Организация эффективной и безопасной акклиматизации. (Альпинизм, высотная адаптация, горная болезнь, горная школа, акклиматизация)

Вчера я прочитал лекцию в Горной школе МАИ. Надеюсь, она будет полезна альпинистам и горным туристам, да и вообще всем любителям гор.

Впечатления о походе по Ферганскому хребту, лето 2008 (Горный туризм, кулун, турклуб глобус, ферганский хребет, первопрохождения)

Походные планы на лето обычно строятся осенью. По крайней мере, осенью рождаются идеи. Вот, хочу подкинуть идею - район для похода 3-5 к.с. со множеством возможных первопрохождений (и обилием фотоматериала для этих первопрохождений), с близкими подъездами (всего 4-5 часов от г.Ош в Киргизии), с разнообразным ледовым рельефом, множеством переправ через реки. Главное же - этот район практически неизучен.

Ретро. Адишская авария 1989 года. (Альпинизм, спасательные работы, адишский ледопад)

20 лет назад 14.07.1989 на 13-й день похода участник нашей команды рухнул вместе с расколовшимся на сегменты арочным мостом на дно ледового разлома. Как следствие - перелом коленной чашечки. Она разбилась на 3 части. Затем три дня спасательных работ в сложнейшем ледопаде СССР, наконец, выход к людям...

Планирование горных туристских маршрутов (Альпинизм, планирование маршрута, планирование похода)

Лекция, которая будет прочитана в школе Горного клуба МГУ во вторник 26.05.2009,
посвящена, в основном, стратегическому планированию и состоит из разделов:

1. Топологические типы маршрутов и ограничения на вес рюкзаков.
2. Верификация продолжительности участков маршрута.
3. Распределение сложностей по нитке маршрута.
4. Распределение высоты по нитке маршрута.
5. Стратегия и тактика, адаптивное планирование.
6. Подневный и календарный планы.
7. Планирование запасных дней.
8. Планирование ресурсов.
9. Результаты планирования маршрута.

Сhillout  на Гуамке. (Скалолазание, войнов, юркин, гуамка, рязань, краснодарский край, скалолазание)

Ленивые раздумья, что же делать на майские праздники: махнуть ли на рыбалку в леса под Великий Новгород, толи попить водочки в Дюкинских карьерах прервал звонок

Часть 1 -там
Часть 2 – здесь
Часть 3 - тут

Варианты организации станции страховки ©. Часть 4. (Окончание). (Альпинизм, безопасность, альпинизм, технические советы)

«И эти люди запрещают мне ковырять в носу…»
(из анекдота)

«Подводные камни» и «грабли» на станциях.

Организация станций страховки уже затрагивалась на «Риске, например, в темах:
ОСТОРОЖНО - Dyneema!!! Альпинистская детективная история,
Интересные технические статьи с climbing.com,
По поводу американских станций.......

Поскольку у меня накопилось довольно много материала по станциям страховки, попытался его обобщить и систематизировать. (Обмена информацией ради, а не перевоспитания для). Объем получился довольно большой, поэтому пришлось разбить статью на несколько частей. Ссылки на использованные источники приводится в конце каждой части.

Варианты организации станции страховки ©. (Альпинизм, станция страховки, технические советы, альпинизм, безопасность)

Статья, полезная многим, и даже не только экстрималам и альпинистам.

Глубинная изморозь на ледниках. Часть 4 - фуга с разгадкой. (Альпинизм, лавины, лавины в ледопадах, лавины на льду, перекристаллизация)

Вообще то не фуга, скорее - жига, поскольку именно жигу танцевали мои участники на фирновых блоках, перескакивая с одного на другой в отчаянной попытке выбежать из лавины. Жуткая картина, так и стоит перед глазами. Теперь уже обидно, что это не было снято на камеру. Не до того было. О камере никто и не вспомнил. Помню, как я крикнул: "Запомните место, где кто-то исчезнет!". И все впились глазами, пытаясь хотя бы глазами "сфотографировать" детали развивающейся трагедии.

К счастью всё обошлось. Кому-то удалось выбежать по блокам из лавины вбок, а кто-то так и остался на блоках - лавина весьма быстро остановилась. Хорошо, что никто не попал в трещину между блоками, её хватило бы с головой, и, по-моему, бедолагу сразу бы раздавило. Казалось, что блоки были твердыми - танцующие жигу вроде бы и не проваливались на них глубже, чем по щиколотку…

Про глубинную изморозь на ледниках. Часть 2 - трагедия на леднике Нагела (Альпинизм, лавины, лавины в ледопадах, лавины на льду, глубинная изморозь, перекристаллизация снега)

Сравнительно недавно здесь на Риске я написал про лавины на льду, где, в частности, отметил, что глубинная изморозь весьма часто встречается между слоями снега на ледовых склонах. Вот она на заглавной фоточке: на переднем плане - этакие скользкие шарики-подшипники диаметром 4 - 5 мм.

С этими шариками связаны чудовищные и абсолютно неправдоподобные истории. Одну из них я расскажу в следующей заметке, а пока републикую рассказ Георгия Сальникова о трагедии на леднике Нагела. Очень горький случай... В чем то несуразный, возможно редкий, но знать, что такое бывает - обязаны все !

Этот текст я взял из глубин сервера ngs, в нем есть ссылка на статью в Mountain.ru , но она уже не работает. 404-я ошибка! А раз так, то републиковать этот бесценный текст - значит снова сделать его доступным читателям.

Памятка о действиях групп туристов в лавиноопасном районе (Альпинизм, лукоянов, лавины)

Сейчас появилось много новой информации по вопросам лавинной безопасности, качественно изменилось снаряжение, читаются лекции, просматриваются фильмы, проводятся практические занятия...

Тем интереснее обратиться к классике, чтобы посмотреть, а как она теперь выглядит с современных то позиций? Обратимся к следующему документу.

ПАМЯТКА О ДЕЙСТВИЯХ ГРУПП ТУРИСТОВ-ЛЫЖНИКОВ В ЛАВИНООПАСНОМ РАЙОНЕ

В отставку. Железно. (Альпинизм, стропа, френд, спусковуха, climbing.com, беседка, веревка, стоппер, карабин, снаряжение, tech tips, каска)
Совсем непросто принять решение о замене старой снаряги. Случайно уронить половину железа с вершины это одно, но собственноручно отправить в отставку свое, родное, железо - совсем другое дело. Инженерные расчеты показывают, что большая часть железа (карабины, френды, закладосы), практические “вечная”, кроме тех случаев, когда на них появляются видимые следы повреждений: трещины, глубокие царапины, или они просто перестают плавно работать. Следующие советы помогут вам определить, когда подошло время менять старых друзей.

Бивуаки. Учебный фильм. (Альпинизм, учебные фильмы, безопасность бивуаков, видео, безопасность)

Весною 2006 года Миша Волков попросил меня прочитать лекцию в Альпклубе МАИ по теме "Организация бивуаков, безопасность на бивуаках". Чтобы не напрягать остатки неотмерших на высоте серых клеточек, я решился по-быстрому сварганить фильм - "пусть лучше видак читает". Фильм получился и с тех пор неоднократно показывался.

Скоро сезон разнообразных школ, и я подумал, а давай-ка выложу его в Интернет.

Аксиома: "Умный учится на чужих ошибках, а дурак - на своих". Теорема: "Планета заселена ……..".

Лавины на льду (Альпинизм, восточный кызылсу, курумды, памир, маи)

Продолжаю выкладывать фотоснимки с нашей двухнедельной тренировки перед выходом на основной маршрут. Предлагаемая третья серия посвящена лавинам на льду.

Поддавшись астрономической магии :) наша группа приняла решение совершить наблюдение полного солнечного затмения 1 августа 2008 года с вершины (ну, или около нее) Белухи. Или какой-нибудь соседней горки. Ну, и попутно на эту самую вершину подняться :-) Описывать подробности всей экспедиции здесь, наверное, неформатно, упомяну только трехдневный дождь в процессе заброски и вселения в а/л Ак-Кем, ночевку под пресловутым дождем типа "ливень" под перевалом Кара-Тюрек. С утра, правда, в плотнейшем тумане с перевала на "показали" пару кадром Катунской подковы с Белухами во главе, после чего шторку аккуратно задёрнули.

Белуха во тьме или еще раз про затмение. (Альпинизм, аккем, алтай)

Наша группа из 4 человек совершила восхождение на г. Белуха в августе 2008 года.

Восхождение на Белуху - 2008. Спасибо ребятам из МЧС. (Альпинизм, альпинизм, горный, белуха, поход, горы, алтай)

Обзор горно-туристического снаряжения или Light & Fast в деталях (Горный туризм, горный туризм, снаряжение, light&fast)

В этой статье мы решили поднять вопрос о том, как и с чем рациональнее ходить в горные походы. Дабы не быть голословными, мы решили сделать обзор сняряжения, которое было использовано командой caas в горном походе 4 категории сложности, в июле 2007 года. Сразу хотим оговориться, что мы не являемся коммерческой структурой и не связаны никакими обязательствами с производителями или дилерами снаряжения. Все ниже изложенное - наше личное мнение.

Гора Индюк, Краснодарский край (Скалолазание, фестиваль скалы юга, скалолазание в краснодарском крае)

Возможно вы уже слышали о фестивале «Скалы Юга». А знаете ли вы что либо о самом месте проведения? Тогда вам сюда! Конечно же невозможно «объять необъятное», здесь лишь малая часть того что можно встретить ТАМ :-)