.
По возрасту я был намного ближе к инструкторам и больше общался с ними, чем со студентами. Канадцам было интересно узнать о нашей системе подготовки, о наших горах, а мне хотелось поглубже вникнуть их подходы. Так что тем для долгих обсуждений хватало.
В последние 15 лет перед поездкой в Канаду я чаще всего ходил в горы в качестве руководителя: либо инструктором, либо руководителем спортивной группы, либо гидом. Было очень интересно и полезно оказаться в роли ученика и прочувствовать на себе все «тяготы и лишения» этого положения. Такой опыт весьма отрезвляюще действует на чувство собственной непогрешимости.
Я считаю, что учиться в горах можно и нужно постоянно. Особенно в работе гида или инструктора. Думаю, что тот, кто считает, что окончательно все знает и умеет в горах – сильно рискует.
Под конец своего пребывания в Канаде мне удалось посмотреть инструкторскую «кухню» изнутри. Я был допущен к работе инструктором на курсе скальной подготовки для гидов первого года подготовки
В работе есть немало сходства с нашей системой: каждый вечер разбор дня со студентами, инструкторские совещания. Но в целом система обучения существенно отличается от нашей школы.
Сразу оговорюсь, что под «нашей школой» я понимаю школу инструкторов в лучшие годы её существования (до распада СССР). Я давно не работал в лагерях и не вправе квалифицированно судить о современном состоянии этой школы. Судя по отзывам в Интернете, формат работы школы инструкторов активно совершенствуется. Тем не менее, думаю, что не сильно ошибусь, сказав, что, пока еще школа не достигла прежнего уровня.
Итак, сравнение школ:
1. Канада:
Прежде всего, школа гидов – это профессиональное обучение.
Профессионалы обучают тех, кто выбрал работу гида своей профессией и собирается таким образом зарабатывать себе на жизнь.
• Пожалуй, самая характерная черта канадской системы - это приоритет практики над теорией. Это не значит, что теорию не изучают. Это значит, что все теоретические знания гид должен уметь применять на практике. Можно сдать всю теорию на «отлично», но, если не можешь грамотно использовать эти знания в горах и не умеешь работать с людьми – гидом стать нельзя.
• На практических курсах основная часть времени отводиться реальным восхождениям и лыжным походам/спускам. Многие технические приемы и навыки отрабатываются непосредственно во время восхождений или ски-туровских походов.
Вообще все освоение технических приемов проходит в обстановке максимально приближенной к реальности.
Например, если отрабатывается вытаскивание из трещины или подъем/спуск пострадавшего на скальном рельефе, то все делается «вживую» на реальном рельефе - каждый должен побывать и в роли пострадавшего, и в роли спасателя. При этом не допускается никаких имитаций, судейских страховок, и т.п.
• Другая характерная особенность – это блочный принцип обучения:
Есть отдельные курсы первой медицинской помощи, лавинной, скальной, альпинистской, лыжной подготовки и т.д. Обучение на каждом курсе требует очень сосредоточенного, полного и интенсивного погружения в какую либо дисциплину. За счет этого достигается высокий уровень практического усвоения материала. Чувствуешь, что действительно чему-то научился.
• Следующий важный момент – это минимум бюрократии и бумаг.
Разумеется, существуют учебные планы и методические установки, но они очень лаконичные и чаще всего представляют собой не жесткие схемы, а скорее некие рамки и направления, с указанием критериев которых следует придерживаться.
Только в планах обеспечения безопасности, которые составляются для каждого мероприятия в горах, канадцы могут посоревноваться с нами в количестве бумаг. В этих планах все очень тщательно продумано и расписано. Есть обязательный курс по этой теме «Юридическая ответственность и обеспечение безопасности в приключенческом туризме». Кстати, после этого курса, осознав весь груз личной ответственности гида постоянно присутствующий в этой работе, многие мои молодые канадские однокашники крепко задумались над правильностью своего выбора профессии. В том числе несколько человек пришли к выводу, что эта работа не для них.
• Непосредственно по обучению горной технике есть единственный учебник «Техническое руководство для профессиональных горных гидов» изданный в 1999г. Он является официальным учебным пособием в Канадской и Американской Ассоциациях Горных Гидов. Так же дается список литературы для самостоятельного изучения.
Я знаком практически со всей учебной литературой по альпинизму, издававшейся в СССР, России, а также в большинстве англоязычных стран.
На мой взгляд, этот учебник - лучшее пособие из всех изданий, существующих на сегодняшний день.
Возможно, существуют пособия аналогичного уровня на немецком или французском языках – тут я судить не берусь, поскольку владею только английским.
Характерной особенностью этого руководства является то, что это, опять же, не свод жестких правил: указываются плюсы и минусы каждого технического приема, даются рекомендации и параметры его безопасного применения в тех или иных ситуациях. Подчеркивается, что невозможно расписать правила на каждую ситуацию, которая может сложиться в горах. Поэтому Гид, как профессионал, должен сам решать, что ему делать в каждой конкретной ситуации. И сам нести ответственность за свои решения.
Гиды подчеркивают, что в инструкторской работе с любителями, особенно начинающими такой подход неприемлем. Там они учат по более жестким схемам: «так - надо, а так - нельзя». Они справедливо считают, что только с ростом квалификации и опыта приходит понимание того, какой технический прием или тактическое решение лучше применить в той или иной ситуации. Здесь подход близок к нашему.
• Вообще вся система подготовки и работы гидов построена на доверии к гидам.
Гидов учат принимать самостоятельные и ответственные решения и дают им эту самостоятельность. Даже все руководящие материалы Ассоциации представляют собой в большей степени, набор критериев, которыми гиды должны руководствоваться в своей работе. Хотя есть, конечно, и жесткие правила.
• Если же говорить о качестве инструкторской подготовки канадцев – то она на высоком уровне. Я далек от идеализации: разумеется, гид гиду рознь. Но в целом, каждый гид обязан быть неплохим инструктором. Мой опыт общения с канадскими гидами говорит о том, что чаще всего они, как минимум, хорошие инструкторы.
Мне в свое время повезло с учителями в советском альпинизме. Я учился у замечательных людей, которые были хорошими инструкторами. Так что жаловаться грех. Но, тем не менее, самых лучших инструкторов-методистов я встретил именно в Канаде.
Особое впечатление на меня произвел Карл Классен (Karl Klassen), работавший с нами гидом-инструктором на нескольких курсах. На тот момент Карл был действующим президентом Канадской Ассоциации Горных Гидов (ACMG). Он же является автором упоминавшегося выше учебника. Удивительный талант просто и доходчиво объяснять и показывать самые сложные вещи. Лучшего инструктора я не встречал. И другие инструкторы тоже были очень высокого уровня. Они также занимали высокие должности в Ассоциации. При этом все они действующие гиды и о своих должностях вообще не упоминали. Об этом можно было узнать, только зайдя на сайт ACMG.
• Обучение в Канаде проходит в строгом соответствии с требованиями UIAGM, но вся система в целом довольно гибкая: форматы курсов постоянно совершенствуются и по некоторым дисциплинам (лавинная подготовка, медицина, горно-туристская подготовка и др.) уровень подготовки существенно превышает стандартные требования UIAGM.
Кроме стандартной системы обучения состоящей из отдельных курсов, в Канаде также существует программа «Дипломированный Горный Гид» - это 5 летний курс очного университетского образования. Список теоретических дисциплин, изучаемых в этой программе очень солидный. По окончании этого курса присваивается сертификат гида UIAGM и университетский диплом.
• Очень большое, можно даже сказать решающее значение придается рабочей практике (стажировке) в качестве гида-ассистента (стажера), которая обязательно должна проходить под руководством профессионального гида.
По результатам рабочей практики гид – ассистент должен получить положительную характеристику-рекомендацию от гида, руководившего стажировкой.
Без такой характеристики-рекомендации гид- ассистент (стажер) не может быть допущен к финальному курсу и к экзаменам на диплом гида.
Нередки случаи, когда после работы с реальными клиентами, из-за неумения работать с людьми, студенты, показывавшие на курсах отличные результаты в техническом и теоретическом плане, не получают положительной характеристики.
Если у гида, руководившего стажировкой, имеются серьезные нарекания – то для гида-ассистента может быть навсегда закрыт путь в эту профессию.
Весь процесс обучения достаточно длительный (в среднем 4-5 лет) и большинство тех, кто по каким либо личным параметрам не годится для работы гидом, выбраковывается в процессе учебы. Плохие или даже средне подготовленные гиды никому не нужны.
• Вообще атмосфера обучения очень доброжелательная. Но в то же время уровень требований и подход к обучающимся очень жесткий. Я бы сказал – кастовый или клановый.
Здесь, как в любой другой профессии, где ремесло граничит с искусством,
далеко не каждый подмастерье сможет в итоге стать мастером и быть допущен в узкий круг профессионалов
. Такой подход имеет и прагматическую и историческую основу.Дело в том, что традиции профессии горных гидов в Канаде очень старые. Они были заложены еще в конце XIX века первыми швейцарскими и австрийскими гидами, приехавшими работать в Канаду. До сих пор есть семейные династии гидов в третьем и четвертом поколении.
В общении с канадскими гидами хорошо заметно, что они гордятся своей профессией и всячески блюдут «честь мундира» и чистоту рядов.
Все сказанное выше в полной мере относится также и к европейским гидам из альпийских стран, где традиции профессии гидов еще более старые и устоявшиеся.
• Так что стать горным гидом UIAGM просто ради «корочки» или на халяву невозможно, и случайные люди в этой профессии крайне редки.
Понятно, что все мы люди, все совершаем ошибки, и даже наличие сертификата UIAGM, не дает 100% гарантии того, что любой гид всегда, с любым клиентом и в любой ситуации, сможет сработать на высшем уровне.
Тем не менее, клиенты и фирмы, обращающиеся к услугам горного гида, сертифицированного UIAGM, могут быть уверены, что, как минимум, будут иметь дело с гидом, имеющим не просто «корочку», а качественную профессиональную подготовку.
Обобщая можно сказать, что в Канаде создана система подготовки, опирающаяся не только на правила и методики, но также в большой степени на традиции передачи «ремесла» из рук в руки.
2. Наша школа – это непрофессиональное обучение.
Инструкторы – любители обучают инструкторов – любителей.
• Несмотря на свой любительский статус, в свои лучшие годы школа инструкторов была очень хорошая. Тот, кто хотел учиться, мог получить очень много.
Но критерии отбора в школу и уровень требований к студентам во время учебы и стажировки у нас на порядки мягче, чем в Канаде. Как и во всех сферах нашей жизни, многое зависит от личных отношений. Поэтому, даже в лучшие годы, разброс в качестве инструкторов был несравнимо больше чем у них. У нас есть инструкторы ставшие профессионалами высокого класса, настоящими Учителями, воспитавшими сотни альпинистов. Они и гидов могли бы поучить. Но не так уж мало и таких инструкторов, которых в принципе нельзя допускать к работе с людьми.
• Система одновременного обучения всем дисциплинам на одном курсе школы требует от курсантов освоения очень большого массива теоретической и практической информации за короткий период. При таком формате трудно добиться полноценного усвоения каждой дисциплины в отдельности. До сих пор помню, свои ощущения после учебы, когда казалось, что одновременно знаю всё и толком ничего.
• В обучении практическим приемам довольно много имитаций, судейских страховок и т.п.
• Если говорить о методической стороне, то, на мой взгляд, у нас явное преобладание теории над практикой.
Методики сами по себе хорошие, но, также как и с любыми другими законами и правилами в России, на бумаге все выглядит гораздо лучше, чем в жизни.
Качество обучения у нас в очень большой степени зависит от личности руководителя школы. Будет хороший, грамотный и требовательный руководитель, который сможет подобрать хорошую команду инструкторов – значит, будет хорошая школа. Не будет такого руководителя – уровень школы будет совсем другой.
В Канаде же общее качество обучения гидов не зависит от того, кто является в данный момент президентом Ассоциации, и кто именно преподает сегодня на курсах Карл, Джон или Смит. Система построена таким образом, что для преподавания выбираются только самые опытные и квалифицированные гиды-педагоги. Разумеется, в таком деле как обучение личный фактор всегда имеет большое значение, но в канадской системе это вряд ли может существенно отразиться на общем уровне подготовки гидов.
II. Теперь от систем обучения перейдем к различиям на индивидуальном уровне.
В чем же главная разница между работой гида и инструктора?
Много спорят именно на эту тему.
Прежде чем перейти к сравнению, оговорюсь, что под гидами я понимаю только профессионалов, прошедших специальную подготовку. А под инструкторами понимаю советское значение этого слова, то есть инструктора воспитанного в лучших традициях нашей школы инструкторов.
Понятно, что сравнение начинающих гидов и инструкторов будет некорректно ввиду большой разницы в уровне и качестве их подготовки. Это все равно, что сравнивать выпускника университета и техникума.
Но, даже если говорить о гидах и инструкторах, равных по опыту и спортивно технической квалификации, основные различия заключаются, прежде всего, в системе взаимоотношений инструктор - участники и гид – клиенты.
Эти различия обусловлены принципиально разными целями и задачами, стоящими перед гидом и инструктором.
Итак:
1. У нас:
• Подавляющее большинство инструкторов – это энтузиасты - любители, занимающиеся инструкторской деятельностью в свободное от основной работы время либо совсем бесплатно, либо за чисто символические деньги.
• Инструктор – это ключевая фигура в системе спортивной подготовки альпинистов. Инструктор, в первую очередь, обслуживает систему подготовки альпинистов и в большей степени несет ответственность за свою работу перед руководством альплагеря, Федерации или клуба, чем перед своими участниками.
• Инструктор работает по жестко расписанной для каждого этапа обучения методике
• В нашей системе инструктор по отношению к участникам – это назначенный руководитель или, скорее даже, начальник или командир.
Разумеется, в каждом конкретном случае стиль взаимоотношений инструктора с участниками зависит главным образом от личности инструктора. Он может стать и «Учителем с большой буквы» и другом, но может быть и цербером.
Главное то, что до сих пор по традиции - это преимущественно командный стиль. Здесь уместно вспомнить всем известную « истину»: «Пункт первый - инструктор всегда прав! Если инструктор не прав – см. пункт первый». Это, конечно, шутка, но в ней изрядная доля истины.
• Во взаимоотношениях «инструктор – участники», именно участникам чаще всего приходиться приспосабливаться к стилю работы того или иного инструктора
• Инструктор может «списать» участника за неподготовленность, перевести на этап ниже, не засчитать восхождение на разряд и т.д.
• Далеко не всегда участники имеют возможность выбрать себе инструктора.
2. В Канаде и везде, где существует институт профессиональных гидов:
• Профессиональный гид – это работник сферы обслуживания в индустрии приключенческого туризма. Гид зарабатывает себе на жизнь таким образом.
• Главная обязанность гида на любых маршрутах – это обеспечение безопасности клиентов. Все остальные цели вторичны.
• Все аспекты взаимоотношений гидов и клиентами четко регламентированы юридически.
• Гид - это наемный руководитель. Гида нанимает группа, индивидуальный клиент или организация. Независимо от того работает гид со своими личными клиентами, в горной школе или в фирме, организующей походы, восхождения или хели-ски, гид всегда, в первую очередь, работает на клиентов и несет ответственность перед клиентами. Если клиенты фирмы, нанявшей гида, будут регулярно выказывать обоснованное недовольство его работой – гид потеряет эту работу.
• При работе инструкторами с частными клиентами, желающими пройти тот или иной курс обучения, гиды сами составляют программы и методики обучения, адаптированные под уровень квалификации и потребности клиентов.
• Конкретный стиль взаимоотношений гида с клиентами также во многом определяется личностью гида, но здесь рамки несравнимо более жесткие. В большинстве случаев именно гид должен адаптироваться к группе, а не наоборот. Авторитарный командный стиль применяется только в самых крайних случаях, как правило, в связи с какой либо чрезвычайной ситуацией.
• Гид, в отличие от инструктора, не имеет права запросто «списать» клиента и т.п. Заключив контракт и взявшись за работу, гид должен иметь очень серьезные основания (обычно это связано с обеспечением безопасности) для того, чтобы, например, отказаться от продолжения восхождения или отстранить неподготовленного клиента от катания на хели-ски.
• Как правило, клиенты и фирмы выбирают услугами какого гида воспользоваться. Далеко не всегда гиды, особенно начинающие, имеют возможность выбирать себе работу. Востребованность того или иного гида определяется, прежде всего, рыночными механизмами.
Гиды с именем и высокой репутацией имеют больше возможностей выбирать себе работу и их услуги стоят дороже.
• Гид – это более широкая и высокая квалификация. Во многих странах, где существует институт профессиональных гидов, инструктор – это промежуточная ступень на пути получения сертификата гида. Но никак не наоборот.
По личному опыту общения с российскими гидами, имеющими инструкторскую квалификацию, могу сказать, что не каждому инструктору, взявшемуся за работу гида, удается сменить стиль взаимоотношений с людьми, для которых он работает. Поэтому далеко не каждый наш, даже хороший инструктор, сможет стать хорошим гидом.
На мой взгляд, здесь во многом дело в том, что работа в сфере сервиса в ситуации свободного рынка, для нас до сих пор дело новое. Взаимное некорректное поведение (а порой и открытое хамство) как со стороны клиентов, так и со стороны тех, кто предоставляет те или иные услуги – это обычные явления в нашей жизни. Мы пока еще не научились по-настоящему обслуживать, не роняя собственного достоинства, не хамя и не «прогибаясь» под клиента. И так же не умеем обслуживаться.
Приведу показательный пример из канадской практики: кроме того, что гид, прежде всего, является руководителем, который принимает решения и несет за них ответственность, в Канаде и США в обязанности гидов входить приготовление пищи для клиентов (в тех случаях, когда в программе не предусмотрен повар). Есть обязательный практический курс по этой теме. И гид, будь он хоть президент Национальной Ассоциации Горных Гидов, обязан готовить для своих клиентов. Для них это нормально и никто не считает себя униженным.
Думаю, что не ошибусь, предположив, что далеко не всем нашим инструкторам, взявшимся за работу гида, понравиться готовить для своих клиентов.
Вообще права и обязанности гида и система взаимоотношений «гид-клиент» – это отдельная большая тема.
Причем она самым непосредственным образом касается также и инструкторов.
В отношениях инструкторов и участников, приезжающих в альплагеря у нас сейчас, по меткому определению Ирины Морозовой «патовая ситуация». Участников, приехавших в горы за свои деньги, уже не устраивают отношения с инструктором в стиле «упал-отжался». А многие инструкторы, работающие по-прежнему больше на энтузиазме, чем за деньги, не заинтересованы ни в смене стиля взаимоотношений, ни в повышении профессиональной квалификации (так как для них это – не профессия).
Убежден, что в современной школе инструкторов необходимо уделять большое внимание этике взаимоотношений инструкторов с участниками. Причем главную роль должны играть не лекции, а сам стиль взаимоотношений тренеров-преподавателей с курсантами. Здесь нам есть чему поучиться у гидов UIAGM.
Что касается опасений по поводу того, что создание в России школы гидов,
может каким-то образом негативно повлиять на наши традиции в альпинизме, то, на мой взгляд, они совершенно необоснованны.
Думаю, что все как раз наоборот:
Пресловутые «западные стандарты», против которых выступают некоторые участники обсуждения, заключаются, прежде всего, в ответственном и профессиональном подходе гидов к своему делу, в умении строить корректные и уважительные отношения с клиентами.
Поэтому углубленное знакомство с системой профессионального обучения гидов за рубежом и опыт, который получат наши гиды и инструкторы во время совместной работы со специалистами UIAGM, могут очень даже пригодиться в работе по совершенствованию нашей Школы инструкторов. При этом задачи школы останутся прежними, инструктора останутся инструкторами и никакого превращения инструкторов в гидов не произойдет.
Так же и рост количества профессиональных гидов (если он когда-нибудь случится) никак не повлияет на наш традиционный спортивный альпинизм.
Даже если предположить, что гидов вдруг стало много - это все равно никак не повлияет на ситуацию. У молодежи, которая составляет основную массу начинающих альпинистов, просто нет возможности платить за услуги профи.
К тому же сезон в горах у всех один и тот же. И в то время, когда молодым альпинистам надо совершать учебные восхождения, гиду надо заработать себе на жизнь. Я как гид и инструктор знаю это по своему опыту. При всем своем желании я не могу регулярно работать с молодежью: зимой и весной, когда у нас на Камчатке совершаются основные учебные восхождения, я работаю с горнолыжниками, летом - также гидовская работа. Поэтому моя инструкторская работа ограничивается отдельными лекциями и практическими занятиями в межсезонье. Думаю, что и у других гидов, имеющих квалификацию инструктора, ситуация во многом схожа с моей, и у них тоже нет возможности уделять много времени инструкторской работе. Поэтому убежден, что спортивный альпинизм еще долго не сможет обойтись без инструкторов – общественников.
Вообще к спортивному альпинизму создание школы гидов и сам институт профессиональных гидов имеет только косвенное отношение.
Спортивный альпинизм – это та среда, где можно получить качественную альпинистскую подготовку, необходимую для того, чтобы стать гидом.
А Школа гидов может помочь квалифицированным спортсменам, желающим стать гидами и сделать работу в горах основной профессией, получить качественную профессиональную подготовку. И также в перспективе, когда будет создана соответствующая правовая база, получить официальный профессиональный статус.
А основная сфера деятельности горных гидов относится к туристическому бизнесу.
По сути – это работа в сфере услуг приключенческого туризма, к которому относятся и все горные виды активного отдыха.
Свои соображения о том насколько актуальна сейчас инициатива ФАР для самих гидов и для турбизнеса, напишу в следующей заметке.
170
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
ОЧЕНЬ боюсь как бы все остальные маршруты не зашили такими "лесенками"... а в альпинизме - гидами..
Вы меня простите конечно, но это сугубо мое индивидуальное мнение, обычного среднистатестического альпиниста :) Всем хорошего сезона! 17 уезжаю на кавказ!!
1) Никто не говорит о введении гидов «вместо» инструкторов. Это разные вещи и везде они существуют параллельно.
2) Вам, как альпинисту-спортсмену (раз уж вы пишете про 2й разряд) гиды ничего не дадут, вы просто не станете пользоваться их услугами. А навязывать никто не будет.
3)Это как раз ваше «вроде как в Крыму» (или в другом месте с развитым «цивильным» туризмом): Хотите спорт? - идите спортивной группой. Хотите отдых? - обратитесь в турагенство, оно подберет вам гида под ваши желания.
чти как в магазине.
смысла в альпинизме столько же сколько в онанизме и столько же сколько в коммунизме - его там нету...
Вообще к спортивному альпинизму создание школы гидов и сам институт профессиональных гидов имеет только косвенное отношение.
Так же и рост количества профессиональных гидов (если он когда-нибудь случится) никак не повлияет на наш традиционный спортивный альпинизм.
Даже если предположить, что гидов вдруг стало много - это все равно никак не повлияет на ситуацию. У молодежи, которая составляет основную массу начинающих альпинистов, просто нет возможности платить профессионалу за услуги профи.
Тут вот как раз и нужно в Школе Гидов подучить психологию и поведение инструктора с участниками не на уровне "пани братства", а именно как ПРОФЕССИОНАЛ и тонкий психолог который работает в коллективе.
Если будет такой же отбор, как пишет Федор. То мне кажется из всей той горстке "гидов" которые себя так называют, при поступление пройдет 1% в лучшем случае.
Это если они захотят стать сертифицированными.
Честно говоря, наверное первым шагом было бы лучше сделать повышение квалификации сделать для инструкторов в области психологи и работы с людьми.
А уж потом и гидовскую школу организовывать.
НО, чтобы выйти на уровень европейских школ нужно, чтобы времени прошло не меньше 5-10 лет.
За 10 лет в альпинизме вижу только всего два сертифицированных гидов Бабанов Валерий и Фарберов Федор. Про остальных (которые обучались в Канадской школе или какой-то иной европейской) не слышал.
Получается, для России это просто убийственные цифры. ДВА настоящих гида.
Тема гида интересная, но под это нужна мощная как материальная база так и финансовая поддержка. Понятное дело методику уже до нас разработали.
Просто на сколько ФАР сможет в этой теме вариться и как долго она будет представлять эти интересы.
За 10 лет в альпинизме вижу только всего два сертифицированных гидов Бабанов Валерий и Фарберов Федор. Про остальных (которые обучались в Канадской школе или какой-то иной европейской) не слышал.
Получается, для России это просто убийственные цифры. ДВА настоящих гида.
Не совсем так:
Сертификата UIAGM у меня нет. Я уже писал, что несмотря на то, что за год обучения в Канаде мне удалось почти полностью пройти двухгодичную программу, получить полный сертификат UIAGM за такое время невозможно.
Поэтому в России до сих пор есть только один горный гид сертифицированный UIAGM - Валерий Бабанов.
Почему я Вас отнес к сертифицированному гиду, да потому что Вы прошли обучение и видели эту кухню изнутри. И подход в работе к клиентам именно такой какой он должен быть у гида. По этому так смело и назвал сертифицированным гидом.
Понятно одно, что получить сертификат, это все равно, что для спецназовца сдача на "краповый берет". Отбор идет очень жесткий.
Но ведь Вам отсутствие сертификата не сильно мешает работать гидом.
Это давно известный факт.
Как , впрочем, и этот:
Но ведь Вам отсутствие сертификата не сильно мешает работать гидом.
PS И гиды, это прежде всего сообщество со сложившейся культурой- это очень здорово подмечено!
Спасибо за статью!
Вы правы, внетрассовое катание это вторая составляющая работы горных гидов наряду с альпинизмом. Для многих зарубежных гидов (и для меня в том числе) работа на лыжах дает основной заработок. Кроме того я уже несколько лет провожу лавинные курсы и курсы повышения квалификации для камчатских гидов, работающих в различных программах внетрассового катания. Так что с проблемами этой сферы, которые вы совершенно верно обозначили, я знаком. Собираюсь поговорить об этом в следующей статье.
а у курсантов - ничего не "хромает"?
или вы считаете, что инструктора - они на одной планете живут, а курсанты приезжают с марса?
когда на собеседование кандидат в школу инструкторов начинает со слов "Я - идиот...", вы как это видите в возможности "разрулить"? или когда курсант, приехавший тысяч так за пять километров начинает собеседование с заявления "можете меня сразу отчислить - я сюда сам не рвался, это меня клуб послал..."
я в целом согласен, что инструкторы у нас встречаются - не дай боже к таким попасть.
но надо учитывать и разницу менталитетов наших и западных людей. она сказывается и на инструкторах, и на их подопечных.
вопрос, есть ли педагогические способности у инструкторов\курсантов вообще в российской школе не ставится - что, реально, есть большая ошибка нашей школы.
ни тестов, ни рекомендаций низовых коллективов, ни опыта тренерской работы у себя дома (как это было раньше) - ничего абсолютно. и в программе школы этому аспекту уделяется минимум времени.
учителей в институтах хоть как то 5-6 лет натаскивают, а у нас - 20 дней на все.
вот и имеем, что имеем.
Предложение: в стране много опытных инструкторов-преподавателей со своими взглядами на эту проблему. Если Вы в рамках журналистики подготовите опрос, я могу присланные Вами вопросы задать преподавателям ростовской Школы-2003 и отослать Вам материал.
И Иван Трофимович Душарин, и Александр Анатольевич Киселев, являющиеся в некоторой степени идеологами нынешней ЦШИ, эти проблемы, в принципе, видят и понимают. Но вот чего то вечно не хватает: времени, средств, воли, человеческих ресурсов, настойчивости делать непопулярные шаги.
Сами понимаете, как бы ни был прав тренер, который негодного\несправившегося курсанта не аттестует по завершении школы, он будет в 99 случаях "такой-сякой и вообще старый дурак".
Это - наш менталитет.
На Западе, насколько я понял, даже если человек не прошел курс\модуль, и не получил аттестации, никто не заявляет, что система обучения негодная, тренера отсталые, и вобще все неправы, кроме меня...
Мы же так еще 100 лет будем говорить о том, как профессиональны их гиды, и как им уступают наши инструктора, если планка требования, начиная со входа, будет невысока, если будем стараться за 1 день усваивать то, на что нужно 3 дня, если курсанет априори будет считать свой опыт выше опыта школы, в которую он приехал учиться...
ВЦСПС не причем, когда начинают за 12 дней готовить третьеразрядников с нуля. А мы только все потом удивляемся: почему они элементарных вещей не знают?! А когда руководитель, позиционирующий себя, как тренер большого клуба с многолетним опытом, заявляет, что надо отменить категории, чтобы все ходили куда хотели, не заморачиваясь - это же не ВЦСПС виноват, что у него в голове масло вытекло?
Мне был бы интересен не опрос, а видение того, что в регионах люди, занимающиеся подготовкой кадров, воспринимают, как проблемы. Что они считают в своем опыте удачным, что хотели бы изменить и почему не могут этого сделать...
Вывод такой, что нужно школу ставить на уровень современных требований - даже если мы готовим общественников, а не профессионалов pro commercia.
Совершенно с вами согласен. Также все верно насчет разного менталитета. На мой взгляд большая часть проблем кроется как раз в этом.
На Западе, насколько я понял, даже если человек не прошел курс\модуль, и не получил аттестации, никто не заявляет, что система обучения негодная, тренера отсталые, и вобще все неправы, кроме меня...
Тоже верно.
Характерный пример из канадской практики: если не прошел какой либо курс, то никаких пересдач экзаменов не существует в принципе. Тем более, что на многих курсах экзаменов как таковых просто нет. Канадцы придерживаются принципа непрерывности процесса обучения. Каждый день, каждый курсант оценивается по многим параметрам и в конце необходимо набрать определенную сумму баллов (я писал об этом подробнее в одной из старых статей). Но даже набрав нужную сумму и успешно сдав все технические зачеты можно завалить курс, если на итоговом совещании гиды-преподаватели прийдут к выводу, что по каким-то параметрам курсант еще не готов двигаться дальше. Чаще всего причиной "завала" бывает отношение к безопасности или какие-то негативные черты характера (например: повышенная конфликтность, высокомерие, чрезмерная самоуверенность и лихость, или наоборот - нерешительность.)
В таких случаях курсанту всегда открытым текстом объясняют в чем причина отказа в аттестации, указывают на все слабые места и говорят над чем надо работать. И в большинстве случаев никто не обижается, а "мотают на ус".
Там справедливо считают, что ни технические, ни тем более психологические ошибки нельзя исправить за короткое время (как это принято у нас - посидел пару ночей и сдал зачеты), поэтому курс можно пройти повторно только на следующий год Причем курс должен быть пройден полностью.
В канадской школе процент курсантов проходящих все курсы с первого раза не больше 50%. Поэтому практика повторного прохождения тех или иных курсов - это нормальное и широко распространенное явление. Известны случаи, когда особо упертые, но не совсем удачные, курсанты затрачивали получение сертификата UIAGM до 8 лет! А самое быстрое время - 3 года.
Понятно, что в непрофессиональной школе достичь такого уровня требовательности просто нереально. Но что-то делать в этом направлении необходимо.
Думаю, что дело не только в менталитете. Дело еще и в том, что в канадской и американской школах уделяется большее ( по сравнению с Европой) внимание экспедиционной и походной подготовке. В этих странах гиды организуют много восхождений и ски-туровских программ в отдаленных горных районах (Аляска, Север Канады, Британская Колумбия и т.д.). Поэтому многие курсы по альпинистской и лыжной подготовке проходят в виде горного похода или лыжного траверса, с обязательными ночевками в палатках и снежных пещерах. Соответственно требуется (и оценивается) и составление раскладки продуктов, и приготовление пищи в походных условиях.
Можно еще перевернуть котел с кипятком в спальник соседу, можно устроить пожар в палатке, да в конце концов можно устроить варку макаронов на высоте 4500. Так что приготовление пищи- это иногда не услуга, а залог выживания. Ксатти, а что такое бич- пакет?
Да согласен, что и у курсантов "хромает" начиная от техники/тактики до простого бескультурья. Но, ведь может нужно начинать именно с этого? Повышать культуру и полностью создавать новый менталитет в ШИ. А уже и на запад смотреть с прямой спиной.
Я лично не против Школы Гидов, просто за державу обидно. Не так давно возродился Жетон, и в итоге на третьем сборе УТС (в Вашей же статье) оказалось, что курсанты 50% не соответствую нормам заявленным при поступление. А это горные спасатели.
Так, может просто нет пока резону ФАР распылять свои "активы", а повысить уровень подготовки на Жетон, инструкторов. Делать совместные семинары по обмену опытом с западными специалистами по подготовке спасателей (так сказать перенимать опыт и наработки), подготовки инструкторов. Наверное куда будет больше пользы.
Да, тут нужно понять, что для ФАР это Школа Гидов - коммерческий проект? или ??
По большому счету я с Вами согласен по всем позициям. Но все равно принимать решение будет глава ФАР, а не мы с Вами.
Да, тут нужно понять, что для ФАР это Школа Гидов - коммерческий проект? или ??
На эти вопросы я и сам ищу ответы.
Пока не нашел :-{
Гидовская тема тоже интересна ФАР, НО как правило у семи нянек - дети голодные.
Навести порядок в этих структурах - поставить на мощные рельсы, а после и Школу Гидов организовывать.
При таком раскладе это выгодно и организаторам Олимпиады, которые " повысят уровень курортов":), и для ФАР, кот. заработает деньги. А вот как это повлияет на гидов - непонятно. Особенно если законодательно будут введены барьеры для работы гидом без аттестации.
Просто равняться на западников?! Под Олимпиаду.... Как то мало в это верится.
разрядов (та, которая сейчас никому не нравится) НО там и тогда это был реальный шанс получить господдержку и финансирование, потому как понятие "спортсмен" было очевидно и понятно для чиновников, а "вольный альпинист"- вообще звучало как враг народа. В результате этой господдержки удалось построить все, начиная от сортира в альплагере и заканчивая методиками обучения и подготовки.
Если сейчас ФА нашло рычаг воздействия в виде олимпиады- это замечательно! Госчиновникам надо отчитаться о "соотвествии мировым уровням гидства"- пусть раскошеливаются! Может, на эти деньги и под этот проект можно будет какой-нибудь из лагерей сделать действительно АЛЬПИНИСТСКИМ (а таковых кроме безенгов я сейчас не знаю), западные методики освоить, или если хватит сил и знаний - свои
написать! Ведь методику может использовать и гид и инструктор.
Как все говорили, проблема у нас в основном в головах, а не в сортирах, но может пускай хоть сортиры построят! А насчет качества учеников и педагогов- так система образования в стране (по крайней мере в Украине) разрушена вообще. НЕТ системы- есть отдельные педагоги и отдельные ученики. С чего бы это в альпинизме было все по другому? Но изменить менталитет народа- это не пройти по новой курс "передвижения по снегу и льду". Это вопрос десятилетий.
Но как говорил Кен Киззи в "полете над гнездом кукушки- "...у меня не получилось, но я хоть попробовал!"
Понятно конечно, что в том телевизионном «восхождении» не один гид был, а целая толпа, на всякий случай. Но если такие «восхождения» практикуются в реале, т.е. гид один, непонятно что происходит в случае нештатных ситуаций (непогода и т.п.), «чайники» ведь идут на последнем издыхании? В Европах в случае чего вертолёт прилетит, а у нас?
По поводу статьи опять не увидел принципиальной разницы, кроме подхода к участникам восхождения, между гидом и инструктором. Инструктор общественник? Ну, платите инструктору и чем вам не гид.
Таким образом, единственная принципиальная разница между гидом и инструктором это то, что гид обязан тащить в горы любого, абсолютно неподготовленного «чайника», у которого есть деньги, а инструктор работает только с участниками физически и технически соответствующими определённому уровню.
По поводу того, что гиды якобы более культурны и обходительны, чем инструктора:
во-первых, инструкторы не с неба берутся, а из тех же альпинистов, и если альпинист нонче хамоватый пошёл, то и инструкторы ему под стать;
во-вторых, сколько у нас гидов? Два с половиной человека и ах, какие культурные. Вы подготовьте тысячу-другую и тут же появятся хамы. Это менталитет такой. Российская «элита», из которой выходит основная масса современных альпинистов, особо культурой не блещет. Такие же и современные «свеженькие» инструктора, такие же и гиды будут.
Сравнивать инструктора и гида - тоже самое, что сравнивать тренера школы Олимпийского резерва и инструктора из фитнес центра.
У них совершенно разная клиентура и одно другого не отменяет.
Гид -- он в Европе не только затаскиванием на гору кипящих чайников занимается (хотя да, на популярных маршрутах это подавляющий контингент :) ). Провдение курсов типа "инициация в альпинизме", "совершенствование техники", "ледолазание/скалолазание для чайников кипящих/вскипевших" -- этим гиды тоже очень активно занимаются.
я точно ни в чем не запуталась, потому как являясь инструктором DAV я очень хорошо понимаю разницу между мной и бергфюрерами. они где-то там... за облаками. :))))
Ребята, ещё раз повторюсь. Я занимался спортом (борьбой) и знаю что такое тренер и что такое подготовка спортсмена. И, хотя ни каких особо выдающихся успехов у меня в спорте не было, т.е. до настоящих тяжёлых тренировок я не дорос (бросил заниматься), но и на моём уровне я почувствовал, что такое спорт, что такое тренировки и что такое тренер. Так для справочки: в зале стояли весы и все взвешивались до занятий и после. Так вот за 1,5-2-х часовую тренировку вес уменьшался на 1-2 кг.
Ни чего общего с такими тренировками в советском альпинизме не было и ни чего общего советские спортивные тренеры не имели с советскими альп. инструкторами . Подумайте сами, человек приезжает на месяц в а/л и поступает в распоряжение инструктора, которого он ни когда раньше не видел и возможно больше ни когда не увидит. Отходив на 2-й разряд, альпинисты становились самостоятельными горовосходителями и инструктор им вообще не нужен. Зачем инструктору его (участника) гонять и готовить из него олимпийский резерв? Какой смысл? Абсурд!
Не знаю, возможно как раз сейчас в альпинизме начал преобладать утилитарный, чисто спортивный, подход к организации учебного процесса, и инструктора стали больше тренерами, чем инструкторами, поскольку всё нацелено на получение конечного результата, призового места на соревнованиях ФАР. Как же, не будет соревнований в маечках спонсоров, не будет спонсорской помощи, а не будет спонсорской помощи, на какие денежки руководство ФАР будет разьезжать по всем горным районам Мира.
По-этому, хватит уже повторять брехню разного рода провокаторов о "пережитках" альпинизма советской эпохи. Не было в том альпинизме пережитков, а были хорошие люди, которые друг-другу во всём помогали, причём не за деньги и от чистого сердца. Может это называется "пережитком советской эпохи"? Тогда побольше бы таких "пережитков" сейчас, глядишь "крыс" стало бы поменьше.
Что есть результат в СПОРТИВНОМ альпинизме- это количество и категорийность совершенных
восхождений. Именно ЭТОТ результат писался в класбилет. БЕЗ класбилета участники к
восхождениям выше значка не допускались.
Участник приезжал в лагерь вместе с другими учстниками и поступал, как Вы правильно выразились
в распоряжение инструктора. Если точнее- в раяпоряжение УЧЕБНОЙ ЧАСТИ, которая формировала отделения и вручала отделения инструктору. на второй день смены отделения были сформированы и наступал учебно-тренировочный процесс. В процессе участники должны были пройти ряд занятий и выполнить ряд восхождений. Например, для третьего этапа (чистый третий) это были 2А 2Б 3А 3А 3Б. при этом во
время занятий официально можнго было только открыться и подтвердиться, т.е сходить 2А и 2 Б Цикл занятий рассчитан был дней на 10-12. На оставшиеся три горы оставалось реально 7-8 дней. Сходить их за это время было очень непросто, тк это не спортзал, есть проблемы с погодой, есть проблемы с подходами, с выпуском и тд. Поэтому, чтобы показать результат спортивные восхождения на следующий разряд пытались втиснуть по времени в учебную программу. А здесь все зависело от многих факторов. Если инструктор опытный педагог- это для него не проблема. Если отделение ровное по квалификации- тоже нет вопросов. А вот если инструктор неопытный, да вдобавок отделение с четко выраженными слабаками, середняками и звездами- начинались вопросы.
"....давайте бабу загоняем и спишем, чтоб ходить не мешала" - это пример инициативы участников
"...щас я этих посписываю, а потом мы со спортсменами набегаем наши вершинки"- это пример инициативы неопытного или недобросовестного инструктора.
"...они пройдут занятия, а потом я их отрядом в местный теплый угол, они у меня за неделю на теплых скалках формально все закроют"- это пример подтасовки начуча. Здесь же- в каждом районе были высосаные из пальца учебные горы, в т.ч и комбинашки, для быстрого набегивания.
Опять же, ввиду ограничений по времени, погоде и количеству гор временами поличались такие
забеги, что Ваша потеря веса в спортзале выглядела детской забавой. Инстуктор при этом как бы не гонял- подстегивала система.
Это не потому, что все были мерзавцы, а потому, что система имела ряд изъянов- совмещение учебного процесса и соревнований ( с формальной стороны, восхлождения для чиновника выглядели как соревнования), во время которых получались результаты. Была ли возможность сделать по другому? наверное нет, поэтому приходилось мирится (все хотели ездить в лагерь за 48 грн на готовую инфраструктуру)
Разумеется, в настоящее время ряд этих недостатков усугубился- времени у участников еще меньше, качество и количество инструкторского состава тоже подупало, финансовый фактор и тд. Как следствие, роль личности в учебном процессе еще более возросла.
Насчет утилитарного и число спортивного подхода, который якобы преобладает сейчас и которого якобы не было тогда- да, его не было на первом- втором этапах, но он расцветал буйным цветом к пятому. Шансы у отдельного индивидуума закрыть первый разряд, да и вообще походить четверки в двадцатидневных лагерях приближались к нулю. Это было возможно только в тн спортивных лагерях (тоже не всегда успешно) за 30-дневную смену. Таким образом, просто альпинист (или, например связка) со вторым разрядом зачастую не
имела возможности ходить восхождения уровня 4А-4Б Как говорил ПалПалыч: "новичкам мы показываем, значков мы водим, третьеразрядников мы учим, а с вами у нас разговор короткий!" (это при том, что Узункол как раз был ходячм лагерем, в котором можно было пусть не быстро, но расти альпинисту без
команды!) Поэтому на уровне второго шел второй массовый отсев- либо в сортсмены, либо
ты вылетал. Для справки - со ВТОРЫМ РАЗРЯДОМ участник имел и имеет право ходить самотоятельно (с рядом оговорок ), НО НЕ ИМЕЛ ПРАВА ВЫПУСКАТЬСЯ!!! ИНСТРУКТОР в лагере был все равно необходим- для проведения цикла занятий.
СЕЙЧАС формально со свторым разрядом также нельзя ходить самостоятельно- нужен выпускающий тренер, тк правом самовыпуска обладают только перворазрядники.
Вопрос не в "пержитках", которые надо клеймить или ими восхищатся- вопрос в том, что дом
(система лагерей) рухнул, осталась только одна стена (разрядная система и существующая структара инструкторов). Кончно, под этой стеной можно спарятаться от ветра, но нельзя же под ней жить, успокаивая себя и окружающих словами, что дескать ранише былне просто ДОМ, вообще целый дворец! теплее от этого не станет. нужно строить новый дом, с использованием новых стройматериалов и технологий.
ПС Для ультрапатриотов: до войны СССР не разработал и не выпустил НИ ОДНОГО нормального авиадвигателя собственной разработки. Все авиамоторы были доработаны из купленных по лицензии во Франции,
США. Использование зарубежных технологий позволило создать кадры и промышленность, а в результате- сделать СВОЙ реактивный двигатель (двигатель Архипа Люльки). Кроме того, использование чужих разработок позволило вообще выиграть войну, ведь без двигателей самолеты не летают, а война
ждать не будет, пока мы сами суверенно чего-нибудь придумаем :-)
Да, конечно, в течение пары недель, во время восхождений/подходов теряли порой больше, чем по 2 кг в день. Но вот только для спортсмена это (конечно, поменьше, да не суть) ежедневная норма. Круглогодичная, с точностью до фазы тренировочного процесса.
Вам уже раз десять пробовали указать на разницу между этими двумя категориями (инструктора и гиды), попробую и я:).
У них, еще раз повторюсь, разные задачи и разная целевая аудитория.
У инструктора (как Вы могли прочесть, на нелюбимом Вами западе они тоже есть) контингент - это люди, которые хотят заниматься альпинизмом, в перспективе - ходить сами в горы. повышать, развивать и т.д. Далеко не всех из них можно назвать спортсменами, но можно физкультурниками:) И соответственно инструктор их обучает технике, тактике и прочим важным и полезным вещам.
А у гида аудитория в основном - это люди, отдыхающие в горах. Можно даже сказать почти матрасники:) То есть человек встал из-за офисного стола (предположим он иногда ходит на фитнес), поехал в Шамони, взял гида и тот его повел на что то простое и красивое. Человек получил кучу положительных эмоций, ощасливелся, и поехал работать дальше. Или на рафтинг. Или в треккинг. А гид получил честно заработанные деньги.
По моему разница очень четко прослеживается. И дело не в том что гиды такие коварные, что им выгодно чтоб люди были неграмотными и пользовались их услугами. Те, кому интересно ходить в горы самому спокойно записываются в секции например DAV и учатся. Что, я уверен, подтвердит уважаемая paniKa, дешевле чем брать гида. Просто для большинства тех, кто пользуется услугами гидов, отдых в горах - один из многих других видов, а не часть жизни, как было принято у нас.
Там где я был, подход к хижине напоминает комбинированную 2А с подходом по закрыто-открытому леднику. Т.е совсем уж безрукие ,безногиеи безголовые там не пройдут. Кроме того, у гидов еще контингент- старики (сам видел) и те, у кого нет здесь и сейчас напарника по связке.
Но насчет разннобразных увлечений- это, пожалуй в точку: например, я если захочу сходить в пещеру воспользуюсь услугами спелео гида, несмотря на некоторый опыт в альпинизме.
Еще я видел по ящику как гид с двумя челами делал походик на недельку с последующим восхождением на высшую точку Гренландии. Конечно, это было телешоу, и участники показывали на камеру свою слабость (негр периодически падал с просьбой его пристрелить :-), но все-таки они дошли и взошли своими ногами!
Но физуха и даже техника здесь не всегда главное, на руководителя подобного мероприятия падают очень большие обязанности. И он (гид) честно выполнял свою роль руководителя- проверял самочуствие клиентов, их снаряжение, готвил им и себе поесть (это слишком ответтвенный процесс, чтобы доверять это кому-нибудь другому) и тд. От клиентов требовалась минимальная (для такого маршрута) подготовка и огромное желание помноженное на силу воли, что они и проявили.
matrasnik 16:50 16.07.2009 ответить
Ну, тех кого я видел с гидами совсем уж матрасниками назвать нельзя:-))
Это была игра слов специально для Вас:) Ник уж очень хорош:)
А по теме - я сужу из опыта общения с гидами в ЦШИ, по их словам основной контингент - это не особо подготовленные отпускники-отдыхающие. С другой стороны культура самих восходителей такова, что приезжая в незнакомый район они часто берут гида, даже имея неплохой альп. уровень. Естественно публика бывает разная, Джеф рассказывал что и на северную стен Ейгера клиента водил, а я так полагаю даже для работы второго на этой стене нужно что то да уметь:)
В альпинизме тренировки они совсем другие. Техника Альпинизма – это как не что иное, как техника безопасности.
Из этого и строится весь тренировочный процесс.
Я занимался волейболом, и что такое тренер и тренировки видел и знаю.
Скажу больше, даже тренер (грамотный тренер) в скалолазание гоняет так своих, что они потеют до 7-го пота и еле уползают с тренировки. В итоге призовые места и титулы.
Про тренера в альпинизме. Мы не можем судить других людей, потому что сами не совершенны.
Никто не обязан тебя учить. Учитель приходит, когда ученик готов к этому.
Но, а то, что бы бегать маршруты за 6 часов - так нужно сперва физуху повысить свою + технику = вот и Вам скоростные восхождения.
В любом виде спорта всегда есть и будут, те которые хотят получить высокий результат и пашут вместе с тренером и после остаются гоняют себя. А есть те которые занимаются "фитнесом" но мечтают о достижениях:-)
Если тренер не считает Вас подходящим для своих планов не сетуй на него, и доказывать никому кроме себя самого ничего не надо. Надо спокойно встречать невзгоды обучения, терпение и настойчивость
рождают успех.
золотые слова.
до многих это доходит только тогда, уже тренировать нечего, кроме попадания рта таблетками
То, о чем Вы говорите, просто не спорт. Это фитнес, физкультура, активный образ жизни - все, что угодно. Но не спорт.
>Это фитнес, физкультура, активный образ жизни - все, что угодно. Но не спорт.
Много семерок пролезли, да? И пятерки альпинистские, смотрю, щелкаете как семечки. Крутяк.
Но существует некоторая тонкость. Альпинизм (в совковые времена) был военно-прикладным видом спорта. Сейчас он (вроде, в РГУФК-е) экстремальный. Сути не меняет. Атлеты не могут сбегать на Эльбрус :) Дохнут атлеты. А вот сравнительно плохо тернированные ребята могут.
Вывод. Качать шею для того, что бы хорошо ходить в горы не надо. По самым разным причинам (RTFM).
Определение спорта
А вот психуху тренировать надо. Правда, бегать хорошо - очень полезно.
И, напоследок, из Букреева:
- Я самый лучший альпинист из лыжников. И лучший лыжник из альпинистов.
С уважением. Николай.
Спасибо, что не забываешь! Рад слышать, что наука пошла впрок :).
По поводу лавинных методик считаю, что это не узлы и полиспасты, которые вполне можно разучить по картинкам. Такие знания должны идти в комплекте с инструктором:). То есть осваиваться в процессе практического курса, как это было у нас.
Согласись, что если бы ты не прошел весь курс, а просто прочитал тот материал, который я давал вам на занятиях – то была бы очень существенная разница в конечных знаниях и умениях. Поэтому думаю, что в такой публикации смысла нет.
Давайте формировать потребителя- слушателя лавинного курса и курса гида/проводника - рассказывать о успешных восхождениях и спусках на лыжах, во время которых успользовались навыки полученные от канадских коллег. Вы умеете рассказать и есть хорошие фотоработы Ваши и Ваших курсантов. Данные отчеты так же могут служить рекламой для тех ваших курсантов у кого есть собственные туристические компании, либо стабильные контракты в качестве гида. Скромность - лучший способ остаться неизвестным.
С уважением, Николай.
Да ,
• Профессиональный гид – это работник сферы обслуживания в индустрии приключенческого туризма. Гид зарабатывает себе на жизнь таким образом.
• Главная обязанность гида на любых маршрутах – это обеспечение безопасности клиентов. Все остальные цели вторичны."
извините,но здесь наблюдаеться явное противоречие.проститутка,к примеру,тоже являеться работником сферы обслуживания,и вы хотите сказать,что здоровье и безопасность клиента для нее дороже собственного кошелька?Первичная цель у гида,по определению,заработать себе на жизнь,остальное вторично.
Простите меня за все, не удержался :) Вообще я всем только добра желаю.
Заработать можно на жизнь можно проще.
Гид оказывает услуги людям, испытывающим потребность в приключениях. Он должен удовлетворять их требованиям в питании, безопасности и ощущениях. Это такой отдых. Цель гида - безопасный и интересный активный отдых. Деньги - это гигиенический фактор, если нет достаточного количества желающих такой отдых потреблять - гиду следует сменить род деятельности.
Противоречий нет.
это - глупости.
спаржу тут собирают безработные. или картошку. а мне в первые 4 месяца просто так платили, за зеленые глаза, пока сама работать не начала. и курсы языковые полугодовые мне государство оплачивало, чтоб, видимо, другие возможности кроме спаржи появились. бабки языками чешут, а вы повторяете.
извините, если разочаровала. мир все-таки не так мерзок и враждебен, как вам представляется.
но, кстати, к теме поста наша беседа вообще отношения не имеет. посему - сворачиваюсь.
а если серьезно, мне кажется, что попытка автора поста объяснить, что означает на самом деле понятие "горный гид" не совсем увенчалась успехом. это следует из комментариев.
смысл этого словосочетания на постсоветском пространстве настолько обтекаемый, что может обозначать, что угодно и не предъявляет к самопровозглашенному "гиду" никаких особенных требований. и главное - не налагает никакой ответственности. а рыбка лучше ловится в мутной воде.
Опять напрашивается аналогия с горными лыжами. Есть ISIA - есть у нее три категории, С, B, A. Чтобы сдать на А надо кататься как минимум на уровне кмса по любым склонам, да еще куча требований. Чтобы сдать на С достаточно встать на лыжи в этом или прошлом сезоне (сам видел таких людей). Конечно, если инструктор катается так, что на него оборачивается большая часть отдыхающих, то отбоя от клиентов у него не будет. Но вот в чем парадокс, с другой стороны: как не крути, 99% клиентов - начинающие. С нуля. Они не в состоянии вообще оценить как катается их инструктор (или могут, но их это не заботит), главное чтобы учил хорошо. Поэтому категории С достаточно, чтобы заполнить все свое время работой.
Конечно, я согласен, что все этапы подобной деятельности должны регулироваться законом. Чтобы безопасность была обеспечена для клиента, чтобы гид также был защищен. Но как-то у меня не вяжется все это с коммерческой целесообразностью подобных стыковок. Я хочу сказать, что я полностью за то, чтобы все так и было (на уровне закона), но должно быть экономическое обоснование для того, чтобы все это заработало. Я его не вижу. Своих сил тоже не вижу смысла прикладывать, посколько у меня вообще последнее время много вопросов по поводу мотивации в альпинизме :) Зачем они туда лезут, рискуют жизнями, погибают? Ведь и внизу столько женщин (ну, или мужчин, это уж у кого какой вкус) :)
Французкий гид, которым как то работал, всё время просил меня улыбаться при клиентах(даже когда с ним обсуждали проблемы). И это и есть знак различия.
Не секрет, что на тот же Эльбрус приезжают люди самой различной подготовки и с самой разной мотивацией. У наших соотечественников, это вообще как правило первая гора. Группы подбираются очень разные. Участники разного возраста, менталитета, жизненных позиций, обладают различным опытом восхождений (нередко вообще оного не имеют). Так вот со всей этой компанией гид должен справляться. Да так, чтобы процесс восхождения особо не напрягал участников в психологическом и физическом (по возможности) отношении. Т.о. гид оказывает человеку услугу, за которую тот платит из своего кармана.
Теперь инструктор. Тут песня отдельная, так как по моим наблюдениям программа обучения в АУСБ напоминает скорее экскурсию в армию или парк советского периода. Задача инструктора - дать нагрузку. Правда, иногда эта нагрузка не имеет особого практического смысла, но нагрузка должна быть :) Отношения в уч. отделении (а ведь это так же как и в предыдущем случае сборная группа) строятся по принципу "я начальник - ты дурак". В результате чего нередки конфликты между участниками и даже в отношении участник/инструктор. Все бы это было замечательно и оправдано, если бы не одно НО! Участник платит за курс в АУСБ из своего кармана. И за собственные деньги попадает в армию. Не нравится - убирайся. Естественно платить немалые деньги за такое отношение как то неприятно, на чем периодически ловишь себя на мысли. Конечно, если бы обучение стоило копейки, на лучшие условия расчитывать было бы глупо, и все бы воспринималось как должное, однако эти времена уже не вернутся. Инструктор по прежнему всегда прав, и если что-то не нравиться - досвидания, если чего-то хочется дополнительно - неположено. Вот тут и возникает мысль: "А не бросить ли весь этот лагерь, с его значками и разрядами к такой то матери?". В конце концов зачем он нужен этот значок/разряд, ведь ходить сейчас можно куда угодно, согласуясь только с собственным здравым смыслом. Вот и получаются таким образом в лучшем случае клиенты гидов, а в худшем "дикари".
Вот и спрашивайте теперь зачем нам нужны гиды при условии, что очень большую часть людей не устраивает спортивная система обучения. Прошу только не путать с желанием учиться техническим навыкам.
К слову сказать, довольно многие, с кем мне приходилось беседовать из постоянных клиентов АУСБ даже не знают, что можно ходить на горы с гидами, без разрядов, без инструктора и КСП. Довольно большое удивление у них вызывал факт, что я участвовал в весеннем восхождение на Эльбрус, не имея даже значка. "А кто тебя выпустил?" - было стандартным вопросом. И все мои убеждения на то что работа хорошего гида в первую очередь направлена на обеспечение безопасности восхождение не имели успеха. Это уже сложившийся образ мышления.
А теперь еще один важный момент. Из разговоров с гидами (ну или теми кто себя у нас так называет) выяснил, что в фирмах существует два подхода к работе гида:
1. Клиент всегда прав!
2. Гид в горах рулит!
Если со вторым все понятно, то вот к первому подходу сплошные вопросы. По крайней мере в свое время эта тема стала предметом жестких дебатов на Приюте. Гид утверждал, что не отвечает за безопасность клиента, так как все решения принимает только он. Гид может лишь порекомендовать сделать что-либо и не имеет права заставлять. Например не может заставить клиента надеть кошки на ледовом участке, ели тот того не хочет. Единственное, что гид не имеет права оставлять клиента в опасности. В остальном - полная свобода действий. От такой позиции у меня (да и не только) волосы встали дыбом. Однако же и такой подход имеет место быть.
В завершении должен сказать, что считаю, что каждый человек должен самостоятельно делать выбор каким образом ему ходить в горы. Лично для меня психологический фактор является определяющим. Во многом от психоэмоционального состояния, а проще говоря настроя зависит результат восхождения. Так же хочется, чтобы время проведенное в горах вспоминалось как увлекательное путешествие, а не как тяжелая работа. Таким образом я клиент гида. И очень хотелось бы, чтобы гиды у нас были квалифицированными. Хотя в большей степени это зависит от человека. По крайней мере я своего гида уже нашел. Чего и вам желаю :)
ну почему же в армию. В школу. Там тоже заставляют делать домашние задания, высиживать уроки по 45 минут и переписывать контрольные. Хотя желающие могут нанять лично профессора академии наук для обучения основам алгебры на дому (за другие деньги). Или вообще не заморачиваться, нанять секретаршу,умеющую писать, читать и рисовать. А самому ограничиваться диктовкой и общим руководством :-))
Из личного опыта: САМЫЙ КОЗЛИСТЫЙ инструктор по сравнению с моим старшиной- это ангел с розовыми крылышками :-))
"Не нравится - убирайся. Естественно платить немалые деньги за такое отношение как то неприятно, на чем периодически ловишь себя на мысли. Конечно, если бы обучение стоило копейки, на лучшие условия расчитывать было бы глупо"
А что, разве сейчас обучение в альплагерях стоит не копейки???
Разумеется, хамство не есть хорошо, но пока учебные отделения, увы- единственный способ обучения для последующего самостоятельного восхождения.
ПС Интересно, а вот если соберется отделение и народ скажет инструктору: пофиг нам тараканьи бега, мы хотим НАУЧИТЬСЯ. полагаю, что большинство инструкторов будут только рады. Так что дело не только в учителях- оно и в учениках :-)
:) Правила поведения на сборах: п. 1. Инструктор всегда прав. п.2. Если инструктор не прав см. п.1.
А если серьезно, то было нечто подобное на моих глазах и неоднократно. На все предложения научить чему-то конкретному ответ всегда был один: вам на этом этапе по программе не положено. Думать, вам особо тоже не положено. Учитывая, что некоторым участникам новичковой программы было лет за 30, такой ответ их явно не устраивал, что являлось причиной откровенных конфликтов между инструктором и группой.
А что, разве сейчас обучение в альплагерях стоит не копейки???
Ну, откровенно говоря, у меня, когда я был студентом, стипендия за год была меньше (заметьте повышенная). А еще дорога, и снаряга, которая предоставляется только на бумаге (предоставляется конечно, но барахло). За деньги 15 дневного сбора можно сгонять на Эльбрус по классике со стандартной программой размещения, а если только за гида платить, то два раза сгонять на Эльбрус :)
Из личного опыта: САМЫЙ КОЗЛИСТЫЙ инструктор по сравнению с моим старшиной- это ангел с розовыми крылышками :-))
:)))
А проблема сосстоит в том, что если инструкторов по альпинизму у нас все же готовят, и по моему скромному мнению совсем неплохо. То вот именно гидов, толком не готовит никто.
Получается что гиды у нас есть, только вот это уже реально любители. Конечно есть среди них и мастера спорта по альпинизму и пр. Но это в идеальном случае. А бывает что гидом работают люди, сами ни разу не ходившие в спортивный поход. И это большая проблема.
Формально удостоверение инструктора-проводника получить достаточно легко. Но это практически не предполагает никакого обучения. А в качестве практики необходим всего 1 поход.
Жаль что эта тема совсем не задета в статье.
На первом этапе обучения инструктор равен гиду. Но только в первый день. За стандартную смену, 14 или 21 день инструктор должен изучить своих подопечных, понять кому и что он может доверить и еще и чему-то научить. Чему? А почитайте программу подготовки, и сравните со своими знаниями и умениями. Думаете с нуля можно научить альпинизму за 14 дней? Эти подопечные должны были год заниматься (согласно программе) а с инструктором ходить и наслаждаться горами. Ладно, пусть это будет уже для второго этапа. Но ведь люди приезжают и во второй раз, и в третий. Горы им записываются в книжку, как бы идет рост знаний и умений, а подготовка фактически остается на нуле. Потому что не занимаются люди в течении года.
Справедливо ли это для всех? Нет, не для всех. Есть и такие, которые и занимаются и тренируются. Только вот эти то как раз и не жалуются, что им плохой инструктор попался, который их не учит. А чему их учить? Они и так знают все. И приходится инструктору за ними бегать с высунутым языком на маршрутах, и только хитрыми приемчиками завоевывать себе уважение. Вот это работа инструктора. Этим он и отличается от гида. В первую очередь подготовкой клиентов.
Проблема в том, что инструкторов у нас все же готовят. И это не так просто, стать инструктором альпинизма. А вот гидов не готовит никто, водят либо те же инструктора, либо самоучки, что не всегда хорошо. Ведь шансы угробить людей у плохого гида, не меньше чем у плохого инструктора.
Все время по этому же маршруту, или незнакомым маршрутом тоже ведете?
Эти ньюансы, про которые никто кроме клиента и гида не знает, могут здорово изменить ситуацию.
В чем ваша роль на восхождении?
Обеспечить страховку и показать направление? Кто идет первым?
Неподготовленный человек не сможет вас страховать, значит за деньги вы рискуете жизнью. Даже если вы ас, это не страховка от ошибки, камня или еще чего. Если вы вдвоем - клиент вас не спасет.
Еще, пожалуй разная мотивация.
Гиду платят за то, чтобы он завел на вершину.
А я, как инструктор, стараюсь научить чему-то. Вершина желательна, но второстепенна. И усилия затраченные на получение вершинной шоколадки должны быть умеренными и реальными. Через силу у меня никто не пойдет. Не получается - вернулись обратно.
Первым идет, конечно гид. Наша задача и показать путь, и обеспечить страховку, помочь ставить палатку если нужно и т.д. Но мы, конечно, имеем право совсем не готовых физически или морально людей вернуть, так же как в случае плохой погоды не пойти на восхождение. То есть на первом месте все равно безопасность. Люди же едут за впечатлениями положительными, а не попыткой самоубийства. Через силу и тут никто не пойдет. так что в этом смысле все в порядке.
Маршрут заранее гиду всегда знаком, и предварительно неоднократно им пройден.
Риск, конечно, есть, но на горе он есть в любом случае. На мой взгляд гиды, которые водят на рафтах в водные 5ки коммерческих туристов рискуют куда больше. А это куда более популярные маршруты на нашем Алтае, нежели восхождения...
Мой инструктор когда-то сказал, что до троек Б включительно можно ходить без веревок. С тех пор я прошел множество троек, где можно было бы обойтись без веревок, но не всем в группе, и только собрав всю бздулявость в комочек.
А сколько гид может заработать за восхождение на 3А?
Я денег не беру, по той причине, что сколько хочу, мне все равно не дадут, а на меньшее я не согласен.
Скажем, за 200$ я бы не согласился. Все таки риск жизни стоит большего. А за 500$ может и подумал...
Только если это 3 человека, так надо с них взять по 170$. За 3А. На мой взгляд - многовато. Ау! Кто согласен?
А водники - да, это вообще страшные люди... Их же вода несет, и если попал, так обратно пути нет. Я их ужасно уважаю за безрассудную отвагу.
да все так и есть. инструктор и гид разные вещи, о том и говорю. и задачи у них разные.
только вот подготовка должна быть у обоих. а готовят пока только традиционно первых.
И как я поняла из статьи ИХ гиды это нечто универсальное. Какая-то еще промежуточная стадия...