(по мотивам книги «Лавины. Практический учебник» Руди Майр и Патрик Найрц)

Эта статья – основные тезисы книги, в которой проведен анализ основных причин возникновения лавиноопасных ситуаций, на примере конкретных несчастных случаев произошедших в горах Тироля (Альпы) за последние 20 лет. Для более детального понимания процессов я добавил свои комментарии и разъяснения из дополнительной литературы и личного опыта. Думаю, будет интересно многим кто не знаком с этой книгой или еще не успел её прочитать!

10 характерных лавиноопасных ситуаций. Часть 1. (Альпинизм, лавиноопасные ситуации, патрик найрц, www.snowavalanche.ru, лавинная безопасность, руди майр)

Недавно задался мыслью проанализировать погодные данные за несколько лет в интересующем меня районе. Пока рылся в метоархивах и спутниковых снимках наткнулся вот на что.

Немножко о погоде (наса, modis, спутниковые снимки, nasa, погода)

В свежем скалолазном гайде по Крыму Сахарная голова отрисована отвратительно. В старой схеме из сети тоже есть вопросы, плюс после отрисовки схемы уже добавились новые маршруты.

Схема трасс в Судаке на Сахарную голову. Спасибо Террористу! (Альпинизм, сергей надточий, сахарная голова, сокол, мультипитч компромисс, темерев, хмелев, томск)

Пожалуйста помогите с выбором рукавиц, уже "сломал голову" какие же выбрать?. В выборе встали 3 фирмы Bask, RedFox, Marmot. Какие "верхонки" лучше взять:

Помогите выбрать рукавицы. (Альпинизм)

Многие альпинисты и горные туристы, даже перворазрядники и КМС-ы знают, что "случись что" и... дальше мысль не идет. Поскольку, знаний и опыта по этой части не хватает. Тренировок было мало, а то чему учили, и что сдавали на 2-й разряд ("самоспасение в двойке"), далеко не на уровне рефлексов, увы. К тому же, чего уж там, в жизни бывает по-разному, не только как показывали.

Альпшкола в Крыму: курс "Самоспасение в малой группе" / RESCUE TECHNIQUE (Альпинизм, snow sense, обучение, судак, сокол, алекс кузмицкий, курсы)

Осенний реванш за провальный летний сезон. (Горный туризм)

Так как летний походный сезон у меня полностью провалился, хочу хоть что-то наверстать осенью.

Самый распространенный вопрос потребителя относительно солнцезащитных очков – «какова у них защита от ультрафиолета»? Популярность этого требования вызвана разными причинами – как общей опасностью УФ, так и историями про ухудшение зрения при пользовании некачественными солнцезащитными очками (автор читал в начале 90-х годов в «Аргументах и фактах» байку про сочинских таксистов, которые массово обращались к офтальмологам). И именно это свойство очков в свое время мы решили проверить, благо имелось подходящее оборудование.

Поначалу планировалось протестировать две пары солнцезащитных альпинистских очков, которые наша группа брала в собой на Кавказ в 2009 г. (Ушба), и третьи, велосипедные (Alpina Sibiria, Cebe SPOT 1500 MC и BBB BSG-21 Cruiser). Но потом к сравнению добавились несколько других очков разного назначения.

К сожалению, дело было отложено в долгий ящик, поэтому обсуждаемых моделей в продаже вы не найдете, но общие выводы останутся справедливыми.

Сборы в горы по Интернету. Типовые таблички. (Альпинизм, снаряжение, планирование, питание)

На прошлой неделе я за пару дней обсчитал две экспедиции - двухнедельный поход 2 к.с. в горах Алая и 40-дневную экспедицию в высокие горы. Получилось быстро и непринужденно, благодаря старым наработкам - типовым табличкам продуктов питания и снаряжения.

Вот этими табличками, а также последовательностью своего расчета я и хочу поделиться с читателями. Итогом такого расчета являются три документа, которые я вывешиваю в Интернет и по которым собирается выезжающая в горы группа:

1. Сводная таблица закупок продуктов питания.
2. Таблица поручений по закупке продуктов питания.
3. Таблица распределения общественного снаряжения по рюкзакам.

А теперь опишу всю последовательность расчета.

Горелки и отравление угарным газом в палатках
По материалам зарубежных источников

Автор: Николай Дроботенко.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

О лавине в Карпатах, неделю назад снесшей со склона двух человек, я узнал из теле- и интернет-новостей. Информация была скудной: «район села Пилипец»... «лавина»... «поиски продолжаются»... «нашли»... «один – жив, с переломами ног»... «второй – погиб». Но я отчётливо сознавал, что это – вершина айсберга.
Меня же интересовало всё – где, как, при каких обстоятельствах. Поэтому, выдержав паузу в пару дней, я позвонил своему давнему другу, одному из опытнейших спасателей Закарпатья, человеку с незаурядным альпинистским опытом в горах Кавказа, Памира и прочих, вплоть до Перуанских Анд – Жене Чизмару. У меня не было ни тени сомнения, что именно он будет брошен на поиск (поэтому я и выдержал паузу перед звонком – чтобы не отвлекать). Так оно и произошло. Теперь я представляю полную картину событий.

НА ПИК ЛЕНИНА БЕЗ АККЛИМАТИЗАЦИИ (Альпинизм, турклуб маи, в.м.божуков)
В прошедшую пятницу на Риске был пост "Физподготовка без ограничений: советы и рекомендации для новичков". Там я обмолвился, что у Валентина Божукова была программа предварительной подготовки к восхождению, которая, по его словам позволяет взойти на пик Ленина без акклиматизации в альпийском стиле. Меня попросили запостить эту методику и сейчас я выполняю обещанное.

Наш опыт в облегчении веса снаряжения при восхождениях (Альпинизм, общее снаряжение, бивак, облегчение снаряжения, личное снаряжение, звезды безенги, сотник, fast and light, сивера, нефедов, grivel, гривель, sivera, одежда, снаряжение)

Звезды Безенги 2012
Одежда, бивак, личное и общее снаряжение, прочее.
Что, сколько, зачем.

ДОМАШНИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. (дюльферная станция, статический разрыв веревок)
Здесь много было разговоров о правильной организации станции для безопасного спуска. Мои мысли бегали хаотично внутри головы и не давали мне покоя. И вдруг захотелось провести эксперимент, что бы хоть как то всё уложилось «по полочкам».

"Ничего себе" или "вот это да!"
Восхождение на Казбек в октябре 2012 (Альпинизм, альпинизм)

14 октября 2012 года в 17.15 я и Саша Дулов сели в автобус «Волгоград - Пятигорск», отходящий от привокзальной площади. Билеты куплены до Георгиевска. Настроение у нас боевое – предстоит интересное путешествие.
Нас пока только двое – Леша с Леной поедут только восьмичасовым автобусом. До самого Владикавказа.
А мы, как истые матрасники, решили ехать с пересадкой, чтобы понежиться на верхних полках поезда.
Короче, впереди у нас много часов скрюченности, два термоса с чаем, бутерброды, яблоки и мегабайты музыки.
Ура!

Порой на дюльфере мы сталкиваемся с очень неприятной проблемой: спустился последний, начинаем продергивать, и вдруг система, соединяющая 2 веревки, цепляется за выступ, и «Твою дивизию!.. Твою дивизию!..Твою дивизию…» вторит эхо.
Дамы и господа, хочу продемонстрировать и обсудить с вами один из способов продергивания. Этот способ нам показал опытный, авторитетный альпинист-инструктор. Суть в следующем. Две веревки, по которым дюльферяет последний, соединены обычным проводником (рис 1) без контролек. Преимущество этого узла состоит в том, что на перегибе он переворачивается в положение наименьшего сопротивления. Ради эксперимента попробуйте провести этот узел под нагрузкой через крутой перегиб, например через стол под углом 90 град (рис 2), и вы увидите, как узел сам собой повернется в сторону наименьшего сопротивления (рис 3).

Причина, по которой так часто тонут люди

Это не про горы, но про воду. Мне кажется это очень важным поэтому делюсь с вами.

Рюкзак. Поиск идеала. (Бэккантри/Фрирайд, редпоинт, red point, хитриков, рюкзаки)
Если бы я поймал золотую рыбку, которая в связи с проблемами экологии могла выполнить только одно желание, связанное с идеальным рюкзаком для занятия альпинизмом, то я бы захотел рюкзак объемом 45-55литров из достаточно жесткого материалла. С одной стороны это несколько больше, чем классические рюкзаки для альпинизма, предполагающие хождение между хижинами, но меньше чем туристические рюкзаки, предполагающие продолжительные походы. В общем как по мне, так как раз.

На прошлой неделе я обещал одному хорошему и весьма фотогеничному человеку написать статью про упаковку аптечки. Статья на самом деле была написана давно, оставалось ее поправить и снабдить фотографиями готовой аптечки, что я сумел сделать только сегодня. К сожалению я не смогу принять участия в обсуждении - до поезда осталось четыре часа... но поскольку сезон начался, все же я статью выложу, не дай Бог кому пригодится.

Скальники для альпинизма на маршрутах с уровнем свободного лазания 7а-7б (свободное лазание)
Всем привет.

Кратко предистория.
До сих пор лазил в скальниках La Sportiva Mitos для альпинизма: мягкие, комфортные на ноге, легко одеваются-снимаются, в них можно пройти хоть весь маршрут в Крыму, не снимая на станциях для отдыха ног. В больших горах на средних-сложных скалах тоже с удовольствием снимаю ботинки и иду в этих скальниках.

Начал ходить 5Б-6А. ИТО-шить могу, но не очень люблю, предпочитаю свободное лазание. Как-то на Красном камне с меня поудевлялись, что в таких тапках до сих пор лезу 6с-7а, советовали поменять. Недавно предоставилась возможность попробовать более агрессивную модель на скалолазном маршруте 7а - ноги стояли на рельефе явно лучше. Правда, не очень приятно ногам в них, на альпинистском маршруте точно прийдется снимать на станциях.

Решил брать новые тапки. А какие, спросить-то не у кого. Мои знакомые альпинисты лазят либо более простые маршруты либо ИТО-шат на сложных участках, поэтому они не подскажут. Мои знакомые скалолазы, лезущие 7а, альпинистские маршруты не ходят, тоже не подскажут.

Итак, вопрос.
В первую очередь к людям, которые крымские альпинистские маршруты 5Б-6А проходят свободным лазанием и страхуются с лазания на сложности 6с-7а-7б по скалолазной классификации.
Какие скальники вы используете, и почему. Просьба указывать не только конкретные модели, ведь ноги у всех разные, но и общие критерии таких скальников.

Уважаемые коллеги! Планирую сходить "Крест" Эльбруса с ночевкой на седловине.

Крест Эльбруса с ночевкой на седловине: вопросы по акклиматизации (Альпинизм)

Вопрос: Не слишком ли это круто для команды, в которой предыдущий высотный опыт наименее опытного участника - это восхождения на 4300 и ночевка на 3700 (Тянь-Шань) планировать ночевку на 5400??? Вроде бы, по теории, не желательно набирать больше 1000 - 1200 метров от предыдущего опыта. Получается, что правило нарушается, и довольно прилично (5400-3700= +1700 метров).