Впечатления о походе по Ферганскому хребту, лето 2008

Пишет homul, 25.10.2009 22:02

Впечатления о походе по Ферганскому хребту, лето 2008 (Горный туризм, кулун, турклуб глобус, ферганский хребет, первопрохождения)

Походные планы на лето обычно строятся осенью. По крайней мере, осенью рождаются идеи. Вот, хочу подкинуть идею - район для похода 3-5 к.с. со множеством возможных первопрохождений (и обилием фотоматериала для этих первопрохождений), с близкими подъездами (всего 4-5 часов от г.Ош в Киргизии), с разнообразным ледовым рельефом, множеством переправ через реки. Главное же - этот район практически неизучен.

Речь идёт о южной части Ферганского хребта.

Вот выдержка из введения к отчёту о нашем походе туда летом 2008 года:
"Ферганский хребет, ограничивающий одноименную долину с северо-востока, протянулся с северо-запада на юго-восток на 150 км. В отличие от сравнительно изученной ( в советское время даже был издан путеводитель по ней ) его северной части южная оконечность хребта длительное время оставалась неисследованной, по-видимому, из-за близости к китайской границе и существования простых перевалов в это государство. В то же время именно южная часть хребта (южнее г.Болсуи) вызывает значительный интерес, поскольку является наиболее высокой его частью и несёт значительное оледенение.

Высоты доминирующих вершин здесь колеблются в пределах 4600-4900 м, перевальные седловины достигают 4400-4600м. Северо-восточный склон хребта обращен к долине реки Арпа, отроги здесь короткие, а оледенение довольно большое. Перепад высоты от 4600 на гребнях хребтов до 3000 м – высоты долины Арпы у окончания отрогов.

В противовес этому оледенение юго-западных склонов значительно меньше (хотя и возрастает по мере продвижения с севера на юг), а отроги простираются на 50 и более километров вглубь Ферганской долины.

Растительность с востока от хребта скудная, степная, в долинах же западных отрогов по мере спуска альпийские луга сменяются кустарниками, а ниже – лиственными лесами.

Особенного упоминания заслуживают заповедные территории западных отрогов: заповедники Кара-Шоро (ущ. Яссы), известный лечебными минеральными водами, и Кулунский, главными достопримечательностями которого являются озёра Кулун и Малый Кулун.

Со спортивной точки зрения район интересен разнообразием снежно-ледового рельефа. Разорванные ледники и ледопады, в отличие от сравнительно недалёкого Кичик-Алая, характеризующегося примерно такими же высотами, здесь не исключение, а, скорее, правило. Много седловин со значительными перепадами высот: 400, 600 и даже 800 м перевального взлёта здесь не редкость. Скалы в районе обычно сильно разрушены и не вызываютжелания использовать их для передвижения и страховки.

Реки района (как на востоке, так и на западе) часто довольно серьёзны, мосты (кроме низовий ущелий неподалёку от населённых пунктов) отсутствуют, поэтому любое путешествие в районе требует определённых навыков переправ.

Но главное! Этот район практически неизучен. До 2008 года известно лишь о 4 пеше-горных походах здесь: под руководством Ю.Браткова (1994?), Липин а С.В. в 2006 г [2], и в 2007 г ( отчёт, по-видимому есть у судейской комиссии Чемпионата России по пешеходному туризму за 2007 г [3] ) и Дмитрия Шаповалова в 2007 г [4] . Реки Арпа, Ойтал и Каракульджа, впрочем, неоднократно посещались туристами-водниками ( см. ссылки в отчёте [4]).

К лету 2008 года через главный хребет и его отроги был пройдены и описаны ( см. [4] ) всего три категорийных перевала – Триплет, 1Б ( Д.Шаповалов [4] ) , пер.Читты 1Б (Липин С.В. [2]) , пер. Арпа-Кулун, 2Б (Ю. Братков)."

Ниже приведёна карта 5-километровка, дающая представление о расположении района, с нанесенным на неё маршрутом нашего похода.

Александр Пуриков из московского т/к "Вестра" изготовил также отличную схему-хребтовку района с приложенным к ней списком пройденных и непройденных седловин. Список, однако, до сих пор не полон, так что ищите информацию по ссылкам в конце сообщения.

Вот здесь можно найти фотографии многих из непройденных седловин этого района. Но кроме них, там много нехоженных вершин, главная сложность подъёма на которые определяется именно подъёмом на ближайшую седловину.

г.Баяман Узловая и маршрут на неё с пер.Баяман.

Один из непройденных перевалов.

Ну и, конечно, там есть кое-чего для души, например, озеро Кулун и его заповедная долина.

Ниже - немного впечатлений о сезоне 2008 года, который мы провели в этом районе.

Наш поход по Ферганскому изначально планировался как исследовательское мероприятие - практически всё: долины, перевалы, переправы ... - всё должно было проходиться впервые, ну или, по крайней мере, в режиме, который так неласково называют "режимом первопрохождения". При планировании маршрута был выбор - либо сунуться в совсем неизвестную южную часть района, по которой была только карта, либо воспользоваться фотками северной части, любезно предоставленными Димой Шаповаловым, ходившем в районе в прошлом году. Мы решили использовать потенциал фотографий - и, думаю, сделали в этом направлении довольно много ;)) - 6 новых перевалов (из 8 пройденных) + 3 вершины, несколько долин, целый ряд ледников.

Кроме нас в районе были 2 московские группы из "Вестры" - они исследовали южную часть района.

Нитки исследовательских походов довольно часто выглядят уродливо - обычно завоз груза в какое-то место и несколько коротких колец вокруг него. Связано это с неопределённостью маршрута - в абсолютно новом районе сложно предсказать, где можно пройти, а где нельзя. На Ферганском к этой сложности добавляется ещё и другая - долины западных отрогов довольно длинные, дороги по большинству из них не ахти и сильно не доходят до верховий, нужны переправы через реки, короче, завезти заброску в одно ущелье, потом вернуться и начать с другого, параллельного, чтобы через 5-10 дней выйти к заброске и в результате получить линейный маршрут, здесь тяжело, если не нереально. Такой сценарий можно реализовать лишь с востока от хребта, на просторах Арпинской долины. Но там сложности с заездом не меньшие, если не большие. Да и старт получается сразу довольно высоким - высота долины 3000 м, и все перевалы рядом выше 4000, а большинство - около 4500.

Для преодоления этих трудностей (спасибо Олегу Янчевскому за совет!) мы - а хотелось именно линейного маршрута - решились на спортивный план: вначале похода весь груз (24 ходовых дня!) на своих плечах переносился через почти четырёхтысячный скотогонный перевал в Ферганском хребте в долину Арпы. Рюкзаки были тяжёлые, двигались мы не очень быстро, четырёхтысячному перевалу предшествовал почти трёхтысячный, короче, в долину Арпы мы попали уже неплохо акклиматизированными и размявшимися. Правда, не обошлось без сюрпризов, характерных, по-видимому, для большинства нормальных первопрохождений: когда мы подошли под предполагаемый некатегорийный почтичетырёхтысячный перевал через Ферганский хребет (на картах - от пятикилометровки до километровки он называется Шильбели, 3880), оказалось, что его, на самом деле, не существует. В общем, наши первопрохождения начались немного раньше запланированного. Как тяжело подниматься на осыпную азиатскую 1Б, 3980 с тяжёлым рюкзаком (к моменту выхода на седловину наш запас автономности составил 22 дня) рассказывать не буду - думаю, это и так понятно ;).

Тут я хотел сказать: "Дальше мы занесли заброску и начались будни..." - но занос заброски тоже потребовал определённых усилий - переправы через нехилую речку Кичи-Каракоман. Об этой переправе не мне рассказывать - пока относилась заброска часть группы со мной ходила на разведку первого перевала.

После заброски таки начались будни: первый перевал первопрохождение 2Б, ночевка на седловине 4480, радиалка на вершину (решили на правах первопроходцев назвать именем великого киргизского писателя Чингиза Айтматова - вершина ключевая и видна на многие километры вокруг)... Здесь (при прохождении перевала) пришлось подстраивать глазомер - я рассчитывал, что 6 верёвок льда до 30 (в среднем 20) градусов хватит до "выполаживания". С вечера провесили 3 верёвки, а утром началось... Кроме этих 3 верёвок перил ещё почти 700 м прошли с одновременной страховкой через бур, потом зона некислых трещин - давно так не ползал на пузе! - и ещё метров 500 по снегу 10-20 градусов с "глубокой перспективой падения" до седловины. Вылезли, выжатые как лимон - всё-таки новая высота, да и непрерывное движение - перил ждать не надо. Глянули вниз (карта обещала пологий пешеходный ледник) - а там ещё 5 верёвок до 45 градусов ;)). В общем, наблюдали с седловины самый красивый закат и рассвет в жизни ;).

г. Чингиза Айтматова на Ферганском хребте Тянь-Шаня, 4650

Второй первопроход (через пару дней) - ключевой перевал Очи-Коман на одноименный ледник - оказался попроще, но тоже, по-видимому, 2Б. Самое интересное на подъёме - заход на ледник под перевалом - назвали ледник Каньонным, думаю, правильно назвали ;)). Опять пол дня на разведку каньона, обход языка по ранклюфту и ... - ну, "3 верёвки наверное" перевальный взлёт. Стали под взлётом в обед, провесили пару верёвок, наблюдали массовый сход селей - просто какая-то канализация.

Прохождение ранклюфта лед.Каньонного

Утром к 10 были на седловине - 7 верёвок, железная 2Б, спуск пешком и немного петляния в ледопаде. На спуск я уже шёл думая о следующем - потенциально самом сложном препятствии - перевале Диагональ. Благо, само препятствие видно было прямо перед носом. К тому же в 12 мы решили пообедать, и вопрос "to go or no to go" не покидал наши умы на протяжении всего обеда. В конце-концов отложили решение до вечера, а утром как-то страх прошёл. Нижнюю, самую потенциально камнеопасную часть провесили и буквально пробежали, а дальше в основном с одновременной страховкой - через бур на льду, по рыхлому снегу по колено, .... короче, ещё вверху одна крутая верёвочка, всё остальное - пешком. В 13:00 на седловине. С такой скоростью я ещё не ходил технические препятствия ни с одной группой. Шурик тропил так быстро, что мы по его следам едва успевали ;)).

Перевал Диагональ, 2Б, 4540
Перевал - широкая снежно-ледовая седловина левее доминирующей вершины. Название своё получил за сложную траекторию подъёма

На спуск смотреть не хотелось - страшненький такой. Решив, что утро вечера мудренее, поставили палатку, сходили на соседнюю вершинку (назвали Чон-Каракоман по имени одноименного ледника) и... нашли безопасный пешеходный (1 верёвка через берг) спуск (так что с учётом этого на вершину существет маршрут 1Б к.с. - рекомендую - гора красивая!), который отложили до утра. Такого ветра на седловине я ещё не встречал - нас пятерых сидящих в палатке периодически приподымало от "земли" ;)).

А дальше была заброска, которую удалось забрать лишь со второго раза - река Очи-Коман, которую нужно было перейти при этом дважды, оказалась бродибельной лишь в 7 утра, после 8, боюсь, брод бы был уже с риском для жизни ;)). Потом - прогулка по долине Арпы и вдоль туманного ущелья Каракол (такой чёрной воды, как в этой реке, я ещё в жизни не видел!), нарзаны (кстати, совсем не редкость на Ферганском - нам удалось попить, пожалуй, из десятка источников), навесная переправа через поток з-под ледника Баяман, ледопады, стенки, крутые склоны, снегопады.... ;). Мы постоянно искали перевал проще, чем 2Б ;) - нам никак не везло - на последнюю седловину мы "кинули" всего около 100 м перил, сложили тур, написали, мол, 2А, а на спуске... Я долго не хотел переходить на перильную страховку, сначала по просьбе участников начал закручивать промежуточные буры, потом... а потом кто-то спросил: "Бодь, а может, всё-таки, дюльфернём?" Оценив перспективы падения, согласился. 3 верёвки дюльфера (ещё одну, верхнюю, прошли с одновременной через бур - страшненько так получилось), некислый ледопад... не нашли мы в нём прохода, кинули по ранклюфту верёвочку. Короче, если это и 2А, то очень неслабая получилась.

Ущелье Каракол в Ферганском хребте

Навесная переправа через поток из-под языка лед.Баяман

Верховья ледника Баяман.
Виден ледопад, ведущий в верхние цирки ледника, узел доминирующей вершины 4773 (Баяман) и седловина (слева от вершины) первопройденного перевала Баяман, 2Б, 4600.

Расслабились - внизу, каких-то 20 км, нас ждут 2 озера - Кулун и Малый Кулун. Забыли о реке Кулун. Не тут-то было - речка в верхнем течении скучать не дала. Было всё: и полдесятка переправ, и прохождение скальных прижимов по пояс в воде, и обходы по травянистым полкам с организацией дюльфера на забитом в землю дюралевом уголке... короче, нескучно. А потом было ОЗЕРО. Мы подошли к Кулуну в 8 утра. Сели, обалдевшие, на берегу, и, простите, втыкали. Увлечься нам не дал дождь - пришлось втыкать в палатке ;). А потом... Ребята разошлись не на шутку - в моих походах, как правило, не бывает днёвок, поэтому народ, видимо, не знал, куда себя деть - построили сауну! Ну или баню - я в тонкостях не очень разбираюсь. Смотрите фотки сами ;)

В долине реки Кулун.

Сауна.

Ущелье ниже Малого Кулуна поразило даже меня - я ещё не видел долины с такой мощной и одновременно чистой рекой! Мутный Кулун отстаивается в двух озёрах и фильтруется двумя дамбами-завалами. Тропка идёт то по дну, а местами - как в скальном каньоне в нижнем течении - по борту ущелья. Короче, как в хорошем кино. Если б ещё скот не пасли, я бы наверное, там и жить остался - в облепиховых зарослях ;)).

Вдалеке - озеро Малый Кулун.

Концовка похода была по стать началу - мы попали на сенокос (всё мужское население при деле) и, несмотря на обилие машин в селе, выехать из него не очень получалось. Выехали, конечно, проведя перед этим в чаепитии и философских разговорах с местными добрые пол дня ;)).

Материалов по Ферганскому не много. Вот почти всё из того, что есть в Сети:
1. ОТЧЁТ о горном походе IV категории сложности по Тянь-Шаню ( южная часть Ферганского хребта ),совершенному с 25 июля по 14 августа 2008 года. Рук. Савчинский Б.Д.
2. Липин С.Л. Отчет о пешем походе V к.с. по Внутреннему Тянь-Шаню, 13 августа - 05 сентября 2006 г.
3. Итоговый протокол Чемпионата России по пешеходному туризму за 2007 г.
4. Шаповалов Д. Кулунизаторы. Отчет о походе некоторой категории сложности. 3.07 – 29.07 2007
5. Александр Пуриков Схема юго-восточного узла Ферганского хребта (карта частично исправлена и дополнена по результатам походов 2008 года).
6. Савчинский Б.Д. Впечатления о походе Ферганскому хребту, лето 2008.
7. Ферганский хребет-2008, рук. Гладилин С.А., 4 к.с.