Аксиома: "Умный учится на чужих ошибках, а дурак - на своих". Теорема: "Планета заселена ……..".
Лавины на льду (Альпинизм, восточный кызылсу, курумды, памир, маи)

Продолжаю выкладывать фотоснимки с нашей двухнедельной тренировки перед выходом на основной маршрут. Предлагаемая третья серия посвящена лавинам на льду.

Похоже, специфика маленьких летних лавин в высокогорье недостаточно отражена в многочисленной лавиноведческой литературе. Куда не посмотришь - всё про зимние лавины, про грандиозные, способные снести дома или прибить на курорте сотню-другую лыжников. А вот про наши маленькие лавинки, которые не столько засыпают, сколько срывают со склонов - почти ни слова.

Обратимся к проблеме лавин на протяженных ледовых склонах.

Однажды после лекции специалиста по лавинам я спросил, а знает ли он что-либо про перекристаллизацию снега на ледовой подложке? Дело в том, что на лекции он подробно и с картинками объяснял про температурный градиент в толще между почвой и снегом. Как оказалось, о перекристаллизации на льду он ничего не слышал. Однако, вот она, перекристаллизация. На этом снимке под сошедшей доской лежит перекристаллизированный гранулированный снег - этакие 4-миллиметровые скользкие шарики.
Лавины на льду (Альпинизм, восточный кызылсу, курумды, памир, маи)

А вот наш лидер, Иван Жданов, спустивший лавину N1.

Это случилось во время первопрохождения перевала Кызылсель (4900,3А) на 9-й день нашего похода.

Красной линией изображен путь подъема на перевал по перилам. Зеленой линией изображен более сложный, но, возможно, менее лавиноопасный путь (впрочем, это не очевидно). Мы выбрали красный, чтобы максимально подняться в связках одновременно (участок ниже красной линии).

Кызылсель означает, по-киргизски, красный ледник (дословно - красный поток). Ледник, спускающийся с перевала на север, действительно выносит на себе много красной породы и заканчивается в озере с красной водой.
Лавины на льду (Альпинизм, восточный кызылсу, курумды, памир, маи)

Это озеро совсем не маленькое, и еще в нем плавают льдышки.

Но вернемся к теме лавин. К сожалению, на протяженных ледовых склонах невозможно гарантированно избежать лавин. Перевалы 3А подразумевают от 300 до 500 метров крутого льда, а перевалы 3Б - более 500 метров [1]. Такие склоны нередко проходят в течение всего светлого времени суток - команда вылезает на седловину лишь под вечер. За это время снег на льду разогревается, раскисает и снова замерзает - т.е. проходит все температурные фазы.

Во время продолжительного подъема погода может измениться и пойти снег, который, накопившись, сходит по крутому льду на команду. Так было с одной из московских групп при прохождении на Кавказе перевала Купол Вологаты (2Б). Итог - переломы ключиц, ребер и даже бедер. Так было и с нами в 1998 году на Западном Заалае при прохождении перевала Фронтовиков (3Б). День был очень напряженный, необходимо было успеть провесить 15 веревок перил. Работали 12 часов. Во второй половине дня пошел снег, который через час был сброшен со склона. Потерь не было, поскольку все были на ледобурной страховке.

На встречу с лавинами…
Лавины на льду (Альпинизм, восточный кызылсу, курумды, памир, маи)

Поскольку лавин на протяженных ледовых склонах избежать нельзя, то надо быть готовыми к их ударам. Эта готовность подразумевает:

1) Ледобурную (крючьевую) страховку. Ледорубы - это смерть. Даже небольшая лавина выворотит все ледорубы, и через минуту ваши тела будут лежать у подножия склона. Так было с нами в 2004 году. Связка-тройка пролетела 700 метров и чудом отделалась легкими ушибами. Одна из главных причин такого пренебрежения ледобурной страховкой была полная беспечность - внешне склон казался абсолютно не лавиноопасным. Мы не учли возможность наличия снежной шапочки на перегибе гребня.

Даже, когда ледовый склон свободен от снега, на самом верху (на перегибе) может лежать снежная шапочка. Она сбрасывается по частям, пласты ломаются на перегибе на линиях наибольшего напряжения. Такая шапочка часто не видна со склона. Вчера отломилась её нижняя часть, а сегодня может сойти следующая - средняя.

Поэтому ледобурная страховка - главное правило. Копайте до льда хоть на метр - жизнь дороже!

Еще про шапочку. На этот конгурский склон (подъем к лагерю 2) команда Шамало взобралась лишь под вечер. Наверху на перегибе - та самая снежная шапочка. Валере и его участникам повезло. Зато Виктор Кульбаченко на спуске с вершины сорвал (без последствий) часть этой шапки (2004 год). Мы тоже её боялись.
Лавины на льду (Альпинизм, восточный кызылсу, курумды, памир, маи)

2) В случае лавинной опасности страхуйтесь на бурах даже тогда, когда рельеф позволяет идти пешком. Пожалуй, это самое трудное для исполнения правило.

3) Тщательно страхуйтесь на перестёжках. Халява (потеря страховки вроде бы на простом месте, где удобно стоять) в случае лавины вас погубит. Лавина приходит настолько быстро и неожиданно, что вщелкнуться в базу вы не успеете.

4) Наконец, необходимо довести до рефлекса правильное поведение при сходе лавины. Природный инстинкт заставляет людей упасть на склон, прижаться к нему, вцепиться руками в базу… Всё это абсолютно неправильно. Это увеличивает ваше гидродинамическое сечение (увеличивает парусность). Руки всё равно не выдержат, усилие будет в несколько сотен килограмм. В результате может порвать систему, разорвать самостраховку, травмировать грудную клетку.

Правильное поведение - это откинуться от склона и зависнуть на самостраховке (или на жюмаре, кулачке), широко расставив ноги. Вот так, как это делаю я.
Лавины на льду (Альпинизм, восточный кызылсу, курумды, памир, маи)

Тогда лавина пройдет между ног, и вы почувствуете усилие, как будто переходите бурную реку. Примечание: на фотке я просто отдыхаю, и ледоруб у меня болтается под ногами. Если вы готовитесь к удару лавины, то ледоруб должен быть в руке.

К сожалению (и это моя ошибка, как руководителя), я не проинструктировал заранее участников. Поэтому во время схода лавины N1 многие "залегли". Вот, что из этого получилось:

В результате схода первой лавины лидирующий Ваня Жданов остался наверху (вцепился обоими инструментами в склон). Доска над ним была короткой, и он удержался на склоне.
Лавины на льду (Альпинизм, восточный кызылсу, курумды, памир, маи)

После лавины мы продолжили подъём на перевал. До перегиба осталась всего одна веревка.

На последней веревке лидировал Дмитрий Шаповалов. Не прошло и минуты после его предупреждения - "возможен сход лавины", как сошла лавина N2 - следующая часть снежной шапки. На этот раз мы благополучно пропустили её между ног, в соответствии с рекомендацией N4. Лично я в этот момент поднимался на кулачке. Секунды хватило, чтобы откинуться и широко расставить ноги. Снег чуток захлестнул колени, лавина пронеслась вниз. Дополнительное усилие на кулачек составило несколько десятков килограмм.

После выхода на перегиб была еще одна веревка - спуск на седловину. Это было несложным местом, однако, на спуске подрезался склон с пресловутой доской на скользких шариках. Поэтому, следуя рекомендации N2, мы предпочли пройти этот участок по перилам .
Лавины на льду (Альпинизм, восточный кызылсу, курумды, памир, маи)

Отрыва не было - наступал вечер, температура снега изменилась, лавиноопасность прошла.

С перевала открывался чудесный вид на Заалайский хребет. Через 2 дня на самую его верхушку мы отнесем заброску для траверса..

К этому моменту мы уже начали украшать наши рюкзаки и палатки картинками из Плейбоя.

Продолжение следует…

Авторы фотографий: Андрей Жаров, Иван Жданов и Дмитрий Шаповалов.
Конгурская фотка - Вячеслава Одоховского.

ИСТОЧНИКИ:

1. Высокогорные перевалы. М., "Прест", 2001.

Еще в тему...

Давайте исчо! Очень интересно!

Уважаемый автор! Дайте Ваш адрес, есть вопрос-предложение по продолжению предельно интересной темы "Лавины на льду". Я - Захаров Павел Павлович, мой адрес zaharovpavel@gmail.com СПАСИБО.

Павел Павлович! Я Вам написал...

Очень полезно!

интересный материал! но
не в обиду, исправьте пожалуйста пару прикольных оборотов))))))

К сожалению, на протяженных ледовых склонах невозможно гарантировать себя от лавин.
Даже, когда ледовый склон свободен ото льда

Даже, когда ледовый склон свободен от снега!
Нет, это не прикол, это описка, спасибо, что заметили.

К сожалению, на протяженных ледовых склонах невозможно гарантированно избежать лавин - вот так лучше. Спасибо!

Андрей, спасибо! Побольше бы таких уроков!

Не знаю, как наиболее выпукло продемонстрировать коварство лавин, показать, что они "умнее" любого умника. Попробую продемонстрировать это в виде опроса по специально подобранным фоткам в следующей заметке, которую выложу через пару дней.

Спасибо, статья очень понравилась.

Участник попросил меня выделить следующие моменты (он их переслал в письме, копирую с небольшой редакторской правкой):

1. Место отрыва лавины. Отрыв может произойти в десяти и более (!)
метрах над лидером. Даже когда он идет по линии падения воды. Получается:
нет подрезания доски а она сходит!

2. Свойства самой лавины такого типа. Вот эти шарики-изморозь обладают
очень большой адгезией!, как клей (может эти шарики и зерна снега имеют
иголки, цепляющиеся за все?) И они:

а) Мгновенно прилипают к препятствию (особенно если оно имеет более
высокую температуру). В середине статьи есть фотка с лидером. Примечательно: от лидера до отрыва - ну метр-полтора. Толщина доски - не более 15 см. А какой
сугроб уже сформировался!

б) Мгновенно цементируются, как мокрая лавина. Если присыпало конечности
даже неглубоко - самому раскопаться невозможно. Если при этом залепляют
рот, то помощь через 2-3 мин уже опоздает! Выводы?

3. Сила "маленькой лавины". Тут можно упомянуть, что погнуло титановый
бур немалого диаметра, но, возможно, с тонкой стенкой. Пусть он не
лучшей фирмы (я еще буду выяснять происхождение этого бура). Т.е. усилие было приличное. Руки мне от веревки оторвало как спички.

4. Ну насчет того, что ночью ситуация принципиально меняется и опасность
снижается - вероятно здесь нужно исследование. Возможно сцепка со
склоном чуть может измениться.

Советую погнуть бур дальше на каком-нибудь стенде и выяснить усилие, при котором он начинает гнуться. Может это свидетельство о силе маленькой лавины, а может о безобразно низком качестве бура.

И еще напомню, что эти беды произошли вследствие "залегания" участников - уж очень они увеличили свое сечение, по-сути подставились под лавину.

По-поводу схода досок при вертикальном движении - к этому я уже привык. В 2006 году когда мы из-за непрекращающихся снегопадов и большой лавиноопасности повернули с Гашербрума вниз, я шел первым и спускался по перилам вертикально вниз, причем спокойно и аккуратно, поскольку лавины вполне прогнозировались.

Так вот, от цепочки моих следов слева оторвалась огромная доска толщиной 30 см и шириной почти во всю ширину ограниченного ледосбросами склона - метров 30, наверное.

А первый раз я об этом узнал от Стрыгина. Они при вертикальном движении сорвали склон на Урале. Но это уже в зимнем походе.

Поэтому вертикальное движение панацеей, конечно, не является.

Еще хочу отметить такую засаду: степень лавиноопасности снежной шапки на перегибе ледового склона не определить, пока до неё не доберёшься (т.е. пока не пройдешь весь этот ледовый склон) - это очень прискорбно!

Почему-то автор этих размышлений пишет не сюда, а мне на почту. Вот еще:

...Кажется я понял: нет на изморози (на шариках) никаких иголок, просто на их поверхности - водяная смазка, как масло. Эта смазка способствует их скольжению-качению зерен по влажному же льду. И она же, смазка мгновенно замерзает, цементируя изморозь после остановки движения...

С этим я (Leb) согласен, и я тоже думал о водяной смазке на шариках.

Подрезание доски в том виде в котором все его представляют - миф и причем достаточно вредный. Доска всегда сойдет выше человека ее спровоцировавшего. И еще полезно посмотреть на линию отрыва доски - она всегда перпендикулярна склону.
Есть линия напряженности на склоне и человек вызвавший возмущение, достаточное, чтобы по этой линни произошел разрыв. И напряженность есть всегда, другое дело, что на перегибах она больше, на ровных склонах меньше. И естественно зависит от структуры снега.

Ну как сказать, я лично сорвал лавину прямо из под ног, ну может на метр выше, устоял на твердой подложке, только проводил глазами удаляющуюся массу снега. Снег был свежий пушистый, перевал 1А :-), спуск, крутизна склона наверное 30-35. Испугался очень :-)

Спасибо за честную и откровенную делёжку опытом.
Ведь,не секрет, многие случаи не афишируются, по взаимной договорённости группы...

Спасибо!!! Насущная тема!!!
Также было бы не плохо рассмотреть нюансы поведения доски или пухляка на жеском фирне. Фирн, в плане сцепления с верхним снегом, в принципе отличается ото льда... Но и общего много...
Действительно, до безобразия небольшой участок неглубокого снега способен сбить с ног на довольно пологом, пешеходном участке, когда и не думаешь страховаться... А рядом может быть бездна. Это из личного опыта :((( Слава Богу, все хорошо закончилось!

Спасибо!
Очень интересно про поведение при лавине. Если это доска - она пройдет между ног. А если летит серьезный карниз? Разве не будет безопаснее влиться в склон, опустив руки вниз, либо, наоборот, вытянуть их вверх, как при прыжке в воду? В случае, как Вы рекомендуете, мне кажется, стопроцентно изломает.
Буду ждать ответа :)

Если фронт лавины высотой с человека, то стоячего, наверно, изломает. Так мне кажется, чисто умозрительно...

А может он потеряет сцепление ног и склона и из стоячего автоматом перейдет в лежачее (плывущее).. Кто знает... Это надо моделировать на оловянных солдатиках.

Но такие вещи редки. А вот то, о чем пишется в статье - весьма обыденное явление.

Спасибо за интересную статью

А что такое верхушка Заалайского хребта?

Это гребень его водораздельного хребта. Мы отнесли заброску на перевал Зотова (6050). Он помечен красной точкой.

Спасибо за статью, очень ценно и правдиво!
складывайте в Энциклопедию :)