Обзор горно-туристического снаряжения или Light & Fast в деталях

Пишет caas, 12.08.2008 14:00

Обзор горно-туристического снаряжения или Light & Fast в деталях (Горный туризм, горный туризм, снаряжение, light&fast)

В этой статье мы решили поднять вопрос о том, как и с чем рациональнее ходить в горные походы. Дабы не быть голословными, мы решили сделать обзор сняряжения, которое было использовано командой caas в горном походе 4 категории сложности, в июле 2007 года. Сразу хотим оговориться, что мы не являемся коммерческой структурой и не связаны никакими обязательствами с производителями или дилерами снаряжения. Все ниже изложенное - наше личное мнение.

Не секрет, что желание уменьшить вес груза за плечами сопутствует любому горному туристу, однако процесс облегчения снаряжения сам по себе достаточно непрост. Особенно осложняет дело стремление людей в целом покупать снаряжение "на вырост" и "с запасом". Значительное число новичков, до сих пор получают от своих инструкторов совет брать 120 литровый рюкзак. Согласно правилу сказав "А", говори "Б", подбирается и остальное снаряжение: 2 килограммовые синтетические спальники "на -25", почти половину веса в которых составляет ткань и фурнитура, трехсотые полары, весящие под килограмм, и слишком теплые для ходьбы в них, мембранные двухслойные куртки, также весящие по килограмму и так далее, продолжать можно до бесконечности. Часть этого снаряжения изначально не оптимальна для горного туризма, часть была бы уместна в походах более высокой сложности или большей высотности, но к тому моменту, когда новичок добирается до заметных высот/категорий, снаряжение уже заметно теряет свои характеристики за счет естественного износа. Угадайте, какого веса спальник купит человек, замерзший в свалявшемся двухкилограммовом мешке? Правильно, никак не меньше 2 кг!

В общественном снаряжении ситуация зачастую не лучше чем с "личкой". В походы с высотами ночевок до 4000, носят огромные автоклавы. В качестве "основных" применяют 10,5 миллиметровые статические веревки, использование которых в любом качестве, кроме перильных, потенциально опасно. Вес аптечек и ремнаборов периодически зашкаливает за 3 кг. Все это в сумме приводит к тому, что, даже достаточно сильной группой, движение осуществляется в крайне низком темпе, а прохождение перевалов 2Б и выше часто превращается в сплошную провеску перил, ибо движение в связках по сложному рельефу, при весе рюкзака более 30 килограмм крайне затруднено, а на дубовых статических веревках еще и смертельно опасно.

Несомненно, продолжающие заниматься горным туризмом энтузиасты рано или поздно получают достаточно полное представление о функциональности того или иного снаряжения. Подбор экипировки в этом случае осуществляется значительно более тщательным образом. За рубежом широко распространена доктрина Light and Fast, спектр применения такого снаряжения достаточно широк: от похода выходного дня и автостопа, до сверхдлинных походов. Однако в подавляющем большинстве случаев такое снаряжение ориентированно на путешествия в мягких климатических условиях и без технических сложностей.

Подборка снаряжения для горного похода в стиле Light and Fast это многолетний процесс, похожий на перестройку жилого дома - медленно и постепенно заменяешь одни детали снаряжения другими, стараясь при этом сохранять тот же уровень комфорта и безопасности, что был до перестройки. Время между маршрутами - это время проанализировать опыт использования той или иной вещи на маршруте, время поделиться этим опытом с товарищами.

Существует несколько очевидных путей снижения веса рюкзака.

1. Уменьшение веса ЕДЫ:

Тут есть две возможности: первая, - это уменьшение количества воды в продуктах + облегчение упаковки, второе - сокращение самого рациона. Вполне реализовав первую стратегию, мы полностью отказались от второй. Ели мы на маршруте нормально. На человека приходилось около 650 грамм.

2. Уменьшение веса СНАРЯГИ:

Перво наперво необходимо оптимизировать снаряжение. Мы подбирали все, исходя из условий конкретного маршрута (если бы мы собирались в 6 к.с. или в Большие Горы, многое в бы изменилось). Все использованное снаряжение было максимально облегченным. Современные материалы позволяют заметно уменьшить вес того или иного изделия без потери функциональности. Вторая стратегия в полной мере относится как к личному, так и к общественному снаряжению.

1. Облегчение за счет оптимизации. Каждая вещь должна использоваться максимально эффективно, например, есть теплый полар используемый, как утепляющий слой вечером в лагере и при этом слишком жаркий для активного движения, почему бы не надевать его на ночь??? В этом случае участник вполне можно позволить себе более "холодный" спальник. Еще один пример: нет смысла каждому участнику брать нож, солнцезащитный фактор и свой тюбик зубной пасты, достаточно 2-3 таких набора на группу.

2. Облегчение за счет выбора более легкого снаряжения. Выигрывая вес таким образом, главное не потерять в деньгах и в функциональности снаряжения. В принципе это вполне возможно. Пример: подавляющее число людей используют в качестве утепляющего слоя толстые полары, которые весят от 700 до 900 грамм и стоят до 5000 рублей. Но при практически той же стоимости и никак не меньших теплоизоляционных характеристиках сверхлегкая синтетическая куртка, например, модель "Слана", сшитая фирмой Sivera, весит вдвое меньше.

На нашем сайте лежит собственно обзор использованного нами снаряжения, в котором подробно перичисленно, что именно у нас было с собой, сколько оно весило и как показало себя в эксплуатации. Мы постарались рассмотреть все, начиная от палаток и спальников и заканчиваю носками и шортами.

Спасибо за внимание, ждем отзывов и мнений!!!

Спасибо. И чего вы в результате достигли?
Меня интересует:

1) Ваш вес личного неспециального снаряжения без учета спальников.
2) Ваш вес личного специального снаряжения.
3) Ваш вес общественного (специального + неспециального) снаряжения, включая спальники, рассчитанный на одного участника.

полная версия отчета лежит у нас на сайте... caas.ru

Значит надо лезть в отчет на вашем сайте и в нем разбираться? А здесь три цифры прописать трудно? Мы же обсуждаем это здесь.

650 граммов еды в день уже не современно. :-)
И наверное уже лет как 10. При чем без применения сублиматов.
Замечено - чем более эмоциональный поход, тем меньше нужно еды.
Сам хожу на 400 граммовой, и не считаю это оптимизированой раскладкой.
На короткие маршруты (неделя, две), но интенсивные, можно ходить даже на 250 грамм.

В больших памирских походах (более месяца, с выходами выше 7000) у нас 580-граммовая раскладка. И очень даже нормально.

Правда, в районе забросок проводится 2-3 дневная обжираловка.

Количество еды в день существенно зависит от напряженности дневного перехода и личного веса... А что можно есть без сублиматов, с раскладкой в 250 г в сутки?! 0_0

Ну во первых надо уточнить, что в 650 грамм на человека в день, входило топливо из расчета 50г на человека в день и сюрпризы.

Замечено - чем более эмоциональный поход, тем меньше нужно еды.
Сам хожу на 400 граммовой, и не считаю это оптимизированой раскладкой.

В принципе согласен, только эмоции бывают разные :) и часть из них особой радости не доставляет...
250 граммовая раскладка гарантирует среднему участнику кучу негативных эмоций и соответственно превращает любой маршрут в эмоционально насыщенный .
400 граммовая раскладка это жестко, но вполне допустимо если группа играет в Больших Спортсменов или на самом деле ими является, а маршрут не слишком протяженный/интенсивный.

Да, я слышал о такой системе, суммирования топлива с продуктами. Эх, если бы спирт горел жарче бензина! Тогда это была бы точно еда. :-)

Больше месяца не ходил. Отпуска такого не было :-) Но на месяц хватает своих подкожных накоплений. Я их тоже в раскладку плюсую. Получается с раскладкой больше килограмма в день. :-))) К стати, кто-то из гималайцев выработал технологию отьедаться перед экспедицией, чуть ли не масло пьет, что-бы не тащить еду в рюкзаке.

Я не вижу связи между количеством еды в день от напряженности дневного перехода и личного веса. Если себя настроить на поход, а не жратву, и не идти на поводу у своего организма, которому что не дай, все мало, то очень даже не зависит. Да и замкнутый круг получается: несем еду что бы восполнить калории потраченые при переноски еды, которую несем для...

Опять же зверский голод в походе, это страх организма перед неизвестностью. Мозг не боится, а тот который в животе сидит, требует жратвы, жратвы. Думает что его бросят помирать голодной смертью. :-)

Заметил, что в походах вдвоем еды требуется меньше чем в группе. Ходившие в одиночки, говорят что в одиночном походе еще меньше еды требуется.

Получается что еда, это фактор больше психологический. Нужно сказать себе:"Не жрать идем, после похода отьедимся" и помнить что на брюхе тоже еда зарезервирована, которую нужно потратить. :-) У меня интенсивное таяние живота наблюдается в конце третьей недели. Так что... на месяц можно ходить с любой раскладкой. :-)

В нашем случае:

1) Во первых пара участников запасами подкожного жира практически не обладала - соответственно организм начал бы поедать что-то еще.
Психология конечно великая вещь - недавно у 94 килограммовой 8 летней англичанки спросили что она любит больше всего на свете:
- ШОКОЛАД я все время о нем думаю !!!!
ответила юная школьница - несомненно ее можно отправлять в горный поход на месяц вообще без еды (главное суметь мотивировать :)

2) Далее по поводу "жратвы и настроя" - повторюсь ежели Вы идете за спортивным результатом имеет смысл настраивать себя преодолевать собственные слабости и т.д. и т.п.
Мы ходили за положительными эмоциями и практически все время ели то что называется "досыта".
Если бы мы существенно уменьшили бы вес раскладки, то возможно прошли бы еще на ходовой день быстрее (хотя и так неплохо получилось), но это не входило в наши задачи...

не соглашусь, на подкожном жире далеко не уйдешь, т.к. во первых в нем отсутствует большинство необходимых элементов, которые необходимы при физических нагрузках, во вторых законы физики еще не отменили, больще живот - больше жира - больше вес (не намного, жир имеет меньшую маасу по сравнению с мышцами) - мышцам сложнее поднимать этот вес - соответственно больший расход энергии. Поэтому думать что, отъев животик, будет можно уменьшить дневную раскладку и поголодать в походе - не верно, а напротив опасно может просто не выдержать сердце. Обратите внимание все спортсмены худощавого телосложения, ну кроме сумоистов, хоккеистов...

Это я пошутил. Я себя так настраиваю. А мой напарник вообще не имеет жира и ходит наравне. Единственно что для него критично - вовремя подкрепиться, война войной, а еда должна быть по рассписанию.

Добрый вечер ,Уважаемые.
Хочу поделится недельным опытом выхода с раскладкой .
300 г супа(суп с водой) 4 сухаря сладких 50 грам курги или изюма 30 грамм арахиса 100 г каши или пюре + 70г колбасы или тушенки.
Сухой пищи в день поучается 340г. еше бонусный час с столовой ложкой сгущенки.
Сам весом 55 кг, жировых отложений не имею.
Интенсивность была следующей.
Хождение по горным тропам 1-2 часа лазанье маршрутов 3-5 часов.
поедалось все интенсивно в течении 5 дней осталное не считаю.
Все учасники были довольны рационом (хотя возникали желания поесть свежего хлеба) никто не похудел.
Полностью согласен с Mergon он раскладка должна составляться исходя из задачи будь то жеский спортивный поход или поход на эмоции.
Ограничение в еде это жеский стресс спросите у любого психолога поэтому к минимализму стремится опасно=+)для морального состояния или надо тренироваться в этом направлении.
Насчет того, что на подкожном жире далеко не уйдешь тоже согласен, ибо процесс получения углеводов из жира очень неэффективен а при большой нагрузке вообще приносит проблемы.

Мы пришли к такой раскладке:
Сахар, конфеты, манку, гречку, мясо - не берем. (Прослойки мяса и в сале попадаются.)

База:

Три константы - 1 кг меда, 1 кг сала, 1 кг сыра не зависимо от количества дней похода на одного участника. Мед заливается в индивидуальную бутылочку и употребляется индивидуально.
"Похлебка" - 45 грамм сухого продукта + 5 грамм топленого масла на один прием. Заваривается кипятком в кружке участника и закрывается крышкой с дальнейшим запариванием. (Запариванием экономим бензин.)

Навороты:

2 не сладкие галетки (утро/вечер), или полсухаря (обед). А так же лук, чеснок, к салу аджика.

На переход:

с утра выдаются орехи (кедровые, арахис, фундук), изюм, курага, чернослив.

И др.:

Из питья - чай из листьев смородины (или другими). Для души еще есть одна 400 граммовая (на двоих) бутылочка "какавки" для "пооблизываться". И по одной полоске (5-6 кадратиков) шоколада в день. Смородину заготавливаем на гольцах на весь поход - ооочень душистая. Под голову на ночь ложу. :-) Кофе носили, но спросом перестал пользоваться. Чаи брали, но тоже "вымылись" из рациона. Из спиртного - йод с зеленкой в аптечке. "Обжираловка", это когда дрова и можно варить каши "твердых сортов" (горох) или грибы (для грибов есть 150 грамм растительного масла).
Вот так и выходит 400 грамм в день.

Может чуть больше потренероваться и взять с собой лишний кг еды? Всё таки хоть экстремальный, но отдых?

Однажды на заходе в район, шли круто в гору, обнаружил, что почему-то отстаю, причем заметно, хотя на предыдущем переходе шел как все. Даже товарищ который отставал, обогнал меня. На отдыхе, перебирая верхнюю часть рюкзака обнаружил килограммовый продуктовый мешочек. Оказывается я по ошибке забрал его у отстававшего товарища - перепаковывались рядом... Такое наглядное преобразование 1 кг в метры на секунды. :-)

В прошлом году, в последний, 24-й день похода, когда начинается "яма желудка" мы сдуру зарюхались в местность где не было воды, а та что была с собой - кончилась. В результате вечер и ночь без воды (после интенсивной дневной работы с потерей влаги), организм напуган и весь 25-й день просил только пить в неограниченных количествах (утром воду достали), еда "не шла". Даже когда вышли в населенку, есть не хотелось, а глаза следили за ручьями. Организм переключился и послепоходного "жора" не было.

Да вода штука такая без нее совсем плохо.
В прошлом году на алтае у нас было 207 кг еды на 12 человек на 19 дней=) было жестоко это тягать=)
Во всем нужно знать меру. Нужно подбирать сняргу по к.с похода ну и не упираться по еде и трениоваться тренироваться тренироваться.

Серьёзно можно сэкономить на бивуачном: 1.Палатка - однослойная палатка (ripstop PS tafeta, дно и торцы ripstop tafeta) по размерам аналог перкальки два входа, весит 800 гр, стойки-палки, вмещает 4 чел. валетом по двое, новый материал выдерживал две недели дождей без протекания(на один выезд); дно без пропитки, защита от воды снизу - карематы. Конструкции без дна не прижились, выпадают вещи при ночевках на маршруте.
2. Рюкзак - серьёзная спина, мешок из техкапрона, на один сезон, сменный, вес менее 1 кг.
3. Спальники отсутствуют, состёгиваются куртки с одинаковыми молниями, чуни для ног, ноги в рюкзаки, укрываться плащами - по молодости спали нормально. Видел двойные "ноги", тоже вариант.
Конечно, всё шилось самими в эпоху кооперативов, даже продавалось.
ЗЫ: кстати, знакомые ростовские туристы предпочитают лучше тренироваться, чем экономить подобным образом

Тренероваться - однозначно. Хотя бы для того что бы не болели мышцы и сердце в первые дни. В первый день и нагрузка максимальная (полный весь, подьем в гору), а если еще и максимальная растренерованность...
Оптимизация веса снаряжения - занятие всей жизни туриста. :-)

Согласен, съекономить можно, но в ущерб комфорту.

В немембранных однослойках я свое однозначно отжил - в них много конденсата и достаточно холодно - пару ночей переночевать можно, но в целом противно, ветроустойчивость также оставляет желать лучшего. Изнутри тента касаться нельзя - потечет.
Вот двускатная палаткая из легкой мембранки может и ничего, особенно для восхождений в альпийском стиле при хорошей погоде.
Мой рюкзак весил 850 г и служил 2,5 сезона...
В условиях данного похода сами по себе пуховые куртки были не нужны...
Добавлю, что средний вес спальника был в районе 600 г...

ИМХО одно другому не мешает...

всем читать отчеты туричтов водников из Москвы Космачев и др.
вот они экономили :)))
миски не брали - ели из полиэтиленовых пакетиков, каны протравливали для уменьшения веса - с расчетом на 1 поход, ложки алюминивые обпиленные и протравленные.
про лодки я вообще молчу - кружево оз тросиков.

ИМХО - лучше трнироваться.

Да, да, да :))
Вспоминается еще про туалетную бумагу - вместо нее отдельными товарищами использовалась другая сторона полиэтиленого пакетика для пищи (того самого который вместо миски).

Ну а ложка и зубная щетка у меня уже года 4 как обпилены :)

Друзья у кого рюкзаки по 800 грамм. дайте ссылку посмотреть на такой рюкзак. никто не станет надеюсь спорить что рюкзак без разгрузочного каркаса с плохой балансировкой убивает на длинном переходе даже с небольшим весом. у меня дома лежит колобок=) весом в 560 грамм но вот 10 км по пересеченкие с 15 в нем удовльствие еше ТО.
НАсчет небрать спальников вопрос еше тот. Спальники есть небольших весов(вопрос денег) в спальнике тело ОТДЫХАЕТ во время сна, пара ночей можно и в рюкзаке прожить но вот на пешке в 20 дней, эффективность падает общая усталось накапливается если нормально не спать.
Как мне кажется вопрос оптимизации не имеет конкретного решения. Надо рассматривать каждый отдельный случай похода. ПРи оптимизации веса играет роль какая сложность какая месность какие высоты сколько на маршруте воды есть ли чего подножного поесть.

Вопрос конфорта весьма относителен, мы 15 лет назад не жаловались не на однослойки, ни на отдых без спальников(и без карематов, стелили веревку змейкой). А наше старшее поколение в таком успешно ходило! Однако я ни в коем разе не агитирую за подобную экономию, во всём лучше найти середину, всё таки(повторюсь) отдых. Тем более с современным снаряжением...

В идеале надо смотреть рюкзаки для мультиспорта. В данном случае речь шла вот об этой модели http://www.redfox.ru/product/ryukzaki/racer_40/
И не смотрите, что он всего 40л - у Foх`а они сильно объемнее, чем например у Баска.
На рюкзак необходимо грамотно нашить стропяную развеску - коврик, веревка, ледоруб, инструменты, каска, палатка (по необходимости) и все железо спокойно вешаются снаружи - получается круто и модно :)

ДА да с такой навеской тока из базы сбегать на штурм. А елси пройти по лесу? попрыгать по камням? Все все равно сводится к решаемой задачи Вот та печка от которой плясать.

С навешеными на рюкзак веревками, каской, ледорубом приятно пройтись по городу, сразу всем видно:"Альпинист идет". :-)
При транспортировке поезд/машина/самолет лучше все убрать во внутрь (включая альпинистскую гордость - ледоруб). А для этого кому-то может и 100 литров не хватить. Лишний обьем можно стяжками убрать, а вот нарастить - уже не получится.

С такой равеской на 45-л рюкзаках ходили по 1,5-3 недели полноценные походы. И по лесной зоне, и по ледникам, и даже по густым камчатским кустам :)
Вроде ничего не отваливается. Конечно в кустах без навески наверно удобнее, но зато насколько лучше с удобным, компактным, хорошо сбалансированным рюкзаком на технических участках. По себе знаю: на троечных скалах, где со 100-л, оттягивающим назад рюкзаком лезть не комфортно туристам приходится вешать перила, а с хорошо сбалансированным небольшим рюкзачком можно и в камин залезть, и распереться, и в откидку пройти! В результате, выигрыш времени, а значит - веса, объема и т.д...
Короче, кампактизация точно того стоит. Единственное, с самолетами реально проблема :(