Глубинная изморозь на ледниках. Часть 4 - фуга с разгадкой.

Пишет Leb, 22.12.2008 18:05

Глубинная изморозь на ледниках. Часть 4 - фуга с разгадкой. (Альпинизм, лавины, лавины в ледопадах, лавины на льду, перекристаллизация)

Вообще то не фуга, скорее - жига, поскольку именно жигу танцевали мои участники на фирновых блоках, перескакивая с одного на другой в отчаянной попытке выбежать из лавины. Жуткая картина, так и стоит перед глазами. Теперь уже обидно, что это не было снято на камеру. Не до того было. О камере никто и не вспомнил. Помню, как я крикнул: "Запомните место, где кто-то исчезнет!". И все впились глазами, пытаясь хотя бы глазами "сфотографировать" детали развивающейся трагедии.

К счастью всё обошлось. Кому-то удалось выбежать по блокам из лавины вбок, а кто-то так и остался на блоках - лавина весьма быстро остановилась. Хорошо, что никто не попал в трещину между блоками, её хватило бы с головой, и, по-моему, бедолагу сразу бы раздавило. Казалось, что блоки были твердыми - танцующие жигу вроде бы и не проваливались на них глубже, чем по щиколотку…

Этот рассказ написан в продолжение предыдущей заметки "Прелюдия с загадкой", где я предложил поиграть "в передний ум". Там был опрос, в котором на одной из шести фотографий надо угадать место схода доски, настолько испугавшей нашу команду, что мы сразу же после этого случая прекратили свой поход.

Это случилось в 1998 году, в самый тёплый год на планете Земля за всю историю наблюдений. Не знаю, как в других местах, но на Памире, лето было отнюдь не теплым. Вот в 1997 году погода просто "звенела". Помнится, как мы финишировали по Сауксаю, по леднику Дзержинского с радиалкой на Ленина. За последние две недели - ни одного серьезного облачка! А вот в 1998 году постоянно шла облачность, по ночам подсыпало снега, а через 2-3 дня периодически случался и дневной снегопад. Но были, конечно, и солнечные дни.

Я эту погоду хорошо запомнил, потому что сделал тогда для себя вывод - когда вот так погоду колбасит, то это способствует образованию в снежной толще разной гадости.

Первая часть похода прошла в Кичик-Алае. Уже там мы столкнулись с лавинной опасностью. Мы собирались первопройти вот этот перевал - Кумторскую стену-1.

Однако при осмотре перевального склона нам очень не понравилась белая линия, которую я отметил на этой картинке красными цифрами 2. Это была линия отрыва доски. Выше неё лежало снежное поле, почти очевидно, что доска имела там продолжение. Короче, мы наложили в штанишки и обошли этот перевал. Так мы лишились первопрохождения "тройки А".

Вторая часть похода проходила в западной части Заалайского хребта, в так называемом, Западном Заалае. 7 августа мы начали подъём на перевал Фронтовиков Восточный (фото из отчета Д. Ремизова [1]).

Перевал этот многодневный, до первой ночевки на гребне надо за день успеть провесить 15 веревок перил. Целый день вешали “бесконечные перила”. Шел слабый снег. Когда передовая связка, уклонившись по ходу вправо, вылезла на скальную полку (до гребня оставалось не более трех веревок), сквозь группу прошла лавина из свежевыпавшего снега. К счастью, ледобурная страховка не подвела. Лавину эту мы пропустили между ног, об этом приеме я уже рассказывал в статье "Лавины на льду".

На следующий день было снова пасмурно, и мы поднялись по гребню на перевал, где и заночевали. А девятого августа мы, наконец, увидели ясное морозное утро. Далеко на востоке над скромной кучкой облаков возвышались пики Ленина (7134) и Жукова (6842).

С перевала мы свернули на запад и по широкому гребню Заалайского хребта к 12 часам поднялись на маленькое плато 5200 у основания взлета к вершине пика Казак (5460).

Наш маршрут шел через пик Казак траверсом к пику Сурхангоу (5627).

Здесь на плато мы решили пообедать. Пока дежурный готовил обед, две связки (Слава Львов, Боря Малахов, Илья Геров и Сергей Зайко) вышли на пик Казак, чтобы налегке провесить 2 или 3 веревки перил над бергшрундом до вершины горы.

К готовому супчику они начали спуск. Оставив веревки выше бергшрунда, четверка устремилась к лагерю, как вдруг что-то громко треснуло. В мгновение ока склон ниже бергшрунда покрылся сетью черных трещин и начал сползать к лагерю. Ребята оказались в центре лавины. К счастью, ее движение быстро прекратилось. Двое успели выбежать из лавины. Только у одного из четверки основательно застряла нога. Позже мы измерили толщину доски на линии отрыва. Толщина была чудовищной - два метра!

Сход доски в таком неожиданном месте, произвел на группу очень сильное впечатление. Это был пологий склон ниже бергшрунда с безопасным выкатом на плато. Ну, какая там может быть крутизна? Максимум 20 градусов, да и то в верхней части. Вот Жора Сальников в своей статье написал, что их доску ничто снизу не подпирало. А у нас подпирало, да еще как подпирало! Наша доска плавно переходила в плато, весь снег на плато её подпирал.

Участок подъема с плато к бергшрунду - является типичным, стандартным участком. В каждом сезоне я прохожу по десять таких участков, а сезоны у меня в памирском высокогорье начинаются с 1988 года. И я ни разу не видел, чтобы на таком участке сошла лавина. И никогда не слышал об этом. Может сейчас меня кто-нибудь поправит, ведь коллективный опыт всегда полнее индивидуального. Видел ли кто-нибудь сход доски на участке между плато и первым бергшрундом на склоне?

И доска ведь чудовищная - двухметровой толщины!

Короче, картина мира рухнула на глазах, и группа в полном смятении отправилась легкими перевалами поскорее домой.

Хрен с ними - и с чемпионатом, и с походом…

Плохой год.

Выводы:

Из статьи Георгия Сальникова про трагедию на леднике Нагела и из того, что здесь написано, лично у меня получаются следующие выводы. Может быть это неправильные выводы, пусть специалисты меня поправят. Но пока приходят в голову только такие мысли.

1. Прав Лукоянов, когда в своей книжке "Зимние спортивные походы" [2] в посвященной лавинам главе "Без права на ошибку" написал так: "Помните: каждый заснеженный склон является потенциально лавиноопасным в любое время дня и ночи".

2. Из пункта 1 вовсе не следует, что каждая скальная стена не является потенциально камнеопасной в любое время дня и ночи.

3. Ловушки в горах настолько разнообразны, что никакого интеллекта, опыта и мастерства не хватит, чтобы разгадать их все. Поэтому если долго ходить в горах по непростым маршрутам, то когда-нибудь обязательно попадешь в какую-нибудь задницу.

4. Из пункта 3 вовсе не следует, что не надо учиться, работать над интеллектом, наращивать опыт и точить мастерство. Ваши усилия не пропадут даром, благодаря им, вы разгадаете большинство горных ловушек и, тем самым, удлините свое средне-статистическое время до попадания в первую задницу.

Источники:

1. Д.А. Ремизов. Отчет о горном походе 5 к.с. по Западному Заалаю, 2003.

2. П.И. Лукоянов. "Без права на ошибку". Глава из книги "Зимние спортивные походы".

P.S. В начале статьи использован фрагмент фото Ивана Жданова "Лавина с К2"

Отличные посты! Лишний раз убеждаюсь в слабой предсказуемости некоторых лавин! И конечно очень ценно, что даже после схода вы не растерялись и не только все запомнили но и сфотографировали! Хорошо понимаю.

Даа... что тут сказать :-(
Диапазон предположений расширился до:"... когда в гору - то оно тяжелее, а когда под гору, то оно легше". Слова одного местного бурята, когда его попросили описать путь на перевал в Саянах.

Есть позитивная и конструктивная рекомендация!

Не расстраивайтесь! Она, всё-таки, есть!
Дело в том, что вверх они поднимались организованно, аккуратно, след в след...
А спускались ниже берга - врассыпную с гиканьем и присвистом!

Так вот, в горах нельзя ходить с гиканьем и присвистом, это опасно!

Интересно, как спускались ребята на этом участке и на сколько проваливались в снег, в случае если шли не по пробитым следам?

До схода лавины?

Я не помню, чтобы они сильно проваливались...
Это помнится очень смутно.

Leb , предлогаю - МИР ,
если не против, - knn@sao.ru ,
как - то на душе хреново ...

Да не бери в голову!
Конечно мир :-)

Спасибо !

Да хотелось додумать от чего сработал спусковой механизм.
Похоже из-за того что нагрузка распределилась на большую площадь, плюс
интенсивность из-за гиканья выросла ))

Довольно давно здесь обсуждались случаи схода лавин на склонах 20-25град, очень полезная информация.

Вообще хорошо разбирать конкретные случаи, опыт лишним не бывает ))

Теперь понятно. Разбежались в разные стороны, стали колебать доску с разных мест, да еще с повышеной интенсивностью (бег вниз). Наложение волн. В каких-то точках произошел резонанс... Постарались сильно :-) Такого издевательства не перенесла даже такая толстая и пологая (жирная и ленивая) доска. :-)

Особого издевательства не было.

Мне кажется, что вопрос механизма отрыва не столь важен. Важен факт, что в таких местах могут созревать нестабильные доски толщиной 2 метра.

Если доска созрела для отрыва при спуске врассыпную, то она может дозреть до отрыва и при более бережном обращении. И уже в этом (в возможности дозреть и сделаться еще более нестабильной) ничего удивительного нет.

Поэтому проблема так просто закрыта быть не может. Что касается моей "конструктивной и позитивной рекомендации", то я просто постебался.

Честно говоря я и гиканья с присвистом не помню. Сознание включается на картинке пляшущих участников на шашечках в паутине трещин. А про гиканье и присвист - это, возможно, уже воображаемая сценка. Правда она очень правдоподобная.

У меня в голове такая моделька сложилась. Сама доска на этих шариках-подшипниках скользит почти без трения и для её движения достаточно уклона в 10 градусов, может чуть больше.

Но она держится на связках по бокам, может кое-где в середине. При резком похолодании (так было на леднике Нагела, так было и у нас, ночь перед сходом доски была первой морозной ночью) доска изменяет свои размеры, и эти связки лопаются. Какие то связки при этом остаются. На них доска еще держится.

Приходит группа и лопает эти последние связки.

Возможно через неделю при еще более резком похолодании полопаются почти все связки и доска созреет для схода даже от вертикального движения группы вверх.

Поэтому вопрос о силе воздейстсвия на доску вторичен. Ясно, что в горах надо ходить аккуратно, уважительно и не дразнить природу своим залихватским поведением.

Однако обозначенная проблема остается - сохраняется риск попасть в лавину в самом неожиданном месте.

Состояние склона на фото "до" и на фото "после" разное. На фото "после" снега явно больше (выходы скал в правой части и скальный островок в центре уже полностью скрыты). У вас в этот день был снегопад?

Нет, снегопада не было. Возможно просто от освещенности. На левой фотке более рельефные тени, на правой фотке более пасмурно.

Впрочем, может ночью и был слабенький снегопад. После лавины мы никуда не пошли и заночевали тут же, где обедали. Надо было снять веревки со склона, и это мы решили сделать утром. Правую фотку сделали уже при снятых веревках перед уходом с этого места.

Во всех этих рассуждениях нет ответа на вопрос: почему не было лавины(читай - доски) на более крутом участке над бергом?Берг отсекает нижний край и условия для отрыва вроде лучше. Над бергом снега еще прилично. Вы сфокусировали внимание почему сошла ниже. Может стоит подумать, почему не сошла выше? Причем не сошла даже после схода лавины ниже! Грохот, вибрации там было достаточно, следы на склоне - тоже. А лавины - доски -нет. Первое, что напрашивается - значит не было над бергом классической доски - не было заметного количества изморози! А нет изморози – снег там лежит стабильно, его взрывом не стронешь…. Почему вообще часто лавины подрезают склон, а выше( часто - круче) - не сходят? Возможно - дело в экспозиции, которая играет решающую роль в образовании изморози. Посмотрите на левое фото при подходе группы к бергу: 10-15 град склоне теней от людей почти нет – солнце хорошо прогревает склон за день, процессы сублимации в снегу днем проходят очень интенсивно. А на крутом склоне над бергом - солнце освещает под углом, заметно отличным от перпендикуляра – и измороси там почти не образуется. Возможно мы не учитываем сочетание крутизны склона (наклона потенциальной снежной доски) относительно продолжительности и интенсивности солнечного облучения. Это, конечно , зависит и от расположения север-юг. И широты места(чем южнее – тем более пологий склон «расстреливается» в упор солнцем.

Привет Олег!
Толщина доски 2 метра.
Можно ли говорить о прогреве солнцем через такую толщу?

Привет, Андрей!
А о какой толщине прогрева можно говорить?
И где наиболее интенсивно происходит сублимация? На прямом облучении пологого склона этот изморозный слой не "уходит" ли от поверхности, делая доску более толстой?
И третье. Вот были случаи попадания в доски людей и что примечательно: те, кто сверху легко выбирались не только из-за еще небольшой скорости масс снега,но и из-за малой толщины доски там. А внизу людей эта же лавина запрессовывала в 1- 2 метра толщиной блоки...Выходит - книзу доски толще становятся?
Вот такие вопросы.

Хм, у меня такой же вопрос возник. Голосовала за верхнюю часть, но если бы видела эту фотку раньше, ответ был бы другим. Учиться еще и учиться..

Юль, а подробнее можно?
Чем так интересна эта фотка?

Доска оторвалась от бергшрунда? Белое поле ниже берга до разломов, это что?
То что было под доской?

Совершенно верно. Белое поле ниже бергшрунда на правой фотке - подложка под доской. Ниже этого поля собрались обломки доски.

И все -таки: почему не сошла лавина над бергом? Ведь:
а) снизу ее ничего не подпирало;
б) усилия схода на более крутом склоне - явно лучше, чем ниже берга
А она не сошла даже при наличии пробитых следов и очень приличной вибрации склона после схода лавины под бергом.
Понимаете? Напрашивается простой вывод - на 45-50 градусном склоне доска имела весьма высокое сцепление со склоном. Иначе - количество (и качество) этой самой смазки под ней было гораздо меньше, чем на 20-30 градусном склоне ниже. Я высказываю предположение, что собака тут зарыта в количестве тепла, получаемого доской днем. А это определяется степенью перпендикулярности солнечных лучей склону за световой день.
Есть иные соображения? Кто знает особенности лавин-досок на северных и южных склонах? Мне кажется, они должны быть.
Кстати, Андрей: ты не хочешь здесь выложить северное подножие пика Губаева с лавинными лотками через неделю после первовосхождения? (тогда буквально за неделю окружающие горы очень сильно почистились от лишнего снега...

Показать комментарий

Типа в горы не ходить, там камни/лавины падают?

По форме с karpov не согласен, но по содержанию поддерживаю.

Для Карпова: Поясните свою мысль пожалуйста.

Карпова долго не будет, пусть Гоген пояснит :-))

Нет, karpov собирается и старается, чтобы быть сейчас и впоследствии. Поясняю. Как говорит мой приятель-сплавщик Гена Голобоков: "Я быка имел, я быка имел-Да кто видел, кто знает". Так и рассказчики лавину имели. "Шарики, перкристаллизация, иней, подложка...". Дальше что? Сам похвастаться лавинным экстримом не могу, но Бог пару раз дал понять, что ЭТОГО НЕ НАДО. Меня впечатлило, после чего ни сам, ни участников не пускаю и не даю ни покатунюшек разных в виде глиссеру, пятой точки, катаний на хвосте лавины и других непонятных штук. Да, я дуб, и "Не суй свой нос туда, куда собака..." для меня аксиома. Я живу, слава Богу, в пока еще демократической стране и ни один турист мне не указ. Сомнительные места надо обходить, не понимающие этого должны сидеть с утра в постели и есть манную кашу. Это единственно правильная точка зрения, если разговор идет о жизни и здоровье человека, а не о разбитой бутылке, купленной в ларьке на последние деньги. Специально для желающих напуститься на меня и в споре выплеснуть ребенка добавляю "и не о жизни туриста, ищущего экстрима на свою ж(*+)у".
А насчет особи, глупо разбившей смывной бачок (это, кстати, деньги на бачок+установка+неудобства пока нет бачка) и не постеснявшейся аргументировать этим непонятно какую концепцию, скучно напомню, что три точки опоры завсегда надежнее, чем две, это тоже из класса вечных истин.
А вот и новогодний бонус: "Никогда не опробуйте опоры при лазании", "не используйте схватывающий при натягивании каната (как тот, что получил карабином по лбу и на нем теперь Менделевич тираж поднимает)", не дай не приведи Господь мне такое.

Мой товарищ крепко побился в горах. Лежал в больнице. Женился (пока был без движения охомутали). И вот пришло время закрывать больничный. На приеме к врачу встретил товарища. Сразу, что, да как. Мой товарищ рассказывает, что мол упал со скал, "напарник стонал, но держал", через трое суток "пришел тягач, и там был трос и там был врач"... ну, а ты как? А я, говорит, пошел в туалет, а там жена стиралась и оставила воду мыльную на полу, ну и садясь на горшок подскользнулся, замахал руками и так одной хрястнул по крышке смывного бачка, что и крышка и рука пополам. Через некоторое время, расставаясь, спросил: "Наверное после такой аварии, переживаний, в горы ходить не будешь?". На что мой товарищ сразу заулыбался, и спрашивает со смехом:"А, ТЫ?" :-)

:-))

Ну раз понравилось, еще расскажу. Вдруг опять понравится... То, что я попаду в лавину, я почувствовал еще перед походом. И на сердце волнительно как-то было, но это ладно, субьективное это. Но то, что я проконсультировался у знакомого астролога, это факт, значит что-то почувствовал. А астролог сказал, что опасность есть, и исходит от воды. Я думал об этом, но ничего не понял. Так и ушел в поход. Сейчас уже не помню точно какие признаки напряженности я стал ощущать за несколько дней перед лавиной (что-то постоянно не ладилось), но знаю точно, что я их отметил, и отметил не задним числом. Точно помню, что за два дня до лавины у нас был ночной пожар в зимней тайге. Не близко, но было хорошо видно и тревожно. Тайга горела в километрах трех от нас. Даже слышно было. Потом вышли на перевал, но вода в каньоне поверх льда, заставила повернуть обратно. А в день лавины... ну, в общем с утра жидкий стул. Фигня думаю. Просто кураги наверное поел. Идем по каньону (ледопады, солнце, красота) а меня второй раз потянуло, но теперь я уже сидел вдвоем с Серёгой. Совпадение думаю. Но когда потянуло в третий раз, а третим был сам руководитель похода, тут бы и задуматься. Но руковод не дал, веселый такой, пока сам сидел на "горшке", он нас пытался фотографировать как мы со спущеными штанами, на льду, в кошках, пытаемся увернуться от его обьектива. В общем после троекратного поноса я знал, что сегодня что-то будет. Подходим к взлету на плато. Погода стала хмуриться. Нам с Серегой выпало тропить первыми. Пробили траншею, сидим отдыхаем. Смотрим на взлет, как другие тропят и как-то я автоматически начинаю все лишнее упаковывать в рюкзак, даже фотоаппарат хотел спрятать, что никогда не делал (так и похоронила его лавина), заправил куртку в штаны, вытащил лавинную ленту, обмотал вокруг пояса... и это все в каком-то ожидании. Тем временем очередная смена тропильщиков решила свернуть с "пути падения воды" на скальный островок и вырезала первый зигзаг. На них сразу обрушился праведный гнев нижеидущих и они мгновенно "исправились", вырезали второй зигзаг в обратную сторону, тут все нижние в шоке заткнулись, поняв, что лучше бы они уж не орали. На склоне красовался равнобедренный треугольник. Не успел я ничего сделать с клубком лавинной ленты, как раздался какой-то крик, что-то типа:"Смотри-и-и-и!!!", сразу зашумела кровь в голове и я не запомнил звука лопающегося снега. Только видел как взметаются снежные фонтанчики, как от пулеметной очереди, обходя нас и слева и справа. Смотрю на эти бегущие фонтанчики и понимаю, что по этому глубокому снегу я смогу сделать вряд-ли больше трех шагов, вернее скачков. Бежать бесполезно. Стоять и ждать - жутко. Время затормозилось. Пролетела мысль:"Через несколько секунд тебя не будет." Вторая мысль:"А как это произойдет? В какое место ударит? Как этот процесс умервщления будет происходить?". "Если потянет вправо - там каньончик, и если весь склон туда ссыплется, то найдут уже только летом." Тут кто-то крикнул:"Бежим!". Куда? Зачем? Но организм отозвался как пружина и все побежали. Помню скакнул пару раз, под ноги ударило и я оказался едущим на мягкой перине вперед ногами, лицом к небу, в руке клубок с лентой. Кинул его как можно дальше. Клубочек размотался как надо. Подо мной все шевелилось как живое. Периодически тонули то ноги, то руки, то задница. Ногами пошевелишь, руки утонут, руками погребешь, ноги вниз затягивает, в общем начал изображать плавание. Действительно, в такой спокойной лавине плавать можно и нужно. Беспокоило, не летит ли сверху вал который накроет и превратит меня в цыпленка табака. Ничего не летело. Стал осматриваться. Увидел впереди едущую голову в строительном шлеме:"Танкист", подумал я. Подьезжая к голове уже захотелось похохмить, положить ногу на эту голову (вот смеху то будет!), но опомнился, не известно чем еще все кончится. Но все закончилось благополучно. Снег затормозился. Я сел и стал оглядываться. Вокруг лежали и сидели. Моей красной ленты не было и следа на поверхности, вытянул ее из под снега. Авизентовый рюкзак, как поплавок, лежал выше меня в метрах двадцати, не затонув ни на сантиметр. Наверное можно было бы держаться за него как за спасательный круг. На толпу напал дикий хохот. Его прервал крик:"Пересчитаться!". И тут стало страшно. А вдруг счет не сойдется? Нас было 16, две группы. С первого раза пересчитаться не получилось. Пересчитались во второй. Одного нет. Еще страшнее. Кто-то сказал, что видел кого-то слева, бросились туда, быстро откопали руками, рванули штормовку на груди что бы делать массаж сердца, искусственное дыхание или чего там нужно делать в таком случае. Тут оживший труп заорал, что-то вроде:"Нахал!". Оказалась девка. :-) Сначала опешили, потом загоготали. Живая! А на небе, на голубом небе, как ни в чем не бывало, светило солнце! Тишина. А ведь несколько секунд назад было хмуро и ветренно. Как странно. На следующий день, выбравшись на плато и идя к перевалу по совершенно горизонтальной поверхности, я самолично наступил на доску и она издала знаменитое "Уух!". Душа ушла в пятки и примерзла к лыжам. Все заозирались, хотя до ближайших склонов было с полкилометра. Перевал мы обмотали веревками в гималайском стиле. Все было пристегнуто и привязано. Все слушались руковода как солдаты полугодичники своего ефрейтора. Но снег уже больше не сьезжал. Теперь я понял, почему гороскоп обещал опасность от воды - у него не было слова лавина.

Опять понравилось!
С Новым Годом!

Спасибо. С Новым Годом! :-)
Спасибо за фильмы на АльпВидео.Ру. Все 50 выкачал, будет чем заняться в праздничные дни. (Жена хотела фильмов, их теперь есть у меня :-)) Закатываю на болванки товарищам - проявили интерес. Спрашивают о здоровье Бездитко.

Карпова тоже с Новым Годом, хоть он чего-то и не договаривает :-)